IMHI^SI
УДК 372.8
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-124-128
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТУРИСТСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Т.В. Крепс
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются возможности и практическое значение использования такого интерактивного метода обучения как деловая игра. Деловая игра является одним из методов активизации творческой деятельности студентов и реализации профессионально-игровых задач в учебном процессе. Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков, а также в нахождении стратегии решения заданной проблемы.
Рассмотрены возможности использования групповых деловых игр дискуссионного характера наряду с группами методов интерактивного воздействия, такими как мозговой штурм и метод проектов, при изучении дисциплины «Технология продаж и продвижения турпродукта» в туристском колледже. Внимание в статье уделяется постановке задач проведения групповых деловых игр, при этом рассмотрена роль ведущего и его влияние на формирование благоприятного социально-психологического климата среди участников, также рассматриваются этапы развития группы участников во время деловой игры. Описываются алгоритм проведения групповых деловых игр на занятиях по дисциплине «Технология продаж и продвижения тур-продукта», методика их организации и проведения. В статье представлена структура деловых игр, проводимых на занятиях со студентами туристского колледжа.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные методы, деловые игры, технология продаж и продвижения турпродукта, студенты туристского колледжа
Для цитирования: Крепс Т.В. Деловые игры как составляющая интерактивного обучения в туристском колледже // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №4. С. 124-128. Ьйрз:/Мо1. огд/10.31775/2305-3100-2019-4-124-128 Конфликт интересов отсутствует
BUSINESS GAMES AS A COMPONENT OF INTERACTIVE LEARNING
IN A TOURIST COLLEGE
Tamara V. Kreps
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. This article discusses the possibilities and practical value of using such an interactive learning method as a business game. Business game is one of the methods of activation creative activity for students and implementation of professional-game tasks in the educational process. The methodical purpose of the business game is mainly to train skills, as well as to find strategies for solving a professional problem.
The article discusses the possibilities of using group business games such as brainstorming and the project method when studying the discipline "Sales technology and promotion of tourist products" in a tourist college. The main attention in the article is paid to the tasks of group business games statement which is basis for professional decision making tasks. The role of the leader and its influence on the formation a favorable socio-psychological climate among the participants are considered, the stages of the student group development during the business game are also considered. The article describes the algorithm for conducting group business games and the methodology of their organization and conduct. The article presents the structure of business games held with students of a tourist college.
Keywords: interactive training, interactive methods, business games, technology of sales and promotion of tourist products, students of tourism college
For сitation: Kreps T.V. Business games as a component of interactive learning in a tourist college. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (4): 124-128. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-124-128
There is no conflict of interests
Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать, стимулируют познавательную и творческую активность студентов. Одним из интерактивных метод обучения, направленным на отработку навыка конкретных действий в заданной ситуации, является игра. В работах Н.В. Борисовой и А.М. Князева [2], А.А. Вербицкого [4], В.Я. Платонова [5], Д.Б. Эльконина [6] игра рассматривается как инструмент обучения, основанный на действии.
Эрик Берн [1] делит игры на две большие группы:
1. межличностные игры, то есть между одной и второй личностью, например, заказчик и исполнитель, где каждый в определенные момент отыгрывает свою роль. Межличностные игры основаны на взаимодействии ролей.
2. групповые игры представляют собой форму
деятельности участников в условных ситуациях. Они направлены на воссоздание и усвоение практического опыта, а также достижение результата, который необходим в рамках ситуации.
На занятиях со студентами колледжа организация деловой игры направлена на обучение находить самые оптимальные решения бизнес-задач. Рассмотрим применение деловых игр на занятия по дисциплине МДК.01.01. Технология продаж и продвижения турпродукта специальности 43.02.10 Туризм в Гуманитарном колледже КГУФКСТ.
