Научная статья на тему 'Деловая игра - как метод интерактивного обучения студентов'

Деловая игра - как метод интерактивного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3272
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / ОБУЧЕНИE / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЫШЛЕНИЕ / BUSINESS GAME / INTERACTIVE METHOD / TEACHING / TECHNICAL TRAINING / THIKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Ч. Б., Цивунина И. В., Климентова Г. Ю.

В статье рассмотрены возможности использования деловых игр дискуссионного характера наряду с традиционными методами обучения в Высшей школе при изучении специальных предметов технической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Ч. Б., Цивунина И. В., Климентова Г. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon the use of business games discussion nature along with traditional methods of teaching in graduate school by studying special subjects during technical education of students.

Текст научной работы на тему «Деловая игра - как метод интерактивного обучения студентов»

Ч. Б. Медведева, И. В. Цивунина, Г. Ю. Климентова

ДЕЛОВАЯ ИГРА - КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: деловая игра, интерактивный метод, обученж, техническая подготовка, мышление.

В статье рассмотрены возможности использования деловых игр дискуссионного характера наряду с традиционными методами обучения в Высшей школе при изучении специальных предметов технической подготовки студентов.

Keywords: business game, interactive method, teaching, technical training, thiking.

The article touches upon the use of business games discussion nature along with traditional methods of teaching in graduate school by studying special subjects during technical education of students.

Развитие промышленного производства в условиях рыночной экономики, связанное с освоением высоких технологий и выпуском новых видов продукции, требуют от молодых специалистов глубоких и всесторонних знаний в различных областях науки и техники. В этом плане современные тенденции образовательного процесса в Высшей школе предусматривают наряду с использованием традиционных методов обучения, когда преобладают теоретические и практические методы обучения без активного участия студентов, и интерактивные методы.

В педагогике методы обучения в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения подразделяются на три обобщенные группы: пассивные, активные, интерактивные. Каждая группа имеет свои особенности.

В пассивных методах учащиеся выступают в роли “объекта” обучения. Они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им преподавателем. Связь преподавателя с учащимися в пассивных методах осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятиям со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Наиболее распространенный вид пассивного обучения в вузе - лекция.

В активных методах учащиеся являются “субъектом” обучения, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к преподавателю и от преподавателя к учащемуся, самостоятельная работа.

Интерактивные методы - это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой, а интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Преподаватель чаще выступает в роли организатора процесса обучения, он

создает условия для инициативы учащихся, направляет деятельность учащихся на достижение поставленной цели. Интерактивные методы стимулируют творческую активность студентов, способствуют формированию и развитию профессионального мышления, обеспечивают постоянное взаимодействие обучающегося и преподавателя [1].

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. В ходе совместной деятельности учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, используются документы и различные источники информации, творческие работы. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля [2]. В этом плане внедрение интерактивных форм обучения является одним из наиболее важных направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. К числу применяемых в практике обучения интерактивных методов следует отнести и деловые игры. Появившиеся первые деловые игры в СССР в 30-х годах прошлого столетия после долгих лет забвения возродились только во 2-ой половине прошлого столетия и в настоящее время используются не только в учебном процессе, но и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач.

Существует много названий и разновидностей деловых игр, в зависимости от методики прове-

дения и поставленных целей: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-

ориентированные, организационно - деятельностные игры, дискуссия, кейс-метод, метод проектов и т. д. Использование в практике обучения в Высшей школе любой из указанных разновидностей имеет ряд преимуществ:

1. Деловые игры позволяют студентам овладеть умением творчески осмысливать знания, полученные при изучении той или иной дисциплины и применять их в ситуациях, моделирующих условия их профессиональной деятельности.

2. С помощью игровых форм развивается теоретическое и практическое мышление студента.

3. Внедрение в учебный процесс деловых игр позволяет не только повысить уровень знаний, но и обучить коллективным формам творчества.

Опыт проведения деловых игр на кафедре технологии основного органического и нефтехимического синтеза (ТООНС) КНИТУ в течение нескольких лет подтвердил целесообразность их применения при более глубоком изучении специальных дисциплин технической подготовки студентов. Одной из специальных дисциплин, изучаемых будущими инже-нерами-технологами, является дисциплина «Стандартизация и сертификация органических продуктов», поскольку в современных условиях одним из факторов успешного функционирования предприятий является повышение качества продукции. Именно качество определяет конкурентоспособность продукции на мировом рынке и обеспечивает устойчивый уровень производства. В решении задачи повышения качества выпускаемой продукции основная роль отводится управлению качеством на базе стандартизации и сертификации.

Деловые игры проводились со студентами старших курсов в качестве составной части теоретического и практического обучения дисциплины «Стандартизация и сертификация органических продуктов», после освоения лекционного материала, закрепленного лабораторными занятиями по проверке качества сертифицированной продукции. В процессе выполнения лабораторных работ у студентов была возможность не только ознакомиться с инструментальными и химическими методами анализа, но и научиться «читать» и понимать нормативную документацию (ГОСТы, ТУ, технические задания).

Выбор тематики деловых игр предполагает использование знаний, полученных при изучении не только данной дисциплины, но и других специальных дисциплин («Химическая технология органического синтеза», «Основы проектирования и оборудование предприятий органического синтеза» и др.) и может носить интегрированный характер, например:

- разработка технологии, направленной на улучшение качества выпускаемой продукции;

- разработка технологии получения новых продуктов, отвечающих требованиям заказчика;

- выполнение основных этапов по постановке продукции на производство (от лабораторного синтеза до выпуска опытной партии в соответствии с ГОСТ 15001) и другие направления.

