Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / РАЗМЕЩЕНИЕ / РАССЕЛЕНИЕ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / DEMOGRAPHIC SITUATION / NOVGOROD REGION / MUNICIPAL DISTRICT / BIRTH RATE / MORTALITY / ACCOMMODATION / RESETTLEMENT / ATTRACTION OF COMPATRIOTS / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдова С.Г., Притула О.Д.

В настоящей статье излагаются результаты исследования, посвященные изучению особенностей демографических процессов в муниципальных районах Новгородской области с учетом специфики расселения. Авторами определяется роль государственных программ в решении демографических проблем в регионе, формулируются стратегические цели региональной демографической политики. Особое внимание в работе уделено анализу результативности реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS MUNICIPAL DISTRICT NOVGOROD REGION

This article presents the results of a study devoted to the study of the characteristics of demographic processes in the municipal districts of the Novgorod region, taking into account the specifics of settlement. The authors define the role of state programs in solving demographic problems in the region, formulate strategic goals of regional demographic policy. Particular attention is paid to the analysis of the effectiveness of the state program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad and their family members.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Демография

83

УДК 314

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ1

Давыдова С. Г., кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и финансов Новгородского филиала

ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» E-mail: sv_davidova@mail.ru

Притула О. Д., кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов Новгородского филиала

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» E-mail: pritula.ok@gmail.com

В настоящей статье излагаются результаты исследования, посвященные изучению особенностей демографических процессов в муниципальных районах Новгородской области с учетом специфики расселения. Авторами определяется роль государственных программ в решении демографических проблем в регионе, формулируются стратегические цели региональной демографической политики. Особое внимание в работе уделено анализу результативности реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей.

Ключевые слова: демографическая ситуация, Новгородская область, муниципальный район, рождаемость, смертность, размещение, расселение, привлечение соотечественников, государственная программа.

DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS

MUNICIPAL DISTRICTS OF THE NOVGOROD REGION

Davydova S. G., candidate of geographical Sciences, associate Professor of Economics and Finance Novgorod branch

FSBEI HE RUSSIAN presidential Academy of national economy and public administration» E-mail: sv_davidova@mail.ru

Pritula O. D., candidate of economic Sciences, head of the Department of Economics and Finance Novgorod branch

FSBEI HE RUSSIAN presidential Academy of national economy and public administration» E-mail: pritula.ok@gmail.com

This article presents the results of a study devoted to the study of the characteristics of demographic processes in the municipal districts of the Novgorod region, taking into account the specifics of settlement. The authors define the role of state programs in solving demographic problems in the region, formulate strategic goals of regional demographic policy. Particular attention is paid to the analysis of the effectiveness of the state program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad and their family members.

Key words: demographic situation, Novgorod region, resettlement, attraction of compatriots, state program.

На современном этапе развития российского общества необходимы научное осмысление новых демографических реалий, их всесторонний анализ в целях стабилизации воспроизводственных

municipal district, birth rate, mortality, accommodation,

процессов в регионах и выработки социально обоснованной концепции регионального социально-экономического развития. Исследование сдвигов в демографической структуре и характе-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новгородской области в рамках научного проекта «Обоснование дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития как детерминанты демографической ситуации (на примере муниципальных образований Новгородской области)», 18-410-530003

ристиках воспроизводства населения регионов в настоящее время выступает как исследование демографической «проекции» изменившейся социально-экономической реальности.

Территория Новгородской области является типичной среди областей европейской части России. Удобное географическое положение определили исторические особенности заселения территории, ее последующее развитие. Новгородская Земля пережила как периоды бурного роста и процветания, так и состояние относительного застоя и потери своей значимости.

В настоящее время это регион, который стремится улучшить показатели своего социально-экономического развития и здесь, без учета особенностей демографического фактора вряд ли возможно что-то изменить.

Таким образом, мы можем говорить, что население с одной стороны - ресурс, без которого сложно представить развитие территории, с другой стороны - фактор, который оказывает влияние на изменение экономической ситуации в регионе и сам же зависит от этого.

