Научная статья на тему 'Деформация структуры социальной идентичности как фактор риска формирования алкогольной зависимости'

Деформация структуры социальной идентичности как фактор риска формирования алкогольной зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ФАКТОР РИСКА / КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / SOCIETY IDENTITY / ALCOHOL ADDICTION / RISK FACTOR / CORRECTION OF SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышева А. В.

В статье рассматриваются особенности деформации структуры социальной идентичности в качестве фактора риска формирования алкогольной зависимости на примере девушек, злоупотребляющих алкоголем. Также представлена программа коррекции социальной идентичности, ориентированная на лиц, находящихся на стадии предболезни. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article we consider the peculiarities of the deformation of structure of social identity as a risk factor for the formation of alcohol addiction on the example of women who are alcohol addicted. There is presented a program of correction of social identity for those who are close to the addiction stage.

Текст научной работы на тему «Деформация структуры социальной идентичности как фактор риска формирования алкогольной зависимости»

А.В. Чернышева

Деформация структуры социальной идентичности как фактор риска формирования алкогольной зависимости

В статье рассматриваются особенности деформации структуры социальной идентичности в качестве фактора риска формирования алкогольной зависимости на примере девушек, злоупотребляющих алкоголем. Также представлена программа коррекции социальной идентичности, ориентированная на лиц, находящихся на стадии предболезни.

Ключевые слова: социальная идентичность, алкогольная зависимость, фактор риска, коррекция социальной идентичности.

Алкогольная зависимость является одной из наиболее распространенных форм химической зависимости. В 2010 г. показатель учтенной распространенности алкоголизма в России составил около 1,5% общей численности населения. 40% всех взрослых, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, составляют женщины [4]. Данная проблема длительное время исследовалась в большей степени с медико-биологической точки зрения, как узко медицинская, психологических исследований в настоящее время недостаточно.

Алкоголизм - это прогредиентное заболевание, возникающее в результате систематического употребления алкоголя, характеризующееся патологическим влечением к алкоголю, приводящее к стойким соматонев-рологическим расстройствам и психической деградации, нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием [5].

Термин «алкоголизм» имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом [3].

Развитию алкоголизма предшествует бытовое пьянство. Бытовое пьянство - эпизодическое или систематическое употребление либо злоупотребление алкоголем, при котором отсутствует патологическое влечение к алкоголю. Продолжительность периода бытового пьянства до появления симптомов алкоголизма от 1-2 до 15 лет и более [5].

Понятие болезни используется для характеристики состояний, которые уже не выглядят нормальными: изменения в самочувствии, боль,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

дискомфорт; изменения в поведении по сравнению с нормальным, обычным поведением субъекта; изменения в работоспособности [5].

Развитие состояния алкогольной зависимости представляет собой движение по континууму от точки здоровья к точке болезни. На стадии предболезни (бытового пьянства) состояние человека характеризуется отсутствием психического и физического влечения к алкоголю, соматические и психические изменения наступают только в период опьянения.

Ряд авторов указывает на важную роль нарушения идентичности в формировании предрасположенности к алкогольной зависимости, нарушение идентичности также является неизбежным следствием алкоголизации [2]. Идентичность - это сложный феномен, «многослойная» психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания [6].

Социальная идентичность, являясь целостным образованием, выполняет адаптационную, ориентировочную, структурную, целевую и экс-тенциальную функции [2]. С помощью социальной идентичности субъект приспосабливается к новым социальным условиям, ищет свое место в социальном пространстве, придает структурность и упорядоченность собственному Я, строит модель своего поведения, осуществляет осмысление и прогнозирование собственной сущности.

Социальная идентичность активно конструируется субъектом, оказывающимся в ситуации пересмотра своего места в социальной среде в ходе взаимодействия, социального сравнения, и является когнитивно-мотивационным основанием восприятия индивидом новых социальных ценностей [3]. В этом плане способность человека быть активным деятелем своей жизни определяет его субъектность.

