Научная статья на тему 'Современные методы диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств'

Современные методы диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ДИАГНОСТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна

Цель исследования разработка инновационного метода для диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Известно, что личный опыт в соответствующем виде деятельности важнейший компонент любой компетенции или личностно-профессионального качества, детерминированный успешностью управления сложившимися знаниями и умениями. Несмотря на то, что современными специалистами разработаны универсальные методы для диагностики взаимосвязи между операционным и поведенческим компонентами, по-прежнему не в полной мере учитываются различные аспекты самого поведенческого компонента. Автором настоящей статьи обосновано, что применение современных математических методов даёт возможность полиаспектной диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования в возможности дальнейшего научного осмысления компетентностной парадигмы профессионального образования, практическая значимость в возможности их применения в системе мониторинга качества профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Лидия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern methods for competencies and personally-professional abilities behavioral component assessment

The aim of the research is to develop an innovative method for diagnosing the behavioral component of competencies and personal and professional qualities. It is known that personal experience in the corresponding type of activity is the most important component of any competence or personal and professional quality, determined by the success of the management of existing knowledge and skills. Despite the fact that modern specialists have developed universal methods for diagnosing the relationship between the operational and behavioral components, various aspects of the behavioral component itself are still not fully taken into account. The author of this article substantiate that the use of modern mathematical methods makes it possible to diagnose the multi-aspect behavioral component of competencies and personal and professional qualities. The theoretical significance of the results of this study the possibility of further scientific understanding of the competence paradigm of vocational education, practical significance the possibility of their application in the system of monitoring the quality of vocational education.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КАЧЕСТВ

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка инновационного метода для диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Известно, что личный опыт в соответствующем виде деятельности - важнейший компонент любой компетенции или личностно-профессионального качества, детерминированный успешностью управления сложившимися знаниями и умениями. Несмотря на то, что современными специалистами разработаны универсальные методы для диагностики взаимосвязи между операционным и поведенческим компонентами, по-прежнему не в полной мере учитываются различные аспекты самого поведенческого компонента. Автором настоящей статьи обосновано, что применение современных математических методов даёт возможность полиаспектной диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Теоретическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления компетентностной парадигмы профессионального образования, практическая значимость - в возможности их применения в системе мониторинга качества профессионального образования.

Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, поведенческий компонент, диагностика, математические методы.

MODERN METHODS FOR COMPETENCIES AND PERSONALLY-PROFESSIONAL ABILITIES BEHAVIORAL COMPONENT ASSESSMENT

Lydia Evgenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The aim of the research is to develop an innovative method for diagnosing the behavioral component of competencies and personal and professional qualities. It is known that personal experience in the corresponding type of activity is the most important component of any competence or personal and professional quality, determined by the success of the management of existing knowledge and skills. Despite the fact that modern specialists have developed universal methods for diagnosing the relationship between the operational and behavioral components, various aspects of the behavioral component itself are still not fully taken into account. The author of this article substantiate that the use of modern mathematical methods makes it possible to diagnose the multi-aspect behavioral component of competencies and personal and professional qualities. The theoretical significance of the results of this study - the possibility of further scientific understanding of the competence paradigm of vocational education, practical significance - the possibility of their application in the system of monitoring the quality of vocational education.

Keywords: competencies, personally-professional abilities, behavioral component, assessment, mathematical methods.

ВВЕДЕНИЕ

В XXI столетии компетентностный подход окончательно вытеснил знаниевую парадигму образования [1-6]. Суть новой парадигмы профессиональной подготовки - формирование готовности у обучающегося к эффективному управлению собственными знаниями и умениями. Отсюда следует, что целевой ориентир образовательного процесса - формирование компетенций и личностно-профессиональных качеств, которые представляют собой динамичные системные сочетания знаний, умений, мотивов и личного опыта соответствующей деятельности [1-6]. Более того, компетентностный подход смещает акцент на формирование поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных

качеств (т.е. личного опыта в соответствующей деятельности), а не операционного (т.е. системы соответствующих знаний и умений). Нет необходимости напоминать, что компетенции и личностно-профессиональные качества - подсистемы социально-профессиональной компетентности, изоморфные ей (т.е. имеющие те же функциональные компоненты [1, 4, 5]).

