Научная статья на тему 'Демаркация российско-китайской границы в зоне ответственности Дальневосточного пограничного округа'

Демаркация российско-китайской границы в зоне ответственности Дальневосточного пограничного округа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1167
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМАРКАЦИЯ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКАЯ ГРАНИЦА / ВОСТОЧНЫЙ УЧАСТОК / ОСТРОВ БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ / ОСТРОВ ТАРАБАРОВ / КНР / РОССИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОКРУГ / DEMARCATION / RUSSIAN-CHINESE BORDER / EASTERN SECTION / THE ISLAND OF BOLSHOI USSURIYSKY / THE ISLAND TARABAROV / CHINA / RUSSIA / FEDERAL BORDER SERVICE / FAR EASTERN BORDER DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич, Костюченко Александр Петрович

Статья посвящена изучению процесса демаркации на восточном участке российско-китайской границы в 90-е гг. XX в. 10-е гг. XXI в. Предпринята попытка исследования данной проблемы с опорой на документы, впервые вводимые в научный оборот. На основе широкого круга источников, в первую очередь Центрального пограничного архива ФСБ РФ, выявлены особенности позиции руководства Дальневосточного пограничного округа (ДВПО) по вопросу демаркации российско-китайской границы, которая отличалась от позиции Министерства иностранных дел. Анализируются мероприятия регионального руководства ФПС по организации демаркации, контролю над ее проведением. Особое внимание уделяется взаимодействию пограничников с руководством Амурской и Еврейской автономной областей и Хабаровского края по вопросам демаркации российско-китайской границы в зоне ответственности ДВПО. Затрагивается проблема демаркации в районе города Хабаровска (так называемый Фуюаньский треугольник) островов Большой Уссурийский и Тарабаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the process of demarcation of the eastern section of the Russian-Chinese border in the 1990-s 2010-s based on the documents, for the first time introduced for scientific use. On the basis of a wide range of sources, primarily from the Central Border Archives of the Federal Security Service of Russia, the authors describe the stance of the Far Eastern Border District's leadership to the question of demarcation of the Russian-Chinese border, which differed from the policy of the Ministry of Foreign Affairs. The paper analyses the activities of the regional leadership of the Border Guard Service on organization of demarcation, control of its implementation. Special attention is paid to the interaction between border guards with the government of the Amur and Jewish Autonomous Regions and the Khabarovsk Krai on the demarcation of the Russian-Chinese border in the Far Eastern Border District’s responsibility. The article also addresses the issue of demarcation in the Khabarovsk area (so-called "Fujuan triangle") the islands of Tarabarov and Bolshoi Ussuriysky.

Текст научной работы на тему «Демаркация российско-китайской границы в зоне ответственности Дальневосточного пограничного округа»

УДК 321.01(470 + 571)(510)

Иванов Александр Юрьевич

Ivanov Alexander Yuryevich

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры восточных языков Педагогического института Тихоокеанского государственного университета

Костюченко Александр Петрович

соискатель Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ДЕМАРКАЦИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА

PhD in History, Assistant Professor, Oriental Languages Department, Teachers' Training Institute, Pacific State University

Kostyuchenko Alexander Petrovich

PhD applicant, Khabarovsk Border Guard Institute Federal Security Service Russian Federation

DEMARCATION OF THE RUSSIAN-CHINESE BORDER AS A RESPONSIBILITY OF THE FAR EASTERN BORDER DISTRICT

Аннотация:

Статья посвящена изучению процесса демаркации на восточном участке российско-китайской границы в 90-е гг. XX в. - 10-е гг. XXI в. Предпринята попытка исследования данной проблемы с опорой на документы, впервые вводимые в научный оборот. На основе широкого круга источников, в первую очередь Центрального пограничного архива ФСБ РФ, выявлены особенности позиции руководства Дальневосточного пограничного округа (ДВПО) по вопросу демаркации российско-китайской границы, которая отличалась от позиции Министерства иностранных дел. Анализируются мероприятия регионального руководства ФПС по организации демаркации, контролю над ее проведением. Особое внимание уделяется взаимодействию пограничников с руководством Амурской и Еврейской автономной областей и Хабаровского края по вопросам демаркации российско-китайской границы в зоне ответственности ДВПО. Затрагивается проблема демаркации в районе города Хабаровска (так называемый Фуюаньский треугольник) - островов Большой Уссурийский и Тарабаров.

