Научная статья на тему 'Делегатские собрания, как фактор общественной жизни российской деревни в 20-х - 30-х. Гг. Xx в'

Делегатские собрания, как фактор общественной жизни российской деревни в 20-х - 30-х. Гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВНЯ / ДЕЛЕГАТКА / ДЕЛЕГАТСКИЕ СОБРАНИЯ / КРЕСТЬЯНСТВО / VILLAGE / WOMAN DELEGATE / DELEGATE MEETINGS / PEASANTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ченская Т.В.

В статье раскрывается деятельность деревенских делегатских собраний, ставших неотъемлимым фактором общественно-политической жизни советской деревни в период масштабных изменений в аграрном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DELEGATE MEETINGS AS A FACTOR IN THE SOCIAL LIFE OF THE RUSSIAN VILLAGE IN THE 1920-1930S

The article reveals the activities of village delegate meetings, which became an integral factor in the socio-political life of the Soviet village during the period of large-scale changes in the agrarian sector.

Текст научной работы на тему «Делегатские собрания, как фактор общественной жизни российской деревни в 20-х - 30-х. Гг. Xx в»

УДК 433.94(47) ЧЕНСКАЯ Т.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: tanechka-che@yandex.ru

UDC 433.94(47) CHENSKAYA T.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Historyof Russia, Orel State University E-mail: tanechka-che@yandex.ru

ДЕЛЕГАТСКИЕ СОБРАНИЯ, КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ В 20-х - 30-х. гг. XX в.

DELEGATE MEETINGS AS A FACTOR IN THE SOCIAL LIFE OF THE RUSSIAN VILLAGE IN THE 1920-1930S

В статье раскрывается деятельность деревенских делегатских собраний, ставших неотъемлимым фактором общественно-политической жизни советской деревни в период масштабных изменений в аграрном секторе.

Ключевые слова: деревня, делегатка, делегатские собрания, крестьянство.

The article reveals the activities of village delegate meetings, which became an integral factor in the socio-political life of the Soviet village during the period of large-scale changes in the agrarian sector.

Keywords: village, woman delegate, delegate meetings, peasantry.

В последнее время все больший интерес исследователей привлекает тендерная история. «Женский вопрос» рассматривается во всех исследовательских ракурсах: партийное руководство женской активностью, традиции и новации женского бунта; женское самоуправление; властные устремления российских женщин; подготовка женщин к управленческой деятельности [8].

В рамках данной статьи мы хотели бы остановиться на политическом просвещении крестьянок и вовлечении их в общественную жизнь «новой» советской деревни. Крестьянство - это особый мир, более консервативный, в котором роль и место женщины были строго очерчены. Она как бы терялась на мужском фоне: сначала, отец выступал как глава семьи, затем муж решал значимые для крестьянского хозяйства вопросы, удел женщины всегда ограничивался домом, семьей, детьми. В связи с этим достаточно интересным моментом является изучение сложного процесса изменения традиционной парадигмы поведения женщины-крестьянки в 20-х - 30-х гг. XX в.

Ведущей формой политического воспитания крестьянок и привлечения их к общественной деятельности были делегатские собрания, которые ежегодно переизбирались. Вся деятельность таких собраний строилась на основе «Положения о делегатских собраниях», утвержденного ЦК РКП(б) от 19 июня 1925 г. и плана-программы агитпропотдела ЦК РКП(б). Перевыборы делегаток, «дни делегаток», проводившиеся по окончании срока действия делегатских собраний, привлекали внимание деревенской общественности, в том числе и крестьянок, не являвшихся членами делегатских собрания. В эти дни в торжественной обстановке делегатки отчитывались о проделанной работе, которая актив-

но обсуждалась односельчанами, здесь же наиболее активные, подготовленные и политически грамотные рекомендовались в партию и комсомол. Программа агитпропотдела ЦК РКП(б) на основе, которой проходило обучение женщин предусматривала знакомство делегаток с основными законами советского государства, мероприятиями партии и правительства по подъему сельского хозяйства, вопросами международного и внутреннего положения СССР. Кроме того, программой ставилась задача изучения делегатками биографии В.И. Ленина, его учением о раскрепощении женщины, о союзе рабочих и крестьян. Программа предусматривала 10 собраний, на которых прорабатывались следующие темы:

1. Сельское хозяйство,

2. Расслоение деревни и помощь партии и советов бедноте,

3. Промышленность и сельское хозяйство,

4. Кооперация,

5. Что такое советская власть,

6. Волостное (районное) хозяйство и налоги,

7. Кому нужна вражда народов,

8. Борьба за культурную деревню,

9. ВКП(б) - партия рабочих и крестьян,

10. Комсомол и пионерское движение в деревне [1, лл. 106, 108].

