которые далеко не всегда руководствуются узкоклассовыми интересами и осознают свою связь с тем или иным классом (Смирнов, 2002, с.94).
Являясь частью марксистской парадигмы, понятие «буржуазная революция» имело смысл лишь в общем контексте теории общественно-экономических формаций, где выступало в качестве ключевого элемента перехода от феодальной формации к капиталистической. А.В. Чудинов считает, что ликвидация прежней интерпретации революционных событий конца XVIII в. в рамках формационной схемы, обусловленной результатами конкретно-исторических исследований последних 15-20 лет, лишило понятие «Французская буржуазная революция» эпистемологического содержания (Чудинов, 2002, с. 110-112). А уточнение понятия буржуазия только подтвердило это.
Список источников
БСЭ. Т.4. М., 1971.
Всемирная история. Т.16. М., 2002. 558с.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1995.
Кожокин Е.М. Французская буржуазия на исходе старого порядка. М., 1989. 214с.
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. ПСС. Т.4.
Материалы «круглого стола»: Французская революция и буржуазия // Новая и новейшая история. 2002. №1. С.80-112.
Ревякин А.В. Великая французская революция. // История Европы. Т.5. М., 2000. 378с.
Французская буржуазная революция. / Под ред. В.П. Волгина и Е.В. Тарле. М.-Л., 1941.
Список литературы
Бовыкин Д.Ю. О современной российской историографии Французской революции XVIII в. //Новая и новейшая история. 2007. № 1 //http//annuaire-fr.narod.ra.
Чудинов А.В. Смена вех: 200-летие Французской революции и российская историография. // Французский ежегодник 2000. М., 2000. С.5-23.
А.В. Михайленко, историко-политологический факультет, ПГУ Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Д.В. Бубнов
«Дело Офилиона»: тенденции социально-экономической жизни
Афин IV- III вв. до н.э. на примере табличек с проклятьями
Свинцовые таблички с проклятьями представляют собой особый вид эпиграфических источников, детальное изучение которых значительно расширяет перспективы исследования античного общества. В табличках, как в предмете оккультной практики, высвечивается обывательская жизнь древнего грека: его потребности, возможности, социальные, духовные и
деловые конфликты, варианты, решения которых выражены таким нестандартным для современного человека способом.
Источник позволяет обратить внимание на частную иррациональную сторону жизни отдельных людей, иллюстрируя как способ взаимосвязи внутри общества в целом, так и взаимоотношения в конкретных группах, связанных родством, деловыми контактами и другими сферами интересов.
Мы рассматриваем 4 аттические таблички рубежа IV-III в. до н.э., датируемые по палеографическим данным, повествующие об Офилионе и людях, участвовавших вместе с ним в общем деле, в результате чего неизвестные нам авторы или автор прибегнули к проклятьям. Серийные таблички были весьма распространены в то время, что позволяет нам глубже проанализировать аккумулированный в них материал.
Цель нашей работы - проследить возможность табличек с проклятьями отражать особенности общественной жизни в эллинистический период в городской среде Афин. Надписи.
1.
katadew ion W9iXirov[o<;] Kai W9iXirova Kai ton kaphlion Wlumpon- katadew ion Me-Xa^Gou anavia Kai ion kaphlion AyaGrova^ KaiaSero ion DupuoKo[u], anavia ion Dupuo<K>o[u] Ka[ia]Sero ion Пштюи anavia- Mavis Kai П1-ox[i]ou anavia- KaiaSero [ijotiirov anav-[ia Kai] ia<; ergastaj- ana[via io^irov (A.Audollent, Defixionum Tabellae,70)
Связываю заклятьем Офилиона, и самого Офилиона, и таверну Олимпа; связываю заклятьем Меламфа, и таверну Агафона; связываю заклятьем дела Сириска и самого Сириска; связываю заклятьем Пистия; Манния и все, что есть у Пистия; связываю заклятьем все то, что есть у них, и все их дела.
2.
'QquXirov "ОХицяод.
