Научная статья на тему 'ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ В ВЕСТИМЕНТАРНОЙ МОДЕ'

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ В ВЕСТИМЕНТАРНОЙ МОДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ЭСТЕТИКА / КОСТЮМ / МОДА / ДИЗАЙН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Музалевская Ю.Е.

Статья посвящена деконструктивизму как одному из концептуальных источников постмодернистской эстетики последнего десятилетия ХХ века, его признакам и характеристикам. К деконструкции, автор которой - Ж. Деррида, в попытке переосмысления предыдущего опыта, накопленного веками в области костюма, обращаются дизайнеры. В применении к дизайну он представляет собой творческий метод, выполняющий роли и формообразования, и стилеобразования. Характерные для системы художественного формообразования постмодернистской эстетики - сложность, провокационность, противоречивость, нашли воплощение в современной моде во многом с помощью деконструктивного метода. Эволюционируя, деконструктивизм, как разрушающий привычные ожидания и обладающий изобретательностью, способствует развитию современной вестиментарной моды, о чем свидетельствуют успехи японских дизайнеров, а также дизайнеров бельгийской школы. В дальнейшем он определяется в дизайне как современный метод проектирования и активно применяется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECONSTRUCTIVISM AS A WAY OF ARTISTIC AND AESTHETIC EXPRESSION IN VESTIGIAL FASHION

The article focuses on deconstructivism as one of the conceptual sources of postmodernist aesthetics of the last decade of the XX century, its signs and characteristics. Designers turn to deconstruction, authored by J. Derrida, in an attempt to rethink the previous experience accumulated over centuries in the field of costume. When applied to design, it is a creative method that performs the roles of both shaping and style formation. The complexity, provocativeness, and contradictory nature of postmodernist aesthetics, characteristic of the system of artistic form formation, are embodied in modern fashion largely with the help of the deconstructive method. Evolving, deconstructivism, as destroying habitual expectations and possessing inventiveness, contributes to the development of modern vestigial fashion, as evidenced by the successes of Japanese designers, as well as designers of the Belgian school. It is further defined in design as a modern design method and is actively applied.

Текст научной работы на тему «ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ КАК СПОСОБ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ В ВЕСТИМЕНТАРНОЙ МОДЕ»

Научная статья УДК 7.011

https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.9

Деконструктивизм как способ художественно-эстетического выражения

в вестиментарной моде

Юлия Евгеньевна Музалевская

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Санкт-Петербург, Россия, muz-yuliya@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена деконструктивизму как одному из концептуальных источников постмодернистской эстетики последнего десятилетия ХХ века, его признакам и характеристикам. К деконструкции, автор которой - Ж. Деррида, в попытке переосмысления предыдущего опыта, накопленного веками в области костюма, обращаются дизайнеры. В применении к дизайну он представляет собой творческий метод, выполняющий роли и формообразования, и стилеобразования. Характерные для системы художественного формообразования постмодернистской эстетики - сложность, провокационность, противоречивость, нашли воплощение в современной моде во многом с помощью деконструктивного метода. Эволюционируя, деконструктивизм, как разрушающий привычные ожидания и обладающий изобретательностью, способствует развитию современной вестиментарной моды, о чем свидетельствуют успехи японских дизайнеров, а также дизайнеров бельгийской школы. В дальнейшем он определяется в дизайне как современный метод проектирования и активно применяется.

Ключевые слова: деконструкция, постмодернизм, мужественность, женственность, эстетика, костюм, мода,дизайн

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования. Музалевская Ю. Е. Деконструктивизм как способ художественно-эстетического выражения в вестиментарной моде // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8. С. 71-75. https://doi.org/10.24158/fik.2023.8.9.

Original article

Deconstructivism as a Way of Artistic and Aesthetic Expression in Vestigial Fashion

Yulia E. Muzalevskaya

Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Saint Petersburg, Russia, muz-yuliya@yandex.ru

Abstract. The article focuses on deconstructivism as one of the conceptual sources of postmodernist aesthetics of the last decade of the XX century, its signs and characteristics. Designers turn to deconstruction, authored by J. Derrida, in an attempt to rethink the previous experience accumulated over centuries in the field of costume. When applied to design, it is a creative method that performs the roles of both shaping and style formation. The complexity, provocativeness, and contradictory nature of postmodernist aesthetics, characteristic of the system of artistic form formation, are embodied in modern fashion largely with the help of the deconstructive method. Evolving, deconstructivism, as destroying habitual expectations and possessing inventiveness, contributes to the development of modern vestigial fashion, as evidenced by the successes of Japanese designers, as well as designers of the Belgian school. It is further defined in design as a modern design method and is actively applied.

