Научная статья на тему 'ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: ЗА И ПРОТИВ'

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АНАЛОГИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергиенко Н.Б.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ приобретает все возрастающую угрозу международному миру и безопасности. В настоящее время криминальный рынок наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов занимает лидирующее место по объемам в структуре преступности. В статье анализируются основания криминализации незаконного оборота указанных предметов. Уделяется внимание основаниям декриминализации данных предметов. Анализируются позиции отдельных стран относительно легализации оборота наркотических средств и психотропных веществ. Установлено, что общественная опасность незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не вызывает сомнений, поскольку данные предметы представляют непосредственную угрозу не только для здоровья, но и для жизни человека, который их употребляет, без медицинских показаний. Кроме того, она выражается в том, что их незаконный оборот представляет угрозу для неопределенного круга лиц и крайне негативным влиянием на организм (отдельные виды данных предметов, в современности, могут вызывать зависимость после одного или нескольких употреблений) Обосновано, что криминализация незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов является необходимым и обоснованным шагом законодателя. Декримиализация отдельных деяний, в том числе хранения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не является целесообразным, поскольку представляет опасность для развития и существования общества нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергиенко Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECRIMINALIZATION OF INDIVIDUAL ACTS RELATED TO ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OR THEIR ANALOGUES: PROS AND CONS

Illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances is becoming a growing threat to international peace and security. Currently, the criminal market for narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues occupies a leading position in terms of volume in the structure of crime. The article analyzes the grounds for criminalizing the illegal circulation of these items. Attention is paid to the grounds for the decriminalization of these items. The positions of individual countries regarding the legalization of the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances are analyzed. It has been established that the public danger of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues is beyond doubt, since these items pose a direct threat not only to health, but also to the life of the person who uses them, without medical indications. In addition, it is expressed in the fact that their illicit trafficking poses a threat to an indefinite circle of people and an extremely negative effect on the body (certain types of these items, in modern times, can cause addiction after one or more uses) It is substantiated that the criminalization of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues is a necessary and reasonable step of the legislator. Decriminalization of certain acts, including the possession of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues, is not advisable, since it poses a danger to the development and existence of the society of our state.

Текст научной работы на тему «ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: ЗА И ПРОТИВ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2022. - Т. 8 (74). № 3. - С. 359-365.

УДК 343. 57

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С

НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ: ЗА И ПРОТИВ

Сергиенко Н. Б.

Крымского филиал Российского государственного университета правосудия

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ приобретает все возрастающую угрозу международному миру и безопасности. В настоящее время криминальный рынок наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов занимает лидирующее место по объемам в структуре преступности.

В статье анализируются основания криминализации незаконного оборота указанных предметов. Уделяется внимание основаниям декриминализации данных предметов. Анализируются позиции отдельных стран относительно легализации оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Установлено, что общественная опасность незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не вызывает сомнений, поскольку данные предметы представляют непосредственную угрозу не только для здоровья, но и для жизни человека, который их употребляет, без медицинских показаний. Кроме того, она выражается в том, что их незаконный оборот представляет угрозу для неопределенного круга лиц и крайне негативным влиянием на организм (отдельные виды данных предметов, в современности, могут вызывать зависимость после одного или нескольких употреблений)

Обосновано, что криминализация незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов является необходимым и обоснованным шагом законодателя. Декримиализация отдельных деяний, в том числе хранения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не является целесообразным, поскольку представляет опасность для развития и существования общества нашего государства.

Ключевые слова: криминализация, декриминализация, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов.

Определение «незаконный оборот наркотиков» находит свое отражение не только в отечественных нормативных актах, но и в международно-правовых. Охватывая весь комплекс противоправных действий по незаконному выращиванию наркосодержащих растений, изготовлению (производству), приобретению, переработке, хранению, перевозке, сбыту наркотиков, склонению к их потреблению, организации (содержанию) притонов для такого потребления [1, с. 414].

Наркотические средства и психотропные вещества не определены в Уголовном кодексе Российской Федерации как таковые. Все понятия, связанные с родовым определением, содержатся в статье 1 Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» № З-ФЗ от 8 января 1998 года.