В 1926 г. особенно активизировалась деятельность делегатских собраний (средний возрастной состав - от 18 до 48 лет). Об этом говорит рост количества делегаток в деревне, который можно проиллюстрировать данными работы делегатских собраний в Орловской губернии: (см. таблицу 1)

© Ченская Т.В. © Chenskaya T.V.

Таблица 1.[2. Л. 27].

и Социальный состав делегаток * . Вовлечено в практическую работу Вступило

Года Число делегатских собраний та ега л е д о [2 о е ли £ Беднячек Батрачек Середнячек Прочих Число делегатски собраний, закон чивших работу Число выпущен ных делегаток. ВКП(б) ВЛКСМ

1926/27 168 4838 2244 177 2414 3 153 3857 1977 5 17

1927/28 180 5050 2390 112 2332 216 142 4416 1432 17 33

Данные таблицы свидетельствуют, что за год число делегатских собраний увеличилось на 12, а количество делегаток - на 212 человек. Социальный состав делегаток был в основном бедняцко-середняцкий, батрачек насчитывалось значительно меньше. Крестьянки, успешно прошедшие курсы делегатских собраний вступали в ряды партии и ВЛКСМ, выдвигались на партийную, хозяйственную и культурную работу. Из приведенной таблицы видно, что от общего количества делегаток, прошедших обучение в 1926 - 1927 гг., членами ВКП(б) стало 5 человек (0,1%), членами ВЛКСМ -17 (0,4%), в 1927 - 1928 гг. показатели выше, исходя их увеличившегося количества делегаток: членами ВКП(б) стало 17 человек (0,3%), членами ВЛКСМ - 33 (0,6%).

В целом по РСФСР число деревенских делегаток выросло с 246 тыс. до 386 тыс., из них в практическую работу было вовлечено 112 тыс., что составляло 35%. В сельских советах по РСФСР в 1925 г. женщин было 58 тыс., в 1927 - 109 тыс., в ВИКах в 1925 г. - 1500, а в 1927 г. - 3800 [5, с. 103].

Делегатские собрания активно участвовали в общественно-хозяйственных мероприятиях: ликвидации неграмотности, в работе сельских советов, ко -операции, комитетов крестьянской взаимопомощи, изб-читален. Система делегатских собраний, используя потенциал крестьянок, помогала партийному руководству на тех направлениях деятельности, где была нехватка кадров, недостаток финансирования. Делегатские собрания играли одну из главных ролей и по линии организации различных политических кампаний на селе: распространение облигаций займа на нужды индустриализации, сбор средств на строительство воздушного флота, помощь голодающим детям Германии, проведение международного юношеского дня, 8 марта и др. Например, в Орловском уезде сами делегатки приобрели облигации займа на 200 рублей (по 10 руб. на делегатку) и одновременно распространили облигации среди населения на 3000 рублей. В Малоархангельском уезде 240 делегаток активно участвовало в распространении займа и в проведении самообложения. По настоянию этих делегаток за счет самообложения было открыто 13 ясель. Спасско-Лутовиновское делегатское собрание организовало птицеводческое товарищество, улучшило работу молочной артели [2, лл. 27, 46]. Если верить архивным данным, наиболее активными были

делегатки из деревни Черниково Малоархангельского района (возрастной состав от 19 до 48 лет). Они провели в селе 15 собраний (посещаемость каждого 23-24 делегатки, 18 крестьянок и 13-14 мужчин), где рассмотрели ряд вопросов: что такое советская власть, волбюджет, сельское хозяйство, промышленность, кооперация, беременность женщины, делегатка - застрельщик нового быта и др.; прослушали доклад судьи о правовом положении женщины. Существенной была и практическая работа черниковских делегаток: добились отмены неправильного распределения шатиловского овса, выделенного сельхозом в кредит (при распределении была обойдена часть общества - хутор); не был утвержден общественный приговор, где хуторское общество отдавало часть прогона для скота за самогон частному предпринимателю для постройки паровой мельницы, причиняя этим вред близлежащим усадьбам бедняков; не допустили неправильной порубки из местного леса при заготовке материала для Черниковского моста; вели борьбу с пьянством и картежной игрой, а также с потакающими самогоноварению; организовали ячейку красного креста; ходатайствовали перед Орловским губернским РОККОМ об отпуске денег на ясли (500 рублей); открыли в деревне Черниковой курсы первой помощи; организовали маслобойню, женскую артель «Делегатка» и через сельхозкооперацию приобрели сепаратор^, с. 63 - 64].

