Научная статья на тему 'Декодерный маркетинг в рыночной деятельности электрогенерирующих и электропередающих предприятий'

Декодерный маркетинг в рыночной деятельности электрогенерирующих и электропередающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ОБОРОТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ / MARKETING ON THE ELECTRICITY TURNOVER MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин Б.И.

Коренное отличие авторских маркетинговых конструкций от результатов, полученных другими исследователями в сходных по тематике работах, состояло в качественном изменении понятийного содержания термина «декодерный маркетинг» за счет авторской детализации этапа формирования групповых потребительских притязаний к тому или иному тарифу на цены электрогенерирующих и электропередающих предприятий, что впервые рассматривалось автором как ингредиент алгоритма управленческих решений, направленных на переключение (от англ. decoder) сбытового внимания крупных энергопотребляющих фирм и управляющих компаний в сфере ЖКХ на возможный процесс выбора качественного продукта на российском сегменте рынка свободного оборота электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берлин Б.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEKODING MARKETING IN THE MARKET ACTIVITY OF ELECTROGENERATED AND ELECTRO-TRANSMITING ENTERPRISES

The fundamental difference between author’s marketing structures and the results obtained by other researchers in similar studies on the subject, consisted in a qualitative change of the conceptual content of the term «dekoding marketing». It is caused by the author’s detalization of the formation stage of the consumer group claims for a particular tariff for electrogenerated and electro-transmiting enterprises prices, which was considered by the author for the first time as an ingredient of the algorithm of management decisions focusing on the switch (from the English. decoder) of sales attention of major energy-consuming and management companies in the housing sector on the possible process of selecting a quality product on the Russian segment of the free electricity trade market.

Текст научной работы на тему «Декодерный маркетинг в рыночной деятельности электрогенерирующих и электропередающих предприятий»

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

Берлин Б.И.

ДЕКОДЕРНЫЙ МАРКЕТИНГ В РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРИРУЮЩИХ И ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЮЩИХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Как указывает М.Н. Новицкий (2010), «в настоящее время в РФ отсутствует единая система государственного управления в сфере энергосбережения, несмотря на то, что законодательно правовое основание для создания такой системы введено Федеральным законом «Об энергосбережении». Законодатель, введя в действие вышеуказанный закон, поставил особый акцент на важности и обособленности правоотношений по энергосбережению от иных правоотношений, и, несмотря на это, в РФ отсутствует государственный орган власти, который, во-первых, устанавливает обязательные требования по энергосбережению, во-вторых, проводит государственную политику в сфере энергосбережения, и, наконец, в-третьих, осуществляет контроль и надзор за соблюдением нормативно-правовых актов в управлении энергоэффективностью хозяйственных решений». В этой связи особую актуальность приобретает научное обоснование инновационной схемы маркетинговой функции электрогенерирующих и электропередающих предприятий, поскольку рынок свободного оборота электроэнергии в России постепенно переходит от монополизированных цен (определяемых региональными ТЭК) к свободно плавающим тарифам. Подобные цены (по мнению законодателя) позволят выработать особые методологические подходы к новым приемам маркетинга. Этими приемами в полной мере обладает, так называемый, декодерный маркетинг как ингредиент алгоритма управленческих решений, направленных на переключение (от англ. - decoder) сбытового внимания крупных энергопотребляющих фирм и управляющих компаний в сфере ЖКХ на возможный процесс выбора качественного продукта на российском сегменте рынка свободного оборота электроэнергии. Как пишет Р.Д. Крайнова (2009), «необходимо с учетом уже сложившейся практики в регионах (в большинстве субъектов РФ функционируют органы государственной власти, регулирующие энергосбережение) создать двухуровневую систему государственного управления в сфере энергосбережения. Первый уровень - федеральный, где должна разрабатываться общегосударственная политика энергосбережения и механизмы ее реализации и контроля, устанавливаться действующие на всей территории Российской Федерации требования и правила в сфере энергосбережения, осуществляться контроль и надзор за деятельностью государственных органов исполнительной власти по энергосбережению в субъектах РФ, устанавливаться обязательные требования к их деятельности. Соответственно должен быть создан федеральный орган государственной исполнительной власти, уполномоченный в сфере энергосбережения. Второй уровень решения поднятой проблемы - региональный, когда в каждом субъекте РФ должен быть создан отдельный территориальный орган, уполномоченный в сфере энергосбережения, основной задачей которого должно являться установление типовых правил рыночного поведения производителя энергопродукта и его потребителя (в пределах предоставленных ему федеральным законодательством обязательных правил и требований для субъекта РФ) в сфере энергосбережения, а также контроль и надзор за соблюдением установленных требований (включая федеральные), применение мер административной ответственности, сбор и анализ информации на местах».

