Научная статья на тему 'Дебиторская задолженность и управление ею в компаниях нефтегазового комплекса'

Дебиторская задолженность и управление ею в компаниях нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / КОМПАНИИ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА / НОРМАЛИЗАЦИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ФАКТОРИНГ / ФОРФЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев В. Ю.

В статье рассматриваются основные задачи управления дебиторской задолженностью в компаниях, в том числе в компаниях нефтегазового комплекса. Указываются основные меры по нормализации дебиторской задолженности на предприятиях нефтяной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дебиторская задолженность и управление ею в компаниях нефтегазового комплекса»

Новый университет. 2012. № 7-8 (17-18).

ISSN 2221-7347

УДК 657

В. Ю. Зайцев

ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ В КОМПАНИЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются основные задачи управления дебиторской задолженностью в компаниях, в том числе в компаниях нефтегазового комплекса. Указываются основные меры по нормализации дебиторской задолженности на предприятиях нефтяной отрасли.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, компании нефтегазового комплекса, нормализация дебиторской задолженности, факторинг, форфейтинг.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность, которая возникает в результате хозяйственной деятельности у юридических и физических лиц (дебиторов) перед данной компанией. Другими словами, дебиторская задолженность - это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату [1].

Состояние и размер дебиторской задолженности существенно влияют на результаты финансовой деятельности любой компании. При дебиторской задолженности ухудшается финансовое состояние предприятия, возникает дефицит денежных средств. Компания не может в должной мере финансировать свою текущую деятельность, и вынуждена для этого прибегать к увеличению оборотных средств.

К основным задачам управления дебиторской задолженности следует отнести: оценку реальной дебиторской задолженности компании; анализ дебиторской задолженности; анализ и ранжирование покупателей; определение политики кредитования различных групп покупателей; контроль расчетов с дебиторами; прогноз поступления денежных средств от дебиторов; разработку способов ускоренного получения долгов.

Следует отметить, что анализ дебиторской задолженности целесообразно проводить в несколько этапов [2].

На 1-ом этапе необходимо проанализировать состояние и структуру дебиторской задолженности. С помощью анализа структуры дебиторской задолженности можно определить: долю краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев, то есть долю каждого вида дебиторской задолженности в общей ее совокупности; изменение каждого вида задолженности в динамике; темпы роста остатка задолженности по каждому ее виду.

На 2-ом этапе анализа дебиторской задолженности следует рассчитать долю каждого вида дебиторской задолженности в объеме текущих активов.

На 3-ем этапе необходимо проанализировать соотношение средней дебиторской задолженности с результатом от основной деятельности. Если наблюдается увеличение показателя в динамике, то это будет свидетельствовать о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о, так называемом, «омертвлении» части выручки предприятия, которая необходима для финансирования текущей деятельности.

4-ый этап посвящен анализу изменения дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Рассматриваются периоды от 0 до 30 дней; от 31 до 60 дней; от 61 до 90 дней; от 91 до 120 дней; свыше 121 дня.

На 5-ом этапе рассчитывается реальная дебиторская задолженность на основании данных о суммах дебиторской задолженности за прошедшие периоды. При помощи сопоставления расчетного значения реальной дебиторской задолженности и бухгалтерской суммы дебиторской

© Зайцев В. Ю., 2012.

26

ISSN 2221-7347

Экономика и право

задолженности определяются потери компании в результате продажи продукции в кредит. Результаты такого анализа учитываются при планировании деятельности предприятия. На эту сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам.

Для того чтобы улучшить расчеты с дебиторами, компании необходимо своевременно контролировать оборачиваемость средств в расчетах, добиться ускорения оборачиваемости средств, объективно подходить к формированию портфеля заказов и условий оплаты товаров. Чтобы снизить риск невозврата дебиторской задолженности, компании при выборе партнеров необходимо оценивать их деловую репутацию, уровень их платежеспособности, их финансовые возможности по оплате покупаемого ими объема продукции.

Компаниям следует разрабатывать системы договоров с гибкими условиями по срокам и формам оплаты. При оплате в кредит целесообразно использовать такие схемы расчета с покупателями, которые нашли свое применение в экономически развитых странах. Например, схему типа «d/k брутто п» [2]. Такая схема означает, что покупателю будет предоставлена скидка в размере d % от стоимости товара, если он оплатит товар в течение первых k дней с момента начала кредитования. Если же счета будут оплачены в период с (к+1)-го по n-й день кредита, то покупателю придется полностью оплатить товар. А в случае неуплаты в течение п дней, т.е. в кредитный период, покупатель должен выплатить штраф, величина которого зависит от периода просрочки платежа.

Необходимо заметить, что предоставлять скидки при досрочной оплате компаниям следует только в тех случаях, если скидки приводят к увеличению объема продаж и увеличению прибыли; если в перспективе намечается приток денежных средств; если размер дебиторской задолженности предприятия меньше его кредиторской задолженности.

Компаниям необходимо систематически осуществлять контроль состояния реальной дебиторской задолженности. Это также позволит уменьшить риск невозврата дебиторской задолженности и своевременно определить потребность в дополнительных ресурсах для покрытия дебиторской задолженности.

