Научная статья на тему 'ДЕКОДИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ДЕНОТАТИВНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА'

ДЕКОДИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ДЕНОТАТИВНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ЗАМЫСЕЛ / ИНТЕНЦИЯ / МОТИВ / СМЫСЛОВАЯ ЕДИНИЦА / ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПЛАН / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / БЛОГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матвеева Н. В.

Данная статья посвящена описанию проведенного исследования, целью которого является изучение замысла или предмета речевой деятельности путем последовательного анализа каждого этапа порождения речевого высказывания от внешней формы текста до замысла автора по модели А.А. Леонтьева. Для проведения данного исследования были поставлены и решены задачи визуализации операции определения основных смысловых единиц предметного содержания речевого высказывания, визуализации операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» речевого сообщения и визуализации операции определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании. Для анализа результатов, полученных на каждом этапе исследования, используются различные средства, такие как существующие программы семантического анализа текста и методика построения денотатного графа А.И. Новикова. Данная работа проведена для определения замысла автора на материале текстов англоязычных блогов, так как данные тексты могут быть рассмотрены как речевое высказывание, представленное в письменной форме, имеющее свою интенцию и направленное на адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECODING THE AUTHOR'S IDEA OF A SPEECH UTTERANCE USING THE METHOD OF DENOTATIVE TEXT ANALYSIS

The present paper is devoted to the investigation of the intention of a speaker or decoding the author's idea of a speech utterance. The purpose of this research is to study the idea or subject of speech activity by analyzing each stage of speech utterance generation from the external form of the text to the author's idea according to the model of A.A. Leontiev. To conduct this study some tasks were set and solved such as the task of visualizing of the operation of determining the basic semantic units of the subject content of speech, rendering of the operation of the definition of "hierarchy" semantic units in the "context" of a voice message, and visualizing of the operation of determining the display order of semantic elements in speech utterance. To analyze the results obtained at each stage of the study, various tools are used, such as existing programs for semantic text analysis and the method of constructing a denotative graph by A.I. Novikov. This work is carried out to determine the author's intention based on the material of texts of English-language blogs, since these texts can be considered as speech utterances presented in writing, having its own intention and directed at the addressee.

Текст научной работы на тему «ДЕКОДИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ДЕНОТАТИВНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА»

УДК 81.23

DOI 10.36622/AQMPJ.2021.35.57.004

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета Канд. филол. наук, доцент кафедры германских языков Матвеева Н.В. Россия, Республика Башкортостан

г. Стерлитамак, тел. +7(917)4175992 e-mail: [email protected]

Bashkir State University

Sterlitamak branch

The chair of the Germanic languages,

PhD, assistant professor Matveeva N.V.

Russia, Bashkortostan Republic, Sterlitamak tel.

+7(917)4175992

e-mail: [email protected]

Н.В. Матвеева

ДЕКОДИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА АВТОРА РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ДЕНОТАТИВНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

Данная статья посвящена описанию проведенного исследования, целью которого является изучение замысла или предмета речевой деятельности путем последовательного анализа каждого этапа порождения речевого высказывания от внешней формы текста до замысла автора по модели А.А. Леонтьева. Для проведения данного исследования были поставлены и решены задачи визуализации операции определения основных смысловых единиц предметного содержания речевого высказывания, визуализации операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» речевого сообщения и визуализации операции определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании. Для анализа результатов, полученных на каждом этапе исследования, используются различные средства, такие как существующие программы семантического анализа текста и методика построения денотатного графа А.И. Новикова. Данная работа проведена для определения замысла автора на материале текстов англоязычных блогов, так как данные тексты могут быть рассмотрены как речевое высказывание, представленное в письменной форме, имеющее свою интенцию и направленное на адресата.

Ключевые слова: текст, речевое высказывание, замысел, интенция, мотив, смысловая единица, денотат-ный граф, семантический план, визуализация, блог.

