Научная статья на тему 'ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ'

ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
353
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Ю.А.

Основополагающим критерием для совершенствования делового стиля общения государственных и муниципальных служащих в системе государственного и муниципального управления является правильно сформированная управленческая культура. Деловое общение государственного и муниципального служащего - это вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятельности, ориентированный на разрешение споров и организацию сотрудничества, и предполагающий совместное принятие решения. В статье рассматривается тема, посвященная изучению и анализу делового стиля общения государственных и муниципальных служащих. В статье подчеркивается актуальность выбранной темы, а также освещается роль управленческой культуры в системе государственного и муниципального управления. Совершенствование делового стиля общения государственных и муниципальных служащих необходимо для осуществления ими качественной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS STYLE OF COMMUNICATION OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES

The fundamental criterion for improving the business style of communication of state and municipal employees in the system of state and municipal government is a properly formed managerial culture. Business communication of a state and municipal employee is a type of interpersonal interaction between the parties, a type of joint activity focused on resolving disputes and organizing cooperation, and involving joint decision-making. The article deals with a topic devoted to the study and analysis of the business style of communication between state and municipal employees. The article emphasizes the relevance of the chosen topic, and also highlights the role of managerial culture in the system of state and municipal government. Improving the business style of communication of state and municipal employees is necessary for them to carry out high-quality professional activities.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ»

Деловой стиль общения государственных и муниципальных служащих

Антонова Юлия Александровна

магистрант, Высшая школа права, РЭУ им. Г.В. Плеханова, antonovajul2810.a@yandex.ru

Основополагающим критерием для совершенствования делового стиля общения государственных и муниципальных служащих в системе государственного и муниципального управления является правильно сформированная управленческая культура. Деловое общение государственного и муниципального служащего - это вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятельности, ориентированный на разрешение споров и организацию сотрудничества, и предполагающий совместное принятие решения. В статье рассматривается тема, посвященная изучению и анализу делового стиля общения государственных и муниципальных служащих. В статье подчеркивается актуальность выбранной темы, а также освещается роль управленческой культуры в системе государственного и муниципального управления. Совершенствование делового стиля общения государственных и муниципальных служащих необходимо для осуществления ими качественной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деловой стиль общения, управленческая культура, государственное и муниципальное управление, стиль общения, управленческая деятельность.

Основополагающим критерием для совершенствования делового стиля общения государственных и муниципальных служащих в системе государственного и муниципального управления является правильно сформированная управленческая культура, как лично для служащих, так и для конкретных государственных органов и органов местного самоуправления в целом.

Актуальность данного исследования заключается в важности развития и функционирования управленческой культуры служащих, в частности делового стиля общения, благодаря которому государственные и муниципальные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность и возвышают имидж организации.

Целью данного исследования является разработка рекомендаций по улучшению делового стиля общения государственных и муниципальных служащих.

Деловое общение государственного и муниципального служащего - это вид межличностного взаимодействия сторон, вид совместной деятельности, ориентированный на разрешение споров и организацию сотрудничества, и предполагающий совместное принятие решения [3].

Следует подчеркнуть, что в настоящий момент времени навыки и умение вести деловое общение является важной частью управленческой культуры. Деловой стиль общения служащих основывается на определенных морально-этических и профессиональных правилах, которые помогают государственным и муниципальным служащим осуществлять свою профессиональную деятельность (рис. 1) [1].

Рисунок 1 - Основные правила делового стиля общения государственных и муниципальных служащих[1]

<

СО

0

1 I

Деловой стиль общения служащих представляет совокупность основных правил делового стиля общения, а также совокупность определенных знаний и умений, которые в последующем создают собственный имидж государственного и муниципального служащего.

Следует отметить, что основным инструментом делового общения государственных и муниципальных служащих является речь. Она позволяет максимально понять смысл общения и воспринимать информацию. Эффективность вербальной коммуникации во многом зависит от умения точно, логично, ясно, убедительно выражать свои мысли [5].

В речевой практике служащему следует учитывать целый ряд требований, несоблюдение которых может существенно снизить эффективной его профессиональной деятельности. В общении служащих с оппонентом могут появиться определенные барьеры, которые представляют проблемы делового стиля общения служащих (рисунок 2) [6]

Благодаря развитию навыков делового стиля общения служащие смогут развивать свои лидерские качества, умение ясно и доходчиво выражать свои мысли, чувствовать себя уверенно при общении с коллегами и гражданами.

