Научная статья на тему 'Дауншифтинг: от истории к современности'

Дауншифтинг: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
720
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАУНШИФТИНГ / ЛИЧНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ХИППИ / АМИШИ (АММАНИТЫ) / КВАКЕРЫ / ДВИЖЕНИЕ "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ" / DOWNSHIFTING / PERSONALITY / IDEOLOGY / CIVILIZATION / PATH OF LIFE / HIPPIES / AMISH / QUAKERS / WANDERVOGEL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яцевич Ольга Евгеньевна

В статье предпринята попытка рассмотрения дауншифтинга в исторической плоскости. Изложенный материал подкрепляется примерами из литературных произведений. Основной акцент делается на свободе выбора своего собственного жизненного пути, уходе от навязываемой идеологии к поиску своего «Я». Проводится сравнение идеологии дауншифтинга и хиппи. Автор приходит к выводу, что отождествление хиппи и дауншифтеров - ложно, так как идеи последних имеют глубокие исторические корни, в них не содержится призывов к бунту, употреблению наркотиков и алкоголя как средству ухода от реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Downshifting: from history to modernity

The author attempts to consider the downshifting in a historic perspective. The described material is supported by examples from the literary works. The paper emphasizes the freedom to choose the own life path, avoiding the imposed ideology by the search for Self. The author compares the downshifting and hippies ideologies. It is concluded that identification of hippies and downshifters is incorrect, as the ideas of the latter have deep historical roots, they do not contain incitement to rebellion, drugs and alcohol as a means of escape from reality.

Текст научной работы на тему «Дауншифтинг: от истории к современности»

УДК 008

Яцевич Ольга Евгеньевна

кандидат философских наук, ассистент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

ДАУНШИФТИНГ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация:

В статье предпринята попытка рассмотрения дауншифтинга в исторической плоскости. Изложенный материал подкрепляется примерами из литературных произведений. Основной акцент делается на свободе выбора своего собственного жизненного пути, уходе от навязываемой идеологии к поиску своего «Я». Проводится сравнение идеологии дауншифтинга и хиппи. Автор приходит к выводу, что отождествление хиппи и даун-шифтеров - ложно, так как идеи последних имеют глубокие исторические корни, в них не содержится призывов к бунту, употреблению наркотиков и алкоголя как средству ухода от реальности.

Ключевые слова:

дауншифтинг, личность, идеология, цивилизация, жизненный путь, хиппи, амиши (амманиты), квакеры, движение «перелетные птицы».

Yatsevich Olga Evgenyevna

PhD in Philosophy, Assistant, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

DOWNSHIFTING: FROM HISTORY TO MODERNITY

Summary:

The author attempts to consider the downshifting in a historic perspective. The described material is supported by examples from the literary works. The paper emphasizes the freedom to choose the own life path, avoiding the imposed ideology by the search for Self. The author compares the downshifting and hippies ideologies. It is concluded that identification of hippies and downshifters is incorrect, as the ideas of the latter have deep historical roots, they do not contain incitement to rebellion, drugs and alcohol as a means of escape from reality.

Keywords:

downshifting, personality, ideology, civilization, path of life, hippies, Amish, Quakers, Wandervogel movement.

Некоторые религии усматривают в простоте единственную цель, к которой следует стремиться. В христианской, исламской, индуистской религиях и буддистских нищенских орденах отказ от материальных ценностей играет очень важную роль по некоторым очень важным причинам. Стоики и киники в античности проповедовали очень скромную жизнь (Диоген, Платон и другие).

Генри Давид Торо (1817-1862) со своим известным произведением «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854) и Ральф Вальдо Эмерсон (1803-1882) с эссе «Природа» (1836) идеализировали скромный стиль жизни, трансценденцию от материального мира. Г.Д. Торо в своей книге убеждает читателя в том, что материальные блага бренны и человек способен быть счастливым, живя на лоне природы, созерцая и воспевая ее, а прокормиться вполне можно, трудясь и питаясь дарами природы.

Скотт Ниринг (1883-1983), известный социолог и публицист, тоже сыграл не последнюю роль в развитии дауншифтинга. В работе «Свобода - обещание и угроза» (1966) он апеллирует к вниманию читателей вопросами свободы, считая, что «западная цивилизация превратила мир в лагерь рабов» [1, с. 162]. В своем трактате философ выделяет несколько видов свободы: как обособленность, взаимоотношение, причина, следствие, цель и средства и другие. В исследовании постоянно подчеркивается давление общества на личность, которая способна его избежать, обособившись от внешнего мира: «Влечение к независимому существованию отделяет человека от коллектива» [2, с. 17].

