симптомах депрессивного состояния, в неуверенности и чувстве одиночества, переживаемых детьми.
Список литературы
1 Гоишина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
2 Карабанова O.A. Психология семейных отношений и
основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гоадарики, 2005.
3 Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие. М.,
2005.
УДК 159.93.2 С.Г. Достовалов
Курганский государственный университет
ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ХАРИЗМАТИЧНОГО ЛИДЕРА
Аннотация. В статье рассматривается вероятность деиндивидуализации харизматичного лидера, происходящая двумя путями: 1) путем перерождения харизматичного лидера из индивидуальности, своими действиями способствующей развитию общества, преодолению кризисных явлений, в выраженного индивидуалиста, подчиняющего себе общество, ведущего его к деградации либо полному разрушению; 2) путем формирования так называемого «конформизма ради власти» - отказом от собственных убеждений и принятием идей масс ради возможности влиять на социальные группы и процессы в обществе.
Ключевые слова: деиндивидуалиазация, харизма, лидер, индивидуальность.
S.G. Dostovalov Kurgan State University
DEINDIVIDUALIZATION OF CHARISMATIC LEADER
Abstract. The article discusses the likelihood of deindividualization of the charismatic leader, which can happen in two ways:1) through a degeneration of a charismatic leader from a persjnality, contributng to the development of a society and helping with crisis situations, to an individualist, subjugating the society and leading it to degradation or complete destruction; 2) by forming the so-called Conformism for the sake of the power - rejection of own beliefs and adopting the ideas of the masses for the opportuniti to influence social groups and processes in a society.
Key words: deindividualiazation, charisma, leader, individuality.
ВВЕДЕНИЕ
Концептуальная основа нетрадиционных подходов к определению понятия «индивидуальность» в современной психологической науке во многом со-
относится с этико-философской и морально-нравственной сферой проявления данного феномена (А.Г. Асмолов, А.П. Басов, В.А. Белов, В.Н. Колесников, В.П. Коломиец и др.). В рамках этих подходов индивидуальность рассматривается как высший уровень развития личности и противопоставляется понятиям «конформная личность» и «индивидуалист».
Необходимым условием существования индивидуальности, отмечаемым указанными исследователями, является четкое разграничение своих собственных желаний и оценок и оценок и желаний других людей. Осознанное принятие ответственности за свое поведение, критичное отношение к нормам и стандартам общества, их соотнесение с внутренней системой моральных норм и правил, принятие себя и осознание ценности своей личности - все это является обязательными атрибутами индивидуальности, в той или иной мере проявляющимися в ее поведении. Но, с другой стороны, сверхценность собственной личности, ориентация только на собственные интересы ведут к утрате индивидуальности, к ее перерождению в индивидуализм: «... недопустимо сводить здоровое самолюбие, являющееся основой понятия чести и достоинства, к себялюбию, являющемуся синонимом слепоты и некритичности» [1, 21]. Становясь индивидуалистом, человек утрачивает гуманистическую направленность по отношению к другим людям, опускаясь на более низкий уровень личностной организации. Утрата критичности по отношению к собственным действиям и поступкам закрепощает человека, делает его несвободным, несмотря на кажущийся простор для проявления собственной индивидуальности. Ориентация только на собственные интересы приводит к закрепощению личности в рамках только собственных желаний и потребностей, тем самым ограничивая свободу в открытости и принятии любых других, отличных от собственных суждений, мнений и оценок; ограничивается и возможность эффективного взаимодействия с другими людьми, в результате игнорирования их желаний и потребностей. Таким образом, человек, стремящийся к абсолютной свободе путем ориентации только на достижение своих целей и удовлетворение своих потребностей, приходит к еще большей закрепощенности и несвободе.
