Научная статья на тему 'Деконструируя конструктивизм (рец. На кн. : В. А. Мартынов. Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях. Омск: Изд-во ом. Ун-та, 2017. 172 с. )'

Деконструируя конструктивизм (рец. На кн. : В. А. Мартынов. Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях. Омск: Изд-во ом. Ун-та, 2017. 172 с. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шкарупа В.М.

Представлена рецензия на книгу В. А. Мартынов "Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях" (Омск: Изд-во Ом. ун-та, 2017. 172 с.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deconstructing constructivism (book reference: V. A. Martynov. Reality of objectivityand objectivity of reality in humanitarian studies. Omsk: Om. Univ. Publishing House, 2017. 172 p.)

The review for V.A. Martynov's book "Reality of objectivity and objectivityof reality in humanitarian studies" (Omsk: Om. Univ. Publishing House, 2017. 172 p.)

Текст научной работы на тему «Деконструируя конструктивизм (рец. На кн. : В. А. Мартынов. Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях. Омск: Изд-во ом. Ун-та, 2017. 172 с. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 165

DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(2).176-178

ДЕКОНСТРУИРУЯ КОНСТРУКТИВИЗМ (рец. на кн.: В. А. Мартынов. Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях. Омск: Изд-во Ом. ун-та, 2017. 172 с.)

В. М. Шкарупа

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

DECONSTRUCTING CONSTRUCTIVISM

(book reference: V. A. Martynov. Reality of objectivity and objectivity of reality in humanitarian studies. Omsk: Om. Univ. Publishing House, 2017. 172 p.)

V. M. Shkarupa

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Побудительным мотивом, заставившим решительно взяться за написание серии статей [1-5] и ряда других, выкристаллизовавшихся в итоге в рецензируемую книгу, явилось расхождение, так сказать, между теорией и практикой современных гуманитарных исследований в нашей стране, а именно несоответствие между тезисом о необходимости различения двух видов конструктивизма, «нормального» и «радикального», и действительным положением в реальной практике гуманитарных исследований, где дело обстоит ровно наоборот, а именно радикализм доминирует, а потому этот тезис, считает автор, нуждается в проблемати-зации. Автор ставит перед собой задачу посмотреть и проанализировать последствия отказа от реализма и объективизма, трактуемых им в качестве поступка, имплицирующего целостность жизненного мира.

О книге этой нужно говорить или всё (т. е. пересказывая довольно подробно всё ее содержание), или ничего, так как в противном случае поверхностный пересказ сути размышлений автора может нанести непоправимый ущерб глубинному пониманию этой сути. Но тем не менее, напугав прежде всего самого себя, я всё же рискну донести до читателей хотя бы малую толику понимания автором

книги сути современного состояния российской мысли как в гуманитаристике в целом, так и в философии в частности.

Уже по введению виден мастерский, профессиональный полет авторской мысли. Не секрет, что в наше время всеобщей доступности издания своих опусов, независимо от их научного уровня, такие книги, написанные таким языком, можно сравнить с глотком свежего воздуха среди миазмов многочисленно-халтурных изданий с дурновкусием и стилистической небрежностью и халатностью. И пишущий эти строки также не претендует на высокий полет своих мыслей, чеканную четкость и лаконичность своего языка. (Между прочим, это может прочи-таться, как призыв к тому, чтобы не читать сию рецензию, а прочитать саму рецензируемую книгу! Лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать; что ж, я был бы этому только рад.)

Покончив с введением, которое, как и заключение, написано специально для этой книги как обрамление параграфов двух глав, предварительно опубликованных и тем самым апробированных как в нашем журнале, так и в двух других, перейдем к рассмотрению основного текста книги.

В первой части книги, озаглавленной «Реальность объективности» и состоящей из трех парагра-

ISSN 1812-3996-

фов, В. А. Мартынов подвергает анализу прагматический аргумент (название § 1) и онтологический аргумент (§ 3 «О неявном объективизме в контекстуа-листской эпистемологии»). Между крайними параграфами этой части вклинился параграф, выросший из статьи [1], написанной до упомянутой дискуссии по проблеме современного состояния в филологической науке, но по проблематике, тесно к ней примыкающей.

