Научная статья на тему 'Деловой климат в сфере услуг в i квартале 2015 года'

Деловой климат в сфере услуг в i квартале 2015 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
879
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индекс предпринимательской уверенности в различных видах экономической деятельности сферы услуг / спрос на услуги / объем оказанных услуг / численность занятых / цены (тарифы) на услуги / финансово-экономическое положение организаций / конкурентная позиция / факторы / отрицательно влияющие на деятельность организаций сферы услуг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

По результатам опроса около свыше 5.7 тыс. руководителей организаций сферы услуг Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг в I квартале (ИПУ), основной показатель обследования, интегрально характеризующий деловой климат на рынке услуг, показал беспрецедентное падение до рекордного значения (-12%), указав на резко неблагоприятный бизнес-климат в этом сегменте экономики. Очевиден сложившийся ранее и заметно усилившийся в текущем году понижательный тренд предпринимательской уверенности: значение ИПУ в годовом интервале снизилось на 10 п. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловой климат в сфере услуг в i квартале 2015 года»

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт статистических исследований и экономики знаний

Центр конъюнктурных исследований

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В СФЕРЕ УСЛУГ В I КВАРТАЛЕ 2015 ГОДА

Москва

2015

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года. - М.: НИУ ВШЭ, 2015 - 23 с.

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний

НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический материал «Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года», подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе ежеквартальных конъюнктурных опросов руководителей около 5.4 тыс. организаций сферы услуг, проводимых Федеральной службой государственной статистики.

Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, степени адаптации к механизмам хозяйствования, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих производственную деятельность.

Программа обследования сопоставима с международными стандартами и базируется на Европейской Системе обследований деловых тенденций.

Структура выборочной совокупности идентична структуре генеральной статистической совокупности. При этом объем выборки достаточен для получения необходимой точности выборочных оценок показателей на всех уровнях разработки статистических данных по видам деятельности сферы услуг.

Материал подготовлен в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

Институт статистических исследований и экономики знаний

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20 Телефон: (495) 621-28-73, факс: (495) 625-03-67 E-mail: issek@hse.ru http://issek.hse.ru

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015 При перепечатке ссылка обязательна

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представляет информационно-аналитический материал о деловом климате в сфере услуг в I квартале 2015 года и ожиданиях предпринимателей на II квартал. В обзоре использованы результаты выборочных опросов руководителей более 5.4 тыс. организаций, оказывающих различные виды услуг (проводятся Федеральной службой государственной статистики в ежеквартальном режиме).

Основные итоги I квартала 2015 г.

- 36% предпринимателей отметили падение спроса на услуги по сравнению с предыдущим кварталом и 10% - его рост (годом ранее - 29 и 11%);

- 37% респондентов указали на снижение объема оказанных услуг и 11% - на его рост (годом ранее - 30 и 13%);

- 37% респондентов констатировали снижение объема прибыли и 8% - ее рост (годом ранее - 29 и 10%);

- 16% руководителей организаций сокращали штат работников и 6% - расширяли его (годом ранее - 13 и 7%);

- в 15% организаций наблюдался рост тарифов на оказываемые услуги и в 77% - сохранились прежние расценки (годом ранее - 9 и 84%);

- 31% респондентов констатировали ухудшение экономического положения организаций, 10% - ее улучшение (годом ранее - 21 и 14%);

- 45% предпринимателей отметили негативное воздействие на бизнес дефицита финансовых средств (рост на 6 п. п. в годовом интервале).

Обобщенная оценка конъюнктуры в сфере услуг

Результаты опроса свидетельствуют о резком спаде деловой активности на рынке услуг в I квартале 2015 г. Заметно усилилась негативная динамика ключевых показателей, характеризующих деловой климат в сфере сервиса: потребительского спроса и объема оказанных услуг, численности работников и полученной прибыли, а также экономического положения организаций. Балансы1 оценок изменения всех этих показателей относительно предыдущего квартала не только имели выраженные отрицательные значения, но и достигли рекордно низких отметок за три с лишним года проведения обследований. Как и ожидалось, имело место существенное удорожание многих видов услуг.

1 Баланс - разность долей респондентов (в процентах), отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, или разность долей респондентов, отметивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в отчетном периоде («нормальный» уровень - достаточный, допустимый, приоритетный для сложившихся условий).

