Научная статья на тему 'Демографическая политика России: меры поддержки семей с детьми'

Демографическая политика России: меры поддержки семей с детьми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2075
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

(интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулиной в Информационном агентстве «ГАРАНТ») Поддержка семьи, материнства и детства один из приоритетов социальной политики Российской Федерации. Он предполагает помощь многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами, профилактику семейного неблагополучия, а также социальную реабилитацию безнадзорных детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и т.д. Каждая из названных социальных групп нуждается в особой заботе и внимании государства. Предстоит стимулировать увеличение числа многодетных семей и, вследствие этого, повысить рождаемость в России, обеспечить достойное качество жизни и социальный престиж многодетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая политика России: меры поддержки семей с детьми»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

40 (133) - 2011

демографическая политика России: меры поддержки семей с детьми

(интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б. Мизулиной в Информационном агентстве «ГАРАНТ») *

Поддержка семьи, материнства и детства — один из приоритетов социальной политики Российской Федерации. Он предполагает помощь многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами, профилактику семейного неблагополучия, а также социальную реабилитацию безнадзорных детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и т. д. Каждая из названных социальных групп нуждается в особой заботе и внимании государства. Предстоит стимулировать увеличение числа многодетных семей и, вследствие этого, повысить рождаемость в России, обеспечить достойное качество жизни и социальный престиж многодетных семей.

В настоящее время наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса РФ, федеральными законами от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Каковы же приоритетные направления деятельности государства в решении проблем материнства, отцовства и детства, дальнейшем совершенствовании российского законодательства в этой области, а также меры поддержки семей с детьми в России? На эти и другие злободневные вопросы представителей СМИ и профессиональной аудитории отвечает председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б. Мизулина.

* Публикуется в сокращении.

— Елена Борисовна, сколько многодетных семей насчитывается в стране, какие тенденции наблюдаются «на семейном фронте» за последние несколько лет?

— В Концепции государственной семейной политики до 2025 года, которую разработал Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, мы предлагаем, чтобы до 2025 г. приоритетом в рамках государственной семейной политики была именно поддержка многодетных семей. Надеемся, что эта концепция будет поддержана. По имеющимся данным, в России насчитывается порядка 1 300 тыс. многодетных семей, т. е. 6,5 % от всех семей с детьми. Следует обратить внимание, что почти каждый пятый ребенок живет в многодетной семье. Доля детей, которые живут в многодетных семьях, составляет 18,5 %. Из многодетных семей около 79 %—это семьи с тремя и более детьми, примерно 12 % — семьи с четырьмя детьми, около 5 % семей — с пятью и более детьми. Но при этом каждый десятый ребенок из многодетной семьи — это ребенок из семьи, где пять и более детей, т. е. доля очень велика даже среди многодетных семей.

Демографы подтверждают, что многодетная семья, которая сохраняет традиции, — это именно такая семья, в которой существуют внутреннее распределение обязанностей и забота друг о друге. Это своеобразная рациональная фабрика детства, которая воспитывает детей и готовит их к будущей взрослой жизни. В нее очень выгодно вкладывать, потому что эти семьи, как показывает опыт и данные экспертов, идут на рождение большого количества детей, особенно начиная с пятого ребенка, независимо от того, какие у них жилищные и материальные условия. Это семья, ориентированная на рождение и воспитание детей, поэтому именно сюда надо вкладывать, создавать условия, в которых ей будет комфортно.

Есть люди, которые хотят работать, делать карьеру, а есть женщины — прирожденные матери. Поэтому пусть они рожают и воспитывают детей, а государству необходимо создать соответствующие возможности. Может быть, тогда у России не будет такой острой демографической проблемы. Поэтому многодетные семьи — это очень весомый ресурс. Я вообще считаю, что это золотая акция в руках российской власти. Было бы только желание разумно распорядиться этой золотой акцией.

— Елена Борисовна, в каких российских регионах проживает наибольшее число семей с детьми?

— Мы обращаемся в Правительство РФ и сами запрашиваем субъектов, собираем информацию по ежемесячным пособиям, материнскому капиталу, детским садам, учреждениям оздоровления и отдыха. Важно знать и учитывать долю многодетных семей в числе семей, имеющих детей в регионе. Но такая доля пока не посчитана, потому что не добыты данные, как делится количество семей по регионам. Как только их получим, можно будет посчитать и долю многодетных семей. Информация по многодетным семьям из регионов, которую имеем на сегодняшний день, такова: например в Москве 58 700 многодетных семей, а население города составляет где-то 9—10 млн чел. Какая доля из них приходится на семьи с детьми, сказать не могу.