N.V. Matveeva

DECODING THE AUTHOR'S IDEA OF A SPEECH UTTERANCE USING THE METHOD

OF DENOTATIVE TEXT ANALYSIS

The present paper is devoted to the investigation of the intention of a speaker or decoding the author's idea of a speech utterance. The purpose of this research is to study the idea or subject of speech activity by analyzing each stage of speech utterance generation from the external form of the text to the author's idea according to the model of A.A. Leontiev. To conduct this study some tasks were set and solved such as the task of visualizing of the operation of determining the basic semantic units of the subject content of speech, rendering of the operation of the definition of "hierarchy" semantic units in the "context" of a voice message, and visualizing of the operation of determining the display order of semantic elements in speech utterance. To analyze the results obtained at each stage of the study, various tools are used, such as existing programs for semantic text analysis and the method of constructing a denotative graph by A.I. Novikov. This work is carried out to determine the author's intention based on the material of texts of English-language blogs, since these texts can be considered as speech utterances presented in writing, having its own intention and directed at the addressee.

Key words: text, speech utterance, idea, intention, motive, semantic unit, denotative graph, semantic plan, vis-yalization, blog.

Вопросы, связанные с процессом порождения речевого высказывания, декодирования внутренней речи, развертывания высказывания во внешней речи остаются одними из основных, вызываемых интерес у ученых различных направлений лингвистики, в частности психолингвистики. Исследова-

© Матвеева Н.В., 2021

ние вышеупомянутых проблем связано с определенной трудностью визуализации процесса внутренней речи, предшествующей фиксированию во внешнем плане. Внутренняя речь, по мнению Н.И. Жинкина, является «предметным кодом, который представляет собой универсальный язык, с которого возможны переводы на все другие языки». «Зарождение мысли», пишет Н.И. Жинкин, «осуществляется в предметно-изобразительном коде: представление так же, как и вещь, которую оно представляет, может стать предметом бесконечного числа высказываний» [1; с. 26-27]. Результатом внутренней речи и отражение внутренней речи языковыми единицами является «текст» в любом его проявлении. Далее будем использовать этот термин в нашем исследовании для обозначения результата декодирования замысла языковыми единицами. Целью же нашего исследования является изучение замысла или предмета речевой деятельности путем поэтапного анализа каждого этапа порождения речевого высказывания от внешней формы текста до замысла автора. Для проведения данного исследования были поставлены следующие задачи:

1) визуализация процесса выделения смысловых единиц внутреннего содержания речевого высказывания во внешнем плане. Данные единицы соответствуют определенным элементам предметного содержания. Операция выбора актуальных единиц смыслового содержания определяется интенцией и мотивами автора речевой деятельности, представленной в устной либо письменной формах;

2) визуализация процесса выстраивания «иерархии» смысловых единиц в речевом сообщении, выделение «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания;

3) визуализация процесса выстраивания иерархии отображения смысловых единиц в речевом высказывании при помощи денотатного графа.

Для выполнения поставленных задач используем модель порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева, а именно, рассмотрим этапы порождения речевого высказывания в обратном порядке. Предположим, что моделирование этапов замысла и внутреннего программирования возможно путем последовательного изучения всех этапов речепорождения, начиная с этапа реализации во внешнем плане через этап лексико-грамматического развертывания высказывания, далее этап внутреннего программирования, который мы рассмотрим, применяя методику денотативного анализа текста А.И. Новикова к этапу замысла для определения мотива или интенции автора речевого высказывания.