3

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Таблица 1

Динамика оценок изменения основных показателей деятельности организаций сферы услуг

Балансы, %

2014 2015

I квартал II квартал III квартал IV квартал I квартал

Спрос на услуги организаций -18 0 -2 -7 -26

Число заключенных договоров или обслуженных клиентов -14 -1 -2 -6 -24

Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении) -17 0 -1 -7 -26

Численность занятых -6 -3 -4 -8 -10

Цены (тарифы) на услуги 2 3 3 1 7

Прибыль -19 -7 -8 -13 -29

Собственная конкурентная позиция -4 -1 -2 -3 -7

Экономическое положение организаций -7 5 3 -2 -21

Начало каждого года является «дном» деловой активности на рынке услуг2, однако в I квартале 2015 г. конъюнктура определялась отнюдь не только сезонным фактором. Очевидно, что ускоренный спад деловой активности в сфере услуг был обусловлен, главным образом, продолжающимся сокращением платежеспособного потребительского спроса.

Реальные располагаемые денежные доходы населения начали сокращаться в ноябре прошлого года, и эта тенденция сохраняется уже четвертый месяц подряд. При этом реальная заработная плата работающего населения снижается ускоренными темпами. На кредитные средства потенциальным потребителям услуг тоже рассчитывать не приходится. Рост процентных ставок, ужесточение кредитной политики банков и общая нестабильность экономической ситуации сделали потребительские кредиты непривлекательными или даже недоступными для большинства населения.

Сегмент b-2-b (услуги для бизнеса) также испытывает вполне понятные трудности, поскольку многие предприятия в кризисных условиях вынуждены экономить, сокращая, по возможности, свои издержки. Стратегия минимизации личных и корпоративных расходов привела к обвалу спроса на многие виды необязательных услуг - прежде всего, туристических и рекламных.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ)3 4, основной показатель обследования, интегрально характеризующий деловой климат на рынке услуг, показал беспрецедентное падение до рекордного значения (-12%), что указывает на резко неблагоприятный бизнесклимат в этом сегменте экономики.

Несмотря на выраженный сезонный характер динамики индикатора, очевидно заметное усиление сложившегося в прошлом году понижательного тренда предпринимательской уверенности: значение ИПУ в годовом интервале снизилось на 10 п. п.

2 В настоящий момент сезонная коррекция результатов обследования делового климата в сфере услуг не проводится в связи с недостаточной длиной динамических рядов показателей.

3 Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.

4

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Отрицательные значения ИПУ сложились практически во всех наблюдаемых видах деятельности сферы услуг. Наибольший пессимизм проявили предприниматели из сегментов техобслуживания и ремонта автотранспорта, рекламы и туризма, где ИПУ снизился более, чем на 20 п. п. до значений (-22), (-24) и (-25)% соответственно. Традиционный лидер среди обследуемых сегментов сферы услуг - страховой бизнес также переживает не лучшие времена. В I квартале текущего года ИПУ в этом виде деятельности впервые опустился до отрицательного значения (-4%).

На таком фоне настроения предпринимателей, оказывающих бытовые услуги и занимающихся ремонтом бытовых изделий, - аутсайдеров сферы сервиса в течение предыдущих трех лет - уже не выделяются особым пессимизмом.

Единственным «позитивным» исключением стала деятельность ломбардов (положительное значение ИПУ +5%), что вполне коррелирует со снижением реальных располагаемых денежных доходов населения.

Рис. 2. Индекс предпринимательской уверенности в различных видах экономической

деятельности сферы услуг

1 - сфера услуг - в целом

2 - пассажирский транспорт

3 - связь

4 - деятельность гостиниц

5 - страхование

6 - деятельность ломбардов

7 - техобслуживание и ремонт автотранспорта

8 - ремонт бытовых изделий

9 - персональные услуги

10 - туристская деятельность

11 - деятельность санаторно-курортных

учреждений

12 - стоматологическая практика

13 - отдых и развлечения, культура и спорт

14 - рекламная деятельность

15 - риэлтерские услуги

5

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Прогнозы предпринимателей, касающиеся развития деловой активности во II квартале 2015 г., нельзя назвать оптимистическими. Второй квартал каждого года всегда является периодом восстановления конъюнктуры рынка после зимней консервации активности, поэтому сложившиеся положительные балансы оценок ожидаемого изменения основных показателей в данном случае не информативны. Если же анализировать их динамику, то становится очевидным резкое ухудшение прогнозов. Так, значение балансов оценок ожидаемого изменения спроса на услуги и стоимостного объема оказанных услуг снизились в годовом интервале с 19 до 10%, прибыли - с 12 до 2%, экономического положения организаций -с 21 до 9%, численности занятых - с 4 до 1%. Причем в случаях с прибылью и занятостью положительные значения балансов были обеспечены только предстоящей активизацией деятельности санаторно-курортных учреждений и гостиниц в весенне-летний период. В большинстве остальных обследуемых видов услуг предприниматели преимущественно намеревались сокращать штаты и предполагали ухудшение финансовой составляющей.

