Научная статья на тему 'Демографические предпосылки формирования детских садов и начальных школ'

Демографические предпосылки формирования детских садов и начальных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографические предпосылки формирования детских садов и начальных школ»

Панчева А.В.

Аспирант, государственный университет по землеустройству

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ САДОВ

И НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ

Актуальность исследования.

На сегодняшний день проблема, как в целом по Российской Федерации, так и для г. Пензы, состоит в недостаточном обеспечении детей дошкольного возраста (с 2 месяцев до 7 лет) и младшего школьного возраста (с 7 до 10 лет ) качественными зданиями для дошкольного воспитания и начального образования. Предпосылками для существующей проблемы явился ряд негативных явлений в жизни общества последних десятилетий (1990-2010 г):

а) Сокращение численности детских дошкольных учреждений и начальных школ, как по России в целом, так и по исследуемому Октябрьскому району г.Пензы в частности.

б) Находящиеся в эксплуатации детские дошкольные учреждения и начальные школы морально и физически устарели (год постройки объектов по Октябрьскому району г. Пензы 1957-1989г.)

в) Все здания детских дошкольных учреждений Октябрьского района г.Пензы и начальных школ построены по типовым проектам, имеют стационарные перегородки, которые не способны трансформироваться и менять планировочное решение групповой ячейки при переменных нагрузках численности детей.

Изучение теоретических аспектов и природы демографических колебаний численности детей носит актуальный характер для сегодняшней архитектурной науки. В зависимости от демографического состава населения, (конкретно рассмотрен Октябрьский район г. Пензы) количество мест в зданиях дошкольных учреждений на 1000 жителей может быть рассчитано исходя из нормы 70-90 мест.

Население по Октябрьскому району г.Пензы - 180 тыс. человек, обеспеченность детскими садами и начальными школами - 29 объектов, которые обеспечивают местами 6000 детей, дефицит мест согласно статистическим данным по Октябрьскому району г.Пензы составил на 2009 г. - 3558 мест.

Наглядно ситуация сокращения зданий детских дошкольных учреждений и начальных школ по России и по г. Пензе отражена на схеме №1.

Число родившихся по Октябрьскому району г. Пензы

2500

2000 *в

1500 ■+- Число родившихся

1000 по Октябрьскому району г. Пензы.

500

0

грм !т 1т лм* дида

График показывающий число родившихся детей по Октябрьскому району г. Петы.

Число детских дошкольных учреждений пог. Пензе.

20

О* * Щ-------+. -*г щ. щ.'-* *— ч. * *--*---*

51 52 53 5 7 55 59 60 70 80 90 97 95

годы

График показывающий число детских дошкольных учреждений по г. Пензе

Проблема предоставления мест в детских дошкольных учреждениях в условиях демографических колебаний решается на государственном уровне правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации на местах, как для г. Пензы в целом, так и для Октябрьского района г. Пензы. Для ее решения Правительством Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666 г. было разработано и утверждено “Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях”. Настоящее “ Типовое положение” регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных учреждений всех видов, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Детские дошкольные учреждения создают условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, данное положение регулирует наполняемость в группах в зависимости от возраста.

Пензенская городская Дума от 27.06.2008 №1010-47/4 разработала и

законодательно утвердила муниципальную целевую программу развития дошкольного образования г. Пензы. “Дошкольное детство” в период с 2008-2010 г. Данная целевая программа является программой Пензенской городской Думы от 20.12.2007 №843-42/4. Она предусматривает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения населением дошкольного образования, эта программа направлена на модернизацию и совершенствование существующих сетей детских дошкольных учреждений и создание новых типов зданий. Муниципальная целевая программа развития системы дошкольного образования г. Пензы “Дошкольное детство” (2007-2010 г.) разработана с учетом специфики дошкольных образовательных учреждений г. Пензы, перспектив их развития, демографической ситуации в городе, реальных социальноэкономических и культурных условий. Программа является организационной основой для проведения государственной политики в сфере образования на территории г. Пензы, определяет стратегию развития и расширения новой сети детских дошкольных учреждений.

Данная программа предусматривает строительство дошкольных образовательных учреждений по г. Пензе с 2007 - 2010, планируется ввести в эксплуатацию 6 вновь построенных зданий детских дошкольных учреждений, одно из которых-- в Октябрьском районе города Пензы.

Также предлагается увеличить количество мест в детских дошкольных учреждениях за счет оптимизации действующей сети (возврат 4 зданий, с последующим капитальным ремонтом.)

В период с 2008 - 2010 предлагается:

- устройство 120 прогулочных веранд на игровых участках детских дошкольных учреждений.

