Научная статья на тему 'Демократическая культура в законопроектной деятельности: практика «Crowdsourcing»'

Демократическая культура в законопроектной деятельности: практика «Crowdsourcing» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демократическая культура в законопроектной деятельности: практика «Crowdsourcing»»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

А.А. Соколова

Соколова Алла Анатольевна — кандидат юридических наук, доцент, профессор-эмеритус

Европейский гуманитарный университет (г. Вильнюс, Литва)

Демократическая культура в законопроектной деятельности:

практика «Crowdsourcing»

Эффективность соблюдения, применения законов зависит от восприятия их содержания общественным сознанием, соотношением между ожиданиями граждан и реальными моделями поведения, предлагаемыми государственными институтами. Сопричастность акторов гражданского общества процессу формирования права — объективное требование качества законодательной деятельности, индикатор/показатель культуры законотворчества, юридической техники в целом. Рассматривая демократическое государство, гражданское общество как сферу публичного пространства, можно утверждать, что все его социальные составляющие ответственны за «судьбу» закона, направленность законодательной политики, уровень правовой системы и правопорядка.

В каких формах может проявляться демократическая культура в законопроектной деятельности? В истории правотворческой деятельности советского государства просматриваются поразительные картины участия общественных организаций в создании нормативных документов, проявляющегося в зависимости от способов придания советским государством юридической силы результатам их деятельности в двух основных формах: относительно самостоятельном нормотворчестве общественных организаций; совместном нормотворчестве государственных органов и общественных организаций. Безусловно, не стоит создавать иллюзии о степени демократичности такого нормотворческого процесса. Очевидны в этом процессе превалирование роли руководящих органов общественнополитических организаций (ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ), пропагандистский характер многих совместных нормативных правовых актов, содержащих больше декларативных норм, нежели правовых механизмов регулирования проблемных ситуаций; формальный характер привлечения объединений трудящихся к совместному принятию правовых актов и многое другое. Современные государства используют более эффективные по технологическому уровню формы участия граждан в законопроектной деятельности (общественные обсуждения, консультации в интернет-пространстве, создание в 2005 году Общественной палаты Российской Федерации, обеспечивающей взаимодействие граждан, общественных организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления). Научно-технический прогресс в XXI веке сделал возможным использование Интернета как экономически эффективного средства не только для распространения информации и сбора идей от общественности, но и для ее активного участия в создании продукта государственной политики. Произошел качественный переход от пассивных форм восприятия общественностью информации к более активным — обсуждениям, консультациям, голосованиям, и непосредственно к культуре сопричастности к процессу выработки решения — создания текстового документа.

В настоящее время в большинстве демократических государств принятие законодательных актов является исключительной прерогативой парламентов. Косвенное участие посредством избранных представителей как приоритетный способ вовлечения общественности в принятии законов в политико-правовой среде вызывает сомнение в их политической легитимности. А массив принимаемых неизбираемыми административными государственными органами подзаконных актов удивляет необозримостью, противоречивостью, низкой степенью соблюдения. Решению проблемы легитимности законодательства, по мнению многих авторов, может способствовать переход к инновационному способу краудсорсинга, (сrowdsourcing)1, используемого в странах Европы, США. Не случайно тема XII Конгресса Международной ассоциации законодательства (IAL) — «Краудсорсинг и законодательство» («Crowdsourcing and Legislation») (Стокгольм, Швеция, 11—12 марта 2015 г.). Обсуждались такие блоки проблем, как «Краудсорсинг: между технологическими возможностями и правовыми требованиями», «Краудсорсинг в государственном секторе: передовая практика, проблемы и новые вопросы для будущего», «Краудсорсинг — риски и возможности», «Краудсорсинг и локальное правотворчество: ближе к народу?».

1 Термин впервые введен писателем Д. Хау и редактором журнала «Wired» М. Робинсоном в 2006 году. Существительное «сrowdsourcing» (англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — привлечение к рабочему процессу неквалифицированных работников-добровольцев, часто интернет-пользователей, например, для наполнения сайта материалом; расходы на содержание таких сотрудников сведены к минимуму. См.: URL: https://slovari.yandex.ru/crowdsourcing/en

Соколова А.А. Демократическая культура в законопроектной деятельности...