KaiaSsro то spyaoi^pio[v] то 'ф1-Xirovo<; Kai i^v spyaoia[v] 'EKaiaTo[<;] Mav^<; Ф^п Ep^vn Kai i^v spyaoia[v] i^[v E]ip^vn<;. (A.Audollent, Defixionum Tabellae, 71)
Офилион, Офилима, Олимп. Связываю заклятьем мастерскую Офилиона и его работу. Гекатей, Манес, Фима, Ирина и работу Ирины.
катаб^ю 'йфШюуа ка! 'йфШцп(у) ка! "OXu^n[o]v ка! ПlGтíаv ка! Мауа[5]™ ка! Пр[ю]шу ка! Kaöov, ©ои-кАеб^У ка! MsXаvа ка! Kro^ov
ка! Ва(к^5а ка! KiTTov, TO^Trov Trov avöprov ка! уша^ю^ ка! ¿А,т0а<; ка! пара Gerov ка! па<р>' фю-rov ка! Spyаoíа<; [а]паоа<; ка! про<; tov 'Ер^у tov raTotixlov ка! про<; T^[v Е]-кат^ ка! про<; T^v к]а! (t^v r[^]v} про<; aпаvта<; ка! М[п^ра Gerov.
(A.Audollent, Defixionum Tabellae,72)
Связываю заклятьем Офилиона, и Офилиму, и Олимпа, и Пистия, и Магада (Магадиса), и Прота, и Када, Фуклида и Мелану, и Кома и Вакхиду, и Китта, и то, чего ждут эти мужчины и женщины и от богов, и от героев, и все [их] дела, обращаясь к Гермесу Катухию и к Гекате, и к Гее, ко всем богам и к Матери богов.
4.
katadw
WфeХiюvа ка1 Ка-v0аpiöа про<; <E^^hv xGovlov rai raTO%ov <Е>р^1™. Wф-ката5w
(Wunsch, Defixionum Tabellae Atticae, 91)
Офелиона и Кантарида проклинаю к Гермесу Хтоническому и Гермесу Катуху. Офелиона проклинаю.
Перед нами 4 свинцовые таблички, классифицировать которые можно как коммерческие, а не судебные, так как лексика и формула проклятья, использованная автором, не характерны для юридических таблиц.
В четырех табличках упоминается 20 действующих лиц, проклинаемых анонимным автором. Необходимо выяснить их этнический состав, социальный статус, связи внутри группы и попытаться
предположить, что могло связывать группу этих людей с авторами проклятий.
Не подлежит сомнению, что все эти люди составляют общую компанию: в третьей табличке, на наш взгляд, она является обобщающей и по содержанию самой насыщенной и информативной, перечисляются и объединяются почти все основные действующие сообща лица. Офилион упоминается во всех четырех, при этом проклинается как он сам, так и его лавка, работа и мастерская. По-видимому, являясь хозяином мастерской и главным для авторов виновником их неудач, о чем свидетельствует такое пристальное к нему внимание в табличках, Офилион возглавляет во всех случаях список проклинаемых.
Что нам дает изучение имен проклинаемых? Сложно и не всегда возможно с точностью на основании имени определить социальное положение человека: метек он, вольноотпущенник, раб или свободный гражданин. С помощью Lexicon of Greek Personal Names удалось выяснить, что большинство имен характерно для Аттики, и только 2 из них, а именно: Магадис и Фима - не являются таковыми. Часто употребимыми являются имена Агафона, Китта, Кома, Манния, Ирины, Фуклида, Олимпа. Имя Офилиона, по данным этого источника, встречалось 14 раз. Имя Магадис -фракийское, по происхождению он мог быть иностранцем. Наличие обращения к иноземным богам (Матери богов) может говорить в об иноземном происхождении проклинаемых, страх в которых могли пробудить свои, а не чужие боги, что также указывает и на причастность самого автора к иноземной богине, в силу которой он верил. Обращение к иноземным богам говорит о характерной для эллинизма теоразии, а таблички представляют собой интересный способ пополнения пантеона.