Делегатки в своих отзывах говорили, что с помощью делегатских собраний они много достигли: научились писать и читать, разбираться в вопросах социалистического строительства. Из таких отзывов видно изменение внутреннего мира делегаток, их самовосприятия и повышения самооценки. Многие из них активно участвуя в общественной работе, проявляли незаурядные способности организаторов и вожаков. Так, например, Гаврина Василиса - делегатка, работала в сельском совете и комитете крестьянской взаимопомощи [7, с. 3].

Делегатки, прикрепленные к сельскому совету, участвовали в комиссиях по обследованию имущественного положения крестьян для обложения их сельскохозяйственным налогом, выявляли скрытые от обложения налогом посевы, работали в ревизионных комиссиях потребительских обществ, участвовали в сборе сельскохозяйственного налога и др.

Наибольшую активность крестьянки-делегатки

проявляли в избирательных компаниях. Они не только выступали в качестве электората и избирались на выборные должности, но и агитировали своих односельчанок принимать участие в выборах. С этой целью созывались волостные, уездные, губернские женские делегатские собрания и конференции. В Вятской, Тамбовской, Ярославской губерниях из губернских центров посылали женщин-общественниц в деревню для проведения агитации избирательных компаний в помощь делегаткам [3, л. 30]. Через активисток-крестьянок, через проведение делегатских собраний, через созыв специальных женских собраний на селе, удавалось в значительной мере пробудить активность крестьянок и втянуть их в общественную жизнь своей деревни. По данным сводок о ходе избирательных компании советов по РСФСР на 1 января 1926 г. на некоторых избирательных участках Орловской губернии явка женщин на избирательные пункты достигала весьма высоких результатов - 90,36%. Такой высокий процент был зафиксирован в Малоархангельском уезде, Муравльской волости, Никольском сельском совете [3, л. 43]. В соседних губерниях отмечалась похожая ситуация, правда с меньшим процентом явки. В Ярославской губернии в 1924-1925 гг. явка женщин на избирательные участки составляла 22,48%, а в 1925-1926 гг. - 39,57%, в Вятской губернии за тот же промежуток времени явка женщин увеличилась с 6% до 12% [3, л. 73].

В некоторых местах рос процент избранных женщин в сельский совет, как например в Урицкой волости, он повысился до 36% с 7%. Подобные примеры можно было наблюдать повсеместно. В деревне ЗиновьевоМалоархангельского уезда Куприна стала членом сельского совета, Тоня Мирохина - председателем Волконского райсовета [7, с. 3]. В кампании 1926 г. по перевыборам советов в Орловской губернии было избрано 2032 женщины в сельсоветы (10,9% всего состава сельсоветов), 41 женщина в ВИКи (7,7% состава) и 95 женщин в ревкомиссии (4,7% состава), 322 крестьянки в кресткомы (по губкресткому членов президиума - 1 женщина, членов пленума - 3; по укресткомам членов президиума - 1, членов пленума - 6; по волкресткомам председателей - 1, членов президиумов - 37, членов ревкомиссий - 19; по селькресткомам председателей -9, членов президиумов - 194, членов ревкомиссий - 51) [4, л. 62].

Конечно, подобные новшества в положении женщин-крестьянок в деревне приживались сложно и не всегда встречали понимание даже членов семьи.

Были случаи, когда на избирательные собрания приходили главы семей, принося 5-6 повесток и заявляли: «женщинам здесь делать нечего, это не бабьего ума дело» [3, л. 73]. Очевидным было и не желание сельского социума проводить женщин в сельские советы, в том числе и в форме грубого протеста: в Какчетовском уезде один мужчина избил свою жену за то, что она оказалась избранной в сельсовет. «Дело налаживается, а бабы только испортят», - заявлял крестьянин из Иваново-Вознесенской губернии [4, л. 84].

