СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SOCIO-POLITICAL RESEARCH
23.00.02 Политические институты,
процессы и технологии
Political institutions, processes and technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-159-168
Демографические вызовы и риски: их социально-политические последствия в Дальневосточном федеральном округе
Д.Т. Авдои ©
Институт социально-политических исследований
Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г Москва, Российская Федерация
E-mail: adt81@mail .ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема приоритетности сохранения и увеличения численности постоянного населения Дальнего Востока из-за демографических вызовов и рисков негативных политических последствий в связи с усилением тенденции обезлюдивания территорий в Дальневосточном федеральном округе и угрозы потери национального суверенитета. Автор определяет существенные вызовы демографического характера. Цель исследования — выявление с помощью средств политологического анализа демографические вызовы и риски: их социально-политические последствия в Дальневосточном федеральном округе. Достигнутые результаты: 1) используя авторское определение социально-политической реальности как потенциального и актуализированного политического бытия, раскрыто понимание особенностей социально-политической реальности в ДФО как ее субрегиональной разновидности, сформированной под влиянием определенных вызовов и рисков и одновременно порождающей новые, способные нести угрозы национальной безопасности; 2) обоснована приоритетность сохранения и увеличения численности постоянного населения Дальнего Востока из-за демографических вызовов и рисков негативных политических последствий в связи с усилением тенденции обезлюдивания территорий ДФО и угрозы потери национального суверенитета; 3) определены существенные вызовы демографического характера.
Ключевые слова: демография, государство, экономического развитие региона, субъекты экономической деятельности
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-159-168
Demographic challenges and risks: Their socio-political consequences in the Far Eastern Federal District
D.T. Avdoi ©
Institute of Socio-Political research - Branch of the Federal Center
of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS), Moscow, Russian Federation
E-mail: adt81@mail .ru
Abstract. The article examines the problem of the priority of preserving and increasing the resident population of the Far East due to demographic challenges and risks of negative political consequences in connection with the increasing trend of depopulation of the territories of the Far Eastern Federal District and the threat of loss of national sovereignty. The author identifies significant challenges of a demographic nature. The purpose of the study is to identify demographic challenges and risks using the means of political science analysis: their socio-political consequences in the Far Eastern Federal District. Achieved results: 1) using the author's definition of socio-political reality as a potential and actualized political being, the understanding of the peculiarities of socio-political reality in the Far Eastern Federal District as its subregional variety, formed under the influence of certain challenges and risks, and at the same time generating new ones that can pose threats to national security, is revealed; 2) justified the priority of preserving and increasing the resident population of the Far East due to demographic challenges and risks of negative political consequences in connection with the increasing trend of depopulation of the territories of the Far Eastern Federal District and the threat of loss of national sovereignty; 3) significant demographic challenges identified.
Key words: demography, state, economic development of the region, subjects of economic activity
FOR CITATION: Avdoi D.T. Demographic challenges and risks: their socio-political consequences in the Far Eastern Federal District. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol . 11. No. 2 . Pp . 159-168. (In Russ .) DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-2-159-168
ВВЕДЕНИЕ
Изучение социально-политической реальности Дальневосточного федерального округа (ДФО) имеет особое значение в силу его особого геостратегического положения и возникающих в связи с этим вызовами и рисками, ставящими под угрозу обеспечение национальной безопасности нашей страны. Отдаленность этого макрорегиона от центральной России, относительно суровые условия значительной части его территории, малонаселенность, негативная динамика численности населения из-за естественной убыли, оттока в другие регионы, дотационность большинства субъектов Федерации, входящих в состав ДФО, отставание от среднероссийских социальных показателей, слабая развитость социальной и транспортной инфраструктуры, близость быстро развивающихся соседних стран с сильными экономиками и военным потенциалом (Китай, Япония), особые интересы ряда иностранных государств (США, Южной Корея и др.) в отношении Дальнего Востока - все перечисленные факторы обусловливают вызовы и риски социально-политической реальности макрорегиона, главные из которых связаны с угрозой потери национального суверенитета над его территориями.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическую основу исследования составили философские и общенаучные методы (диалектический, информационный, системный, структурно-функциональный, историко-логический, сравнительный методы), а также методы политологического анализа (деятельностный - при выяснении субстанциональной основы формирования социально-политической реальности; институциональный - при раскрытии институтов гражданского общества; экспертных оценок - при анализе выполнения государственно-национальных программ в ДФО; SWOT-анализ - при изучении факторов, влияющих на формирование новой политической реальности в ДФО; социологический - при определении социальной структуры населения ДФО; ситуационный анализ - при выделении особенностей новой социально-политической реальности ДФО.
Инструментарий демографии позволяет выявить и комплексно исследовать различные демографические риски и вызовы, а также их социально-политические последствия в Дальневосточном федеральном округе.
ДЕПОПУЛЯЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Депопуляция в постсоветской России, продолжавшаяся ряд лет, во многом была обусловлена распадом Союза ССР, «шоковой терапией» и прочими негативными явлениями и процессам, что привело к ухудшению подавляющего большинства демографических показателей [1; 16]. Депопуляция населения в России в 2020 г. обусловлена повышенной смертностью, среди причин которой и пандемия коронавируса «ШVГО-19». По данным Росстата, население России сократилось за 2020 г. на 510 тыс. человек [2].