Таблица 1

Изменение численности населения в Новгородской области 2014-2018 гг. [1]

Годы Все население, тыс. человек В том числе (тыс. чел.) В общей численности населения, процентов

городское сельское городское сельское

2014 г. 622,4 438,6 183,8 70,5 29,5

2015 г. 618,7 438,4 180,3 70,9 29,1

2016 г. 615,7 436,1 179,6 70,8 29,2

2017 г. 612,5 433,8 178,8 70,8 29,2

2018 г. 606,5 430,5 176,0 71, 0 29,0

Таблица 2

Естественное движение населения в январе-сентябре 2017-2018 гг. [1]

Человек На 1000 человек населения

2018 г. 2017 г. прирост (+) снижение (-) 2018 г. 2017 г. 2018 г. в % к 2017 г.

Родившихся 4454 4765 -311 9,8 10,4 94,2

Умерших 7582 7877 -295 16,8 17,2 97,7

В т.ч. детей в возрасте до 1 года 18 22 -4 3,9 4,3 90,7

Естественная убыль -3128 -3112 -7,0 -6,8 102,9

Численность населения Новгородской области на 1 января 2019 года составила 625,9 тысячи человек, в том числе городское население -441,3 тысячи (70,5 % от общей численности), сельское -184,6 тысячи человек (29,5 %). Численность постоянного населения области в течение предыдущего года сократилось на 3,9 тысячи человек (на 0,6%) против 3,1 тысячи человек в 2016 году. При этом темпы сокращения населения велики как в сельской, так и в городской местности. В городской местности население уменьшилось на 3,2 тысячи человек (на 0,7 %), в сельской - на 0,7 тысячи человек (на 0,4 %) (табл. 1).

Важным показателем характеристики демографических процессов является естественное движение населения. С 2007 года наблюдается устойчивое снижение смертности, но показатели естественного прироста остаются отрицательными, число умерших превышает число родившихся живыми на 3128 человек. В 2018 году количество родившихся сократилось на 311 человек (табл. 2).

Рис. 1. Динамика показателей естественного движения населения

Естественная убыль населения в январе-сентябре 2018 года по сравнению с соответствующим периодом 2017 года в целом по области увеличилась на 0,5 %, из нее в городской местности на 6,9 % и составила 1647 человек, а в сельской сократилась на 5,8 % и составила 1481 человек.

По территории Новгородской области население размещено крайне неравномерно. В областном центре проживает 35,1 % всех жителей области. Среди муниципальных районов наиболее многочисленными по числу жителей являются Боровичский район (68 тысяч человек), Новгородский (60,8 тысячи) и Старорусский (45,7 тысячи человек) районы, наименее населенными - Волотовский район (5,3 тысячи человек), Марёвский и Поддорский районы (по 4,4 тысячи человек) [1].

Густоту населения, выраженную в количестве постоянно проживающих жителей на квадратном километре территории, называют плотностью населения. Для чего ведется учет этой плотности? Причин много, основная среди них - прогноз трудовых ресурсов определенной территории в настоящее и будущее время, например с целью строительства (или закрытия) социальных учреждений (садов, школ и пр.), строительства жилья и развития производства. Естественно, муниципальные образования, имеющие низкую плотность населения, обладают ограниченными возможностями. Наибольшая плотность населения (не считая Великого Новгорода) в Боровичском районе - 20,4 человек на км2, наименьшая - в Поддорском 1,3 человек на км2 (такая же плотность на севере Карелии или на Дальнем Востоке), Любытинском - 1,9 человек на км2, Маревском -2,3 человек на км2 (табл. 3).

Численность населения увеличилась лишь в Новгородском и Шимском муниципальных районах - на 0,9 тысячи человек (на 1,5 %) и на 51 человека (на 0,4 %) соответственно. Во всех остальных муниципальных районах области численность жителей уменьшилась. Сокращение населения составило от 0,7 % в Чудовском районе до 3 % в Батецком районе. В Великом Новгороде численность жителей сократилась незначительно - на 22 человека (на 0,01 %). Данное уменьшение произошло из-за превышения естественной убыли над миграционным приростом.

Важным показателем, характеризующим и естественное движение населения (рождаемость) и возрастную структуру, является доля населения в возрасте от 1 до 6 лет и от 5 до 18 лет (табл. 4).

