Научная статья на тему 'Деловой туризм как вид профессиональной деятельности'

Деловой туризм как вид профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
241
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кравченко Е. В.

В данной статье автор акцентирует внимание на взаимосвязи подготовки квалифицированных кадров и возможности дальнейшего успешного развития туристской отрасли в целом. В статье отмечаются актуальные проблемы российской системы туристского образования. Более подробно автор останавливается на проблемах образования в сфере делового туризма и предлагает внедрить в профессионально-квалификационную структуру туризма специализацию «Менеджмент делового туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловой туризм как вид профессиональной деятельности»

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Кравченко Е.В.*

Российская международная академия туризма, г. Химки

В данной статье автор акцентирует внимание на взаимосвязи подготовки квалифицированных кадров и возможности дальнейшего успешного развития туристской отрасли в целом. В статье отмечаются актуальные проблемы российской системы туристского образования. Более подробно автор останавливается на проблемах образования в сфере делового туризма и предлагает внедрить в профессионально-квалификационную структуру туризма специализацию «Менеджмент делового туризма».

В настоящее время сфера делового туризма в мире оформилась в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристской индустрии. Экспертные оценки свидетельствуют о том, что 60 % всего мирового туризма приходится на сектор делового туризма. В последние годы и в России деловой туризм стал одним из наиболее динамично развивающихся сегментов туризма. По данным федеральной службы государственной статистики РФ [1], количество деловых поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию за I квартал 2008 года достигло 913528, что на 28 % больше, чем за аналогичный период в 2007 году. Количество же въездов в Россию из-за рубежа с целями туризма выросло лишь на 9 %. Таким образом, основной прирост туристов достигнут за счёт увеличения деловых поездок.

Что касается выездного делового туризма, количество деловых выездов российских граждан за рубеж за январь-апрель 2008 года составляет 484093, что превышает данный показатель в 2007 году на 16 %. Следует отметить, что количество выезжающих россиян на отдых увеличилось на 29 %.

Так, в настоящее время на российском туристском рынке наблюдаются следующие тенденции:

1. количество туристов, прибывших из-за рубежа в Россию с деловыми целями, превышает приезжих гостей с целью отдыха в 3-4 раза;

2. выездной туризм в России развивается несколько иным путем: количество россиян, выезжающих за рубеж на отдых, в 4-5 раз превышает количество деловых туристов за рубеж;

3. общая картина такова, что на одного въезжающего приходится 2 выезжающих, что создает отрицательное сальдо баланса путешествий для российской экономики.

* Заместитель начальника отдела выездного туризма туристской компании «Аэротур», аспирант

По данным Всемирной туристской организации, для сбалансированности туристского рынка идеальна пропорция: 1 въездной турист - 1 выездной турист - 4 внутренних туриста. Так, очевидна значимость и перво-степенность развития внутреннего и въездного туризма для компенсации отрицательного сальдо баланса путешествий. Развитие туризма по этим направлениям представляется наиболее реальным и экономически значимым именно в деловом секторе туризма, как в наиболее «управляемом», поскольку в отличие от туризма отдыха, проведение деловых и научных мероприятий планируется заранее, их организация - это координация работы многих структур.

Кроме того, как показывает статистика, глобальный финансовый кризис, затронувший и сферу туризма, наименьшим образом сказался именно на деловом сегменте: в I квартале 2009 года и без того небольшой объем въездного туризма отдыха снизился на 25 %, в то время как в деловом секторе въездного туризма наблюдалось незначительное снижение - всего на 1 %. Количество выезжающих российских деловых туристов снизилось лишь на 9 %, поток отдыхающих за рубежом россиян уменьшился на 22 %. Таким образом, даже в условиях нестабильной экономический обстановки деловые поездки остаются необходимым условием развития бизнеса и науки, что подтверждает и обуславливает необходимость развития сегмента деловых путешествий.

Несмотря на достаточно динамичное развитие сегмента делового туризма в последние несколько лет, российский рынок делового туризма пока еще сильно отстает от западного. По экспертным оценкам, сегмент туристического рынка под названием «конгрессная деятельность» в России составляет всего 5 %, в то время как в Европе он занимает более 50 % рынка.

Преимущества развития сектора делового туризма очевидны - стабильная доходность вследствие отсутствия сезонности, привлечение инвестиций, инновационные приобретения, активизация новых туристских зон, расширение деловых связей и международного сотрудничества и, наконец, создание новых рабочих мест.

К сожалению, в России в настоящее время со стороны государства не уделяется достаточного внимания сектору делового туризма. Среди основных причин, тормозящих развитие рынка делового туризма, можно назвать: отсутствие маркетинговой деятельности по развитию и продвижению российского региона на международном рынке делового туризма, отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров, а также слабая туристская инфраструктура.