- капитальный ремонт - 84 прогулочных веранд на игровых площадках детских дошкольных учреждений.

- капитальный ремонт бассейнов в 20 детских дошкольных учреждениях.

- Благоустройство игровых площадок и капитальный ремонт физкультурных залов (87 объектов). Учитывая результаты проведенного обследования, по Октябрьскому району города Пензы выявлено, что Октябрьский район нуждается в строительстве 10 зданий вместимостью 240 мест и 2 зданий вместимостью 480 мест. Работы, проведенные по реконструкции достаточны для существующих зданий на данный период времени.

По городу Пензе (за последнее десятилетие прошлого века) основными причинами сокращения сети дошкольных образовательных учреждений являлись: повышение родительской платы за содержание детей в детском саду, большой радиус доступности, ведомственные детские дошкольные учреждения находились вблизи предприятий, детских дошкольных учреждений от спальных районов и основная причина - ликвидация ведомственных детских дошкольных учреждений в связи с банкротством предприятий, что привело к снижению охвата детей дошкольными образованием: за период с 1990 по 2004 г. в г. Пензе были закрыты 75 дошкольных образовательных учреждений, принадлежавших различным ведомствам, что составляет 46% от общего количества детских садов.

В настоящее время сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Пензы для детей в возрасте от 1 до 6 лет состоит из 85 учреждений. По состоянию на 01.01.2007 общее количество воспитанников муниципальных детских садов г. Пензы составляет 13337 детей. Нуждаются в предоставлении мест в детские дошкольные учреждения более 5000 детей, а по Октябрьскому району г. Пензы -- 3558 детей. Это составляет примерно 11 зданий по 240 мест и 2 здания на 480 мест. Неправильный расчет сети детских дошкольных учреждений, не учитывает демографические колебания, создает нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. Колебания численности детей отображаются на схеме№2.

Россия число родившихся тыс, человек График №2

3000

-1500

годы

График показывающий число родившихся детей по России.

Число родившихся пог. Пензе, человек.

9Q00 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 о

1951 I960 1970 1980 1990 2000 2009

График показывающий число родившихся по г, Пензе.

Основная часть.

Сложившаяся демографическая ситуация, явилась одной из главных причин сокращения уже существующих зданий детских дошкольных учреждений в период спада рождаемости и, строительства новых во время подъема рождаемости.

Анализируя демографическую ситуацию в России, за последнее 100 лет, можно проследить (на основании показателей рождаемости и смертности) численные колебания населения. Исходя из проведенного исследования предполагается, что, все изменения в российской рождаемости, произошедшие за последние сто лет, часто сводятся к снижению ее уровня по сравнению со смертностью . Показателем данной ситуации может служить способ оценки рождаемости на одну среднестатистическую женщину за всю ее жизнь, в конце 19 века с 7,5 детей и 1,2 ребенка в конце 20 века.

Столь существенное сокращение рождаемости уже само по себе явилось ярким индикатором радикальных и быстрых изменений в семье, обществе и государстве, свершившихся на протяжении жизни всего трех-четырех демографических поколений россиян (для расчета принималась длина демографического поколения в 30 лет).

За межпереписной период с 1989 по 2002 годов и последующие после переписи годы численность населения России сократилась на 1855138 человек. В XX веке соотношение полов в нашей стране сильно деформировалось. Это было следствием разрушительных катаклизмов, которые пришлось пережить народу, и больших потерь мужского населения. Сразу же после окончания Второй мировой войны, в 1946 году, число женщин превышало число мужчин на 33,0%. Затем, на протяжении более чем полувека, половая структура населения России непрерывно улучшалась и это, пожалуй, было единственным демографическим улучшением в стране. Возрастная структура населения, как известно, активно взаимосвязана с демографическими процессами. Чем выше уровень рождаемости, тем в среднем моложе население и наоборот, чем больше в населении удельный вес молодежи, тем выше, при прочих равных условиях, уровень рождаемости. За межпереписной период изменилась и исследуемая возрастная структура населения России. Она продолжает ухудшаться, т.е. стареть. Для наглядности представления ситуации построены сравнительные графики, на которых можно проследить демографическую флюктуацию по России, по г. Пензе и конкретно, по Октябрьскому району г. Пензы.