Республика Дагестан, например, лидирует, несмотря на то, что она такая крохотная: там насчитывается 80 тыс. многодетных семей. Чеченская Республика также лидирует по абсолютному числу семей. Там их насчитывается 66 тыс. Эти две республики лидируют, но наблюдается закономерность: в тех субъектах РФ, где существует очень серьезная система мер поддержки многодетных семей, их доля с очевидностью выше. Например в Белгородской, Московской областях ситуация обстоит гораздо сложнее. А Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Челябинская область явно выбиваются по абсолютному числу. И когда сравниваешь, какую систему мер они предлагают, то видно, что эта взаимосвязь существует.

—Какие государственные программы по поддержке многодетных семей в настоящее время существуют в России?

— Действуют только разные региональные программы. Существуют субъекты РФ, где предусмотрены минимальные меры поддержки. Например, в Тверской и Курской областях спектр поддержки

очень серьезный. Можно отметить также такие регионы, как Москва, Московская и Белгородская области, Краснодарский край, Ставропольский край и т. д. Есть регионы с очень серьезными системами поддержки многодетных семей. И это не только льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это очень серьезная поддержка семей в жилье.

Как показывают социологические исследования, у многодетных семей имеется несколько актуальных проблем: жилье, обеспечение доступного медицинского обслуживания детей, транспорт, в который могла бы поместиться вся семья. Именно это обстоятельство привело нас к тому, чтобы обратиться с рекомендациями в Правительство РФ разрешить использовать материнский капитал на приобретение негабаритных автомобилей, микроавтобусов для многодетных семей. Пока мы не имеем такой поддержки. Нам упорно отвечают, что есть только три направления, на которые можно потратить средства материнского капитала, и других направлений не предусмотрено.

У меня есть систематизация относительно разного рода выплат. Существуют разовые выплаты, которые идут дополнительно. Например, в Омской области дополнительно к материнскому капиталу местные власти дают 100 тыс. руб. при рождении второго или последующего ребенка. В некоторых субъектах РФ предусмотрено предоставление земельного участка, о чем заявил Президент России Д. А. Медведев. Например, в Ивановской, Костромской и Омской областях, а также в ряде других субъектов РФ многодетным семьям и ранее бесплатно предоставлялись земельные участки под жилищное и дачное строительство. Сразу после того, как Президент РФ выступил с посланием, это также было введено в Новосибирской области, а также в ряде других регионов. Мы сейчас ведем этот подсчет, ведь к нам поступают сведения по многодетным семьям из регионов.

Мы проводили «круглый стол» по вопросам многодетных семей в России, потому что надеялись, что Правительство РФ, признавая необходимость поддержки многодетных семей, выступит с какой-то инициативой. Возможностей для подготовки финансово-экономического обоснования, в том числе экспертных, нахождения источников финансирования у правительства гораздо больше.

Но мы не дождались поддержки, поэтому сейчас готовим свой законопроект о мерах государственной поддержки многодетных семей. Полагаем,

что это та группа семей, меры государственной поддержки которых обязательно должны быть предусмотрены на федеральном уровне. К сожалению, сегодня ситуация такова, что с принятием Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 2005 г. социальная поддержка многодетных семей, как впрочем и семей с детьми, полностью передана на региональный уровень. Российская Федерация практически устранилась от какой-либо поддержки многодетных семей, и это в условиях такого острейшего демографического дефицита! Это неправильно, и мы полагаем, что нужно возвращать на федеральный уровень на условиях софинансиро-вания с регионом ряд полномочий, например, такие, как жилье, транспорт для многодетных семей, их медицинское обеспечение, пенсионное обеспечение родителей из многодетных семей.

