Научная статья на тему 'Definition of notions and terms used in the study of the ethnical aspects of criminality'

Definition of notions and terms used in the study of the ethnical aspects of criminality Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ETHNIC ASPECTS OF CRIMINALITY / ETHNIC CONFLICTOLOGY / ETHNIC AND RELIGIOUS EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Zyukov A. M.

the article deals with the definitions of notions and terms used in the study of the ethnical aspects of criminality. The author refers to the great amount of literary sources, where issues, concerning criminality, conflicts and aggression on ethniсal basis are considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Definition of notions and terms used in the study of the ethnical aspects of criminality»

AM ZYUKOV

DEFINITION OF NOTIONS AND TERMS USED IN THE STUDY OF THE ETHNICAL ASPECTS OF CRIMINALITY

ДЕФИНИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация: в статье идет речь о понятиях и терминах, используемых при изучении этнических аспектов преступности. Автор ссылается на большое количество литературных источников, в которых рассматриваются вопросы, связанные с изучением преступности, конфликтов и агрессии на этнической почве.

Ключевые слова: этнические аспекты преступности, этническая конфликтология, этнорелигиозный экстремизм.

В последние годы все чаще появляются исследования, связанные с изучением преступности, конфликтов, агрессии на этнической почве. Авторы таких работ уделяют внимание разработке новых дефиниций относительно предмета исследования - вопросов противодействия этнической преступности.

Отдельные работы посвящены идеологии (национализму)1 и истории современности - фактографии отдельных вооруженных конфликтов2 или преступлений, совершаемых в ходе криминальной этнической политики3. Не приходится говорить о том, что этнополитология - это отрасль политологии, изучающая манифестации этнично-сти в политике посредством аппарата этой дисциплины. То же самое можно сказать об этно-конфликтологии Отдельные авторы склонны утверждать, что мы имеем дело с новой, весьма своеобразной областью деятельности4. Отдельные авторы указывают, что этническая конфликтология превращается в ведущее направление социально-политических исследований в полиэт-ничных регионах Российской Федерации5.

Ведущий отечественный этноконфликтолог

В. А. Авксентьев, раскрывая определение этнической конфликтологии, характеризует ее как кросс-дисциплинарную отрасль обществоведения, предметом которой являются конфликтные отношения этнических групп и которая основана на сочетании принципов и методов этнологического и конфликтологическогоанализа общественных процессов6.

Определяйте значение слов, и вы избавите свет от половины его заблуждений.

Р. Декарт А. Осипов указывает, что категория «(межэтнический конфликт» часто используется для описания и интерпретации таких практик, как прямая дискриминация7. Этим определениемоперируюти исследователиИнсти-тута этнологии и антропологии Российской академии наук8. На этническую окраску конфликтов в 1992-1994 гг. в ряде регионов России указывают С.И. Попов и ряд других авторов9.

Описывая дефиницию «этнический конфликт», А. Осипов указывает на необходимость учитывать опасности, связанные с неограниченно широким и безальтернативным использованием одной объяснительной модели, когда их участникам приписывают этнический смысл, то есть организуют и оправдывают его как взаимодействие этнических коллективов10.

При этом, по мнению В. А. Тишкова, под этническим конфликтом понимается любая форма гражданского противостояния на внутригосударственном и интрагосударственном уровнях, при котором, по крайней мере, одна из сторон организуется по этническому принципу или действует от имени этнической группы11.

По мнению современных исследователей проблем терроризма, к одному из видов данного явления относится этнорелигиозный терроризм, осуществляемый с целью торжества, практической реализации националистических и религиозных идей12.

С.У. Дикаев отмечает что нередко в политическом терроризме есть элементы расизма, хотя

А.М. ЗЮКОВ,

кандидат юридических наук (Владимирский юридический институт ФСИН России)

этот расизм является иногда не биологическим, а антропологическим, классовым, духовным, гносеологическим и т. д., поэтому будетправильным отнесение к разновидности политическоготеррориз-ма и терроризма этнического13.

Под этнорелигиозным экстремизмом Д.В. Новиков предлагает понимать доминирующую на Северном Кавказе форму политического экстремизма. В отличие от этнорелигиозного радикализма, декларирующего свою исключительность и превосходство, этнорелигиозный экстремизм необходимо квалифицировать как идеологию и политическую деятельность, направленную на использование насильственных методов достижения декларируемых этнорелигиозных интересов, создание незаконных вооруженных формирований, или призывы к насилию на этнорелигиозной основе14. Им же рассматривается этнонационализм как доктрина, которую вырабатывает интеллектуальная элита, а политическая элита пропагандирует и мобилизует вокруг нее активную часть этноса15.