Для Новгородской области в последние годы характерна постоянная убыль жителей села. При этом динамика депопуляционных процессов имеет территориальные различия, что требует рассмотрения ее более детально, на уровне низовых единиц - поселений [5]. Сельское население с 2015-го по 2018 год значительно сокращается в большинстве поселений региона. Однако можно заметить, что в некоторых сельских поселениях динамика численности менялась и в некоторые годы наблюдалось незначительное повышение количества населения, например, в Батецком (Батецкий район), Сушиловском (Боровичский район), Ивантеевском, Короцком, Костковском (Валдайский район), Велильском, Молвотицком (Марёвский район), Калининском, Кировском (Мошенской район), Выбитском (Солецкий район), Взвадском, Ивановском (Старорусский район) сельских поселениях.

Таблица 3

Изменение численности постоянного населения области, Великого Новгорода и муниципальных районов (на начало года)

Муниципальные образования Человек 2017 г. в % к 2016 г. Число жителей на 1 км2

2017 г. 2016 г.

По области 99,4 11,5

в том числе:

Великий Новгород 222731 222231 100,0 2435

районы:

Батецкий 5358 5475 97,0 3,3

Боровичский 64589 65501 99,1 20,4

Валдайский 23662 23972 97,7 8,7

Волотовский 4878 4950 98,0 4,9

Демянский 10613 10943 97,3 3,3

Крестецкий 11957 12198 99,1 4,2

Любытинский 8795 8891 97,6 1,9

Маловишерский 14917 15435 98,2 4,5

Марёвский 4252 4313 98,8 2,3

Мошенской 6380 6469 97,9 2,5

Новгородский 63481 62697 101,5 13,8

Окуловский 21655 22192 97,5 8,5

Парфинский 12910 13169 99,1 8,0

Пестовский 20539 20808 99,0 9,7

Поддорский 3987 4106 98,1 1,3

Солецкий 13787 14018 98,2 9,6

Старорусский 43108 43869 99,2 13,7

Хвойнинский 14497 14823 99,1 4,5

Холмский 5307 5434 97,3 2,4

Чудовский 20637 21061 99,3 8,7

Шимский 11459 11552 100,4 6,2

Таблица 4

Доля молодого населения 1-18 лет в муниципальных образованиях в 2016-2017 гг.

Муниципальные образования Численность детей в возрасте 1-6 лет (на начало года, человек) Численность детей в возрасте 5-18 лет (на начало года, человек)

2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г.

Великий Новгород 16133 15457 30531 29499

Батецкий 359 353 679 683

Боровичский 4490 4536 9256 9105

Валдайский 1608 1638 3254 3205

Волотовский 352 348 604 611

Демянский 781 801 1517 1577

Крестецкий 937 921 1756 1698

Любытинский 566 569 1203 1178

Маловишерский 1064 1081 2217 2224

Марёвский 306 306 532 536

Мошенской 392 391 834 841

Новгородский 4633 4560 8456 7877

Окуловский 1660 1736 3368 3368

Парфинский 865 853 1724 1714

Пестовский 1563 1572 3212 3158

Поддорский 284 294 498 513

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солецкий 967 963 1835 1852

Старорусский 2829 2867 5873 5882

Хвойнинский 932 974 1835 1852

Холмский 391 411 833 830

Чудовский 1652 1666 3243 3171

Шимский 819 841 1536 1509

Таблица 5

Группировка муниципальных районов области по доли молодого населения

(1-18 лет) в 2016-2017 гг.

Численность детей в возрасте 1-6 лет Численность детей в возрасте 5-18 лет уменьшилось осталось на том же уровне увеличилось

уменьшилось Демянский Хвойнинский Старорусский Поддорский Маревский Батецкий Боровичский Волотовский Маловишерский Мошенской

осталось на том же уровне Окуловский

увеличилось Шимский Чудовский Валдайский Любытинский Холмский Пестовский

Особенно данная тенденция заметна в поселениях, расположенных в непосредственной близости к областному центру и имеющих хорошее транспортное сообщение (Ермолинское, Ракомское, Савинское, Трубичинское). Это может быть связано развитием пригородного сельского хозяйства, а также с нарастающим стремлением населения к переселению в пригороды.

Наибольшая плотность сельского населения наблюдается в Новгородском, Старорусском и Боровичском муниципальных районах.