Таким образом, начало 2015 г., как и ожидалось, стало периодом наиболее неблагоприятной конъюнктуры для рынка услуг за все время проведения обследований (более трех лет). «Мертвый» зимний сезон в сочетании с устойчивым снижением потребительского спроса вынудил предпринимателей заметно снизить деловую активность.

Следующий квартал вряд ли принесет серьезное улучшение ситуации. Весенне-летнее оживление деятельности в сезонных видах услуг не сможет полностью компенсировать отсутствие позитивных сдвигов в геополитической и макроэкономической обстановке, сохранение инфляционной и курсовой составляющих и сокращение реальных денежных доходов населения.

Результаты последних конъюнктурных опросов показали, что сфера услуг, наряду с розничной торговлей, приняла на себя основной удар кризиса.

Доходы потенциальных потребителей услуг - как населения, так и организаций -продолжили снижение. Панические настроения конца прошлого года, генерировавшие ажиотажный спрос на товары и услуги, миновали и уступили место стратегии «затягивания поясов» и склонности отказываться от многих необязательных услуг.

Туристический бизнес, практически рухнувший еще в конце прошлого года на фоне девальвации рубля и ограничений по выезду, пока не подает сигналов к возможному восстановлению активности. Сокращение спроса на заграничные поездки, особенно в европейские страны, банкротства турфирм и туроператоров, падение доверия потребителей к организованному туризму, сокращение глубины бронирования - все эти негативные факторы не утратили своей значимости. Вместе с тем, предстоящий год мог бы стать переломным в развитии внутреннего туризма. Такое «импортозамещение» вполне возможно, поскольку пертурбации на валютных рынках весьма способствуют развитию интереса россиян к путешествиям по стране и отдыху на российских курортах. Переориентация туроператоров на внутренний рынок, если она будет сопровождаться соответствующим развитием инфраструктуры, способна стать одним из основных трендов развития отрасли.

В начале текущего года судьбу туристического бизнеса готовы повторить сегменты ремонта и технического обслуживания автотранспорта и реклама. Спрос на эти услуги заметно падает, что не удивительно. Продажи новых автомобилей сокращаются, на их ремонте и обслуживании автовладельцы стараются, по возможности, экономить. А реклама, видимо, рассматривается многими предпринимателями как услуга, от которой вполне можно отказаться в тяжелые для бизнеса времена.

6

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Наиболее оптимистичные участники обследований - страховщики - впервые за три с лишним года продемонстрировали неуверенность в перспективах своего бизнеса. Частично это связано с сокращением рынка продаж автомобилей и автокредитования, что привело к существенному уменьшению спроса на страховые программы автокаско. Однако тот же авторынок может поддержать на плаву страховые компании в 2015 году благодаря повышению тарифов по ОСАГО и росту взносов по страхованию жизни.

В создавшихся условиях в лидеры рынка услуг вышли ломбарды - только в этом сегменте было отмечено оживление спроса и рост уверенности предпринимателей. К сожалению, обследованием не охвачены коллекторские услуги. Скорее всего, указанный сегмент сегодня также занимал бы лидирующие позиции по своей деловой активности. В целом же сфера сервиса по-прежнему сохраняет реальные шансы внести негативный вклад в динамику ВВП и стать драйвером погружения экономики страны в рецессию.

Спрос на услуги

Платежеспособный потребительский спрос на услуги заметно сократился в I квартале 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом и послужил основной причиной резкого спада деловой активности в сфере сервиса.

Баланс оценок изменения показателя снизился на 19 п. п. достиг рекордно низкой за три года проведения обследований отметки (-26%). При этом более 40% респондентов констатировали, что спрос на оказываемые услуги был ниже своего «нормального»4 уровня.

Большинство участников опроса надеялись на оживление или, по крайней мере, сохранение спроса во II квартале текущего года: баланс оценок ожидаемого изменения показателя имел положительное значение +10%. Однако ретроспективный анализ предпринимательских прогнозов не дает поводов для оптимизма. В предыдущие три года соответствующие балансы не опускалось ниже 20%.

Рис. 3. Динамика оценок изменения спроса на услуги

Балансы, %

Изменения по сравнению с предыдущим кварталом ® Ожидания на следующий квартал

10

4 Нормальный уровень - уровень, достаточный для сложившихся условий в период обследования.

