Научная статья на тему 'DEA-метод в диагностике эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов'

DEA-метод в диагностике эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / DATA ENVELOPMENT ANALYSIS / STUDENT / COMPETENCE / DIAGNOSTICS / PERSONAL AND PROFESSIONAL ABILITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Вязанкова Виктория Валериевна, Тедорадзе Теона Гуладиевна

Цель исследования обоснование метода для диагностики эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов. Известно, что компетенции и личностно-профессиональные качества подсистемы социально-профессиональной компетентности, включающие стандартные структурные компоненты (операционный, мотивационно-ценностный, рефлексивный и поведенческий). Вместе с тем, в настоящее время слабо разработаны методы, позволяющие диагностировать эффективность личностно-профессионального развития человека, т.е. становления социально-профессиональной компетентности и её составляющих под влиянием различных факторов. В экономике известен метод, позволяющий оценить эффективность функционирования социально-экономических систем; это DEA-метод (data envelopment analysis); важнейшее условие реализации данного метода наличие критериев, измеримых по линейной шкале. Автором настоящей статьи обосновано, что в условиях информатизации образования (в том числе профессионального) данный метод может использоваться для диагностики эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов, следовательно, для диагностики эффективности их личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Леонидовна, Вязанкова Виктория Валериевна, Тедорадзе Теона Гуладиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEA-method in diagnostics of efficiency of formation of competences and personal and professional abilities of students

The aim of the study is to substantiate the method for diagnosing the effectiveness of the formation of competences and personal and professional abilities of students. It is known that competencies and personal and professional abilities are subsystems of social and professional competence, including standard structural components (operational, motivational and value, reflective and behavioral). At the same time, there are currently poorly developed methods that allow diagnosing the effectiveness of the personal and professional development of the person, i.e. formation of the social and professional competence and its components under the influence of various factors. In Economics, a method is known to assess the effectiveness of the functioning of socio-economic systems; this is the DEA method (data envelopment analysis); the most important condition for the implementation of this method is the presence of criteria measurable on a linear scale. The author of this article proves that in the conditions of informatization of education (including professional), this method can be used to diagnose the effectiveness of the formation of competencies and personal and professional qualities of the students, therefore, to diagnose the effectiveness of their personal and professional development.

Текст научной работы на тему «DEA-метод в диагностике эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов»

удк 378.147

DEA-метод в диагностике эффективности становления

компетенций и личностно-профессиональных качеств

студентов

Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, профессор, Виктория Валериевна Вязанкова, кандидат педагогических наук, доцент, Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический

университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - обоснование метода для диагностики эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов. Известно, что компетенции и лич-ностно-профессиональные качества - подсистемы социально-профессиональной компетентности, включающие стандартные структурные компоненты (операционный, мотивационно-ценностный, рефлексивный и поведенческий). Вместе с тем, в настоящее время слабо разработаны методы, позволяющие диагностировать эффективность личностно-профессионального развития человека, т.е. становления социально-профессиональной компетентности и её составляющих под влиянием различных факторов. В экономике известен метод, позволяющий оценить эффективность функционирования социально-экономических систем; это - DEA-метод (data envelopment analysis); важнейшее условие реализации данного метода - наличие критериев, измеримых по линейной шкале. Автором настоящей статьи обосновано, что в условиях информатизации образования (в том числе профессионального) данный метод может использоваться для диагностики эффективности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств студентов, следовательно, для диагностики эффективности их личностно-профессионального развития.