Под наркотическими средствами понимается вещества синтетического или естественного происхождения, препараты включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Россий-

359

ской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят [2].

Необходимо отметить, что действия законодателя по криминализации и декриминализации тех или иных деяний, реализуются в рамках уголовной политики государства. Данные вопросы, а также проблемы усиления или смягчения санкций за отдельные деяния, решаются, как в рамках политики государства, так и в соответствии с существующими в обществе общечеловеческими ценностями. Какое-либо деяние должно признаваться преступным только тогда, когда оно выгодно не только государственным органам или политическим силам, но и объективно отвечает разработанным уголовной наукой основаниям криминализации.

Под криминализацией понимается определенный порядок отнесения деяния к преступлениям [3, с. 15]. В целом, криминализация представляет собой определенный процесс, результатом которого является признания тех или иных деяний преступлениями и установление наказания за их совершение. Данный процесс выражается в выяснении наличий оснований, вследствие которых возможно признание деяния преступным и привлечение лица к уголовной ответственности за его совершение.

Под декриминализацией понимается обратный процесс, вследствие которого деяние, которое является преступлением, преобразуется в иной вид правонарушений либо исключается какая-либо ответственность за его совершение. Вследствие такого процесса, лица, ранее совершившие такое деяния, освобождаются от уголовного преследования либо освобождается от какого-либо вида ответственности.

Криминализация деяний должна быть обусловлена наличием определенных оснований, которые позволяют констатировать обоснованность и необходимость их уголовно-правового запрета. Основаниями являются процессы, происходящие в жизни общества, возникновение или развитие которых вызывает объективную необходимость установления уголовно-правовой охраны [4, с. 204]. Рассмотрим основные.

Основополагающим является общественная опасность деяния. По нашему мнению, общественная опасность незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не вызывает сомнений, поскольку данные пред-

меты представляют непосредственную угрозу не только для здоровья, но и для жизни человека, который их употребляет, без медицинских показаний. Кроме того, она выражается в том, что их незаконный оборот представляет угрозу для неопределенного круга лиц и крайне негативным влиянием на организм (отдельные виды данных предметов, в современности, могут вызывать зависимость после одного или нескольких употреблений).

Также основанием криминализации является относительная распространенность деяния. В целом, необходимо отметить, что криминальный рынок наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов занимает лидирующее место по объемам в структуре преступности [5, с. 103]. В соответствии со статистическим данными, на территории Российской Федерации в 2019 г. было выявлено 190197 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 2020 г. - 189905, в 2021 г.- 179132. Исходя из того, что на территории России в 2019 г. общее количество зарегистрированных преступлений составило 1868,8 тыс., в 2020 г. - 2004,2 тыс., в 2021 г. - 2004,4 тыс. [6], на основании чего можно сделать вывод, что анализируемые преступления составляют порядка 10 % от общего количества. Указанные статистические данные свидетельствуют о значительной распространенности в России, на современном этапе, анализируемой категории преступлений, что свидетельствует о целесообразности наличия в уголовном законодательстве нормы, которая предусматривает ответственность за данное деяние. На основе вышеуказанного, по нашему мнению, безусловным является факт, что криминализация анализируемых деяний соответствует данному основанию.

Следующим основанием криминализации является умеренность позитивных и негативных последствий криминализации, который, заключается в преобладании социальных результатов над негативными последствиями уголовной репрессии. Безусловным является факт, что криминализация того или иного деяния не может являть собой однозначно положительный процесс, поскольку она обязательно порождает негативные социальные явления, выражающиеся в отрицательном воздействии на осужденного, в виду его определенной изоляции от общества, уголовного окружения, ухудшения положения членов семьи осужденного и т.п. Ответственность за незаконный оборот указанных предметов, предусматривает, в том числе и возможность назначения наказания в виде лишения свободы. По нашему мнению, данные негативные последствия, уступают по значимости социальным результатам, поскольку лицо осуществляет оборот предметов, которые, как указывалось, прямо представляют угрозу не только для здоровья, но и жизни людей, способствует спросу либо приобретению таких предметов, детерминирует совершение иных преступлений.