Keywords: deconstruction, postmodernism, masculinity, femininity, aesthetics, costume, fashion, design Funding: Independent work.

For citation: Muzalevskaya, Yu.E. (2023) Deconstructivism as a Way of Artistic and Aesthetic Expression in Vestigial Fashion. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 71-75. Available from: doi:10.24158/fik.2023.8.9 (In Russian).

Любая эпоха отражает умонастроения человечества, его мировоззренческую позицию в искусстве и культуре. Для века прошедшего «в сфере эстетизма и художественной культуры важнейшей чертой был дух радикального эксперимента, приведшего к становлению неклассического эстетического сознания, которое на протяжении всего столетия формировалось в среде новаторски ориентированных художников, писателей и т.д.» (Маньковская, 2000: 18-19).

© Музалевская Ю.Е., 2023

На исходе ХХ века поиски других вариантов развития общества, отрицание принципов прежних систем мышления, а в искусстве - эксперименты, проделавшие путь от «чистого искусства», предельного эстетизма до отрицания традиционной эстетики, привели к возникновению постмодернизма. Постмодернизм выдвигает новый способ самовыражения, основанный на де-центрации и деканонизации. Децентрация означает исчезновение понятий «центра» как господства «высокой» культуры, а деканонизация - разрушение ценностей, традиций. Процессу разрушения стеореотипов, назревших в обществе, соответствовала предложенная французским философом Ж. Деррида новая категория - деконструкция, ставшая одной из центральных в постмодернистской философии. «Деконструктивизм - это, в конечном счете, попытка сущностной эстетизации философии, активизации использования художественного опыта для расширения возможностей новоевропейской философской традиции, что под другим углом зрения может быть понято и как попытка косвенного обращения к интеллектуальному опыту древних и восточных духовных практик и мыслительных парадигм на путях его творческого сопряжения с европейским философским опытом»1.

Трактовку термина можно рассматривать как критику идеи истинных форм или сущностей, имеющих приоритет над видимостью. Переоценка всех ценностей, к которой призывал еще Ницше, представителями постфилософии выражается в отказе от существования истины. Деррида предлагает обратиться к видимости, полагая, что сущность необходимо искать во внешности. Методом борьбы объявлена деконструкция, которую не следует рассматривать как разрушение; деконструкция подразумевает разбор на составные части для понимания устройства целого, разрушения стереотипов или включения понятий в новые контексты. Философы, в частности М. Хайдеггер, представляют ее как способ нового восприятия жизни, образа мышления, соответствующего духу времени, для которых характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма (Хайдеггер, 2003: 503). В искусстве понятие деконструктивизма означает разрушение стереотипа или же включения его в новый контекст.

С зарождением нового принципа постмодернистского искусства - деконструктивизма - в 1980-е годы начинаются коренные изменения в архитектуре и дизайне, достигшие расцвета в 1990-е годы. Сложные линии и формы, отличающиеся от прежних представлений о гармонии, создавали необычную среду, контрастирующую с существующей городской застройкой. Ярким представителем этого направления стал архитектор с мировым именем Заха Хадид.

Более важным и значимым для постмодернистской философии становится создание новых смысловых полей на основе своеобразной интеллектуальной игры, отвечающей смысловой содержательности термина «деконструкция». «Ж. Деррида видит в Д. естественную «конвертацию» философского в художественное, и наоборот. Эта конвертация происходит без утраты их автономии, но с появлением «третьего» дискурса, дискурса - «мутанта», характерного для философского авангарда и авангардного искусства, в которых появляются новые теоретические проблемы»2.

Парадоксальность характера деконструкции, ее креативность позволила философу приравнивать ее к тому, что классическая эстетика называла художественным творчеством. Поводом для деконструкции, как ее понимал Деррида, может быть любой фрагмент культуры, который рассматривается как текст. А на основе текста развиваются игровые события деконструкции, с помощью которой анализируется как смысловое поле, так и его новая смысловая конструкция. Одним из таких фрагментов, входящих в поле художественного творчества, является дизайн костюма.