Проведение деловых игр по названным направлениям позволяет будущим специалистам ближе ознакомиться с одной из необходимых отраслей производственной деятельности. В частности, при подготовке к деловой игре по теме освоения основных этапов постановки продукции на производство в соответствии с ГОСТ 15001, студентам предлагалось составить Техническое задание (ТЗ) на опытную партию синтезированного в лабораторных условиях нового продукта, обосновать выбор тех или иных внесенных показателей качества, определиться с методами их анализа. В таком варианте у студентов появляется возможность самостоятельно аналитически мыслить, найти связь между предлагаемым техническим решением и возможностью обеспечить соблюдение показателей качества, внесенных в ТЗ. При разработке технологического процесса синтеза нового продукта участникам игры предоставляется возможность ознакомиться с аналогичным действующим производством, но при этом необходима самостоятельная работа с патентной, научной литературой. В процессе подготовки и проведения деловой игры студентам удается не только находить интересные технологические решения, но они также приобретают навыки правильного и последовательного изложения материала в форме доклада в широкой аудитории, с применением иллюстрационного материала.

Существующие методики проведения деловых игр носят разнообразный характер. Так, Борисова

Н.В. и Князев А.М. [3] предлагают использование дидактических методов с включением таких материалов, как проект игры, конкретную поэтапную методику подготовки и проведения намеченной игры. В другом источнике [4] приводятся основные принципы проведения деловых игр, при этом авторы рассматривают ее как средство подготовки к самостоятельному труду, с учетом этической стороны игры. Предлагаются варианты проведения деловых игр с использованием игровых технологий [5], где в процессе их проведения имитируются определенные производственные ситуации, в частности авторами предлагается обыграть неординарную технологическую ситуацию с участием основных структурных подразделений (отделов) предприятия. В таком варианте игра предварительно знакомит учащихся с производственными условиями и структурой химических предприятий [6].

В последнее время находит все большее применение в практической деятельности преподавателей в профессиональных образовательных учреждениях различной ступени подготовки такая форма деловой игры как дискуссия. Учебные дискуссии целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность. Дискуссия позволяет обмениваться мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме и расширяет кругозор всех участников образовательного процесса [7]. Во время дис-

куссии студенты учатся общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их.

Проводимые на кафедре ТООНС деловые игры носят дискуссионный характер и включают следующие этапы:

1. Для участия в деловой игре формируются две или три группы, которые на альтернативной основе выполняют поставленную задачу.

2. Преподаватель обосновывает выбор темы, цель ее разработки, определяет основные задачи.

3. Далее предлагается перечень рекомендуемой литературы и нормативной документации по заданной теме для подготовки к игре и в качестве обоснования выбора технического решения.

4. В процессе проведения игры каждая бригада излагает свое техническое решение, обосновывает правильность его выбора, используя литературный материал по данному вопросу. Доклад сопровождается необходимым графическим и табличным материалом.

5. В обсуждении докладов принимает участие вся группа. В процессе дискуссии по решению поставленной задачи вносятся коррективы, и выбирается наиболее интересный и рациональный вариант.

6. Далее преподаватель подводит итоги по обсуждению докладов. На этом этапе проводятся анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свой вариант и вариант других групп, на собственном опыте видят эффективность разных вариантов принятия решений.

7. Заключительным этапом деловой игры является оформление отчета. При подготовке отчета студент приобретает навыки письменного изложения

проработанного литературного и практического материала с использованием иллюстративных данных.

В заключение следует отметить, что опыт проведения деловых игр как одного из направлений интерактивного метода обучения в системе профессиональной подготовки студентов по курсу «Стандартизация и сертификация органических продуктов», имеет положительный эффект, поскольку в процессе подготовки к деловой игре студенты имеют возможность значительно расширить круг знаний как в области химической технологии, так и в области стандартизации и сертификации химической продукции.

Литература

1. Гурьянова Т.Н. Инженерное образование в Германии: Интерактивные методы обучения (на примере технического университета Брауншвейга) //Вестник Казан. тех-нол. ун-та. - 2011 - Т.14, №1. - С.240-245.

2. Вербицкий А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр / А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова // М.:

- 1990 . - 48 с.

3. Борисова Н.В. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов / Н.В. Борисова, А.М. Князев // М.: Домодедово.- 1999. - 59с.

4. Куражева О.А. Проектирование и организация проведения деловых игр в технологическом ВУЗе / О.А. Куражева, И. Я. Курамшин, Э.В. Чиркунов, В.Г. Иванов. - Казан: Изд-во Казан. госуд. технол. ун-та, 2000. - 48 с.

5. Новые технологии обучения, деловые игры: методическое пособие: // М. 1991, - 117 с.

6. Волков Г.М., Давыденко Л.В., Прохорова А.И. Интерактивные методы обучения в материаловедении // Материалы межд. научно-технич. конф. ААИ «автомибиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовки кадров» , посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ».- 2009 г

7. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Статья в РБЕ, 2011г.

© Ч. Б. Медведева - ст. препод каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КНИТУ, medvedeva-chama@mail.ru; И. В. Цивунина - канд. техн. наук, доц. той же кафедры, itsivunina@mail.ru; Г. Ю. Климентова -канд. хим. наук, доц. той же кафедры, klimentova.galin@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.