Также основанием криминализации является уголовно-политическая адекватность, который выражается в ее соответствии социальной политики, уровню и характеру общественного сознания. Соответствие данному основанию, по нашему мнению, также не вызывает сомнения, поскольку в соответствии с пп. 11 п. 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одним из условий обеспечения государственной и общественной безопасности является предупреждение и пресечение преступлений, в том числе, направленных на распространение наркотических средств и психотропных веществ [7].

361

Необходимо также отметить процессуальную осуществимость преследования, который заключается в возможности процессуального доказывания преступной деятельности. В виду того, что анализируемые преступления являются предметными, фактическое выявления (обнаружение, изъятие и т.п.) может свидетельствовать о наличии состава преступления, что свидетельствует о соответствии данному основанию.

Рассмотрим основания декриминализации деяний.

Основополагающим основанием является утрата деянием общественной опасности, вследствие исчезновения какого-либо вида общественных отношений, которые были поставлены под охрану уголовного закона. В виду того, что, как указывалось, криминальный рынок наркотиков занимает лидирующее место среди иных рынков, по нашему мнению, такое основание не может быть применимо относительно предметов, исследованию которых посвящена данная работа.

Следующим основанием является утрата деянием степени общественной опасности, которая ранее требовала применения мер уголовно-правового характера. На территории Российской Федерации, в соответствии с постановлением правительства от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [8] запрещен незаконный оборот указанных предметов. В данном нормативном правовом акте закреплен их исчерпывающий перечень, а также указаны размеры, наличие которых предусматривает уголовную ответственность, за незаконный оборот. Необходимо отметить, что за незаконный оборот также предусмотрена административная ответственность, в зависимости от размеров данных предметов. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации незаконный оборот анализируемых веществ полностью запрещен.

Раскрывая данное основание целесообразно отметить, что в ряде стран легализован оборот определенных видов наркотических средств и психотропных веществ, в определенных размерах. Так, в Корейской народно-демократической республике, разрешены к обороту марихуана и гашиш, при условии, что разрешенное количество веществ для хранения неограниченно. В Австралии также разрешены данные вещества, однако установлен лимит на хранение - не более 25 грамм. Такие же вещества разрешены для хранения в Аргентине, весом не более 15 грамм. В Бельгии также разрешены указанные вещества, весом не боле 10 грамм. В Канаде данные вещества легализованы весом не более 30 грамм. В Колумбии, помимо указанных, весом до 30 грамм, также разрешены галлюциногенные грибы, таким же весом. В Колумбии данный список расширен, помимо указанных предметов, весом 20 грамм, также разрешен кокаин, весом не более 1 грамма. В Чехии разрешены - марихуана, гашиш, галлюциногенные грибы, первинтин, героин, кокаин, весом от 2 до 15 грамм, в зависимости от тяжести веществ. В Мексике перечень является еще более широк - марихуана, гашиш, кокаин, опий, героин, метамфетамин, ЛСД, весом от 0,015 до 5 грамм, в зависимости от тяжести веществ.

Однако необходимо отметить, по мнению отдельных авторов, либерализация ответственности за оборот наркотических средств, в отдельных странах, привела к значительному увеличению количества подростков, их употребляющих. Так, в частности, из-за указанного обстоятельства в Нидерландах, властям страны пришлось закрыть большинство «кофе-шопов» (специальные места предназначенные

для продажи и употребления указанных веществ) и сократить количество разрешенных к обороту средств [9, с. 587].

Также необходимо отметить, что по мнению отдельных авторов целесообразным является декриминализировать отдельные статьи в сфере незаконного оборота оружия, в частности ответственность за хранение. Одним из оснований является то, что лица, имеющие стойкую зависимость, должны увеличивать «дозы», что влияет на размер приобретаемых веществ и соответственно на наказание [10, с. 146]. По нашему мнению, с такой позицией не вполне можно согласиться.