В нашей работе мы опираемся на структуру социальной идентичности на основе концептуальной модели Н.Л. Ивановой. Структура социальной идентичности представляет собой совокупность устойчивых связей между компонентами идентичности, которые обеспечивают ее целостность и тождественность самому себе. В нее включаются когнитивные (знания принадлежности к социальным общностям), а также мотивационно-ценностные компоненты, в которых проявляется единство активизирующего, оценочного, смыслового и регулирующего функционального значения идентичности. Идентичность - это не природное качество, оно развивается и формируется в процессе всей жизни человека [2].

В работах Дж. Марсиа дано описание четырех видов идентичности, свойственных подростковому и юношескому возрасту [1]. Марсиа в первую очередь выделяет «реализованную идентичность», когда подросток перешел критический период и становится способным оценивать

свои будущие выборы, решения, исходя из собственных представлений. Стадия «Мораторий» рассматривается как наиболее критический период формирования идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Стадия «Диффузия» характеризуется практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. И наконец, четвертый тип идентичности, который Дж. Марсиа описывает как «Предрешение», в этом случае подросток хоть и ориентирован на социальное самоопределение, но при этом руководствуется исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие [1].

Подростковый возраст часто оказывается периодом начала употребления алкоголя. Как правило, часто причиной первой пробы алкоголя становится желание «быть в компании», интерес и желание не отрываться от сверстников. Частое употребление алкоголя становится основанием деформации структуры социальной идентичности, нарушения отношений с окружающими. Вместе с тем, нарушение социальной идентичности, изначальная несформированность целостного представления о себе, своих целях, ценностях и убеждениях, ощущение тревоги, беспомощности, страха становится одним из факторов риска в формировании химической зависимости. Происходит снижение адаптации, неспособность самостоятельно регулировать свою деятельность, появляется чрезмерная конформность и излишняя зависимость от мнения окружающих в оценке себя.

Исследование проводилось на базе Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы. В исследовании приняли участие девушки в возрасте от 17 до 25 лет. Все испытуемые находились на стадии предболезни (бытовое пьянство) -18 человек.

Для решения задач исследования мы использовали следующие методы.

1. Анализ продуктов деятельности (работа с медицинскими картами испытуемых).

2. Определение социальной идентичности: проективная методика «Кто Я»; «Личностная и социальная идентичность» В. Урбановича; тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.

3. Выявление уровня социально-психологической адаптации: методика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

4. Обработка данных проводилась с помощью количественных методов; пакета 8ТЛТ18Т1СЛ 6.0; корреляционного анализа.

Полученные данные позволяют нам говорить о том, что у испытуемых обнаруживается внутренняя дезинтеграция в таких жизненных сферах,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

как «Я и общество» - 3,17; «Моя работа, учеба» - 4,44; «Мое здоровье» -4,67 и «Мой внутренний мир» - 5,39. В жизненной сфере «Я и общество» 66,67% человек отметили низкие значения, что показывает их неудовлетворенность свои социальным местом в обществе, неопределенность положения. Низкая удовлетворенность своим «внутренним миром» свидетельствует о дефиците внутренних ценностей.

В результате контент-анализа результатов проективной методики «Кто Я» обнаруживается кризис социальной идентичности у 44,44% испытуемых, который выражается в состоянии поиска и неопределенности, ответах, отражающих негативное отношение к себе, в прилагательных об отсутствии объективных представлений о себе, о своих способностях, использовании большого количества формальных описаний себя. Характерна оценка себя через амбивалентные или диффузные суждения.

Самоотношение в группе испытуемых, находящихся на стадии пред-болезни, имеет следующие особенности. В ходе экспериментального обследования получены низкие значения по шкалам: «самоуважение» (45,93%); «аутосимпатия» (40,17%); «самоуверенность» (48,78%); «само-последовательность» (49,91%). Вместе с тем, характерны высокие показатели по таким шкалам, как «самоинтерес» - 87,7%, «самообвинение» -62,98% и «ожидаемое отношение от других» - 58,65%.

Корреляционный анализ показал наличие значительных обратных связей в экспериментальной группе по таким параметрам, как «отношение других» и «самообвинение»; а также прямых умеренных связей между такими параметрами, как «моя работа» и «ожидаемое отношение от других»; «мое здоровье» и «самопоследовательность»; «общий уровень интеграции» и «моя семья», «мое здоровье», «я и общество»; «ожидаемое отношение от других» и «я и общество».