47

ISNN 1029-3388

Говоря о современных приемах стратегического или операционного управления маркетингом в сфере энергосбережения, необходимо подчеркнуть, что, по мнению Б.К. Нерядько (2010), «в настоящий период на российском рынке существует постоянный нарастающий неудовлетворенный спрос на энергетические мощности под новое строительство, модернизацию, новые технологические процессы и энергопотребляющую продукцию. С другой стороны существует потенциальное предложение (в виде результатов энергосбережения) в объеме до 30% всего потребления энергоресурсов. Высвобождение потенциала сберегаемой мощности и создание условий для ее оборота позволит решить проблемы энергоде фицита на ближайшие 10-15 лет и каче ственно повысит энергоэффективность страны». Другой известный московский маркетолог М.Б. Кряжевских (2009) указывает, что «с введением платы за технологическое присоединение (платы за подключение) процесс получения энергомощности в результате энергосбережения приобретает высокую экономическую привлекательность, т.к. в большинстве случаев энергосбережение существенно дешевле строительства новых мощностей. Основными препятствиями, которые необходимо (в рамках вышеописанного процесса) законодательно решить, являются:

- отсутствие правовых норм, регулирующих оборот высвобождаемой мощности;

- технические ограничения на перераспределение энергомощности - носят локальный характер и зависят от субъектов естественных монополий;

- недоработанная организационная и технологическая процедура фиксирования высвобождаемой энергомощности».

Вместе с тем, С.А. Сухарев (2010) считает одним из основных факторов маркетинговой среды «определение на законодательном уровне статуса и условий работы субъектов, основным видом деятельности которых является проведение энергосберегающих мероприятий. При этом определение основных договорных конструкций работы таких субъектов должно регулироваться с учетом следующего: одним из препятствий на пути широкого внедрения энергосбережения является недостаточное наличие профессиональных участников рынка энергосбережения и слабая заинтересованность в проведении энергосбережения потребителями, обусловленная неразвитостью договорных отношений и финансовых схем на реализацию таких мероприятий. Практически единственным источником финансирования энергосбережения являются либо собственные средства, либо кредитные, которые привлекает сам потребитель. В результате потребители в подавляющем большинстве случаев предпочитают тратить больше средств на энергоресурсы периодически, чем потратить сразу много и потом экономить на оплате счетов». Омский маркетолог В.П. Ладейщиков (2009) указывает, что «условием создания рынка энергосбережения является формирование для него соответствующей правовой инфраструктуры (аналог аудиторской деятельности). Введение на законодательном уровне понятия субъектов, чьим основным видом деятельности является проведение энергосберегающих мероприятий, позволит выделить рыночный сегмент и в дальнейшем его развивать. Деятельность таких субъектов - энергосервисных компаний (ЭСКО) - имеет свои особенности и, прежде всего, в применении специфических договорных конструкций и налоговых последствий». Возражая по поводу данной точки зрения, ставропольский маркетолог В.Г. Логунцов (2010) пишет, что «основными видами деятельности энергосервисных компаний должны являться: маркетинговый контроль, обозначаемый рам-

48

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

ками энергоаудита, энергоменеджмент, маркетинг проектного финансирования и маркетинговая техническая экспертиза и т.д.».