Так как материалом исследования является речевое высказывание в письменной форме, этап реализации во внешнем плане в данном исследовании не будет подробно рассматриваться. Данный этап, согласно теории А.А. Леонтьева, предполагает ряд операций, обеспечивающих процесс фонации, звучания, мелодики, паузации и т.д. Безусловно, эти особенности речевого высказывания отражены на письме пунктуацией, стилистическими средствами, например, аллитерацией и другими приемами. Но в данном исследовании мы не ставили задачей подробно рассматривать внешние формы текста. Поэтому наибольший интерес будут представлять все последующие этапы, формирующие внутреннее содержание текста. Рассмотрим первый этап - внешнее развертывание высказывания с использованием лексических единиц и грамматических средств связности. Данный этап заключается в декодировании смысловой программы с индивидуального кода на объективный языковой код, в «приписывании» смысловым единицам функциональной роли с грамматическими характеристиками в основе. Основой данного этапа является отбор слов (либо словосочетаний) для декодирования замысла. А.А. Леонтьев определяет выбор слов в процессе порождения речи тремя группами факторов: семантическими характеристиками слов, их звуковой формой и «субъективной вероятностной характеристикой». Этап внутреннего кодирования замысла или «внутреннего программирования» по Н.И. Жинкину можно охарактеризовать как «непроизносимый, в котором отсутствуют материальные признаки слов натурального языка, и где обозначаемое является вместе с тем и знаком» [2; с. 5]. Способом визуализации процессов данного этапа послужит методика денотативного анализа текста А.И. Новикова. На основе построенных графов мы перейдем к последнему этапу, в частности к этапу замысла для определения мотива или интенции автора речевого высказывания, т.е. к первому этапу с которого и начинается речевое высказывание.

Прежде чем перейти непосредственно к описанию проведенного исследования, остановимся на вопросе выборе материала, задействованного в работе. Материалом исследования послужили тексты англоязычных блогов. Текст блога - это по сути монологическое речевое высказывание, имеющее речевую интенцию и направленное на своего адресата. Блог - это обычный веб-сайт, представляющий собой «журнал» определённых событий из жизни человека или компании. Текстовая информа-

ция блога называется записями или постами; иногда она дополняется фотографиями или видеороликами. Причины создания блогов могут быть различными:

1. Блоггинг является хорошим способом зарабатывать. Читатель, не видя рекламы на странице, порой не понимает, что является участником чужого заработка.

2. Блог может быть доступным инструментом для получения признания простым способом.

3. Блог может служить онлайн-дневником, где авторы размещают посты о своей жизни.

4. Сайты определенных компаний имеют возможность открывать блоги для связи между клиентами и компанией. Такой онлайн-ресурс может быть инструментом взаимодействия.

5. Блог нужен также тем, кто желает попробовать себя в роли автора статей либо веб-мастера.

6. Блог может быть создан с целью привлечения новых потенциальных посетителей, для предложения продукта или услуг.

7. При помощи такого ресурса, как блог, можно привлечь людей, с которыми можно обсудить свои работы и достижения, найти единомышленников.

8. Блог предоставляет возможность предъявить свою позицию миру. Автор может открыто высказаться в онлайн-дневнике. Для этой цели, как правило, выбираются популярные платформы.

Блоги классифицируются в зависимости от количества вовлеченных людей на:

авторские - пишутся одним лицом;

групповые - изначально ведутся группой заинтересованных лиц, с заранее обговоренными условиями и обязанностями;

коммерческие или корпоративные - создаются для привлечения органического трафика для крупных организаций.

По направлению тематики блоги могут быть очень разнообразными. Самыми популярными направлениями являются: маркетинг, строительство, семья, дети, медицина, кулинария, создание сайтов, политика, обучение, путешествия, ремонт, IT.

По типу содержимого контента блоги делятся на:

текстовый формат - самый популярный вариант, но требующий понимания копирайтинга и

SEO;

видео - активно используются для обучения рисованию, языкам и т.д.;

картинки - для художников, студий, креативных агентств, фотографов;

музыкальные композиции - предназначены для музыкальных групп, звукорежиссеров, дикторов [3].

Таким образом, материалом нашего исследования являются авторские блоги текстового формата семейной тематики, в частности, блоги о детях. Первый текст для анализа взят с сайта «Having kids» [4]. Это блог известного американского бизнесмена, писателя, программиста, работающего на языке программирования Lisp. Представим фрагмент текста.

