Научная статья на тему 'Дело священника Нагорных: 10 лет после восстания'

Дело священника Нагорных: 10 лет после восстания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дело священника Нагорных: 10 лет после восстания»

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Коробейников Алексей Владимирович

г. Ижевск

ДЕЛО СВЯЩЕННИКА НАГОРНЫХ: 10 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОССТАНИЯ

Архив Управления ФСБ России по Удмуртской Республики в последнее время начал широко сотрудничать с историками, которые вводят в научный оборот документы, соблюдая действующее законодательство в части снабжения своих публикаций ссылками на фондодержателя. И здесь мы предлагаем вниманию наших читателей документы по обвинению сельского священника в организации «бунта». Как уже отмечали наши предшественники, фабула дела имеет выдающееся значение для истории конфессионально-государственных отношений в Удмуртии, ибо субъектами выступления против власти в защиту православного храма явились представители титульной нации. Иными словами, свою волю, смелость и стойкость в Вере проявили именно те христиане-удмурты, кого ревнители «традиционных удмуртских ценностей» пытаются и в наши дни представить в качестве каких-то нерешительных двоеверов, что мечутся между Христианством и язычеством или робких многобожников, которые прячутся со своими тайными молениями в глубине лесов. [1, с. 15]; [2, с. 7072]

Священник Нагорных принял мученическую смерть за убеждения, которые двигали его на организацию открытого выступления против чуждой для него власти. В настоящее время Комиссия по канонизации Ижевской и Удмуртской митрополии осуществляет процесс причисления его к лику святых. Мы предпринимаем данную публикацию с тем, чтобы даже

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

те, кто не разделяют духовных ценностей Православия, больше узнали об

истории родного края и выдающихся личностях Удмуртии.

***

ПОСТАНОВЛЕНИЕ По делу № 313

По обвинению священника села Малой Пурги Вотобласти, Нагорных Александра Дмитриевича, Петровой Елизаветы Петровны, Никитиной Елизаветы Никитьевны по ст. 58/10 час. 2 Угол. Код.

Составлено 22 Апреля 1930 года

30 Марта 1930 года в селе Малой Пурге, Вотобласти в 11 часов дня у здания Еросисполкома начали сходиться женщины удмуртки и в течении одного часа, те. до 12 часов собралась толпа численностью до 250 человек, преимущественно женщины удмуртки и начали кричать «даёшь церковь, где Ануфрий, активист Кузнецов Ан. Ильич/, где эта потаскуха Орлова/ ученица ШКМ1, дайте их нам, пусть они открывают нам церковь, они закрыли и ломали они пусть открывают и восстанавливают, в толпе были слышны выкрики «Ура», даёшь их сюда мы с ними здесь справимся». После чего толпа заметив присутствие Орловой и Кузнецова в здании Еросисполкома2, кинулись туда. В Еросисполкоме женщины ворвались в кабинет Предеросисполкома с требованием выдачи им ключа от церкви для открытия таковой и начали кричать: «сумели сломать, так сумейте и восстанавливать». Когда предероса им разъяснил, что ключа у него нет и открыть церковь он единолично не может, то толпа женщин из кабинета удалилась в общую канцелярию, где они нашли местного активиста Кузнецова Ануфрия Ильича, на кого и яростно и зверскими криками бросилась толпа, требуя открытия церкви, а сзади присутствующие мужчины начали свистеть и кричать «Ура, давай его сюда, вытащите на волю, за-

1 ШКМ- видимо, школа крестьянской молодёжи. (Прим. издателя)

2 Ёросами в тот период в Удмуртии называли районы. (Прим. издателя)

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

топчите в грязи, пусть он сперва откроет церковь, покажет нам, что они там наделали, а потом в зависимости от состояния церкви мы с ним справимся - затопчем в грязи.