Ключевые слова:

демаркация, российско-китайская граница, восточный участок, остров Большой Уссурийский, остров Тарабаров, КНР, Россия, Федеральная пограничная служба, Дальневосточный пограничный округ.

Summary:

The article studies the process of demarcation of the eastern section of the Russian-Chinese border in the 1990-s - 2010-s based on the documents, for the first time introduced for scientific use. On the basis of a wide range of sources, primarily from the Central Border Archives of the Federal Security Service of Russia, the authors describe the stance of the Far Eastern Border District's leadership to the question of demarcation of the Russian-Chinese border, which differed from the policy of the Ministry of Foreign Affairs. The paper analyses the activities of the regional leadership of the Border Guard Service on organization of demarcation, control of its implementation. Special attention is paid to the interaction between border guards with the government of the Amur and Jewish Autonomous Regions and the Khabarovsk Krai on the demarcation of the Russian-Chinese border in the Far Eastern Border District's responsibility. The article also addresses the issue of demarcation in the Khabarovsk area (so-called "Fujuan triangle") - the islands of Tarabarov and Bolshoi Ussuriysky.

Keywords:

demarcation, Russian-Chinese border, China, Russia, Federal Border Service, Far Eastern Border District, eastern section.

Демаркация границы между Россией и Китаем на ее восточной части была осуществлена в 1991-1999 гг. Совместная российско-китайская демаркационная комиссия (СРКДК) была образована в 1992 г. В состав российских частей демаркационных рабочих групп (ДРГ) включались топографы и геодезисты из Благовещенского и Партизанского топогеодезических отрядов и команды по установке пограничных знаков, куда входил личный состав пограничных отрядов, на участках которых проводились полевые демаркационные работы.

Председателем российской делегации был назначен Г.В. Киреев. В состав делегации вошли представители Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ генерал-майор О.В. Вахров, генерал-майор В.М. Розов, генерал-лейтенант В.И. Шишлов, полковник Б.А. Фомин, полковник И.В. Байбородин, А.П. Соловьев, подполковник Ю.В. Сычев, полковник A.M. Филонов, майор В.Н. Тельнов и др. [1].

На первом этапе демаркационных работ (1991-1992 гг.) велись подготовительные работы, создавалась нормативная база. На втором этапе (1993 г.) осуществлялась рекогносцировка на местности с выбором мест установки погранзнаков. На третьем этапе (1993-1997 гг.) велось определение на местности местоположения линии госграницы, устанавливались погранзнаки, в

этих целях проводились полевые топогеодезические работы, прорубка пограничных просек, гидрографические работы. На четвертом этапе (1996-1999 гг.) были произведены камеральные работы, подготовлены к изданию и изданы итоговые демаркационные документы [2].

В ходе делимитации границы стороны не пришли к единому мнению о проведении границы на ряде участков реки Амур. Поэтому была достигнута договоренность о проведении двойных промеров в районах острова Полуденный, устьев рек Сунгари и Биры, островов Еврасиха и Луговской.

В течение 1993-1997 гг. в зоне ответственности Дальневосточного пограничного округа (ДВПО) проводились полевые демаркационные работы на пограничных реках Амур и Уссури протяженностью 2 281 км от слияния рек Шилки и Аргуни до впадения реки Сунгачи в реку Уссури.

В 1994 г. к 10 июля было установлено 107 погранстолбов. При плане 120 к концу сезона было установлено 142, с учетом ранее установленных - 153. Российские специалисты начали более организованно проводить гидрографические работы. Они провели измерения на 400 км реки Амур и 224 км реки Уссури. Это обеспечило возможность проведения рабочих встреч с китайской стороной по оформлению всей предусмотренной документации.

Успешной работе способствовали состоявшаяся 5-17 мая 1994 г. в Хабаровске рабочая встреча Совместной российско-китайской демаркационной комиссии и наличие практически всех нормативных документов у российских гидрографов и топографов. Однако негативно сказывалось влияние объективных и субъективных факторов. Три наводнения на Уссури серьезно осложнили проведение гидрографических работ. В это время обозначилась особая позиция китайской части в отношении острова Полуденный. Только после окончания совместных промеров в этом районе, когда стало ясно, что остров останется российским, китайцы изменили свое мнение. В дальнейшем они под различными предлогами препятствовали установке здесь погранзнака № 208.