299

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Цель предлагаемого выступления — привлечь внимание к этой достаточно новой для наших государств практике, представить общую характеристику краудсорсинга и попытаться оценить сильные и слабые ее стороны и перспективы использования в законотворческой деятельности постпереходных государств.

В авангарде научных исследований краудсорсинга стоит Дарен С. Брабхам (Университет Южной Калифорнии, США). В одной из последних книг «Краудсорсинг в государственном секторе» (Daren C. Brabham. Crowdsourcing in the Public Sector. eBook ISBN: 9781626162228) он рассматривает, помимо теоретического обоснования краудсорсинга в государственном секторе, его практическое применение; описывает интеллектуальные корни идеи краудсорсинга в таких понятиях, как коллективный разум, мудрость толпы. Суть инновации состоит в использовании коллективного интеллекта интернет-сообществ для разработки инновационных решений проблем локального или государственного уровня в пространстве Интернета1. Краудсорсинг имеет большие перспективы в государственном секторе и является частью более широкого движения к активному участию граждан в демократическом правительстве. Речь идет об инновационной форме участия активной части общественности в деятельности по разработке проектов нормативно-правовых актов по имеющей общественно значимый характер проблеме локального или государственного характера. Условно определим эту форму как совместное правотворчество (особенность ее заключается в том, что общественность принимает участие в самом процессе создания текста, а не только в обсуждении предлагаемых официальными структурами проектов).

Кроме того, в процессе коллективной работы на интернет-площадке формируются сетевые коллективы, приобретающие навыки владения юридической техникой, готовые решать новые значимые для общества задачи, повышается доверие и взаимодействие между различными акторами гражданского общества.

Какой видится концептуальная модель совместного процесса создания текста будущего нормативного правового акта? На мой взгляд, два основных тезиса должны быть положены в ее обоснование: признание публичной сферы как арены для социально-правовых экспериментов, правового моделирования двух основных акторов — государства и общества; признание публичности законодательной политики — вовлеченности граждан, общественных организаций, иных институтов гражданского общества в процесс определения ее стратегических направлений и приоритетов. Теоретикометодологической основой для формирования инновационной модели законотворчества избрана концепция согласования интересов в законопроектной деятельности. Основной тезис выступления состоит в том, что результаты законодательной политики и практики будут эффективными при условии связанности их с публичным пространством, которое характеризуется, во-первых, взаимным признанием институтов государства и институтов гражданского общества, во-вторых, их равноправием, в-третьих, конкуренцией мнений, предложений, позиций, инициатив акторов, в-четвертых, ответственностью каждой из сторон за выполнение сообща смоделированного решения, в замысле которого проявляется и признается в качестве компромисса инициатива каждой из сторон. Таким образом, учреждается диалог равных акторов-правотворцев, участвующих в формировании моделей по-2

ведения2.

Общая характеристика модели:

— проблема, подлежащая правовому регулированию, должна затрагивать всеобщий интерес. Проблемное поле законодательной/правотворческой деятельности имеет отношение ко всем гражданам государства — непосредственное или опосредованное. Практика краудсорсинга применима, прежде всего, к вопросам, затрагивающим интересы каждого гражданина (здравоохранение — оплата медицинских услуг, разрешение эвтаназии для несовершеннолетних; образование — переход на двухуровневую структуру: бакалавриат, магистратура; пенсионное обеспечение — изменение пенсионного возраста и т. д.);

— круг участников сетевого сообщества — граждане, имеющие доступ к сети «Интернет», владеющие навыками работы в ней, получившие допуск к конкретной интернет-платформе (регистрацию);

— суть краудсорсинга в законопроектной деятельности — в совместном конструировании модели поведения в требующей правовой регламентации ситуации, в разработке текста проекта нормативного правового акта коллективными усилиями участников сетевого проекта.