Обсуждая проблему маркетингового патроната в сфере энергосбережения, необходимо охарактеризовать прогрессивный методологический инструментарий государственного контроля и надзора за принятием и осуществлением энергоэффективных хозяйственных решений. В качестве одного из ведущих маркетинговых приемов аналитики эффективности мероприятий энергосбережения выступает программа комплексного обследования объектов энергопотребления, которую принято обозначать в мировой и российской практике (Г.А. Дахно, 2005; Р.А. Задигян, 2007; И.П. Кузнецов, 2009; С.Б. Пластюк, 2011; A.G. Sawyer , 2002; R. Quintlen, 2004; S.I. Shkarovskiy, 2009) как энергоаудит. По свидетельству Н.Е. Пилюшенко (2010), «первым юридическим инструментом государственного контроля должны стать энергетические проверки (далее - энергоаудит). Энергоаудит не является принципиально новой формой контроля со стороны государства, необходимость его проведения установлена Федеральным законом «Об энергосбережении», но только необходимость, далее следует отсылочная норма о том, что порядок энергоаудита устанавливается Правительством РФ, поэтому в настоящее время энергоаудит в большинстве случаев регулируется субъектами РФ или рекомендательными актами профильных министерств и ведомств». В свою очередь, А.Н. Конивец (2009) указывает, что «с практической точки зрения энергоаудит необходим для достижения следующих целей:

- определить достоверные показатели энергопотребления конкретным объектом (сбор аналитической информации);

- установить соблюдение юридическим лицом, которому принадлежит соответствующий объект энергопотребления, существующих норм и правил в сфере энергосбережения (собственно функция контроля);

- выдать рекомендации по совершенствованию существующей на объекте системы энергопотребления (способствование развитию энергоэффективного потребления)».

По свидетельству Т.А. Долгих (2010), следует учесть такой факт: «поскольку в регионах уже сложилась практика проведения энергоаудита, логично будет не ломать сложившуюся структуру и законодательно закрепить за субъектами РФ право принимать решения о проведении подобных маркетинговых мероприятий. Следовательно, необходимо юридически закрепить, что энергоаудит может быть обязательным (решения субъектов РФ) и добровольным (по решению самих организаций), и установить на федеральном уровне общие требования к порядку проведения маркетингового контроля в виде энергоаудита, а также исчерпывающий перечень юридических фактов, при наступлении которых проведение энергоаудита является обязательным. В остальных вопросах необходимо предоставить субъектам РФ право самостоятельно регулировать вопросы проведения энергоаудита. Необходимо установить на уровне местного законотворчества периодичность проведения энергоаудита (предложение - 1 раз в 3 года для крупных объектов) и обязательность энергоаудита для бюджетных организаций». В свою очередь, известный маркетолог из Санкт-Петербурга Ф.Г. Докучаева (2009) считает обязательным маркетинговым инструментарием особую методику аналитики статистической отчетности, включая «регулярное и достоверное обобщение данных о количестве потребляемых энергетических ресурсов на территории РФ и в отдельных регионах, что

49

ISNN 1029-3388

необходимо, прежде всего, для четкого представления ситуации в сфере энергопотребления на сегодняшний день и маркетингового прогноза возможного энергодефицита в будущем. Имеющиеся статистические данные используются при подготовке энергосберегающей политики России, ее регионов, при расчете наличия или отсутствия признаков доминирующего положения того или иного субъекта в сфере снабжения ТЭР и в ряде других случаев, поэтому недооценивать важность статистических данных нельзя».