Мы считаем обоснованным именно по отношению к многодетным семьям предложение, с которым выступает общественность — относительного того, чтобы засчитывать одному из родителей уход за тремя и более детьми в возрасте до четырнадцати лет в трудовой стаж с соответствующими выплатами в Пенсионный фонд РФ, чтобы это потом учитывалось в пенсии. Когда нам Правительство РФ или наши коллеги из «Единой России» говорят: «Это популизм, где вы укажете источники?», — я отвечаю, что никакого популизма здесь нет. Мы в один день принимаем громадный закон о реформе полиции, тут же его вводим в действие, но даже никто не посчитал до конца его затраты. Мы можем поэтапно, постепенно вводить закон о многодетных семьях. Например, с 1 января 2012 г. и 2013 г. в одном регионе, в другом, — там, где преобладает демографический дефицит. И такой ужасающей нагрузки на федеральный бюджет не будет. Мы также предложили включить два принципа, начиная с наиболее демографически неблагоприятных регионов. И второе условие — когда субъект Федерации готов участвовать в софинансировании мероприятий по поддержке многодетных семей, которые закладываются в этом законе, т. е. нет одновременно этого иждивенчества, а также начать с этих регионов и постепенно распространить меры на всю Россию. Это будет справедливо и не будет такой нагрузки на федеральный бюджет.

—Елена Борисовна, Вы затронули вопрос, касающийся проблем многодетных семей с жильем. Нельзя ли более подробно рассказать, с какими предложениями в настоящее время выступает Ваш комитет по вопросам решения многодетными семьями жилищных проблем?

— Надеюсь, что мы внесем законопроект, который сейчас готовим — в нем предлагаем, чтобы обязательно была принята федеральная целевая программа, подобная программе об обеспечении жильем военнослужащих, детей-сирот. Например, программа по предоставлению жилья детям-сиротам рассчитана на 5 лет, причем ее включили после того, как уже завершается программа «Жилье для военнослужащих». И было бы совершенно оправданно через некоторое время, когда программа по предоставлению жилья детям-сиротам будет завершаться, перенаправить эти средства на программу обеспечения жильем многодетных семей. Желательно направить эти средства на индивидуальное жилищное строительство, как это произошло когда-то в 1950-х гг. в США: именно на отдельный или индивидуальный дом, отдельное домостроение, которое делает комфортной жизнь многодетной семьи и позволяет сохранять традиции, преемственность, перестраивать и т. д. Это был бы правильный подход, чтобы именно с многодетной семьи начать индивидуальное жилищное домостроение. Это надо делать реально! Мы предлагаем Правительству РФ сделать это приоритетным направлением государственной политики.

—К сожалению, в России не все работодатели заинтересованы в приеме на работу работников, имеющих многодетные семьи, как правило, из-за существенных семейных обязательств, невысокого уровня жизни. Может ли трудоспособный член многодетной семьи рассчитывать на помощь государства в трудоустройстве на хорошо оплачиваемое место? Существуют ли сегодня какие-то правовые или финансовые условия, стимулирующие работодателей предоставлять работникам — многодетным родителям условия труда, позволяющие сочетать выполнение ими и трудовых обязанностей, и в то же время семейных обязанностей по воспитанию детей?

— Из тех мер поддержки многодетных семей на региональном уровне, о которых мы получили информацию, мне, к сожалению, пока такие факты не встречались. Но я не исключаю, что сейчас принимаются дополнительные меры, и, может быть, где-то уже нашлись такие продвинутые регионы.

Вопрос ставится очень разумно, но только одной этой меры недостаточно. В некоторых регионах существуют программы поддержки создания крестьянского и фермерского хозяйства для многодетных семей, выделение бесплатных земельных участков, кредитов, беспроцентных льгот на сельскохозяйственные нужды, на создание какого-то малого предприятия на базе многодетной семьи. Но это, к сожалению, предусмотрено выборочно, только в некоторых регионах, а не на федеральном уровне.

Мы надеемся, что государство займет более активную позицию, в основе которой будет концепция, что семья — это институт, где не существуют отдельно дети и каждый ребенок, отдельно какие-то члены семьи, а это целый институт, социальная общность, поэтому здесь тот, кто работает, если он работает один, то он же всех и обеспечивает. Сегодня ведь нет налогового вычета на того родителя, который ухаживает за детьми. А почему? Ведь один родитель работает, а налоговые вычеты у него только на детей, а на другого родителя, который ухаживает за детьми, нет. Почему? Это надо вводить. Мы считаем, что это тоже форма, которая позволит за счет снижения налогов с доходов работающего родителя увеличить общий заработок, который идет в бюджет семьи. Этот путь применяется, например, в США, где учитываются расходы на неработающих членов семьи, а не только на детей. Пока что эти идеи только готовим для включения в законопроект. Решать вопросы, связанные с налоговыми вычетами, можно только через федеральный закон.

