УДК 551.58: 556.16: 556.18.01
Э. К. Зэу1рбек
Д.т.н., профессор (РГППХВ «Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева»,
Астана, Казахстан)
ДЕФИЦИТ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?
Аннотация. Проанализированы современное состояние, проблемы планирования, прогнозирования, использования и охраны водных ресурсов при удовлетворении обязательных затрат воды для природных комплексов в Республике Казахстан. Рассмотрена необходимость внедрения рекомендаций «Сценария устойчивого развития государственного гидрологического института» СУР ГГИ (Россия) во всех отраслях экономики, в том числе прогрессивных технологий и водосберегающих мероприятий в орошаемом земледелии. Приведены результаты оценки водных ресурсов, суммарного водопотребления и водохозяйственного баланса при различной водности в настоящее время и на перспективу при условии внедрения мягкого и жесткого вариантов экономии воды. Даны возможные объемы экономии воды в отрасли орошения, уровни уменьшения водопотребления и возможные создаваемые резервы водных ресурсов для развития отраслей экономики на 2030 и 2050 годы.
Ключевые слова: водохозяйственные районы, поверхностные водные ресурсы, обязательные затраты воды, суммарное водопотребление, водообеспеченность, стратегия и методология водообеспечения, укрупненные расчеты, себестоимость сельскохозяйственной продукции, водосберегающие мероприятия.
Если водные ресурсы Казахстана в 1960-х годах оценивались в 115,0 км /год. то в 2010-х годах были равны 100,5 км7год. Водные ресурсы трансграничных рек, поступающие на территорию Казахстана, непрерывно сокращаются. Так, если в 1960-х годах их поступало 54,6 км3, то в 2010 году - 44,0 км3 и в перспективе они могут составить 29,4 км7год. Водные ресурсы рек в маловодном году (р=75%) в 2010-х годах были 75,4 км7год, а в перспективе могут быть - 63,8 км7год. Обеспеченность отраслей экономики водными ресурсами следует определять не на средне-многолетний сток и не на маловодный год, а на приведенную обеспеченность удовлетворения потребности в воде водохозяйственного комплекса, развиваемого в настоящее время и на перспективу. Для большинства бассейнов рек приведенная обеспеченность удовлетворения потребности в воде ближе к водности катастрофического маловодного года.
Обеспеченность отраслей экономики в комплексе с требованиями природных комплексов к водным ресурсам в годы средней водности уже в 2000-х годах не удовлетворялась в бассейнах рек Шу-Талас, Нура - Сарысу и Арало-Сырдариинском, а в 2010-х годах дефицит воды наблюдались во всех регионах. В маловодный год (р=75%) дефицит стока отмечался во всех бассейнах рек, общий объем нехватки воды по расчетам равен 21,3 км3 воды в год, в перспективе она будет возрастать. В противовес в многоводные годы поступление воды на территорию Казахстана по трансграничным рекам может резко повышаться из-за несогласованности деятельности по управлению водными ресурсами. Например, из-за энергетического режима эксплуатации Нарын-Токто-гульского каскада водохранилищ.
Наряду с сокращением водных ресурсов происходит нарастание загрязнения водных источников. Отрасли экономики, расположенные на нижних участках рек, получают высокоминерализованную воду, иногда даже непригодную для орошения сельскохозяйственных культур. Так, на участках Кзылкумского массива орошения в бассейне реки Сырдария, минерализация воды достигает 1,2-1,9 г/л, тогда как в верховьях не превышают 0,3-0,5 г/л. Природные воды загрязняются также растворимыми и нерастворимыми загрязняющими веществами (с паводковыми водами, со стоком горных рек и т. д.), атмосферными осадками, лесосплавом и т. д. Загрязнение сточными водами делает непригодными водоемы для хозяйственного водопользования, в рекреационных целях, для купания и т. д. Водохозяйственный баланс при контроле качества воды должен составляться на катастрофически-маловодный год. Ни в одном водном источнике качество воды не соответствует нормативным требованиям. К одному из видов природоохранных меро-
приятий относится очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью извлечения, удаления, нейтрализации содержащихся в них загрязняющих примесей до установленных нормативов.
Водообесиечение отраслей экономики для создания продовольственной безопасности в республике является важной проблемой. В условиях засушливой территории Казахстана этот вопрос приобретает особое значение, так как основным источником водоснабжения являются реки, характеризующиеся рядом особенностей гидрологического режима, определяющих некоторую специфику в проблеме водного хозяйства.
Намеченные в соответствии со Стратегией Республики Казахстан до 2050 [1] года развитие промышленности, сельского хозяйства, рост выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях, повышение степени благоустройства населенных мест за счет увеличения потребления воды в жилищно-коммунальном хозяйстве напрямую связаны с изъятием из источников значительных объемов воды. Основные источники водообеспечения имеют статус трансграничных рек, что еще более усугубляет водохозяйственную обстановку рассматриваемых регионов. Поэтому планирование использования и охрана водных ресурсов должны базироваться на международном сотрудничестве и международной водной юрисдикции. Устойчивое социально-экономическое развитие Казахстана сдерживается множеством проблем в водном секторе. Одна из них - нарушение природного баланса между имеющимися водными ресурсами и потребностями в них. С одной стороны, количество речной воды постоянно сокращается, а с другой —возрастает уровень аккумуляции загрязняющих веществ в поймах рек. В результате продуктивность сельскохозяйственных земель уменьшается, а их продукция не отвечает экологическим требованиям.
Сегодня не разработана стратегия использования воды, увязанная с наличными водными ресурсами и учитывающая требования природных комплексов. Не принимается во внимание загрязнение водных ресурсов. Для бассейнов трансграничных рек не учитываются рост объемов забора воды на перспективу на территориях сопредельных государств и охрана водных ресурсов для каждого водохозяйственного района. Систему возникающих проблем в бассейнах рек можно разрешить, если будут разработаны обоснованные планы развития водного хозяйства в бассейнах рек.
Вопросы развития отраслей экономики и проблемы охраны окружающей среды рассматриваются раздельно, в отрыве друг от друга. Не соблюдаются требования основополагающего принципа Декларации в Рио-де-Жанейро, выдвинутого еще в 1992 году [2]. Основополагающий принцип, предполагает: «Для того чтобы добиться устойчивого развития, охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него». Данное положение можно обозначить как принцип органического единства и взаимосвязи экономики и экологии. Утверждается, что экологически ориентированная экономика означает, что следует отказаться от представления о том, что природные ресурсы неисчерпаемые и природная среда имеет неограниченные возможности к самовосстановлению. Все это четко коррелируется с требованиями Экологического кодекса Республики Казахстан [ 3 ].