Для наиболее четкого понимания сути проблемы был проанализирован опыт строительства зданий дошкольных учреждений в городах новостройках, где удачно

• Число родившихся по ® г, Пензе человек

решена задача проектирования зданий детских дошкольных учреждений и начальных школ с учетом демографических колебаний численности детей, это зафиксировано на схемах планировочных решений трансформируемых дошкольных учреждений и примерах размещения их в застройке микрорайона. Изучен опыт авторов МАрхИ (Б. Н. Губовой, Н. Б. Мельниковой, Т. Я. Павлышиной). Опыт проектирования детских дошкольных учреждений и начальных школ в городах-новостройках дает возможность наиболее полно и в короткий период времени менять назначение здания из детского дошкольного учреждения в начальную школу и наоборот с учетом демографических колебаний числа детей.

Проводя анализ существующего фонда детских дошкольных учреждений по Октябрьскому району г. Пензы выявлено, что здания построены в период с 1957г. по 1989 г. включительно. После проведения анкетирования и обследования на местах (с участием представителей департамента образования г.Пензы и заведующих детских дошкольных учреждений) выявлено, что на данный период времени во всех обследуемых детских дошкольных учреждениях проблемой №1 является нехватка мест по г. Пензе - 5000 детей, по Октябрьскому району -- 3558 детей и, как результат -- низкий уровень подготовки детей к начальной школе. Проблема №2 - практически все обследуемые здания детских дошкольных учреждений (особенно построенные в конце 50х годов) нуждаются в реконструкции с учетом современных требований, как в области образования, так и с учетом обновленных СНиП.

Как показали исследования Октябрьского района г. Пензы численностью населения 180 тыс. человек, сейчас детей дошкольного возраста, обеспеченных местами в детских дошкольных учреждениях -- 6000, нуждающихся 3558 детей. А по г.Пензе в целом дефицит мест в детские дошкольные учреждения 5000 детей. Такой дефицит мест в детских дошкольных учреждениях связан с тем, что за период с 1990г. - 2010г. на территории Октябрьского района г. Пензы не было построено ни одного детского дошкольного учреждения, существующая сеть дошкольных учреждений по г.Пензе сократилась на 46% (на основе статистических данных из доклада Ю. А. Голодяева, начальника Управления образования г. Пензы).

Проанализировав опыт проектирования и строительства детских дошкольных учреждений в Октябрьском районе г.Пензы было выявлено, что здания были построены по типовым проектам (годы постройки с 1957 по 1989 г.). В зависимости от года постройки зданий прослеживаются изменения в их планировочной структуре. Здания 1957, 1961, 1964, 1969, 1971, 1978 г. имеют простые планировочные решения, виде прямоугольника, каре, буквы Н. Здания более поздней постройки, начиная с 1980, имеют сложную конфигурацию в плане в виде развитой структуры состоящей из блок - секций, как правило, каждая возрастная группа имеет два выхода из каждой групповой ячейки.

Наряду с изменением планировочной структуры изменились и фасады детских дошкольных учреждений и начальных школ, став более выразительными. Объемно -планировочная структура была продиктована необходимостью обеспечить изоляцию групповых ячеек и предусмотреть внутреннюю связь между ячейками и административно

- хозяйственными помещениями и помещениями общими для всех групп. В связи с этим для детских дошкольных учреждений наиболее характерна блочная композиция зданий, но в зависимости от типа зданий его структура имеет различные решения.

Детские сады по Октябрьскому району г. Пензы имеют вместимость 90; 140; 220; 240; 320 мест. Этажность зданий от 2-х до 3-х этажей. В ряде зданий, имеющих бассейны и спортзалы, используются нулевые этажи, на данный период не достаточно мест для обеспечения всех нуждающихся в местах в детских дошкольных учреждениях. Систематизируя опыт проектирования и строительства детских дошкольных учреждений в СССР, были выявлены следующие аспекты их функционирования:

1. Количество детей в одной группе зависело от их возраста;

До 1 года -15-18 детей.

От 1 до 3 лет -до 20 детей.

От 3 до 7 лет -до 25 детей.

2. Детские дошкольные учреждения подразделяются на 2 типа:

А) Ясли, обслуживающие детей в возрасте от нескольких месяцев до 3 лет;

Б) Сады - обслуживающие детей от 3 лет до 7 лет. До конца 50-х годов, в СССР строились раздельные здания, а после объединенные здания, отдельно ясли с 2 месяцев до 3 лет, отдельно детский сад с 3 лет до 7 лет.

Объединенные здания детских яслей садов обладают значительными преимуществами перед раздельными, а именно:

1. Обеспечением преемственности воспитания детей ясельного и дошкольного возраста.

2. Созданием условий для лучшего медицинского обслуживания детей дошкольного возраста и более полноценной педагогической работой с детьми ясельного возраста.

3. Большим удобством для многодетных родителей, которые могут водить детей разного возраста в одно учреждение.