Реализация компетентностного подхода немыслима без моделей компетенций и лич-ностно-профессиональных качеств, а педагогического мониторинга (мониторинга качества образования) - без методов их диагностики [2, 3, 6]. В настоящее время разработаны универсальные методы для диагностики операционного и поведенческого компонентов (с учётом их взаимосвязи) социально-профессиональной компетентности и её подсистем; наиболее передовые из них основаны на современных алгоритмах обработки первичной мониторинговой информации [1, 2, 4]. Так, например, индекс охвата знаний и умений опытом деятельности (важнейший критерий взаимосвязи операционного и поведенческого компонентов!) вычисляют на основе статистического метода каменистой осыпи [3].

Вместе с тем, современные методы для диагностики поведенческого компонента компетенций (личностно-профессиональных качеств) учитывают далеко не все аспекты опыта деятельности, точнее, управления сложившимися знаниями и умениями. Не следует забывать, что личный опыт некоего вида деятельности может быть различного уровня (качества). Так, например, инженер-программист, разработавший пять "трудных" компьютерных программ, безусловно, более квалифицированный, чем другой программист, разработавший за то же время двадцать "лёгких". Или, например, руководящий работник, который "вывел" управляемую социально-экономическую систему из кризисного состояния в процветающее (или хотя бы нормальное), безусловно, более профессионален (обладает более высоким уровнем управленческой компетентности), чем менеджер, много лет руководивший налаженно функционирующим социумом [4].

Таким образом, в настоящее время при диагностике социально-профессиональной компетентности и её подсистем (компетенций и личностно-профессиональных качеств) очень слабо учитывают качество опыта соответствующей деятельности, а также её эффективность. Возникает вопрос: каким образом учитывать качество личного опыта деятельности при диагностике поведенческого компонента компетенций и личностно-профессио-нальных качеств? Цель исследования - разработка инновационного метода для диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения автора настоящей статьи, для диагностики поведенческого компонента (личностно-профессионального качества) необходимо учитывать степень трудности и трудоёмкости составляющих личного опыта соответствующей деятельности, т.е. решённых жизненных, профессиональных, учебных или творческих задач. Напомним, что фиксировать личный опыт в той или иной деятельности в условиях информационного общества возможно благодаря технологии портфолио [2, 6]. Каким образом оценить поведенческий компонент конкретной компетенции у конкретного индивида?

Пусть 2 - множество выполненных заданий (решенных задач), соответствующих компетенции, за некий анализируемый период времени, тогда их число N = Р (2), где Р -

мощность множества. Например, студент за период подготовки бакалавра выполнил 20 исследовательских работ (поведенческий компонент исследовательской компетентности, или готовности к исследовательской деятельности), но из них 12 - учебно-исследовательские работы (низкая степень трудности), 7 - научно-практические работы (средняя степень трудности) и только одна - научно-исследовательская (высокая степень трудности). Или, например, программист разработал 30 компьютерных программ, но 20 из них низшего уровня сложности, 8 - среднего и только две - высокого. Пусть - рейтинг /-го задания или работы (т.е. /-й составляющей поведенческого компонента), выполненной индивидом, тогда очевидно, что массив Я - первичная информация для диагностики поведенческого

компонента.

Простейший способ диагностики поведенческого компонента компетенции:

N

р = ^ Я. . Данный способ нельзя считать адекватным, т.к. он "уравнивает" большой объём

.=1

деятельности низкого уровня с небольшим объёмом деятельности высокого уровня. В качестве примера рассмотрим случай с поведенческим компонентом исследовательской компетентности студента. Абсурдной является ситуация, что рейтинг в исследовательской деятельности за 200 учебных рефератов выше, чем рейтинг за две полноценных научно-исследовательских работы. И дело здесь вовсе не весовых коэффициентах, а в возможности "подтягивания" показателей благодаря аддитивной модели. Иначе говоря, "сто объектов низкого уровня - не замена одному объекту высокого уровня".

С точки зрения автора, для оценки поведенческого компонента компетенции более целесообразно применить метод каменистой осыпи. В соответствии с ним, уровень поведенческого компонента компетенции равен г, если не менее чем г его составляющих имеют рейтинг не менее чем / (г) каждая. Очевидно, что функция/детерминирована родом метрологической задачи (или типом диагностируемой компетенции).

