Долгова, А.И. Социально-методологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И.Долгова. М.: Юрид. лит., 1981. 160 с.
Игошев, К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. М.: Юрид. лит., 1989. 448 с.
Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми /
A.И.Кочетов. М.: Педагогика, 1972. 120 с. Куфаев, В.И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних / В.И. Куфаев. М.: Раб. просвещение, 1927. 167 с.
Орлов, В.С. Подросток и преступление /
B.С.Орлов. М.: МГУ, 1969. 102 с.
Социальная профилактика правонарушений в социалистическом обществе / ред. кол.: Д.А. Каримов, А.В.Мицкевич, Т.М. Шамба. М.: Мысль, 1988. 150 с.
Яковлев, А.М. Преступность и социальная психология (социально-психологические закономерности противоправного поведения) / А.М. Яковлев. М.: Юрид. лит., 1971. 248 с.
А.В. КАЛАЧЕВ (Волгоград)
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ XVIII в.
Дан анализ демократических процессов в российском образовании XVIII в. Рассматриваются демократические тенденции, проявившиеся во время правления Петра I и Екатерины II в российском образовании: создание государственной общеобразовательной школы, появление женского образования, развитие демократической педагогической мысли, зарождение системы подготовки учителя.
Делается вывод о том, что создание общеобразовательной школы стало важнейшим этапом становления массовой народной школы.
Демократизация является важнейшим направлением развития современного российского образования. Сущность идеи демократизации образования, по нашему мнению, ярче всего проявляется в принципе равенства членов общества перед образованием, т.е. его доступности незави-
симо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Смысл демократизации образования, прежде всего, в том, чтобы сделать его доступным, бесплатным, обязательным.
Многовековой опыт демократизации российского образования может быть полезным в решении проблем современной педагогической действительности. Важные шаги в демократизации российского образования были сделаны в XVIII в., когда в России была создана светская общеобразовательная школа с профессиональным уклоном, сделана попытка организовать государственную систему народного образования.
На рубеже XVII - XVIII вв. в России начались грандиозные реформы - экономические и политические, целью которых было сделать страну более конкурентоспособной. Для реализации этих замыслов Петра I требовалось немало образованных людей. В начале XVIII в. в России появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность: школа математических и навигационных наук (1701 г.), пушкарская школа (1701 г.), хирургическая школа (1707 г.), инженерная школа (1712 г.) и др. Это были по преимуществу дворянские учебные заведения, но сословный принцип нередко нарушался, так что в новых учебных заведениях оказывались представители и других социальных слоев. Учащиеся недворянского происхождения отличались особым усердием в учебе, т.к., согласно царским указам 1712 и 1714 гг., «родовитость» не считалась определяющим условием при назначении на должность и прохождении службы. Выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин.
Важным шагом на пути демократизации российского образования стало создание в 1714 г. светских элементарных школ с математическим уклоном (так называемые «цифирные школы»). В этих школах учились дети дворян, приказных и посадских людей, церковнослужителей, солдат. С 1716-го по 1722 г. в разных городах России были открыты 42 цифирные школы. По данным на 1727 г., их
© Калачев А.В., 2008
посещало немногим более 2 тыс. учащихся, причем дворянских детей в них было менее 2,5% (Фомичев 1996: 16). К сожалению, крестьянские дети в цифирные школы не допускались. В целом школ, предназначенных собственно для обучения крестьянских детей, в первой половине XVIII в. было чрезвычайно мало. Они существовали только в селениях удельных крестьян, принадлежащих царской фамилии, - в Царском Селе, Кузьминой слободе, Гатчине, в селе Бобрики (Жураков-ский 1978: 17). Несмотря на то, что цифирные школы так и не смогли утвердиться (во многом из-за раздражавшего власть имущих демократического состава этих учебных заведений), они имели большое значение. Они стали первыми светскими государственными школами в провинциальной России.