По данным Росстата, численность населения Дальневосточного федерального округа на 01.01.2020 - немного более 8169 млн чел., сократившись за минувший год еще примерно на 20 тыс. человек, и в целом составив 5,6% численности населения Российской Федерации. В результате, в т.ч. естественной убыли за период 20052019 гг. наибольшие потери численности населения понесли: Забайкальский край (-65 тыс. чел.), Камчатский край (-24 тыс. чел.), Хабаровский край (-61 тыс. чел.), Амурская область (-71 тыс. чел.), Магаданская область (-30 тыс. чел.), Сахалинская область (-33 тыс. чел.), Еврейская автономная область (-24 тыс. чел.). Вместе с тем можно отметить прирост населения в Республике Бурятия (+18 тыс. чел.), Республике Саха (Якутия) (+17 тыс. чел.). Тренд на рост рождаемости в Республике Саха (Якутия) продолжился и в 2020 г.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав ДФО, существенно отличаются друг от друга по численности населения и демографической ситуации. При этом в пяти из них (Республике Саха (Якутия), Приморском крае, Хабаровском крае, Амурской области и Сахалинской области) проживает свыше 80% всего населения макрорегиона. Самые малочисленные субъекты ДФО - Чукотский автономный округ, Магаданская область и Еврейская автономная область. В структуре численности населения ДФО по входящим в него субъектам ведущую роль занимает Приморский край -на его территории сконцентрировано примерно 23,5% всего населения ДФО (по данным за 2019 г.). Подобная ситуация объясняется тем, что Приморский край можно назвать наиболее благоприятным для проживания субъектом Российской Федерации в составе ДФО, как в части климатических и природных условий, так и в части обустроенности хозяйственной и социальной инфраструктур. Тем не менее, в частности, за 2019 г. численность населения Приморского края уменьшилась еще на 9 тыс. чел. (причем это сокращение численности происходит как за счет естественной убыли - 58,5%, так и за счет миграционного оттока - 41,5%) [3].
ОТЛИЧИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В СОСТАВЕ ДФО ПО УРОВНЯМ ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ, РОЖДАЕМОСТИ, СМЕРТНОСТИ
Наряду с демографическими трендами, характер -ными для страны в целом, в ДФО имеются специфические различия между субъектами Федерации в составе Округа по уровням ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности. Так, по данным Рос-стата, на конец 2019 г., ожидаемая продолжительность
жизни в нашей стране составляла 73 года (для женщин - 78,5 лет, для мужчин - 68,5 лет). Наиболее неблагоприятная обстановка по ожидаемой продолжительности жизни сложилась в ДФО и СФО, в частности: Республика Тыва (СФО) - 63,7 лет; Чукотский автономный округ (ДФО) - 65,1 года; Еврейская автономная область (ДФО) - 65,8 лет; Иркутская и Амурская области (ДФО) - по 68,0 лет.
Для сравнения в иных регионах: Республика Ингушетия (СКФО) - 80,4 лет; Республика Дагестан (СКФО) -77,0 лет; столица Российской Федерации (ЦФО) - город Москва - 76,8 лет; Кабардино-Балкарская Республика (СКФО) - 75,1 лет; Карачаево-Черкесская Республика (СКФО) - 74,9 года.
Суммарный коэффициент рождаемости в среднем по России составил 1,504; по ДФО - 1,671, что выше среднего по России (1,954 - Сахалинская область, но 1,418 - Магаданская область). По показателю рождаемости ДФО занимает второе место в Российской Федерации. Вместе с тем имеет место тенденция снижения рождаемости в макрорегионе (14 родившихся на 1000 чел. населения в 2012 г. и 11,1 - в 2019 г.).
Если коэффициент младенческой смертности в России составляет в среднем 4,9, то в ДФО - 5,7 (в Чукотском автономном округе - 10,5).
С точки зрения выявления и анализа демографических вызовов и угроз и их социально-политических последствий в ДФО важен возрастной состав населения (табл. 1).
Из приведенной таблицы видно, что доля населения моложе трудоспособного возраста в ДФО составляет в среднем за последние 5 лет более 20%, что выше средне российского показателя - более 18%. Что касается лиц трудоспособного возраста, как одного из значимых показателей трудовых ресурсов, то в ДФО этот показатель выше, чем в среднем по России (в ДФО за последние 5 лет он составляет более 57%, в Российской Федерации - более 56%). Вместе с тем в ряде субъектов ДФО он ниже средне российских значений (например, 55,7% - в Республике Бурятия). В ДФО (как и в России в целом) настораживает негативная динамика численности населения в трудоспособном возрасте (снижение его доли в общей численности населения Округа с 63,0% в 2005 г. до 55,5% в 2018 г.), хотя в 2019 г. отмечен небольшой рост - 56,3% (утверждать об устойчивой тенденции еще рано). Одновременно и показатели смертности лиц в трудоспособном возрасте в ДФО существенно выше средне российских (так, если в 2019 г. в среднем по России число умерших лиц трудоспособного возраста на 100 тыс. населения составило 470 чел., то в ДФО - 593, а в Чукотском автономном округе - 801,3).