Приведём пример. Уровень поведенческого компонента профессиональной компетенции программиста равен г, если не менее чем г разработанных им компьютерных программ имеют уровень сложности не менее чем 2000 + 200 • г каждая (например, по метрике Холстеда). Пусть программист разработал 19 компьютерных программ (поведенческий компонент профессиональной компетенции), и их сложности (в порядке убывания) составляют 6300, 5600, 5100, 4450, 4200, 4100, 3850, 3200, 3100, 2300, 1850, 1700, 1600, 1550, 1520, 1470, 1420, 1350 и 1300. Уровень поведенческого компонента профессиональной компетенции у данного программиста равен 7, т.к. восьмая программа характеризуется уровнем трудности лишь 3200, т.е. менее 3600.

Ещё более адекватная оценка личного опыта анализируемой деятельности у кон-

г

кретного индивида предполагает учёт "лишнего" качества: р = ^ Я. . Как видно, при сум-

.=1

мировании учитывают не все составляющие поведенческого компонента, а лишь первые г, т.е. наиболее высококачественные. В приведённом выше примере (для программиста) р = 33600. Для сравнения: если бы оценка производилась в соответствии с простейшей аддитивной моделью, то р = 55960.

Эффективность управления сложившимися знаниями умениями, проявляющегося в

Р Т й

личном опыте деятельности, составляет со = т, где Т - анализируемый период времени.

Действительно, эффективность - соотношение результата к затратам; в случае с оценкой поведенческого компонента компетенций учитывать возможно временной ресурс.

Возникает вопрос: каким образом оценивать рейтинг (качество) той или иной составляющей поведенческого компонента компетенции? Отметим, что опыт в той или иной деятельности многоаспектен. Для автора настоящей статьи очевидно, что Я1 = Д • 8 • И1. Здесь: 8 - успешность её выполнения 1-й задачи (работы или задания), Б. - уровень её трудности, 8 - самостоятельность её выполнения (методы оценки самостоятельности выполнения представлены в работе [2]). Если не учитывать самостоятельность выполнения, то г = Д •^.

Очевидно, что самостоятельность выполнения может варьироваться от 0 до 1,0, в то время как успешность выполнения может превосходить 1,0, если индивид "перевыполнил" задание (как правило, имеет место при выполнении заданий творческого характера, решении творческих задач). Если успешность выполнения задания оценивают условными

баллами (как, например, на олимпиадах), то степень выполнения - отношение фактически заработанного балла за выполнение задания к максимально возможному. Если уровень трудности задания у известен по шкале логитов (является шкалой интервалов, а не отношений), то по шкале отношений это составит вг; с точки зрения теории латентных переменных, это - соотношение доли индивидов, не справляющихся и справляющихся с заданием (число е - основание натуральных логарифмов). В целом, метод оценки трудности задания (работы, задачи) детерминирован родом компетенции. Например, в программной индустрии (инженерии) существуют методы оценки сложности программ, в зависимости от парадигмы программирования (алгоритмической, объектно-ориентированной и т.д.).

Предложенный метод позволяет количественно оценить сформированность компетенции: к = г ■ т . Здесь: т - индекс охвата поведенческим компонентом системы знаний и умений; в соответствии с методом каменистой осыпи, он равен т, если не менее чем т элементов системы знаний и умений применены не менее чем ^ (т) раз каждый. Например, индекс взаимосвязи операционного и поведенческого компонентов исследовательской компетентности студента равен т, если не менее чем т методов научных исследований были применены во всевозможных исследовательских работах не менее чем т раз каждый.

Мониторинг качества образования требует методов объективной диагностики результативности формирования компетенций и личностно-профессиональных качеств [2, 6]. Очевидно, что формирование компетенции у группы обучающихся нельзя считать результативным, если у немногих обучающихся она сформирована на высоких (и даже на очень высоких!) уровнях, а у остальных - на низких. Например, при формировании исследовательской компетентности студентов незачем "делать гения" из одного студента (формировать у него высший уровень исследовательской компетентности), если у всех остальных студентов данная компетенция будет несформированной. В образовательном процессе отсутствует смысл, если у большинства студентов не будет сформировано должного уровня компетенции, т.к. недостаточный уровень компетенции - фактор риска недостаточной образованности [1]. С точки зрения автора настоящей статьи, для оценки указанной результативности применим метод каменистой осыпи; в соответствии с ним, результативность формирования компетенции у группы обучающихся равна Q, если не менее чем у Q обучающихся она сформирована на уровне не ниже чем к(£) у каждого.