Таблица 1

Рекомендации по совершенствованию делового стиля обще-

Рекомендации по совершенствованию делового стиля общения государственных и муниципальных служащих

Рекомендация Эффект

Повышение квалификации служащих, участие в публичных выступлениях Повышение культуры публичной речи служащего, повышение навыков в общении с аудиторией, самореализация

Актуализация информации под средством ведения отчетности по тому или иному вопросу Владение актуальной информацией, знание основных аспектов по тому или иному вопросу, способность раскрытия информации оппоненту

Введение современных технологий при общении с коллективом и гражданами Высокая эффективность управления, возможность проанализировать информацию перед изложением, упрощение получения достоверной информации

Рисунок 2 - Основные проблемы делового стиля общения государственных и муниципальных служащих [6]

Барьеры передачи информации представляют нечеткое представление предмета разговора, отсутствие логики в высказываниях у служащего. Это говорит о недостаточной квалификация управленцев, а также некомпетентности в том или ином вопросе.

Барьеры восприятия информации заключаются в неподготовленности служащего к разговору на заданную тему, что говорит о неосведомленности служащего в том или ином вопросе (низкая эффективность организационного управления).

Объективными помехами в общении могут выступать отсутствие общего языка межу оппонентами, а также неожиданный поворот в деловом разговоре (это могут быть претензии, которые адресованные лично служащему или органу управления в целом).

Различие в культурном опыте заключает в использовании обильной терминологии, апеллированием неизвестными фактами и именами. Это значительно снижает риск принятия и обработки информации между служащим и оппонентом.

Следует отметить, что государственные и муниципальные служащие при осуществлении профессиональной деятельности должны владеть навыками публичных выступлений и обладать речевым мастерством.

Необходимость совершенствования делового стиля общения государственных и муниципальных служащих заключается в развитии управленческой культуры, которая существенно влияет профессиональную деятельность служащих[7].

Повышение квалификации служащих поспособствует развитию его личностных качеств, повысит культуру публичной речи служащих, навыки общения с аудиторией.

Составлено автором на основе данных: [1], [4], [5]

Личностное развитие служащих играет важную роль в развитии делового стиля общения. Самореализация служащих существенно отразиться на управленческой культуре организации, в том числе и на деловом стиле общения.

Актуализация информации по тому или иному вопросу заключается в правильной расстановке приоритетов между служащими. Разделение должностных обязанностей, а также разделение профессиональных сфер деятельности позволяет служащим быть компетентными в пределах своих должностных полномочий по тому или иному вопросу. Владение актуальной информацией для служащего является качественным показателем его профессиональной деятельности, в том числе и управленческой культуры. Введение отчетности по тому или иному вопросу поможет служащему не запутаться в том или ином вопросе.

Введение современных технологий при общении с коллективом и гражданами поспособствует высокой эффективности управления.

Современные технологии позволяют существенно изменить традиционные формы и условия вербального общения в процессе профессиональной деятельности служащих. Деловое общение с использованием видеотерминалов, электронной почты, Интернета и голосовых сообщений позволит доносить до оппонентов более четко сформулированную информацию.

В настоящее время деловой стиль общения государственных и муниципальных служащих является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности, так как основная часть работы служащих основывается на общении с людьми.

В каждом государственном органе и органах местного самоуправления должен прорабатываться механизм, который будет обеспечивать личностное и профессиональное развитие служащих в сфере делового общения для дальнейшего осуществления ими своей профессиональной деятельности.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м «

fO

сч о cs

pi

о ш m

X

<

m О X X

Для раскрытия управленческого потенциала служащего, а также для развития его личностных качеств, следует применять мотивационную составляющую в деятельности служащего, которая будет способствовать его желанию становиться лучше и развиваться.

Личностная культура, вежливость, компетентность, воспитание служащего - все эти аспекты находят свое отражение в его профессиональной деятельности.

Формирование в служащем его важности для организации, развитие его лидерского потенциала и развитие его коммуникативных данных поспособствует повышению эффективности управленческой культуры служащего.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совершенствование делового стиля общения государственных и муниципальных служащих необходимо для осуществления ими качественной профессиональной деятельности.

