ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ
ЕРОХИН Никита Алексеевич
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант 1-го курса специальности 23.00.02 -Политические институты, процессы и технологии, е-таЛ: [email protected]
В статье рассматриваются общие проблемы влияния демографических факторов на электоральные процессы. Анализируется электоральное поведение. Рассматриваются тендерные и возрастные различия электоральных предпочтений. Особое внимание уделяется проблеме абсентеизма.
Ключевые слова: избирательные процессы, половозрастная структура, абсентеизм, модели абсентеизма, избирательное право, электоральные предпочтения, протестное поведение, демографические волны.
Постановка научной проблемы
Сфера научного изучения демографии и политологии пересекаются между собой, что стало одной из причин возникновения новой науки - политической демографии. Она признается специалистами как прикладная и смежная отрасль в системе демографических наук [ 1: 86].
Классическое определение границ предметного поля политической демографии как совокупности социально-политических последствий демографических процессов внутри страны и во всем мире дал А.Я. Кваша [2: 153]. К одной из проблем предметного поля политической демографии он отнес влияние половозрастной структуры на электоральные процессы [3: 27].
Целью статьи является анализ особенностей электорального поведения в различных тендерных и возрастных группах.
Тендерные различия электорального поведения
Тендерные отличия восприятия разнообразных политических процессов, в частности - избирательных, помимо политической культуры, обусловлены различными психологическими, физиологическими и социальными отличиями между мужчина-
ми и женщинами. Обычно они классифицируются по трем основным параметрам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому [4: 248].
Когнитивный параметр характеризуется познавательными процессами психики. То есть он связан с такими психологическими процессами, как память, внимание, чувства, представление информации, логическое мышление, воображение, а также со способностью к принятию решений. В конце прошлого века была выдвинута модель изучения тендерных различий, основанная на специфике когнитивных процессов, использующихся для решения каких-либо задач. Модель показала, что мужчины и женщины при их выполнении применяют разные стратегии. Так, например, при вождении машины мужчины более эффективно используют визуальные разъяснения и схемы, а женщины -вербальные. Кроме того, авторы модели пришли к выводу, что мужчины лучше удерживают объемную информацию и манипулируют ею в уме, тогда как женщины быстрее извлекают информацию из памяти.
Если исходить из определения тактики избирательной кампании как оптимального распределения имеющихся ресурсов между мероприятиями кампании [5: 181], то модель может быть применена к сфере избирательных технологий для целенаправленных посланий на определенные группы. К женщинам лучше будет применена тактика, использующая вербальные и небольшие информационные сообщения, а к мужчинам - визуальные и объемные.
Существуют различия и в эмоциональных компонентах психики мужчин и женщин. Так, по мнению С.Г. Айвазовой, мужчины более критичны в восприятии власти и проявляют склонность к избирательному абсентеизму, если убеждены, что их голос ни на что не повлияет. Женщины же склонны к конформистскому характеру голосования [6: 9]. Как ни странно, уровень абсентеизма в группе женщин не намного ниже, чем у мужчин. Однако причины отказа от голосования рознятся: если у мужчин абсентеизм в основном индифферентный и проте-стный, то у женщин он конформистский. Стоит также отметить, что женщины более лояльно относятся к институтам власти [7: 226] и политическим лидерам [8: 80].
В общем, пол имеет большое значение в поведении избирателей при голосовании. Эта роль особо прослеживается при голосовании не за партии, а за конкретных лидеров. Так как большинство партий в России имеет ярко выраженный лидерский характер, избирателям более важен лидер как личность, а не программы или лозунги. При рассмотрении личности лидера мужчины и женщины обращают внимание на их различные характеристики и качества. Для мужчин более важна эффективность деятельности лидера и такие характеристики, как рассудительность, сила воли, настойчивость, профессиональные качества лидера. Женщины больше обращают внимание на моральные качества: честность, порядочность, доброта, отношение к семье. Более того, такие качества, как нерешительность, мягкость, медлительность, могут понравиться женщинам, но мужчинам они будут казаться недостойными для политического лидера.
Электоральное поведение в различных возрастных группах
Сегодня в России уже сложилась стабильная возрастная структура населения. На ее формирование влияло множество пертурбационных факторов. Оттого российская возрастная пирамида сильно деформирована. Динамика различных половозрастных процессов имеет волнообразный, нерегулярный характер.
Многие исследователи связывают основную причину сохранения негативной возрастной структуры с демографической волной, т.е. волнообразным изменением числа родившихся людей. Так, снижение рождаемости в 60-х гг. XX в. почти на 1 млн человек обусловлено влиянием Великой Отечественной войны. Подобное снижение рождаемости в 1985-1995 гг. было вызвано «эхом» 1960-х гг. С начала XXI в. начался повтор ситуации роста рождаемости 1968-1980 гг.
Сегодня соотношение трудоспособного и пожилого населения равняется примерно 3 к 1, но, по прогнозам, к 2050 г. снизится до 1,5 к 1, что приведет к повышению нагрузки на бюджет работодателей и самих работников [9]. Таким образом, младшая возрастная группа с середины XXI в. останется прак-
тически неизменной при одновременном увеличении численности старшей группы и снижении доли трудоспособного населения.