Возникает вопрос: почему при вычислении результативности образовательного процесса учитывают число обучающихся, а не их долю? Дело в том, что "бесконечное" увеличение числа обучающихся ставит и образовательные среды, и отдельных педагогов в неравные условия. В то же время, если численно академических групп чрезвычайно мала (не позволяющая оценить индекс результативности образовательного процесса), то это - основание для анализа сложившейся ситуации.

Заключение. Перспективы дальнейших исследований - проектирование научно обоснованных технологий профессиональной подготовки, ориентированных на эффективное становление поведенческого компонента социально-профессиональной компетентности, а также создание математических моделей (на основе вероятностно-статистического подхода) развития компетенций и личностно-профессиональных качеств в системе непрерывного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изотова, Л.Е. Модели факторов риска недостаточной образованности / Л.Е. Изотова, Д. А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 56-59.

2. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д. А. Романов. - Кубанский гос. технол. ун-т. - Краснодар : [б.и.], 2016. - 264 с.

3. Файн, Т.А. Компетентностная парадигма в дополнительном профессиональном образовании / Т.А. Файн // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-1 (7). - С. 334-346.

4. Ясько, Б.А. Формирование управленческих компетенций врача в системе послевузовского образования / Б.А. Ясько, Б.В. Казарин // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 67-77.

5. Bertolini, A.L. Collective Competence and Systemic Thinking: An Inter-organizational Context / A.L. Bertolini, J. Macke, P. Wolf // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No. 5. -P. 105-113.

6. The determinants of quality national higher education systems / R. Williams, G. de Rassenfosse, P. Jensen, S. Marginson // Journal of Higher Education Policy and Management. - 2013. - Vol. 35. - No 6. - P. 599-611.

REFERENCES

1. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Models of risk factors of insufficient education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 4, Vol. 110, pp. 56-59.

2. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Quality and Effectiveness Recurrent Vocational Training Monitoring, KubSTU, Krasnodar.

3. Fine, T.A. (2016), "Competence oriented paradigm in complimentary vocational training", No-voe slovo v nauke: perspektivyi razvitiya, No 1-1, Vol. 7, pp. 334-346.

4. Yasko, B.A. and Kazarin, B.V. (2015), "Doctor managerial competencies formation during postgraduate vocational training", Psychology questions, No 2, pp. 67-77.

5. Bertolini A.L., Macke, J. and Wolf, P. (2016), "Collective Competence and Systemic Thinking: An Inter-organizational Context", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 5, pp. 105-113.

6. Williams, R., de Rassenfosse, G., Jensen, P. and Marginson, S. (2013). "The determinants of quality national higher education systems", Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 35, No 6, pp. 599-611.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2018

УДК 796.011

МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК-ХУДОЖНИЦ В УСЛОВИЯХ КАМПУСА

Татьяна Геннадьевна Илькевич, старший преподаватель, Гжельский государственный университет (ФГБОУ ВО «ГГУ»), п. Электроизолятор

Аннотация

Одним из принципов построения образовательного пространства в современном обществе должно стать сохранение здоровья и профилактика профессиональных заболеваний студентов уже во время обучения в вузе. В современной образовательной среде у студентов отмечается напряженный умственный труд, нервное истощение и ограничение физической активности. В процессе обучения студентки-художницы большую часть времени проводят в учебных аудиториях за мольбертами и в производственных мастерских. Отчетливо проявляется дефицит движения, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга, а также снижение сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Гиподинамия у студенток-художниц усугубляет постоянный контакт с химическими компонентами художественных материалов, что способствует развитию заболеваний органов дыхания, снижение иммунитета и как следствие снижение продуктивности учебной деятельности. В связи с этим является важным вопрос о рационализации двигательной активности студенток-художниц и снижение негативного влияния профессиональных вредностей на их организм. Для решения данной задачи в Гжельском государственном художественном университете (ГГУ), была разработана модель физкультурно-оздоровительной деятельности студенток-художниц в условиях кампуса, направленная на сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний уже в студенческие годы.

Ключевые слова: двигательная активность, гиподинамия, студентки-художницы, кампус, материалы для художественных работ, профилактика профессиональных заболеваний, модель физкультурно-оздоровительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.