Научная статья на тему 'ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БИЗНЕСА'

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2131
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коммуникации / деловые коммуникации / деловое общение / бизнес / партеры / субъекты общения / коммуникатор / communications / business communications / business communication / business / partners / subjects of communication / communicator

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.Ю. Буряк

Организация делового общения и его влияние на эффективность бизнеса является предметом изучения многих ученых и разных областей наук: психологии, социологии, менеджмента, маркетинга и т.д. Статья посвящена рассмотрению основных аспектов деловой коммуникации, как одного из факторов повышения результативности бизнеса. Рассмотрены цели и задачи коммуникации, специфика организации деловой коммуникации, ее регламентация. Отдельное внимание уделено формам, жанрам, правилам делового общения. Обобщены некоторые подходы к деловой коммуникации в бизнес-процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS COMMUNICATIONS AS A FACTOR FOR IMPROVING BUSINESS PERFORMANCE

The organization of business communication and its impact on business efficiency is the subject of study by many scientists and different fields of science: psychology, sociology, management, marketing, etc. The article is devoted to the consideration of the main aspects of business communication as one of the factors in increasing business performance. The goals and objectives of communication, the specifics of the organization of business communication, its regulation are considered. Special attention is paid to forms, genres, rules of business communication. Some approaches to business communication in business processes are generalized.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БИЗНЕСА»

4. Semin A. N., Buxtnyarova T. I. Nemy'kina Yu. S. Organizational and economic potential of the territory, an indicative approach to management // Agrarian Bulletin of the Urals. 2019. № 9 (188). pp. 91-98. (In Russian).

5. Mishura N. A. Detection of the cluster potential of economics in providing sustainable of the rural areas development // Business. Education. Law. 2019. No. 1 (46). pp. 228-234. (In Russian).

6. Korobkova N.A. The structure of the socio-economic potential of the territory as the basis of its management // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2017. №11. pp. 166-169. (In Russian).

7. Zavedeev E.V. Analysis of approaches to the formation of strategic management mechanisms for the socio-economic development of individual regions and regions of the Russian Federation // Bulletin of Surgut State University. 2017; (2). pp.4654. (In Russian).

8. Umerov E.A. Economic potential as a multidimensional and multilevel systemic characteristic of the economic system of a territory // Scientific journal "Approbation". 2016. No. 8 (47). pp. 156-157. (In Russian)

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10596

Н.Ю. Буряк - доцент, кандидат культурологии НАН ЧО ВО «Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ», г. Краснодар, e-mail: mitburk@mail.ru,

N.Yu. Buryak - associate Professor, candidate of cultural studies NAS CHO VO "Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT ", Krasnodar.

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БИЗНЕСА BUSINESS COMMUNICATIONS AS A FACTOR FOR IMPROVING BUSINESS PERFORMANCE

Аннотация. Организация делового общения и его влияние на эффективность бизнеса является предметом изучения многих ученых и разных областей наук: психологии, социологии, менеджмента, маркетинга и т.д. Статья посвящена рассмотрению основных аспектов деловой коммуникации, как одного из факторов повышения результативности бизнеса. Рассмотрены цели и задачи коммуникации, специфика организации деловой коммуникации, ее регламентация. Отдельное внимание уделено формам, жанрам, правилам делового общения. Обобщены некоторые подходы к деловой коммуникации в бизнес-процессах.

Abstract. The organization of business communication and its impact on business efficiency is the subject of study by many scientists and different fields of science: psychology, sociology, management, marketing, etc. The article is devoted to the consideration of the main aspects of business communication as one of the factors in increasing business performance. The goals and objectives of communication, the specifics of the organization of business communication, its regulation are considered. Special attention is paid to forms, genres, rules of business communication. Some approaches to business communication in business processes are generalized.

Ключевые слова: коммуникации, деловые коммуникации, деловое общение, бизнес, партеры, субъекты общения, коммуникатор.

Key words: communications, business communications, business communication, business, partners, subjects of communication, communicator.

Управление в любой отрасли, в том числе и в бизнесе, с позиции науки, представляет собой эффективную и целенаправленную обработку информации. Для оптимальной обработки и использования получаемой информации ее необходимо передавать от объекта к объекту, организуя информационное взаимодействие. Обмен информацией важен на всех этапах деятельности компании для достижения поставленных целей, является необходимым условием принятия обоснованных решений и играет важную роль в выстраивании отношений, в формировании имиджа компании. Однако, несмотря на то, что под коммуникацией понимается в первую очередь обмен информацией, человеческая коммуникация и коммуникация в бизнесе в современном мире не может сводиться только к этому аспекту.