В 1995 г. китайская сторона взяла курс на затягивание полевых демаркационных работ. Рабочие встречи трех ДРГ вместо марта состоялись в июне, а ДРГ № 6 - только в октябре. Китайские гидрографы-наблюдатели на 15-20 дней опоздали с прибытием на российские суда для проведения гидрографических измерений. В результате на Амуре удалось провести гидрографические работы, но на Уссури они были окончены досрочно 30 сентября в связи с резким падением уровня воды. На участке 55 км в верховьях реки промеры провести не удалось.

Не были решены проблемные вопросы и на 6-й сессии СРКДК, проходившей в городе Чите. Сессия работала на фоне официально объявленной позиции Еврейской автономной области (ЕАО) по проведению границы в районе некоторых островов на реке Амур.

Китайская сторона отказалась в ходе работы сессии проверять планшеты гидрографических работ 1994 г., что не позволяло вести работы по обозначению границы на местности. Лишь в последний день такая работа была проведена, но уже не оставалось времени на окончательное согласование и утверждение ее результатов. Это означало затягивание всего процесса демаркационных работ минимум на один год.

В этом же полевом сезоне выявились и диаметрально противоположные подходы сторон к проведению линии границы в районе островов Венюковский и Шереметьевский на реке Уссури. Потом еще около двух лет китайская сторона отыскивала различные аргументы для того, чтобы остров Шереметьевский стал китайским. Но по итогам демаркации этот остров остался за Россией, а Венюковский отошел к Китаю.

Несмотря на такую позицию китайской стороны, в третьем полевом сезоне округ успешно выполнил плановые задания на 94 %. В конце октября российские и китайские демаркаторы из ДРГ № 4 подписали пакет документов на 792 км новой границы (погранзнаки № 133-182). ДРГ № 4 оказалась единственной, которая выполнила плановое задание в установленные сроки. Однако не удалось установить 11 погранстолбов в районах двойных промеров, где китайские представители так и не согласовали новую линию границы [3].

В 1996 г. основные усилия ДВПО были направлены на завершение всех полевых работ. Это было связано с требованием, изложенным в распоряжении президента РФ Б.Н. Ельцина от 21 февраля 1996 г., «завершить демаркационные работы на восточной части российско-китайской границы» [4].

В 1996 г. Оперативной группой управления (ОГУ) № 2 на участке ДВПО (руководитель -полковник А.М. Филонов) были проведены демаркационные работы в зоне ответственности округа от устьев рек Шилки и Аргуни до устья реки Сунгачи протяженностью 2 281 км. Они выполнялись четырьмя российскими ДРГ: № 4 (руководитель - майор Л.С. Генералов), 5 (майор А.Г. Ласьков), 6 (майор В.В. Медяков), 7 (майор В.В. Аржаев) и одной гидрографической группой воинской части 40021 Тихоокеанского флота (ТОФ) (город Хабаровск) на четвертом участке (река Уссури) в обстановке конструктивного взаимодействия с китайской стороной.

В мае 1996 г. СРКДК были утверждены документы на 792 км новой границы на реке Верхний Амур (участок Забайкальского пограничного округа, Сковородинского и Шимановского пограничных отрядов (пого) ДВПО). В октябре 1996 г. были подписаны документы на уровне ДРГ № 5 и 6 на участок реки Средний Амур протяженностью 975 км. С окончанием 20 июня 1996 г. работ военных гидрографов на реке Уссури (65 км) все гидрографические измерения на пограничных реках были завершены.

В соответствии с протоколами рабочих встреч СРКДК от 1 апреля и 17 июня 1996 г. обеими сторонами были установлены последние 9 погранстолбов. Из них по 8 погранстолбов на берегах реки Средний Амур в районе устьев рек Сунгари (15 пограничная застава (погз) Биробиджанского пого), Биры (18 погз Биробиджанского пого) и островов Еврасиха и Луговской (1-2 погз Хабаровского пого) на территории ЕАО, в том числе китайской стороной на острове Луговской. По одному погранстолбу обеими сторонами установлено в районе острова Полуденный (2 погз Райчихин-ского пого).