В перспективе при сохранении нынешнего темпа развития отраслей экономики Республика Казахстан не в состоянии обеспечить потребности в воде отраслей экономики и сохранить природные комплексы в бассейнах рек в удовлетворительном состоянии, поэтому необходимо предпринимать следующие мероприятия:
1. Разработать долгосрочное межгосударственное соглашение по рациональному использованию и охране водных ресурсов трансграничных бассейнов рек. Предварительно создать научно-методологические основы деления воды.
2. Разработать мероприятия по снижению удельных норм водопотребления в отраслях экономики, в особенности в отрасли орошаемого земледелия в 2 раза и более. В орошаемом земледелии целесообразно рассмотреть возможность перевода водоемких в маловодоемкие культуры; повсеместно внедрять кормовые севообороты; переводить их на производство овощных и бахчевых культур, развивать садоводство, виноградарство с целью обеспечения населения указанными видами продукции; приоритет производства зерновых культур отдать богарному земледелию; ограничить развитие производства технических культур. Нужно привести в соответствие развитие орошаемого земледелия с оросительной способностью водотока. Причем в первую очередь следует создавать условия для сохранения и восстановления природных комплексов в бассейнах рек.
3. Целесообразно развивать прудовое хозяйство и неводоемких или не требующих воду отраслей экономики. Такую задачу нужно ставить на ближайшие 5-10 лет (на 2020-2025 годы), ибо сокращение поступления воды по трансграничным рекам будет происходить быстрыми темпами (будет зависеть от темпов развития отраслей экономики в сопредельных государствах).
Таким образом, основными ключевыми проблемами водного хозяйства являются:
- разработка методологии по осуществлению принципов вододеления и их контролю в бассейнах трансграничных рек; организация сети мониторинговой службы по учету формирования и распределения водных ресурсов с учетом качества воды в бассейне реки; создание службы по контролю и урегулированию положений о делении стока;
- рациональное использование собственных водных ресурсов на территории Казахстана; обоснование оптимального уровня использования водных ресурсов, включающего развитие отраслей экономики и учитывающего оригинальные особенности каждого региона;
- в перспективе всемерно развивать не потребляющие или мало потребляющие воду и не загрязняющие водные ресурсы отрасли экономики, а на ближайшее время всемерно внедрять водосберегающие технологии использования воды во всех отраслях экономики; уточнить и при необходимости обосновать требования к режиму и качеству воды природных комплексов, рыбо-хозяйственных и рекреационных объектов; разработать мероприятия по улучшению качества воды в водных объектах; создать дифференцированные нормативы платы за воду как за природный ресурс и др.
Поэтому расчеты водных ресурсов и водопотребления отраслей экономики, производство сопоставительных расчетов по определению результатов водохозяйственного баланса с учетом уровня загрязнения воды по бассейнам рек Казахстана на различные периоды являются актуальной проблемой. Результаты расчетов дают основание для выработки стратегии использования и охраны водных ресурсов на перспективу.
Водные ресурсы Республики Казахстан составляют 100,5 км3 и распределены крайне неравномерно по территории. Водообеспеченность отдельных территорий, государств оценивается удельным годовым объемом стока поверхностных вод, прогнозных и разведанных запасов подземных вод, приходящихся на единицу территории или на одного жителя. Показатели обеспеченности Казахстана ресурсами поверхностных вод в средний по водности год самые низкие среди стран СНГ ( таблица 1).
Таблица 1 - Показатели обеспеченности Казахстана и сопредельных государств ресурсами поверхностных вод,
тыс. м'/год [ 4]
Показатели Казахстан Узбекистан Кыргызстан Россия
Водообеспеченность: 1 км2 площади 37,6 233 248 248
1 жителя 6,66 7,87 13,9 30,8
Сопоставление водообеспеченности по водохозяйственным районам показывает, что все регионы, кроме бассейна реки Ертыс, являются низко водообеспеченными. К низководообес-печенным районам относятся - Нура-Сарысуский, Тобыл-Торгайский и Есильский (таблица 2).
Анализ показывает, что суммарные водные ресурсы рек Казахстана состоят из водных ресурсов, поступающих по трансграничным рекам и формируемых на собственной территории.
Суммарные водные ресурсы по мере развития отраслей экономики как на территории сопредельных государств, так и в Республике Казахстан постепенно сокращаются. Если, в 1960-х годах суммарные водные ресурсы были равны 115,0 км3 [5], то в 2000-х годах составляли 100,5 км3 [6, 7], а по оценке Турсунова А. А. - 86,1 км3 [8]. Водные ресурсы Казахстана по данным Комитета по водным ресурсам оценивались в 94,205 км3 воды в год. Собственные водные ресурсы, формирующиеся на территории Казахстана, были уточнены и составляют 56,5 км3 [6], вместо 60,4 км3 [5]. В таблице 3 приведены поверхностные водные ресурсы различной водности.
Истощение водных ресурсов к 2010 году по сравнению с 1960 годом, вызванное уменьшением притока воды по трансграничным рекам составило 10,6 км3, а уменьшение собственных водных ресурсов Республики Казахстан за тот же период - 3,9 км3. Вторую часть уменьшения стока еще
Таблица 2 - Обеспеченность водохозяйственных бассейнов поверхностными водными ресурсами, тыс. м3/год [ 4]
Басейновые Суммарные ресурсы Формирующиеся на собственной территории
инспекции на 1 км2 на 1 жителя на 1 км2 на 1 жителя
Арало-Сырдариинская 66,07 6,94 15,80 1,66
Балкаш-Алакольская 65,91 8,07 36,26 4,44
Есильская 10,58 1,32 10,58 1,32
Жайык-Каспийская 20,02 6,05 6,44 1,95
Ертисская 100,60 16,77 77,37 12,90
Нура-Сарысуская 4,55 1,15 4,55 1,15
Тобыл-Торгайская 5,39 1,95 5,39 1,95
Шу-Таласская 26,35 3,94 10,24 1,53
В среднем по PK 37,61 6,66 20,79 3,68
Таблица 3 - Формируемые на территории и суммарные водные ресурсы Казахстана в годы различной водности
(без учета глобальных климатических изменений)
Расчетный год Суммарный сток Из них
формируемые на территории Казахстана поступает извне
В средний по водности год (Р = 50) %
1960 103,5 54,4 49,1
2010 90,4 50,8 39,6
2030 77,3 50,8 26,5
2050 67,5 50,8 16,7
В годы малой водности (Р = 75) %
1960 89,7 47,1 42,6
2010 78,4 44,1 34,3
2030 67,0 44,1 22,9
2050 58,5 44,1 14,4
В годы катастрос )ической малой водности (Р = 95) %
1960 64,4 33,8 30,6
2010 56,3 31,6 24,7
2030 48,1 31,6 16,5
2050 42,0 31,6 10,4
можно объяснить тем, что собственные водные ресурсы были уточнены на основе дополнительных научно-исследовательских работ или выполнением детальных расчетов. Относительно уменьшения притока воды на территорию Казахстана уверенно можно утверждать, что такая тенденция сохраняется.