1 Феномен харизматичного лидера
Примером ярко выраженного стремления к достижению своих целей, в большинстве случаев не связанного с ограничением в выборе средств, является феномен харизматичного лидерства. Согласно определению, харизматичное лидерство - это «... власть над другими, установленная на основе исключительных личностных качеств лидера либо демонстрации лидером необычайно проницательных решений и высоких свершений, определяющая лояльность и готовность к повиновению у последователей» [7, 438-439]. В этом контексте интересен вопрос о том, являются ли индивидуальностями хариз-матичные лидеры, оказавшие несомненное влияние
на ход истории, на человеческое общество, но при этом не проявлявшие выраженного гуманизма в своих поступках и решениях. Это такие правители, относящиеся к яркому авторитарному или деспотичному типу личности, как Наполеон, Гитлер, Сталин; догматичные последователи каких-либо религиозных культов, например, аятолла Хомейни или протопоп Аввакум; и др. Все эти личности, несомненно, творили историю, оказывали влияние на достаточно большие группы людей или на все общество, нацию и даже мир в целом. Их действия и решения были в основном осознанны и целенаправленны, причем решения принимались самостоятельно, без навязывания извне, т.е. можно с большой долей уверенности предположить, что эти личности обладали интернальным локусом контроля, а в их поведенческих проявлениях четко прослеживались черты субъекта деятельности. Однако наличия подобных характеристик недостаточно для определения указанных исторических деятелей в качестве индивидуальностей. В работах С. Московичи, посвященных психологии лидерства [3], отмечается, что часто лидер социальной группы убежден в том, что он наделен некой миссией. Он доказывает это другим, но не нуждается в их одобрении, чтобы с абсолютной уверенностью удержать харизматическую власть, и ему не нужно их мнение, чтобы выработать свое собственное. Таким образом, харизматич-ный лидер не нуждается в учете мнений других людей вследствие того, что его программа действий выработана лишь из его собственного опыта и представлений об идеальном обществе. Другого мнения, кроме его собственного, для него не существует, и это приводит к соответствующим последствиям. С точки зрения С. Московичи харизматическое господство является наибольшим тиранизмом, ибо осуществляемое одним человеком по отношению к другим людям, оно не считается ни с законом, ни с обычаем, ни с принципами разума. Воля индивида, загипнотизированного тем, что он считает своей миссией, может привести к экстремальному разрушению и резне. Именно такими процессами характеризовались приходы к власти так называемых «сильных личностей» в различных эпохах и государствах.
В работах Э. Фромма также рассматривается тип авторитарной личности, в большинстве случаев стоящих во главе государств и организаций тоталитарного типа. Анализируя структуру и содержательные характеристики авторитарной личности, Э.Фромм отмечает ее «обожествляющее» отношение к силе и к власти. Сила привлекает ее не ради тех ценностей, которые за ней стоят, а сама по себе. Независимо от того, кто ее проявил, сила автоматически вызывает у авторитарной личности любовь и готовность подчиниться. Слабость же определяет желание авторитарной личности подавить и унизить свою жертву: «...авторитарная личность ощущает тем большую ярость, чем беспомощнее ее жертва» [5, 107].
Одной из причин, обуславливающих подобное поведение авторитарной личности, Э.Фромм называет уменьшение роли совести как «внутренней ин-
териоризированной власти». Игнорируя собственную совесть, человек утрачивает способность критически оценивать свои поступки и поступки других людей, что приводит к его зависимости от лидеров групп, систем социальных воздействий и т.д.
2 Деиндивидуализация харизматичного лидера
Как можно увидеть из приведенных работ, «сильная», харизматичная или авторитарная личность не равна индивидуальности. Утрачивая моральные и нравственные принципы и категории, искореняя гуманное отношение к окружающему миру, стремясь к редуцированию роли совести в мотивах поведения, личность такого типа деиндивидуализи-руется. Как отмечается в ряде исследований (Д. Коллинз, РИ. Гандапас), харизматичный лидер может выступать в качестве причины разрушения бизнес-корпорации, общества или государства вследствие снижения критичности к себе и своим действиям, формирования культа своей личности, связанного с утверждением собственной непогрешимости и т.д. В данном случае проявляется феномен перерождения харизматичного лидера из индивидуальности, своими действиями способствующей развитию общества, преодолению кризисных явлений, в выраженного индивидуалиста, подчиняющего себе общество, ведущего его к деградации либо полному разрушению. В то же время исследователями отмечается еще одна важная характеристика, являющаяся неотъемлемым атрибутом харизматичного лидера: «...харизма всегда реализуется в определенном контексте, в конкретной социальной группе. Образ харизматического лидера и модель его коммуникации должны соответствовать культуре группы, ее ценностям и стилю» [2, 41]. «... чтобы стать харизматическим лидером, политический деятель должен быть наделен особыми психологическими и социальными качествами: ярко выраженным волевым характером, целеустремленностью, способностью оказывать значительное влияние на большие группы людей, умением внушать людям надежду на лучшее будущее, чутко улавливать настроения масс и выражать общую волю. Однако создают харизматического лидера все-таки не его черты, а массы, которые хотят видеть лидера именно таким (выделено нами - С.