С такими выкриками Кузнецова толпа вытащила в сени Еросиспол-кома и на лестнице со 2-го этажа Кузнецова выкинули к низу. В этот период в Еросисполком для усмирения массового безпорядка прибыла милиция, с которыми и встретилась на лестнице Еросисполкома. Удмуртки накинулись на ст.милиционера Смелова, с целью обезоружить порвали шнур от револьвера и ремень, но благодаря расторопности Смелова обезоружить его им не удалось. Кузнецов воспользовавшись прибытием милиционера от толпы скрылся в Еросадмотдел, женщины около 90 человек кинулись за ним, точно так же с требованием открытия церкви и выхода его на улицу, но благодаря прибытия в Еросадмотдел конного милиционера Ижгорадмчасти Арефьева и красноармейца дивизиона войск ОГПУ т. Кузнецова, толпу женщин удалось из помещения выдворить на улицу, но безусловно не без трудов, когда красноармеец Кузнецов начал за ними закрывать дверь Еросадмотдела на крючек то женщины кинулись на него палками с целью избить и одна из них замахнулась палкой для нанесения удара по голове, но Кузнецовым палка была выхвачена. После чего толпа вместе продолжала стоять против здания Еросадмотдела с выкриками: «восстанавливайте церковь, возвратите дом и имущество священника Нагорных, в чём он перед вами провинился, какого вреда он вам наделал, на восстановление иконостата продадим дом Кузнецова и Орловой, а в этот момент женщины удмуртки в числе 6 человек в здании Еросисполкома нашли ученицу ШКМ Орлову <Зою> Козьмовну и зверски начали избивать, за косу вытащили на улицу для расправы, но благодаря вмешательства милиционера Бронникова Орлова от расправы была спасена. На попытки ареста одной из участниц избиения Орловой <...кую> Кутузову Фёклу, последняя выбежала на улицу с выкриками: «караул, убивают, избивает милиция», после чего в толпе поднялся крик: «долой жандармов, мы крови не хотим, а давайте нам открывайте церковь, если сейчас не открываете, то мы соберёмся вторично и сделаем не это, а убьём одного или двух коммунистов, тогда вы откроете».

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:

По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Это продолжалось до 4 часов вечера, т.е. до тех пор пока не подошёл к толпе ответственный секретарь Ероскома ВКП/б/ Ившин, который и толпу увёл с собой в школу для обсуждения вопроса открытия церкви и ровно в 5 часов вечера толпа разошлась, не добившись своих результатов.

Произведённым предварительным следствием установлено, что священник из Малой Пурги, Вотобласти, Нагорных Александр Димитрие-вич, имея тесную связь с манашкой Петровой Елизаветой и местным кулаком Борисовым Трофимом Андреевичем /бывший белый прапорщик/ и будучи враждебно настроен к советской власти, начал вести свою разлага-тельскую работу и организации вокруг себя определённого ядра культурно отсталой части населения, женщин удмурток, привлекая последних на свою сторону доводами по писанию божиему когда последними было организовано, религиозных фанатиков, удмурток до 15 человек, со всех ок-ружащих селений, как-то: Егорова, Мария, Ермакова Христиния, Романова Анастасия, Борисова Мария, Борисова Ольга и др.

Начали проводить регулярно свои собрания под видом богомолия в доме местного кулака Борисова Трофима Андреевича и это продолжалось с 1925 года по день раскулачивания Борисова, т.е. до 1930 года, после чего данная группа переходит в дом Егоровой Марии, где также начинают проводить свои нелегальные собрания в воскресные дни, где активное участие принимает поп с. Малой Пурги Нагорных А.Д. и монашка Петрова Елизавета в смысле дачи указаний и директив о их дальнейших действиях в смысле вербовки женщин девушек в свою среду, якобы монашествующих и распространению явно провокационных слухов.

Данная группа с особенной резкостью свои действия стала проявлять в момент сплошной коллективизации Ероса, и в связи с этим отобрание церкви в М-Пурге от культа верующих под культурное учреждение /под клуб/, когда процент коллективизации ероса стал доходить до 90 %, то согласно требования самих колхозников местным Еросисполкомом был поставлен вопрос о закрытии церкви села Малой Пурги и передачи последнюю под клуб, что и было сделано постановлением президиума от 13 февраля 1930 года. Таким образом местная церковь 15 февраля 1930 года от культа верующих была совершенно отобрана и передана под клуб.