Сегодня водные ресурсы PK в годы различной водности установлены с определенными условностями, ибо по требованиям нормативных документов расчеты нужно вести на сток рек 50% обеспеченности. На практике водохозяйственный баланс составляется не для года 50% обеспеченности, а на среднемноголетнюю величину стока рек. В таблице 3 приведены результаты расчетов при Cv = 0,30 и Cs = 2Cv. Среднемноголетний сток на: 2010 год - 100,5; 2030 год - 85,9; 2050 год - 75,0 км3. Соответственно в 1960 году - 115,0 км3.
Обязательные затраты воды и суммарное водопотребление. О потребностях в воде водо-потребителей имеются разноречивые данные. Динамика изменения забора воды из водных источников за 2004-2010 годы показывает, что объемы водозабора уменьшались с 26 436 в 2004 году до 21 538 млн м3 в 2010 году. Общее водопотребление (использование воды) - за анализируемый
период колебалось незначительно с 20 204 в 2004 году до 20 856 млн м3 в 2010 году. Водопотребление же на производственные нужды и воды питьевого качества соответственно повысились на 28,3 и 20,9% и составили в 2010 году 5 632 и 751 млн \г воды в год. Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды в отрасли водного хозяйства уменьшился с 8532 в 2004 году до 7899 млн м3 воды в 2010 году, что от общего объема водопотребления на производственные нужды составляет 66 и 60 %. За этот же период увеличились объемы сброса сточных и других вод в поверхностные водные объекты на 42,3% (2010 год - 6017 млн м1). объем нормативно-очищенных сточных вод - на 36,7% (2010 год - 257 млн м1). объем без очистки и недостаточно очищенных сточных вод в 9,6 раз (2010 год - 923 млн м3).
Вместе с тем использование свежей воды в РК за 2003-2010 годы постепенно увеличивалось (36,8%) и составило в 2010 году - 20 856 млн м\ При этом потребности в воде отраслей орошения, обводнения и сельскохозяйственного водоснабжения возросли на 1,1%, производственных нужд -на 41,4% и хозяйственно-питьевых нужд - на 25,0%. С уровнем развития общества объемы забора воды из водных источников повышались. Так, до 1990 годов объемы водозабора интенсивно росли, а в последующие периоды несколько снизились.
Требуемый объем поверхностных вод для обеспечения устойчивости экосистем бассейнов рек Казахстана составляет 69,6 км3, включая транзитный сток по Ертысу в Российскую Федерецию и естественные потери из рек и водоемов [9]. Располагаемые (возможные для использования в других целях) водные ресурсы составляют по среднемноголетнему году 30,9 км3.
Обязательные попуски в концевые участки рек экологические, рыбохозяйственные и другие равны 58,1 км |71. Здесь учтены и потери воды из водохранилищ. В общей сложности экологические, рыбохозяйственные и санитарные попуски можно принять в количестве 40 км3, так как в 2000 году транспортно-энергетические попуски были 8,8 км3, а экологические, рыбохозяйственные и санитарные попуски - 28,8 км3 [6]. Суммарное водопотребление определялось как сумма объемов забора воды и обязательных попусков воды в низовья рек (таблица 4). Сопоставление наличных водных ресурсов и потребностей в воде водопотребителей показывает, что уже на уровне 2010-х годов собственные водные ресурсы РК в полной мере вовлечены в народнохозяйственный оборот.
Таблица 4 - Водопотребление и обязательные затраты стока
Расчетные интервалы В одопотребление Обязательные затраты [10] Из них Суммарная потребность в воде
потери на испарение и фильтрацию эколого-санитарные попуски транс-портно-санитарные
В средний по водности год
1980 28,8 49,8 12,2 28,8 8,8 78,6
2010 20,8 49,8 12,2 28,8 8,8 70,6
2030 28,8 ( принять как в 1980 году) 49,8 12,2 28,8 8,8 78,6
2050 34,6 (увеличен на 20% относительно 2030 года) 49,8 12,2 28,8 8,8 84,4
В маловодный год (Р = 75%) (водопотребление на 10% ниже по сравнению со средним по водности годам по соответствующим периодам). Обязательные затраты [ 10]
1980 25,9 44,1 70,0
2010 18,7 44,1 62,8
2030 25,9 (принять как в 1980 году) 44,1 70,0
2050 31,1 (увеличен на 20% относительно 2030 года) 44,1 75,2
Примечание. Имеются расчеты и на катастрофический маловодный год.
Качество воды. РГП «Казгидромет» осуществляет мониторинг качества воды, а именно определяет до 40 физико-химических показателей качества воды: температуру, взвешенные вещества, цветность, прозрачность, рН, растворенный кислород, БПК5, минерализацию, ХПК, главные элементы солевого состава, биогенные элементы и основные загрязняющие вещества (нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы, пестициды). Загрязняют водные ресурсы рек Казахстана в основном 12 ингредиентов. Наиболее распространенными являются нитриты, соединения меди и цинка, сульфаты, нефтепродукты и фенолы [11]. Однако уровень загрязнения по критерию ИЗВ не отвечает современным требованиям. Необходимо разработать интегральный показатель оценки качества воды.
Для общего представления о качестве воды приведены сведения о загрязнении стока рек в Жамбылской и Алматинской областях (рисунок 1).
—•—Ч*.аиСь11СКсЯ всласть
чг.тчн:. за о^лгсь
_\
1080 1900
1920
'940 1960 1980 2000 2020 Гсды
Рисунок 1 - Динамика изменения качества воды рек в среднем по критерию индекс загрязнения воды (ИЗВ)
в Жамбылской и Алматинской областях
В целом, подтверждается соблюдение «Закона непрерывного развития общества (отраслей экономики)». С развитием отраслей экономики в Республике Казахстан, как и во всем мире, непрерывно растет уровень использования природных ресурсов (постулат Заурбека А. К., 2005), то есть, подтверждается претворение в жизнь закономерности изменения экологической обстановки в биосфере [12]. Итак, подтверждается жизнеспособность принципов закона непрерывного роста уровня использования природных ресурсов и соответственно непрерывного роста уровня антропогенной нагрузки на состояние окружающей среды (закон непрерывного роста использования природных ресурсов, Заурбек А.К., 2005). В стратегии водообеспечения страны должны учитываться аэроландшафтные особенности и перспективные специализации регионов с учетом обеспечения материальных и духовных потребностей нынешнего и будущего поколения людей. На рисунке 2 приведена цель Национальной стратегии водообеспечения страны, разработанная на основе Водного кодекса РК [13].