XX век стал в истории вехой научно-технической революции, дающей отсчет началу поступательного развития информационного общества. Информационное общество является новым укладом современной жизни. Главной особенностью информационного общества является производство и применение интеллекта, наличие знаний, увеличение доли умственного труда. В условиях информационного общества устанавливаются свои правила коммуникации. Для современного образа жизни характерен соответствующий темп общения. Способы коммуникаций между людьми стали быстрыми, мобильными, компактными, точными. Социальная организация информационного общества стимулирует коммуникационную активность, определяя информацию основным гарантом устойчивого развития и безопасности современного общества [4].

В контексте рассматриваемой тематики следует отметить, что появляется механизм коммерциализации современной социокультурной сферы. Интеллектуальные и информационные продукты завоевывают все большую ценность, что развивает рыночное отношение к ним со стороны общества (рынок информации, рынок идей, интеллектуальный капитал и т.д.). Скорость распространения новых технологий в области электронной коммуникации и социальной жизни, степень их влияния на общественные и экономические процессы, в том числе на бизнес, являются отличительными особенностями современной социальной и экономической культуры и цивилизации.

Учитывая специфику и особенности развития информационного общества, можно с уверенностью сказать, что коммуникации и владение ими являются одним из определяющих факторов успеха и результативности бизнеса. Коммуникации занимают важное место в жизни компании и оказывают влияние на формирование поведения индивидов и групп. Для достижения поставленных целей субъекты бизнеса вступают в деловые коммуникации. Сущность деловой коммуникации состоит в синтезе нескольких компонентов общения: взаимодействие партнеров, влияние заинтересованных сторон бизнеса друг на друга, взаимопонимание друг друга, эмпатия [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Деловая коммуникация - это процесс взаимодействия деловых партнеров, который направлен на организацию и оптимизацию определенного вида предметной деятельности: производственной, торговой, научной. и т.д. [3].

Цель деловой коммуникации состоит в воздействии коммуникатора на партнеров и клиентов с учетом их интересов и мотивации для достижения результатов или повышения эффективности коммерческой деятельности. Основными задачами деловой коммуникации являются продуктивное сотрудничество, сближение позиций и целей, улучшение партнерских взаимоотношений. Особое влияние в деловой коммуникации имеют межличностные отношения, поскольку именно они способствуют повышению эффективности бизнес-операций [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Межличностные взаимоотношения в деловой коммуникации являются фактором, определяющим психологический климат общения и взаимодействия. Межличностные отношения накладывают отпечаток на поведение людей в процессе общения и полностью раскрываются в процессе исполнения различных ролей внутри группы, в ходе ведения деловых переговоров, в повседневном деловом общении [2].

Деловая коммуникация будет эффективной при использовании факторов, повышающих четкость делового общения:

• культура речи: грамотная речь формирует у собеседника положительный имидж говорящего.

• Коммуникативные навыки: умение убеждать, аргументировать, доказывать.

• Правила этикета: вежливость, простота, достоинство, такт.

• Невербальные средства общения: контроль жестов, установление зрительного контакта, наблю-

дение за невербальным языком собеседника.

Специфической особенностью деловой коммуникации является ее регламентированность - подчиненность определенным правилам и операциям. Эти правила определяются типом делового общения, формой коммуникации, степенью официальности, целями и задачами, стоящими перед субъектами коммуникации, традициями (в том числе культурными и национальными), нормами и правилами поведения. Особенности деловой коммуникации определяют характеристики организационной структуры [3]:

1) обязательность контактов участников коммуникации, независимо от симпатий и антипатий, соблюдение формальных ограничений, субординация.

2) Конвенциональные ограничения, предполагающие соблюдение правовых и социальных норм, следование регламенту (действия по инструкции, соблюдение протокола, соблюдение правил внутреннего распорядка и др.).

3) Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия на основе должностей, прав и обязанностей.

4) Организация делового взаимодействия в специфической среде, где взаимоотношения закреплены иерархичностью построения компании.

5) Взаимозависимость участников деловой коммуникации при реализации личных намерений и в достижении корпоративных целей.

6) Работа в команде как условие совместной деятельности.

Джен Ягер также выделяет шесть основных принципов деловой коммуникации, соблюдение которых призвано способствовать повышению результативности бизнеса [Ошибка! Источник ссылки не найден.]:

1) пунктуальность, привычка делать все вовремя. Специалисты, занимающиеся изучением организации и распределения рабочего времени, рекомендуют прибавлять 25% к сроку, который требуется для выполнения порученной работы или задания.

2) Конфиденциальность. Секреты компании или партнера необходимо хранить также тщательно, как личные тайны.

