Научная статья на тему 'ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЧЕРЕЗ ЛЕСНОЙ НАЛОГ'

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЧЕРЕЗ ЛЕСНОЙ НАЛОГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ НАЛОГ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киракосянц Давид Алексеевич

В статье рассматривается вопрос декриминализации лесных ресурсов посредством введения лесного налога. Декриминализация открывает ряд преимуществ, но имеет и свои недостатки. Было выявлено, что декриминализация лесных массивов во многом зависит от исполнительных органов, также установлено, что в современном мире опасность угрозы коррупционного типа достаточно сильно влияет на экономическое состоянии России. Проведенный систематизированный литературный обзор и контент анализ выявили, что безаукционный доступ к использованию лесов, реализуемый в рамках приоритетных инвестиционных проектов не освобождает от коррупционных рисков и даже усиливает их. Выполненное исследование выявило, что лесной налог предоставляет возможности решать общеэкономические и политические задачи, принимая на себя функции таможенной пошлины путём дифференциации ставок при использовании древесины на внутреннем и внешнем рынках. По аналогии с налогом на полезные ископаемые, для лесного налога налоговая база может представлять собой как количество добытых или используемых лесных ресурсов, так и стоимость добытых или используемых лесных ресурсов. По мнению автора данного исследования, эффективным решением для развития лесного комплекса Российской Федерации является внедрение лесного налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECRIMINALIZATION OF FOREST RESOURCES THROUGH FOREST TAX

The article deals with the issue of decriminalization of forest resources through the introduction of a forest tax. Decriminalization offers a number of advantages, but it also has its drawbacks. It was found that the decriminalization of forest tracts largely depends on the executive bodies, it was also found that in the modern world the threat of a corruption-type threat quite strongly affects the economic condition of Russia. The conducted systematic literature review and content analysis revealed that nonauction access to the use of forests, implemented within the framework of priority investment projects, does not relieve corruption risks and even enhances them. The study revealed that the forest tax provides an opportunity to solve general economic and political problems, taking on the functions of a customs duty by differentiating rates when using wood in the domestic and foreign markets. Similar to a mineral tax, for a forest tax, the tax base can be both the amount of forest resources harvested or used and the value of forest resources harvested or used. According to the author of this study, an effective solution for the development of the forest complex of the Russian Federation is the introduction of a forest tax.

Текст научной работы на тему «ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЧЕРЕЗ ЛЕСНОЙ НАЛОГ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_24

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЧЕРЕЗ ЛЕСНОЙ НАЛОГ DECRIMINALIZATION OF FOREST RESOURCES THROUGH THE FOREST TAX

КИРАКОСЯНЦ Давид Алексеевич,

студент, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: davidkir99@mail.ru;

KIRAKOSYANTS David Alekseevich,

student Moscow State Law University them. O.E. Kutafin (MSUA). 123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: davidkir99@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматривается вопрос декриминализации лесных ресурсов посредством введения лесного налога. Декриминализация открывает ряд преимуществ, но имеет и свои недостатки. Было выявлено, что декриминализация лесных массивов во многом зависит от исполнительных органов, также установлено, что в современном мире опасность угрозы коррупционного типа достаточно сильно влияет на экономическое состоянии России. Проведенный систематизированный литературный обзор и контент анализ выявили, что безаукционный доступ к использованию лесов, реализуемый в рамках приоритетных инвестиционных проектов не освобождает от коррупционных рисков и даже усиливает их. Выполненное исследование выявило, что лесной налог предоставляет возможности решать общеэкономические и политические задачи, принимая на себя функции таможенной пошлины путём дифференциации ставок при использовании древесины на внутреннем и внешнем рынках. По аналогии с налогом на полезные ископаемые, для лесного налога налоговая база может представлять собой как количество добытых или используемых лесных ресурсов, так и стоимость добытых или используемых лесных ресурсов. По мнению автора данного исследования, эффективным решением для развития лесного комплекса Российской Федерации является внедрение лесного налога.