В условиях малой заселенности Округа снижение численности лиц трудоспособного возраста создает дополнительные риски. В 2019 г. общая численность рабочей силы составила 4,3 млн чел. (53% от численности населения). При среднем значении уровня безработицы в ДФО - 6,3%, ее наиболее высокий уровень был зафиксирован в Республике Бурятия (9,2%), Забайкальском крае (9,1%), Республике Саха (Якутия) (7,6%) [4]. Однако, несмотря на принимаемые государством меры, трудовой потенциал макрорегиона все еще недостаточен для реализации стоящих перед ним задач.
Таблица 1
Возрастной состав населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (в процентах от общей численности населения) [The age composition of the population of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District (as a percentage of the total population)] [4]
Субъект Российской Федерации [Federal subjects of Russia] Год [Year]
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Население моложе трудоспособного возраста [Young population]
Российская Федерация [Russian Federation] 16,5 16,2 16,5 16,8 17,2 17,6 18,0 18,3 18,6 18,7 18,8
Дальневосточный федеральный округ [Far Eastern Federal District] 18,7 18,3 18,6 18,9 19,3 19,7 20,2 20,5 20,7 20,9 20,8
Республика Бурятия [Republic of Buryatia] 20,6 21,3 21,7 22,3 22,8 23,3 23,8 24,2 24,5 24,6 24,5
Республика Саха (Якутия) [Republic of Sakha (Yakutia)] 24,3 23,3 23,5 23,8 24,1 24,4 24,7 24,8 24,9 24,8 24,5
Забайкальский край [Zabaykalsky Krai] 20,8 20,7 21,0 21,4 21,8 22,1 22,5 22,7 22,8 22,8 22,8
Камчатский край [Kamchatka Krai] 17,3 17,2 17,4 17,4 17,7 18,0 18,3 18,7 18,8 18,8 18,9
Приморский край [Primorsky Krai] 16,3 15,4 15,6 15,9 16,3 16,7 17,2 17,6 17,8 17,9 17,9
Хабаровский край [Khabarovsk Krai] 16,5 15,7 16,0 16,4 16,9 17,4 18,0 18,4 18,8 19,1 19,2
Амурская область [Amur Region] 18,5 18,2 18,5 18,9 19,4 19,6 20,0 20,3 20,5 20,5 20,2
Магаданская область [Magadan Region] 16,9 16,8 17,1 17,5 18,0 18,3 18,6 18,7 18,9 18,9 18,8
Сахалинская область [Sakhalin Region] 16,6 16,8 17,0 17,3 17,8 18,2 18,7 19,2 19,5 19,7 19,8
Еврейская автономная область [Jewish Autonomous Region] 18,7 18,6 18,9 19,4 19,8 20,2 20,6 21,0 21,1 21,1 20,9
Чукотский автономный округ [Chukotka Autonomous Okrug] 21,3 22,5 22,2 22,2 22,3 22,6 22,8 22,9 23,0 23,1 22,4
Население в трудоспособном возрасте [WorkingAge Population]
Российская Федерация [Russian Federation] 63,0 61,5 60,9 60,1 59,3 58,4 57,4 56,9 56,2 55,5 56,3
Дальневосточный федеральный округ [Far Eastern Federal District] 65,3 63,1 62,3 61,5 60,6 59,7 58,7 58,0 57,4 56,8 57,8
Республика Бурятия [Republic of Buryatia] 64,4 61,9 61,0 60,0 59,0 58,0 57,0 56,1 55,3 54,8 55,7
Республика Саха (Якутия) [Republic of Sakha (Yakutia)] 65,3 63,9 63,1 62,3 61,4 60,5 59,5 58,8 58,1 57,6 58,6
Забайкальский край [Zabaykalsky Krai] 63,9 62,1 61,4 60,5 59,6 58,8 57,9 57,2 56,7 56,3 57,2
Камчатский край [Kamchatka Krai] 68,7 65,4 64,7 64,3 63,6 62,7 61,9 61,0 60,6 60,2 61,0
Приморский край [Primorsky Krai] 64,9 63,0 62,4 61,6 60,7 59,8 58,9 58,1 57,5 57,0 58,0
Хабаровский край [Khabarovsk Krai] 65,6 63,5 62,9 62,1 61,3 60,5 59,6 58,9 58,2 57,6 58,4
Амурская область [Amur Region] 64,7 62,3 61,3 60,5 59,4 58,7 57,8 57,1 56,6 56,2 57,4
Магаданская область [Magadan Region] 70,5 66,3 65,3 64,2 63,0 63,0 61,1 60,4 59,7 59,1 60,1
Сахалинская область [Sakhalin Region] 67,4 63,5 62,7 61,8 60,7 59,6 58,6 57,1 57,1 56,6 57,5
Еврейская автономная область [Jewish Autonomous Region] 64,7 62,1 61,1 60,2 59,1 58,2 57,3 56,5 56,0 55,6 56,6
Чукотский автономный округ [Chukotka Autonomous Okrug] 71,5 67,1 67,0 66,5 65,8 64,9 64,0 63,2 62,3 61,7 63,1
162 Sociopolitical Sciences Vol. 11. No. 2. 2021 ISSN 2223-0092 (print)
ISSN 2310-7065 (online)
Окончание табл. 1
Субъект Российской Федерации [Federal subjects of Russia] Год [Year]
2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Население старше трудоспособного возраста [Elderly population]
Российская Федерация [Russian Federation] 20,5 22,3 22,6 23,1 23,5 24,0 24,6 25,0 25,4 25,9 24,9
Дальневосточный федеральный округ [Far Eastern Federal District] 16,0 18,6 19,1 19,6 20,1 20,6 21,1 21,5 21,9 22,3 21,4
