Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
F4M
Ы.МЯЯ
I и информационные
технологии
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
А.Е.МИХЕЕВ, Г.И.НАЗАРЕНКО,
Медицинский центр Банка России Ш.А.ИСАМУХАМЕТОВ, М.И.ХАТКЕВИЧ, Я.И.ГУЛИЕВ,
Институт программных систем РАН
ДАННЫЕ И ИНФОРМАЦИЯ В МИС: ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
В докладе представлены результаты совместных теоретических исследований и практических разработок в области созд ания сред ств информатизации для руководителей различного уровня лечебнопрофилактического учреждения, которые позволяют измерять показатели лечебнодиагностического процесса, обрабатывать и предоставлять в наиболее удобном для принятия решения виде.
ВВЕДЕНИЕ
Использование средств информатизации лечебно-диагностического процесса (ЛДП) в объеме единой госпитальной информационной системы (ИС) существенно облегчают процесс принятия управленческих решений в первую очередь за счет повышения общего уровня информированности руководителя того или иного уровня. Не смотря на это, медицинская помощь трудно поддается повседневному оперативному управлению. Руководству лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) теми же силами приходится справляться с все возрастающим объемом работы, большим количеством нормативных и правовых требований, более сложной системой финансирования. Более сложными становятся и сами задачи управления. Все более важное место в работе современного ЛПУ занимают вопросы управления ресурсами, удовлетворенности пациентов и персонала, экономической эффективности и конкурентоспособности.
Для решения этих вопросов требуется огромный объем ежедневных, еженедельных, ежемесячных сведений: финансовые данные по платежам и денежным поступлениям, число пролеченных и госпитализированных больных, штатные вакансии и текучесть кадров, число жалоб и несчастных случаев. Руководству ЛПУ приходится учитывать требования аккредитации, сертификации, ориентироваться на лучшие показатели в отрасли и уровень удовлетворенности пациентов. В результате возникает переизбыток данных, который в зарубежной литературе называется DRIP-синдромом (DRIP - сокращение от «data-rich, information-poor» -много данных, мало информации), не позволяющий руководителям сосредоточиться на главных целях и важнейшей информации.
ИЗМЕРЕНИЯ
Измерения лежат в основе любого процесса управления. Крупное лечебно-профилактическое учреждение или объединение таковых является очень сложным объектом управления, где задача измерения, аккумуляции данных в ключевые показатели деятельности и предоставления руководителю в наиболее воспринимаемом виде стоит особенно остро.
© А.Е.Михеев, Г.И.Назаренко/Ш.Исамухаметов/ 2006 г. © М.И.Хаткевич, Я.И.Гулиев, 2006 г.
Информационные системы для стационарной и специализированной медицинской помощи
www.idmz.ru
гчшш
I hill
Материалы конференции «Информационное обеспечение реализации национального проекта «Здоровье»
2006, №4
Измерение опирается на индикаторы - числовые показатели, отражающие состояние и динамику процесса. Оценка результатов деятельности - превращение результатов измерений процессов в информацию, которую можно использовать для формулировки выводов о течение процесса и вынесения решений о необходимых корректировках.
Можно выделить несколько аспектов, связанных с измерениями:
Для чего измерять? Любое измерение должно быть мотивировано в рамках решения конкретной задачи управления или задачи оценки качества. От того, насколько четко сформулирована цель, во многом зависит конечный успех.
Что измерять? Одной и той же цели, как правило, можно достичь различными путями. Это же относится и к выбору набора измеряемых показателей -индикаторов. В случае использования интегрированной ИС чрезвычайно важно использовать такие индикаторы, которые наличествуют или могут без серьезных доработок быть введены в модель госпитальной информационной системы.
Как измерять? Важную роль играет отыскание адекватного алгоритма того, как из множества фактографических данных, накапливающихся в ИС, отобрать значимую для решения той или иной задачи информацию.
Как отображать результаты измерений? Еще одной важной задачей является формирование эргономичного автоматизированного рабочего места (АРМ) руководителя, где в нужном виде, с достаточной степенью подробности, отображалась бы значимая информация, предвосхищались бы «шаги» руководителя по «информационному полю» АРМ с целью уточнения или обобщения информации, а так же отбора семантически связанной информации. Рассматриваются несколько типов интерфейсных решений:
♦ универсальный навигатор;
♦ сеть гипертекста;
♦ информационная панель;
♦ схемы, планы;
♦ графики;
♦ темпоральные представления.
КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАНЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Чтобы гарантировать контроль над ключевыми функциями и задачами в рамках информационной системы медицинского учреждения необходимо создать перечень ключевых индикаторов деятельности (КИД) и инструментальную панель администратора того или иного уровня. По аналогии с приборной панелью атомного реактора или самолета она должна представлять собой набор ключевых индикаторов, позволяющих быстро оценить текущую ситуацию, выработать правильное стратегическое и оперативное управленческие решения.
МЕХАНИЗМ
«КОНТРОЛЬНЫЕ ПАНЕЛИ»
В настоящее время в рамках единой госпитальной ИС реализован механизм «Контрольные панели», который позволяет решить задачу мониторинга интересующих показателей функционирования системы, а также предоставляет возможность просмотреть детализированную информацию по заинтересовавшему показателю за столько уточняющих движений, какова интересующая глубина детализации.
Администратору предоставляется инструмент, который позволяет сформировать тип контрольной панели с требуемым набором показателей, при условии что процедуры и функции, требуемые для измерения этих показателей, уже имеются. Кроме того, могут быть использованы показатели, имеющие иерархическую структуру.
С использованием механизма реализованы и эксплуатируются следующие типы контрольных панелей:
♦ Контрольных панель «Средняя продолжительность лечения».
♦ Контрольных панель «Средняя продолжительность лечения для текущих больных».
♦ Контрольных панель «Показатели процесса».
♦ Контрольных панель «Показатели результата».
♦ Контрольных панель «Показатели структуры». [«.■