Abstract. The article deals with the issue of decriminalization of forest resources through the introduction of a forest tax. Decriminalization offers a number of advantages, but it also has its drawbacks. It was found that the decriminalization of forest tracts largely depends on the executive bodies, it was also found that in the modern world the threat of a corruption-type threat quite strongly affects the economic condition of Russia. The conducted systematic literature review and content analysis revealed that non-auction access to the use of forests, implemented within the framework of priority investment projects, does not relieve corruption risks and even enhances them. The study revealed that the forest tax provides an opportunity to solve general economic and political problems, taking on the functions of a customs duty by differentiating rates when using wood in the domestic and foreign markets. Similar to a mineral tax, for a forest tax, the tax base can be both the amount of forest resources harvested or used and the value of forest resources harvested or used. According to the author of this study, an effective solution for the development of the forest complex of the Russian Federation is the introduction of a forest tax.

Ключевые слова: лесной налог, декриминализация, правонарушения, лесные ресурсы, уголовное наказание.

Keywords: forest tax, decriminalization, offenses, forest resources, criminal punishment.

Статья поступила в редакцию: 22.04.2022

Декриминализация - это переквалификация в законодательстве, касающаяся определенных деяний или их аспектов, с тем чтобы они больше не считались преступлением, включая отмену уголовных наказаний в отношении них. В международной практике известны случаи, когда реформа декриминализации применяется задним числом, однако в преимущественном количестве случаев декриминализация вступает в силу либо с момента вступления в силу закона, либо с определенной даты [1]. В некоторых случаях регулируемые разрешения или штрафы могут по-прежнему применяться, а связанные аспекты первоначального криминализованного деяния могут остаться или стать конкретно классифицированными как преступления.

Декриминализация открывает ряд преимуществ, но имеет и свои недостатки [2]. В частности, процесс может снизить криминализацию общества, однако есть риск роста числа правонарушений. Если говорить о декриминализации лесных массивов, многое зависит от исполнительных органов. Следует отметить, что в современном мире опасность угрозы коррупционного типа достаточно сильно влияет на экономическое состоянии России [3]. Поэтому необходимо разрешить проблему такого типа в лесном комплексе, что обуславливает актуальность данного исследования.

План мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса был намечен по итогам совещания у Президента Владимира Путина 29 сентября 2020 г. План декриминализации лесного комплекса объединил 50 мероприятий (действий и решений) со сроками исполнения от 15 ноября 2020 года до 1 апреля 2021 года. Планируемые мероприятия разбиты на четыре раздела: нормативно-правовые; организационные; контрольные; технологические мероприятия.

В рамках определенных на совещании сроков основные нормативно-правовые мероприятия получили законодательное обеспечение. Речь идёт, в первую очередь, о таких резонансных решениях, как:

- создание единой информационной системы управления лесным комплексом для обеспечения прослеживаемости оборота древесины от её заготовки и переработки до реализации готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- передача полномочий по федеральному государственному надзору на федеральный уровень с распространением на сферы транспортировки, хранения и обработки древесины;

- разграничение полномочий по федеральному надзору и государственной лесной охране, включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны мер государственной защиты;

- реформирование системы лесоустройства как основы учёта, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий власти и с закреплением лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне.

Основными субъектами, на которых лежит ответственность реализации намеченного плана, являются: Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации», Федеральное Агентство Лесного Хозяйства; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Таким образом, запланированные мероприятия имеют комплексный характер и носят межведомственный характер. В продвижении мероприятий по декриминализации лесного сектора важная роль отведена Общероссийскому народному фронту и средствам массовой информации. При этом телевизионные новости и специальные лесные программы с показом лесных делянок, оккупированных «чёрными лесорубами».

Проведенный систематизированный литературный обзор и контент анализ выявили, что безаукционный доступ к использованию лесов, реализуемый в рамках приоритетных инвестиционных проектов не освобождает от коррупционных рисков и даже усиливает их. Устранить из системы лесных отношений нелегальные и коррупционные сделки, как в сфере оборота заготовленной древесины, так и при доступе юридических и физических лиц к использованию лесов, способен лесной налог [4, 5, 6, 7]. В данной ситуации налогооблагаемой базой становится не таксационная оценка древостоев, а заготовленная учтённая древесина. Условия для этого создали федеральный закон от 28.12.2013 г. 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и последовавшие за ним многочисленные акты с внесением в этот базовый закон поправок.