Литература

1. Гамина Т.С. Деловое общение как составляющая профессиональной компетентности государственного служащего, [Электронный ресурс] //Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, Луганск, 2018, Режим доступа -https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36386251_9237 2414.pdf (дата обращения:20.02.2023)

2. Котлярова О.В. Коммуникативная компетентность современного государственного служащего [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета, Москва, 2017 Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-sovremennogo-gosudarstvennogo-sluzhaschego/viewer

(дата обращения: 03.03.2023)

3. Бессонова Ю.А. , Иванова Е. А. Профессиональная коммуникация на государственной службе как социокультурный феномен [Электронный ресурс] // Среднерусский вестник общественных наук, 2018, Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kommunikatsiya-na-gosudarstvennoy-sluzhbe-kak-sotsiokulturnyy-fenomen (дата обращения: 06.12.2022)

4. Панова М.Н., Влияние социальных факторов на речевое поведение государственных служащих [Электронный ресурс] // Вестник РУДН, Серия: Теория языка, Семиотика, Семантика, Москва, 2018, Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-faktorov-na-rechevoe-povedenie-gosudarstvennyh-sluzhaschih (дата обращения: 04.03.2023)

5. Акопян Е.А., Тарасов А.Е., Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих как условие эффективности муниципального управления [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, Пятигорск, 2018, Режим доступа -https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kultura-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-kak-uslovie-effektivnosti-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 05.03.2023)

6. Зиновьева Д.М., Прокофьева Т.Р. Стили делового общения в условиях взаимодействия субъектов образования [Электронный ресурс] //Филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАН-ХиГС), Волгоград, 2020, Режим доступа -

https://cyberlenmka.ru/article/n/stNi-delovogo-obscheniya-v-usloviyah-vzaimodeystviya-subektov-obrazovaniya (дата обращения: 05.03.2023)

7. Андрющенко О. В., Рожнова В. А. Культурные индикаторы организационной культуры органов власти [Электронный ресурс] // Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, Саратов, 2019, Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-indikatory-organizatsionnoy-kultury-organov-vlasti (дата обращения: 06.03.2023).

Business style of communication of state and municipal employees Antonova Yu.A.

Russian University of Economics G.V. Plekhanov

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The fundamental criterion for improving the business style of communication of state and municipal employees in the system of state and municipal government is a properly formed managerial culture. Business communication of a state and municipal employee is a type of interpersonal interaction between the parties, a type of joint activity focused on resolving disputes and organizing cooperation, and involving joint decision-making. The article deals with a topic devoted to the study and analysis of the business style of communication between state and municipal employees. The article emphasizes the relevance of the chosen topic, and also highlights the role of managerial culture in the system of state and municipal government. Improving the business style of communication of state and municipal employees is necessary for them to carry out high-quality professional activities. Keywords: business communication style, managerial culture, state and

municipal administration, communication style, managerial activity. References

1. Gamina T.S. Business communication as a component of the professional

competence of a civil servant, [Electronic resource] // Bulletin of the Luhansk Taras Shevchenko National University, Luhansk, 2018, Access mode -

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36386251_92372414.pdf (date of access: 20.02 .2023)

2. Kotlyarova O.V. Communicative competence of a modern civil servant

[Electronic resource] // Bulletin of the Moscow State Regional University, Moscow, 2017 Access mode -

https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-sovremennogo-gosudarstvennogo-sluzhaschego/viewer (date of access: 03.03.2023)

3. Bessonova Yu.A. , Ivanova E. A. Professional communication in the public

service as a sociocultural phenomenon [Electronic resource] // Central Russian Bulletin of Social Sciences, 2018, Access Mode -https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kommunikatsiya-na-gosudarstvennoy- sluzhbe-kak-sotsiokulturnyy-phenomen (date of access: 06.12.2022)

4. Panova M.N., The influence of social factors on the speech behavior of civil

servants [Electronic resource] // Bulletin of the RUDN University, Series: Theory of language, Semiotics, Semantics, Moscow, 2018, Access mode - https://cyberleninka.ru/article /n/vliyanie-sotsialnyh-faktorov-na-rechevoe-povedenie-gosudarstvennyh-sluzhaschih (date of access: 03/04/2023)

5. Akopyan E.A., Tarasov A.E., Professional culture of state and municipal

employees as a condition for the effectiveness of municipal government [Electronic resource] // North Caucasian Institute - branch of the RANEPA, Pyatigorsk, 2018, Access mode - https: // cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kultura-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-kak-uslovie-effektivnosti-munitsipalnogo-upravleniya (Date of access: 03/05/2023)

6. Zinovieva D.M., Prokofieva T.R. Styles of business communication in the

context of interaction between subjects of education [Electronic resource] // Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA), Volgograd, 2020, Access mode -https://cyberleninka.ru/article/n/stili -delovogo-obscheniya-v-usloviyah-vzaimodeystviya-subektov-obrazovaniya (Date of access: 03/05/2023)

7. Andryushchenko O. V., Rozhnova V. A. Cultural indicators of the

organizational culture of authorities [Electronic resource] // Volga Institute of Management named after P.A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, 2019, Access mode:

https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-indikatory-organizatsionnoy-kultury-organov-vlasti (date of access: 03/06/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.