Ключевые слова: студент, компетенция, диагностика, личностно-профессиональное качество, эффективность, data envelopment analysis.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.355-359

DEA-METHOD IN DIAGNOSTICS OF EFFICIENCY OF FORMATION OF COMPETENCES AND PERSONAL AND PROFESSIONAL ABILITIES OF

STUDENTS

Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Victoria Valerievna Vyazankova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Teona Gu-ladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The aim of the study is to substantiate the method for diagnosing the effectiveness of the formation of competences and personal and professional abilities of students. It is known that competencies and personal and professional abilities are subsystems of social and professional competence, including standard structural components (operational, motivational and value, reflective and behavioral). At the same time, there are currently poorly developed methods that allow diagnosing the effectiveness of the personal and professional development of the person, i.e. formation of the social and professional competence and its components under the influence of various factors. In Economics, a method is known to assess the effectiveness of the functioning of socio-economic systems; this is the DEA method (data envelopment analysis); the most important condition for the implementation of this method is the presence of criteria measurable on a linear scale. The author of this article proves that in the conditions of informatization of education (including professional), this method can be used to diagnose the effectiveness of the formation of competencies and personal and professional qualities of the students, therefore, to diagnose the effectiveness of their personal and professional development.

Keywords: student, competence, diagnostics, personal and professional ability, efficiency, data envelopment analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что социально-профессиональная компетентность - важнейший фактор конкурентоспособности личности [1-3]. Также известно, что её подсистемами являются личностно-профессиональные качества и компетенции - целостные образования в структуре личности, отражающие её готовность к тому или иному виду деятельности [1-3]. Согласно устоявшимся модельным представлениям, компетенции и личностно-профессио-нальные качества интегрируют следующие компоненты: операционный (соответствующие знания и умения), мотивационно-ценностный (мотивы к соответствующему виду деятельности, ценностное отношение к ней), рефлексивный (осознание индивидом самого себя, готовность к самодиагностике) и поведенческий (личный опыт в соответствующей деятельности). Примечательно, что в настоящее время не прекращаются попытки поиска методов для объективной диагностики сформированности компетенций и личностно-профес-сиональных качеств. Это вполне закономерно (более того, очевидно): диагностика качества образования немыслима без измерения результатов образовательного процесса, т. е. компетенций и личностно-профессиональных качеств (в соответствии с компетентностным подходом).

Но известно, что личностно-профессиональное развитие обучающегося, т.е. становление его компетенций и личностно-профессиональных качеств, происходит в условиях дефицита ресурсов, особенно временных. Достаточно сказать о реформе высшего образования, в результате которой период подготовки на первой ступени сократился с пяти до четырёх лет, в то время как к бакалаврам, поступающим в магистратуру, предъявляют не меньшие требования, чем к специалистам. В последнее время актуализировалась проблема эффективности образовательных сред; данная проблема признана официально: Межведомственной комиссией утверждены критерии эффективности вузов. Но, во-первых, критерии эффективности разработаны для макросред университетов (существуют также мезосреды факультетов и микросреды кафедр), во-вторых, ни один из критериев не отражает напрямую эффективность становления компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающихся. Иначе говоря, разработанные критерии позволяют диагностировать вуз как социально-экономическую, но не как социально-педагогическую систему. По-прежнему остаётся открытым вопрос: каким образом оценивать эффективность становления компетенций и личностно-профессиональных качеств?

Но известно, что эффективность - соотношение результата и затрат [1, 4, 5]. Также можно сказать, что эффективность - соотношение "выхода" и "входа" некоего процесса. Но что следует понимать под результатом и затратами ("входом" и "выходом")?

С точки зрения авторов настоящей статьи, трудности оценки эффективности становления личностно-профессиональных качеств и компетенций следующие. Во-первых, результаты личностно-профессионального развития одновременно являются и его факторами. Очевидно следующее: чем выше достигнутый уровень личностно-профессионального качества или компетенции, тем его легче дальше развивать. Во-вторых, не до конца решена задача объективной диагностики личностно-профессиональных качеств и компетенций (каковы критерии их сформированности?). В-третьих, личностно-профессиональное развитие - многофакторный процесс, при том, внешние (по отношению к личности) и внутренние (психологические) факторы взаимодействуют между собой. Например, в модальной и интенсивной образовательной среде (социально обусловленный фактор для обучающегося!) у обучающегося при прочих равных условиях выше будет уровень мотивации к овладению знаниями и умениями, а также становлению личного опыта их применения.