Отдельные авторы указывают, что усиление ответственности, за те или иные деяния, порождает противоположный результат, т.е. репрессивная политика не влияет на снижение преступности, а наоборот является негативным фактором [11, с. 441]. Иные отмечают, что «тенденция сужения сферы уголовно-правового регулирования отношений с одновременным расширением административно-правового воздействия есть закономерное следствие общественного развития в условиях формирования правового государства» [12, с. 16].

Также необходимо отметить, отдельные авторы, занимающиеся исследованием данного вопроса, акцентировали внимание на общественной группе «Глобальная комиссия по вопросам наркополитики», объединившая бывших политиков международного уровня, члены которой указывали о целесообразности отказа от жестких мер в наркополитике и необходимостью смирения с данным процессом. Однако, позиция указанных авторов заключается в том, что «либерализация» антинаркотического законодательства ущербна [13, с. 94].

Целесообразно указать, что анализ уголовного законодательства позволяет сделать вывод, что ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, за последнее время претерпела несколько изменений, которые были направлены на увеличение сроков и размеров наказаний, что, в том числе, повлияло на улучшение ситуации наркотизации населения. Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации, наблюдается стойкая тенденция наркозависимых лиц, которая, однако, имеет тенденцию на снижение, чему способствует, в первую очередь, осуществляемая пропаганда здорового образа жизни. Так, в 2020 г. в стране было официально зарегистрировано 460 тысяч наркозависимых лиц, в 2021 г. 452 тысячи лиц.

Кроме того, следует указать, что в настоящее время периодически употребляют наркотические средства и психотропные вещества порядка 13 млн человек, а систематически употребляют порядка 5 млн человек. Средний возраст наркозависимых составляет 15-19 лет. По нашему мнению, в случае совершений действий по доступности к обороту указанных предметов число таких лиц кратно вырастет и появится угроза снижения среднего возраста наркозависимых.

Кроме того, по нашему мнению, необходимо отметить, что в настоящее время выявление лиц, управляющих транспортными средствами, в состоянии наркотического опьянения, составляет порядка 10 %, от общего числа. Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности. Безусловным является факт, что управление транспортным средством в состоянии опьянения, в разы увеличивает его опасность для окружающих. В связи чем, по нашему мнению, декриминализация, в частности, хранения данных веществ может негативно повлиять на данную ситуацию.

363

На основании вышеуказанного, по нашему мнению, можно сделать вывод, что криминализация незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов является необходимым и обоснованным шагом законодателя. Декримиализация отдельных деяний, в том числе хранения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не является целесообразным, поскольку представляет опасность для развития и существования общества нашего государства.

Список литературы:

1. Уголовное право России. Общ. и Особ. ч.: Уч. / В.К.Дуюнов - 5 изд. - РИОР: ИНФРА. - М, 2017. -695с.

2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/ (дата обращения 26.03.2022).

3. Плохова В. И. Ненасильственные преступления против собственности: криминологическая и правовая обоснованность. - СПб.: Изд-во "Юрид. центр Пресс", 2003. - 295 с.

4. Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация / Под ред. В.Н.Кудрявцева и А.М.Яковлева - М.: Наука, 1982. - 304 с.

5. Живаев Д. В. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в современной России: уголовно-правовой аспект / Д. В. Живаев // Право в Вооруженных Силах. -2014. - № 1. - С. 103-114.

6. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс]. - URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения 27.03.2022).

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27. ст. 5351.

8. Постановление правительства от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/12112176/? (дата обращения 28.03.2022).

9. Жеенмырзаева Б. Ж. Эффективность законодательства стран дальнего зарубежья за употребление наркотиков / Б. Ж. Жеенмырзаева // «Молодой ученый». - 2015. - № 22 (102). - С. 585-588.

10. Ломакина Е. Н. Декриминализация действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков / Е. Н. Ломакина // Эпомен. - 2019. - № 26. - С. 142-146.

11. Гилинский Я. И. Призонизация по-российски / Я. И. Гилинский // Отечественные записки. - 2003. -№ 2. - С. 434-441.

12. Николаев А.М. Криминализация общественно-опасных деяний, граничащих со сферой административных правонарушений (основания и направления совершенствования) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний-Новгород, 2004. - 29 с.