В ХХ веке произошло вытеснение эстетического сознания из неутилитарного искусства, но весь эстетический опыт классического образца был востребован сферой прикладного искусства и дизайна. Деконструкция, не являющаяся в философии методом, но в применении к практике художественного творчества названная методом, который может быть использован как способ создания нового образа путем разрушения привычного, соединения несоединимого, «цитирования» - оперирования не целым, а фрагментом источника, причем используемым в ином контексте. Отсюда следует исчезновение ансамбля, во-первых, как традиционности, а во-вторых, как закрытой системы. Такой отказ впервые апробирован хиппи, перешедшими к комплектности костюма как открытой системе, позволявшей форме не закостеневать, а развиваться. В результате постмодернистских поисков происходит сближение разнофункциональных направлений одежды, как например, спортивной и повседневной, разногендерных - мужской и женской, как следствие, исчезает понятие «хорошего вкуса» в прежнем его понимании.

Мир моды всегда откликается на социокультурные процессы в обществе продолжением протеста в своей, только ей свойственной форме. Наиболее заметным в вестиментарной моде,

1 Бычков В.В. Эстетика: учеб. для вузов. М., 2020. С. 465.

2 Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры. СПб., 2009. С. 105.

начиная с конца 1980-х - начала 1990-х гг., становится деконструктивизм - метод переосмысления как структуры костюма, так и его смыслового содержания. Деконструктивизм в моде появился как реакция на новые философские взгляды Ж. Деррида, подвергавшего сомнению логоцен-тризм, представления о структуре как единственно возможной форме мышления. Взаимосвязь деконструктивизма, как философской системы и метода дизайн-проектирования, условна.

В вестиментарной моде деконструктивизм развился значительно позже, чем в архитектуре, первые его проявления связывают с творчеством японских модельеров Рей Кавакубо и Еджи Ямамото. Принцип создания нового в искусстве у них остался прежним - в разрушении старого, прежде всего традиционных представлений о форме, функциональности, границах допустимого, но свойственных западной культуре. Дизайнеры продемонстрировали неподготовленной публике японские принципы создания костюма, заключающиеся в сокрытии тела с помощью его контрастного отношения с костюмом. Костюм, свободно сидящий на фигуре, не подчинял себе тело, а напротив, двигался вслед за ним, создавая новые силуэты. Западный телоподобный костюм, напротив, не отличался свободной, он стягивал тело, всякий раз задавая ему нужные пропорции, которые в свою очередь диктовала новая мода, тенденции которой менялись каждый сезон. С тех пор, как был изобретен крой, европейскую одежду старались максимально приблизить к фигуре, сделать его гибким, а подчас и, наоборот, максимально жестким «подобием» тела. Кроме того, европейцы привыкли к роскоши и гламурному шику. Всему этому японцы противопоставили следование монохромной черной палитре и аскетизму в отделке, столь характерным для их традиции. Помимо отсутствия цвета, нивелировалось деление костюма по гендерному признаку. Публика отнеслась к предложенным экспериментам с интересом и вниманием, у нового направления нашлись последователи: творческая богема, протестная молодежь, увидевшие в нем близкие для себя ориентиры. В противовес яркому крикливому модному образу 1980-х годов, встал совсем иной образ - сдержанный, замкнутый в контур черного пятна и оттого более загадочный и сложный. Поломанная конструкция и сложный, неоднозначный силуэт несли в себе иное восприятие фигуры и иную эстетику, к которым еще необходимо было привыкнуть.

Очевидно, что успех японских дизайнеров на Западе был подготовлен предыдущими поисками в области искусства и формотворчества, распространившимися на создание костюма, который более не стремился к четкому половому разграничению. «Искусство...вернулось в ХХ веке к исходной ступени неразличимости пола, свидетельствуя новыми вариантами андрогинных образов, что гермафродит - не патология, а некая «идеальная структура» тела и духа» (Каган, 2003: 110). Как следствие, костюм превратился в объект экспериментов, направленных на поиски альтернатив классической композиции и даже композиции супрематической.