В третьей табличке, среди перечисленных имен проклинаемых, встречается женщина, названная Вакхидой. На основании литературных источников мы можем сказать, что это типичное прозвище гетеры. Предположительно, к числу женщин, занимающихся этой профессией, можно отнести и Мелану. Ее имя переводится как «темная, черная». Причастность гетеры к злоумышленникам позволяет взглянуть на этот конфликт с другой стороны, выявляя их особое положение в этой среде. Возможно, деятельность этих женщин могла спровоцировать автора на создание таблички. Хозяин гетеры мог использовать ее таланты для махинаций по выкачиванию денег из особо доверчивых клиентов. Античные источники указывают на случаи судебных разбирательств с сожителями гетер, совместно занимающихся спекуляциями против граждан (Демосфен, LIX. Против Неэры, 1994).
Таким образом, этнический состав проклинаемых лиц был неоднороден, включались и иноземные элементы, что было характерно для экономики того времени.
Точно определить социальное положение довольно сложно. Обычно авторы посланий стремились указать как можно больше данных о жертве, конкретизировать объект негативного воздействия, упоминая имя,
патроним, дем, из которого происходила жертва, родственные связи, сферы деятельности. В нашем же случае можно говорить, что речь идет о «негражданах» на что указывают и наличие неаттических имен и профессиональная занятость проклинаемых.
Нам известно, что в IV в. до н.э. шел активный процесс проникновения «неграждан» во все основные сферы аттической жизни: земледелия, торговли, банковского дела и, конечно, ремесла. Три слова: ergastaj, то еруаот^рю[у] и kaphlion представляют интерес для определения профессиональной деятельности и положения этих людей на социальной лестнице. Первое переводится как работа, ремесло, второе определяется как мастерская, фабрика, лавка, публичный дом. Информативнее третье слово, переводящееся как лавка, таверна, харчевня, мелкая розничная торговля. Любопытно, что этот термин часто нес негативную окраску и употреблялся специально, чтобы подчеркнуть пренебрежительное отношение к торговым делам (Шишова, 1963, с.243-247). По указанию Геродота, капелами называли купцов в Египте. В IV в. до н.э. капелы - это местные розничные торговцы, отношение к которым было всегда негативным: Лисий обвиняет местных капелов в хлебных спекуляциях (Лисий. XXII, 1994, с. 13-16); комедии Аристофана высмеивают мелких торговцев, в стихах Гиппонакта этот термин имеет оттенок недостойного занятия. Отношение граждан к представителям этой профессии проявляется весьма определенно. В нашем случае лавками владеют Олимп и Агафон, предположительно еще и Офилион. Офилион проклинается еще и вместе с эргастерием. Остальные действующие лица доставили неудобство автору проклятий своей деятельностью, во всех трех табличках автор не забывает указать на их работу и все, что у них имеется.
Конкретизация занятия Офилиона и остальных вызывает затруднения. Офилион мог выступать в качестве хозяина эргастерия. Возможно, речь шла о небольшой торговой сети лавок. Женские имена Вакхиды, Фимы, Меланы, Ирины указывают на то, что женщины эти скорей всего были гетерами (две из них точно), хотя включение женщин в состав персонала наблюдалось в различных предприятиях и не являлось чем-то из ряда вон выходящим. Чаще всего женщины были задействованы в шерстеобрабатывающих мастерских, также в качестве швей, при изготовлении обуви, ковров, обработке кож (Глускина, 1975, с.3-19). Отдельно автор табличек выделяет работу Ирины во второй табличке. Была ли она гетерой или добропорядочно трудилась на производстве, сказать трудно.
Мы считаем, что авторов проклятий было как минимум двое: первые две таблички написаны автором, указывающим конкретно на мастерскую и лавки и работу людей, при этом он не обращается к богам, формула довольно сдержанного, делового характера. Возможно, речь шла о конкуренции. Третья же табличка значительно отличается от предыдущих развернутым содержанием, перечислением большого количества людей, добавлением новых персонажей, обращением не только к стандартным
хтоническим греческим богам, но и героям и азиатской Матери богов. Предметом проклятий в этом случае является работа перечисляемых и их планы, ожидания. Обращение к иноземной богине неслучайно, так как только в этой табличке упоминается Магадис - иностранец фракийского, судя по его имени, происхождения.