Дефицит водных ресурсов в республике по мере развития отраслей экономики будет нарастать. Такая проблема возникает, в первую очередь, из-за нерационального использования водных ресурсов, в особенности в отрасли орошения, и, во-вторую очередь, из-за поэтапного уменьшения поступления воды по бассейнам трансграничных рек.
Последняя проблема усугубляется тем, что до настоящего времени не разработана совершенная методология деления воды трансграничных бассейнов рек между сопредельными государствами.
В настоящее время снова поднимаются вопрос о переброске стока сибирских рек в районы Казахстана. Не оспаривая идею о переброске стока, необходимо рассмотреть возможность применения методов системного анализа и правильной постановки проблемы по эколого-эконо-мическому обоснованию эффективности водохозяйственных и водоохранных мероприятий и в том
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ
СТРАНЫ
( ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНОГО ФОНДА )
Раздел ! Использование водных ресурсов
Рисунок 2 - Национальная стратегия водообеспечения страны. Раздел: использование водных ресурсов
числе задач о переброске стока. Проблемы переброски стока должны рассматриваться параллельно с вопросами экономии воды, внутри самого государства. Однако проблемы деления воды трансграничных рек являются самостоятельными. Их нельзя смешивать с вопросами обоснования эффективности мероприятий по экономии воды, с вопросами водосбережения. Вопросы водосбе-режения решаются внутри страны. Эта проблема страны, а не международная. Таким образом, следует установить пределы проведения мероприятий по водосбережению внутри страны в сопоставлении с затратами на переброску стока.
Переброска стока должна проводиться с того момента, когда затраты воды на дальнейшую экономию воды внутри страны становятся выше затрат на переброску стока. Необходимо изучить влияние уровня использования природных и в том числе водных ресурсов, а также уровня загрязнения окружающей среды и водных экосистем на состояние индекса человеческого развития (ИЧС). Например, национальный продукт в РК в долларах США на душу населения в 1995 г. составил 1052,1 с последующим его устойчивым ростом, а в 2010 г. - 9070,0 в долларах США. Продолжительность жизни населения Казахстана в 1991 г. была равна 67,6 лет, наименьшее значение 63,5 года наблюдалась в 1995 г., затем происходил медленный рост и в 2010 г. - 68,4 лет.
В то же время заболеваемость населения растет. Например, число зарегистрированных заболеваний с впервые установленным диагнозом в 1990 г. было равно 50 351,8 на 100 тыс. населения и достигло 58 077,2 случаев - в 2010 г. В Республике Казахстан число больничных коек, приходящихся на 10 тыс. человек населения, составляет 72,4, тогда как в Канаде и Австралии - всего 40. Аналогичные показатели для относительно благополучной в экологическом отношении Кыргызской Республики говорят о том, что, хотя индекс человеческого развития снижался от 0,908 - в 1990 г. до 0,676 - в 1995 г., постепенно повышаясь до 0,719 в 2000 г. (при снижении валового национального продукта от 1160 в 1991 г. до 300 в 1999 г. и в настоящее время примерно 800 $ США), продолжительность жизни населения Кыргызстана в те периоды оставалась практически на одном и том же уровне - 68,5 лет. Вывод: продолжительность жизни и заболеваемость населения больше зависят от состояния окружающей среды, чем от доходов населения.
Анализ использования природных ресурсов показывает, что происходит как истощение, так и загрязнение их. В том числе истощаются и загрязняются водные ресурсы и почвенный покров. Атмосферный воздух интенсивно загрязняется. Необходимо пересмотреть существующий порядок субсидирования. Следует субсидировать мероприятия, повышающие отдачу от использования природных ресурсов. Например, за рост урожайности сельскохозяйственных культур или же повышение отдачи от использования водных ресурсов, которые в свою очередь зависят от улучшения качества и плодородия почвы или же от улучшения эколого-мелиоративного состояния орошаемого массива, или же за мероприятия, способствующие улучшению состояния качества окружающей среды, а не за объемы использования природных ресурсов.
Методологические предпосылки по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Долгосрочной задачей является обеспечение социально-экономического развития государства и при этом сохранение возможности воспроизводства и качества воды на уровне требований нормативного качества вод - «устойчивое водопользование». В решении задач в области рационального использования природных ресурсов приоритетными является подходы, в которых проблемы решаются совместно, то есть проблемы экономики не отрываются от проблемы экологии. При этом следует исходить из условия, что общество отдает предпочтение вопросам охраны окружающей среды [2, 14]. До настоящего времени в концепцию развития водного хозяйства приняты проработки, в основу которых положено полное использование внутренних источников и частичное привлечение ресурсов Ертыса, Волги и Жайыка. Тогда орошаемые площади в Казахстане должны быть 7,7 млн га, в том числе 5,3 млн га регулярного и 2,4 млн га лиманного орошения (НИИ «Гидропроект» им. С.Я. Жука). А по данным НИИ «Средазгипроводхлопок» и РГП «Казгипроводхоз» 5,5 млн га регулярного орошения. Однако, сейчас орошается 1,4 млн га земель, требования природных комплексов удовлетворяются не в полной мере. В свое время были поставлены задачи об уменьшении уровня загрязнения в окружающей среде на 50% к 2010 году и полной ликвидации загрязнения к 2015 году. Однако эти требования в указанные сроки не выполнены и, очевидн,о не выполнимы. Тем не менее нужно пересмотреть перспективы развития отраслей экономики в регионах, обосновать оптимальные уровни использования водных ресурсов в бассейнах рек и установить возможные объемы перебросок стока из сибирских рек и предельные уровни водосберегающих мероприятий.
Проблемы планирования использования водных ресурсов. Они в первую очередь:
1. Зависят от стратегии развития отраслей экономики, которые обоснованы в Стратегиях развития («Казахстан-2020», «Казахстан-2050») [1, 14, 15]. Цель новой системы государственного планирования - координация социально-экономических планов с долгосрочным планированием пространственного размещения, в том числе архитектурно-планировочными документами. Результат - рациональное использование ресурсов государства, бизнеса и населения. Таким образом, прогнозная схема будет являться инструментом реализации Стратегии «Казахстан-2050».
2. Определяют социально-эколого-экономическую эффективность использования водных ресурсов в настоящее время на основе фактических данных о водных ресурсах и водопотреблении отраслей экономики. Предварительно устанавливают фактическую водообеспеченность водопо-требителей при сформировавшихся схемах использования водных ресурсов и уровнях зарегулирования стока. Учитывают уровень удовлетворения требований природных комплексов к режиму и к качеству воды.
3. Устанавливают социально-эколого-экономическую эффективность использования водных ресурсов на перспективу на основе планов развития отраслей экономики. Составляют водохозяйственные балансы и определяют параметры водохозяйственных и водоохранных мероприятий для принятых расчетных периодов в зависимости от различных уровней водности в бассейне реки и уровней развития отраслей экономики. Учитывают глобальные изменения климата и их влияния на количество и качество водных ресурсов, на возможные специализации в отраслях экономики, нормы водопотребления и водоотведения.