По данным ЦИК, в РФ в середине 2015 г. численность избирателей составила чуть менее 110 млн человек [10]. Примерно пятая часть электората - люди пожилого возраста. Влияние этой категории огромно. Пожилые люди являются наиболее мобилизованной частью электората, они всегда голосуют и, как правило, реализуют свое активное избирательное право в первые часы выборов. В отличие от пожилой группы, у молодежи и среднего возраста наблюдается относительно большой уровень избирательного абсентеизма. Данные ВЦИОМ показывают, что наименьший процент абсентеизма - в старших возрастных группах (10 %), тогда как в группе молодежи этот показатель достигает 20 %.
Основная проблема заключается, однако, не только в явке на избирательные участки, но и в большом значении политических предпочтений возрастных групп населения:
- Так, конформистская модель (за «Единую Россию») голосования прослеживается во всех возрастных группах, причем наибольший процент набирается среди молодежи (60 %) и пожилых людей (47 %).
- КПРФ как основная партия системной оппозиции получила малое одобрение молодежи и людей среднего возраста, однако смогла максимально приблизиться к партии власти среди пожилых людей.
- У «Справедливой России» и ЛДПР наблюдается относительно равное количество избирателей в разных возрастных группах (6-9 %). Однако у справедливороссов наибольший процент в группе пожилых людей, а у ЛДПР - в группе 34-45 лет (9 %).
Что касается внесистемной оппозиции, то у них наибольший процент поддержки наблюдается у молодежи, однако он не достаточен для конкуренции с парламентскими партиями.
Если сравнить исследование ВЦИОМ с другим исследованием, проведенным сразу после выборов президента 2012 г. (оно было направлено на выявление электората не партий, а политических лидеров), то результаты будут значительно от-
личаться: молодежь в основном отдавала свои голоса Жириновскому и Прохорову. Наибольшее количество голосов у них в возрасте 18-39 лет. За Зюганова активно голосовали люди 40 лет и старше.
У коммунистов наблюдается значительная поддержка пожилых людей, однако эта возрастная группа принадлежит Путину, и именно они являются самыми активными его сторонниками. Наименьшее количество голосов Путин получил в возрастной группе 40-55 лет.
Такое отличие объясняется персонифицированным характером голосования. Поддержка лидера будет больше, чем партии с ее программами и лозунгами.
Таким образом, российские электоральные предпочтения в различных возрастных группах вписываются в высказывание Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы» [11: 702].
Выводы
1. В обеих тендерных группах наблюдается абсентеизм, но у мужчин он принимает протестный или индифферентный характер, а у женщин - конформистский.
2. Уровень абсентеизма высок среди молодежи и людей среднего возраста. Особо высокий уровень в группах 18-24 и 35-44 лет (20 %). Самый низкий уровень отказа от участия в голосовании - в группе пожилых людей.
3. Женщин на 10 млн больше, чем мужчин. Значительную роль играет большая - на 12 лет - продолжительность жизни женщин. Если учесть, что у мужчин ниже избирательная активность, женская часть электората более важна для политических технологов, чем мужская.
4. Женская часть избирателей более подвержена технологиям, делающим упор на эмоции и чувства, что усугубляет и без того чрезмерную, свойственную не устоявшимся политическим системам, роль имиджа политиков. У мужчин наблюдаются завышенные ожидания от профессиональных характеристик личности лидера (из-за чего, по мнению автора, в биогра-
фиях кандидатов очень часто стоит дефиниция «крепкий хозяйственник»),
5. Так как пожилое население является самой активной группой, можно сделать вывод, что будущее РФ определяет консервативное большинство пенсионеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сакаев В.Т. Политическая демография: предметное поле и исследовательские возможности//Власть. 2011. № 7. С. 86-88.
2. Ерохин H.A. Региональные демографические процессы в политическом изменении // PRO NUNC. Современные политические процессы. № 1(14): Политическое в региональном. Тамбов, 2015. С. 152-165.
3. Демография: современное состояние и перспективы развития: учебное пособие / под ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997. 320 с.
4. Музыка Е.В. Тендерные различия восприятия власти // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2015. № 12. С. 247-249.
5. Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. 3-е изд. М.: НП ИД Русская панорама, 2012. 688 с.
6. Айвазова С.Г. Тендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. // Женщина в российском обществе. Иваново, 2012. № 3. С. 3-11.
7. Сельцер Д.Г. Трансформация женской политической элиты: из СССР в РФ // Женская повседневность в России в XVIII-XX вв.: мат-лы междунар. науч. конф. 25 сент. 2003 г. / отв. ред. П.П. Щербинин. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С. 219-227.
8. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают... Тендерный анализ парламентских и президентских выборов 2003-2004 годов в России. М.: ОЛИТА, 2004. 90 с.
9. URL: http://www.gks.ra/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ra/ statistics/population/demography/
10. URL: http://www.cikrf.ru/izbiratel/quantity/01072015.html
11. Душенко K.B. Универсальный цитатник политика и журналиста: 6000 цитат о политике, правосудии и журналистике. М.: Эксмо, 2003. 784 с.
DEMOGRAPHIC FACTOR IN THE ELECTION PROCESSES Erokhin Nikita Alekseevich, Tambov State University named after G.R. Der-zhavin, Tambov, Russia, First-Year Postgraduate Student Studying 23.00.02 «Political Institutions, Processes and Technologies», e-mail: [email protected]
The article considers general problems of influence of demographic factors on election processes. It contains the analysis of electoral behavior, gender and age differences of electoral preferences. Special attention is paid to the problem of absenteeism.
Key words: election processes, sex-age structure, absenteeism, models of absenteeism, electoral law, electoral preferences, protest behavior, demographic waves.