Начиная с 80-х годов прошлого столетия, наряду с типовым проектированием стали активно предлагаться индивидуальные проекты детских дошкольных учреждений.

Наиболее яркими проектными решениями были:

1. Индивидуальный проект детского дошкольного учреждения на 330 мест г. Саратов(1986). Архитекторы: В. Башенков, Л. Шалов, Ю. Филенков, инженер Э. Суворов. В этом проекте объединены спортивно-воспитательные помещения предназначенные для проведения занятий по плаванью, творчеству, организации праздничных и театрализованных представлений.

2. Были разработаны экспериментальные ясли - сад на 190 мест в г. Калинине архитектор л. Гадеров; инженеры Д. Лаковский и др. 1984 г.

Здание построено из полносборных конструкций заводского изготовления. Благодаря компактности объемно - планировочного решения трехэтажного здания сокращены коммуникационные связи внутри здания, площади застройки.

На современном этапе предлагается в ЦНИЭП жилища г. Москва разработка проектов объединяющих детские дошкольные учреждения и начальные школы, при помощи общих помещений:

a) Сопутствующие - медицинские, пищеблок, прачечная.

b) Специализированные помещения для работы с детьми

( музыкальные, художественные, спортивные и т.д.)

Из этого следуют следующие преимущества при строительстве детских дошкольных учреждений:

- Уменьшение площади застройки (создаются более компактные здания).

- Улучшается обслуживание (медицинское и т. д. )

- Появляются общие помещения, которые легко переоборудуются под определенный вид занятий, (рисунок - выставочный зал, танцевальный - гимнастический - спортивный и т. д.)

Взаимосвязь помещений в детских дошкольных учреждениях отражена на Схеме

Схема №3.

Г)

Условные обозначения:

■ '.Щ - групповая ячейка сопутствующие помещения

1 , (медицинские, пищеблок,

О'учебный класс школы „раЧечная).

связи для детей ■ связи для взрослых

специализированные помещения для работы с детьми.

Функциональная структура дошкольных образовательных учреждений.

а■ малые детские дошкольные учреждения; б- детские дошкольные учреждения общего типа; в- детский сад-начальная школа; г- многопрофильные детские дошкольные учреждения.

Схема взаимосвязи помещений в детских дошкольных учреждениях и начальной

школе.

При проектировании современных зданий детских дошкольных учреждений разрабатывается гибкая планировочная структура зданий, которые оборудованы спортзалами, бассейнами, залами - аренами, зимними садами, развитым медицинским блоком, комнатой психолога и другими помещениями способными наиболее полно отвечать требованиям сегодняшнего дня. Архитектура современных детских дошкольных учреждений и начальных школ имеет интересный образ здания, примером может послужить экспериментальный детский сад в микрорайоне “Арбеково” г. Пензы.

Анализ опыта строительства детских дошкольных учреждений за рубежом показывает, что наибольшее распространение получили компактные здания детских дошкольных учреждений в один или два этажа. Большинство детских дошкольных учреждений - одноэтажные, двухэтажные здания, возводятся в старых, уже сложившихся, районах с большой плотностью застройки. Для зарубежного опыта характерен планировочных прием расчленения здания детского дошкольного учреждения на отдельные павильоны ( Польша, Венгрия), связанные между собой и с административнохозяйственным блоком коридорами и галереей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За рубежом ( Франция, Англия, Польша, Германия) в целях более экономичного использования площади помещений, выдвигается теория многофункционального

использования помещений (игровая - столовая, спальня - игровая и т. д.) и максимальной их планировочной гибкости. Одно из средств достижения планировочной гибкости помещений - это широкое применение раздвижных перегородок и мебели, служащ их для расчленения единого помещения на различно функционирующие зоны. В соответствии с общей планировочной структурой здания вспомогательные помещения примыкают к каждой групповой или делаются общими на несколько групп.

Изучение опыта строительства детских дошкольных учреждений за рубежом показывает, что габариты, формы и системы, освещения основных помещений, в которых дети проводят все время, очень разнообразны. Наиболее часто встречающиеся простые прямоугольные комнаты, большое значение имеет естественное освещение. Ценится индивидуальное проектирование зданий с малой наполняемостью и придается большое значение педагогической организации учебного процесса, позволяющего вести активные методы обучения.

В области архитектуры популярно создание криволинейной, уступчатой и других сложных форм, которые повышают пластичность объемных элементов и способствует созданию выразительной “детской” пространственной среды.