Республика Бурятия [Republic of Buryatia] 15,0 16,8 17,3 17,7 18,2 18,7 19,2 19,7 20,2 20,6 19,8
Республика Саха (Якутия) [Republic of Sakha (Yakutia)] 10,4 12,8 13,4 13,9 14,5 15,1 15,8 16,4 17,0 17,6 16,9
Забайкальский край [Zabaykalsky Krai] 15,3 17,2 17,6 18,1 18,6 19,1 19,6 20,1 20,5 20,9 20,0
Камчатский край [Kamchatka Krai] 14,0 17,4 17,9 18,3 18,7 19,3 19,8 20,3 20,6 21,0 20,1
Приморский край [Primorsky Krai] 18,8 21,6 22,0 22,5 23,0 23,5 23,9 24,3 24,7 25,1 24,1
Хабаровский край [Khabarovsk Krai] 17,9 20,8 21,1 21,5 21,8 22,1 22,4 22,7 23,0 23,3 22,4
Амурская область [Amur Region] 16,8 19,5 20,2 20,6 21,2 21,7 22,2 22,6 22,9 23,3 22,4
Магаданская область [Magadan Region] 12,6 16,9 17,6 18,3 19,0 19,7 20,3 20,9 21,4 22,0 21,1
Сахалинская область [Sakhalin Region] 16,0 19,7 20,3 20,9 21,5 22,2 22,7 23,1 23,4 23,7 22,7
Еврейская автономная область [Jewish Autonomous Region] 16,6 19,3 20,0 20,4 21,1 21,6 22,1 22,5 22,9 23,3 22,5
Чукотский автономный округ [Chukotka Autonomous Okrug] 7,2 10,4 10,8 11,3 11,9 12,5 13,2 13,9 14,7 15,2 14,5
ВЫЗОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ДФО
Исходя из проведенного анализа, можно указать, что среди существенных вызовов демографического характера следующие:
1) недостаток собственных трудовых ресурсов для решения широкомасштабных задач, стоящих перед округом, и отсюда, необходимость обеспечения макрорегиона трудовыми ресурсами;
2) высокая смертность лиц трудоспособного возраста и необходимость решения проблемы сокращения данной смертности;
3) относительно других субъектов России высокая детская смертность и, соответственно, важность принятия комплекса мер по ее сокращению.
Один из вызовов демографического характера, свойственный не только ДФО, но и России в целом, постепенное увеличение доли пожилого населения в общей структуре населения. Так, если в 2005 г. в Российской Федерации доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 1/5 населения, то в 2019 г. - уже 1/4. Хотя общая доля таких лиц в ДФО меньше, чем в среднем по России (в целом по Округу 21,4% - в 2019 г., при этом 24,1%, например, в Приморском крае и 14,5% -в Чукотском автономном округе), но общий тренд на увеличение доли лиц пожилого возраста имеет место и здесь.
Рассмотрим еще один важный аспект, связанный со старением населения ДФО. По итогам 2019 г. средний размер назначенных пенсий по ДФО составил 15 659 руб. [5]. В начале 2020 г. средняя величина прожиточного минимума пенсионеров в ДФО составила
12 502 руб. Соотношение среднего размера назначенных пенсий по ДФО и средней величины прожиточного минимума пенсионеров (ПМП) в ДФО - 1,25. Это ниже декларируемого целевого ориентира публичных властей - 1,5-2,0 ПМП в целом по стране, и свидетельствует о низком уровне потребительской способности пенсионных выплат, как по стране в целом, так и по ДФО в частности (табл. 2, 3) [6].
Изложенное, в частности, подтверждает вывод, что лица пожилого возраста, в том числе и в ДФО, продолжают трудовую деятельность и после выхода на пенсию [7]. ДФО занимает в совокупности первое место в стране по доле работающих пенсионеров. Несмотря на то, что по числу пенсионеров макрорегион занимает последнее место в соответствующем рейтинге федеральных округов, работать продолжают 24,8% пенсионеров ДФО (в Чукотском автономном округе - 43,2%, Магаданской области - 38%), безработица среди лиц пожилого возраста составляет 3,3% (в Республике Бурятии и Сахалинской области 5,9-6,0%); в среднем уровень трудовой занятости пенсионеров по России - 20,8%, уровень безработицы - 2,8% (по данным 2019 г.). Основная причина продолжения трудовой деятельности в пожилом возрасте - небольшой размер пенсионных выплат. Кроме того, «постоянно идет гонка цен на продукты, лекарства, услуги ЖКХ. Кроме того, к примеру, в том же Приморском крае пенсионеры лишены дальневосточной надбавки». К этому следует добавить, что, по данным Росстата, что часть пенсионеров проживают в стесненных жилищных условиях и испытывают в связи с этим определенные трудности (например, в Магаданской области таких пенсионеров - 12%).