7

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Исходя из результатов обследования, снизился спрос на почти все наблюдаемые виды услуг. Больше других пострадали от оттока клиентов туристический и рекламный бизнес. Балансы оценок изменения спроса на туристические и рекламные услуги относительно предыдущего квартала снизились до (-49)% и (-42)% соответственно: около половины руководителей компаний в этих видах деятельности констатировали сокращение спроса при практическом отсутствии позитивных оценок. Достаточно пессимистично были также настроены предприниматели, занятые в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, а также в гостиничном и риэлтерском бизнесе - балансы аналогичных оценок составили (-39), (-36) и (-33)% соответственно. Наблюдалось снижение интереса потребителей и к остальным видам услуг, за исключением услуг ломбардов (положительное значение баланса +4%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Оценки изменения спроса на различные виды услуг

Балансы,%

-49

в I квартал 2014 г.

и I квартал 2015 г.

1 - сфера услуг - в целом

2 - пассажирский транспорт

3 - связь

4 - деятельность гостиниц

5 - страхование

6 - деятельность ломбардов

7 - техобслуживание и ремонт автотранспорта

8 - ремонт бытовых изделий

9 - персональные услуги

10 - туристская деятельность

11 - деятельность санаторно-курортных

учреждений

12 - стоматологическая практика

13 - отдых и развлечения, культура и спорт

14 - рекламная деятельность

15 - риэлтерские услуги

В весенне-летний период, безусловно, мы будем наблюдать подъем деловой активности в сезонных видах услуг, однако он будет заметно менее выраженным, чем в предыдущие три года. Не потеряли оптимизма только руководители санаторно-курортных организаций - баланс оценок ожидаемого изменения спроса на данные услуги во II квартале текущего года составил, как и годом ранее, более 30%. В остальных видах деятельности при сохранении положительного значения балансов доля позитивных оценок существенно снизилась в годовом интервале.

Дефицит спроса в I квартале 2015 г. вышел на первое место в перечне барьеров, ограничивающих развитие бизнеса, потеснив с верхней позиции рейтинга нехватку финансовых средств. В течение года число предпринимателей, отметивших негативное влияние данного фактора, выросло с 39 до 45%. Среди руководителей туристических фирм на эту проблему указали более двух третей участников опроса, а среди представителей санаторнокурортного, рекламного, гостиничного бизнеса и мастерских по ремонту бытовых изделий -более половины. Меньше других страдали от недостатка клиентуры ломбарды и стоматологи.

8

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 5. Оценка лимитирующего фактора «недостаточный спрос на данный вид услуг» по видам экономической деятельности в I квартале 2015 г.

Доля от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности, %

Деятельность ломбардов. Стоматологическая практика

Связь Страхование

Пассажирский транспорт

Отдых и развлечения, культура и спорт

Персональные услуги

Сфера услуг - в целом

Туристская деятельность

Деятельность санаторно-курортных учреждений

Рекламная деятельность Деятельность гостиниц

Ремонт бытовых изделий

ехобслуживание и ремонт

автотранспортных средств иэлтерские услуги

Объем оказанных услуг

Динамика объема предоставленных услуг, исходя из обобщенных мнений респондентов, в целом соответствовала негативной динамике спроса. Балансы оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов) и стоимости оказанных услуг

снизились до худших значений за три года проведения обследований - (-24) и (-26)% соответственно.

Рис. 6. Динамика оценок изменения объема оказанных услуг

Сжатие клиентской базы было характерно для всех наблюдаемых видов экономической деятельности, за исключением деятельности ломбардов. Ярко выраженная негативная тенденция наблюдалась в сегментах туризма, рекламы и техобслуживания автомобилей, где балансы изменения объема предоставленных услуг опустились ниже (-40)%. Впервые за время проведения обследований отрицательные балансы изменения показателя сложились в услугах страхования и связи.

9

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 7. Оценки изменения стоимостного объема оказанных услуг по видам экономической деятельности

1 - сфера услуг - в целом

2 - пассажирский транспорт

3 - связь

4 - деятельность гостиниц

5 - страхование

6 - деятельность ломбардов

7 - техобслуживание и ремонт автотранспорта

8 - ремонт бытовых изделий

9 - персональные услуги

10 - туристская деятельность

11 - деятельность санаторно-курортных

учреждений

12 - стоматологическая практика

13 - отдых и развлечения, культура и спорт

14 - рекламная деятельность

15 - риэлтерские услуги

Численность занятых

Численность занятых в сфере сервиса в I квартале 2015 г. снижалась более интенсивно, чем в предыдущем году. Баланс оценок изменения показателя относительно предыдущего квартала достиг отметки (-10%), что является худшим за последние два года значением. Опережающими темпами сокращались штаты туристических и рекламных компаний, а также станций техобслуживания автомобилей, где балансы оценок составили (-19), (-15) и (-16)% соответственно. Стабильная кадровая ситуация с небольшим положительным балансом оценок сложилась в сегменте оказания стоматологических услуг.