Анализируя зарубежный опыт развитых стран (Франции, Англия, Германия) можно констатировать, что детским садам и начальным школам придают большое значение, начиная с общего архитектурного замысла здания, планировочного решения, создания освещенных пространств, модернизированных интерьеров, индивидуальному подходу к проектированию и воспитанию детей.

На основании статистических данных выявлено, что в развитых странах существуют незначительные колебания численности детей, ( Франция, Германия, Польша) данная проблема решается при помощи трансформируемой мебели, передвижных перегородок, создания гибких планировочных решений способных воспринимать переменные нагрузки. Вывод ы

1. Проведен анализ демографической ситуации по России ( с 1950 по 2010 г.) наблюдается с 1999 г. увеличение рождаемости, по оценки Росстата численность постоянного населения Российской Федерации на 1.01.2009 г. составила 141927 тыс. чел, и в течении 2009 г. увеличилась на 23 тыс. человек или 0, 016 %.

2. На основе статистических данных выявлено сокращение детских дошкольных учреждений как по России вцелом, так и по г. Пензе.

- по России Сокращение детских дошкольных учреждений начинается с 1987 г. -по 2000 г, сокращенно 30000 учреждений.

- по г. Пензе сокращенно начиная с 1990 по 2004 г. составляет 75 учреждений, (5000 детей нуждаются в местах в детские дошкольные учреждения по г. Пензе и 3558 детей по Октябрьскому району г. Пензы).

3. Проведен анализ опыта проектирования детских дошкольных учреждений и начальных школ в СССР, России и за рубежом, из которого следует:

- В развитых странах незначительные колебания численности детей проблема решается при помощи внедрения в практику проектирования и строительства новейших разработок в сфере увеличения пространства за счет трансформируемых перегородок и создания гибкой планировочной структуры, способной воспринимать переменные нагрузки.

- При проектировании и строительстве распространен опыт индивидуального проектирования.

- При проектировании предпочтение отдается малоэтажному строительству ( 1-2 этажа). Двухэтажные здания в плотной застройке.

- В бывшем СССР над проблемой проектирования и строительства зданий детских дошкольных учреждений работали проектные институты и большой вклад в решение данной проблемы внесли ведущие архитекторы того периода ( с 1948 по 1986 г.) С. Змеупа, Л. Вихрова “Детские сады и ясли, вопросы проектирования, А. Гуткина

“Планировка и оборудование детских садов в санаторно - гигиеническом отношении”, Н. Б. Блохиной, Л. Т. Вихровой, Г. М. Давыдовой “Детские дошкольные учреждения”, В. И. Светличный “ Город в современном мире” и др.

Проектирование и строительство осуществлялось по типовым проектам разработанным в ведущих проектных институтах страны (ЦНИЭП учебных зданий и др.) с привязкой на местах.

В конце 80-х годов при проектировании и строительстве дошкольных учреждений стали внедряться индивидуальные проекты.

4. В России с начала 1990 была значительно сокращена сеть детских дошкольных учреждений, а в последующие годы, нынешнего столетия, в связи с демографическим подъемом прослеживается рост строительства детских дошкольных учреждений во всех регионах России.

Литература

1.(МГСН) 4.07 - 05 “ Дошкольные образовательные учреждения”.

2. СНиП 31-06-2008 “ Общественные здания и сооружения”.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666. Москва “Об утверждении Типового положения о дошкольном образовании” 24 сентября 2008 г.

4. Пособие к МГСН 4. 07. 05 “Детские образовательные учреждения” Москва. 2007 г.

5. СП 35-116 - 2006 “Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями” Москва, 2007 г.

6. СанПин 2.4.1.1249 - 03 ”Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы детских образовательных учреждений”.

7. Российская газета от 30 марта 2009 г. №54(4878) “ За парту с 5 лет”.

8. Змеул С. Г, Вихрова Л. Т “ Укрупненные детские учреждения для комплексной застройки жилых микрорайонов и оборудовании зданий”. Москва 1961.

9. Блохина Н. Б “Проектирования строительства дошкольных учреждений за рубежом” Москва 1962 г.

10. DOMUS, VIII, № 549, “Архитектура детских учреждений”, 2002.

11. The Japan Architect, “ Детский городок Иокогама Япония”, 1997.

12. The Architectural Review, v.135, “Детский дом в Норвиде,

Лондон.” jan. 2005.

13. Werk, Bluen+Wohnen, “ Детские сады” 1997, №12.

14. ARCHITEKTURA, “ Детский центр в г. Жирардове”, 2003.

15. Тне Japan Architect, “ Детский комплекс вблизи Осаки”, 1978.

16. Deutsche Bauzeitschrift, “ Детский центр в Берлине”, 1992, VII, №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.