Вторая часть книги - «Объективность реальности», и пусть читатель не сочтет такое название за простую игру слов, припоминая название первой части, ибо в действительности за рокировкой этих понятий кроется глубокий и содержательный анализ обозначенной выше проблематики. Самая объемная часть книги посвящена обстоятельному разбору притязаний радикального конструктивизма и их аргументированному развенчиванию. Неспешные размышления Мартынова приводят к парадоксальным выводам: радикальный конструктивизм, стремящийся во что бы то ни стало к эффектным жестам и парадоксам, сам оказывается под дамокловым мечом парадокса [6, с. 61]. Немало страниц автор посвящает пламенной защите Культуры с большой буквы, ибо интервенция радикального конструктивизма в эстетику приводит к самоубийственной потере памяти - об истине, о реальности (§ 3).

По-настоящему ценными и сильными страницами являются те, на которых развернута тотальная и фундаментальная критика (радикального) конструктивизма. Заключение же, где автор пытается нащупать компромисс между конструктивизмом и реализмом, где дается позитивная картина успокоения противостояния двух противоположных (вплоть до взаимоисключения) методологических установок, представляется мне наиболее слабым в этой книге, возможно, потому, что компромисс всегда будет стилистически, как середина, которая ни рыба ни мясо, проигрывать четким и определенным позициям, располагающимся по методологическим

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 2. С. 176-178

краям. (О возможном компромиссе с конструктивизмом - тот, кто попробовал на вкус настоящей крови, вряд ли согласится стать когда-нибудь травоядным.) Кстати, заключение, по сути, своей функции не выполняет, ибо оно больше похоже на заключительный параграф, предназначенный венчать всю книгу, чем на собственно заключение, призванное подводить итоги предпринятого автором в книге исследования и умещающееся, как правило, на двух-трех страницах. Далее, мне не понятно, почему статью о демократии автор вынес отдельно от основного содержания книги, поместив ее после заключения в качестве приложения (ведь в него, как известно, обычно выносятся сведения, носящие технический или статистический, или еще какой иной характер, чтобы не перегружать дополнительной информацией основной текст). Могу только предположить, что автор не хотел тем самым нарушить целостность выстраиваемой им концепции, носящей ярко выраженный культурологический и исторический характер, тогда как текст в приложении имеет явно политологический привкус.

Чтение книги вызывает высокое напряжение не только эстетических, но и этических струн души. Поэтому тот, кто привык к спокойному, неспешному академическому чтению, может прийти в состояние, далекое от восторга, ибо чтение таких текстов по определению не может быть спокойным и бесстрастным.

Книга настолько глубока и многопланова, что может использоваться в различных целях - и как чисто научное чтение (в качестве монографии), и как образовательное (в качестве учебного пособия по современной философии - как российской, так и западной), и как развлекательное (при ее чтении читателя уж точно не будет клонить ко сну - таким сочным и образным языком она написана, порою с элементами «детективного жанра»). Несомненно, выход этой книги явился яркой страницей в жизни омской философии.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Мартынов В. А. Закат филологии // Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 166-175.

2. Мартынов В. А. Конструктивизм как теория и как практика научных исследований // Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 4. С. 80-84.

3. Мартынов В. А. Конструируя конструктивизм // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 1. С. 76-80.

4. Мартынов В. А. Конструктивизм как жизненный мир // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 2. С. 92-102.

5. Мартынов В. А. Философия социального действия в конструктивизме // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 3. С. 46-52.

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 2. С. 176-178

-ISSN 1812-3996

6. Мартынов В. А. Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях. Омск : Изд-во Ом. ун-та, 2017. 172 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шкарупа Владимир Михайлович - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: ShkarupaVM@omsu.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Shkarupa Vladimir Mikhailovich - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Docent, Docent of the Department of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: ShkarupaVM@omsu.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Шкарупа В. М. Деконструируя конструктивизм (рец. на кн.: В. А. Мартынов. Реальность объективности и объективность реальности в гуманитарных исследованиях. Омск: Изд-во Ом. ун-та, 2017. 172 с.) // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 2. С. 176-178. DOI : 10.25513/1812-3996.2018.23(1).176-178.

FOR CITATIONS

Shkarupa V.M. Deconstructing constructivism (book reference: V. A. Martynov. Reality of objectivity and objectivity of reality in humanitarian studies. Omsk: Om. Univ. Publishing House, 2017. 172 p.). Vest-nik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 2, pp. 176-176. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(1).176-178. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.