3) Доброжелательность, приветливость, любезность в любой ситуации. Здесь очень важно не перейти грань между доброжелательностью и панибратством.

4) Внимание к окружающим, которое распространяется на подчиненных, партнеров, клиентов, поставщиков и т.д. Уважение мнения других, учет различных точек зрения.

5) Конструктивное отношение к критике.

6) Вешний облик, соответствующий статусу и контингенту общения.

Деловые коммуникации, в зависимости от обстоятельств, бывают прямые и косвенные. Прямые коммуникации предполагают непосредственный контакт субъектов общения, косвенные коммуникации - это переписка или технические средства.

В деловой коммуникации присутствует широкий диапазон жанров: деловая беседа, разговор, письменная (договоры, письма, соглашения) и устная (встречи, консультации, переговоры) деловая речь, реклама, светский разговор. Помимо этого, деловая коммуникация обладает рядом форм:

• деловая беседа - короткая форма устного обмена деловой информацией, является важнейшей формой деловой коммуникации;

• деловые переговоры - партнерская форма общения, в ходе которой достигается определенное соглашение;

• деловое совещание - коммуникация между руководителями и исполнителями одной или нескольких дочерних организаций в целях обмена оперативной информацией;

• собеседование - встреча с потенциальным работодателем / работником при приеме / поступлении на работу;

• спор - конфликт, возникающий в процессе деловой коммуникации;

• презентация - представление проектов, товаров, работ или услуг партнерам или общественности;

• торги - коммуникативное взаимодействие при определении цены того или иного товара, носящее конкурсный характер;

• деловая переписка - обмен документами как в бумажном, так и в электронном виде,

• пресс-конференция - мероприятие для средств массовой информации, содержащее общественно значимую новость или повод;

• вебинар - дистанционное общение с помощью технических средств коммуникации [2].

В настоящее время собственную классификацию имеют и формы виртуального общения: чаты в социальных сетях, использование для общения средств электронной почтовой связи, комментарии и «лайки» к он-лайн-публикациям.

Говоря о деловых коммуникациях в сфере бизнеса следует отметить, что перемещение основных информационных потоков в виртуальное пространство принципиально изменило каналы передачи информации. Этот факт повлек за собой изменение содержания контента и составляющих коммуникативного акта. Большая часть бизнес-коммуникация в настоящее время осуществляется в виртуальном пространстве, что оказывает влияние на подходы к коммуникации. Появилось новое специфическое пространство, имеющее своей целью перевод коммуникаций в виртуальное состояние. Виртуализация пространства представляет собой некое обобщенное пространство, которое смогло соединить в себе несоединимое.

Виртуальное пространство является неизбежным решением современного общества и занимает значительное место в современных деловых коммуникациях в мире бизнеса. Человек получил доступ к огромным массивам информации, обрел уникальную способность мгновенного обмена продуктами интеллектуального труда, презентациями собственных товаров и услуг. Практически каждый участник бизнес -процессов является активным участником виртуализации общения, управления, искусства, экономики, пространства, политики, денег и др.

Таким образом, владение жарами и формами деловой коммуникации, учет специфики и особенностей организации коммуникации будет способствовать развитию конструктивных отношений между руководителем и подчиненными, партнерами, владельцами бизнеса и поставщиками, между конкурентами.

Огромную роль в использовании деловых коммуникаций для повышения результативности бизнеса играет способность использовать формы и методы делового общения в современном веб-пространстве. Существует много положительных и отрицательных моментов в использовании виртуальных коммуникативных технологий, но как факт виртуальная реальность создает необозримые возможности для организации деловых коммуникаций и через них повышение эффективности бизнеса. Умение общаться с различными категориями потребителей, партнерами и конкурентами, способность к конструктивному диалогу, продвижение своего бизнеса в интернете в качестве потенциально сильного маркетингового инструмента способно значительно повысить информированность и лояльность целевой аудитории, партнеров, сотрудников и конкурентов, что в конечном итоге, направлено на повышение результативности бизнеса.

Источники:

1. Богомолова М.Н. Роль коммуникации в современном гражданском обществе // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/09/1654 (дата обращения: 14.10.2020).

2. Васкун И. И. Современные подходы к изучению межличностных отношений в деловых коммуникациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 67-71. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770225.htm . (дата обращения: 19.10.2020).

3. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Федорова Я.О. Деловые коммуникации как фактор повышения результативности бизнеса // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 93. - С. 622-627; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40794 (дата обращения: 16.10.2020).