Лесной налог, устанавливаемый в соответствии с предложенным алгоритмом действий, вводится в Налоговый кодекс специальным федеральным законом. Базовая налоговая ставка и сортиментные налоговые коэффициенты также утверждаются законом и подлежат пересмотру с учётом изменений, происходящих на внутреннем и внешнем лесных рынках. Необходимо отметить, что по состоянию на 2022 г. в Налоговом кодексе РФ имеется лесной налог, который подразумевает под

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

собой «федеральный налог, предусмотренный пункта 1 статьи 13 Налогового кодекса РФ».

Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации до 1995 г. действовал закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которому был установлен лесной доход. Лесной доход представлял собой «региональный налог (налог республик, краев, областей, автономной области, автономных округов)», который «взимался в форме отчислений (сбора) на воспроизводство, охрану и защиту лесов» [8, 9].

С 1997 г. лесной доход представляет собой «платеж в государственный бюджет за лесопользование, установленный в целях рациональной эксплуатации и воспроизводства лесных ресурсов (лесного фонда)». На сегодняшний день платежи, которые взимаются за пользование лесным фондом, в соответствии с действующим Лесным кодексом РФ, слагаются из платы за: «древесину, отпускаемую на корню, ветровальную, буреломную и валежную древесину»; «заготовку живицы, барраса, еловой серки, второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, пихтовой, сосновой и еловой лапки, хвороста, новогодних елок, прута для корзиноплетения и мебели, лещины и других)»; «отдельные виды побочных лесных пользований (сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев, заготовку древесных соков, заготовку и сбор плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша»; «пользование пахотными и пастбищными угодьями и другими»; «пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях, научно-исследовательских целях».

Декриминализация незаконного использования лесных ресурсов за счет введения лесного налога обуславливает необходимость пересмотра функционирующей сегодня системы и открывает ряд перспектив [10, 11]. Налоговый статус лесных платежей радикально поменяет администрирование в части их сбора, которое в настоящее время осуществляют органы государственной власти в сфере лесных отношений субъектов РФ. Происходит это вопреки требованиям статьи 83 Лесного кодекса «Передача осуществления отдельных полномочий российской федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации», которая не относит администрирование платежей к полномочиям Российской Федерации, переданным на региональный уровень.

Министерства и департаменты лесного комплекса в субъектах РФ осуществляют одновременно управление лесной промышленностью и лесным хозяйством. Трудно представить, что они могут эффективно выполнять ещё и задачу по сбору платежей для федерального бюджета. Для выполнения этой работы у региональных властей нет ни профессионально подготовленных кадров, ни экономических интересов (наполнять деньгами федеральный бюджет в ущерб собственному).

Лесной налог также предоставляет возможности решать общеэкономические и даже политические задачи, принимая на себя функции таможенной пошлины путём дифференциации ставок при использовании древесины на внутреннем и внешнем рынках.

Через изъятие природной ренты налог на добычу полезных ископаемых оказывает большое влияние на формирование энергетической политики на национальном и глобальном уровнях. Лесной налог может не только продолжить этот опыт, но и усовершенствовать его с учётом особенностей многоцелевого использования лесов как воспроизводимых ресурсов.

По аналогии с налогом на добычу полезных ископаемых, для которого налоговая база представляет собой «количество добытых полезных ископаемых - при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр», а также «стоимость добытых полезных ископаемых - при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья», для лесного налога налоговая база может представлять собой как количество добытых или используемых лесных ресурсов, так и стоимость добытых или используемых лесных ресурсов.

Таким образом, декриминализация лесных ресурсов за счет введения лесного налога имеет ряд преимуществ и перспектив, и является, по мнению автора данного исследования, эффективным решением для развития лесного комплекса Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Шаблинская Д.В. Декриминализация преступлений как инструмент декриминализации экономики // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. №1 (31). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/dekriminalizatsiya-prestupleniy-kak-instrument-dekriminalizatsii-ekonomiki (дата обращения: 20.04.2022).

