Научная статья на тему 'ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА ENSEIGNANT / УЧИТЕЛЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ'

ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА ENSEIGNANT / УЧИТЕЛЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ENSEIGNANT / УЧИТЕЛЬ / CONCEPT / DEFINITIONAL ANALYSIS / TEACHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пересторонина Ирина Леонидовна, Тунева Елизавета Тимофеевна

В статье представлен анализ дефиниций лексических единиц, репрезентирующих концепт enseignant / учитель. Выделены наиболее и менее частотные семы, что позволило сформировать схему ядра изучаемого концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONAL ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE CONCEPT ENSEIGNANT/TEACHER IN THE FRENCH LINGUISTIC CULTURE

The article presents an analysis of definitions of lexical units that represent the concept of enseignant / teacher. The most and less frequent semes are identified, which allowed us to form the core scheme of the concept under study.

Текст научной работы на тему «ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА ENSEIGNANT / УЧИТЕЛЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ»

ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА ENSEIGNANT / УЧИТЕЛЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Пересторонина Ирина Леонидовна

канд. пед. наук, доцент кафедры романо-германских языков и межкультурной коммуникации, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: per.irina@mail.ru

Тунева Елизавета Тимофеевна

студентка 749 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: elizavetabyrne@gmail.com

DEFINITIONAL ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE CONCEPT

ENSEIGNANT/TEACHER IN THE FRENCH LINGUISTIC CULTURE

Irina Perestoronina, Ph.D.

Associate Professor, Romance and Germanic Languages and Intercultural

Communication Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: per.irina@mail.ru

Elizaveta Tuneva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 749 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: elizavetabyrne@gmail.com

Аннотация: в статье представлен анализ дефиниций лексических единиц, репрезентирующих концепт enseignant / учитель. Выделены наиболее и менее частотные семы, что позволило сформировать схему ядра изучаемого концепта.

Ключевые слова: концепт, дефиниционный анализ, enseignant, учитель.

Abstract: the article presents an analysis of definitions of lexical units that represent the concept of enseignant / teacher. The most and less frequent semes are identified, which allowed us to form the core scheme of the concept under study.

Key words: concept, definitional analysis, teacher.

Концепты - это минимальные единицы, в которых заложены взгляды народа и каждой личности на окружающую действительность. Эти взгляды в совокупности формируют концептосферу, изучение которой является одним из важнейших направлений когнитивной лингвистики [1, с. 592]. Исследование концепта в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии позволяет понять этнокультурный мир человека, исследовать менталитет носителя языка, выявить его особенности и характерные черты.

Существуют разные подходы к анализу концептов и разные способы их описания. Это связано с использованием разного исследовательского материала.

© Пересторонина И.Л., Тунева Е.Т., 2020

В.И. Карасик выделяет несколько видов анализа концептов: дефиниционный анализ; контекстуальный анализ; этимологический анализ; паремиологический анализ; интервьюирование, анкетирование, комментирование. Данные виды анализа могут быть рассмотрены как самостоятельные, а также могут являться этапами лингвокультурного анализа концепта. В рамках нашего исследования первым этапом исследования является именно дефиниционный анализ, при котором выделяются смысловые признаки концепта [2, с. 16]. В.А. Маслова описала методику исследования концептов, опираясь на структурные особенности концепта. В данной методике особое внимание уделяется ядру концепта - словарным значениям той или иной лексемы, которые предоставляют большие возможности в раскрытии содержания концепта, а также в выявлении специфики его языкового выражения [3, с. 98].

Для того чтобы осуществить дефиниционный анализ содержательной части концепта, нам представляется важным обратиться к теории, определяющей структуру концепта. В современной лингвокультурологии единой теории не существует, однако наиболее убедительной и понятной, по нашему мнению, является структура, разработанная З.Д. Поповой и И.А. Стерниным. В их исследованиях структура концепта имеет вид полевой модели. Полевая модель концепта, аналогично полевой модели значения слова, обладает такими характеристиками, как многослойность и многокомпонентность. Выявить данные характеристики представляется возможным благодаря анализу языковых средств репрезентации структуры концепта [4, с. 78-84]. Компоненты структуры концепта, представленные в виде концептуальных признаков, образуют слои. Данные слои располагаются от ядра к периферии. Чем больше абстрактность концептуальных признаков, тем дальше они от центра ядра. Периферия представляет собой поле интерпретации, т.е. включает в себя интерпретацию концептуальных признаков, то, как они отражаются в сознании, в зависимости от принадлежности людей к той или иной культуре, их менталитета и других условий.