Как указывает Р.И. Зинурова, для выявления дисфункциональной этнической социализации разработана и апробирована методика выявления потенциала этнонационального экстремизма в молодежной среде16. Анализ академического и публичного дискурсов позволил выделить семантическое поле экстремизма применительно к межэтническим отношениям. Сюда, по мнению Р.И. Зинуровой, можно отнести такие понятия, как «радикализм», «радикальный национализм», «нацизм», «этноцентризм», «расизм», «геноцид», «дискриминация», «терроризм», «сепаратизм».

Национализм - идеология, социальная практика, политика, групповое поведение, основанные на представлении о примате национальных интересов своего этноса, часто противопоставляемых интересам других этносов и индивидуальным правам человека. Источником национализма выступает идея превосходства одних -«высших» - наций над другими - «низшими», «неполноценными»17. По мнению Ж.Т. Тощен-ко, национализм - это: 1) официальная идеология и политика государства, 2) мировоззрение определенных классов, слоев, социальных групп, их политических и общественных организаций; 3) особая специфическая форма общественного явления, характеризующая состояние межнациональных отношений18.

Расизм - совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческихрас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества19.

Шовинизм - крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, проявляющаяся в национальном высокомерии20.

Национал-экстремизм - идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность. На государственном уровне национал-экстремизм вызван стремлением части правящей элиты укрепить свое господство за счет демонстрации силы, разжигания ненависти населения к инородцам, территориальных приобретений21.

Некоторыеавторы при изучении экстремистских акций выделяют деформированность расово-этнических отношений в отдельную группу, которую предлагают именовать расово-этническим экстремизмом22. Следует отметить, что данные авторы существенно сужают предмет исследования, поскольку раса - это исторически сложившиеся супербольшие ареальные группы людей, связанных единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих лишь в очень незначительных, четко очерченных пределах. Как указывает Д.В. Ольшанский, важно учитывать, что расы являются не совокупностями людей, а совокупностями популяций. Это означает отсутствие особых психологических различий, принципиально разделяющих расы, на чем иногда настаивают некоторые откровенно расистские концепции23. В обыденном понимании раса -историческая общность людей, объединенных по признакам совпадения цвета кожи и строения волос. «Каждая раса имеет свои особые способности и свой перечень слабостей. Каждая производит свое очень малое количество гениев, свои орды средних, свои массы слабоумных, и из отбросов своей зародышевой плазмы свои полки преступников»24. Этнос (этническая общность) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком,

общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированных в самоназвании25.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» под таковой, в частности, понимаются: возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходствалибо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Таким образом, уже исходя из обозначенных положений недопустимо суживать предмет исследования - экстремизм - до расово-этнического экстремизма и можно сделать вывод о том, что действия лиц, входящих в этноэкстремист-ское сообщество, направлены не только против лиц, относящихся к другой расе, которые отличаются от них по цвету кожи и форме волос (расовая теория), хотя прежде всего и против них; не только против представителей других национальностей, которых отличает лишь один признак - национальность, но и против лиц, относящихся к другой культуре, исповедующих другую религию, следующих другим традициям и обычаям, по-иному воспринимающих мир, относящихся к иной социально-культурнойили национально-этнической общности людей и обладающих, таким образом, другим менталитетом. На наш взгляд, речь должна идти об уточнении понятийного аппарата, а также видов и форм действий, относящихся к преступным, через рассмотрение этносоциальных взаимоотношений в современном обществе.

Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в

том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Г.М. Геворгян вводит в научный оборот определение «организованные этнические преступные формирования», которые являются специфическим видом организованных преступных групп (в том числе преступных сообществ) мафиозного типа26.

Р. Г. Чефходзе выделяет самостоятельное научное направление - этнокриминологию - специальную криминологическую теорию, исследующую этнические аспекты преступности, ее причины, анализирующую признаки и проявления криминальной этнической политики, разрабатывающую основы антикриминогенной стратегии в области межэтнических отношений27. Напряженность в межнациональных отношениях часто используется в целях политического манипулирования и незаконного обогащения. В крайнем виде это выражается в политике геноцида - действиях, направленных на полное уничтожение национальных, этнических, расовых или религиозных групп.

Геноцид (ст. 357 УК РФ) - действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы (юридический термин «геноцид» был введен в оборот между двумя мировыми войнами примените ль-но к фактам массового уничтожения армянского населения по указанию властей Османской Турции в 1914-1918 гг.). Геноцид существует в четырех формах: физический геноцид, социально-экономический, биологический, нацио-нально-культурный28.