Средняя людность сельского населенного пункта в Новгородской области по данным на 2018 год традиционно невелика и составляет 52,67 чел. Наибольшей людностью отличаются села в Новгородском районе (267,3 чел.), наименьшей - в Любытинском (15,6 чел.) и Холмском (13,3 чел.) муниципальных районах. К причинам таких различий относятся природные, социально-экономические и историко-культурные условия развития территории.

Показатели естественного движения населения в сельской местности Новгородской области имеют следующую динамику. В период с 2000-го по 2017 год коэффициент рождаемости вплоть до 2012 года имел тенденцию к увеличению, а после начал уменьшаться (с 12,0 %о в «пиковом» 2012 году до 8,0 % в 2017 году). Коэффициент смертности в том же периоде снизился с 26,3 %о (2000 г.) до 19,8 % (2017 г.). Таким образом, естественный прирост населения имеет неустойчивую динамику, сохраняя при этом постоянное отрицательное значение. Наименьших значений естественная убыль достигла в 2014 году и составила -8,2 %о, а в 2017 году она уже составляла -11,8 %.

Среди причин смертности сельского населения продолжает лидировать смертность от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин, что схоже с общеобластной картиной.

Коэффициент младенческой смертности в сельской местности в последние годы устойчиво превышает аналогичный показатель для городского населения, это косвенно отражает уровень обеспечения качественной медицинской помощью. Так, в 2017 году коэффициент младенческой смертности составил 7,5 % (по сравнению с таковым среди городского населения 5,3 %).

К числу определяющих показателей формирования семьи и уровня рождаемости относят показатели брачности и разводимости. Наибольшее количество браков в сельской местности было заключено в 2012-2014 годах, коэффициенты брачности составили при этом 8,9-9,0 %, превысив городские. Также на эти годы пришелся и «пик» разводов, хотя их было зарегистрировано меньше, чем среди городского населения (коэффициенты равнялись 3,8-4,6 %, в городе - 4,7-5,2 %о). По данным на 2017 год коэффициенты брачности и разводимости составили 5,1 % и 3,8 % соответственно.

Демографическая ситуация накладывает негативный отпечаток на трудовой потенциал. При наличии официально зарегистрированных безработных область нуждается и в специалистах, и в работниках неквалифицированного труда.

В целях улучшения демографической и экономической ситуации в муниципальных районах области за счет привлечения в регион рабочей силы из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в 2010 году постановлением Администрации Новгородской области от 27 сентября 2010 года была утверждена государственная про-

грамма Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы.

Основным механизмом реализации Госпрограммы является статус участника Программы, по которому предоставляются льготные условия получения гражданства Российской Федерации, право на получение денежных компенсаций. Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (утв. постановлением Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 270) [2].

В рамках региональных программ переселения возможно предоставление дополнительных мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам за счет собственных средств бюджетов субъектов.

Приобретение гражданства Российской Федерации позволяет переселенцам получить доступ к общественным благам, наиболее важными из которых является пониженная ставка подоходного налога, а также возможность свободного трудоустройства на территории вселения.

За время реализации Программы в Новгородской области планировалось принять 2072 соотечественника. В качестве территорий вселения были определены девять муниципальных районов: Батецкий, Боровичский, Крестецкий, Оку-ловский, Пестовский, Солецкий, Старорусский, Чудовский, Шимский.

В 2012 году количество территорий вселения было увеличено до двадцати одного. В 2013 году, после небольшого перерыва, постановлением Правительства Новгородской области от 24 сентября 2013 года № 202 утверждена государственная программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы.

С 1января 2016 года до настоящего времени на территории области реализуется государственная программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства от 28 декабря 2015 года № 524 [3].

За время действия Программы с 2010-го по 2016 г. область приняла 5 902 соотечественника, в 2018 году количество принятых по программе 620 человек (рис. 2).

Особенности размещения прибывших соотечественников по муниципальным образованиям, показывают, что наиболее востребованными территориями вселения являются территории, имеющие более высокий уровень социально-экономического развития это: Новгородский, Боровичский, Маловишерский, Старорусский и Чудовский муниципальные районы (рис. 3).

Если же рассматривать эти показатели, как количество прибывших в районы к тысяче проживающих там, то получим несколько иной результат (рис. 4).