Инициативы краудсорсинга в США, Великобритании и Канаде представлены в статье Иаира Ипа (Jairus Yip) «Open Government and Public Crowdsourcing in Practice» 3. В США по инициативе админист-

1 URL: http://www.worldcat.org/identities/lccn-n2012075830/

2 Соколова А.А. Трансформация публичной сферы как условие демократизации правотворческого процесса. // Юридическая техника: Демократизация правотворчества: доктрина, практика, техника. Ежегодник. Нижний Новгород. 2014. № 8. С. 561.

3 Yip J. Open Government and Public Crowdsourcing in Practice // Ethos — Issue 10, October 2011. URL: https://www. cscollege.gov.sg/knowledge/ethos/issue%2010%20oct%202011/Pages/0pen%20Government%20Public%20CrowdSo urcing.aspx

Юридическая техника. 2016. № 10

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

рации Обамы для роста гражданского участия и сотрудничества было учреждено Открытое правительство, принципами функционирования которого являются: доступность правительственной информации в Интернете, ее качественность, создание культуры прозрачности, сотрудничества в каждом государственном органе.

Опыт первого российского краудсорсингового проекта, в ходе которого участники интернетсообщества совместно работали над совершенствованием текста проекта Закона об образовании, представлен авторами Буровым В.В., Патаракиным Е.Д., Ярмаховым Б.Б. в статье «Использование технологий краудсорсинга в законотворческой деятельности»1. Ими было предложено технологическое решение сетевого улучшения проекта закона об образовании в Российской Федерации (в частности, глава «Общее образование»). Работа над проектом закона проводилось силами открытого сетевого сообщества, в которое вошли эксперты в области образования, работники сферы образования (учителя, администраторы, методисты), родители, а также представители других заинтересованных лиц (юристы, государственные служащие). Устройство и дизайн интернет-площадки были нацелены на коллективное конструирование статей и создание единого финального документа — законопроекта. Члены сообщества осуществляли экспертизу положений проекта, оценивали представленные варианты и предлагали свои идеи и формулировки отдельных пунктов для его улучшения. В результате коллективного оценивания наиболее оптимальный вариант вошел в финальную версию доработанного проекта закона.

В заключение попытаюсь оценить возможности использования краудсорсинговых технологий в законопроектной деятельности: действительно ли краудсорсинг повышает политическую легитимность и эффективность законодательства и в целом развивает демократическую культуру законотворчества?

Положительные стороны:

— развитие культуры большей открытости, доверия, сотрудничества между правительством и гражданами, установление диалога между государством и институтами гражданского общества в процессе принятия решений, изменение общественного сознания;

— расширение экспертного сетевого сообщества, включение в него новых заинтересованных участников, обладающих своим взглядом на проблему; использование знаний и опыта занимающих активную позицию в общественной жизни граждан позволяет значительно улучшить качество законопроекта, учитывать ожидания общества, популяризировать идеи проекта;

— совместное правотворчество — члены сетевого коллектива приобретают статус соавторов общественной версии законопроекта;

— снижение финансовых расходов за счет использования волонтерского труда.

Проблемы и риски:

— формирование политики создания сетевого сообщества (профессионализм, диверсификация, информированность);

— достижение репрезентативности — представление интересов всех заинтересованных в решении проблемы социальных групп (интересы групп, которые не участвуют в социальных медиа или интернет-платформах из- за отсутствия цифрового доступа или других социальных факторов);

— юридическое оформление «совместного правотворчества»;

— технические сложности в разработке дизайна интернет-площадки и модерировании коллективной работой участников.

Вывод. Попытка совершенствовать законодательный процесс, включив в него реальные элементы демократической культуры, оправданна. Основной вопрос заключается в следующем: готовы ли граждане участвовать в таких проектах, и главное: готово ли государство «поделиться» приоритетной ролью законотворца и доверить законодательную политику своим гражданам.

1 Буров В.В., Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Использование технологий краудсорсинга в законотворческой деятельности // Бизнес-информатика. 2011. № 2 (16). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ ispolzovanie-tehnologiy-kraudsorsinga-v-zakonotvorcheskoy-deyatelnosti#ixzz3f13MZxIz

Соколова А.А. Демократическая культура в законопроектной деятельности...

301

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.