В соответствии с Протоколом рабочей встречи СРКДК, состоявшейся в июне 1996 г. в Харбине, произошло сокращение количества погранстолбов, устанавливаемых на участке округа. Погранзнаки № 208 (остров Полуденный) и № 250 (устье реки Биры), ранее состоявшие из трех столбов, были заменены на знаки, состоящие из двух столбов каждый. В связи с этим количество погранзнаков сохранилось прежнее - 168, а количество пограничных столбов уменьшилось со 181 до 179. По состоянию на 1 ноября 1996 г. округ выполнил план по установке 179 погранстолбов.

Из-за продолжительного наводнения на реке Уссури не удалось покрасить погранстолбы на территории Хабаровского и Приморского краев. На этот же участок (452 км) не было и полностью утвержденной обеими сторонами новой линии границы. Состоялась лишь одна кратковременная встреча ДРГ № 7.

На госгранице на участке округа сохранялся статус-кво. Китайская сторона на встречах ДРГ вопросов о каком-либо изменении статус-кво не поднимала и практических действий по освоению российских островов, отходящих по итогам демаркации к Китаю, не предпринимала.

Особенностью сезона 1996 г. по-прежнему оставалась сохранявшаяся с 1995 г. позиция Законодательного собрания ЕАО по разграничению в районе устья реки Биры и островов Еврасиха и Луговской. 30 мая 1996 г. Заксобрание ЕАО вновь направило ходатайства в инстанции о продолжении переговоров по закреплению за Россией пяти островов, передаваемых Китаю по решению СРКДК (Попов, Ульшин, Еврасиха, Луговской, Нижнепетровский).

В августе 1996 г. Законодательное собрание ЕАО в очередной раз поставило этот же вопрос в Совете Федерации. В связи с этим в комитете по безопасности и обороне 7 октября 1996 г. состоялись слушания по вышеназванной проблеме. Кроме того, по заказу Законодательного собрания ЕАО в районе острова Ульшин были проведены повторные гидрографические промеры специалистами Амурводпуть. По их информации, они несколько отличались от проведенных ранее военными гидрографами ТОФ.

Обстановка в российском приграничье в основном способствовала выполнению планов демаркационных работ. Администрации Амурской области, Хабаровского края, ЕАО, некоторых приграничных районов оказывали помощь в подготовке и проведении встреч. Их представители непосредственно участвовали в работе ДРГ.

В 1996 г. в соответствии с существовавшими договоренностями происходило взаимодействие с китайской частью ДРГ. Были проведены встречи ДРГ № 5 в городах Хэйхэ и Благовещенске, № 6 в городах Тунцзяне, Фуюане, Цзямусы и Биробиджане.

Руководство ОГУ № 2 предложило в связи с выполнением полевых демаркационных работ на своих участках расформировать ДРГ № 4 и 5, руководителю ДРГ № 5 в течение зимнего периода завершить оформление документации с китайской стороной на оставшиеся 52 км новой линии границы.

В связи с некомплектом офицеров в округе команды по установке погранзнаков возглавляли прапорщики, что сказывалось на качестве работ. В течение полевого сезона все ДРГ испытывали большие трудности из-за фактического отсутствия, больших перебоев в поставках и низких норм отпуска автобензина и дизельного топлива отрядам и речным бригадам. На ход демаркационных работ оказывали влияние отсутствие целевого выделения денежных средств на демаркационные работы и централизованного снабжения качественной лакокрасочной продукцией; отсутствие утвержденной линии границы на участке ДРГ № 7 (река Уссури) и 52 км на участке ДРГ № 5; тяжелое социально-экономическое положение в Дальневосточном регионе [5; б].

Демаркационные работы на участке ДРГ № 4 велись в 1996 г. на территории Амурской и Читинской областей. При этом в пяти районах: Свободненском, Шимановском, Магдагачинском, Сковородинском и Могоченском - работы проводились при активном взаимодействии с администрациями областей и районов. Работы проводились только на российской территории. Командиры

частей, на территории которых велись работы, отнеслись с должным пониманием к необходимости выполнения работ в указанные сроки. С их стороны оказывалась повсеместная помощь ДРГ.

В течение сезона были полностью завершены работы по установке всех пограничных столбов на всем участке ДРГ № 4. При этом на участке был установлен, окрашен и передан под охрану пограничным подразделениям всего 51 пограничный столб, составлены акты приема-передачи.