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:

По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Оставшись недовольными мероприятиями партии и Соввласти организованная группа священником Нагорных и монашкой Петровой, начинают по селу распространять провокационные слухи, говоря, что скоро будет война и тогда всех коммунистов и колхозников перестреляют, а колхозников по велению Иисуса Христа будут вешать. Благодаря их агитации, состоявшие 2 года с лишним в с\х. артели в числе 90 домохозяев в ожидании войны из артели выписались на 70%.

И по инициативе попа Нагорных и монашки Петровой Елизаветы на своих нелегальных собраниях ставят вопрос об открытом и организованном выступлении с требованием открытия церкви, а сам поп Нагорных живя в Агрызях приезжающим на базар мужикам говорит, что везде пишут, что всюду церкви открывают, ходатайствуйте мужики перед властями об открытии церкви и вам откроют, а если же не откроют, то, она ваша и построена вашими трудами, вы можете требовать. В результате его агитации 26 Марта 1930 года группа женщин удмурток до 15 человек, во главе Кузнецовой Анастасии, приходит в Ероском ВКПУб/ с требованием выдачи разрешения на созыв собрания культа верующих, что и они добились. /л.д. л.д. 34/.

27 Марта 1930 года на основе директив Нагорных и Петровой, бывшая прислуга, завербованная Нагорных в свою группу, беднячка с. Малой Пурги Максимова и на основании якобы разрешения от сельсовета созывает собрание коллектива верующих, уже официально, в Малопургинской караулке, где присутствуют мужчин 37 человек, и женщин 68 человек, в президиум избранными оказались, председателем беднячка Кузнецова Ефросиния Ильинична, секретарём бедняк Ермаков Николай и последним на этом же собрании были написаны повестки по остальным селениям прихода от имени культа верующих с требованием о явке в Пургу на 30 Марта 1930 года для открытия церкви, ими были разосланы через учеников ШКМ. По наставлениям попа Нагорных, на собрании горячо выступала его прислуга беднячка Максимова Татьяна со словами: «в газетах пишут, что все церкви уже открывают, в Ижевске все закрытые церкви отдали верующим и в данный момент уже молятся в 5-ти церквях, это власти сделали лишь потому, что когда в Ижевске хотели закрыть все церкви, то

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

рабочие все вышли из заводов и устроили бунт, раз рабочие требуют церковь, а почему нам не требовать, мы родились нас крестили и будем жить крещёными. /л.д. 20/.

Все вышеизложенные действия попа Нагорных, монашки Петровой Елизаветы привели к массовым безпорядкам, фактом чего и послужило волнение женщин Марта 1930 года и избиению ученицы ШКМ Орловой З.К. ширмачкой Никитиной Елизаветой. /л.д. 3, 4, 8, 9, 14, 15, и 16/. Привлечение к следствию в качестве обвиняемых Нагорных <далее пропуск текста>.

Обвиняются:

1./ Нагорных Александр Димитриевич, 1876 года рождения, уроженец с. Гора-Пятницка, Шапшинской волости, Ярославского уезда и губернии постоянное местожительство с. Малая Пурга, Вотобласти, беспартийный, образование среднее, Ярославская духовная семинария, семейный 3 чел. членов семьи, по соцпроисхождению сын псаломщика, ныне священник села Малой Пурги, Вотобласти, имущественное положение: дом пятистенный с надворными постройками, 1 лошадь, 1 корова, ранее не судимого, находящегося под судом по 168 ст. УК,

2/ Петрова Елизавета Петровна, 48 лет, из гр-н дер. Биграш-Бигра, Мало-пургинского ероса, Вотобласти, постоянное местожительство не имеет, беспартийная образование нисшее, девица, происходящая из крестьян, монашка, до революции с 1911 года по 1917 год проживала в монастуре в с. Шаркане, Вотобласти, по имущественному положению в дер. Биграш-Бигре имеет 1 дом, ранее судимая за знахарство - к 3 месяцам принудра-бот,

3/ Никитина Елизавета Никитьевна, 25 лет, происходящая из дер. Малая Бодья, Мало-Пургинского ероса, Вотобласти, там же постоянное местожительство, беспартийная, неграмотная, разведённая, дочь крестьянина средняка, шинкарка-ширмачка, ранее судимая за кражу и за шинкарство,