— В нашей стране есть еще одна важная проблема — устройство в детский садик. Например, в отдельных районах Москвы очередь достигает более 3тыс. чел., а это означает ожидание примерно на 3—5 лет. Как поступать в этой ситуации?

— Семьи уже сделали свой выбор. Дефицит детских садов является очень серьезным препятствием для повышения рождаемости. Прирост рождаемости сократился в восемь раз по сравнению с 2007 г. Рушится демографическая политика Правительства РФ. Только, очевидно, от премьер-министра В. В. Путина и Президента России Д. А. Медведева скрывают, что на самом деле происходит с рождаемостью, каков дефицит детских садов.

Кстати, что касается дефицита детских садов, то отмечу, что имеется структура очередности. Нам отчитываются, что в очереди в детские сады

стоит такое-то количество детей. Но ведь они еще не родились, или только родились, или это дети до полутора лет, а мама или папа находятся в отпуске по уходу за ребенком. При этом не учитывается совершенно другое, что структура очередности детей: 70 % — дети от полутора до семи лет. Из них 63 % — это дети от полутора до пяти лет. Выходит, когда мама или папа исчерпали оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, а места в детском саду нет, то выйти на работу они не могут, потому что им некуда девать ребенка.

Еще в 2009 г. в рамках антикризисных мер был разработан законопроект, после чего направлен в Правительство РФ. В законопроекте были предложены две меры. Первая мера — сделать оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Вы либо выбираете оплачиваемый отпуск сроком до трех лет, либо место в детском саду. Вторая мера — разрешить направлять средства материнского семейного капитала на образовательные услуги в форме семейного детского сада. Соответственно, если у вас несколько детей в возрасте до семи лет, то вы в этом случае прикрепляетесь к такой форме, как это существует сейчас в Москве, Кемерово. Уже существуют и местные законы, но только средства идут из местного бюджета, а здесь подключились средства материнского капитала. Мы даже прописали, как и кто оплачивает налоги, как это все регулируется, но, к сожалению, сегодня уже 2011 г. — с того момента, как был внесен этот законопроект, прошло два года. Дефицит нарастает, прирост схло-пывается, но Правительство РФ ничего не делает. К сожалению, без правительственной поддержки законопроект обречен, потому что он затратный. Фактически нет шансов на его продвижение.

Мои коллеги из фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании Архангельской области внесли законопроект, который предусматривает выплату компенсации за содержание ребенка в детском саду родителям, у которых ребенок достиг полутора лет, но которые не получили места в детском саду. Что ж, если государство не обеспечило ребенка детским садом, хотя это его обязанность, то пусть платит компенсацию. Кстати, это очень важный вопрос. Государство обязано создать среду для каждой семьи. Не может каждая семья построить себе детский садик, магазин, кафе, школу, медицинское учреждение, учреждение оздоровления и отдыха. Эту среду обязано создать государство. И эта среда должна быть доступна для каждой се-

мьи. Если оно этого не делает — плати, возмещай, компенсируй. Как государство виновно в том, что совершаются преступления в отношении граждан, существует преступность, также оно должно все это компенсировать, возмещать ущерб, искать виновных людей, наказывать их или взыскивать с них ущерб. Также и здесь оно обязано создать среду для каждой семьи.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент России Д. А. Медведев четко сказал, что приоритет — семья, многодетные семьи, духовно-нравственное воспитание, обозначил многие другие очень важные моменты, например доступность образовательных, медицинских услуг. Должна расти не платность услуг, а их бесплатность. Мы должны получать качественные бесплатные медицинские и образовательные услуги. Вместо этого происходит обратное действие. Мы посчитали бюджет: сколько средств от федерального бюджета идет на семейно-детские пособия. Считаем сами, комитет инициативно выделяет в федеральном бюджете все статьи, прямые расходы, считает, какова доля к ВВП. Принято считать к внутреннему валовому продукту, он в России считается в триллионах. Так принято и в других странах. И по ним становится ясно, насколько цивилизованна страна, действительно ли государство поддерживает семью с детьми или это все профанация. Так вот, когда посчитали эту долю, то она оказалась сегодня равной 0,8 %, а к 2013 г. будет 0,7 % от ВВП. Внутренний валовой продукт в 2013 г. по сравнению с 2011 г. вырастет примерно на одну треть, а доля расходов на семью с детьми будет сокращаться. Мы обратились в Правительство РФ — Минфин России нам ответил, что они считают, что туда нужно включать не только прямые пособия, но и расходы на образование, но также нужно учитывать, что еще добавляют регионы. Однако это просто смешно слышать, потому что все страны рассчитывают только к ВВП, только расходы в государственном и федеральном бюджете, если это федеративное устройство.