Опираясь на эту теорию о структуре концепта, мы можем использовать дефиниционный анализ для составления ядра концепта «enseignant / учитель». Данный вид анализа предполагает анализ его узуального содержания, т.е. анализ дефиниций, представленных во франкоязычных толковых словарях [5, 6, 7]. В первую очередь обращение к лексикографическим источникам позволяет нам получить общее представление о значении данных слов. Наиболее подходящими лексемами-репрезентантами концепта «enseignant / учитель» нам представляются следующие лексемы: enseignant, instituteur, maître, professeur. В толковых словарях нам удалось найти следующие дефиниции слова «enseignant»:

1) Enseignant (adj.) - [En parlant d'une pers. physique ou morale] Qui a pour fonction d'enseigner.

Enseignant (adj.) - Qui consiste à enseigner.

2) Enseignant (n.) - Personne don't le métier est d'enseigner [Larousse].

3) Enseignant (n.) - Personne qui enseigne [Usito].

Теперь обратимся к дефинициям слова «professeur»:

1) Professeur (n.) - Personne qui enseigne une discipline, une technique, un art.

Professeur - Personne don't la profession est d'enseigner, qui a pour cela les

connaissances et les diplômes qui la rendent apte à cette fonction dans une ou plusieurs disciplines.

Professeur - Personne qui transmet un savoir faire, des connaissances dans un domaine quelconque [TLFi].

2) Professeur - Personne qui enseigne, qui dispense les connaissances relatives à une matière, à une discipline, en général dans le cadre d'une activité.

Professeur - Membre du personnel enseignant dans le second degré.

Professeur - Personne qui enseigne une manière d'être, d'agir à quelqu'un, qui guide sa conduite dans une activité quelconque [Larousse].

Также нам интересны дефиниции слова «instituteur»:

1) Instituteur - Celui, celle qui donne une formation de base.

Instituteur - Celui, celle qui est chargé de l'instruction et de l'éducation des enfants dans une famille.

Instituteur - Celui, celle qui enseigne dans une école maternelle ou primaire, publique ou privée [TLFi].

2) Instituteur - Personne qui enseigne dans les écoles maternelles et élémentaires. [Larousse]

В поле нашего исследования также входит анализ дефиниций слова «maître». Количество дефиниций достаточно обширно, однако в рамках нашего исследования нас больше интересует употребление данного слова в сфере образования. В связи с этим мы выбрали данные дефиниции:

1) Maître - Membre de l'enseignement supérieur situé hiérarchiquement entre l'assistant et le maître de conferences, chargé d'un service d'enseignement et de certains travaux de recherché.

Maître - Celui, celle qui enseigne les matières élémentaires aux enfants dans un établissement scolaire ou dans le particulier [TLFi].

2) Maître - Personne qui enseigne, éduque à l'école, et, en particulier, instituteur. [Larousse]

В дополнение к вышеприведенным дефинициям нам представляется интересным обратить внимание на то, что определение данного человека происходит через глагол, при этом сущность концепта не раскрывается полностью во многих дефинициях, в связи с этим нам представляется интересным рассмотреть также некоторые дефиниции глагола «enseigner»:

A. Enseigner - Transmettre un savoir de type scolaire.

Enseigner - Exercer la profession d'enseignant.

B. Enseigner - Transmettre un savoir de type non scolaire.

Enseigner - Faire acquérir la connaissance de, la pratique de.

Enseigner - Rendre savant, competent dans un domaine determine [TLFi].

Для того чтобы выделить ядерные семы концепта «enseignant / учитель», нам необходимо вычленить различные признаки данного концепта, фиксированные в языке, т.е. в лексикографических источниках. В процессе

анализа дефиниций следует выделить семы, несущие наибольшую смысловую нагрузку и находящие отражение в большем количестве дефиниций. Семантические поля способствуют структурированию представлений о мире в сознании носителей языка. Ядро данного поля - это общее значение.

Для выделения ядерных сем концепта «enseignant / учитель» нами были проанализированы 22 дефиниции слов enseignant, instituteur, maître, professeur, представленные в следующих словарях: Le Trésordela Langue Françaiseinformatisé, Larousse, Usito.

Исследование показало нам следующие результаты: семы, имеющие большую смысловую нагрузку, это «enseigner / обучать», «personne / человек», «métier / профессия», «école / школа», «matière, domaine / область знаний», «connaissance / знание», «savoir / умение»,

Сема «enseigner / обучать» встречается во всех дефинициях. Данная сема позволяет нам сделать вывод об основной функции учителя в ее общем виде.

Следующий элемент, имеющий значение и выделенный нами как один из ключевых - «personne / человек», можно выделить в 9 дефинициях из 22. Однако мы можем объединить данную сему по смысловому признаку и схожести употребления в дефинициях со следующими двумя: «celui, celle / тот, та», 4 дефиниции. Эти семы не несут особой смысловой нагрузки, однако делают акцент на том, что концепт «enseignant / учитель» является отражением определенной категории людей.