4. Проверяют соответствие результатов оптимизационных расчетов и параметров водохозяйственных и водоохранных мероприятий требованиям нормативных документов международного сообщества: Декларации Рио-де-Жанейро (1992) [2]; Европейской директивы (2000) [16], Киотского протокола [17], Рамочной конвенции об изменении климата [18], СУР ГГИ-2008 [19].
Наиболее важные показатели в методологии обоснования социальной, экологической и экономической эффективности природоохранных и водоохранных мероприятий. К первому показателю относится критерий по оценке загрязнения окружающей среды, который определяется на основе анализа критериев оценки уровня загрязнения атмосферого воздуха, водных ресурсов и почвенного покрова. Выбирается наиболее общий. При этом оценка состояния загрязнения окружающей среды устанавливается при помощи интегрального критерия [20]. Оценивается уровень загрязнения и ущербы окружающей среде. Примечание. В перспективе нормативы ПДК будут гармонизированы с европейскими требованиями (задание выдано ГНПО «Казмеханобр») [21]. При учете трех составляющих окружающей среды, рекомендуется ^пдк/пдкнор! = 4,8. В России это соотношение для одной-водной среды принято равным ^пдк;/пдкН0Р1 =1,6.
Второй важный показатель - критерий социально-эколого-экономической эффективности [20].
Однако к перечисленным проблемам в среднесрочный и в особенности в долгосрочный период добавляется глобальная проблема потепления климата [22] или же его похолодания [23]. Как отмечено, до сегодняшнего дня много внимания уделялось изменению температурного режима и подъему уровня воды Мирового океана. Согласно прогнозам МГЭИК [22], относительно небольшое изменение температуры воздуха, всего на несколько градусов, приведет к увеличению стока рек и водообеспеченности на 10-40% в одних регионах, в то время как в других он уменьшится на 10-30%.
Возможные направления инновационных и водосберегающих мероприятий в водном хозяйстве. Внедрение принципов: СУР ГГИ. Разработка и внедрение усовершенствованных маловодных и водосберегающих технологий использования воды во всех отраслях экономики. Например, в мелиорации, повышение КПД, внедрение новых способов и техники полива. В КБВ предусмотреть водоснабжение в 2 или 3 водопроводные линии. Выведение новых засухоустойчивых и не потребляющих влагу сельскохозяйственных культур. Необходимо рассмотреть стимулирующие факторы. Например, выдачу разрешений на спецводопользование. В пределах располагаемых водных ресурсов плата за воду назначается как и сегодня. За пределами располагаемых водных ресурсов, плата за воду происходит как плата за природные ресурсы [24]. Следует отметить, что водные ресурсы изменяются по периодам развития отраслей экономики и водности года. Потребности в воде водопотребителей (удельные их значения) могут повышаться в связи с изменением климата
Приток по трансграничным рекам постоянно снижается.
Пределы проведения водосберегающих мероприятий устанавливаются по критерию [24]:
ССЭР, = Д - у - 3, + ДЭЗ, -> max, (1)
где CC3Pj - социально-эколого-экономический результат при i-м варианте зарегулированности стока (при i-м варианте комплексного использования водных ресурсов бассейна реки); Д - доход отраслей экономики при i-м варианте зарегулированности стока (при i-м варианте комплексного использования водных ресурсов бассейна реки с учетом положительных сопутствующих эффектов); У; - ущерб от истощения и загрязнения водного источника при i-м варианте зарегулированности стока (при i-м варианте комплексного использования водных ресурсов бассейна реки с учетом отрицательных сопутствующих эффектов); 3 - затраты на строительство водохозяйственных и водоохранных объектов (при i-м варианте комплексного использования водных ресурсов бассейна реки с учетом отрицательных сопутствующих эффектов); ДЭЗ! - дополнительный эконо-
мический эффект от повышения ценности природных ресурсов (при i-м варианте комплексного использования водных ресурсов бассейна реки с учетом отрицательных сопутствующих эффектов). Или же себестоимость продукции (усовершенствованный вид)
Суд = (У+3)/ВП -> min, (2)
где У - ущерб от истощения и загрязнения возобновляемых природных ресурсов; 3 - приведенные затраты на мероприятия по исползованию и охране возобновляемых природных ресурсов; ВП -валовая продукция от использования возобновляемых природных ресурсов.
Рассматриваются различные i-e варианты комплексного использования водных ресурсов бассейна реки. При этом необходимо обратить внимание, что критерий (1) вбирает в себя две функциональные зависимости: доход отраслей экономики к максимуму и ущербы к минимуму. Результаты расчетов приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Себестоимость сельскохозяйственной продукции в различных вариантах ее производства
№ Вариант Себестоимость продукции, тенге/т
п/п 2005 2020 2040 2060
1а Местный сток 85,7 117,8 153 172
16 Импорт, вариант 1800$/т 85,7 720 1080 1440
1 Местный сток и импорт 1800 $/т 85,7 364,7 616,5 780,6
2 Переброска стока 85,7 214,9 302,0 327,3
3 Водосбережение 85,7 85,7 87,6 106
Приведенные укрупненные расчеты показывают, что самая низкая себестоимость сельскохозяйственной продукции приходится на водосберегающие мероприятия. Поэтому Республика Казахстан все свои усилия должна направить на осуществление мероприятий по водосбережению во всех отраслях экономики, и в том числе в орошаемом земледелии. Здесь имеются значительные возможности по экономии водных ресурсов, что являлось до сегодняшнего дня лимитирующим фактором для развития отраслей экономики и сохранения экологического равновесия в окружающей среде. Варианты о переброске стока могут возникнуть в случаях исчерпания возможности водосберегающих мероприятий. Вероятный прогнозный период их осуществления приходится на 2060-е годы. Вместе с тем вопросы переброски стока нельзя отодвигать на более поздние сроки, так как необходимо проводить научно-исследовательские работы по данной проблеме. Параллельно следует проводить научно-исследовательские работы по совершенствованию специализации водного хозяйства в каждом отдельно взятом водохозяйственном районе и переводу отраслей экономики на маловодные или же безводные технологии производства продукции. Необходимо рассмотреть возможность развития требующих очень мало или практически не требующих водные ресурсы и вместе с тем требующих значительное количество трудовых ресурсов отраслей экономики.
Расчеты по определению социально-эколого-экономической эффективности использования водных ресурсов на современный и перспективные периоды. Расчеты выполняются в следующей последовательности: определяются водные ресурсы и водопотребление за анализируемые расчетные периоды; определяются располагаемые водные ресурсы за вычетом обязательных затрат воды и водопотребления приоритетных водопотребителей; разрабатываются водохозяйственные и водоохранные мероприятия в соответствии с рекомендациями СУР ГГИ [19].