Почти одновременно с цифирными школами в российской провинции при архиерейских домах стали учреждаться епархиальные школы, которых с 1721-го по 1725 г. было открыто 46. В 1727 г. в епархиальных школах обучалось более 3 тыс. учащихся, принадлежащих к различным сословиям и социальным группам: духовному, дворянскому, крестьянскому и др. (опять же, кроме крепостных, за редким исключением) (Фомичев 1996: 16). Кроме того, указом 1724 г. монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, - прядению, шитью и др. Бесспорно, что подобные школы, организованные Русской православной церковью, способствовали повышению общего уровня начальной грамотности простого народа. В России развилась широко разветвленная сеть духовных учебных заведений (от низших до высших), которая играла далеко не последнюю роль в распространении грамотности и знания в XVIII в.
Добавим к этому, что в первой четверти XVIII в. в российской провинции стали появляться специальные школы для солдатских детей - гарнизонные, ставшие самым массовым видом «низших» классов светской профессиональной школы XVIII в. С 1721 г. эти школы учреждались при каждом полку и крепости. В этих школах грамоте и различным ремеслам обучалось как минимум по 50 человек с 15 лет. Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Крон-
штадте и Ревеле (в 1719 г.), в Таврове (1720 г.) и при Петербургской партикулярной верфи (1722 г.). В этих школах детей матросов, плотников, кузнецов и других мастеров учили «грамоте и цифири».
Развитие системы образования способствовало появлению новых, демократических по духу педагогических идей. Эти идеи были высказаны такими выдающимися русскими просветителями XVIII в., как И.Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др. Например, И.Т. Посошков предлагал издать закон, по которому помещики обязаны будут учить своих крепостных грамоте, аргументированно показав непосредственную пользу от грамотности как самому крестьянину, так и всему Отечеству. Один из активных сторонников реформ Петра I Ф. Прокопович изложил программу обучения в архиерейских школах, где сочетались светский и религиозный компоненты образования (Антология ... 1985: 13, 226 - 227). В.Н. Татищев рассматривал образование как жизненно важное дело не только для дворян, но и для крестьянства, а для распространения грамотности предлагал по всем губерниям, провинциям и городам учредить мужские и женские училища, где бы преподавали специально подготовленные учителя. В практической деятельности Татищев следовал своим взглядам, открывая в промышленных районах страны начальные школы. Выучившихся грамоте Татищев освобождал от службы в армии (Константинов 1949).
Подводя некоторые итоги развития демократических тенденций в российском образовании первой четверти XVIII в., можно констатировать, что государство и общество пришли к пониманию того, что необходимое количество квалифицированных специалистов нельзя получить без создания общеобразовательной школы. Поэтому делается первая попытка организации массовой общеобразовательной школы, создаются разные виды школ для всех сословий, исключая крестьян. Главной трудностью стали нежелание и неготовность населения овладевать новыми знаниями. Большинство населения устраивали школы мастеров, грамоты и традиционное образование. Как таковой системы народного образования не было создано. Существовали отдельные школы, под-
чинявшиеся разным ведомствам, без единого руководящего центра и единых программ. Школы, созданные в первой четверти XVIII в., предназначались в основном для детей господствующих групп, которые, получив образование, должны были занять руководящие посты в армии, во флоте, в системе государственного управления.
В послепетровское время процесс формирования начальной народной школы продолжался. Социально-экономические условия в России диктовали дальнейшее развитие отечественной науки, культуры и образования. Развивающаяся промышленность, регулярные армия и флот, правительственные учреждения по-прежнему испытывали острую нужду в образованных людях.
Особняком в истории российского образования стоит просветительская деятельность М.В. Ломоносова. Его демократизм выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Перечислим наиболее важные педагогические достижения М.В. Ломоносова, сыгравшие важную роль в создании национальной демократической системы отечественного образования: отстаивание мысли об увеличении сети школ, числа обучающихся в ней детей с опорой на национальные традиции образования; придание российской системе образования единого преемственного характера (начальная школа - гимназия - университет); решающая роль в создании Московского университета как центра русского просвещения, общенародного и бессословного учреждения (управление университетом - на выборных демократических началах, автономность, чтение публичных лекций, диспуты и т.д.); разработка плана принципиально нового государственного образовательного учреждения демократического типа - гимназии, которая должна была быть общедоступной и бессословной с обучением на родном языке; планирование государственного обеспечения нуждающихся учащихся.