Особой формой криминальной этнической политики является апартеид. Конвенция о пре-

сечении преступлений апартеида и наказании за него от 30 декабря 1973 г. ратифицирована СССР в 1975 г. Термин «преступления апартеида» Конвенция толкует как бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения.

При конструировании и реализации уголовной этнополитики нужно учитывать необходимость четкого определения понятийного аппарата, исключающего появление псевдонаучных направ -лений в исследованиях, изучающих и эксплуатирующих модную сегодня тему этничности. Таким, на наш взгляд, является исследование, посвященное теме «этнически избирательного подхода в действиях милиции в московском мет-ро»29. Понятно, что сотрудникмилиции останавливает для проверки документов не представителей только какого-либо этноса и не в состоянии совершить «этническую дискриминацию», так как обычной проверкой документов не посягает на нарушение права на культуру, религию и язык. Необходимо учитывать и то, что только 4,3 % лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, являлись представителями этнических групп (этнически - не русскими). В то же время осуждаются к реальному сроку лишения свободы и в настоящее время содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы лишь 8,8 % лиц - представителей этнических групп (этнически - не русские). Все остальные лица - это представители русского населения30. Так где же проявления дискриминации и в отношении кого?

1 См.:МедведевВ.С., ХомяковВ.Е., БелокурВ.М. Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России. М., 2005. С. 424; Они же. Идея выживания, или Почему «зачищают» Землю Русскую. М., 2005. С. 117.

2 См.: Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. СПб., 2004. С. 15.

3 См.: КлейменовМ.П. Введение в этнокриминологию: Монография. Омск, 2004. С. 244.

4 См.: Осипов А. Конструирование этнического конфликта и расистский дискурс. Правозащитный центр «Мемориал». М., 2004.

5 См.: Щербина Е.А. Этническая конфликтология региональный аспект: Дис. ... канд. полит. наук Ставрополь, 2005. С. 12-13.

6 См.: Авксентьев В.А. Этническая конфликтология концепции и тенденции развития // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18. М.; Ставрополь, 2002. С. 18.

7 См.: Там же. С. 1.

8 См.: Пути мира на Северном Кавказе. М., 1999. С. 123.

9 См.: Попов С.И. Ставропольский край в системе федеративных отношений на Северном Кавказе // Федерализм: система государственных органов и практический опыт их деятельности. 2-е изд. М., 1998. С. 232-233; Рыль-ская М. А. К вопросу прогнозирования и урегулирования межэтнических конфликтов на региональной уровне // Рос. следователь 2002. № 2. С. 27-29.

10 См.: Осипов А. Указ. соч. С. 8.

11 См.: ТишковВ.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 309.

12 См.: Этнорелигиозный терроризм / Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков и др.; Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2006. С. 14.

13 См.: Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия: уголовно-правовое и криминологическое исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук СПб., 2004.

14 См.: Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 10.

15 См.: Там же. С. 145.

16 См.: Зинурова Р.И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества: Дис. ... д-ра социол. наук М., 2005. С. 130.

17 См.: Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысь-ко. М., 1999. С. 164.

18 См.: Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энцикл. слов. / Ред. кол.: М.П. Мчед-лов и др.; Авт кол.: А.Л. Андреев, Ж.Т. Тощенко и др. М., 2001. С. 244.

19 См.: Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 21. С. 463.

20 См.: Этнопсихологический словарь. С. 288-289.

21 См.: Там же. С. 191.

22 См.: Некрасов Д.Е. Содержание общесоциального уровня предупреждения расово-этнического экстремизма // Формирование климата доверия и толерантного сознания как основы предупреждения экстремизма: Материалы II Междунар. научн.-практ. конф. Рязань, 29-30 сент. 2004 г. / Под науч. ред. С. Боронбекова Рязань, 2005. С. 165-170.

23 См.: Ольшанский Д.В. Политическая психология СПб., 2002. С. 576.

24 См.: Решетников Ф.М. Современная американская криминология. М., 1965. С. 100.

25 См.: Этнопсихологический словарь. С. 320.

26 См.: Геворгян ГМ. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России: Дис. ... канд. юрид. наук М., 2000. С. 61.

27 См.: ЧефходзеР.Г. Этнические аспекты преступности: Дис. ... канд. юрид. наук Омск, 1999. С. 8.

28 См.: Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью. М., 1989. С. 57; Чефходзе Р.Г. Указ, соч. С. 86.

29 См.: Этнически избирательный подход в действиях милиции в московском метро. М., 2006. С. 80.

30 См.: Зюков А.М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп: Дис. ... канд. юрид. наук Рязань, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.