Научная статья на тему 'Данные по зимней экологии горного дупеля Gallinago solitaria в горах Байкальской рифтовой зоны'

Данные по зимней экологии горного дупеля Gallinago solitaria в горах Байкальской рифтовой зоны Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дурнев Юрий Анатольевич

Второе издание. Первая публикация: Дурнев Ю.А. 2018. Данные по зимней экологии горного дупеля (Gallinago solitaria) в горах Байкальской рифтовой зоны // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы 6-й Международ. орнитол. конф. Иркутск: 84-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Данные по зимней экологии горного дупеля Gallinago solitaria в горах Байкальской рифтовой зоны»

ство выводков отмечается во второй половине июля и в августе. В связи с этим при однократном обследовании Тажеранских озёр в середине летнего сезона (конец июня — начало июля) может быть недоучёт гнездящихся пар и выводков. Наблюдения в период, когда пуховички подолгу сидят на спинах родителей, также могут приводить к недоучёту числа выводков.

Гнездится красношейная поганка на территории Прибайкальского национального парка только на минеральных озёрах Тажеранских степей и урочища «Крестовская падь». Самая северная точка встречи этих поганок в данном районе — озеро Шара-Тогот в долине реки Ку-чулга. При обследовании прибрежных озёр на участке от реки Кучул-га до деревни Малое Кочериково, несмотря на подходящие условия для гнездования, красношейная поганка не обнаружена.

В целом численность рассматриваемого вида за последние полтора десятилетия значительно возросла. Водоёмы Приольхонья в настоящее время населяют наиболее крупные в Иркутской области гнездовые группировки красношейной поганки.

Литератур а

Богородский Ю.В. 1989. Птицы Южного Предбайкалья. Иркутск: 1-208. Рябцев В.В. 1995. Состояние редких и малочисленных видов птиц в Приольхонье (Байкал) // Бюл. МОИП. Отд. биол. 100, 2: 40-45.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1687: 5307-5310

Данные по зимней экологии горного дупеля Gallinago solitaria в горах Байкальской рифтовой зоны

Ю.А.Дурнев

Второе издание. Первая публикация в 2018*

Горный дупель, или бекас-отшельник Gallinago solitaria продолжает оставаться одной из наименее изученных птиц России, особенно в отношении экологии размножения и зимовок (Дурнев 2010). В связи с этим в настоящем сообщении нами приводятся новые данные по экологии горного дупеля в Байкальском регионе, касающиеся части его годового жизненного цикла с августа по май включительно.

* Дурнев Ю.А. 2018. Данные по зимней экологии горного дупеля (Gallinago solitaria) в горах Байкальской рифтовой зоны // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы 6-й Международ. орнитол. конф. Иркутск: 84-88.

По нашим многолетним наблюдениям, взрослые и молодые птицы уже в августе-сентябре равномерно распределяются по всему протяжению горных рек от их истоков в высокогорных цирках и карах Хамар-Дабана, Тункинских Альп и Мунку-Сардыка до устьевых участков. В низкогорных хребтах (например, Приморском), где горные дупели явно не гнездятся, их появление отмечается гораздо позже — не ранее декабря.

С осени и до весны эти кулики никогда не собираются группами и даже парами. Напротив, они всегда держатся поодаль один от другого, так, что наблюдая одного бекаса, вы никогда не видите в том же поле зрения его ближайшего соседа даже при условии концентрации птиц на относительно небольших участках горных рек с оптимальными условиями (например, на реке Большой Мамай, стекающей в Южный Байкал с хребта Хамар-Дабан). На коротких речках и ручьях бекасы-отшельники встречаются поодиночке.

По мере наступления зимы в высоких и средних поясах гор бекасы-отшельники перемещаются в предгорья, где всю зиму держатся по берегам незамерзающих участков рек с хотя бы небольшими (иногда площадью не более 3-4 м2) свободными от снега участками прибрежной травянистой растительности, заиленными отмелями и тому подобными микростациями. Нередко такие микробиотопы связаны с подтоком термальных, слабоминерализованных или загрязнённых бытовыми отходами вод (как, например, в районе курорта Аршан у подножия Тункинских гольцов до последнего катастрофического паводка июля 2014 года).

В тех местах, где фактор беспокойства невелик, зимовки этих осторожных куликов остаются стабильными на протяжении многих лет и даже десятилетий. Нам известны следующие очаги зимнего пребывания этого вида в Южном Прибайкалье:

— среднее течение реки Ихэ-Ухгунь — левобережного притока Ирку-та (в границах курорта Нилова Пустынь с выходами термальных, минеральных и радоновых вод) — до 10 горных дупелей в зимние сезоны 2006/07, 2007/08 и 2012/13 годов;

— нижнее течение реки Кынгарги — левобережного притока Иркута (в границах курорта Аршан с выходами термальных и минеральных вод); зимовка известна с конца 1970-х годов; по нашим наблюдениям и сообщениям местных жителей, эти кулики встречаются здесь ежегодно, но в небольшом числе — суммарно до 10 экз., из них 2-3 бекаса вместе с оляпками Cinclus cinclus, альпийскими завирушками Prunella collaris, а в некоторые годы и краснозобыми Turdus ruficollis, рыжими T. nau-manni и бурыми T. eunomus дроздами обычно кормились на ручье, образованном сточными водами курорта Саяны; в последний раз мы наблюдали бекасов-отшельников здесь в январе 2013 года;