Определение социально-эколого-экономической эффективности использования водных ресурсов при различной их водности и соблюдении обязательных затрат воды по республике.
1. Современный уровень использования водных ресурсов. Водные ресурсы при разных уровнях водности, обязательные затраты, водопотребление, суммарное водопотребление и располагаемые водные ресурсы на различные уровни развития отраслей экономики по Республике Казахстан известны. Тогда, если не будут решены проблемы вододеления по бассейнам трансграничных рек, то на перспективу потребности в воде водопотребителей Республики Казахстан (в случаях сохранения нынешнего темпа и тенденций), невозможно удовлетворить, в результате
уменьшения притока воды из сопредельных государств. При этом расчеты выполнены не на средний по водности год и не на маловодный или же на катастрофический маловодный год, а на расчетную обеспеченность удовлетворения потребности в воде водопотребителей в рассматриваемом бассейне реки или же на рассматриваемой территории. Этот уровень удовлетворения потребности в воде водопотребителей обычно 90% обеспеченности. Вопросы сохранения качества воды все еще не выдвинуты.
2. Перспективный уровень использования водных ресурсов. В условиях недостаточности водных ресурсов предлагается анализировать следующие пути.
1-й путь развития. Удовлетворить потребности в воде водопотребителей за счет ущемления требований природных комплексов, как это делается до сих пор. В дальнейшем появятся новые очаги зон катастрофических экологических бедствий, как в бассейне Аральского моря и При-аралье. А в самом же бассейне Аральского моря и Приаралье последуют ухудшения. Тогда если раньше были тяжелая экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка, самая большая заболеваемость населения и детская смертность только в бассейне Аральского моря и Приаралье, то в перспективе такая участь ожидает всю территорию республики. Такая перспектива - не путь развития цивилизованного государства, и она не должна навязываться нашему обществу.
2-й путь развития. Во-первых удовлетворить в полной мере требования природных комплексов к режиму и качеству воды, и развитие отраслей экономики должно базироваться только на располагаемых водных ресурсах. При этом нужно установить требования природных комплексов к режиму и к качеству водных ресурсов. На первоначальном этапе можно оттолкнуться от имеющихся рекомендаций по обязательным затратам [7, 9, 10 и др.].
Таблица 6 - Водные ресурсы (при достижении определенных положительных решений по вододелению), суммарное водопотребление и водохозяйственный баланс (ВХБ) по Казахстану при сохранении современной тенденции и внедрении инновационной технологии в реальных секторах экономики при мягком варианте, км3
Обеспеченность удовлетворения потребности в воде водохозяйственного комплекса Расчетные периоды Суммарный сток Суммарное водопотребление Водохозяйственный баланс
Современная тенденция Инновационная технология Современная тенденция Инновационная технология
В средний по водности год (Р = 50%)
50% 1980 78,6
2010 100,5 70,6 70,6 29,9 29,9
2030 92,0 78,6 66,3 13,4 25,7
2050 90,0 84,4 62,3 5,6 27,2
В годы малой водности (Р = 75%)
75% 1980 85,2 70,0 70,0 15,2 15,2
2010 85,2 62,8 62,8 12,4 12,4
2030 75,4 70,0 59,7 5,4 15,7
2050 73,3 75,2 56,5 -1,9 16,8
В годы катастрос жческой малой водности (Р = 95) %
95% 1980 65,6* 61,4 61,4 4,2 4,2
2010 58,2 55,0 55,0 3,2 3,2
2030 53,4 61,4 53,1 -8,0 0,3
2050 52,2 66,1 50,2 -13,9 2,0
В расчетный год (год расчетной водности) (Р = 85%)
85% 1980
2010 8,0
2030 8,0
2050 9,4
Во-вторых, имеет смысл уточнить оптимальные значения обязательных затрат по бассейнам рек. Очевидно, оптимальные их значения будут несколько ниже сегодняшних величин, равных 69,6 км3 обязательных затрат по бассейнам рек. Тогда будет более реальное положение в отраслях водного хозяйства. В методологии в основу принят этот вариант. Обязательные затраты по бассейнам рек приняты равным 56 км3 воды в год. Потребности в воде водопотребителей в маловодный и катастрофически маловодный годы приняты соответственно на 10 и 20% ниже по сравнению со значениями водопотребления для соответствующих лет средней водности. В маловодный и катастрофически маловодный годы водных ресурсов недостаточно для удовлетворения суммарного водопотребления на перспективу. Тем более и нет водных ресурсов для развития отраслей экономики в 2030-е и в особенности в 2050-е годы.
Внедрение более кардинальных уровней инновационных технологий и водосберегающих мероприятий. Уровень уменьшения потребности в воде водопотребителей принят в следующих пропорциях: 2020 г. - 0,90; 2030 г. - 0,80; 2040 г. - 0,70; 2050 г. - 0,60. Следует разрешить затянувшиеся проблемы деления водных ресурсов трансграничных рек между сопредельными государствами (см. таблицу 6).
Во всех отраслях экономики, уменьшение потребности в воде водопотребителей для действующих предприятий (соответственно отраслей экономики, кроме СХВ, обводнения пастбищ и лиманного орошения, частично пойм и лугов) осуществляется в соответствии с рекомендациями, как и в СУР ГГИ. Таким образом, отрасли экономики могут развиваться за счет экономии воды в каждой отрасли. Однако, все это можно, если во-первых будут решаться проблемы водосбере-жения (как в СУР ГГИ) и, во-вторых, если будут решены проблемы вододеления.
Выводы:
1. Дефицит водных ресурсов в Республике Казахстан по мере развития отраслей экономики будет нарастать. Такая проблема возникает, в первую очередь из-за нерационального использования водных ресурсов, в особенности в отрасли орошения, и во-вторую очередь из-за поэтапного уменьшения поступления воды по бассейнам трансграничных рек.
2. В настоящее время поднимаются вопросы о том, что следует перебросить сток сибирских рек в районы Казахстана. При этом необходимо применять методы системного анализа и правильной постановки проблемы по эколого-экономическому обоснованию эффективности водохозяйственных и водоохранных мероприятий и в том числе задач о переброске стока. Переброска стока должна проводиться с того момента, когда затраты воды на дальнейшую экономию воды внутри страны становятся выше затрат на переброску стока.
3. До настоящего времени не разработан единый методологический подход к установлению допустимой нагрузки на природную среду и в том числе не обоснованы допустимые пределы отбора водных ресурсов из водных объектов, отвечающие социальным, экологическим и экономическим аспектам охраны окружающей среды, т.е. условиям экологически устойчивого развития.