Фридрих Ницше (1844-1900) отвергал бессмысленную материю в угоду духовным силам личности. На первый план в произведении «Так говорил Заратустра» была выдвинута идея собственного жизненного пути. «Всегда быть одному слишком много для меня, - так думает отшельник. - Всегда один и один - это дает со временем двух» [3, с. 53]. Образ Заратустры был метафорическим; он пытался преодолеть недостаток нематериальных жизненных целей, познавал не только окружающую его природу: «Я люблю лес. В городах трудно жить: там слишком много похотливых людей» [4, с. 51], но и свой собственный внутренний мир: «...с удивлением посмотрел Заратустра на лес и тишину, с удивлением заглянул он внутрь самого себя ... и возликовал, ибо он увидел новую истину» [5, с. 19].

В Америке известны религиозные группы амишей (амманитов) и квакеров, ведущих образ жизни, далекий от цивилизации, не желающих принимать удобства технологического процесса. Основателем данного движения был Якоб Амман (1644-1712). Амиши занимаются натуральным

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

хозяйством, ценят усердный труд, часто ручной, и простоту, кажущуюся нелепой, не вписывающейся в рамки современности.

В Германии простоту и романтику проповедуют Wandervogelbewegung (1896) (движение «перелетных птиц»), основанное Карлом Фишером по призыву Германа Гофмана. Идеи «перелетных птиц» оказали большое влияние на школьную педагогику, расставив в ней множество новых акцентов. Отражение этого жизненного кредо находит свое выражение в романе Эрнста Вихерта (1887-1950) «Простая жизнь» (1939). Росший в семье королевского лесника, все свободное время Эрнст проводил в лесу на лоне природы, вдыхая воздух лесов, рек, лугов, поэтому поступление в реальное училище было для мальчика настоящим испытанием, так как ему предстояло расставание с родными местами. В романе главный герой Томас, страдающий экзистенциальным кризисом, наконец находит гармонию с помощью природных сил, восстанавливает дисбаланс. Он покидает свою семью и становится простым рыбаком.

Вернемся к идеологии «перелетных птиц», которая возникла на изломе веков в рамках хозяйственно-культурного развития, когда рабочее время трудящихся было сокращено, доходы возросли, а строившиеся железнодорожные пути сообщения позволяли гимназистам и студентам посещать множество городов. Открыв для себя новые места, путешествующие осознали, что европейские города очень похожи друг на друга и стали стремиться к жизни на лоне природы, устраивая тематические вечеринки (рыцарские, рыбацкие, ландскнехтов, бродячих студентов и другие). Все это развило не только фантазию, но и расширило и пополнило исторический кругозор. В рамках такого путешествия его участники познавали культурно-историческую и географическую индивидуальность территории, что приводило их к осознанию того, что существует насущная необходимость охраны культурных, природных, ландшафтных ценностей, которые должны быть сохранены для будущих поколений.

Ранние представители «перелетных птиц» сопровождали свои походы пением, самым излюбленным музыкальным инструментом была гитара. Сейчас часто сравнивают «перелетных птиц» с хиппи, что, надо отметить, является ошибочным, так как первые открыто выступали против употребления табачных и алкогольных изделий.

Движение хиппи 60-х гг. ХХ в. также оказало большое влияние на развитие дауншифтинга. Отпрыски вполне благополучных родителей отказывались от учебы и будущей успешной карьеры, проявляли равнодушие к материальным благам и занимались бродяжничеством. Тем самым хиппи показывали свой протест, направленный против традиционных и привычных ценностей западного буржуазного общества: разрушительного, агрессивного характера нашей цивилизации, стремления «идти по головам», чтобы везде быть первым, власти корысти, наживы и капитала.

Тем не менее, не стоит путать эти два понятия. Дауншифтеры не являются хиппи, которые сами по себе представляют одну из молодежных субкультр со всеми ее признаками; это люди, живущие своим собственным способом, руководствуясь личными предпочтениями. Дауншифтеры пошли дальше хиппи. Смысл их существования не просто в беззаботной жизни и иллюзии свободы. Дауншифтеры мыслят серьезней - они выбирают свободу быть именно непосредственно самими собой, а не абстрактную идею отрыва от жизненных реалий, не думая о завтрашнем дне [6].

