музыкально развитых» [4, с. 531-532]. Кировские мастера постоянно совершенствовали бархатное и насыщенное звучание гармоники. Для сохранения широкого и выразительного диапазона звучания инструмента количество клавиш было увеличено до двенадцати. Для более яркого и интенсивного звучания стали выпускать двухголосые гармоники с настройкой «в розлив». Кроме того, гармоники стали снабжаться регистровыми движками, позволявшими менять окраску и силу звука за счет отключения или включения голосов в различных комбинациях. В верхней части левого корпуса были добавлены два колокольчика, звучно звеневших при нажиме особого рычажка. Также при смене направления движения меха левая сторона гармони звучала по-разному: при разжиме звучал тонический бас-аккорд, при сжиме - доминантовый.
Стоит отметить, что к отличительным чертам вятской гармоники относились и ее нарядный внешний вид, и особая прочность. По словам М. Шатрова, опубликованным в газете «Вятская правда» за 1934 г., вятская «игрушка» служит вдвое больший срок чем, например, тульская: «Играя на ней, можно не стесняться в смысле особой осторожности обращения с ней. Во время зимнего деревенского раздолья она одинаково звучна как на морозе при игре на улице, так и в жарко натопленной избе, летом - и в сухую, и в ненастную погоду» [4, с. 530-531].
Список литературы:
1. Воронова Е.В., Десяткова О.В. Культурная среда Вятки XVI - начала XX в.: учебное пособие. - Киров, 2012. - 128 с.
2. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. -Киров, 2010. - 192 с.
3. Народные промыслы и ремесла Вятки / Вступ. слово Н.И. Шаклеина; худож. оформ. Т.В. Коршунова. - Киров, 2006. - 23, [1] с.
4. Энциклопедия земли Вятской. Т. 10. Ремесла. - Киров, 2000. - 562 с.
ДЕГРАДАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОКУШЕНИЯ НА САМОБЫТНОСТЬ РОССИИ
© Пеньков С.В.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В статье анализируются проблемы массовой культуры современной российской молодежи. На примерах различных жанров автор показывает негативное влияние на культурное наследие России и различные пути решения данной проблемы.
Ключевые слова массовая культура, молодежь, общество.
* Студент Историко-филологического факультета.
В современном обществе культура приобрела массовый характер. В науке появился такой термин как «массовая культура». В чем заключаются ее особенности и в чем же ее недостатки?
В определении культуры как массового явления также можно проследить и явление доступности. Наверное, каждый имеет дома телевизор, радио, очень многие граждане пользуются интернетом. Молодежь посещает различные клубы, кинотеатры, концерты. В общем, у массовой культуры есть важная функция - функция развлечения. Кинотеатры, клубы, телевидение, интернет - все это в наши дни является незаменимыми атрибутами жизни общества. В связи с глубоким проникновением массовой культуры во все сферы общества выявляется огромное количество проблем от вседозволенности до полной деградации.
Рассмотрим проблемы, связанные с музыкальной культурой.
1. Поп-культура - на сегодняшний день является самой популярной среди молодежи.
В большинстве песен данного жанра присутствуют определенные поведенческие стереотипы. Как правило, в этих песнях создается образ идеального мужчины или идеальной женщины. Люди, слушая такие песни, на подсознательном уровне, т.е. сами того не замечая, берут за критерии оценивания других людей как раз эти стереотипы. Зачастую происходит так, что люди, выбирающие таким образом партнера, вообще никогда не смогут завести семью. Вся проблема заключается в «сказочности» таких стереотипов мышления. Еще одна проблема - иллюзия счастья. В песнях такого типа говорится о том, что все и всегда будет хорошо. Такой подход призван отвлечь людей от повседневных проблем. С одной стороны, такие песни некий способ релаксации. Но с другой стороны, способ «запудрить людям мозги», что «приводит к упрощению реальности» [3, с. 258]. Если в государстве уровень жизни низок, слушая такую музыку, у людей создается впечатление того, что все хорошо. А если все хорошо, зачем тогда заботиться о благосостоянии своей страны? Главная проблема - замена ценностей на так называемые ложные.