Текст 1.

"Before I had kids, I was afraid of having kids. Up to that point I felt about kids the way the young Augustine felt about living virtuously. I'd have been sad to think I'd never have children. But did I want them now? No. If I had kids, I'd become a parent, and parents, as I'd known since I was a kid, were uncool. They were dull and responsible and had no fun. And while it's not surprising that kids would believe that, to be honest I hadn't seen much as an adult to change my mind. Whenever I'd noticed parents with kids, the kids seemed to be terrors, and the parents pathetic harried creatures, even when they prevailed..." [4].

Первым этапом нашего исследования является выделение словоформ текста для подсчета количества лексем, которые несут смысл. Таким способом мы определим основные смысловые элементы предметного содержания речевого высказывания и «иерархию» смысловых единиц в контексте речевого сообщения. Этот этап назовем этапом декодирования смысловой программы. На втором этапе определим последовательность отобранных смысловых единиц, наличие связующих элементов. Этот этап назовем этапом декодирования линейного развертывания речевого высказывания.

Для анализа лексем после выделения из текста словоформ воспользуемся специализированными сайтами [5]. Семантический анализ текста от Istio оценивает его насыщенность ключевыми словами, водность, заспамленность. Водность текста определяет процентное соотношение слов (стоп-слов), не несущих смысловой нагрузки к словам, несущим полную смысловую нагрузку. Заспамленность текста показывает соотношение повторяющихся слов текста к его объему. Сайт Advego.com [6]

показывает семантическое ядро текста - все значимые и ключевые слова, стоп-слова и грамматические ошибки.

Эти системы помогут нам вычислить ключевые лексемы - носители смысла, показать «иерархию» смысловых единиц в контексте речевого высказывания и покажут связки, которые в данных системах носят название «стоп-слов». Стоп-слова - 8ЕО-термин, обозначающий слова, не обладающие смысловой нагрузкой («шумовые слова»).

Представим семантический план текста 1, созданный при помощи сайтов.

Таблица 1

Частотные слова текста 1

kid 45 2.94

that 32 2.09

when 18 1.17

time 15 0.98

there 13 0.85

about 12 0.78

parent 12 0.78

before 11 0.72

like 9 0.59

one 9 0.59

this 9 0.59

for 8 0.52

notice 8 0.52

will 8 0.52

because 7 0.46

can 7 0.46

child 7 0.46

feel 7 0.46

going 7 0.46

only 7 0.46

all 6 0.39

moment 6 0.39

once 6 0.39

other 6 0.39

thing 6 0.39

work 6 0.39

Таблица 2

Стоп-слова, или смысловые элементы связности текста 1

at th 32 2.09

when 18 1.17

there 13 0.85

about 12 0.78

before 11 0.72

one 9 0.59

this 9 0.59

for 8 0.52

will 8 0.52

Продолжение табл. 2

because 7 0.46

can 7 0.46

going 7 0.46

only 7 0.46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

all 6 0.39

once 6 0.39

other 6 0.39

thing 6 0.39

Таблица 3

Основные смысловые элементы текста 1

kid 45 2.94

time 15 0.98

parent 12 0.78

like 9 0.59

notice 8 0.52

child 7 0.46

feel 7 0.46

moment 6 0.39

work 6 0.39

Таким образом, лексические единицы, представленные в первой таблице, составят «каркас» де-нотатного графа, т.е. таблица 1 содержит как темы, подтемы, субподтемы и микротемы, так и связующие элементы, которые выстроят определенную иерархию вышеназванных элементов. Эти связующие элементы отдельно выделены в таблице 2. Как видим из компьютерного анализа, связующие элементы входят в состав наиболее употребимых слов. Исключив слова таблицы 2 из слов таблицы 1, получим лексемы, являющиеся смысловыми элементами. Из данных смысловых элементов сформируем ниже денотатный граф, выделив тему по ведущей лексеме, подтемы, субподтемы и микротемы.

Представим семантический план текста 2 [7].