13. Рыбакова Л.Н. Дилемма наркополитики // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. -Т. 4. - № 4 (16). - С. 89-105.

Sergienko N. B. Decriminalization of individual acts related to illicit trafficking in narcotic drugs,

psychotropic substances or their analogues: pros and cons // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2022. - Т. 8 (74). № 3. - Р. 359-365.

Illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances is becoming a growing threat to international peace and security. Currently, the criminal market for narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues occupies a leading position in terms of volume in the structure of crime.

The article analyzes the grounds for criminalizing the illegal circulation of these items. Attention is paid to the grounds for the decriminalization of these items. The positions of individual countries regarding the legalization of the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances are analyzed.

It has been established that the public danger of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues is beyond doubt, since these items pose a direct threat not only to health, but also to the life of the person who uses them, without medical indications. In addition, it is expressed in the fact that

their illicit trafficking poses a threat to an indefinite circle of people and an extremely negative effect on the body (certain types of these items, in modern times, can cause addiction after one or more uses)

It is substantiated that the criminalization of illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues is a necessary and reasonable step of the legislator. Decriminalization of certain acts, including the possession of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues, is not advisable, since it poses a danger to the development and existence of the society of our state.

Keywords: criminalization, decriminalization, narcotic drugs, psychotropic substances, analogues, illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues

Spisok literatury:

1. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshch. i Osob. ch.: Uch. / V.K.Duyunov - 5 izd. - RIOR: INFRA. - M, 2017. -695s.

2. Federal'nyj zakon ot 8 yanvarya 1998 g. № 3-FZ «O narkoticheskih sredstvah i psihotropnyh veshchestvah». [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17437/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/ (data obrashcheniya 26.03.2022).

3. Plohova V. I. Nenasil'stvennye prestupleniya protiv sobstvennosti: kriminologicheskaya i pravovaya obosnovannost'. - SPb.: Izd-vo "YUrid. centr Press", 2003. - 295 s.

4. Osnovaniya ugolovno-pravovogo zapreta. Kriminalizaciya i dekriminalizaciya / Pod red. V.N.Kudryavceva i A.M.YAkovleva - M.: Nauka, 1982. - 304 s.

5. ZHivaev D. V. Nezakonnyj oborot oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv v sovremennoj Rossii: ugolovno-pravovoj aspekt / D. V. ZHivaev // Pravo v Vooruzhennyh Silah. - 2014. - № 1. - S. 103-114.

6. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii. Portal pravovoj statistiki. [Elektronnyj resurs]. - URL: http://crimestat.ru/offenses_map (data obrashcheniya 27.03.2022).

7. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : Ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 02 iyulya 2021 g. № 400 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2021. - № 27. st. 5351.

8. Postanovlenie pravitel'stva ot 30 iyunya 1998 g. № 681 «Ob utverzhdenii perechnya narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i ih prekursorov, podlezhashchih kontrolyu v Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://base.garant.ru/12112176/? (data obrashcheniya 28.03.2022).

9. ZHeenmyrzaeva B. ZH. Effektivnost' zakonodatel'stva stran dal'nego zarubezh'ya za upotreblenie narkotikov / B. ZH. ZHeenmyrzaeva // «Molodoj uchenyj». - 2015. - № 22 (102). - S. 585-588.

10. Lomakina E. N. Dekriminalizaciya dejstvij, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkotikov / E. N. Lomakina // Epomen. - 2019. - № 26. - S. 142-146.

11. Gilinskij YA. I. Prizonizaciya po-rossijski / YA. I. Gilinskij // Otechestvennye zapiski. - 2003. - № 2. - S. 434-441.

12. Nikolaev A.M. Kriminalizaciya obshchestvenno-opasnyh deyanij, granichashchih so sferoj administrativnyh pravonarushenij (osnovaniya i napravleniya sovershenstvovaniya) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Nizhnij-Novgorod, 2004. - 29 s.

13. Rybakova L.N. Dilemma narkopolitiki // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. - 2016. - T. 4. -№ 4 (16). - S. 89-105.

365

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.