2. Нечаев А.Д. Концептуальные основы и теоретическое моделирование криминализации и декриминализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / А.Д. Нечаев. - Саратов, 2017. - 33 с.

3. Прозументов Л.М. Обусловленность криминализации и декриминализации деяний // Уголовная юстиция. 2014. №2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuslovlennost-kriminalizatsii-i-dekriminalizatsii-deyaniy-1 (дата обращения: 20.04.2022).

4. Скрипченко Н.Н. Проблемы уголовно-правовой оценки оборота незаконно заготовленной древесины // Журнал российского права. 2018. №4 (256). - С. 75-82.

5. Зайнутдинов Р. С. Уголовно-правовые аспекты преступления в виде приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовлен- ной древесины // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1. Т. 4.

6. Тюльпанов Ф.М. Некоторые правовые проблемы использования и охраны лесных ресурсов по законодательству Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2021. №1 (54). - С. 16-24.

7. Думнов А.Д., Фоменко Г.А., Фоменко М.А. Основные проблемы отражения лесных ресурсов в системе комплексного природно-ресурсного и экономического учета // Вопросы статистики. 2014. № 11. С. 3-23.

8. Сухаренко А. Н., Жерновой М. В. Декриминализация лесной отрасли России: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2014. № 7.

9. Толстых Д.В., Джамирзе Б.Ю. Проблемы обеспечения эффективности российского законодательства об охране лесных ресурсов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-3. С. 156-158.

10. Нудель С. Л. Об уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 1911 УК РФ) // Российский следователь. 2016. № 21.

11. Романов А. А. О некоторых вопросах усиления противодействия организованной преступной деятельности в лесной отрасли уголовно-правовыми средствами // Экономика и социум. 2016. № 12.

References:

1. Shablinskaya D.V. Decriminalization of crimes as an instrument of decriminalization of the economy // Siberian criminal procedural and criminalistic readings. 2021. No. 1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekriminalizatsiya-prestupleniy-kak-instrument-dekriminalizatsii-ekonomiki (date of reference: 04/20/2022).

2. Nechaev A.D. Conceptual foundations and theoretical modeling of criminalization and decriminalization : abstract of the dissertation ... cand. jurid. Sciences : 12.00.08 / A.D. Nechaev. - Saratov, 2017. - 33 p.

3. Prozumentov L.M. Conditionality of criminalization and decriminalization of acts // Criminal justice. 2014. No.2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuslovlennost-kriminalizatsii-i-dekriminalizatsii-deyaniy-1 (date of appeal: 04/20/2022).

4. Skripchenko N.N. Problems of criminal legal assessment of the turnover of illegally harvested wood // Journal of Russian Law. 2018. No.4 (256). - pp. 75-82.

5. Zaynutdinov R. S. Criminal-legal aspects of the crime in the form of acquisition, storage, transportation, processing for the purpose of sale or sale of knowingly illegally harvested wood // Bulletin of Kemerovo State University. 2015. No. 1. Vol. 4.

6. Tulipov F.M. Some legal problems of the use and protection of forest resources under the legislation of the Russian Federation // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2021. No. 1 (54). - pp. 16-24.

7. Dumnov A.D., Fomenko G.A., Fomenko M.A. The main problems of reflecting forest resources in the system of integrated natural resource and economic accounting // Questions of statistics. 2014. No. 11. pp. 3-23.

8. Sukharenko A. N., Zhernovoy M. V. Decriminalization of the Russian forest industry: problems and prospects // Russian Justice. 2014. No. 7.

9. Tolstykh D.V., Jamirze B.Yu. Problems of ensuring the effectiveness of Russian legislation on the protection of forest resources // Fundamental and applied research in the modern world. 2016. No. 16-3. pp. 156-158.

10. Nudel S. L. On criminal liability for the acquisition, storage, transportation, processing for sale or sale of knowingly illegally harvested wood (Article 1911 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Russian investigator. 2016. No. 21.

11. Romanov A. A. On some issues of strengthening counteraction to organized criminal activity in the forest industry by criminal legal means // Economy and society.

2016. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.