Таблица 2
Средний размер назначенных пенсий в субъектах Федерации, составляющих Дальневосточный федеральный округ (рублей) (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации) [Average size of assigned pensions in the constituent entities of the Federation that make up the Far Eastern Federal District (rubles) (according to the Pension Fund of the Russian Federation] [5]
Субъект Российской Федерации [Federal subjects of Russia] Средний размер назначенных пенсий, руб. [Average amount of assigned pensions, Rubles]
2013 2015 2017 2018 2019
Без учета единовременных денежных выплат (ЕДВ) [Without lump-sum payments] С учетом ЕВД [With lump-sum payments]
Дальневосточный федеральный округ [Far Eastern Federal District] 10 770,6 12 874,8 14 681,1 19 681,1 15 618,0 15 659,0
Республика Бурятия [Republic of Buryatia] 8534,7 10 157,7 11 604,1 16 604,1 12 440,6 13 185,0
Республика Саха (Якутия) [Republic of Sakha (Yakutia)] 12 539,3 15 010,9 17 054,2 22 054,2 18 005,4 18 900,7
Забайкальский край [Zabaykalsky Krai] 8388,5 10 023,8 11 536,9 16 536,9 12 380,3 13 119,1
Камчатский край [Kamchatka Krai] 14 244,4 17 015,9 19 313,9 24 313,9 20 369,7 21 229,4
Приморский край [Primorsky Krai] 9325,5 11 124,8 12 714,7 17 714,7 13 593,0 14 351,5
Хабаровский край [Khabarovsk Krai] 10 649,8 12 716,5 14 493,8 19 493,8 15 445,6 16 272,7
Амурская область [Amur Region] 9156,8 10 947,2 12 550,5 17 550,5 13 471,6 14 229,5
Магаданская область [Magadan Region] 14 571,3 17 456,5 19 719,4 24 719,4 20 666,1 21 495,0
Сахалинская область [Sakhalin Region] 12 268,7 14 700,3 16 768,7 21 768,7 17 787,3 18 655,3
Еврейская автономная область [Jewish Autonomous Region] 8859,6 10 561,4 12 108,5 17 108,5 12 966,5 13 729,0
Чукотский автономный округ [Chukotka Autonomous Okrug] 16 843,4 20 131,7 22 568,3 27 568,3 23 486,0 24 290,7
Для решения проблем в области пенсионного обеспечения в Государственной Думе Российской Федерации была выдвинута инициатива: вернуть постоянным жителям ДФО прежний возраст выхода на пенсию: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин [8]. Однако, как представляется, указанная инициатива мало реализуема, во-первых, в силу общероссийского тренда на увеличение пенсионного возраста; во-вторых, ее принятие не разрешит всех проблемных моментов, связанных с пенсионным обеспечением жителей ДФО. Повышение уровня пенсионного обеспечения в Округе возможно, в первую очередь, за счет корпоративных пенсионных программ, которые реализуют крупные корпорации в Округе (например, АК «Алроса», где принята паритетная пенсионная программа, выплачиваются наградные пенсии; здесь трудится значительная доля лиц старше 50 лет, в разные годы 50-68% работников предприятия).
Что касается соотношения мужчин и женщин в ДФО), то в целом по макрорегиону оно несколько иное, чем среднероссийское: 46% - мужчины и 54% -
женщины; в ДФО: 48% - мужчины и 52% - женщины. В отдельных субъектах ДФО доля мужского населения еще больше (в Чукотском автономном округе: 50,8% -мужчины и 49,2% - женщины). В целом перевес в данном соотношении в ДФО в пользу женской части его населения укладывается в общий тренд и в стране в целом, объяснимый большей продолжительностью жизни женщин. Сравнительно более высокие показатели смертности мужского населения в молодых возрастных группах влекут за собой значительный разрыв в показателях мужской и женской продолжительности жизни, который составил в 2019 г. 10,5 лет по Российской Федерации и 11,0 лет по ДФО (причем этот разрыв в Забайкальском крае составляет 14,5 лет). С одной стороны, наличие большего количества мужского населения в определенных регионах ДФО объяснимо суровыми климатическими условиями, определенной структурой занятости населения макрорегиона, но, с другой стороны, ДФО вписывается в общий тренд меньшей продолжительности жизни мужчин в стране в целом. Нельзя не отметить, что указанный фактор лежит в основе
Таблица 3
Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (по состоянию на 01.03.2020) [The value of the subsistence minimum in the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Far Eastern Federal District (as of 03.01.2020)] [5]
Субъект Российской Федерации [Federal subjects of Russia] Все население [Total population] В том числе по социально-демографическим группам [Socio-demographic groups]
Трудоспособное [Working age population] Пенсионеры [Elderly population] Дети [Young population]
Российская Федерация [Russian Federation] 11 012 11 942 9090 10 838
Дальневосточный федеральный округ [Far Eastern Federal District]
Республика Бурятия [Republic of Buryatia] 11 274 11 726 8931 11 745
Республика Саха (Якутия) [Republic of Sakha (Yakutia)] 17 286 18 327 13 888 17 950
Забайкальский край [Zabaykalsky Krai] 12 473 13 003 9847 13 049
Камчатский край [Kamchatka Krai] 20 604 21 635 16 366 22 029
Приморский край [Primorsky Krai] 13 270 14 044 10 671 14 568
Хабаровский край [Khabarovsk Krai] 14 417 15 328 11 622 15 248
Амурская область [Amur Region] 12 294 13 079 9977 12 775
Магаданская область [Magadan Region] 19 740 20 837 15 636 20 920
Сахалинская область [Sakhalin Region] 14 898 15 854 11 921 16 256
Еврейская автономная область [Jewish Autonomous Region] 14 329 15 245 11 621 14 909
Чукотский автономный округ [Chukotka Autonomous Okrug] 22 098 22 669 17 036 22 975
многих гендерных «перекосов» в структуре населения макрорегиона, отмечаемых в течение последних лет [9].
