Научная статья на тему 'Делиться лучшим'

Делиться лучшим Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Делиться лучшим»

114 "Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (39), 2011

Культурная жизнь региона

ДЕЛИТЬСЯ ЛУЧШИМ

Серьезной проверкой на возмужание таланта являются открытые концерты и конкурсы. Праздником народного искусства стал Четвертый Всероссийский конкурс «Жемчужина Кубани». Его провела в октябре 2010 года кафедра народных инструментов консерватории КГУКИ. Конкурс собрал более 160 молодых исполнителей со всей России. Представители Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Астрахани, Екатеринбурга и Краснодара, Омска и Волгограда, Орла и Новосибирска, Оренбурга и Воронежа, Туапсе и Ставрополя, Ростова-на-Дону, Белгорода, Сочи, а также многих еще городов, поселков и станиц приняли участие в конкурсе по двум номинациям в шести возрастных категориях.

Уровень конкурса, его статус определяются составом жюри. Жюри «Жемчужины Кубани» возглавили авторитетные музыканты - народные артисты России, профессора РАМ им. Гнесиных Ф. Р. Липс (баян, аккордеон) и А. А. Горбачев (струнные). Концерты этих признанных мэтров профессионального народного искусства при участии оркестра «Виртуозы Кубани» под управлением народного артиста России А. Я. Винокура стали подарком для участников и слушателей.

На прошедшем в рамках конкурса круглом столе обсуждались проблемы исполнительства на русских народных инструментах и вопросы музыкального образования. А. А. Горбачев, гастролирующий по всему миру, рассказал, как обстоит дело с обучением игре на народных инструментах в Китае. В частности, подчеркнул, с каким вниманием и ответственностью относятся в этой стране к сохранению национальных исполнительских традиций. Каждый ребенок умеет играть на каком-либо народном инструменте, ведь этому непременно уделяют внимание в семье. Руководителям концертных организаций хорошо известно, что, если в течение месяца в афишу не включен хотя бы один концерт народной музыки, ответственного за репертуар посадят в тюрьму.

А в нашей стране, к сожалению, тают на глазах традиции обучения детей музыке. Их оттесняют в сферу так называемого дополнительного образования, понижают в ранге, дискредитируют в глазах молодежи. Многое вызывает опасения и рождает недоумение, ведь разрушать культурный слой - значит остаться без будущего. Это в первую очередь относится к народной музыке, которую кто-то метко назвал искусством памяти поколений. Поэтому надо всемерно приветствовать и поддерживать творческие инициативы, подобные конкурсу «Жемчужина Кубани».

В канун Нового года, 24 декабря, в Муниципальном концертном зале выступил симфонический оркестр Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Оркестровый класс - важнейшая дисциплина для студентов-струнников и духовиков. На сегодняшний день

краснодарские оркестры больше чем наполовину укомплектованы выпускниками нашей консерватории; многие еще до окончания вуза начинают работать в Музыкальном театре и других коллективах города. Но важнейшим для них является студенческий симфонический оркестр. Второй год им руководит Денис Ивенский, окончивший аспирантуру по классу дирижирования у народного артиста РФ профессора В. А. Понькина. Ивен-ский известен в Краснодаре по многочисленным программам, подготовленным и исполненным с Кубанским симфоническим оркестром.

Разностилевая программа включала в себя «Праздничную увертюру» Д. Шостаковича, Второй концерт для фортепиано с оркестром соль минор К. Сен-Санса (к 175-летию со дня рождения композитора). Солист Данил Севостьянов (1-й курс консерватории, класс проф. Н. Л. Межлумо-вой) заявил о себе как перспективный пианист с яркой индивидуальностью и хорошей профессиональной выучкой.

Насыщенная партитура потребовала расширения состава: рядом со студентами играли приглашенные опытные оркестранты. Завершался концерт одним из замечательных образцов симфонической музыки - «Картинками с выставки» Модеста Петровича Мусоргского в переложении Мориса Равеля. Прозвучали следующие фрагменты цикла: «Прогулка», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Баба-Яга», «Богатырские ворота». Дирижеру удалось выстроить грандиозное сочинение, разворачивая и оживляя отдельные его сюжеты, добиться, чтобы все оркестровые краски предстали перед слушателями в полном блеске. Сила экспрессии в сочетании с прекрасным чувством формы сделали финальную пьесу подлинным апофеозом концерта. Слушатели горячо приветствовали молодых музыкантов и их руководителя.