Но не все поп-звезды пропагандируют ложные ценности. Есть действительно стоящие песни уважаемых музыкантов этого жанра. В таких песнях традиционные и вечные ценности занимают свое законное первоначальное значение. Все знают великие песни Майкла Джексона.
2. Рок-культура - занимает второе место по значению и месту среди молодежи, а также не последнее место среди более старших поколений, рожденных в 1960-1970-е годы.
Наверное, рок-культура является самой проблемной и демократичной. А демократичной потому, что в песнях можно нести любую информацию, и за это тебя не будут наказывать. К примеру, Black metal (англ. «чёрный метал»). Огромное количество религиозных течений организовывают группы
этого жанра для пропаганды своих ценностей в народе. Большинство из них имеют антихристианскую направленность. Во многих группах прослеживаются черты сатанизма и садизма. Удивительно, но такое беспрепятственно развивается в структуре массовой культуры. При этом очень любопытной является отговорка, некоторые такие объединения говорят, что им совершенно не нужна коммерциализация, и они не хотят вступать в массовую культуру.
Рассмотрим теперь жанры Thrash (англ. бить, молотить, крошить) и Groove metal (иногда встречается название пост-трэш). Характерными их чертами являются темы агрессии, насилия, острых социальных проблем. В таких песнях часто слышны призывы к разрушениям, издевательствам и ненависти к другим людям. Еще одна проблема - иллюзия всемогущества. Другими словами, в некоторых песнях создается атмосфера «будь выше всех». Также можно добавить и проблему «хождения по головам других людей». Характер таких песен подразумевает примерно следующий смысл: для достижения своей цели будь эгоистом, преступай закон, позволь себе полную свободу действий. Отсюда могут возникнуть социальные конфликты, приводящие к непредсказуемым последствиям. Наверное, единственная положительная черта - реализм. Не все так замечательно, но не все так предельно плохо.
А теперь о самом неприятном. В Нидерландах и некоторых других Европейских странах существуют металл-группы, о которых лучше не знать. Но я все же познакомлю Вас с их «творчеством». Их жанр называется Grind-core (англ. grind - «молоть»).
Песни грайндкора крайне трудны для восприятия неподготовленным слушателем, далёким от экстремального метала и хардкора. Для неподготовленного слушателя грайндкор скорее принадлежит к шуму, чем к музыке. По длине песни обычно короткие, часто меньше минуты.
Тематика песен колеблется в зависимости от направления Grindcore:
1. Панковски социально-направленные песни, в которых, как правило, повествуется о социальных, экологических и политических проблемах, пропагандируются идеи анархии, антикапитализма, феминизма, пацифизма, сопротивления дискриминации, антифашизма.
2. О болезнях, человеческих внутренностях и всевозможных изощренных способах их добыть, либо о жесткой порнографии, садомазохизме вперемежку с другими сексуальными отклонениями, или о фекалиях, моче и испражнениях.
3. А также обо всем другом, о чём в общепринятой музыке просто невозможно было бы петь - остальные направления грайнда [1].
И в этом заключается деградация современной культуры. Ну разве можно представить что в Европейских государствах существуют такие нечеловеческие направления в «культуре»? Ведь язык не повернется назвать это
культурой в прямом смысле. Прославленная на весь мир демократия защищает такие шизофренические идеи и поддерживает их в массовой культурной среде. Безусловно, психически-адекватные люди такое слушать никогда не будут, но сам факт того, что это разрешено публично просто шокирует.
И тут сразу следует сделать оговорку: не все жанры рок-музыки несут антисоциальный, а порой и античеловеческий характер. Существуют довольно приличные рок-группы, которые предпочитают исполнять добрые, лиричные, призывающие к объединению, возвышающие чувства патриотизма песни. К таким группам можно отнести Nickelback, Scorpions, Bon Jovi...