Что касается национально-этнического состава, то согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории нынешнего ДФО в 2010 г. проживало 6 293 126 чел., из них по национально-этническому критерию (в порядке убывания):
1) русских - 4 964 107 (78,88%);
2) якутов - 469 897 (7,47%);
3) украинцев 154 954 (2,46%);
4) корейцев - 56 973 (0,91%);
5) татар - 40 003 (0,64%);
6) эвенков - 27 030 (0,43%);
7) белорусов - 24 502 (0,39%);
8) эвенов - 22 172 (0,35%);
9) узбеков - 19 561 (0,31%);
10) армян - 19 157 (0,30%);
11) азербайджанцев 16 150 (0,26%);
12) чукчей - 15 396 (0,24%);
13) нанайцев - 11 784 (0,19%);
14) бурятов - 10 942 (0,17%);
15) киргизов - 9562 (0,15%);
16) китайцев - 8788 (0,14%);
17) мордвин - 8618 (0,14%);
18) немцев - 8141 (0,13%);
19) таджиков - 7891 (0,13%);
20) коряков - 7723 (0,12%);
21) чувашей - 7402 (0,12%);
22) башкир - 6784 (0,11%);
23) молдаван - 6683 (0,11%);
24) казахов - 4687 (0,07%);
25) евреев - 4626 (0,07%);
26) нивхов - 4544 (0,07%);
27) ительменов - 3092 (0,05%);
28) марийцев - 2771 (0,04%);
29) ульчей - 2700 (0,04%);
30) орочей - 1300 (0,02%) [10].
Как следует из изложенного, территорию ДФО населяют представители нескольких десятков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, свыше 70% которых проживают в сельской местности. Сравнительный анализ Всероссийской
переписи населения 2010 г. и аналогичной переписи 2002 г. показал сокращение численности данных народов на 2,7%. Вместе с тем в настоящее время эта численность растет и составляет (по данным за 2018 г.) 103,8 тыс. человек, что равно 40% общего числа всех коренных малочисленных народов Российской Федерации и 1,7% общей численности населения ДФО. Это -позитивный момент постольку, поскольку развитие макрорегиона в значительной степени связано с более активным участием представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в хозяйственной деятельности, особенно в местах с неблагоприятным для проживания климатом, к которому сложно адаптируются представители более многочисленных народов ДФО.
Дальневосточный федеральный округ является слабозаселенным макрорегионом России, в первую очередь, из-за включения в его состав территорий с неблагоприятным для проживания климатом (это, прежде всего, районы Республики Саха (Якутия), Магаданской области, а также Чукотского автономного округа). Наиболее заселенными территориями являются такие регионы, как Приморский и Хабаровский края. Наибольшая доля в структуре населения по этническому составу у русских - почти 85%, притом, что ДФО является многонациональным макрорегионом с большим количеством малых коренных этносов и народностей со своими оригинальными культурой, языком, обычаями [4; 11]. В целом межнациональные и межрелигиозные конфликты в Округе отсутствуют, если они и возникают, то достаточно быстро разрешаются, затяжных конфликтов на этой почве в ДФО нет.
В 2019 г. доля городского населения в ДФО составляла 72,9%, этот показатель несколько ниже, чем в среднем по России (74,7%). Наиболее «урбанизированным» регионом можно назвать Магаданскую область, доля городского населения здесь по итогам 2019 г. составила 96,1%, при этом общая численность населения данного субъекта Федерации - 140 тыс. чел.
Регионы с высокой долей сельского населения в ДФО - Республика Бурятия (40,8%), Республика Саха (Якутия) (33,9%), а также Амурская область (32,3%), Забайкальский край (31,8%). Высокий показатель
сельского населения также характерен для Еврейской автономной области (31,3%), Чукотского автономного округа - 28,5%. Для сельских районов следует отметить и территории традиционных (например, для коренных малочисленных народов Севера) видов деятельности (оленеводство, собирательство, охота, рыболовство) в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (такие места есть во всех субъектах ДФО, кроме Еврейской автономной области). Интенсивное освоение территорий Округа, прежде всего, со стороны крупных корпораций создает сложную ситуацию, связанную с необходимостью сохранения заповедных мест и мест традиционного проживания данных народов. Вместе с тем следует отметить, что доля хозяйств в ДФО, ведущих традиционные виды деятельности, постепенно снижается, а молодежь активно покидает эти места и переезжает в города.