Кроме того, представленные в таблице 1 групповые деловые игры строятся на следующих интерактивных методах обучения:
- дискуссия, позволяющая анализировать мнения участников игры;
№ п/п Название деловой игры Цель деловой игры (получение навыка) Формируемые профессиональные компетенции
1 Подбор тура для потенциального клиента Выявление и анализ потребностей заказчиков; подбор оптимального туристского продукта ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах
2 Разработка и проведение рекламной кампании Проведение сравнительного анализа предложений туроператоров,разработка рекламных материалов и презентации турпродукта ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта
3 Создание раздела сайта для рекламы турпродукта Взаимодействие с туроператорами по реализации и продвижению турпродукта с использованием современной офисной техники ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя
4 Расчет стоимости и оформление турпакета Оформление и расчет стоимости турпакета (или его элементов) по заявке потребителя ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы)
5 Оформление документации для получения туристской визы Оказание визовой поддержки потребителю ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю
6 Оформление отчета о поездки организованной туристской группы Оформление документации строгой отчетности ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности
Таблица 1
Деловые игры по дисциплине МДК.01.01. Технология продаж и продвижения турпродукта
- группа методов интерактивного воздействия. Например, мозговой штурм эффективен в малых группах, когда участниками предлагаются идеи для решения поставленных задач. Между участниками деловой игры идеи обсуждаются и выбираются лучшие. Частично используется проектная деятельность для представления идеи.
При разработке и проведении групповых деловых игр следует ставить следующие задачи:
1. формировать компетенции за счет того, что в основе деловой игры лежат действия участников;
2. достичь измеримого результата, поскольку у игры есть отличительные особенности.
К особенностям деловых игра относится наличие победителя, а также игровых элементов, отраженные в правилах игры. Игровые элементы направленны на усиление взаимодействие участников деловой игры друг с другом.
3. развить мотивацию участников игры, поскольку, пройдя игру, можно изменить показатели работника в реальном бизнес-процессе за счет приобретенных умений и навыков.
4. получить передовой опыт от ведущего. По правилам ведущий является экспертом. Проводя деловую игру, также он становится соучастником и делится своим реальным опытом.
Во время деловой игры решается несколько задач. Однако, в зависимости от цели игры будут выделены ключевые задачи, участникам важно фокусироваться именно на них.
Ведущий деловой игры взаимодействует с участниками, но и внутри группы тоже ведется активное сотрудничество. При этом необходимо создать динамику в группе. Этапы создания динамики в группе, при которой ее участники начнут взаимодействовать, представлены на рисунке 1.
Начальная стадия связана с пассивностью участников, поскольку у них еще не сформировалась готовность делиться своими впечатлениями. Задача ведущего вызвать группу на диалог, подвести их к следующей стадии, которая является переходной, поскольку, представляясь и делясь информацией, участники устанавливают между собой доверие.
Рабочая стадия связана с самой деловой игрой, в процессе которой участники приобретают опыт и навыки. Последняя стадия - это подведение итогов и, соответственно, удовлетворение или неудовлетворение участников игры полученным результатом.
При этом сплоченности группы способствует:
- психологическая безопасность. Легче работать с группой, в которой совпадают взгляды и интересы участников. Это возможно, когда группа по своему составу однородна. Как раз такой группой являются студенты. Работники реального трудового коллектива также попадают в эту категорию;
- наличие активной совместной деятельности. Это приводит к сплоченности группы и нацеленности на положительный результат;
- квалифицированные действия ведущего. Они заключаются в умении работать с группой. Это нацеливает участников игры на самораскрытие и самовыражение. А поскольку игра проводится со студентами, педагогу-ведущему необходимо владеть навыками возрастной психологии.
Для успешного проведения игры желательно выработать правила работы в самой группе. Их должно быть немного, поскольку большое количество ведет к тому, что правила не запоминаются и сильно сдерживают участников, не дают им почувствовать себя свободно. Перед началом игры,
Рисунок 1. Основные этапы развития группы участников во время деловой игры
Рисунок 2. Алгоритм проведениягрупповых деловыхигрназанятияхподисциплинеМДК.01.01. Технологияпродаж и продвижениятурпродукта
когда ведущий объясняет правила ее проведения, участники могут установить самостоятельно такие правила поведения в группе, основанные на активности, отсутствии персонифицированной оценки, когда оценивается не участник, предложивший идею, а сама его идея, и т.д.
Т.И. Бочарова [3, с. 33] отмечает, что проведению деловых игр предшествует разработка единых требований:
1. сценарий для каждого этапа деловой игры;
2. структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;
3. критерии оценки полученных в ходе игры результатов;
4. наличие рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков, приобретенных в результате деловой игры.