Не желая проводить в сельские советы женщин, мужчины не голосовали за их кандидатуры. «Зачем власть хочет переполнить женщинами советы, ведь мужчины разумнее и свободнее их» [3, л. 73]. Были отводы женщин мужчинами по мотивам: «Куда, мол бабе - ее дело около печи сидеть» (Новосильский уезд). Из Елецкого уезда доходили жалобы делегаток, что «мужчины над ними смеются, ходу бабе не дают, не считают за равных и поддержки в сельском совете не оказывают» [3, л. 42]. Но тем не менее, при поддержке государства, делегатских собраний, ситуация хоть и медленно, но менялась. Наибольшей активностью отличались крестьянки-вдовы, которые самостоятельно вели свое хозяйство. Были случаи коллективного протеста крестьянок, когда они, видя нежелание мужчин проводить их кандидатуры в советы, организованно все вместе покидали избирательные собрания или заявляли: «Мы соберем отдельное собрание женщин и выберем своих кандидатов». В результате такой сплоченности все выставляемые ими кандидаты проводились в Советы. Такие случаи были не единичными и наблюдались в Пензенской, Тамбовской, Тверской губерниях [3, л. 73]. А в Елецком уезде Орловской губернии жена сделала отвод своему мужу, мотивируя тем, что он пьяница, который не может дать пользы Советской власти [3, л. 43].

Из приведенных примеров, становится очевидным, что традиционный патриархальный уклад жизни российской деревни нарушался. Активнее, чем в предшествующие периоды, крестьянки стали участвовать в общественно-политической жизни села, систематическое политическое образование крестьян, также давало свои плоды. Все большее количество населения российской деревни, каждая отдельно взятая крестьянская личность испытывала в той или иной мере влияние идеологической политики государства. Невозможно было жить в советском обществе, быть совершенно независимым от него и не меняться в соответствии с новыми веяниями.

Библиографический список

1. Государственный архив Орловской области (ГАОО) Ф. П-48. Оп. 1. Д. 149.

2. ГАОО. Ф. П-48. Оп. 1. Д. 152.

3. ГАОО Ф.Р-1. Оп 1.Д. 1231.

4. ГАОО Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1815.

5. ВКП(б). Съезд XV. Стенографический отчет. М., 1961

6. Большевистское дело. 1927. № 4.

7. Орловская правда. 1927. 8 марта.

8. ЛеневихинаН.А. Партийное руководство «Женской активностью» в 20-е г. XX века на примере Нижневолжского региона// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №3;

9. СкорикА., Бочан С. Семейные конфликты в Российской деревне 1920-х гг. : традиции и новации женского бунта.//Власть 2010. № 10.;

10. Панкова-Козочкина Т.В.Крестьянское самоуправление 1920-х гг.: гендерный аспект.// Наука и школа. 2010. № 4.;

11. Алферова И.В. Делегатские собрания 1920-х годов как проект подготовки советских женщин к управленческой деятель-ности//Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1;

12. Долидович О.М. Женотделы Енисейской губернии в 1921-1930 гг.//Женщина в российском обществе. 2014 г. №3.

References

1. State Archives of Orel Region (SAOR) F. P-48. R. 1. C. 149.

2. SAOR.F. P-48. R. 1. C. 152.

3. SAOR.FP-1. R 1.C. 1231.

4. SAOR.F. P-1. R. 1. C. 1815.

5. The CPSU(b). Congress XV. Verbatim recordMoscow, 1961

6. Bolshevistskoedelo(Bolshevik affair). 1927. № 4.

7. Orlovskajapravda (Orel Truth). 1927. March 8.

8. Lenevichina N.A. Party leadership "Women's Activity" in the 20s of the XX century on the example of the Nizhnevolzhsky region // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2015. № 3.

9. SkorikA., Bochan S. Family conflicts in the Russian village of the 1920s. : traditions and innovations of the women's riot. / / Power 2010. № 10 .

10. Pankova-Kozochkina Т. V. Peasant self-government of the 1920s: the gender aspect. // Science and school. 2010. № 4.

11. Alferova I.V. Delegate meetings of the 1920s as a project for training Soviet women for managerial activities // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2011. № 1.

12. Dolidovich O.M. The women of the Yenisei province in 1921-1930. // A woman in Russian society. 2014 No. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.