Это авторский блог известного американского блоггера Хиттер Армстронг, известной под псевдонимом Dooce, на сегодняшний день наиболее известного "mommy''-блоггера.

Представим отрывок текста 2.

"So many things I want to say to you, so many sleepless nights I prayed for you"

By Heather B. Armstrong February 3, 2020

"April 16, 2019. I drove Leta to school because I had a very early appointment near that part of town. Giving her a break from having to get up so early for the bus is a luxury in life I can gift to her. She'd probably rather have front row seats to a Rainbow Kitten Surprise concert, this I know for certain, and SHH. I'm working on it. No one tell her. Leta, forget that you read that sentence.

Leta catches the bus at 6:40 AM every morning. And almost every afternoon she stays after school for her dance class or for swim practice. And then she takes public transit home. Because she works damn hard and is a rockstar.

I'd expressed the day before on twitter that I was heartbroken about Notre Dame, about the fire that threatened to take her down. I know many of us watched it unfold online as it happened and were paralyzed by the frame by frame account of the flames..." [7].

Представим лексический анализ текста, проведенный при помощи вышеупомянутых сайтов.

Таблица 4

Частотные слова текста 2

Слово Количество Частота, %

that 33 3.13

her 25 2.37

Продолжение табл. 4

because 9 0.85

for 9 0.85

how 9 0.85

when 9 0.85

can 8 0.76

leta 8 0.76

this 8 0.76

about 7 0.66

feel 6 0.57

want 6 0.57

will 6 0.57

all 5 0.47

ask 5 0.47

every 5 0.47

much 5 0.47

one 5 0.47

playlist 5 0.47

response 5 0.47

song 5 0.47

cry 4 0.38

happy 4 0.38

many 4 0.38

morning 4 0.38

Таблица 5

Стоп-слова, или смысловые элементы связности текста 2

Слово Количество Частота, %

i 68 6.45

to 43 4.08

be 38 3.60

that 33 3.13

and 29 2.75

she 29 2.75

her 25 2.37

the 23 2.18

you 22 2.09

a 21 1.99

of 19 1.80

it 16 1.52

in 13 1.23

have 12 1.14

my 12 1.14

know 10 0.95

so 9 0.85

because 9 0.85

for 9 0.85

how 9 0.85

Продолжение табл. 5

when оп 8

8Яу

9 7 7 7

0.85 0.66 0.66 0.66

Таблица 6

Основные смысловые элементы текста 2

feel want

6 6 5 5 4 4 4 4 4 3 3 3

0.57 0.57 0.47 0.47 0.38 0.38 0.38 0.38 0.38 0.28 0.28 0.28

playlist

song

cry

happy

morning music twitter play

read life

Используя данные, представленные в таблицах 4-6, полученные с помощью компьютерного анализа семантического плана данного текста, определим связующие и смысловые элементы. В данном тексте видим большое количество связующих элементов, количественное преимущество связок над смысловыми единицами. Но это не мешает построению денотатного графа.

На основе представленного семантического плана представляется возможным построение графа, используя методику денотативного анализа текста А.И. Новикова. А.И. Новиков утверждал, что «денотатный граф - это свернутое эксплицитное отображение структуры содержания текста, которой могут соответствовать различные языковые формы» [8; с. 61]. Методика, разработанная А.И. Новиковым, определяет внутреннюю структуру содержания текста как совокупность денотатов. «Денотат - это динамическая единица речи, возникающая в мышлении, за которой стоит предметная действительность» [9; с. 106]. Денотаты выстраиваются в единую семантическую модель, которую можно графически представить в виде сети или графа. Денотаты представляют вершины сети (графа), а связи между денотатами характеризуют предметные отношения. Ниже представим общую модель структуры содержания анализируемых текстов, показывая иерархию тем, подтем, субподтем и мик-ротем в денотатном графе, составленную с помощью методики денотативного анализа текста А.И. Новикова.