Оптимальный алгоритм проведения групповой деловой игры в рамках программы дисциплины МДК.01.01. Технология продаж и продвижения турпродукта строится по принципу «предложение - отрицание». Алгоритм проведения групповой игры представлен на рисунке 2. Оптимальное техническое решение вырабатывается в процессе дискуссии, мозгового штурма или защиты проекта.
Придерживаясь структуры игры, получится провести полноценное занятие, направленное на формирование практических умений и навыков. Структура деловой игры при этом образует три блока:
Блок 1 - вводная часть.
Включает в себя вступительное слово ведущего, помогающее наладить контакт.
На учебных занятиях важно включить этап обеспечивающий целостность курса, когда за счет повторения пройденного материала будет обеспечена связь предыдущих занятий с последующими.
Ведущий не должен затягивать с раскрытием правил игры и назначением ролей в группе. После чего может проводиться повторное «знакомство», когда участники самостоятельно или с помощью ведущего рассказывают о своих ролях.
Блок 2 - основная часть.
Представляет собой проведение игры, основанное на определенных особенностях:
- используется реквизит при необходимости;
- наличие перерыва;
- для контроля за временем ведущий решает от каких элементов игры следует отказаться.
Блок 3 - заключительная часть.
Основой блока выступает рефлексия, поскольку позволяет участникам игры осознать, что нового они узнали, а также фиксировать свои мысли, развивать самонаблюдение и делать выводы.
Для этого целесообразно провести дибрифинг (от англ. debriefing - опрос после выполнения задания). Например, выяснить, что понравилось и что участники жду от следующей деловой игры. Дибрифинг позволят выявить эмоциональное состояние участников (комфортность), а также силь-
ные и слабые этапы игры. Исходя из результатов дибрифинга, ведущий может понять, что следует в дальнейшем менять в игре для ее лучшего усвоения участниками.
Заключительным этапом будет традиционное прощание.
Таким образом, обязательным условием групповых деловых игр, как метода интерактивного обучения, будет вовлеченность всех участников. При этом важную роль несут в себе правильность передачи технологии деловой игры, подача методики ее организации и проведения. Групповая деловая игра содержит в себе основные сферы профессиональной деятельности, с ее помощью реализуется основная цель - усвоение и овладение трудовыми навыками будущими специалистами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2004. 400 с.
2. Борисова Н.В., Князев А.М. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов. М.: Домодедово. 1999. 59 с.
3. Бочарова Т.И. Современные научные подходы к организации и содержанию комплексной деловой игры при обучении специалиста // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб. матер. Вып. 28. Ставрополь, 2006. С. 31-36.
4. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М.: ВНМЦ ПТО, 1990. 46 с.
5. Платонов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО Профиздат, 1991. 192 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.
REFERENCES
1. Berne E. Games People Play: The Basic Hand Book of Transactional Analysis. Moscow, Exmo Publ., 2004. 400 p. (In Russ.)
2. Borisova N.V., Knyazev A.M. Didactic conditions for the use of gaming technologies in the training of specialists. Moscow, Domodedovo, 1999. 59 p. (In Russ)
3. Bocharova T.I. Modern scientific approaches to the organization and content of a complex business game when training a specialist. Regional research laboratory on the problems of formation of modern personality in a multicultural environment. 2006; (28): 31-36. (In Russ)
4. Verbicki A.A., Borisova N.V. Guidelines for conducting business games. Moscow, All-Union Scientific and Methodological Center for Vocational Education, 1990. 46 p. (In Russ)
5. Platonov V.Ya. Business games: development, organization, conduct. Moscow, Profizdat, 1991. 192 p. (In Russ)
6. Elkonin D.B. Game psychology. Moscow, Vlados, 1999. 360 p. (In Russ)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Крепс Тамара Владимировна,
кандидат педагогических наук, преподаватель Гуманитарного колледжа Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 211 45 96, е-шаИ: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Kreps Tamara Vladimirovna,
Candidate of Pedagogic Sciences, lecturer at Humanities college of the Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. Ph.; (918) 211 45 96, е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 9.12.2019