Постепенно в обществе формировалась мысль о необходимости просвещения большинства населения России. Во время правления Екатерины II окончательно оформляется идея создания школы для широких слоев населения, исключая крепостных. Екатерина II стремилась превра-
тить русскую школу из сословной и профессиональной в бессословную и общеобразовательную, создать сеть государственных провинциальных учебных заведений.
В начальный период деятельности Екатерины II многие российские общественные деятели и мыслители приняли участие в разработке проектов просвещения русского народа на заседаниях специально собранной Комиссии. В школьных проектах 1760 - 1770-х гг. уделялось внимание начальному образованию недворянских сословий, хотя содержание обучения мещан, крестьян предполагалось ограниченное. Многие члены Комиссии в своих выступлениях поддерживали необходимость просвещения всех слоев населения. Например, статс-секретарь Академии наук Г.Н. Теплов хотел в каждой губернии учредить гимназию для всех желающих, кроме крепостных. Известный публицист А.Я. Поленов предлагал учить детей крестьян, в каждой деревне учредить школу на средства помещика, где обучали бы бесплатно детей с 10 лет (предметы - грамота, основания православной веры, цифирь) (История ... 1999: 104 - 107). Организатор школьного дела из Архангельска В.В. Кре-стинин составил документ, в котором содержались требования уничтожить сословно-дворянские привилегии в образовании, открыть широкий доступ в государственные бесплатные школы для «научения убогих детей обоего пола», сделать доступным гимназическое образование для всех слоев посадского населения, включая крест -ьян (Антология ... 1995).
В этот период произошло важнейшее событие, сыгравшее огромную роль в демократизации российского образования: в 1764 г. было открыто Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге. Оно стало первым светским учебным заведением для девушек не только в России, но и в Европе. Примечательно, что при Смольном институте благородных девиц было создано отделение для воспитания девочек недворянского происхождения - «училище для мещанских девиц» на 240 человек, где для девочек 6 - 18 лет кроме общеобразовательных дисциплин преподавались правила поведения в семье и обществе, а также домоводство (Там же).
Нововведения 80-х гг. XVIII в. были во многом подготовлены мнением прогрес-
сивной общественности, аналогичными преобразованиями в других европейских странах. Принятый в 1786 г. «Устав народным училищам в Российской империи» являлся первым общим для России законодательным актом в области народного образования, и это можно считать началом школьного образования в нашей стране. Документ отвечал интересам государства, народа и улучшения качества образования. Одними из основных его задач были 1) создание образовательных учреждений для широких народных слоев;
2) подготовка русских учителей; 3) написание российских учебных пособий взамен западных, переводных.
Были открыты школы двух типов, но только в городах: главные народные училища (по одному в каждом губернском городе) и малые народные училища (по одному в каждом уездном городе). При этом малые училища учреждались на средства самоуправления уездных городов; обучение в них было бесплатным. Формально училища были бессословными, но крестьяне, как правило, не имели возможности учить там своих детей (Константинов 1949).
Важнейшим требованием в деле просвещения народа было создание эффективной системы подготовки квалифицированных учителей. В 1779 г. была основана учительская семинария при Московском университете, которая подготовила ряд видных деятелей русского просвещения, а в 1786 г. создана учительская семинария в Петербурге, ставшая первым в России высшим педагогическим учебным заведением. Впервые вводилась классноурочная система, учителя проходили необходимую практику. Всего были подготовлены и стали работать в училищах около 800 учителей.
К концу XVIII в. в России работало 315 малых и главных училищ с общим числом учащихся около 20 тыс. человек (среди учащихся было около 1800 девочек, или 7%). Несмотря на то, что число школ увеличилось почти вдвое, а учащихся — на одну треть, этого количества школ было явно недостаточно. В 1790 г. один учащийся (в светской школе) приходился примерно на 1,5 тыс. жителей страны (Антология ... 1985).
В сочинениях русских просветителей второй половины XVIII в. провозглаша-
лись идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, будучи более социальными мыслителями, нежели педагогами, считали необходимым воспитывать добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, его патриотов, борцов против «рабского состояния». Можно выделить следующие демократические педагогические идеи этих мыслителей: бессословный характер образования; полноценное общее образование женщин; гуманизация процесса школьного воспитания; трудовое обучение детей; организация народного образования на средства самого общества, что даст возможность изъять школы из-под церковной и правительственной опеки, передав учебные заведения в руки общественности (Очерки ... 1973).