Тема

Рис. 1. Схема структуры содержания текста

Данный граф представляет модель кодирования информации при порождении речевого высказывания или этап внутреннего программирования. В терминологии А.А. Леонтьева данную модель логично рассматривать как процесс построения смысловой схемы, служащей основой для порожде-нияя речевого высказывания.

Далее кажется уместным рассмотреть, что мы понимаем под внутренней структурой текста или структурой внутреннего содержания речевого высказывания, которая укладывается в понятие смсло-вой схемы. Внутренняя форма текста - это динамическая модель определенной реальной ситуации, описываемая текстом и «подчиняющаяся логике предметных отношений, в отличие от внешней формы, организуемой по принципу лексико-грамматических и логико-композиционных закономерностей» [10; с. 28]. «То, что понимается, составляет внутреннюю форму текста. Это мыслительное образование, которое формируется в интеллекте партнёра по коммуникации и соотносится с внешней формой не поэлементно, а в целом соответствует всей совокупности данных языковых средств. Внутренняя форма имеет свою структуру, поскольку её элементы находятся в определённых отношениях между собой» [9; с. 23]. Таким образом, формальной структуре текста в терминологии А.И. Новикова, формируемой линейным выстраиванием материальных знаков, можно привести в соответствие структуру, отражающие глубинные процессы. Это структура содержания, представленная в виде системы денотатов, или «денотатная структура», которая может быть представлена схематично в виде графа. Графы, созданные для отражения структуры содержания, имеют различные варианты.

Для характеристики структуры содержания обратимся к исследованию Н.П. Пешковой. Структура содержания текста, по мнению ученого, представлена тремя основными типами с 11 подтипами (вариантами). Денотатные структуры выделяются на основании преобладания в текстах «базисных», либо «ситуативных» отношений. Денотатные графы текстов, соответственно, могут иметь вид «дерева» или «сети». Вершиной денотатного графа выступает тема текста, которая раскрывается через подтемы, субподтемы, микротемы. «Глубину развития темы указывает наличие подтем, субподтем и микротем в отдельно взятом отрезке, названном нами текстом» [11; с. 76].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темой назовем «свёрнутую» структуру содержания текста, ограниченную подтемами. Подтемы определяют основные сюжетные линии развёртывания содержания. Подтемы ограничены субподтемами и микротемами, которые разворачивают структуру содержания вглубь. Эти элементы представляют собой «точки, очерчивающие определенный фрагмент действительности, <...> тем самым задают объём темы данного текста» [10; с. 62].

Рассмотрим денотатный граф текста.

Рис. 2. Денотатный граф текста 1

Денотатный граф представляет структуру внутреннего содержания текста. Тема напрямую связана с подтемой parent, которая имеет связь со второй подтемой и далее развивается в субподтемах и микротемах. Подтема work связана с темой через микротему, имеет строгую иерахическую последовательность. В терминологии Н.П. Пешковой граф имеет вид «дерева». Денотатная структура основана на преобладании в тексте «базисных» отношений, основанные на связи элементов внутри целого.

Рис. 3. Денотатный граф текста 2

Денотатный граф текста 2 представляет структуру внутреннего содержания текста. Тема music напрямую связана с подтемой life, связующим компонентом, с нашей точки зрения, является элемент feel (feeling life through music). Подтема life сязана со второй подтемой playlist и третьей song, далее развиваются в субподтемах и микротемах. В терминологии Н.П. Пешковой граф имеет вид «сети». Денотатная структура основана на ситуативных отношениях.

На основе составленных графов сделаем выводы о мотиве речевого высказывания, вознкающе-го на этапе замысла. Данный мотив представлен моделью семантического плана, которую мы показали в виде графа.

Графы демонстрируют темо-рематические отношения в речевом высказывании и позволяют определить мотив, порождающий речевую интенцию, который является исходным моментом высказывания.