По мнению А.Н. Нежельского (2009), «единственным действенным рычагом влияния на бытовых потребителей являются затраты, которые они несут на энергоснабжение. При этом, существует ограничительный фактор - в виде социально допустимой величины тарифа. Таким образом, при сохранении базового уровня оплаты, необходимо установить условия, когда неэффективно или чрезмерно израсходованные ресурсы оплачиваются по повышенному тарифу. В этой связи, необходимо:

- установить среднестатистические лимиты энергопотребления (на площадь или количество жителей) - социальная норма, в рамках которой ресурсы оплачиваются по базовому тарифу;

- обеспечить реализацию программы повсеместного внедрения счетчиков, позволяющих учитывать дневной и ночной тарифы;

- ввести санкции за превышение потребляемой мощности над установленными нормативами и контроль за соответствием автоматических отключающих устройств установленным нормативам».

Как указывает В.П. Пискунова (2009), «существующие требования СНиПов и технической документации, в том числе по нормам энергообеспечения, распространяются и применяются в основном только для зданий и сооружений капитального строительства. Существует огромное количество объектов (магазины, павильоны, палатки, временные сооружения), при строительстве которых требования нормативов или не применяются, или применяются в ограниченном объеме. Учитывая, что подавляющее большинство таких объектов подключено только к электрическим сетям, в результате вся жизнедеятельность таких объектов обеспечивается исключительно за счет электрической энергии. Результатом является крайне неэффективное использование энергоресурсов. Необходимо на законодательном уровне предусмотреть унификацию требований по энергообеспечению для всех типов объектов и отдельную процедуру получения разрешения на строительство мелких объектов, предусматривающего минимизацию потребления энергоресурсов. Важным элементом должно стать введение обязательных требований и стандартов на тепловую изоляцию (например, введение во Франции обязательных стандартов на теплоизоляцию зданий в 1974 г. привело к 50% снижению среднего потребления энергии в зданиях, построенных после 1975 г.)». Вместе с тем, С.Н. Нечитайлова (2010) указывает, что «пики потребления энергии имеют ярко выраженный временной характер, и приходятся ежедневно на 17-21 ч. Сдвиг энергопотребления на ночное время позволит не только снизить максимум нагрузок, но и благоприятно скажется на работе энергосистемы в части выравнивания базовой нагрузки. Основным контрагентом в этой маркетинговой конструкции является промышленность. Имеется возможность применения двух механизмов стимулирования:

- увеличение разницы между дневным и ночным тарифом минимум в 2 раза (эко-

50

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013

номия оплаты энергоресурсов должна существенно превышать повышение на 50% оплаты труда в ночное время по КЗоТ);

- освобождение от платы за технологическое присоединение для объектов, максимум нагрузок которых приходится на ночное время (с 22:00 до 6:00)».

В этой связи известный маркетолог Т.Н. Созинова (2009) предлагает особую маркетинговую программу экономического стимулирования реализации энергосбережения в бюджетной сфере. Названный автор пишет, что «потребление энергоресурсов бюджетными организациями составляет заметную часть в энергобалансах. При этом, бюджетные организации должны являться образцами энергоэффективности, в силу своей «государевой» подведомственности. Две основные причины препятствуют этому. Первая - отсутствие четких планов и предписаний по повышению эффективности. Данная проблема решается через обязательную паспортизацию и формирование обязательных к исполнению планов по энергосбережению. Вторая проблема - отсутствие прямой материальной заинтересованности учреждений, организаций и ведомств в проведении мероприятия по энергосбережению». Вышеизложенное позволяет констатировать приемлемость сбытовых приемов, терминологически обозначенных нами как «декодерный маркетинг», и необходимость последующих научных разработок инновационной маркетинговой функции субъектов рынка свободного оборота электроэнергии.

Библиографический список

1. Долгих, Т.А. Маркетинговая практика проведения энергоаудита // Блокнот практического маркетолога. - 2010. - № 3. - С.17-20.

2. Нежельский, А.Н. Маркетинговые рычаги влияния на бытовых потребителей электроэнергии // Неправительственный вестник. - 2009. - № 4. - С.51-54.

3. Пискунова, В.П. Требования СНиП России к маркетинговым программам энергообеспечения промышленных предприятий // Рынок. - 2009. - № 1. - С.74-77.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.