4. При определении эффективности водосберегающих мероприятий и решении проблем переброски стока наиболее приемлемой является себестоимость продукции. Она определяется как минимальное значение, выбираемое из соотношения сумм ущербов от истощения и загрязнения возобновляемых природных ресурсов и приведенных затрат на валовую продукцию от использования возобновляемых природных ресурсов.
5. В условиях Республики Казахстан при проведении водосберегающих мероприятий пока еще не возникает необходимость в импорте продукции, так как варианты проведения водосберегающих мероприятий позволяют экономить используемые водные ресурсы в отрасли орошаемого земледелия почти в 2 раза. То есть если на современном уровне затраты воды на единицу площади орошаемых земель составляют порядка 10 000 м3/га, то водосберегающие мероприятия позволяют снизить их до 4000 м3/га. Тогда можно экономить затраты воды на орошаемое земледелие до 2,5 раза.
6. Приведенные укрупненные расчеты показывают, что самая низкая себестоимость сельскохозяйственной продукции приходится на водосберегающие мероприятия. Поэтому Республика Казахстан все свои усилия должна направить на осуществление мероприятий по водосбережению во всех отраслях экономики и в особенности в орошаемом земледелии. Варианты о переброске стока могут возникнуть в случае исчерпания возможности водосберегающих мероприятий.
Вероятный прогнозный период их осуществления приходятся на 2060-е годы. Вместе с тем вопросы переброски стока нельзя отодвигать на более поздние сроки, так как необходимо проводить научно-исследовательские работы по данной проблеме.
7. Расчеты социально-эколого-экономической эффективности использования водных ресурсов на современный и перспективный периоды выполняются в следующей последовательности:
определяются водные ресурсы за анализируемые расчетные периоды;
устанавливается водопотребление по республике за анализируемые расчетные периоды;
определяются располагаемые водные ресурсы, из водных ресурсов вычитают обязательные затраты воды, затем вычитают водопотребление приоритетных водопотребителей. И только оставшиеся водные ресурсы выделяются отрасли орошения;
на перспективный период разрабатываются водохозяйственные и водоохранные мероприятия по водосбережению и сокращению удельных норм водопотребления отраслей экономики в соответствии с рекомендациями СУР ГГИ.
7. Внедрение более кардинальных уровней инновационных технологий и водосберегающих мероприятий в случаях достижения уменьшения потребности в воде водопотребителей в следующих пропорциях для действующих и развиваемых в перспективе для каждого составляющего отраслей экономики: 2020 г. - 0,90; 2030 г. - 0,80; 2040 г. - 0,70; 2050 г. - 0,60. И при разрешении проблемы деления водных ресурсов трансграничных рек между сопредельными государствами будут удовлетворены потребности в воде водопотребителей и обеспечена экологическая безопасность в окружающей среде в усеченном виде. Тогда в целом будут обеспечены устойчивое развитие отраслей экономики и сохранение экологического равновесия.
Статья представляет научно-методологические принципы управления водными ресурсами, которые приняты в основу выполняемого проекта грантового финансирования Комитета науки МОН РК № АР05135407 «Борьба с опасными гидрологическими явлениями (наводнениями) в бассейне реки Есиль (Акмолинская и Северо-Казахстанская области) в условиях меняющегося климата».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050" - новый политический курс состоявшегося государства». - Астана, 2012 [веб-сайт www.bnews.kz.]
[2] Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992. - 9 с.
[3] Экологический кодекс Республики Казахстан. - Астана, 2007. - 152 с.
[4] Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан. Концепция (Основные положения). - Алматы, 2008. - 127 с.
[5] Заурбеков А.К. Водные ресурсы, водопотребление и экологическое состояние по водохозяйственным районам Казахстана // Environmental Impact Assessment Group. - 1995. - Mesa, Arizona. -3 c.
[6] Водные ресурсы Казахстана в новом тысячелетии. - Алматы: Кипе, 2004. - 132 с.
[7] Дмитриев JI.H. Состояние национальных водных ресурсов и основные проблемы современного управления // Реализация принципов интегрированного управления водными ресурсами в странах Центральной Азии и Кавказа. - Ташкент, 2004. - С. 64-75.
[8] Турсунов А.А. От Арала до Лобнора (Гидроэкология бессточных бассейнов Центральной Азии). - Алматы: ТОО "Верена"', 2002. - 340 с.
[9] Развитие орошаемого земледелия. - Слайды: КазНИИВХ, 2009.
[10] Водные ресурсы Казахстана ( поверхностные и подземные воды, современное состояние) / Смоляр В.А., Буров Б.В. и др. - Алматы: НИЦ « Гылым», 2002. - 596 с.
[11] Научные исследования по оценке экологической ситуации в Казахстане, степень использования природных ресурсов, влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду и меры, предпринимаемые для снижения негативного воздействия на нее и др. (Национальный доклад о состоянии окружающей среды в Республике Казахстан в 2005 году) / Под ред. М. К. Баекеновой - Алматы, 2006. - 298 с.
[12] Заурбек А.К., Заурбеков М.А. Закономерности изменения экологической обстановки в бассейне реки (в порядке обсуждения) // Гидрометеорология и экология. - 2005. - № 3. - С. 156-163.
[13] Водный кодекс Республики Казахстан. - Алматы, 2004. -72 с.
[14] Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг. - Астана, 2007. - 20 с.
[15] «Стратегия развития "Казахстан-2020"».
[16] Кромер Р. Европейская директива по водному хозяйству // Гидротехническое строительство. - 2002. - № 12. -С. 44-46.
[ 17] Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. - Киото, 1997.
[18] Рамочная конвенция об изменении климата. Конференция сторон. Двадцать первая сессия. Париж, 30 ноября -11 декабря 2015 года. Принятие Парижского соглашения. Предложение председателя. Проект решения -/СР.21. - 42 с.
[19] Водные ресурсы России и их использование / Под ред. И. А. Шикломанова. - СПб.: ГГИ, 2008. - 600 с.
[20] Зэу1рбек O.K., Заурбекова Ж.А. К разработке стратегии адаптивных водохозяйственных мероприятий в связи с изменением климата // Водное хозяйство Казахстана. - Астана, 2012. - № 12(50). - С. 42-53.
[21] Оценка существующей системы инструментов экологической политики в Республике Казахстан. Результат 2.1. Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан. При поддержке Европейской комиссии.
[22] Изменения климата - 2007: Воздействия изменения климата, адаптация и уязвимость. Доклад Рабочей группы 2 МГЭИК, 2007.
[23] Турсунов А.А. Аральская катастрофа и климатические тенденции в Центральной Азии // Водные проблемы аридных территорий: Тр. Института водных проблем АН РУ3. -Ташкент, 1995. -Вып. 3. -С. 28-48.
[24] Зэу1рбек O.K. Вода и устойчивость гидроэкосстем. - Алматы: КазНацагру, 2009. - 580 с.