Необходимо изменить подход к управлению дебиторской задолженностью и в компаниях нефтегазового комплекса. Следует отметить, что у нефтегазовых корпораций наблюдается сложная ситуация с дебиторской задолженностью. Ведь отличительной особенностью компаний нефтегазового комплекса является то, что они основную долю продаж осуществляют в кредит. Причем поступления от реализации продукции происходят обычно в течение 30 дней, а то и позже. В результате этого появляется просроченная дебиторская задолженность, которая и уменьшает реальные поступления. Это, в свою очередь, приводит к ограничению расходов и увеличению кредиторской задолженности. Поэтому для нефтегазовых корпораций очень большое значение имеет эффективное управление дебиторской задолженностью.

Аналитики отмечают крайнюю неравномерность роста дебиторской задолженности у нефтегазовых компаний. Они показывают, что основные долги по сбыту нефтепродуктов у большинства нефтяных корпораций сосредотачивается примерно у 10% дочерних и зависимых компаний. Это свидетельствует о том, что причины неравномерного распределения дебиторской задолженности заключаются в не столько неблагоприятных внешних финансовых условиях, сколько в недостатках работы конкретных предприятий. В таких условиях основная задача по управлению дебиторской задолженностью заключается в ее нормализации. То есть имеющуюся дебиторскую задолженность необходимо снизить до уровня, который бы соответствовал нормальным условиям оплаты.

Следует также отметить, что в хозяйственном обороте нефтегазовых компаний тридцатидневная оплата очень сильно затруднена. И для того, чтобы оплата была обеспечена, необходимо использовать сочетание наличных денег с векселями и зачетами.

В качестве основных мер нормализации дебиторской задолженности на предприятиях нефтегазового комплекса необходимо предложить следующие:

• Ввести автоматизированную систему учета и контроля счетов дебиторов. Использование единой базы данных по всей компании повысит эффективность работы по взысканию де-

27

Новый университет. 2012. № 7-8 (17-18).

ISSN 2221-7347

биторской задолженности и упростит анализ кредитной истории клиентов, платежной дисциплины и других данных, необходимых при отслеживании задолженности дебиторов.

• Осуществить реструктуризацию клиентской базы и произвести жесткий отбор платежеспособных покупателей.

• Вести постоянный мониторинг должников.

• Дифференцировать счета дебиторской задолженности по размеру долга.

• Прекратить поставку продукции при непогашенном долге.

• Напоминать дебитору о долге сразу же на следующий день после истечения срока платежа, так как с течением времени вероятность поступления оплаты может значительно снизиться.

• Поощрять оплату наличными деньгами. Это ускорит оборачиваемость дебиторской задолженности и сократит затраты на обслуживание платежей.

• Использовать систему ценовых скидок за сокращение сроков оплаты продукции.

• Мотивировать заинтересованность менеджеров по продажам на ускоренное получение оплаты от покупателей продукции. Следует поставить в зависимость бонусную часть оплаты их труда от поступивших денежных средств, а не от объема проданной продукции.

• Использовать методы продаж задолженности дебиторов. [3].

Надо отметить, что компании должны постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Важно, чтобы при этом соблюдался определенный баланс. Потому что, когда дебиторская задолженность превышает кредиторскую, возникает угроза финансовой деятельности компании и появляется необходимость в привлечении дополнительных источников финансирования. В этом случае компании вынуждены использовать кредит или факторинговые услуги.

Факторинг - это прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании, в результате чего предприятие может получить денежную ссуду от 50 до 80% от номинальной дебиторской задолженности. Компания, заложившая дебиторскую задолженность, несет расходы по оплате услуг, платит процент по выданной ссуде и всем долгам, продолжая получать денежные платежи от покупателей. Использование факторинга позволяет достаточно быстро получить денежные средства, избежать ухудшения отношений с покупателями. Но следует помнить, что использование факторинга связано с высокими издержками по договору, увеличением кредитных рисков.

Кроме факторинга, в качестве форм рефинансирования дебиторской задолженности, компании используют еще учет векселей и форфейтинг. Учет векселей, полученных от покупателей продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене. Цена продажи векселей будет зависеть от номинала векселя, величины банковской учетной ставки и срока, оставшегося до погашения векселя.

Форфейтинг используют при осуществлении долгосрочных экспортных поставок. Экспортер может сразу же получить денежные средства путем учета векселей.

Таким образом, задача управления дебиторской задолженностью заключается в ускорении платежей клиентами компании, в осуществлении эффективной политики продаж и в проведении политики снижения долгов. В настоящее время грамотное управление дебиторской задолженностью играет очень важную роль в финансовой деятельности предприятий. Эффективное управление дебиторской задолженностью способствует повышению ликвидности и рентабельности любой компании.

Библиографический список

1. Бочаров, В.В. Корпоративные финансы / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.

2. Бланк, И.А. Управление активами и капиталом предприятия / И.А. Бланк. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2003. - 448 с. - («Энциклопедия финансового менеджера»; Вып. 2).

28

ISSN 2221-7347

Экономика и право

3. Яковлева, И.Н. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. - 2008. - № 10. URL: http://www.profiz.ru/se/10_08.

Статья поступила в редакцию 30.07.2012.

ЗАЙЦЕВ Виталий Юрьевич - аспирант, Московский университет экономики, статистики и информатики (Ярославский филиал).

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.