3. Рэп-культура - одно из самых известных музыкальных направлений среди молодежи.
Можно ли считать рэп-культуру культурой? Я не вижу тех критериев, по которым можно было бы оценить рэп как жанр музыки. Присутствие рифмы в словах не дает рэпу право называться музыкой. Отбивание ритма тоже не является великим достижением в области искусства. А ведь это основные составляющие рэп-музыки. Сразу же замечу, что некоторые рэперы используют в своих произведениях гитару и фортепиано, а иногда и скрипку. А эти инструменты являются музыкальными. Так что вопрос по отнесению рэпа к одному из жанров музыки спорный.
Здесь проблема в основном одна - преступность. В таких песнях, как правило, присутствует нецензурная брань, призывы к изменению образа жизни. Большое количество таких групп посвящают свои песни криминалу: наркотики, токсические вещества, курение, алкоголь, беспорядочные половые связи, убийства - все это для некоторых известных рэперов хорошо. Они считают это нормой и не скрывают своего положительного отношения. Термин «мусора» по отношению к органам охраны правопорядка просто возмутителен. Те люди, которые защищают народ, помогают гражданам своей страны, чем-то не угодили представителям рэп-культуры. Понятно чем -охраняют страну от криминала, который не чужд людям с такими взглядами на жизнь. Это конечно деморализует общество. Но самое страшное, заключается как раз в доступности этого жанра. А это значит, что любой ребенок может столкнуться с этим. Вследствие чего в современном обществе психическое состояние детей, мягко говоря, неудовлетворительное. Ведущими ценностями для детей становятся: как рано он(а) начал(а) курить, сколько различных матов он(а) знает, и кто как умеет драться. Все более опасными среди подростков возникают проблемы ранних половых связей. Такая ситуация «недопустима и может принести большой ущерб» [4, с. 26], а говорить о полезности этого жанра музыки для общества не приходится.
Давайте теперь поговорим немного о киноискусстве.
Рассмотрим один из самых известных жанров - боевик (фантастический боевик не рассматриваем). Что в нем полезного? Наверное, это только пустая трата драгоценного времени. Сюжет, как правило, примитивный, неин-
тересный и однообразный. Что-то украдено, кого-то похитили, или мир на грани ядерной войны. Непрекращающиеся конфликты, насилие, преступность и т.д. Появляется один герой, который попадает в бесконечные перестрелки с полчищами врагов, постоянно выходя сухим из воды. Опять появляется иллюзия всемогущества. При этом герой всегда приходит из США. Создается впечатление, что Америка - страна героев.
Еще один жанр - комедия. Я ни в коем случае не имею в виду классику жанра, например, «Бетховен», или «Один дома», или советские комедии. Но некоторые новые фильмы, созданные на Западе, стирают границы между мужчиной и женщиной. И вроде бы в шуточной форме, легко так, иронично. Но корень уходит очень глубоко. Речь идет о замене традиционных ценностей ложными. Да еще каких! То, что заложено Богом с самого начала рождения человечества пытаются сейчас если не уничтожить, то как бы отодвинуть на второй план. Дескать, это не самое важное, какая разница - мужчина ты или женщина. А вроде смешно, комедия все-таки.
А если посмотреть фантастику - то просто так и думаешь: фантастика! Вторжение инопланетян - американский супергерой, конец света и постапокалиптическое время - опять американский супергерой, миссия по спасению космоса - снова американский супергерой. И даже, казалось бы, российскую катастрофу должны разрешить русские, но как бы не так - и здесь американский супергерой. Одним словом - фантастика.
И здесь возникает проблема всеобщей доступности. Ребенок зашел в интернет, наткнулся на рекламу фантастического фильма, решил посмотреть, а потом думает - что Америка великая нация, спасающая весь мир от несуществующего врага.