Таким образом, образовательные реформы XVIII в. стали серьезным шагом в демократизации отечественного образования. Этой эпохе можно занести в актив следующие демократические свершения:
1) окончательное оформление идеи создания общеобразовательной школы для широких слоев населения с педагогической, а не с профессиональной или сословной целью;
2) открытие государственных светских школ и народных училищ, имеющих общеобразовательный характер;
3) введение обязательной учебной повинности для дворянских детей, дьяков и подьячих;
4) развитие демократической педагогической мысли, доказывавшей необходимость просвещения русского народа и организации общедоступных школ для всех сословий;
5) начало государственного женского образования;
6) зарождение профессиональной подготовки народных учителей.
Бесспорно, что в течение XVIII в. было официально начато создание государственной системы общего образования, что явилось необходимой демократической основой для последующих этапов развития российской народной школы. Это, несомненно, послужило фундаментом для появления в XIX в. все большего числа школ разных типов (министерские, церковноприходские, земские и т.д.), для организации министерства народного просвещения.
Все это создавало необходимые предпосылки для дальнейшей демократизации образования в России.
Литература
Антология педагогической мысли России XVIII в / сост. И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. 480 с.
История педагогики в России: хрестоматия: для студ. гуманит. фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Ф. Егоров. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 400 с.
Жураковский, Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России / Г.Е. Жураковский. М.: Педагогика, 1978. 160 с.
Константинов, Н.А. Очерки из истории начального образования в России / Н.А. Константинов, В.Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1949. 207 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII — первая половина XIX в. / отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973. 605 с.
Фомичев, И.В. Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года / И.В. Фомичев. Воронеж: Изд.-полиграф. центр «Черноземье», 1996. 156 с.
Л.А. НЕСТЕРОВА (Волгоград)
ИННОВАЦИОННЫЕ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ в.
Рассматриваются инновационные технологии в педагогике Германии первой трети ХХ в., положившие начало созданию и развитию так называемых «новых школ» в Европе, поиску прогрессивных решений в педагогической науке.
Социально-экономическое и политическое развитие Германии, масштабная индустриализация страны в конце XIX -начале XX в. вызвали острую необходимость в перестройке старой школы, состояние которой, содержание образования, методы и средства обучения не отвечали требованиям современной жизни. Значительные изменения в общественной жизни Германии в конце ХХ в. создали предпосылки для развития национального просвещения, построения системы бесплатного обязательного начального образования.
Кроме этого, растущая промышленность и сельское хозяйство нуждались в организации эффективной системы подготовки рабочих кадров. В это же время происходит интенсивная переоценка духовных ценностей и идеалов, обращение к нравственным проблемам человечества, проблемам развития индивида, к личности ребенка, его полноценному образованию и существованию.
Важной социокультурной предпосылкой реформирования образования в Германии явился также протест общественной мысли против технократического подхода к личности, признававшего превосходство естественнонаучных знаний над чувствами. Неприятие механицизма, новое осмысление человеческой сущности и бытия приводят к развенчанию «культа разума», который можно рассматривать как ценностно-ориентационный стержень всей просветительской идеологии, противостоявший мистическому культу божества и сопряженный с абсолютной верой в прогресс. Наступает новый этап, отличный от периода классического мировосприятия с присущим ему чувством исторического оптимизма, верой в прогресс, торжество разума и свободы. В Западной Европе возникают различные новаторские направления (позитивизм, прагматизм, иррационализм, интуитивизм, экзистенциализм и совершенно новое течение в искусстве -модернизм, пытавшийся «найти выход из надвигающегося Апокалипсиса»), каждое из которых в той или иной мере подпитывает реформаторское движение в педагогике. Позже эти поиски современных средств обучения и воспитания будут называть инновационными.
В этот период были выдвинуты следующие инновационные идеи:
• Обучение не может рассматриваться как простая передача новому поколению знаний и форм поведения. Культуру нельзя понимать как наследие, которое нужно передать следующему поколению. Культура в большей степени есть надежда на новое поколение, задание для него, она должна подвергаться изменениям, нуждается в постоянном обновлении и передаваемая только в той степени, в которой она соответствует жизни нового поколения.
© Нестерова Л.А., 2008