Но именно в то время, когда мир находился под впечатлением критики жесткой иерархической структуры мышления, идеологии и власти, в вестиментарной моде появилась необходимость низвержения прежних правил. Назревший протест против стиля 1970-х гг., как символа финансового благополучия, излишней демонстрации сексуальности, приводит к обращению дизайнеров к социальному низу, эстетике бедности как символу сопротивления. Именно декон-структивизм обладал возможностью передать двойное наполнение содержания - социальный протест и такую необходимую составляющую вестиментарной моды, как новизна. В попытках совмещения моды и интеллектуального движения обращение к деконструктивизму дало положительный результат. Главным содержательным принципом нового метода в вестиментарной моде явился отказ от привычной одежды, костюм стал рассматриваться как концептуальная система. Авангардные эксперименты японских дизайнеров с применением принципов японской одежды к европейским образцам привели к кардинальным изменениям возможностей создания нового дизайна в этой области. Деконструктивизм стали рассматривать как новый метод проектирования, который вскоре произвел революцию в мире дизайна костюма. Характерные черты метода -асимметричность в крое, незаконченные или распадающиеся формы, «рваные» края одежды, смешивание стилей, открытая структура, многослойность, инверсии, иллюзия незаконченности, вывернутые наружу швы. Широко используется прием «оверсайз» - просторные одежды на несколько размеров больше, скрывающие тело, постепенно нивелировавшие силуэт фигуры, диктуя свои пропорции и усиливая отсутствие выражения признаков пола. Основой деконструкции является беспорядочное, «оно связано с нарушением принципа бинарных оппозиций, преодолением жесткой иерархической системы классификации и языка»1. Бинарными являются и оппозиции «мужское-женское», выраженные, в том числе, и разделением костюмов по признаку пола. На распространение и утверждение деконструктивизма повлиял стиль гранж, эпатирующий крайним проявлением эстетики низов. Он отвечает принципу беспорядка, заложенного в основу системы, создающей иную условную последовательность в противовес принятой ранее и ставшей

1 Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок [Электронный ресурс] // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. Т. 4, № 50. 11Р1_: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/50_tm_4_2018/article/20497 (дата обращения 21.03.23).

привычной. Метод деконструктивизма позволяет продвинуть процесс генерации идей. Слом правил классического кроя, уход от принятых технологий пошива, дали начало иному эстетическому пониманию костюма, изменившего и представление о красоте человеческого тела. Новые установки модного деконструктивистского костюма принимаются западным обществом и закрепляются как новаторские. Свободное манипулирование формой и посадкой по фигуре в деконструк-тивистском методе, как и отказ от привычных конструктивных решений в пользу необычных асимметричных моделей сложного кроя с вывернутыми наизнанку швами и т.д., привел к еще большей утрате функции отражения мужественности и женственности.

Одна из главных функций костюма - отражение половой принадлежности человека, стала казаться исчерпанной. Постепенно нарушился баланс мужского и женского образов в костюме. Этот процесс ведет к новому прочтению образов, в которых гендерная характеристика не является основополагающей. Способствует он и появлению некоего «усредненного человека», чему способствует «безликая» массовая одежда, выполняющая лишь практические функции. Но и в последнем значительном методе проектирования - деконструктивизме, за дезавуалированной формой все-таки стоит человеческое тело, то есть «отражение антропологических различий сильнее сопротивляется унификации» (Липовецкий, 2012: 153). Структурно и феноменологически мир неизменен, но стремление к нарушению установленных правил время от времени приводит к возникновению идеи сопротивления, обновления, отражающейся и в вестиментарной моде. Не является исключением и нивелирование признаков мужественности и женственности в костюме, закономерно развивающееся на протяжении ХХ века. Представляется, что костюм развивается в направлении «от полярности к взаимопроникновению, к признанию того факта, что в женственности есть место мужскому началу, а проникновение элементов женственности в мужской костюм лишь подчеркивает его маскулинность» (Липовецкий, 2012: 219). Инновационные методы проектирования открывают новые возможности эстетического оформления образа современного человека.

В стремлении найти новый способ одеяния деконструктивисты пренебрегают телом как материальным биологическим объектом, разрушают привычный крой, выдвигают идею костюма как оболочки, прежде всего, личности, а не конкретного тела. Отвергая жесткую структуру одежды, они призывают к творческому участию человека в создании индивидуального костюма как произведения искусства. Следование естественности приводит к результату неповторимости.

Японские модельеры удивили и завоевали весь мир не экзотичностью своих произведений, а своим видением ценностей - духовных и эстетических, органичным синтезом прошлого и настоящего. Внимательное отношение к другому человеку, его индивидуальности, особое понимание личности как главной фигуры мира составляет основу мировоззрения японцев и позволяет найти баланс между индивидуальностью и культурой человечества в целом. Удачное соединение традиционных принципов японской одежды и одежды европейской наметило пути создания костюма будущего. По-видимому, ими найден один из путей преодоления противоречий, необходимых для развития искусства и культуры; инструментом для генерирования новых эстетических идей и художественного творчества избрана деконструкция, которая использует весь художественный опыт прошлого для расширения границ традиционного и в своем поиске обращается к опыту восточных духовных практик и восточной философии.