Про нынешние мультсериалы даже говорить не хочется. Взять любой американский - навязывание поведенческих стереотипов, стандартизация мышления, подмена ценностей. Транслируют мультсериал про чародеек, которые почти не имеют одежды, показывают бесконечную ненависть и ярость врагу, беспощадно разделываются со всеми неугодными. Образ женщины в мультсериале для детей искажен до неузнаваемости. Ну разве может существо прекрасного пола жестоко избивать, убивать каждого кто ему не угоден? Разве у женщины нет чувства стыда, и она должна ходить обнаженной? Разве может девушка кого-то яростно ненавидеть? Это еще полбеды. Например, посмотрим мультфильм «Белоснежка» американского производства. В нем есть сцена, где главная героиня катается на тележке, распевая какую-то песню. Ее тележка проезжает мимо рынка, где стоит не красивая женщина, одетая в какие-то обноски, при этом она держит своих детей подмышкой! И двадцать пятый кадр добавляет неясности - дети это или все-таки свиньи. А главная героиня смотрит на это свысока. У нее нет детей, она молода, красива и свободна. Мораль здесь такова: «Хочешь быть страшной и нищей? Рожай детей. Ну а если хочешь быть красивой, свободной и вечно
молодой, зачем тебе они?». Сильнейший удар по детской психике, не правда ли? В этом году на российском телевидении появился телеканал Мульт. Его особенностью является показ только отечественных мультфильмов, которые на первое место всегда ставят доброту, любовь и единение. Это должно повысить конкурентоспособность отечественного производства фильмов для детей и уменьшить пропаганду псевдоценностей, навязываемых Западом.
Посмотрим на информационное поле в интернете. Бесконечные рекламы и рассылки спамов делают работу в интернете крайне неуютной. И во всех рекламах одно и то же: проблема лишнего веса, проблемы в половой жизни, звездные сплетни, рекламирование каких-то совершенно бесполезных товаров и т.д. Детям интернет доступен также как и взрослым. Но в отличие от взрослых людей, ребенок не имеет устоявшейся позиции в тех или иных вопросах. Соответственно и рекламы влияют на детей. При этом никто не несет за это никакой ответственности, никто не хочет просто взять и устранить этот весь информационный хлам. Также большую проблему представляют социальные сети. Они созданы для общения между людьми, в чем, безусловно, есть свои положительные черты. Однако это общение далеко не всегда можно назвать корректным. Проблема в безнаказанности. Это значит, что каждый может написать про человека абсолютно все, что думает. За оскорбления, клевету и ложь никто не собирается наказывать.
Плавно перейдем к онлайн-играм. Психика человека устроена так, что ему лучше живется, когда у него все получается, и нет никаких проблем. На этом многие онлайн-игры и построены. Заходишь в игру, а там много денег, собственный дом, машина, семья. Человеку нравится эта среда, и он как бы отключается от современного мира и повседневных проблем. Рассмотрим несколько жанров компьютерных игр.
Итак, симуляторы. Многим известная онлайн-игра Sims 4. Некий симу-лятор жизни: семья, работа, потребности человека и т.д. А если в игре есть работа, семья, машина и дом, то зачем человеку идти на настоящую работу, заводить настоящую семью? И это большая проблема. В той же самой игре возможны однополые связи, что еще сильнее разваливает истинные, вечные ценности.
Посмотрим на стрелялки (шутеры). Масса врагов, куча оружия и «бесконечное веселье». А потом у нас на улицах всякие «помазуны» стреляют, считая, что идет продолжение той игры, в которой ты перешел на новый уровень.
Взглянем на логические игры. Например, «Сокровища Монтесумы». Вроде игра красочная, интересная и развивающая. Но именно в этом и кроется проблема. Игра хорошая, хочется зайти в нее снова и снова, откладывая настоящую жизнь «на потом». Элементарный пример зомбирования.