Последний, самый любопытный вопрос - о причинах авторов написать на свинце послание к богам, причем не в одном экземпляре. С одной стороны, это может быть отголосок конкуренции, нашедший отражение в проклятии. Отметим, что, по мнению Л.М. Глускиной, не существовало соперничества между гражданами и «негражданами», но внутри групп метеков и вольноотпущенников такие ситуации могли возникать.
С другой стороны, подобное послание могло быть создано частным лицом, пострадавшим от злоупотреблений, спекуляций Офилиона или от плохого качества товара, сбоя в работах, каких-то махинациях при участии гетеры. Во всех четырех случаях автор не подписался. Возможно, автор был сам связан с жертвами профессионально: работал вместе с ними, хорошо знал их лично, а потом, в силу неизвестных нам причин разгоревшегося конфликта, решил отомстить бывшим товарищам. Чаще всего, конечно, авторы оставались в тени, опасаясь не столько божественного наказания, сколько ответного проклятия, как и негативной реакции общества.
Для своего времени и места создания прецедент создания коммерческих проклятий не был единичным или исключительным, наоборот, в социально-экономическом контексте этого временного отрезка, таблички против Офилиона представляют собой пример далеко не случайного, а характерного для общества события.
Монографии и исследования, посвященные проблематике социально-экономической жизни античности, говорят о периоде глубокого кризиса полисной системы, обусловленном разложением античной формы собственности, ослаблением полисных уз, соединявших граждан как коллектив землевладельцев и рабовладельцев. Античные авторы, среди них Аристотель и Исократ, подчеркивали этический аспект кризиса - порчу нравов, падение солидарности греков, губительное проникновение чужеземных верований, которые активно перенималась городскими и сельскими низами. Сложившаяся обстановка негативно влияла на состояние граждан и провоцировала их прибегать к созданию магических артефактов. Именно на этот период приходится расцвет распространения табличек как единственно верного и эффективного способа разрешения проблем .
Полученные сведения говорят о многом: в Афинах в 1У-Ш вв. до н.э. разгорелся конфликт между неизвестными авторами и Офилионом с его товарищами, причинившими вред, что выразилось в создании четырех табличек. Материал источника являет собой отражение характерных для того периода кризиса тенденций, когда на профессиональной почве объединяются вместе люди низкого статуса и взаимодействие их со своей
средой приводит к конфликтам, при решении которых люди в меньшей степени полагаются на законы, что подчеркивает анонимность авторов, их настойчивость, употребление термина с негативной окраской.
Таблички, как последний доступный способ коммуникации между людьми, говорят о кризисе в общественно-духовной сфере жизни эллина. Тот факт, что авторы проклятья для разрешения серьезного конфликта с привлечением большого количества действующих лиц обращаются к хтоническим богам, что казалось им самым эффективным способом добиться справедливости и найти защиту, говорит о невысоком социальном положении, как пострадавшего, так и проклинаемых. Эти люди не имели возможности и средств выступить официально в суде для восстановления истины или сами были связаны с темными делами, поэтому прибегали к помощи не государства, а богов и магии. В рамках сложившейся социально-экономической и духовной обстановки перестройки античного общества, смены вектора экономических интересов и взаимосвязей этот случай как нельзя лучше иллюстрирует происходившие изменения.
Список литературы
Демосфен. Речи LIX. Против Неэры // Демосфен. Речи Т. 2 / Отв. ред. Е.С. Голубцова и др. М.: Памятники исторической мысли, 1994.
Лисий. Речи. / Пер. С.И. Соболевского. М.: Ладомир, 1994.
Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин. Л., 1975.
Шишова И.А. Бтрого] и каре!о] в древнегреческой торговле // Проблемы социально-экономической истории древнего мира. М.-Л., 1963.
А.А. Нарышкина, исторический факультет Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. А.М. Гоголев
Об изменении роли судебного прецедента в системе источников права РФ
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых воля становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права». Обычно в теории права называют четыре вида источников: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Важнейшее место среди источников права ряда стран занимает судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что правотворческой деятельностью в таких странах занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Под судебным прецедентом понимается решение по конкретному делу,