Федерация обязана обеспечить минимальный уровень прямых семейно-детских пособий. Получается, что мы — самая нецивилизованная страна среди всех развитых стран экономического сотрудничества и развития, куда мы сейчас собираемся вступать. Для сравнения: во Франции — 2,2 % от внутреннего валового продукта, у нас сегодня — 0,8 %. Кстати, 2,2 % — это самый низкий показатель. Ограничение — до 3,4 % от внутреннего валового

продукта на прямые семейно-детские пособия. Так что просто надо пересматривать, иначе кроить федеральный бюджет. Не на оборонно-промышленный комплекс, тем более что все равно это до людей не доходит, а в семьи. Я считаю, что социальные статьи не любят, потому что там сложнее, почти невозможно украсть.

— Имеет ли право мать без российского гражданства, проживающая в России, право на получение материнского капитала? И должен ли в этом случае хотя бы отец ребенка иметь российский паспорт?

— Прошли парламентские слушания по материнскому капиталу, где к нам с этим предложением обратился уполномоченный по правам ребенка из Санкт-Петербурга, фиксируя, что имеет место такое конституционное нарушение. Если мама — гражданка России, а папа — иностранный гражданин, то супруги имеют право на материнский капитал. Если мама — гражданка не России, а папа — гражданин России, права на материнский капитал нет. Две одинаковые семьи, но в одном случае есть материнский капитал, в другом нет. И там, и там — дети граждане России, родились в России. Соответственно, возникает полнейший парадокс. Представитель Правительства РФ на парламентских слушаниях предложил матери в этом случае вступить в гражданство! В зале после такого заявления стоял громкий хохот. Вы знаете, что значит вступить в российское гражданство маме? Не только маме, но и ребенку вступить в российское гражданство на территории России очень сложно. На территории иностранного государства — через консульство, через службы МИД России — сравнительно легко. А на территории РФ эта процедура проходит через МВД России. Поэтому эта рекомендация, по крайней мере, наивна. Даже если принять такого рода норму, то получится, что это принуждение. Тогда и отца, иностранного гражданина, нужно принуждать, чтобы он обязательно вступал в гражданство РФ, чтобы мать, гражданка РФ, могла получить материнский капитал. Нам важно, чтобы дети жили и воспитывались здесь, чтобы были гражданами России. Вот что важно! И если отец или мать ребенка являются гражданином России, то этого должно быть вполне достаточно. Пока этого положения нет в законе. В рекомендациях парламентских слушаний мы записали это предложение, направили в Минздравсоцразвития России, которое ответило, что не поддерживает эту рекомендацию, подде-

рживает только одно: наказывать тех родителей, которые получили материнский капитал, а затем отказались от ребенка. Получается, что у Правительства РФ есть установка не стимулировать семейное благополучие, а наоборот, репрессивными мерами наказывать родителей. Если правительство будет относиться к нашим семьям с установкой презумпции недобропорядочности, то будут конфликтовать семьи с органами попечительства, с правительством и со всеми прочими. Этот конфликт сейчас очень заметен. А это совсем не правильно, надо доверять семьям! Более того, государство должно создавать благоприятную среду.

— Какова сегодня ситуация с предоставлением жилья молодым семьям?

— Смотрите, как интересно получается. Мы специально проанализировали, выходит, что у правительства два приоритета — увеличение рождаемости и семейное устройство детей-сирот. Социология же показывает, что у семей, где родители не старше 29 лет, на первом месте жилье, а у родителей от 30 до 40 лет — хорошая работа! А вот для родителей старше сорока уже ничего не имеет значения, такие родители рожают уже независимо ни от чего. Если бы правительство сегодня оценивало, что влияет на рождаемость, то в этом случае оно должно было бы более серьезно озаботиться проблемой предоставления жилья молодым семьям. Мы посчитали, что если и дальше нынешними темпами будет предоставляться жилье молодым семьям в России, то понадобится 48 лет, чтобы только существующие молодые семьи, подпадающие под этот критерий, смогли как-то улучшить свои жилищные условия. Такого рода федеральная программа «Жилье для молодых семей» — это настоящий «долгострой».