Личный состав ДРГ проявил сознательность, патриотизм и высокое чувство личной ответственности в выполнении порученного правительством задания [7].

Совместная работа российско-китайской рабочей группы на участке № 6 в 1996 г. началась с проведения заседания 15 мая 1996 г. в селе Ленинском, на котором стороны обсудили вопросы работы на год и приняли план работ на полевой сезон 1996 г. На 11-й совместной встрече в городе Биробиджане (15-20 августа 1996 г.) был обсужден план работы по приведению в порядок демаркационной документации. В 1996 г. стороны провели 4 официальные встречи, на которых были решены вопросы по приведению в порядок демаркационной документации. В ходе проведения встреч были подписаны следующие документы: каталог координат и высот погранстолбов, таблицы изменившихся и новых названий островов и отмелей, протоколы погранзнаков с № 231 по 259, три экземпляра демаркационной рабочей карты № 107-128, таблицы принадлежности островов и отмелей, черновик «Протокола-описания прохождения линии государственной границы», заключительный доклад по итогам демаркационных работ [8].

Российская сторона в период с 25 мая по 20 сентября установила и провела измерения пограничных столбов № 243-245, 249-252, 255, покрасила 20 пограничных столбов.

Демаркационные работы на участке ДРГ № 7 в 1996 г. проходили в условиях лояльного отношения местного населения приграничных районов России и Китая к демаркации границы. Несмотря на усилия подразделений пограничной охраны обеих сторон, активизацию совместных мероприятий погранпредставительских аппаратов, количество нарушений с китайской стороны не уменьшилось. Имели место случаи выхода китайских граждан на реку Уссури с оружием. Вместе с тем инцидентов на государственной границе при проведении полевых демаркационных работ на участке ДРГ № 7 не возникало.

ДРГ поддерживала деловые взаимоотношения с администрациями приграничных районов России, получала от них по возможности необходимую помощь и поддержку в решении вопросов, связанных с демаркацией границы. Наиболее активно эта работа велась с администрациями Би-кинского и Вяземского районов Хабаровского края.

Российской гидрографической группой в 1996 г. был осуществлен промер глубин и проведены геодезические работы на 230-292-х километрах реки Уссури. Всего за 1993-1996 гг. обеими сторонами были проведены гидрографические работы с 0-го по 292-й км реки Уссури, что составило 100 % от задания.

В связи с объединением 6-й и 7-й китайской части ДРГ китайская демаркационная группа на участке ДРГ № 7 совместные полевые работы не проводила в полном объеме, объясняя это тем, что совместная демаркационная комиссия не утвердила прохождение линии границы на участке ДРГ № 7 и ей необходимо сделать большой объем работы на участке ДРГ № 6.

В 1996 г. команда по установке погранзнаков работала в сложных погодных условиях. Частые дожди, наводнение на реке Уссури не позволили выполнить полевые работы в полном объеме, а те работы, которые были выполнены в первый период полевого сезона, были практически перечеркнуты прошедшим наводнением. С 7 по 30 октября были проведены мероприятия по устранению последствий наводнения.

В связи с тем, что СРКДК не были утверждены результаты гидрографических работ на реке Уссури и ДРГ не имела утвержденной линии госграницы, совместные демаркационные документы не могли быть подготовлены в полном объеме и подписаны. Поэтому совместная работа с китайской стороной по оформлению и подписанию документов в 1996 г. не проводилась. Дальнейшая работа совместно с китайской стороной в демаркационной группе, по мнению руководителя группы, могла быть продолжена после утверждения гидрографических работ и получения линии государственной границы.

В 1996 г. была проведена одна рабочая встреча Совместной российско-китайской ДРГ № 7 в городе Биробиджане с 29 по 30 сентября со следующей повесткой: итоги работы в 1996 г., утверждение плана работы группы.

В.В. Аржаев полагал, что обе стороны в Совместной российско-китайской ДРГ № 7 были готовы при своевременном поступлении утвержденных гидрографических планшетов, утвержденной линии границы на реке Уссури закончить весь комплекс демаркационных работ в 1997 г. в максимально сжатые сроки [9].