Граф текста 1 представляет следующие отношения: тема - kid, рема - work, предполагающая размышления автора об изменении отношения к работе после появления ребенка и необходимости подчиняться опреленному расписанию. Рема - parent, представляющая информацию о приобретении некоего нового опыта, отличающегося от ранее приобретенного, о моментах испытываемого счастья и удовольствия и о той радости, которую чуствует родитель, имея возможность играть с ребенком, радость воспоминания об играх, будучи самому ребенком.

Граф текста 1 представляет следующие отношения: тема - music, связанная с ремой life посредством связующего смыслового элемента feel, что создает образ «жизнь, которую можно прочуство-вать через музыку». Далее эта ситуация имеет свое развитие через субподтемы school, dance class и микротемы time, gift. Подтемы playlist, song также имеют свое развитие через субподтемы cry, happy, pain, twitter и последняя субподтема имеет еще и микротему response.

Таким образом, используя предложенную А.А. Леонтьевым модель порождения речи, основанную на идее внутреннего программирования Н.И. Жинкина, методику денотативного анализа текста А.И. Новикова и теорию внутреннего содержания текста Н.П. Пешковой мы декодировали замысел автора речевого высказывания, представленного в авторском блоге, выполнив последовательно все этапы анализа внешней реализации смыловой программы и декодирования внутреннего программирования смыслового кода.

Библиографический список

1. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 6. С. 26-38.

2. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., Наука. 1982, 159 с.

3. 7bloggers.ru. URL: https://7bloggers.ru/zachem-nuzhen-blog/ (дата обращения 24.04.2020).

4. Graham Paul. Having kids. URL: http://paulgraham.com/kids.html (дата обращения 22.04.2020).

5. Istio.com. URL: https://istio.com/rus/text/analyz/(дата обращения 22.04.2020).

6. Advego.com. URL: https://advego.com/text/seo/ (дата обращения 20.04.2020).

7. Armstrong Heather B. So many things I want to say to you, so many sleepless nights I prayed for you. URL: https://dooce.com/2020/02/03/so-many-things-i-want-to-say-to-you-so-many-sleepless-nights-i-prayed-for-you/ (дата обращения 25.04.2020).

8. Новиков А.И. Реферативный перевод научно-технических текстов / А.И. Новиков, Н.М. Нестерова. М.: Наука, 1991. 148с.

9. Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. М.,1983-а. 213 с.

10. Новиков А.И. Структура содержания текста и возможности её формализации (на материалах научно-технических текстов). Диссерт. ... докт. филол. наук. Москва, 1983-б.

11. Пешкова Н.П. Типология научного текста: психолингвистический аспект: Монография. Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун - т, 2002. 261 с.

12. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. М., 1976. Вып. 103. С. 60-70.

13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 287 с.

References

1. Zhinkin N.I. About the code transitions in internal speech // Issues of linguistics. 1964. Vol. 6. P. 26-38.

2. Zhinkin N.I. Speech as a guide to information. Moscow, 1982. 159 p.

3. 7bloggers.ru. URL: https://7bloggers.ru/zachem-nuzhen-blog/ (date of application - 24.04.2020)

4. Graham Paul. Having kids. URL: http://paulgraham.com/kids.html (date of application - 22.04.2020)

5. Istio.com. URL: https://istio.com/rus/text/analyz/ (date of application - 22.04.2020)

6. Advego.com. URL: https://advego.com/text/seo/ (date of application - 20.04.2020)

7. Armstrong Heather B. So many things I want to say to you, so many sleepless nights I prayed for you. URL: https://dooce.com/2020/02/03/so-many-things-i-want-to-say-to-you-so-many-sleepless-nights-i-prayed-for-you/ (date of application - 25.04.2020)

8. Novikov A.I. Referential translation of scientific and technical texts / A.I. Novikov, N.M. Nesterova. Moscow, 1991. 148 p.

9. Novikov A.I. Semantics of the text and its formalization. Moscow, 1983-a. 213 p.

10. Peshkova N.P. Typology of scientific text: psycholinguistic aspect. Ufa, 2002. 261 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.