Вслед за японскими дизайнерами, актуализировавшими направление деконструктивизма, к нему обратились европейские создатели костюма. Из них выделялись представители «бельгийской школы», «антверпенская шестерка», как назвали творческое содружество дизайнеров журналисты, объявили себя продолжателями японских начинаний. Вслед за японцами они соединяют элементы европейского и этнического костюмов, используют многослойность в своих моделях и, самое главное, оставляют потребителю возможность сотворчества. Еще один бельгийский дизайнер, применяющий в своем творчестве метод деконструктивизма, Мартин Марджела. Затем и другие европейские дизайнеры начали создавать коллекции методом деконструкции, возможности игры с силуэтом, свободного обращения с кроем являются весьма привлекательными, в то время как традиционный крой представляется исчерпанным полем для экспериментов.

В эпоху постмодернизма культура характеризуется открытостью, мозаичностью, что расширяет границы приемлемости, а поиски идеального образа человека смещаются на уровень индивидуально-личностный.

Сложный феномен постмодернизма, считающийся характерным для последней трети ХХ века и продолжающийся в веке хХ|, проявлялся и ранее в поиске самовыражения отдельных личностей, прибегавших для этой цели к стилевой эклектике и шокирующим средствам - символам эстетического бунта. К ним относятся и инкруаябли ХУШ века, и художники, как, например, французская группа «Les Bar-bus» (бородачи), Модильяни, Пикассо и другие, и представители богемы, выражавшие костюмом свою инаковую сущность, и члены многочисленных субкультурных движений.

В сегодняшнее время союз искусства и костюма проявляется в новой форме - ретроспективных выставок кутюрье и современных творцов в музейном пространстве. Особенно сближены

они в перформансе - неоднозначной и провокационной форме современного искусства, берущей начало в авангардистских экспериментах как апробации результатов поисков художников при непосредственном участии зрителя. Арт-объекты перформанса - типичные объекты деконструкции, которые нуждаются в участии и толковании арт-критиков, искусствоведов, в свою очередь подвергающих эти произведения деконструкции.

В эпоху настоящую поиски идеала направлены не на всеобщее человеческое бытие, а на уровень индивидуальной личности. И в этой ситуации именно костюм приобретает наибольшую возможность воплощения представлений об идеале через визуальный облик человека. Состояние культуры в веке нынешнем, представляющееся многим философам как распад, выражен Ж. Бодрийяром в работе «Америка»: «Как бы высокомерно мэтры современного искусства ни относились к дизайнерам и модельерам, они делают общее дело - воплощают эстетические каноны в реальность и этим способствуют исчезновению как реальности, так и искусства» (Бод-рийяр, 2000: 24). Столь пессимистичное видение состояния современной культуры происходит, вероятно, от наблюдающегося сегодня в обществе ориентирования на повседневность, в которой происходит размывание границ, «быт» уже не противопоставляется «бытию духовному», символические значения теряют свою стабильность.

Как свидетельствует история костюма, реализация тех или иных приоритетов проявлялась отношением к телесности: костюм скрывает тело или, напротив, его демонстрирует. Однако эстетика костюма в сегодняшнее время не вызывает столь пессимистических настроений, оно созидательно, концептуально, наполнено новыми средствами художественно-эстетической выразительности, предоставленными во многом и деконструктивизмом. Расширение возможностей для самовыражения личности и предоставления свободы выбора отвечает гуманистической направленности современной эпохи.

Список источников:

Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. 203 с.

Каган М. С. Се человек ... Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале изобразительного искусства». СПб., 2003. 318 с.

Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе. М., 2012. 335 с.

Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 347с.

Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков, 2003. 509 с.

References:

Bodriyyar, Zh. (2000) Amerika. [America]. Saint Petersburg. 203 p. (in Russian).

Kagan, M. S. (2003) Se man... Life, death and immortality in the "magic mirror" of fine art. Saint Petersburg. 318 p. (in Russian).

Khaydegger, M. (2003) Being and Time. In: V.V. Bibihina, trans. from Germ. Harkov. 509 p.

Lipovetskiy, Zh. (2012) Imperiya efemernogo. Moda i ee sud'ba vsovremennom obshchestve [The empire of the ephemeral. Fashion and its fate in modern society]. Moscow. 335p. (in Russian)

Man'kovskaya, N. B. (2000) Estetika postmodernizma Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. Saint Petersburg. 347 p.

Информация об авторе Ю.Е. Музалевская - кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, член Союза дизайнеров России, член Союза художников Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=922057

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author Yu.E. Muzalevskaya - PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Technology and Artistic Design of Knitwear, St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Member of the Union of Designers of Russia, Member of the Union of Artists of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=922057

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 22.08.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.