УДК 94(47).084.6
UDC 94 (47).084.6
С.С. СОРОКОУМОВ
аспирант, кафедра истории России, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
S.S. SOROKOUMOV
Graduate student, Department of History of Russia, Orel
State University E-mail: [email protected]
ДЕЛО ТУХАЧЕВСКОГО В ПРЕССЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ TUKHACHEVSKTS CASE IN RUSSIAN ABROAD PRESS
В статье основное внимание уделяется эмигрантской прессе, освещавшей карьеру и казнь советского полководца М.Н. Тухачевского.
Ключевые слова: политические связи, оппозиция, политический процесс, заговор, руководство РККА.
The article focuses on the emigre press, illuminating career and penalty of Soviet commander M.N. Tukhachevsky.
Keywords: political communication, the opposition, the political process, the plot, the leadership of the Red Army.
В 20-30-е годы одной из наиболее актуальных тем для европейских СМИ стало развитие армии и военной промышленности в СССР. Армия и оборонная промышленность молодого коммунистического государства становились отражением и его политических и социальных основ. Интерес к Красной армии был тесно связан с личностями руководителей Красной армии и флота. Иностранная пресса, и прежде всего периодические издания на русском языке, выходившие в достаточно обширной в те годы эмигрантской среде, с большим интересом отслеживали все успехи и неудачи Советского государства.
Одним из наиболее актуальных был вопрос о продолжавшемся со времен Гражданской войны остром противостоянии двух сил, имевших большое влияние в стране. Эти две силы: сталинская - партийные функционеры из политической элиты и руководство Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), набирающее политический вес.
Критической точкой этого конфликта стало «Дело Тухачевского», жертва которого - один из наиболее знаменитых военачальников РККА Михаил Николаевич Тухачевский.
В разные годы данная тема изучалась в работах таких исследователей, как С.Т. Минаков, Б. Соколова, Е. Прудникова, А. Колпакиди, Ю. Кантор, Ю. Жуков, А. А Помогайбо и других.
Основное внимание уделялось прессе русского зарубежья. Эмигрантская пресса с интересом следила за карьерой Тухачевского, единственного из всех советских полководцев того времени, чья фамилия действительна была известна за пределами СССР. Свою роль в этом сыграли и дворянское, «старое» происхождение, и неудачный «поход в Польшу», и военный опыт как Гражданской, так и Первой мировой войны, и то, как Тухачевский представлял «новый образ РККА» во вре-
мя визитов в составе делегаций СССР за рубежом.
М. Тухачевский уже с начала 20-х годов привлекал большое внимание русских военных эмигрантов. «Среди военспецов и главковерхов Красной Армии почти с первых дней большевистского владычества... часто повторяется имя Тухачевского, молодого, способного офицера, которому Советская власть поручала за эти годы ряд ответственных задач...», - отмечалось в газете «Руль» в октябре 1922 г.
Интересен и тот факт, что за рубежом ещё с окончания Гражданской войны Тухачевского видели в качестве возможного противодействия Сталину как вполне мирного, так и будущего военного заговора, и эта роль за Михаилом Николаевичем со временем закреплялась все сильнее. Так ещё в 1923-м году великий русский философ Иван Александрович Ильин писал о том, что «Тухачевский - очень честолюбив, фаталистичен, молчалив; кажется, не умен; может стать центром заговора; вряд ли справится».
Отношение к Тухачевскому как честолюбивому «красному Бонапарту» является определяющим даже при условии мрачных перспектив Ильина на успех заговора под руководством красного маршала.
В таких периодических изданиях по военной тематике, как «Возрождение» и «Часовой», стали замечать начало конфликта между ГПУ и РККА ещё с 20-х годов, и практически сразу же называли именно Тухачевского лидером армейской оппозиции Сталину. Так, в 1936-м году в газете «Возрождение» писалось о том, что вполне возможен реальный конфликт армии и ОГПУ за контроль в стране.
Арест и последующий расстрел маршала газеты восприняли с разными чувствами. Бывший премьер-министр Временного Правительства Керенский в журнале «Новая Россия» писал «Убиты люди, но дух их остался жив в стране и армии, ибо заговор здраво-
© С.С. Сорокоумов © S.S. Sorokoumov
07.00.00 - ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 07.00.00 - HISTORICAL SCIENCES
го смысла и любви к родине не победить не может!» Издание Российского Общевоинского Союза «Часовой», несмотря на «отвратительное прошлое» Тухачевского (имея в виду его жестокость по отношению к крестьянам во время ликвидации восстания в Тамбове), все же признавало, что «за ним нельзя было отрицать большого ума, культурности и военного образования». Именно Тухачевского назвали одним из немногих «нормальных» командующих в РККА, творцом слаженной системы РККА, показанной на маневрах под Киевом в 1936-м году.
В отношении самого заговора зарубежная русскоязычная печать выражала диаметрально противоположные взгляды: если журнал «Часовой» сообщал об абсурдности обвинений, то «Последние новости», говоря о невозможности устремлений Тухачевского к поражению России в войне с внешним врагом, писали, что Тухачевский и другие заговорщики «хотели избавить Россию и населяющие ее народы от деспота Сталина и установленного им режима азиатской диктатуры, уничтожить коммунизм, и все, что с ним связано, и восстановить на новых началах, с сохранением всех главных завоеваний революции, российское государство».
Интересно и мнение Льва Троцкого - главного политического оппонента Сталина - о суде над Тухачевским. В своей газете «Бюллетень оппозиции» Троцкий говорит о том, как кровавый сталинский режим расправился с талантливым Тухачевским, который мог бы стать генералиссимусом в случае большой войны. Троцкий сначала отрицает как возможную связь заговорщиков с ним (что соответствовало официальному обвинению), так и то, что обвиняемые могли иметь какую бы то ни было единую политическую программу.