В декабре 1997 г. заместитель командующего ДВПО генерал-майор В.И. Савин представил начальнику Дальневосточного регионального управления (ДВРУ) ФПС РФ генерал-полковнику

А.В. Гольбаху «Отчет ОГУ № 2 Дальневосточного пограничного округа по итогам демаркационных работ в 1997 году». В отчете отмечалось, что демаркационные работы в зоне ответственности округа в 1997 г. выполнялись российскими ДРГ № 5, 6 и 7. Совместные работы с китайской стороной производились на участках ДРГ № 5 и 7. В работе ДРГ отсутствовали принципиальные разногласия.

В сентябре 1997 г. СРКДК были утверждены гидрографические документы на четвертый участок (река Уссури). С сентября по декабрь 1997 г. ДРГ № 7 были согласованы и подписаны все демаркационные документы на участок реки Уссури протяженностью 453,5 км.

По состоянию на 1 ноября 1997 г. на участке округа полевые демаркационные работы были завершены в полном объеме, а к 20 декабря были окончены работы по оформлению и подписанию демаркационных документов на уровне ДРГ № 7.

Обстановка в российском приграничье в основном способствовала выполнению планов демаркационных работ. Администрации некоторых приграничных районов Приморского и Хабаровского краев оказывали помощь в проведении рабочих встреч и работе ДРГ.

В третьей декаде ноября 1997 г. жителями города Биробиджана и Биробиджанского района ЕАО был организован сбор подписей с целью сохранения за РФ островов на реке Амур, которые по итогам демаркации должны были отойти КНР (Попов, Савельев, Еврасиха, Нижнепетровский, Луговской). На Заседании Законодательного собрания ЕАО 17 декабря 1997 г. была заслушана информация его председателя С.В. Вавилова. В ходе обсуждения вопроса было заявлено несогласие с результатами демаркации на участке ЕАО и принято решение подготовить и направить обращение к президенту РФ. По данной проблеме С.В. Вавилов в ноябре 1997 г. выступал в Совете Федерации Федерального собрания РФ.

В 1997 г. осуществлялось взаимодействие с китайской частью ДРГ. В ходе этого взаимодействия были проведены встречи демаркационных рабочих групп в городах Благовещенске, Хэйхэ, Жаохэ, Лесозаводске, Цзямусы.

В.И. Савин предложил командующему ДВПО расформировать ДРГ в связи с завершением демаркационных работ на участке округа [10].

В связи с завершением демаркации российско-китайской границы А.В. Гольбах обратился через СМИ к населению приграничья. Он отмечал, что минувший год ознаменовался историческим событием в отношениях между Россией и Китаем - завершением демаркации российско-китайской границы. Впервые в основу ее был заложен отвечающий международно-правовым нормам принцип пограничного размежевания по главному речному фарватеру. Как следствие, изменили свою государственную принадлежность и ряд островов, которые были поделены между Россией и Китаем примерно поровну.

Александра Васильевича волновало, что 32 км госграницы по Казакевичевской протоке близ Хабаровска были выведены за рамки демаркации. Там были расположены имеющие оборонное, хозяйственное и экологическое значение острова Большой Уссурийский и Тарабаров. Поэтому федеральному центру нужно было предпринять решительные, но взвешенные шаги, чтобы раз и навсегда снять периодически возникающие у китайской стороны вопросы по поводу принадлежности островов [11].

В 1998 г. продолжалась работа СРКДК по оформлению документации. Завершалась разработка демаркационных материалов на восточную часть российско-китайской границы. Вся демаркируемая граница впервые в истории отношений двух стран была четко обозначена на местности.

В апреле 1999 г. стороны заявили, что в результате семилетней работы российско-китайской демаркационной комиссии окончательно согласованы все документы по восточной части границы между двумя странами. Обе стороны дали высокую оценку проделанной работе. 9 декабря в Пекине были подписаны соответствующие документы [12].