Полученные данные позволяют нам говорить о том, что у девушек, находящихся на стадии предболезни, увеличивается уровень самообвинения в случае негативного отношения к ним окружающих. Чем выше уровень самооценки удовлетворенности своим здоровьем, отношениями в семье, а также положением в обществе, тем выше общий уровень самооценки. Постоянное ожидание общественных оценок и мнения влияет на их удовлетворенность собственной работой или учебой, оказывается важной характеристикой при самооценке удовлетворенности своим положением в обществе.

Обращает на себя внимание снижение уровня социально-психологической адаптации (среднее значение в экспериментальной группе по данному критерию 43,46%). Высокие значения по шкалам: «уровень приня-

тия себя» - 69,03% и «уровень принятия других» - 69,91%. Отношение к окружающим оценивается как ценностное и уважительное, что, в свою очередь, свидетельствует о высокой значимости социального окружения. Незначительное стремление к доминированию (при уровне общей склонности доминировать 47,84%) показывает преобладание конформных качеств, желание быть в компании, но не в роли лидера, а больше занимать пассивную личностную позицию.

Таким образом, в процессе нашего исследования группы девушек, находящихся на стадии предболезни, мы выявили следующие характерные тенденции: внутренняя дезинтеграция в таких жизненных сферах, как «Моя работа, учеба», «Мой внутренний мир»; низкая удовлетворенность в сферах «Мое здоровье» и «Мой внутренний мир»; наличие индикаторов кризиса социальной идентичности: описание себя в негативных, формальных или амбивалентных высказываниях, наличие диффузных состояний, неопределенности и состояний поиска. Описанные особенности свидетельствуют о преобладании негативной социальной идентичности, что характеризует неадаптивное состояние девушек на стадии предболезни.

Наша программа коррекции социальной идентичности ориентирована на лиц, находящихся на стадии предболезни, и не относится к условно здоровым субъектам или лицам, имеющих сформированную алкогольную зависимость.

Программа развития социальной идентичности должна опираться на развитие целостного представления о себе и своих способностях. Данную программу необходимо проводить в групповых условиях, т.к. группа дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы. В процессе прохождения групповых занятий участник группы может овладеть конструктивными навыками и способностями решения задач и проблем в следующих областях: психологическая адаптация к условиям среды; развитие творческой активности и самовыражения; коммуникация (межличностные и социальные отношения); социальная успешность; прояснение собственных потребностей, ценностей, позиций.

Каждое занятие включает в себя два блока: информационный - раскрытие содержания знаний и навыков, которые стремится донести ведущий до участников; развивающий - формирование и закрепление эффективных навыков в конкретных ситуациях на занятии и перенос их на повседневную жизнь участников.

Рекомендуется в программе применять методы саморегуляции и естественной регуляции. Они являются наиболее доступными в качестве

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

профилактических мер. Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Принципы построения программы:

1) применение разнообразных методов (ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техника и приемы саморегуляции);

2) создание условий доверительной обстановки, принятие ответственности участниками за себя и за других, оказание поддержки участникам, взаимодействие перед действием;

3) обсуждение происходящих изменений;

4) добровольное участие в программе и конфиденциальность полученных сведений.

Принципы реализации программы:

1) принцип активности участников (члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников);

2) принцип исследовательской позиции участников (члены группы сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы);

3) принцип объективации поведения (поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективный; при этом средством объективации является обратная связь, которая подается с помощью других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему);

4) принцип партнерского общения (взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга);

5) принцип «здесь и теперь» (члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту);

6) принцип конфиденциальности («психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников).

В психологической программе развития социальной идентичности необходимо повышать уровень осознания, понимания и оценки жизненных событий; развивать ресурсы личности и навыки стресс-преодоле-вающего поведения, формировать стратегии эффективного поведения и понимания себя как личности.

г

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

2. Иванова Н. Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. Новосибирск, 2007.

4. Кошкина Е.А. Распространенность злоупотребления психоактивными веществами и его последствия // Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование организации и оказания наркологической помощи населению». М., 2011.

5. Погосов А.В. Проблемы наркологии (лекционный курс). Курск, 2004.

6. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2001.

113

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.