Научная статья на тему 'Декоративная отделка мебели'

Декоративная отделка мебели Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
500
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАКОКРАСОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ / ОТДЕЛКА / ПАТИНА / КРАКЛЕ / БЛЕСК / ЦВЕТ / ДЕКОРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ЛАКИ / БЛЕСК ПОКРЫТИЯ / ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / PAINT / FINISH / PATINA / CRACKLE / COLOR / DECORATIVE PROPERTIES / GLITTER

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Новоселова И.В., Брускова К.Е.

Приводятся варианты получения декоративных эффектов на мебели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATIVE FURNITURE

Are ways to obtain decorative effects on furniture

Текст научной работы на тему «Декоративная отделка мебели»

УДК 684.4.059.3

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА МЕБЕЛИ

DECORATIVE FURNITURE

Новоселова И.В., Брускова К.Е. (ВГЛТА, г. Воронеж, РФ) Novoselova I.V., Bruskova K.E. (Voronezh State Academy of Forestry and Technologies)

Приводятся варианты получения декоративных эффектов на мебели

Are ways to obtain decorative effects on furniture

Ключевые слова: лакокрасочное покрытие, отделка, патина, кракле, блеск, цвет, декоративные свойства

Key words: paint, finish, patina, crackle, glitter, color, decorative properties

Интерес покупателей к мебели, имеющей дизайн и отделку «под старину» объясняется несколькими причинами: потребитель пресыщен традиционными видами продукции; мебель «под старину» пользуется устойчивым спросом у определенной части покупателей; это стилевое решение оказывает благоприятное воздействие на зрительное и эмоциональное восприятие человека. В связи с этим современные специалисты, наряду с обычными, нередко используют и те лакокрасочные материалы, которые создают эффект искусственного старения. Технология их нанесения зачастую существенно отличается от классической и требует применения некоторой доли ручного труда высококвалифицированного персонала.

Наиболее часто воспроизводятся в промышленном производстве следующие виды спецэффектов: патина, кракле, рустикальный.

Настоящая патина на древесине характеризуется глубиной тона, обычно более темного, чем первоначальный цвет подложки. Со временем отделочное покрытие утрачивает глянец, приобретает потертости и царапины. Этого же визуального эффекта на древесине достигают современные производители мебели.

При отделке прозрачными материалами классическое патинирование производится окрашиванием фрезерованных канавок и впадин в более темный цвет. Это придает детали дополнительный объем и рельефность. Изделия, обработанные патинирующими композициями приобретают «налет времени», становятся похожими на антикварные, выглядят добротно и роскошно. Нанесение патинирующих составов производится после крашения и грунтования всей поверхности детали. Их наносят распылением (в отдельных случаях полусухим - с увеличенной подачей воздуха и низким давлением) или ручным растиранием по отделываемой поверхности. После этого материал тщательно втирается мягкой тканью или скотч-брайтом. Излишки состава стирают с основной поверхности, и затем производится фиксация патины покровным матариалом (лаком).

В данном случае приведена примерная последовательность операций в обобщенном варианте, поскольку технологии разных фирм имеют своиосо-бенности.

В числе современных технологий отделки мебели есть и вариант нанесения укрывистых патинирующих материалов различных цветов во фрезерованные канавки, а также во впадины, образующие различные рисунки на деталях мебельных фасадов. При этом остальные детали изделия также имеют прозрачную отделку, в том числе и по тонированной подложке. Такой вид отделки делает деталь контрастной и создает эффект ручной росписи красками по натуральной древесине. В этом случае для получения более четкого рисунка необходимо использовать распылители-аэрографы. Эта технология нанесения патины не отличается от традиционной, но требует большей тщательности выполнения операции, и художественных навыков.

Эффект патины можно получить и на изделиях, отделанных эмалями с пониженной укрывистостью. В этом случае эмали создают основной цветовой фон изделия, для сохранения эффекта натуральности древесины используется грунтовка, патинирование создает объемность и выразительность, а художественную законченность изделию придает лаковое покрытие, одновременно обеспечивая соответствующий комплекс защитных свойств.

Рустикальный эффект на древесине достигается за счет разницы зрительного восприятия ее темных и светлых слоев, выделяемых специальными окрашивающими составами. Они создают более глубокий и насыщенный рисунок, отличающийся от естественной окраски и текстуры древесины. При этом более темная древесина годичных слоев окрашивается еще сильнее, таким образом подчеркивается выразительность натуральной текстуры. Такая отделка создает впечатление того, что мебель изготовлена из старой, выдержанной древесины.

Рустикальный эффект создают различные красящие составы: бейцы, морилки, красители. Их цветовая гамма позволяет работать с древесиной различных пород. Такие материалы наносят кистью, тканевыми тампонами, вальцами, распылителями. Для этого предназначены и автоматические линии, в которых подача красящего состава производится распылителями в специальной камере, растирание осуществляется щеточными станками, а высушивание происходит в конвективной сушильной камере проходного типа.

Технология отделки в данном случае ничем не отличается от обычной технологии нанесения красителей.

Эффект кракле предполагает искусственное создание потрескавшейся (как бы от времени) поверхности мебельных изделий.

Он производит неповторимое впечатление при укрывистой отделке древесных материалов, и в частности, изделий из МДФ.

Для получения растрескивания на отделанной поверхности используют специальные составы, к примеру, краколет.

Стоит отметить, что технология отделки этим материалом весьма трудоемка и занимает продолжительное время. Перед его нанесением производится отделка поверхности изолирующей грунтовкой. Этот слой высушивается и легко шлифуется. Далее наносится пигментированная грунтовка (например, нитроцеллюлозная), она высушивается и шлифуется. После наносится эмаль (например, полиуретановая), затем после сушки прозрачная грунтовка (на-

пример, нитроцеллюлозная). После этого деталь обрабатывается краколетом. Как только он начинает подсыхать, появляется эффект растрескивания, при этом становятся видимыми участки эмалевого покрытия. Причем, чем более толстый слой спецэффекта был нанесен, тем крупнее будут трещины на покрытии. Этот процесс длится 5-10 мин. Данная стадия технологического процесса является наиболее ответственной и требует пристального внимания и определенных навыков, т.к. далеко не всегда удается получить желаемый эффект равномерного растрескивания по всей поверхности детали. После этого производится отделка прозрачным покровным лаком (например, полиурета-новым).

Наиболее значительный эффект достигается при выборе контрастных цветов эмали и краколета. Эмаль может быть белой, черной, желтой, красной, синей, желтой, зеленой и др. Базовые цвета краколета: черный, белый, метал-лик или прозрачный бесцветный.

Практическое применение может иметь и способ получения кракле с использованием для цветовой основы акриловой краски. По ее сухому слою наносится слой масляного лака с эффектом растрескивания, высушиваемого до состояния, когда поверхность будет липкой на ощупь. После чего поверхность обрабатывается лаком на водной основе с эффектом растрескивания. Далее производится конвективная сушка, приводящая к эффекту растрескивания.

Искусственно состаренная мебель не имеет такой художественной ценности, как антикварная. Вместе с тем, удачно подобранные конструктивные решения в сочетании с качественной отделкой позволяют создать мебель современного уровня с имитацией «под старину». В отличие от использовавшихся ранее, лакокрасочные материалы нового поколения обладают лучшими защитными и декоративными свойствами. Поэтому мебель с такой отделкой обладает большей надежностью при эксплуатации, а по красоте ничуть не уступает антикварной.

Применение специальных эффектов старения древесины открывает перед мебельщиками новые возможности расширения ассортимента и создания неповторимого стиля выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.