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В 2017 г. была принята Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 г. [12], в которой были обозначены основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции. В связи с этим сравним планируемые показатели 1-го этапа (к началу 2020 г.) реализации Концепции и их достижение, ссылаясь на данные Росстата (табл. 4) [4].
С помощью табл. 4 продемонстрировано, что ни один из перечисленных показателей не был достигнут к завершению 1-го этапа, а это значит, что требуется пересмотр данной Концепции с тщательным анализом причин, по которым она не была выполнена.
Можно утверждать, что наибольший экономический и социальный эффект дают программы комплексного развития территорий (в этом плане весьма убедительна «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» [13]. В Стратегии четко проведена экономическая специализация регионов ДФО, сделан акцент на комплексном социально-экономическом их развитии.
Таблица 4
Плановые показатели Концепции и их реализация на 01.01.2020 [Planned indicators of the Concept and their implementation as of 01.01.2020]
Показатель по ДФО в целом [The record of Far Eastern Federal District, in Total] Реализация на 01.01.2020 [Current State to the 01.01.2020]
Стабилизация численности населения ДФО на уровне 8,3 млн чел. за счет естественного прироста и нулевого миграционного баланса, млн чел. [Population stabilization of the Far Eastern Federal District at the level of 8.3 million people, natural growth and zero migration balance, mill. people] 8,16
Суммарный коэффициент рождаемости [Total fertility rate] 1,983 1,671
Снизить смертность населения от всех причин до уровня 11,4 случая на 1 тыс. чел. [Reduce mortality of the population from all causes to the level of 11.4 cases per 1 thousand people] 12,2 случая на 1 тыс. чел. [12.2 cases per 1 thousand people]
Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 73 лет [Increase life expectancy to 73 years] 70,22
ВЫВОДЫ
По прогнозным оценкам (по среднему варианту прогноза) Росстата, численность населения ДФО будет постоянно уменьшаться (к 2031 г. составит 7789 тыс. чел.); по высокому варианту прогноза - 8069,7 тыс. чел. [4], что еще раз подтверждает, что демографические вызовы и риски остаются.
Следует сказать, что проблемы демографии в ДФО должны решаться властями субъектов Российской Федерации в тесном контакте с другими региональными акторами. Как справедливо было отмечено российскими политологами Л.Е. Ильичевой и А.В. Лапиным, «нахождение баланса интересов региональных акторов требует от региональной власти проявления высшего мастерства не только в стратегическом управлении, но и в умении общаться на межличностном уровне, способности убеждать, демонстрировать свои лидерские качества и многого другого, и в этом смысле суроваянеобходимость преодоления сложившегося противоречия между поставленными целями и имеющимися возможностями рано или поздно заставит региональные власти во взаимодействии с бизнес-сообществом и населением приступить к освоению и внедрению современных инструментов и механизмов регионального стратегического управления» [15].
В качестве ответов на стоящие перед ДФО демогра-фическиевызовы и риски представляется значимым:
1) стабилизировать численность постоянного населения макрорегиона, уменьшив его отток и создав условия для увеличения естественного прироста населения;
2) среди основных направлений для этого - создание высокооплачиваемых рабочих мест, предоставление дополнительных выплат и иных преференций;
3) создание комфортных условий для жизни и деятельности, для чего важно формирование соответствующей социальной инфраструктуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демографические вызовы и риски предполагают в Дальневосточном федеральном округе:
1) создание эффективной системы здравоохранения: эффективность означает доступность медицинской помощи; оказание ее в необходимом объеме и на высокопрофессиональном уровне. Для этого требуются развитие телемедицины (что особенно важно для отдаленных районов ДФО), создание сети мобильных медицинских комплексов, амбулаторий, которые могли бы обслуживать населенные пункты до 100 человек; развертывание сети стационарных медицинских пунктов в поселениях с численностью населения от 100 до 2 тыс. чел.; формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи (первичная медицинская помощь на уровне сельского или муниципального образования; специализированная помощь; высокотехнологическая помощь);
2) целенаправленное создание рабочих мест для постоянно проживающих жителей ДФО, в том числе широкое использование удаленных методов работы;
3) создание комфортной среды для проживания (доступное комфортное жилье, развитая социальная инфраструктура), в том числе реализация программ «Умный город»;
4) решение экологических проблем, имеющих место в ДФО [14], и обусловливающих преждевременную смертность населения макрорегиона.
Именно данные меры способны решить ряд наиболее насущных демографических проблем ДФО. В настоящее время для опережающего социально-экономического развития ДФО в условиях ограниченности ресурсов необходимо принять меры по улучшению качества жизни населения макрорегиона, которые должны обеспечить условия для устойчивого роста уровня рождаемости, и снижения уровня смертности населения. Требуются тщательное планирование, корректировка стратегических целей и задач, как демографической, так и социальной политики государства, региональных властей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ершов Б.А., Зименкова Е.В. Последствия распада СССР // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3. С. 20-22.
2. Росстат. Демография [Электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 15.01.2021).
3. Об отчете Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. о деятельности Администрации Приморского края за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: https: http: //docs. cntd.ru/document/553271501 (дата обращения: 15.01.2021).
4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: https: //www.gks.ru (дата обращения: 15.01.2021).