Слова «connaissance / знание» - 4 дефиниции, «savoir-faire / умение» -3 дефиниции, аналогично с предыдущими мы можем объединить по смысловому признаку. Однако признаком в данном случае служит функция. Вышеупомянутые слова в дефинициях чаще всего используются с глаголом «transmettre / передавать». Помимо вышеупомянутых слов и словосочетаний мы можем отнести к данной семе следующие: «faire acquérir la connaissance / помогать усваивать знания» - 1 дефиниция, «dispenser les connaissances / наделять знаниями» - 1 дефиниция. В более общем виде мы можем представить эту сему следующим образом «transmettre les connaissances / передавать знания» или «transmettre les savoirs / передавать умения». Выделенная сема указывает на то, что концепт «enseignant / учитель» содержит в себе функцию передачи знаний и умений. Соответственно, учитель является носителем данных знаний и умений.

Следующая сема - «métier / профессия» отражена в 6 дефинициях. Она включает в себя такие характеристики учителя, как обладание определенными компетенциями - 2 дефиниции, дипломированность - 2 дефиниции, а также другие характеристики концепта «enseignant / учитель» как профессии. Данная сема раскрывает характеристики, необходимые для осуществления этого вида профессиональной деятельности, акцентирует внимание на том, что учитель -это в первую очередь профессия. Таким образом, учитель в современной франкоязычной картине мире - профессия, которая подразумевает не только выполнение определенных функций, но и владение компетенциями, подтвержденными документацией.

Сема «matière, domaine / область знаний» была обнаружена нами в 7 дефинициях. Это указывает на тот факт, что концепт «enseignant / учитель» может быть связан не только с профессией учителя, но также обозначает людей, обладающих знаниями и умениями в определенной области знаний, которые имеют возможность эти знания и умения передать.

Следующая сема - «école / школа» была обнаружена в ходе исследования в 5 дефинициях из 22. При этом следует отметить, что данная сема встретилась только в дефинициях слов «instituteur, maître». Это может служить признаком того, что данные слова имеют более узкое значение. Во французской системе образования слово «école / школа» употребляется для наименования учреждений начального образования. Таким образом, употребление данных слов имеет место в большей степени в контексте, относящемся к начальным ступеням образования.

Проанализировав вышеперечисленные семы, наиболее общим определением концепта «enseignant / учитель» нам представляется следующее: «Personne, dont le métier est d'enseigner, c'est-à-dire transmettre des connaissances et savoirs en quelque domaine».

Проанализировав более 10 сем, мы можем объединить некоторые из них и выделить следующие: «enseigner / обучать» - 15 дефиниций, «personne / человек» - 15 дефиниций, «transmettre connaissances / передавать знания» - 8 дефиниций, «matière, domaine / область знаний» - 7 дефиниций, «école / школа» - 6 дефиниций, «métier / профессия» - 5 дефиниций. Выделив их, детально проанализировав и сравнив весомость их значения в общем смысле концепта, мы можем составить ядро концепта «enseignant / учитель». Воссоздание семантической схемы ядра концепта на основе анализа словарных дефиниций позволит нам определить, какие характеристики данного концепта являются наиболее значимыми.

Ядро концепта «enseignant / учитель»:

Enseigner / Обучать (15), Personne / Человек (15) Transmettre connaissances / передавать знания (8) Matière, domaine / область знаний (7) Ecole / школа (6) Métier / профессия (5)

Представив данную схему в виде иерархии, мы можем отметить, что на вершине данной иерархии находятся семы, описывающие концепт в самом общем виде. Данную модель нельзя считать полной моделью концепта. Ядро концепта в данном случае не раскрывает когнитивную составляющую концепта «enseignant / учитель».

Таким образом, дефиниционный анализ и составленная в результате его осуществления модель ядра могут являться основой для последующих этапов исследования вышеупомянутого концепта.

Список литературы

1. Арапова Г.У. Концепт, понятие и значение слова // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1. - С. 591-593.

2. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 56-59.

3. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 296 с.

4. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: Истоки, 2003. - С. 78-84.

5. Larousse [Электронный ресурс]. - URL: http://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/, http://www.larousse.fr. (дата обращения: 21.04.2020).

6. Le Trésor de la Langue Française Informatisé [Электронный ресурс]. - URL: http://atilf.atilf.fr (дата обращения: 21.04.2020).

7. Usito Dictionnaire [Электронный ресурс]. - URL: https://usito.usherbrooke.ca/ (дата обращения: 21.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.