Очевидно, что сокращение рабочих мест даже в наиболее пострадавших от кризиса сегментах происходило не так интенсивно, как сужение спроса и ухудшение производственной ситуации. Видимо, большинство предпринимателей пока надеются на улучшение конъюнктуры рынка и пытаются по возможности избегать масштабного сокращения штатов. Следует заметить, что в сфере обслуживания, особенно в крупных городах, занято значительное количество населения. При отсутствии позитивных сдвигов в потребительском спросе возможные массовые увольнения в этом секторе экономики могут вызвать серьезное снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности.

10

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 8. Оценки изменения численности занятых в организациях различных видов экономической деятельности

1 - сфера услуг - в целом

2 - пассажирский транспорт

3 - связь

4 - деятельность гостиниц

5 - страхование

6 - деятельность ломбардов

7 - техобслуживание и ремонт автотранспорта

8 - ремонт бытовых изделий

9 - персональные услуги

10 - туристская деятельность

11 - деятельность санаторно-курортных

учреждений

12 - стоматологическая практика

13 - отдых и развлечения, культура и спорт

14 - рекламная деятельность

15 - риэлтерские услуги

Прогноз по численности занятых на II квартал текущего года по сфере услуг в целом достаточно спокойный. Однако минимальное положительное значение баланса оценок ожидаемого изменения показателя (+1%) обусловлено, главным образом, предстоящим сезонным наймом персонала санаторно-курортных учреждений и гостиниц. Позитивные прогнозы были получены также от руководителей ломбардов и от стоматологов. Во всех остальных наблюдаемых видах сервисной деятельности доля руководителей, планировавших в краткосрочной перспективе сокращение работников, превышала долю тех, кто предполагал расширять штаты .

Цены (тарифы) на услуги

Исходя из обобщенных мнений предпринимателей, в I квартале 2015 г. имело место существенное удорожание многих видов услуг. Хотя большинство респондентов (77%) констатировали стабильность расценок, о росте тарифов сообщили 15% участников опроса - это почти в два раза больше, в начале прошлого года. Баланс оценок изменения показателя достиг рекордного значения +7%.

Во II квартале 2015 г., по прогнозам предпринимателей, инфляция в этом секторе экономики не ускорится. Баланс оценок ожидаемого изменения цен на услуги также составил +7%.

11

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 9. Динамика оценок изменения цен (тарифов) на услуги

Особенно заметно, согласно результатам обследования, подорожали в I квартале 2015 г. туристические и стоматологические услуги, которые наиболее тесно связаны с волатильностью курса национальной валюты, а также услуги ломбардов. Балансы оценок изменения показателя в этих сегментах составили около +20%; при этом характерно, что турфирмы были вынуждены поднимать цены в условиях резкого снижения спроса. В то же время снизились расценки на рекламные, риэлтерские и гостиничные услуги.

Рис. 10. Оценки изменения цен (тарифов) на различные виды услуг

1 - сфера услуг - в целом

2 - пассажирский транспорт

3 - связь

4 - деятельность гостиниц

5 - страхование

6 - деятельность ломбардов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 - техобслуживание и ремонт автотранспорта

8 - ремонт бытовых изделий

9 - персональные услуги

10 - туристская деятельность

11 - деятельность санаторно-курортных

учреждений

12 - стоматологическая практика

13 - отдых и развлечения, культура и спорт

14 - рекламная деятельность

15 - риэлтерские услуги

Во II квартале текущего года предполагается дальнейшее удорожание туристических и стоматологических услуг и заметное повышение цен на сезонные услуги - санаторно-курортные и гостиничные.

12

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Финансово-экономическое положение организаций

Финансовые результаты деятельности сервисных организаций в I квартале 2015 г. заметно ухудшились вслед за негативной динамикой спроса и производственных показателей. В частности, более трети респондентов сообщили о снижении относительно предыдущего квартала объема полученной прибыли и только 8% - о его росте. Баланс оценок изменения показателя достиг рекордно низкого значения (-29)%.

Рис. 11. Динамика оценок изменения прибыли

Отрицательные значения балансов оценок изменения прибыли сложились во всех наблюдаемых видах услуг, включая вполне финансово благополучные, по результатам предыдущих опросов, сегменты. Так, впервые за три года наблюдался перевес негативных мнений, полученных от руководителей страховых компаний. Наиболее тяжелая финансовая ситуация сложилась, как и следовало ожидать, в туристическом и рекламном бизнесе. Около половины респондентов, представлявших эти сегменты, констатировали уменьшение полученной прибыли, при этом позитивные оценки практически отсутствовали. В результате балансы оценок изменения показателя составили (-49) и (-45)% соответственно.