REFERENCES
[1] Message from the President of the Republic of Kazakhstan - Leader of the Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan «"Kazakhstan-2050" Strategy - a new political course of the established state». Astana, 2012. website www.bnews.kz.
[2] Rio Declaration on Environment and Development // United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, 1992. 9 p.
[3] The Environmental Code of the Republic of Kazakhstan. Astana, 2007. 152 p.
[4] The general scheme of the integrated use and protection of water resources of the Republic of Kazakhstan. Concept (General Provisions). Almaty, 2008. 127 p.
[5] 5.Zaurbekov A.K. Water resources, water consumption and the ecological status of water-economic regions of Kazakhstan // Environmental Impact Assessment Group. 1995. Mesa, Arizona. 3 p.
[6] Water resources of Kazakhstan in the new millennium. Almaty: Kiik, 2004. 132 p.
[7] Dmitriev L.N. The State of National Water Resources and the Main Problems of Modern Management // Implementation of the principles of Integrated Water Resources Management in the countries of Central Asia and the Caucasus. Tashkent, 2004. P. 64-75.
[8] Tursunov A.A. From the Aral Sea to Lobnor (Hydroecology of the drainless basins of Central Asia). Almaty: Verena LLP, 2002. 340 p.
[9] Development of irrigated agriculture. Slides: KazNIIIVH, 2009.
[10] Water resources of Kazakhstan (surface and underground waters, current state) / Smolyar V.A., Burov B.V. et al. Almaty: SIC "Gylym", 2002. 596 p.
[11] Scientific research to assess the environmental situation in Kazakhstan, the degree of use of natural resources, the impact of economic activity on the environment, and measures taken to reduce the negative impact on it and others (National report on the state of the environment in the Republic of Kazakhstan in 2005) / Edited by M.K. Baekenova. Almaty, 2006. 298 p.
[12] Zauirbek A.K., Zaurbekov M.A. Patterns of environmental changes in the river basin (in order of discussion) // Hydrometeorology and ecology. 2005. N 3. P. 156-163.
[13] The Water Code of the Republic of Kazakhstan. Almaty, 2004. 72 p.
[14] The concept of the transition of the Republic of Kazakhstan to sustainable development for 2007-2024. Astana, 2007. 20 p.
[15] «Development Strategy of "Kazakhstan 2020"».
[16] Cromer R. European Water Directive // Hydrotechnical construction. 2002. N 12. P. 44-46.
[17] Kyoto Protocol to the UN Framework Convention on Climate Change. Kyoto, 1997.
[18] 18. Framework Convention on Climate Change. Conference of the Parties. Twenty-first session. Paris, November 30 -December 11, 2015. Adoption of the Paris Agreement. Proposal by the Chair. Draft decision - / CP.21. 42 p.
[19] Water resources of Russia and their use / Ed. I. A. Shiklomanova. SPb.: GGI, 2008. 600 p.
[20] Zauirbek A.K., Zaurbekova Zh.A. Towards the development of a strategy for adaptation water-related measures in connection with climate change // Water management of Kazakhstan. Astana, 2012. N 12(50). P. 42-53.
[21] Evaluation of the existing system of environmental policy instruments in the Republic of Kazakhstan. Result 2.1. Ministry of Environmental Protection of the Republic of Kazakhstan. With the support of the European Commission.
[22] Climate Change 2007: Impacts of Climate Change, Adaptation and Vulnerability. Report of the IPCC Working Group 2. 2007.
[23] Tursunov A.A. Aral disaster and climatic trends in Central Asia // Water problems of arid territories: Tr. Institute of Water Problems AN RU3. Tashkent, 1995. Vyp. 3. P. 28-48.
[24] Zauirbek A.K. Water and the sustainability of hydroecostems. Almaty: KazNatsagru, 2009. 580 p.
Э. К. 3ayip6eK
Т.г.д., профессор
(ШЖК PMK « J1.H. Гумилев атындагы Еуразия улттьщ университета», Нур-Султан, К^азацстан)
цазацстан республнкасындагы су ресурстарыныц тапшылыгы.
шыгу жолы бар ма?
Аннотация. Казакстан Республикасында су ресурстарын пайдалану мен коргау жэне жоспарлау мэсе-лелершщ, мшдетп су шыгындары мен табиги кешендердщ талаптарын канагаттандырудын Kaiipri кезендер1 мен болашактык жагдайлары сараланган. «Мемлекетпк гидрологияльщ институтыньщ теракты даму сцснарийлсрЬ> МГИ ТДС (Ресей) усыныстарын экономиканьщ барльщ салаларына, жэне оныц ¡ипндс суар-малы егшшшкте озьщ технологиялар мен суды унемдеу шараларын енпзу цажеттшп карастырылган. Су ресурстарын багалаудыц, жалпы су кажстану жэне су шаруашыльщ тендеспктщ, оркилы сулыльщтар мен суды унемдеудщ жумсак; жэне каткыл нусцалауларын енпзген жагдайдардыц, Kaiipri жэне болашактык кезецдердеп нотижслср1 келпршген. Суару ghcpkocíoíhjc суды унемдеудщ мумкш болган келсмдср1. су ту-тынуды темендету дсцгсйлср1 жэне келешекпк 2030 бен 2050 жылдары экономика салаларын дамыту ymiH мумкш болатын су ресурстарыныц мелшсрлср1 непзделген.
Tyiiin coi.icp: су шаруашыльщ аудандар, жер бетшщ су ресурстары, М1ндстт1 су тутынулар, жалпы су кажстсшу. сумен канагаттандыру. сумен камтамасы! ету багдарламасы мен одютсмслт. ¡р1лснд1р1лгсн есептеулер, ауылшаруашыльщ ецщрганщ е яндпч куны, суды унемдеу шаралары.
А. К. Zauyrbek
Doctor of technical Sciences, Professor (Eurasian national University named after L. N. Gumilev, Nur-Sultan, Kazakhstan)
THE SHORTAGE OF WATER RESOURCES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN.
IS THERE A WAY OUT?
Abstract. The modern state, problems of planning, forecasting of use and protection of water resources at satisfaction of obligatory expenses of water for natural complexes in the Republic of Kazakhstan are analyzed. The necessity of implementation of the recommendation "Scenario of sustainable development of the state hydrological Institute" SUR GGI (Russia) in all sectors of the economy, including advanced technology and water-saving measures in irrigated agriculture. The results of the assessment of water resources, total water consumption and water balance at different water content for the current state and in the future, subject to the introduction of soft and hard water saving options. The possible volumes of water saving in the irrigation industry, the levels of water consumption reduction and possible water resources reserves for the development of economic sectors for the future 2030 and 2050 are given.
Keyword: water management areas, surface water resources, mandatory water costs, total water consumption, water availability, water supply strategy and methodology, integrated calculations, cost of agricultural products, water-saving measures.