Необходимо создавать реальную возможность для улучшения жилищных условий для молодой семьи — это должны быть 3—5 лет, только такие сроки были бы реальны. Все мы смотрим на разные страны, в Европе можно получить кредит на 20, 30, 50 лет, при котором нужно платить в год 2—3 %. 5 % — это почти нереально. При 2—3 % нет почти никакой нагрузки на работающего человека. Такой кредит не лишает других удовольствий. В то же время у них нет долевого строительства. У них строят дом собственники, которые реально могут вложить инвестиции. Молодая семья покупает готовый дом. Ей не надо ждать, она живет в этом доме и выплачивает кредит. Согласитесь, что это

разные вещи: жить в готовом, хорошем жилье, о котором можно только мечтать, и параллельно его выплачивать. И перспективы таковы, что молодые люди живут там, где купили такое жилье, никуда не уезжают, благодарны за возможность жить в хорошем, комфортном доме. Например, американцы в 1950-х гг., в годы кризиса и депрессии, сделали ставку не на оборонно-промышленный комплекс, а на жилье, на семью. Президент США тогда направил основные силы на строительство недорогого коттеджного жилья. А что такое для них коттедж? Это отдельный, свободный дом. Хорошие жилищные условия и хорошая работа подталкивают к тому, чтобы в семье все время были дети. Это скрепляет семью, объединяет ее, появляются общие заботы, интересы, общая радость.

В России пока по решению проблем жилья для молодых семей складывается не очень благоприятная ситуация. А ведь проблема обеспечения молодых семей до 35 лет должна быть приоритетной для нас! Не учитывать и не считаться с тем, что важно для семьи, — это и неразумно по отношению к будущему страны, и не рационально по отношению к трудовому потенциалу государства, и неуважительно по отношению к семье.

— Скажите, пожалуйста, вправе ли малообеспеченная семья с помощью материнского капитала погашать, к примеру, задолженность по квартплате или тратить его на содержание ребенка в детском саду?

— Пока нет. Но мы сформулировали рекомендации, которые бы позволяли направлять средства материнского капитала на такие способы улучшения жилищных условий, как, например, газификация или электрификация дома. Это все очень недешево, но это — улучшение жилищных условий. Мы предложили, чтобы можно было бы погашать задолженность по квартплате и т. д. Правительство категорически против погашения задолженности по квартплате, коммунальным услугам, но относительно газификации или электрификации такого отрицания нет. У меня все же есть сомнения, поддержат ли это предложение. Здесь очень важна позиция общественности. Мы включили этот пункт в рекомендации, потому что по этому вопросу приходит огромное количество обращений граждан...

—Елена Борисовна, может ли материнский капитал направляться на образование матери?

— Пока нет, хотя в рекомендациях мы уже третий год обращаем внимание, что это нужно де-

лать. Президент РФ в одном из своих выступлений сказал, что это было бы правильно. Поэтому есть шанс продвинуться в решении этой проблемы.

— Уже не первый год в Государственной Думе лежит законопроект по определению минимального размера алиментов. Каким образом, на Ваш взгляд, этот самый минимальный размер алиментов все-таки надо определять, и будет ли он определен?

— Ситуация с этим законопроектом сложная: ему больше двух лет. Мы договаривались с Правительством РФ, предлагали разные редакции этого законопроекта. В какой-то момент определенная договоренность была достигнута, но потом все зависло. Что мы предложили? Минимальный размер алиментов — он очень важен для возможности компенсации из алиментного фонда: на одного ребенка — 1 200 руб., на двоих — 1 800, на троих — 2 400 руб. Откуда брали эту сумму? От пособия по безработице, от минимального размера оплаты труда, опять же в долях: одна четверть, одна треть, половина, как и взыскиваются алименты. Обязательно нужен минимальный размер алиментов. Чем он еще важен? В настоящее время Служба судебных приставов очень четко фиксирует, что более 40 млн чел. сегодня — либо получатели алиментов, либо алиментоплательщики. Ситуация с выплатой алиментов очень сложная: 90 % семей — это семьи, где мать воспитывает ребенка одна. Основная проблема выплаты алиментов в том, что родители (как правило, отец) скрывают свои доходы. Отсутствие минимального размера оплаты алиментов позволяет им предъявлять данные, которые часто не соответствуют действительности. В таком случае, как правило, очень сложно что-либо доказать и привлечь к какому-либо виду ответственности. Если же будет введен минимальный размер алиментов, то не имеет значения, есть ли у родителя работа, есть ли у него доход, необходимо будет заплатить каждый месяц определенную сумму. Здесь уже не будут учитываться никакие моральные качества, нет смысла скрывать свои доходы.