Но в экономике известен метод, позволяющий оценить эффективность функционирования социально-экономических систем; это - DEA-метод (data envelopment analysis). Важнейшее условие реализации данного метода - наличие критериев, измеримых по линейной шкале [4, 5]. В настоящее время метод анализа "оболочки данных" нашёл

применение в таких областях, как государственное управление, промышленность и сельское хозяйство, военная сфера, здравоохранение, транспорт, финансовая сфера, энергетика, спорт, сфера информационных технологий (например, оценить эффективность работы администратора баз данных). Важнейшие достоинства метода: возможность вычислять один интегративный показатель для исследуемого объекта (из массива входной информации); возможность обрабатывать множество входов и выходов, каждый из которых имеет свои единицы измерения; не обязательность априорного указания весовых коэффициентов для входных и выходных переменных; возможность учёта внешних факторов по отношению к исследуемому объекту; возможность выявления примеров лучшей практики, а не усреднённых значения и т.д.

Авторам настоящей статьи не удалось обнаружить публикаций, в которых были бы представлены возможности современных математических методов в диагностике эффективности личностно-профессионального развития обучающихся. Проблема исследования - вопрос: каким образом использовать ББЛ-метод для диагностики эффективности личностно-профессионального развития студентов? Цель исследования - обоснование метода для диагностики эффективности становления компетенций и личностно-профессиональ-ных качеств студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С точки зрения авторов, эффективность становления анализируемой компетенции

К" 1

(личностно-профессионального качества) у индивида 8 = —/---. . Здесь: п -

К' I п

П ^

число факторов успешности становления компетенции (помимо предшествующего уровня самой компетенции и времени её развития до нового уровня), и м- соответственно, значение ]-го фактора (помимо указанных) и его весовой коэффициент (от 0 до 1.0), К и К// -соответственно, уровень анализируемой компетенции в предыдущий и текущий момент времени, Т - время развития компетенции от предыдущего уровня до нового. По умолчанию весовые коэффициенты принимают равными 1.0.

Какие факторы (или "входы") обусловливают становление анализируемой компетенции, помимо времени и её предыдущего уровня? Очевидно, что это, прежде всего, уровень сформированности компетенций, с которыми она взаимосвязана, параметры социального окружения индивида (помимо образовательной среды), а также параметры образовательной среды [1-3]. По поводу первой группы факторов отметим: становление компетенции не может быть успешным, если она не связана с иными компетенциями, если её развитие не сопряжено с развитием иных составляющих социально-профессиональной компетентности. Например, едва ли может быть успешным становление исследовательской компетентности обучающегося, если он не применяет информационные технологии, а это - показатель информационной компетентности.

Но отметим, что сопряжённые (взаимосвязанные) компетенции могут играть критически значимую (фундирующую) роль для становления анализируемой, могут - важную, а могут - вспомогательную. Соответственно, рекомендуемые весовые коэффициенты для них 1.0, 0.67 и 0.33. Например, если речь идёт о становлении такой компетенции, как готовность решать экономические задачи на ЭВМ, то сформированность такой компетенции, как готовность применять ЭВМ как средство управления информацией (по сути, общекультурная составляющая информационной компетентности), безусловно, является критически важным (фундирующим) фактором. Другой пример: для становления коммуникативной компетентности индивида важным фактором является сформированность толерантности и конфликтологической компетентности (в ситуациях общения необходимо

уважать точку зрения собеседника, а также предвидеть конфликтные ситуации, искать пути их преодоления). Если речь идёт о становлении исследовательской или научно-теоретической компетентности студента-бакалавра или студента-магистранта, то сформированность иноязычной компетенции - вспомогательный фактор (возможность анализа научной литературы на иностранных языках расширит социокультурное пространство поиска научной информации), но если речь идёт о тех же составляющих социально-профессиональной компетентности аспиранта, то это, как минимум, важный фактор (а при необходимости участия в работе международных научных коллективов - критически важный).

Рассмотрим теперь эффективность становления группы компетенций у индивида. Пусть их число равно m (иначе говоря, m "выходов", а не один). Она составит

группы анализируемых компетенций (помимо предшествующих уровней самих компетенции и времени их развития до нового уровня),£ и м- соответственно, значение]-го фактора (помимо указанных) и его весовой коэффициент (от 0 до 1.0), К и К- соответственно, уровень ]-й компетенции в предыдущий и текущий момент времени, Т - время развития группы компетенций от предыдущих уровней до нового. Очевидно, что N <п.