Рис. 12. Оценки изменения прибыли организаций различных видов экономической деятельности

1 - сфера услуг - в целом

2 - пассажирский транспорт

3 - связь

4 - деятельность гостиниц

5 - страхование

6 - деятельность ломбардов

7 - техобслуживание и ремонт автотранспорта

8 - ремонт бытовых изделий

9 - персональные услуги

10 - туристская деятельность

11 - деятельность санаторно-курортных

учреждений

12 - стоматологическая практика

13 - отдых и развлечения, культура и спорт

14 - рекламная деятельность

15 - риэлтерские услуги

13

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Предпринимательские прогнозы на ближайшую перспективу также не отличались оптимизмом. Слабая положительная динамика (баланс оценок ожидаемого изменения прибыли составил +2%) была обеспечена только предстоящим сезонным оживлением деятельности санаторно-курортных учреждений и гостиниц.

Дефицит финансовых средств в I квартале текущего года уступил первую позицию рейтинга лимитирующих факторов недостатку спроса на услуги, однако продолжал оказывать существенное давление на деятельность сервисных организаций. Доля предпринимателей, отметивших его негативное воздействие, по-прежнему превышала 40%. Наиболее сильно нехватка финансов отражалась на деятельности предприятий пассажирского транспорта - на нее указали две трети их руководителей. Крайне редко указанную проблему упоминали представители страхового бизнеса.

Рис. 13. Оценка лимитирующего фактора «недостаток финансовых средств» по видам экономической деятельности в I квартале 2015 г.

Доля от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности, %

Как правило, предприниматели достаточно оптимистичны при оценке общего экономического положения своих организаций даже при негативной динамике отдельных производственных и финансовых показателей. Однако в I квартале 2015 г., впервые за время проведения обследований сферы услуг, доля «неблагоприятных» оценок превысила долю «благоприятных» мнений, а их баланс перешел в отрицательную зону, составив (-10%). При этом около трети предпринимателей констатировали ухудшение ситуации относительно предыдущего квартала.

Прогнозируя изменение экономического положения организаций в следующем квартале, 24% респондентов надеялись на его улучшение, а 15% - ожидали ухудшение. Несмотря на некоторое преобладание оптимистично настроенных участников опроса, прогнозы значительно ухудшились - годом ранее доля «оптимистов» составляла 30%, а «пессимистов» - 9%.

14

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 14. Оценки экономического положения организаций в I квартале 2015 г.

Доля от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности, %

□ Неблагоприятная

■ Удовлетворительная

■ Благоприятная

1 - сфера услуг - в целом

2 - отдых и развлечения, культура и спорт

3 - страхование

4 - риэлтерские услуги

5 - связь

6 - деятельность ломбардов

7 - рекламная деятельность

8 - стоматологическая практика

9 - деятельность санаторно-курортных учреждений

10 - персональные услуги

11 - деятельность гостиниц

12 - техобслуживание и ремонт транспортных средств

13 - туристская деятельность

14 - пассажирский транспорт

15 - ремонт бытовых изделий

Конкурентную позицию своих организаций на рынке услуг в I квартале 2015 г. большинство предпринимателей (78%) считали «нормальной», о высоком и низком уровне показателя сообщили соответственно 4 и 18% предпринимателей. Подобное распределение мнений наблюдалось и в течение двух предыдущих лет. Баланс оценок уровня показателя по сфере услуг в целом составлял (-14%), а в разрезе отдельных ее сегментов варьировал от (-1%) по стоматологическим клиникам до (-23%) по предприятиям пассажирского транспорта.

Факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций

В рейтинге факторов, ограничивающих деятельность сервисных организаций, в I квартале 2015 г. произошла смена «лидера» - на первую позицию вышел недостаточный спрос на услуги. В течение года частота упоминания данной проблемы выросла с 39 до 45%.

Интенсивность негативного воздействия большинства остальных факторов несколько снизилась. Тем не менее, более 40% респондентов по-прежнему отмечали в качестве ключевой проблемы недостаток финансовых средств и около трети - высокий уровень налогообложения.

15

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Рис. 15. Динамика основных факторов, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг

Доля организаций от их общего числа, %

Значительное число респондентов (28%) относились к отчетной нагрузке как к серьезной помехе в деятельности организаций. Каждый пятый участник опроса сослался на недобросовестную конкуренцию со стороны других организаций и недостаток квалифицированного персонала. При этом кадровый дефицит в условиях падения платежеспособного спроса на услуги постепенно теряет свое лимитирующее воздействие - доля сославшихся на него респондентов снизилась на 3 п. п. относительно предыдущего квартала. На высокую арендную плату, высокий процент коммерческого кредита, недостаток помещений и недостаточно разработанную нормативно-правовую базу указали 15, 15, 12 и 9% респондентов соответственно. Коррупцию органов власти отметило минимальное число предпринимателей - лишь 2%.