4. Наумова Д.Н. О процессах коммуникации современного общества // Д.Н. Наумова [Электронный ресурс] / Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - С. 139-141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-protsessah-kommunikatsii-sovremennogo-obschestva - (дата обращения 18.10.2020)

5. Mann M. Has globalization ended the rise and rise of the nation-state // The global transfor-mations reader: an introduction to the globalization debate /ed. by D. Held, A. McGrew. - 2nd ed. - Cambridge: Polity, 2012.

6. Schmidt E., and Kohen, J. Novyi tsifrovoi mir. Kak tekhnologii meniaiut zhizn' liudei, modeli biznesa i poniatie gosudarstv. Moscow: Izdatel'stvo Mann, Ivanov i Ferber, 2013.

References:

1. Bogomolova M.N. The role of communication in modern civil society // Humanitarian research. 2018. No. 9 [Electronic resource]. URL: http://human.snauka.ru/2018/09/1654 (date accessed: 10/14/2020).

2. Vaskun II Modern approaches to the study of interpersonal relations in business communications // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2017. - T. 12. - P. 67-71. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770225.htm. (date of access: 19.10.2020).

3. Matuzenko E.V., Shilenko S.I., Fedorova Ya.O. Business communications as a factor in improving business performance // Fundamental research. - 2016. - No. 93. - S. 622-627;

URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40794 (date of access: 10/16/2020).

4. Naumova D.N. On the communication processes of modern society // D.N. Naumova [Electronic resource] / Scientific notes of the Oryol State University. - 2016. - S. 139-141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7o-protsessah-kommunikatsii-sov-remennogo-obschestva - (date of treatment 10/18/2020)

5. Mann M. Has globalization ended the rise and rise of the nation-state // The global transfor-mations reader: an introduction to the globalization debate / ed. by D. Held, A. McGrew. - 2nd ed. - Cambridge: Polity, 2012.

6. Schmidt E., and Kohen, J. Novytsifrovoi mir. Kak tekhnologii meniaiut zhizn 'liudei, modeli biznesa i poniatie gosudarstv. Moscow: Izdatel'stvo Mann, Ivanov i Ferber, 2013.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10597

М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,

M.L. Vartanova - candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТРАН ЕАЭС: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ STUDY OF INTEGRATION PROCESSES IN THE EAEU COUNTRIES: SOCIO-ECONOMIC TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация. В современных социальных и экономических отношениях между государствами все более важную роль играют организации региональной экономической интеграции. Одним из таких региональных экономических объединений является Евразийский экономический союз, созданный на основании Договора о Евразийском экономическом союзе. Однако существующие процессы глобализации приводят к тому, что глобальные факторы и риски в виде меняющихся условий мировой торговли, масштабной цифровизации экономики, воздействуют на социально-экономическое развитие стран ЕАЭС все более с нарастающей силой. Результаты проведенного исследования опираются на обобщение опыта и мониторинг макроэкономических показателей, определяющих эффективность социального и экономического развития государств-членов Евразийского экономического союза в условиях интеграции. Методической основой данного исследования послужили труды отечественных экономистов, экспертов по вопросам развития интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза. Приведенные многочисленные статистические данные свидетельствуют о том, что по итогам более пятилетнего функционирования Союза произошло значительное улучшение многих ключевых для экономик государств-членов показателей. Отмечается, содействие устойчивому социально- экономическому росту экономик государств - членов ЕАЭС в условиях интеграции в среднесрочном периоде, должно оказать повышение устойчивости к воздействию внешних шоков в силу улучшения макроэкономического управления, а также отсутствие значимых макроэкономических дисбалансов.

Abstract. Regional economic integration organizations play an increasingly important role in modern social and economic relations between States. One of these regional economic associations is the Eurasian economic Union, created on the basis of the Treaty on the Eurasian economic Union. However, the existing processes of globalization lead to the fact that global factors and risks in the form of changing world trade conditions, large-scale digitalization of the economy, affect the socio-economic development of the EAEU countries with increasing force. The results of the study are based on the generalization of experience and monitoring of macroeconomic indicators that determine the effectiveness of social and economic development of the member States of the Eurasian economic Union in terms of integration. The methodological basis of this research is the works of Russian economists and experts on the development of integration processes in the member States of the Eurasian economic Union. The numerous statistics provided show that many key indicators for the economies of the member States have significantly improved over the five-year period of the Union's operation. It is noted that the promotion of sustainable socio - economic growth of the economies of the EAEU member States in the context of integration in the medium term should provide increased resistance to external shocks due to improved macroeconomic management, as well as the absence of significant macroeconomic imbalances.

Ключевые слова: глобализация, внешняя торговля, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), интеграция, инфляция, мировая экономика, показатели, тенденции развития, экономическое развитие, экономический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.