Главным же поводом для репрессий в отношении руководства РККА Троцкий считал «разрыв Сталина с большевизмом» и острое неприятие им усиления некоторых руководителей РККА, о чем Троцкий писал в предшествующих номерах газеты. Сама по себе казнь и репрессии в отношении руководства РККА, по его мнению, несли не столько угрозу военному потенциа-
лу СССР, сколько провозглашали полный отказ Сталина от ленинского наследия в армии. А это, как считал Троцкий, во многом могло способствовать военному поражению СССР в грядущей войне и стать предпосылкой разрастания конфликта между старой большевистской гвардией и сталинскими ставленниками в партии.
В целом же стремительное карьерное падение и казнь даже такого известного за рубежом маршала, каким был Тухачевский, не вызвали в русскоязычной зарубежной прессе большого удивления. К 1937-му году на Западе стали понимать ,что внутриполитические противоречия в СССР решаются жестоко и беспощадно и список политических оппонентов Сталина, как реальных, так и гипотетических будет превращаться в список жертв с пугающей стремительностью.
Интересен тот факт, что при всей поспешности дела маршала (от отставки до известия о расстреле прошло меньше месяца) подавляющее большинство обозревателей были уверены в определенных бонапартистских устремлениях Тухачевского, что в некоторой степени подтверждало опасения Сталина о возможном заговоре.
Версия о том, что зарубежные обозреватели, опираясь на информацию, сфабрикованную для оперативных игр ОГПУ/НКВД для русских иммигрантов, были полностью дезинформированы о бонапартистских устремлениях Тухачевского, противоречит фактам упоминания в прессе честолюбивых амбиций маршала, которые стали появляться ещё до активного начала этих операций, что позволяет утверждать - обвинение Тухачевского в причастности к заговору не было неожиданностью для русского зарубежья.
С другой стороны, дело Тухачевского стало одним из наиболее известных среди сталинских репрессий, и именно после казни Тухачевского во многом и начал формироваться образ грандиозной машины репрессий в СССР. Пресса российского зарубежья довольно подробно раскрывала подробности дела, что во многом и определило само отношение за рубежом как к самому Михаилу Тухачевскому, так и к громкому процессу над ним.
Библиографический список
1. Бюллетень оппозиции. Март 1937 года. Обезглавливание Красной Армии. Бюллетень оппозиции. Июль-август 1937 года.
2. В первый раз!//Последние новости. Суббота, 3 июля 1937 г № 5943. С. 1.
3. Возрождение. 1936. 13 апреля., Возрождение. 1937. 22 октября, Возрождение. 1937. 5 ноября, 10 апреля 1937 г. № 4073.
С. 1.
4. Дела, толки, слухи...//Возрождение. Суббота, 13 февраля 1937 г. № 4065. С. 1.
5. За что расстрелян Тухачевский и другие. // Последние новости. Пятница, 2 июля 1937 г. № 5942, События в СССР.// Последние новости. Вторник, 15 июня 1937 г. № 5925. С. 1.
6. Ильин И.А. Врангель П.Н.:1923-1928 гг. Переписка.//Русское прошлое. Выпуск 6. СПб. 1996 год.
7. Керенский А. «Идиотская болезнь» Сталина. Голос издалека.//Новая Россия. № 25. 11 апреля 1937 года. С. 4., После расстрела генералов. Голос издалека.//Новая Россия. № 30. 27 июня 1937 года. С. 1., Заговор Тухачевского.//Новая Россия. № 30. 27 июня 1937 года. С. 16.
8. Минаков С. Т. 1937. Заговор был! М.: Яуза, 2010. Сталин и его маршал. М.: Яуза, 2004, Сталин и заговор генералов. М.: Эксмо, 2005.
9. Советская чехарда// Часовой. №193 от 5 июля 1937 года.
10. Тухачевский М.Н. Как мы предали Сталина. М., 2012.
References
1. Bulletin of the Opposition. March 1937, decapitation of the Red Army. Bulletin of the Opposition. July-August 1937.
2. For the first time! // Latest news. Saturday, July 3, 1937 № 5943. P. 1.
3. Revival. 1936. April 13., The Renaissance. 22 October 1937, the Renaissance. 1937 November 5, April 10, 1937 № 4073. P. 1.
4. Cases, rumors, rumors ... // Rebirth. Saturday, February 13, 1937 № 4065. P. 1.
5. For Tukhachevsky and others were shot. // Latest news. Friday, July 2, 1937 № 5942, events in the Soviet Union. Latest news. Tuesday, June 15, 1937 № 5925. P. 1.
6. Ilyin I.A. Vrangel P.N.: 1923-1928. Correspondence .// Russian past. Issue 6. St. Petersburg, 1996.
7. KerenskyA. "idiotic disease," Stalin. Voice from afar .// New Russia. № 25. April 11, 1937. C. 4., After the shooting the generals. Voice from afar .// New Russia. № 30. June 27, 1937. P. 1., Conspiracy Tukhachevsky .// New Russia. № 30. June 27, 1937. P. 16.
8. Minakov S.T. 1937. The plot was! M .: Jauza, 2010. Stalin and his marshal. M .: Jauza 2004, Stalin and plotting generals. M .: Eksmo, 2005.
9. The Soviet leapfrog // hours. №193 from July 5, 1937.
10. TukhachevskyM. How we betrayed Stalin. M., 2012.