в том, что священник Нагорных А.Д. и монашка Петрова Елизавета Петровна, будучи враждебно настроенными к Советской власти, вели

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

свою разлагательскую работу, вербовали женщин удмурток в группу якобы монашествующих, регулярно проводили среди последних нелегальныя собрания, распространяли явно провокационные слухи, говорили, что скоро будет война и тогда всех коммунистов и колхозников перестреляют, а колхозников по велению Иисуса Христа будут вешать. Благодаря их агитации состоявшие в с/х. артели по 2 года с лишним из 90 домохозяев выписались на 70%.

Подготавливали массу на своих нелегальных собраниях к массовым беспорядкам, в результате их агитации привело к массовым безпорядкам, фактом чего послужило волнение женщин 30 Марта 1930 года и избиение ученицы ШКМ Орловой З.К. ширмачкой Никитиной Елизаветой и покушение на убийство активиста Кузнецова Ануфрия Ильича, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58/84 час. 2 58/10 УК.

Полагаю:

Данное следственное дело за № 315 направить Особой Тройке П.П. ОГПУ по Нижкраю для разбора дела во вне судебном порядке. Избранную меру пресечения содержание под стражей оставить в силе, перечислив таковое за П.П. ОГПУ по Нижкраю.

Обвиняемые: Нагорных А.Д. Петрова Е.П. и Никитина Е.Н. содержатся под стражей при Ижисправтруддоме, первый с 3/1У-30 г. и последние с 9/1У-30 года.

Вещественных доказательств по делу не имеется. Сотрудник Вотоботдела ОГПУ (подпись) /Плотников/. Согласен. Ст.Уполномоченный СО (подпись) /Долганов. Утверждаю. Нач. Вотоботдела ОГПУ (подпись) /Сивко/. Гор. Ижевск,

Вотобласти. Согласен ВрИД Прокурора (подпись)

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-

Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

***

Последующим Решением Особой Тройки священник был расстрелян, а две монахини заключены в концлагерь на 3 года каждая.

Судьбы этого человека напрямую связана с Ижевско-Воткинским Восстанием: осенью 1918 г. он покинул свой дом из страха перед наступающими с южного направления красноармейцами-азинцами, а через месяц вернулся, и по отношению к нему состоялся Приговор Сельского схода. Этот рукописный документ, исполненный карандашом был подшит в дело; возможно, в качестве документа, характеризующего личность обвиняемого. Приводим его ниже.

Приговор

1918 г. Декабря 13 дня, мы нижеподписавшиеся граждане села Пурги, Пургинской волости, Сарапульского уезда в числе челов. в присутствии председателя Комитета деревенской бедноты тов. Сажина были сего числа на общем собрании, где между другими вопросами обсуждали вопрос о допущении к церковной службе возвратившегося в наше село священника о. Александра Нагорного. Обсудив настоящий вопрос мы бывшие на собрании постановили: продолжение церковных служб священником о. Александром Нагорных признать желательным уход его в сторону белых в вину ему не ставить по тому: 1/ Священник Александр Нагорных население не эксплуатировал жил исключительно своим трудом. Как то сам пахал, сеял, жил и проч. Ушёл в сторону белых банд исключительно из за ведённой ими вредной против советской власти агитации приписывая что Красная Армия вырезывает всё мужское население, а священников в особенности. В том и подписался <114 подписей>. Председатель комитета деревенской бедноты Сажин Секретарь К.Маштаков

Коробейников А.В. Дело священника Нагорных: 10 лет после Восстания. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.272-280-Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Библиография:

1.Остроумов В. Вступительное слово. //Вторые епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле. (Традиции и новации: культура, общество, личность.) / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 4 (29). 2015, С. 15. 2. Ерастов В.С. Подвижники Православия Сарапульской епархии./// Священник Александр Нагорных. //Вторые епархиальные Рождественские образовательные чтения в Сарапуле. (Традиции и новации: культура, общество, личность.) / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 4 (29). 2015, С. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.