— нижнее течение реки Талой — притока Южного Байкала (в границах сейсмологической станции СО РАН); одиночные дупели отмечаются здесь с зимы 1982/83 года; в середине января 2013 года на Талой зимовали 4 горных дупеля;

— нижнее течение реки Ангасолки — притока Южного Байкала (в границах деревни Старая Ангасолка); одиночные дупели держались здесь с 3 по 21 декабря 2009 года и 5 января 2013 года;

— нижнее течение реки Похабихи — притока Южного Байкала (в месте сброса вод с канализационного коллектора города Слюдянка); по одиночному дупелю отмечалось здесь в ноябре-феврале 2007/08 года, в ноябре-декабре 2009 года и в первой половине января 2013 года;

— нижнее течение реки Слюдянки — притока Южного Байкала (в районе водозабора города Слюдянка); дупели встречаются здесь вместе с оляпками, альпийскими завирушками и дроздами в числе1-3 особей; 12 декабря 1988 на заснеженном русле реки найдены остатки дупеля, пойманного пернатым хищником (вероятно, длиннохвостой неясытью Strix uralensis);

— среднее течение реки Большой Мамай — притока Южного Байкала; по 3-4 горных дупеля кормились на незамерзающих участках реки в зимы 2008/09, 2009/10 и 2012/13 годов.

В разгар зимы распределение горных дупелей сильно зависит от погодных условий: по нашим наблюдениям особенно нежелательны для них обильные снегопады, на некоторое время покрывающие снегом привычные местообитания, а также сильные продолжительные морозы с интенсивным парением воды и выпадением обильного инея на траву и почву.

В январе 2013 года нам удалось, наконец, прояснить ситуацию с зимними ночёвками горных дупелей. Наблюдая разлёт птиц на реке Большой Мамай в густых сумерках, мы в течение нескольких вечеров последовательно «засекали» пункты исчезновения летящих особей из вида и следующим утром искали ночёвки по обоим берегам в подходящих местах. Таким образом нам удалось найти три довольно однотипных ночёвки, предположительно, разных птиц на участке реки длиной около 3 км. Все места ночёвок представляли собой переметённые снегом вертикально стоящие ледяные пластины, своего рода маленькие торосы, которые создаёт горная река в период ледостава, днём неоднократно взламывая и снося вниз по течению установившийся ночью тонкий лёд.

Судя по следам на снегу, птица приземляется на расстоянии примерно метра от укрытия и заходит в него пешком, пробираясь между стоящими и лежащими смёрзшимися льдинами. Снег на местах ночёвок сильно утоптан и загрязнён экскрементами. Расстояние между двумя ледяными стенками составляет 12-14 см, длина ночёвочной ка-

меры — 30-35 см, сверху она перекрыта «крышей» из плотного слежавшегося снега. Высота камеры варьирует от 20 до 25 см. Птица проводит в ночных укрытиях в январе не менее 13-14 ч в сутки, прилетая и улетая из них в глубоких вечерних и утренних сумерках.

Поскольку сведения о зимнем рационе горного дупеля минимальны, мы собрали пропитанный экскрементами снег, заменив его чистым. На двух ночёвках это удалось сделать дважды. Одна птица на ночёвку не вернулась. Пробы снега были растоплены и профильтрованы, в результате чего получены пищевые комки (объёмом до 1 см3 каждый) из мелкодисперсных фрагментов беспозвоночных и позвоночных животных. Анализ 5 проб в соответствии с разработанной ранее методикой (Дурнев и др. 1982) оказался настолько кропотливым, а определение компонентов питания по мельчайшим фрагментам настолько трудоёмким, что мы можем познакомить коллег лишь с предварительными результатами работы. Во всех 5 пробах основу пищевого комка составляют фрагменты личинок реофильных видов насекомых — мошек, веснянок, подёнок и ручейников. В 4 пробах находятся мелкодисперсные остатки раковин моллюсков. В 3 пробах имеются щетинки водных олигохет, а также мельчайшие фрагменты хитина жесткокрылых и «когти» из хелицер пауков. В 2 пробах зарегистрированы чешуя и костные остатки мелких рыб. Во всех пробах найдены «следы» имаго крошечных комариков--хирономид Diamesa baicalensis, которые активны у незамерзающих водоёмов Южного Прибайкалья даже в самые суровые зимние месяцы и встречены в рационе большинства зимующих у открытой воды птиц (Дурнев и др. 2006).

Сочетание уникальных гидрологических и микроклиматических факторов создало в области Байкальского рифта природный феномен стабильной зимовки горных дупелей, требующий дальнейшего тщательного исследования и надёжной охраны.

Литератур а

Дурнев Ю.А. 2010. Горный дупель (Gallinago solitaria) в южной части Байкальской риф-

товой зоны // Байкал. зоол. журн. 1: 34-43. Дурнев Ю.А.,Липин С.И., Сирохин И.Н., Сонин В.Д. 1982. Опыт изучения питания

птиц методом анализа экскрементов // Биол. науки 9: 103-107. Дурнев Ю.А., Липин С.И., Сонин В.Д., Сонина М.В. и др. 2006. Ранневесенние и позднеосенние аспекты экологии погодных мигрантов в условиях Байкальской риф-товой зоны // Сибирская орнитология. Улан-Удэ, 4: 94-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.