В 2003 г. начальник отдела международно-договорной и погранпредставительской деятельности Дальневосточного районного переселенческого управления (ДВРПУ) ФСБ России полковник С. Климов в «Служебной записке по обстановке, сложившейся на недемаркированном участке российско-китайской государственной границы (участках ДВРПУ ФСБ России)» отмечал, что командованием ДВРПУ совместно с администрацией Хабаровского края, другими взаимодействующими структурами принимался ряд мер активного, наступательного характера по закреплению островов Большой Уссурийский и Тарабаров за Российской Федерацией. Но китайская сторона оставалась непреклонной, считая, что госграница проходила по фарватеру рек Амур и Уссури, а Уссури впадает в Амур напротив города Хабаровска, следовательно, протока Казакевичева является внутренними водами КНР. Китайцы наращивали усилия по решению территориальных проблем в свою пользу. В результате на участке границы в районе протоки Каза-кевичева сложилась критическая ситуация, чреватая в будущем потерей для России крайне важных в политическом, оборонном, хозяйственном и экологическом отношениях островных территорий в пойме реки Амур. Эта ситуация требовала, по мнению С. Климова, принятия ряда неотложных мер, направленных на урегулирование возникших вопросов в пользу России.

В результате рассмотрения этой записки руководство ДВРПУ направило в июне 2003 г. свои предложения в Международно-договорное управление Пограничной службы ФСБ России. В них предлагалось рассмотреть в инстанциях вопрос об угрозах пограничной безопасности страны на Хабаровском направлении и определить первоочередные меры по стабилизации обстановки; инициировать вопрос о демаркации государственной границы на данном участке; добиваться от китайской стороны согласия на проведение дноуглубительных работ в протоке Каза-кевичева; выработать особый статус этого участка до завершения демаркационных работ; согласовать вопрос участия представителей Хабаровского края в российско-китайских переговорах по разграничению территории в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров [13].

14 октября 2004 г. в Пекине В.В. Путиным и Ху Цзиньтао было подписано «Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части». Соглашение предусматривало распределение территории двух участков (около 375 кв. км) примерно пополам.

Начиная с 2005 г. на этой части российско-китайской границы велись работы по демаркации. 23-28 октября была проведена рекогносцировка, которая определила местоположение пограничных знаков. В 2007 г. пограничники установили столбы вдоль новой линии российско-китайской границы на Большом Уссурийском. 14 октября 2008 г. на Большом Уссурийском и Тара-баровом островах была завершена демаркация границы России с КНР, установлены пограничные столбы. Министерства иностранных дел России и Китая путем обмена нотами подтвердили вступление в силу дополнительного протокола-описания линии российско-китайской границы на ее восточной части.

Таким образом, руководство ДВПО сумело в сложных социально-экономических и политических условиях в установленные сроки провести демаркацию границы в зоне своей ответственности. В то же время оно не во всем было согласно с мнением МИД, видело негативные последствия некоторых не совсем продуманных решений. Свою особую позицию по этим вопросам руководство ДВПО доводило до центрального руководства, предлагало свои варианты решения проблем.

Ссылки:

1. О демаркации российско-китайской государственной границы. М., 2000. С. 66-71.

2. Там же. С. 15-16.

3. Филонов А.М. О демаркации российско-китайской границы в 1990-е годы [Электронный ресурс] // Аргументы времени : воен.-патриот. изд. URL: http://svgbdvr.ru/istoriya/o-demarkatsii-rossiisko-kitaiskoi-granitsy-v-1990-e-gody (дата обращения: 11.12.2016).

4. О мерах по завершению демаркационных работ на восточной части российско-китайской границы [Электронный ресурс] : распоряжение Президента Российской Федерации от 21 февр. 1996 г. № 77-рп. URL: http://uristu.com/li-brary/rasporyazheniya/prezraspor_01632/ (дата обращения: 22.12.2016).

5. ЦПА ФСБ РФ (Центр. погранич. арх. ФСБ РФ). Ф. 220. Оп. 14. Д. 43. Л. 177-180.

6. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 5. Д. 3. Л. 162-165.

7. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 220. Оп. 43. Д. 169. Л. 174-175.

8. Там же. Л. 181.

9. Там же. Л. 170-172.

10. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 220. Оп. 14. Д. 43. Л. 183.

11. АПУ ФСБ РФ по ХК и ЕАО (Арх. Погранич. упр. ФСБ РФ по Хабар. краю и ЕАО). Войсковая часть 9783. Д. 71 (Охрана недемаркированного участка государственной границы). Т. 1. Л. 167.

12. Филонов А.М. Указ. соч.

13. АПУ ФСБ РФ по ХК и ЕАО. Л. 168-178, 206-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.