Еще один пример - гонки. Да, это адреналин, скорость и высокий интерес. А сев за руль настоящей машины человек решает поэкспериментировать, отсюда огромное количество ДТП.
Разработчики игр зачастую пишут о полезности своих «детищ» для народа. Шутеры - весело, логические игры - развивающие, симуляторы и стратегии - крайне интересно. Однако полезность такого вида развлечений весьма сомнительна. А создателям игр наплевать на последствия. Им нужна только прибыль.
А теперь самый возмутительный пример. Компьютерная игра, целью которой является уничтожение человечества! Создаешь свой вирус, пускаешь в мир, ждешь, пока все люди погибнут. И, внимание! Не этот ли способ является ведущим в роли уничтожения российского населения - заражение игроманией и компьютерными вирусами? Другими словами, играя в уничтожение человечества, ты вкладываешь некий вклад в настоящее его уничтожение через деградацию.
А теперь обратимся к книге. В современном обществе классическая литература совершенно не ценится, особенно у молодежи. А жаль. Классическая литература - пример бессмертия главных устоев жизни и их проблем. Сейчас гораздо интереснее читать фантастические повести с элементами откровенной эротики. Вся проблема заключается, опять же, в общедоступности. Любой ребенок может получить этот неконтролируемый поток информации. Другая проблема - фальсификация исторических данных. Многие современные романы написаны в историко-фантастическом стиле. При этом автор не несет ответственности за содержание своего произведения и имеет право писать, что посчитает нужным, пользуясь полной свободой слова.
Еще один возмутительный пример. Евровидение 2014. Его победителем стала «бородатая женщина» Кончита Вурст. В Китае по новостным каналам ее лицо было закрыто черным квадратом, а в России запретили такие гей-парады. Несмотря на резкое осуждение, этот человек все-таки стал победителем - оно и понятно - австрийский трансвестит нашел поддержку в демократическом правительстве Европы. К слову, наши девушки сестры Толмачевы заняли лишь седьмое место.
Все вышеперечисленное должно работать (по мнению Запада) исключительно на уничтожение самобытной культуры России. Но тут есть парадокс. Все это направленно на развал общечеловеческих ценностей, подгон под себя культуры всего мира, неправильного хода глобализационных процессов, но никак не на конкретный развал русской культуры. И здесь есть еще один аспект. Это делается против России, а страдает весь мир. При этом нашей стране не нанесут серьезного морально-психологического вреда. Традиционные ценности, которые «создают своеобразие ядра внутренней позиции человека» [2, с. 72] и устои России останутся нетронутыми.
Зачем Западу нужна такая политика? Ответ предельно прост - сломить Россию. Гитлер говорил: «Необходимо свести славян до языка жестов. Никакой гигиены. Никаких прививок. Только водка и табак» [5]. США вместе с Европой давно перещеголяли идеи Гитлера. Широко известен план А. Дал-
леса, направленный на полный развал российской самобытной культуры, а, следовательно, и на сломление сопротивления. Американцы считают эту миссию священной и по сей день. Однако их мечтам не суждено сбыться -«самый непокорный народ» [5] останется непокоренным. И этот народ -народ России.
Список литературы:
1. Грайндкор. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.oig/wiki/%C3%F0%E0%E9%ED%E4%EA%EE%F0 (дата обращения: 27.04.2014).
2. Иллензеер Д.Н., Маланичева С.А. Формирование социально-экологических ценностей школьников в процессе изучения истории // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 31 октября 2013 г.: в 26 частях. Ч. 4. - Тамбов, 2013. - С. 71-72.
3. Мальцева Н.Н. Причины появления мифов в науке // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 1-2. -С. 258-259.
4. Пеньков В.Е. Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре // Дискуссия. - 2013. - № 2 (32), февраль. - С. 25-27.
5. Теория «золотого миллиарда» или план Даллеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aviatoru.at.ua/forum/96-634-1 (дата обращения: 27.04.2014).