На рисунке 4 видно, что выше всего показатель у муниципального образования (Батецкий) ближе всего расположенного к областному центру, меньше всего прибывших в наиболее удаленных районах (Маревский, Парфинский).

Хотя по оценке реализации государственной программы в Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, она признана высокоэффективной, в практической реализации данного направления миграционной политики Новгородской области можно выделить несколько нерешенных вопросов, которые, скорее всего, будут актуальными и для муниципальных образований многих других субъектов.

Рис. 2. Показатели приема соотечественников в 2010-2018 гг. (человек)

Рис. 3. Расселение участников Программы по муниципальным образованиям Новгородской области 2010-2017 гг. (человек)

Шимский Чудовский Холмский Хвойнинский Старорусский Солецкий Поддорский Пестовский Пар финский Окуловский Новгородский Мошенской Маревский Маловишерский Любытинский Крестецкий Демянский Волотовский Валдайский Боровичский Батецкий

□ 7,1

И 8,1

9,8

□ 6,7

□ 13,

□ 3,6

] 10,4

□ 15,8

□ 3,5

□ 7,1

□ 5,2

□ 8,2

8,3

13,

11,3

□ 22,5

19,9

21,6

23,2

□ 27,51

30,1

10

20

25

30

35

Рис. 4. Расселение участников Программы по муниципальным образованиям Новгородской области 2010-2017 годах (на тыс. человек)

9

0

5

15

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются переселенцы, является их жилищное обустройство. В рамках реализации Программы в Новгородской области временное и постоянное жилищное обустройство участников и членов их семей осуществляется за счет собственных средств переселенцев. Пребывая на территорию вселения, участник Программы сталкивается с проблемой оформления регистрации по месту пребывания, без которой он не имеет возможности получить государственные услуги, связанные с дальнейшей легализацией на территории Российской Федерации.

Создание центра временного размещения переселенцев, позволило бы решить вопрос первоначального размещения приезжающих соотечественников и оформления регистрации по месту пребывания и месту жительства, необходимых для получения в полном объеме всех льгот и государственных гарантий, предусмотренных российским законодательством.

В целях решения проблем жилищного обустройства, необходимо обеспечить возможность участия соотечественников в государственных программах Новгородской области, направленных на улучшение жилищных условий, до получения ими гражданства Российской Федерации.

В качестве примера можно привести государственную программу Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 2014-2020 годы» (с изм. от 29.06. 2018 г.), утвержденную постановлением Правительства Новгородской области от 17.10. 2013 № 272 [4].

Несмотря на то что Программа переселения соотечественников направлена на решение демографических проблем региона, переселенцы имеют право участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий для граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, только став гражданами Российской Федерации.

Сравнивая показатели, характеризующие территориальные особенности демографической ситуации и данные по уровню социально-экономического развития муниципальных районов, можно сделать вывод, что территория, которая имеет лучшие демографические показатели, как правило, характеризуется и более высоким уровнем социально-экономического развития.

Поэтому стратегической, долгосрочной целью Новгородской области является преодоление

депопуляции, и ее последствий, на основе укрепления семьи как социального института, развития медицины и социальной поддержки населения, т.е. всего того, что будет способствовать снижению смертности, повышению рождаемости и продолжительности жизни и будет обеспечивать повышение качества населения и повышение качества его жизни и наоборот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Главная: Новгородстат. Официальная статистика [Электронный ресурс]. URL: http:// novgorodstat.gks.ru (дата обращения: 05.04. 2019 г.).

2. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 270 «О порядке осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей». Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70348450/#ixzz5UaYRltGW (дата обращения: 03.04. 2019 г.).

3. Постановление Правительства Новгородской области от 28 декабря 2015 года № 524 Об утверждении государственной программы Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2018 гг. (с изменениями на 29 мая 2018 года) Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70348450/#ixzz5UaYRltGW (дата обращения: 15.03.2019).

4. Постановление Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 года № 272. О государственной программе Новгородской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области на 20142020 гг.» (с изменениями на 29 июня 2018 года.). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru>document/460208098 (дата обращения 16.02. 2019 г.)

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www: novgorodstat.natm.ru (дата обращения 15.03. 2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.