Рис. 16. Динамика оценок факторов, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг

Доля организаций от их общего числа, %

16

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

В 9 из 14 наблюдаемых видов услуг основным ограничителем деятельности предприниматели считали дефицит спроса, при этом его давление на бизнес в большинстве случаев заметно усилилось. Так, доля руководителей турфирм, указавших на эту проблему, выросла в течение года с 46 до 69%; рекламных и риэлтерских агентств - с 43 до 58% и с 32 до 44% соответственно; станций техобслуживания автомобилей - с 40 до 47%.

Недостаточная обеспеченность финансовыми средствами занимала верхнюю позицию рейтинга мнений, высказанных руководителями предприятий пассажирского транспорта и связи (68 и 38% соответственно). Налоговое давление доминировало в оценках руководителей ломбардов (50%).

Респонденты, представляющие одни из наиболее благополучных сегментов сферы услуг - страхование и стоматологическую практику - считали главной проблемой большую отчетную нагрузку. На нее указали две трети руководителей страховых компаний и треть стоматологов.

На недобросовестную конкуренцию со стороны других организаций чаще других указывали предприниматели, оказывающие транспортные, персональные и страховые услуги (32, 28 и 27% соответственно).

Недостаток квалифицированного персонала по-прежнему осложнял деятельность организаций по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (24%) и стоматологических клиник (25%), однако этот фактор упоминался руководителями данных организаций значительно реже, чем в предыдущем квартале. На высокий процент коммерческого кредита чаще других обращали внимание руководители станций техобслуживания и ремонта автомобилей (29%) и транспортных организаций (22%).

Методологический комментарий

Методология обследования базируется на международном опыте изучения уровня и тенденций предпринимательской активности в сфере услуг с учетом особенностей развития указанного сектора экономики в России и практически полностью гармонизирована с методологией, принятой в странах ОЭСР.

В процессе обследования Росстатом были опрошены руководители более 5.4 тыс. организаций сферы услуг из всех регионов России. Выборочная совокупность является репрезентативной как для сферы услуг в целом, так и для входящих в ее состав отдельных видов экономической деятельности, и стратифицирована по всем федеральным округам Российской Федерации.

17

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Таблица 2

Распределение обследованных организаций по видам деятельности

Виды деятельности, охваченные обследованием Раздел или подраздел ОКВЭД Число органи- заций

Пассажирский транспорт 60.21; 60.22; 60.23; 61.10; 61.20.1; 62.10.1; 62.20.1 (деятельность в области пассажирского транспорта, кроме железнодорожного) 919

Связь 64.11.1; 64.12; 64.2 (деятельность почтовой связи общего пользования; курьерская деятельность, кроме национальной; деятельность в области электросвязи) 324

Деятельность гостиниц 55.1; 55.2 (деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания) 606

Страхование 66 (страхование) 153

Деятельность ломбардов 65.55.6 (предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества) 88

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств 50.2 (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств) 407

Ремонт бытовых изделий 52.7 (ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования) 149

Персональные услуги 93 (предоставление персональных услуг) 696

Туристская деятельность 63.3 (деятельность туристических агентств) 208

Деятельность санаторнокурортных учреждений 85.11.2 (деятельность санаторно-курортных учреждений) 325

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоматологическая практика 85.13 (стоматологическая практика) 359

Организация отдыха и развлечений, культуры и спорта 92 (деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта) 293 784

Рекламная деятельность 74.4 (рекламная деятельность) 272

Риэлтерские услуги 70.31.1 (предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества) 123

Всего

Программа обследования предусматривает выявление мнений руководителей организаций, оказывающих услуги, о сложившемся в исследуемом квартале состоянии и изменениях деятельности возглавляемых ими структур, а также об их ожиданиях на краткосрочную перспективу.

Оценка текущего положения в организациях основывалась на сопоставлении фактического и «нормального» (допустимого, обычного, достаточного в сложившихся условиях деятельности в период обследования) уровней деловой активности. При оценке изменения показателей во времени использовались следующие критерии: «увеличение» («улучшение»), «без изменений», «уменьшение» («ухудшение»). Результаты обследования обобщались в виде балансов мнений, определяемых разностью долей респондентов, отметивших «увеличение» и «уменьшение» показателя по сравнению с предыдущим периодом, а также разностью долей респондентов, оценивших уровень показателя как «выше нормального» и «ниже нормального» в обследуемом периоде.