- массив, отражающий связи между анализируемыми компетенциями (в числителе и знаменателе - параметры взаимосвязей в текущий и предыдущий моменты времени, Я -некая функция, позволяющая учесть связи между компетенциями.

Вместе с тем, эффективность становления группы компетенций можно оценивать на основе статистического метода каменистой осыпи: она равна Е, если не менее чем для Е компетенций парциальная ("отдельная") эффективность их становления не менее чем g (Е) для каждой; вид функции g зависит от ряда обстоятельств.

Безусловно, способы применения ББЛ-метода нуждаются в совершенствовании. Но уже на данном этапе очевидно, что объективно диагностировать эффективность личностно-профессионального развития конкретного студента возможно только на основе полного учёта как факторов, так и критериев успешности становления компетенций и личностно-профессиональных качеств.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства просвещения Российской Федерации в рамках реализации мероприятий, направленных на полноценное функционирование и развитие русского языка, ведомственной целевой программы "Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации" подпрограммы Совершенствование управления системой образования государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

, где вектор L

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Григораш, О.В. Современные подходы к оценке сформированности компетенций студентов технических вузов / О.В. Григораш // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. -№ 10. - С. 106-110.

2. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов // Краснодар : КубГТУ, 2016. - 312 с.

3. Cheng, S.C. An innovative assessment method to establish employability map based on students' learning portfolio / S.C. Cheng, S.L. Chang // Problems of Education in the 21st century. - 2019. -№ 1 (77). - pp. 209-227.

4. Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology and Application / A. Charnes, W.W. Cooper, A.Y. Lewin, L.M. Seiford // Boston : Kluwer Academic Publishers, 1994. - 513 p.

5. Yang, G. Measuring the inefficiency of Chinese research universities based on a two-stage network DEA model / G. Yang, H. Fukuyama, Y. Song // Journal of Informetrics. - 2018. - № 1 (12). - pp. 1030.

REFERENCES

1. Grigorash, O.V. (2018), "Modern approaches to evaluation of competencies completeness in students of engineering universities", Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika, No 10, pp. 106110.

2. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, Kuban State Technological University, Krasnodar.

3. Cheng, S.C. and Chang, S.L. (2019), "An innovative assessment method to establish employability map based on students' learning portfolio", Problems of Education in the 21st century, Vol. 77, No 1, pp. 209-227.

4. Charnes,A., Cooper, W.W., Lewin, A.Y. and Seiford, L.M. (1994), Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology and Application, Kluwer Academic Publishers, Boston.

5. Yang, G., Fukuyama, H., and Song, Y. (2018) "Measuring the inefficiency of Chinese research universities based on a two-stage network DEA model", Journal of Informetrics, Vol. 12, No 1, pp. 10-30.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2019

удк 371.72

состояние физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи

Александр Геннадьевич Шлычков, соискатель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Важная роль в системе допризывной подготовки отводится физическому воспитанию, ориентированному на развитии важных военно-профессиональных качеств и военно-прикладных навыков. На этой основе строилась программа физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), работа по которому прекратилась с распадом СССР. В настоящее время руководство нашей страны и Министерства обороны уделяет пристальное внимание вопросам подготовки молодого поколения нашей страны. Вместе с тем анализ нормативных требований ВФСК ГТО, ФГОС основного общего образования по физической культуре и НФП-2009 для военнослужащих, прослуживших менее шести месяцев, свидетельствует о наличии противоречий как в нормативной части, так и в части терминологии физических упражнений. По результатам анализа установлены более высокие требования к уровню физической подготовленности школьников 11-х классов, нежели чем к военнослужащим. В статье на основании экспериментальных данных проведен анализ уровня физической подготовленности и физического развития допризывной молодежи, а также установлены различия в нормативных требованиях ВФСК ГТО, НФП-2009 и ФГОС.

Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, физический статус, нормативные требования, физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.