Очевидно, для эффективного развития конгрессно-выставочного сегмента делового туризма в России необходимо создание структур, подобных зарубежным СУВ, причем в них должны входить как государственные структуры, так и бизнес-компании разного уровня. Идея создания конгрессного бюро в Москве и Санкт-Петербурге обсуждается уже не-

сколько лет. В настоящее время до 70 % процентов от общего объема деловых поездок приходится на Москву и Санкт-Петербург и только 30 % на остальные регионы России. В мире практика иная: именно в регионах происходят наиболее крупные мероприятия в этой сфере, такие как выставки в Ванкувере (Канада), Франкфурте-на-Майне (Германия), Шанхае (Китай). Так, конгрессные бюро необходимо создавать и в крупных региональных центрах, поскольку российские регионы имеют потенциал для проведения выставок и конгрессов, что будет способствовать развитию туристской инфраструктуры, а также созданию рабочих мест.

Создание системы подготовки квалифицированных кадров для сферы делового туризма - является первоочередной задачей для успешнойго развития делового сегмента туризма. Многогранность и многоуровневый характер туристской деятельности определяет большой пласт педагогических проблем в смысле подготовки туристских кадров. Деловой туризм нуждается в срочных мерах по развитию специализированного образования, с одной стороны, чтобы заполнить существующие кадровые пробелы, с другой - подготовка грамотных специалистов позволить реализовать потенциал российского делового туризма и вывести отрасль на достойное место в мировой туристской индустрии. В настоящее время, в частности, конгрессно-выставочный туризм в России составляет всего 5 %, в то время как в Европе он занимает более 50 % рынка.

Так, по сути, в настоящее время менеджер делового туризма - явление состоявшееся на рынке туризма и теперь, с некоторым опозданием, специализация «Менеджмент делового туризма» должна, наконец, занять вакантное место в профессионально-квалификационной структуре туризма. Следует обратить особое внимание на необходимость подготовки ряда специалистов по туристской статистике, туристским исследованиям, туристскому развитию и планированию и др.

Говоря о вопросе профессионального туристского образования в целом, не стоит забывать о подготовке преподавателей, которые являются «ключевой фигурой высшей туристской школы» [2]. Как отмечает В.А. Квар-тальнов, в системе преподавания сохраняются архаические традиции, основанные на передаче знаний по главным или основным направлениям, независимо от типа задач, ставящихся перед подготовкой специалистов. В настоящее время на рынке туризма наблюдается пародоксальная ситуация: при огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными ввиду отсутствия практических навыков и знаний по конкретным специализациям. Привлечение в состав преподавательских кадров практических работников из туристской индустрии позволит разбавить слишком теоретизированное обучение практическими навыками и знаниями, что повлечет повышение уровня преподавания специализированных дисциплин. Так, следует рассмотреть вопрос о раз-

работке учебной программы краткосрочных курсов по переподготовке работников туристской отрасли для преподавательской деятельности.

Таким образом, для совершенствования туристского образования необходима корректировка существующих и создание новых образовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий.

Образование и подготовка кадров для туристской отрасли занимают в настоящее время важное место, поскольку туризм становится все более технологичной, контактной сферой, в которой кадры должны быть хорошо образованны, профессионально подготовлены, должны владеть несколькими языками и хорошо представлять себе природу туризма. Как отмечает, И.В. Зорин, профессиональному туристскому образованию приходится одновременно взаимодействовать со взаимосвязанными процессами глобализации и стремительного технологического развития, вследствие чего полученные знания быстро устаревают [3]. Так, базового образования, полученного даже по туристским специальностям, обычно бывает недостаточно, так как ситуация на туристском рынке все время меняется, появляются новые направления, вводятся новые методы обслуживания. Очевидно, что все специалисты туристских фирм должны с определенной периодичностью проходить специальное обучение по краткосрочным и фундаментальным программам.

Сфера делового туризма требует особого внимания в этом смысле, поскольку значимость ее велика не только для экономики страны, но и для политического имиджа государства на мировой арене. Разработка новой специализации «Менеджмент делового туризма» в рамках происходящего процесса диверсификации специальностей туризма позволит готовить квалифицированных специалистов, что будет способствовать развитию делового туризма. Такая работа возможно по двум направлениям: 1) создание краткосрочных программ по менеджменту делового туризма в рамках дополнительного образования для выпускников и для работающих специалистов в сфере туризма; 2) внедрить специализацию «Менеджмент делового туризма» в рамках высшего профессионального туристского образования.

Стоит отметить, что подготовка грамотных и квалифицированных туристских кадров является первоочередной задачей, поскольку именно в связи с отсутствием таковых невозможно создание специальных туристских структур, отвечающих за разработку и реализацию программ мероприятий делового туризма на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Таким образом, совершенствование подготовки специалистов туристской сферы, в том числе и в секторе делового туризма, формирование их профессиональных и деловых качеств должно стать одной из важнейших задач общей программы дальнейшего развития туризма.

Список литературы:

1. Статистические данные Федерального агентства по туризму РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/sec-йоп_23^есйоп_456.

2. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм: В 5 т. / В.А. Квартальнов. Т.4: Образовательное пространство и туристское законотворчество. - М.: Наука, 2002.

3. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин. - М.: Советский спорт, 2005.

4. Папирян Г. А. Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.