5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pfrf.ru/ (дата обращения: 15.01.2021).
6. Ильин А.Е., Долженков Д.В. Потребительская способность пенсий в регионе // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 5. С. 166-169.
7. Роик В.Д. Феномен «седеющего населения» - глобальная демографическая проблема // Человек и труд. 2006. № 3. С. 52-56.
8. БашлыковаН.На Севере жить: кабмин просят вернуть ДФО прежний пенсионный возраст // Известия. 12.11.2019.
9. Киселев С.Н. Демографические аспекты старения населения Дальневосточного федерального округа. С. 79.
REFERENCES
1. Ershov B.A., Zimenkova E.V. Consequences of the collapse of the USSR. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2016. No. 3. Pp. 20-22. (In Russ.)
2. Rosstat. Demography [Electronic resource]. URL: https:// rosstat.gov.ru/folder/12781 (data of accesses: 15.01.2021).
3. About the report of the Governor of the Primorsky Territory Kozhemyako O.N. on the activities of the Primorsky Territory Administration for 2019 [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553271501 (data of accesses: 15.01.2021).
4. Official site of Rosstat [Electronic resource]. URL: https:// www.gks.ru (data of accesses: 15.01.2021).
5. Official site of the Pension Fund of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http: //www.pfrf.ru/ (data of accesses: 15.01.2021).
6. Ilyin A.E., Dolzhenkov D.V. Consumer capacity of pensions in the region. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2018. No. 5. Pp. 166-169. (In Russ.)
7. Roick V.D. The phenomenon of "graying population" - a global demographic problem. Man and Labor. 2006. No. 3. Pp. 52-56. (In Russ.)
8. Bashlykova N. To live in the North: the Cabinet is asked to return the former retirement age to the Far Eastern Federal District. Izvestia. 12.11.2019. (In Russ.)
10. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года // Российская газета (федеральный выпуск). 22.12.2011.
11. Народ и культура Дальнего Востока // Инвестиционный портал Дальневосточного федерального округа [Электронный ресурс]. URL: https: //invest.minvr.ru/ru/pages/9 (дата обращения: 15.01.2021).
12. Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 № 1298-р (ред. от 23.12.2019) «Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 03.07.2017. № 27. Ст. 4062; Консультант Плюс (дата обращения: 15.01.2021).
13. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 18.02.2019. № 7 (ч. II). Ст. 702; Консультант Плюс (дата обращения: 15.01.2021).
14. Акулов А. ЭКОлогика... // Российская газета (федеральный выпуск). 28.05.2008.
15. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Стратегии социально-экономического развития регионов в ракурсе национальных целей и приоритетов: Политический анализ: монография. М.: Аспект Пресс, 2021. С. 188.
16. Почему сократилось население России в 1990-е // Рамблер. ру. 27.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: https: //weekend. rambler.ru/read/41488191/ (дата обращения: 15.01.2021).
9. Kiselev S.N. Demographic aspects of population aging in the Far Eastern Federal District. P. 79.
10. On the results of the 2010 All-Russian Population Census. Ros-siyskaya Gazeta (federal issue). 22.12.2011. (In Russ.)
11. People and culture of the Far East. Investment portal of the Far Eastern Federal District [Electronic resource]. URL: https: //invest.minvr.ru/ru/pages/9 (data of accesses: 15.01.2021).
12. Order of the Government of the Russian Federation of 20.06.2017 No. 1298-r (as amended on 23.12.2019) "On approval of the Concept of the demographic policy of the Far East for the period up to 2025". Collected Legislation of the Russian Federation. 03.07.2017. No. 27. Art. 4062 (In Russ.); Consultant Plus (data of accesses: 15.01.2021).
13. Order of the Government of the Russian Federation of 13.02.2019 No. 207-r (as amended on 31.08.2019) "On approval of the Strategy for the spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025". Collected Legislation of the Russian Federation. 18.02.2019. No. 7 (part II). Art. 702 (In Russ.); Consultant Plus (data of accesses: 15.01.2021).
14. Akulov A. ECOlogic... Rossiyskaya Gazeta (federal issue). 28.05.2008. (In Russ.)
15. Ilyicheva L.E., Lapin A.V. Strategies of socio-economic development of regions in the perspective of national goals and priorities: Political analysis: Monography. M.: Aspect Press, 2021. P. 188.
16. Why the population of Russia declined in the 1990s. Rambler.ru. 27.12.2018 (In Russ.) [Electronic resource]. URL: https: //Week-end.rambler.ru/read/41488191/ (data of accesses 01/15/2021).
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 82,36% Рецензент: Комаровский В .С . , доктор философских наук, профессор
Статья поступила в редакцию 18.03.2021, принята к публикации 23.04.2021 The article was received on 18.03.2021, accepted for publication 23.04.2021
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Авдои Джони Титалович, соискатель, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Москва, Российская Федерация. ORCID 0000-0002-9753-1320; E-mail: adt81@ mail.ru
ABOUT THE AUTHOR
Joni T. Avdoi, applicant to the Cand of Sci. (Polit); Institute of Socio-Political research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS). Moscow, Russian Federation. ORCID 0000-0002-9753-1320; E-mail: adt81@ mail.ru