18

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

На основе балансов мнений был рассчитан композитный индикатор, отражающий обобщенное мнение респондентов о состоянии делового климата в организациях сферы услуг - индекс предпринимательской уверенности. В соответствии с международной практикой, указанный индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале (в процентах).

19

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Приложение 1

ДИНАМИКА ОЦЕНОК ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ5

Таблица 1

Спрос на услуги

Доля от общего числа обследованных организаций, %

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального увеличе- ние без изменения уменьше- ние увеличе- ние без изменения уменьше- ние

2014

I квартал 3 65 32 11 60 29 29 61 10

II квартал 3 67 30 20 60 20 25 63 12

III квартал 3 68 29 19 60 21 22 62 16

IV квартал 3 65 32 17 59 24 17 64 19

2015

I квартал 3 56 41 10 54 36 25 60 15

Таблица 2

Число заключенных договоров или обслуженных клиентов

Доля от общего числа обследованных организаций, %

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального увеличе- ние без изменения уменьше- ние увеличе- ние без изменения уменьше- ние

2014

I квартал 2 67 31 12 62 26 26 64 10

II квартал 3 67 30 18 63 19 23 65 12

III квартал 2 69 29 17 64 19 20 66 14

IV квартал 3 65 32 16 62 22 15 68 17

2015

I квартал 2 58 40 9 58 33 23 63 14

5 Данные могут не суммироваться на 100% за счет доли респондентов, затруднившихся с ответом или из-за отсутствия явления.

20

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Таблица 3

Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении)

Доля от общего числа обследованных организаций, %

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального увеличе- ние без изменения уменьше- ние увеличе- ние без изменения уменьше- ние

2014

I квартал 3 64 33 13 57 30 30 59 11

II квартал 3 65 32 22 56 22 26 61 13

III квартал 3 66 31 21 57 22 23 61 16

IV квартал 2 64 34 19 55 26 17 64 19

2015

I квартал 2 56 42 11 52 37 26 58 16

Численность занятых Доля от общего числа обследованных организаций, % Таблица 4

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального увеличе- ние без изменения уменьше- ние увеличе- ние без изменения уменьше- ние

2014

I квартал 2 86 12 7 80 13 9 86 5

II квартал 2 86 12 10 77 13 9 85 6

III квартал 2 85 13 10 76 14 7 85 8

IV квартал 2 85 13 8 76 16 6 87 7

2015

I квартал 2 85 13 6 78 16 8 85 7

21

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Таблица 5

Цены (тарифы) на услуги

Доля от общего числа обследованных организаций, %

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального увеличе- ние без изменения уменьше- ние увеличе- ние без изменения уменьше- ние

2014

I квартал 2 82 16 9 84 7 10 86 4

II квартал 2 82 16 9 85 6 9 87 4

III квартал 2 82 16 9 85 6 7 88 5

IV квартал 2 81 17 8 85 7 10 85 5

2015

I квартал 3 76 21 15 77 8 12 83 5

Прибыль Доля от общего числа обследованных организаций, % Таблица 6

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального увеличе- ние без изменения уменьше- ние увеличе- ние без изменения уменьше- ние

2014

I квартал 2 57 41 10 61 29 24 64 12

II квартал 2 58 40 16 61 23 22 65 13

III квартал 2 59 39 15 62 23 18 65 17

IV квартал 2 56 42 14 59 27 14 65 21

2015

I квартал 1 48 51 8 55 37 20 62 18

22

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2015 года

Таблица 7

Конкурентная позиция организаций

Доля от общего числа обследованных организаций, %

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

выше нормального нормаль- ный ниже нормального улучшение без изменения ухудшение улучшение без изменения ухудшение

2014

I квартал 4 80 16 4 88 8 10 86 4

II квартал 4 80 16 6 87 7 9 86 5

III квартал 4 80 16 6 86 8 7 88 5

IV квартал 4 79 17 6 85 9 6 88 6

2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I квартал 4 78 18 4 85 11 8 86 6

Таблица 8

Экономическая ситуация

Доля от общего числа обследованных организаций, %

Уровень текущего квартала В текущем квартале по сравнению с предыдущим Ожидания на следующий квартал

благопри- ятная удовле- твори- тельная неблаго- приятная улучшение без изменения ухудше- ние улучше- ние без изменения ухудше- ние

2014

I квартал 21 62 17 14 65 21 30 61 9

II квартал 21 64 15 20 65 15 26 64 10

III квартал 21 64 15 19 65 16 23 64 13

IV квартал 20 64 16 17 64 19 18 65 17

2015

I квартал 15 60 25 10 59 31 24 61 15

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.