С момента открытия кафедры камерного ансамбля в зале консерватории (Красная, 18) проводится цикл «Вечера камерной музыки». За 15 лет прозвучало около 50 программ, многие из них нашли отклик в краевой прессе, отмечавшей высокий уровень концертов, направленных на активную пропаганду отечественной и зарубежной камерной ансамблевой музыки.

«Декабрьские камерные вечера» - под таким названием прошли в последнем месяце 2010 года шесть тематических концертов, подготовленных ансамблистами КГУКИ. К 325-летию со дня рождения И.-С. Баха прозвучали инструментальные сочинения великого кантора, в том числе редко исполняемая Трио-соната из «Музыкального приношения». В концерте к 170-летию П. И. Чайковского наряду со студентами участвовали солист Музыкального театра В. Булатов и преподаватели консерватории Р. Леонидов, С. Жмурин, В. Коло-миец, исполнившие 1-ю часть Трио «Памяти ве-

№ 1 (39), 2011

"Культурная жизнь Юга России" ^

ликого художника». Вокально-инструментальная программа «Свет романтизма» была посвящена 200-летию немецкого композитора Р. Шумана (в ней выступили доцент С. Б. Мамиконян и ст. преп. Т. И. Дмитриенко). Выездной музыкальный вечер «Под сенью русского Парнаса» состоялся в ДМШ г. Усть-Лабинска. Муниципальный концертный зал предоставил сцену лауреатам «Краснодарской камераты»: воспитанники различных музыкальных школ города и края подтвердили свои звания, показали увлеченность ансамблевым исполнительством.

Просветительская деятельность кафедры камерного ансамбля нашла поддержку у работников библиотеки КГУКИ, организовавших выставки к 95-летию Георгия Свиридова и 115-летию Сергея Есенина. Выдающийся свиридовский цикл на стихи Есенина «Отчалившая Русь» прозвучал в исполнении В. Булатова и студентки 5-го курса консерватории Э. Мясниковой.

Другая книжная выставка - «Легенда в поэзии» - сопровождала литературно-музыкальную композицию «Степан Разин и его княжна: история освоения одной казачьей легенды». Литературную основу этого мини-спектакля составили циклы стихов А. С. Пушкина и М. И. Цветаевой. В качестве чтецов выступили студенты разных факультетов. Четверокурсница Снежана Шацкая -будущий юрист, первокурсницы Екатерина Ягод-кина и Кристина Хараишвили - культурологи. Все они активные участники межфакультетского объединения «Лаборатория живой речи» (руководитель - доц. Е. Ю. Третьякова). Музыкальный ряд композиции составили записи народных песен «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге

утес» и вокальный цикл Георгия Дмитриева, созданный на основе стихотворного триптиха Марины Цветаевой «Стенька Разин».

С осени 2010 года стены читального зала библиотеки КГУКИ превратились сначала в эксклюзивную, а затем и постоянно действующую выставку творческих работ студентов, обучающихся на кафедре этнографии и декоративно-прикладного творчества (зав. кафедрой проф. Е. Г. Ваку-ленко). Идея обогатить среду библиотечного зала рукотворными художественными композициями оказалась поистине счастливой. Приходящие в библиотеку люди стали совсем иначе ощущать себя: изменилась аура помещения. Наполненное книгами, оно насытилось теплом и живой энергией творчества.

Дебютировавшая в качестве вернисажа серия экспозиций Ольги Мастенковой под общим названием «Волшебство из ниток» вызвала столь живой интерес, что художницу-вышивальщицу попросили провести мастер-классы по ее авторской программе. Продолжила «вернисаж в библиотеке» выставка Ларисы Шартан «Увидеть тайны бытия». Так философски назвала адыгейская художница, студентка 2-го курса КГУКИ, представленную ею композицию работ из натуральной кожи и природных материалов.

Культурная среда как сообщающиеся сосуды, позволяющие делиться друг с другом самым лучшим, взрослеть, учась, день изо дня идти навстречу возможности стать мастером, художником-исполнителем. Очень важно поддерживать эту среду силами всех - учителей и учеников, зрелых и начинающих.

Т. В. Сорокина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.