Д.)» [6, 463]. В приведенных высказываниях отмечается, что обязательным условием формирования харизматич-ного лидера является соответствие его идей и действий ожиданиям людей. Соответственно, стремясь приобрести статус харизматичного лидера,личность неизбежно будет вынуждена согласовывать свои действия с ожиданиями людских масс, что предопределяет отказ либо изменение, по крайней мере, частичные, собственных идей, планов действий и т.д. Результаты эмпирических исследований, посвященных изучению феномена лидерства, подчеркивают правомерность подобного вывода. Так, в исследовании А.М. Первитской отмечается, что тип «актуального лидера», выделяемого и воспринимаемого группой в качестве приемлемого и социально одобряемого лидера, характеризуется наличием ярко выра-
СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, психология, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 6
77
женного переживания «страха быть отвергнутым», что приводит к подстраиванию лидера под группу, а сам процесс управления осуществляется на уровне запросов и развития группы [4]. Подобные действия формируют еще один путь деиндивидуализации харизматичного лидера, который можно назвать «конформизмом ради власти» - отказом от собственных убеждений и принятием идей масс ради возможности влиять на социальные группы и процессы в обществе. Однако конформизм, как уже отмечалось, является оппозицией индивидуальности, что вновь указывает на то, что для харизматичного лидера деиндиви-дуализация является практически неизбежным условием приобретения данного статуса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно отметить, что, даже творя историю и тем самым, проявляя себя в качестве субъекта деятельности, харизматичный лидер либо вообще не достигает уровня развития индивидуальности либо деградирует, если развитие его потребностей остается на низком уровне; если его отношение к окружающему миру не характеризуется гуманностью и пониманием; если утрачен такой нравственный императив, как совесть. Человек, игнорирующий мнения, желания и запросы других людей и ориентирующийся только на свои интересы, превращается в индивидуалиста, который также далек от подлинной, гармоничной индивидуальности, как и конформная, несамостоятельная, склонная к подчинению личность. Соответственно харизматичный лидер, активно и настойчиво добиваясь власти над людьми, используя для этого любые средства, де-индивидуализируется, превращаясь в индивидуалиста либо утрачивая собственную индивидуальность, стремясь соответствовать ожиданиям людских масс.
Список литературы
1 Белов В. А. В защиту индивидуальности. М.: Магистр,
1997.
2 Гандапас Р.И. Харизма лидера. М.: Манн, Иванов и Фебер,
2013.
3 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр
психологии и психотерапии; Изд-во «КСП+», 1998.
4 Первитская А.М. Выделение третьей системы лидерс-
кой деятельности. Анализ особенностей различных форм лидерства на индивидуальном уровне // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология и медицина». 2012. Вып.4. С. 48-51.
5 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Академический
проект, 2008.
6 Шляхтун П.П. Политология (теория и история полити-
ческой науки): учебное пособие. Киев: Лыбидь, 2005.
7 Kendall, Diana, Murray Jane Lothian, and Linden Rick.
Sociology in our time (2nd ed.). Scarborough, 2000.
УДК 159.9.072 C.B. Духновский
Курганский государственный университет
ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СИТУАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы переживания психологического кризиса личностью. Показано, что кризис сопровождается ситуационными реакциями, каждая из которых имеет свои психологические особенности. Переживание кризиса определяется психологической устойчивостью личности. На основании диагностики выраженности ситуационных реакций и психологической устойчивости личности можно принимать меры как по профилактике психологических кризисов в жизни человека.
Ключевые слова: психологический кризис, переживание, психологическая устойчивость, ситуационные реакции, профилактика, диагностика.
S.V. Dukhnovsky Kurgan State University
AN EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL CRISIS AND SITUATIONAL REACTION PERSONALITY
Annotation. The article discusses the problem of the psychological crisis experienced by the personality. It is shown that the crisis is accompanied by situational reactions, each of which has its own psychological characteristics. The psychological crisis experience is determined by the psychological resistance of an individual. Depending on the diagnosed severety of the situatonal reactions and psychological stability of the personaliti measures for preventing the psychological crisses in human life can be taken.
Key words: psychological crisis, experience, psychological stability, situational reaction, prevention, diagnosis.
Из всякого трудного положения выйдешь, если только вспомнишь что живешь душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете
Л. Толстой
Жизнь человека представляет собой последовательность событий, одни из которых не являются существенными для развития, а другие становятся поворотными пунктами в его судьбе. Именно эти последние и называются критическими жизненными событиями, приводящими к переживанию пси-