По сути своей дауншифтеры не призывают к чему-то плохому. Нет ничего негативного в том, чтобы дать себе возможность быть самим собой. И решение это не такое уж и простое. Нужно взвесить многие доводы «за» и «против», оценить свои возможности и распланировать дальнейшее существование, разработать альтернативные пути к отступлению на случай неудачи. По меньшей степени неразумно называть дауншифтером отца семейства, имеющего жену-домохозяйку и двоих детей и бросающего работу, обеспечивающую единственный доход для своей семьи. Подлинный дауншифтер спланирует свою дальнейшую свободу, подкрепив ее предыдущими накоплениями, либо выберет себе другую профессию, которая не только будет отвечать зову сердца, но и даст возможность как минимум заработать на удовлетворение простейших и важнейших жизненных нужд. То есть отличие дауншифтера от хиппи заключается в том, что он не следуют чьей-то придуманной идеологии, а занимается именно своим лично любимым делом, выбирает свой индивидуальный, наиболее близкий по духу жизненный путь. Он сам делает свой выбор, в чем именно будет заключаться его личная свобода. Кто-то бросает высокооплачиваемую квалифицированную работу и отправляется в деревню, чтобы жить ближе к земле, природе. Другой понимает, что все нажитое непосильным трудом не доставляет ему той радости, в которой он нуждается, и уезжает жить на Гоа или путешествовать автостопом по разным странам. По сути для дауншифтера нет разницы в том, как именно он меняет свою жизнь - смысл в выборе личного пути; человек становится полностью самим собой и отказывается от того, чего ему не хочется делать, занимаясь лишь тем, к чему лежит его душа. Кого-то тянет на побережье, другой же и в большом городе находит себя, перестав работать «на дядю», бросив личный бизнес с его постоянной «беличьей круговертью», с головой уйдя в творчество, хенд-мейд и прочее.

Известный американский предприниматель, писатель, преподаватель и инвестор Роберт Кийосаки, озвучивая свою точку зрения на данный вопрос, предлагает идею о том, что каждый рожден для нормальной, свободной жизни, а не для «крысиных бегов», когда человек трудится всю жизнь, боясь потерять стабильный, но еле позволяющий сводить концы с концами доход, зачастую на нелюбимой работе, потом стареет и получает еще меньше на пенсии. Он называет это «планом людей по тому, как стать бедными». Выходом из данной ситуации, по его мнению, является концепция «отойти от дел молодым и богатым» [7]. То есть в молодости разумно расходовать заработанные средства, вкладывая их не в пассивы (дорогие машины, увеличение площади жилья, развлечения) а в активы (ценные бумаги, коммерческую недвижимость, бизнес) - в то, что приносит доход и приумножает капитал. Все это делается для того, чтоб достичь того момента, когда можно будет жить лишь на пассивный доход от заработанного ранее капитала как можно раньше, в более молодом возрасте, дабы вместо небогатой старости иметь возможность заниматься любимым делом, имея для этого прочную материальную основу. Этот путь по сути своей близок к понятию дауншифтинга тем, что тоже предполагает жизнь для себя и в своих личных интересах. Но тут ключевая роль отдается именно подготовке к спокойной жизни, созданию материальной базы для индивидуальной независимости и возможности жить в свое удовольствие.

Сегодня по-разному называют это стремление к простоте: Einfaches Leben - по-немецки; Simple Living, Lowlife - по-английски; минимализм, дауншифтинг - по-русски. Как бы ни называли эту идеологию, это, прежде всего, альтернатива потребительскому обществу.

Ссылки:

1. Ниринг С. Свобода: обещание и угроза. Критика культа свободы. М., 1966. 192 с.

2. Там же. С. 17.

3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / пер. с нем. Ю.М. Антоновского. М., 2004. 384 с.

4. Там же. С. 51.

5. Там же. С. 19.

6. См.: Тарасова О.В., Яцевич О.Е. Экзистенциальные модели деятельности человека // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 145-148.

7. Кийосаки Р.Т., Шэрон Л.Л. Отойти от дел молодым и богатым. М., 2005. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.