Мы изучали зарубежный опыт, который является очень жестким. Почему там нет проблем в уплате алиментов? Потому, что там служба, аналогичная нашей Службе судебных приставов, очень зорко отслеживает доходы и новые покупки алиментоп-лательщика. Вы не сможете ничего оплатить либо купить новую вещь, все счета в банках сразу же заблокируются. Выехать за границу невозможно,

потому что это требует расходов. Поэтому люди предпочитают своевременно платить алименты на детей. Сформировано соответствующее общественное мнение: неприлично не платить алименты на своих детей.

Могу сказать, что в законе еще много недостатков. Например, когда добросовестный отец, имеющий хороший заработок, не подумавший о том, что надо зафиксировать оплату алиментов, отдает квартиру. А потом супруга начинает взыскивать с него алименты. Они договаривались, но не зафиксировали юридически, что квартира отдается в счет уплаты алиментов. Семейный кодекс не предусматривает такую возможность, чтобы в счет уплаты алиментов можно было рассчитаться имуществом, это неправильно. В нашем законопроекте есть такая возможность. Но, к сожалению, законопроект пока блокируется. Надеюсь, что рано или поздно эти поправки будут приняты.

— Недавно Вы внесли законопроект, который устанавливает обязанность разведенных российских отцов частично оплачивать жилье для бывших жен и своих общих детей, а также предлагали заставлять бывшего мужа оплачивать не только часть арендной платы за квартиру, но и часть ипотечного кредита бывшей супруги, если она приобрела жилье и живет там вместе с их общим ребенком. Расскажите, пожалуйста, какова судьба этого законопроекта?

— Да, мы внесли этот законопроект, он появился не случайно. Начиная с 2008 г. наш комитет искал выход из этой ситуации. Нас и многих других вводили в заблуждение некоторые специалисты, которые говорили, что вопрос жилья при расторжении брака супругов урегулирован. Мы вникли в эту проблему. Например, такая ситуация: доля ребенка остается в жилье, например, папы, местом жительства определено место жительства мамы. Ребенок оказывается в сложной ситуации: или он будет жить у папы, но не с мамой, мама туда вселиться не может. Или с мамой, но без жилья. Реально-то он воспользоваться этой долей не может, а закон никак такой момент не устанавливает. Соответственно, мы нашли много разных вариантов, сейчас в комитете их рассматриваем. Мы предложили записать в Семейный кодекс РФ возможность на основании судебного решения, помимо стандартных алиментов, взыскивать дополнительные расходы или дополнительные алименты на обеспечение жильем ребенка в тех случаях, когда определяется место жительства того родителя, у

которого нет жилья ни в собственности, ни доли в жилье в собственности, ни на условиях социального найма. И у ребенка нет жилья или доли, которой он реально мог бы воспользоваться. Эта норма не обязывающая, но наделяющая суд полномочиями такие решения принимать и наделяющая правом стороны заявлять такие иски. Суд будет выносить решение, учитывая, конечно, материальное положение алиментоплательщика. Если у него есть семья и ряд других обстоятельств, может быть одна доля взыскана, а может быть и не взыскана вообще, это не обязательная норма. По ипотечному кредиту мы пока не определились с окончательным вариантом, этот вопрос еще будем обсуждать. Вариант, чтобы

иметь возможность взыскивать алименты на погашение ипотечного кредита, который, например, оформляла на себя супруга, когда родители жили вместе, и расчет был на доходы обоих супругов, очень разумный. Важно, чтобы не получилось злоупотребление правом, нужно думать об обеих сторонах спора.

- Елена Борисовна, хочется пожелать Вам успехов в дальнейшей профессиональной деятельности и выразить благодарность за интересную беседу!

Вела интервью Татьяна НИФТАЛИЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.