Научная смена
ДАНИЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ -ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Анна Георгиевна Емельянова,
кандидат сельскохозяйственных наук, Якутский НИИСХ Россельхозакадемии
Людмила Константиновна Винокурова,
директор Мюрюнской станции юных натуралистов Усть-Алданского улуса
А. Г. Емельянова, Л. К. Винокурова, У. Н. Румянцева, М. П. Винокурова
В Мюрюнской общеобразовательной школе № 1 им. Г. В. Егорова с. Борогонцы Усть-Алданского улуса с 2011 г ежегодно проводятся улусные школьные чтения памяти заслуженного учителя Якутской АССР, краеведа, члена Географического общества СССР Г В. Данилова (Даниловские чтения). Девиз чтений - «Дойдугун Yeрэт, харыстаа, сайыннар!» («Познай, люби, развивай свой родной край!»). Цель мероприятий - духовное, нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников.
Даниловские чтения проводятся по инициативе педагогов Мюрюн-ской средней общеобразовательной школы № 1 и Мюрюнской станции юных натуралистов. Учредителями, наряду с инициаторами, являются родственники Г. В. Данилова, улусное управление образования, музей и библиотека им. С. С. Васильева-Борогонского, инспекция по охране природы и управление сельского хозяйства. Примечательно то, что специалисты данных организаций с самого начала принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Даниловских чтений, и являются спонсорами поощрения отличившихся школьников. Воспитание молодого поколения в духе любви к родным местам, бережного отношения к окружающей среде, желания познать, изучать и охранять природу
Ульяна Николаевна Румянцева,
заместитель директора по научно-методической работе Мюрюнской СОШ № 1 им. Г. В. Егорова Усть-Алданского улуса
родного края - эта проблема волнует сегодня наше общество.
К участию в Даниловских чтениях приглашаются учащиеся всех классов общеобразовательных школ Усть-Алданского улуса. Темы научных докладов охватывают многие сферы жизнедеятельности человека. Это вопросы охраны природы, краеведения, истории улуса и его жителей, сельского хозяйства, проблемы благоустройства сел, здоровья людей и т.д. Широкое направление тем докладов связано с тем, что Г. В. Данилов, являясь учителем биологии и географии, имел большой круг интересов, был известным в республике краеведом. Работая с 30-х годов прошлого столетия учителем и директором школ крестьянской молодежи в Намцах и Орто Эбэ (Усть-Алдан), Тюнгюлюнской, Мюрюнской, Наяхин-ской и других общеобразовательных школ разного уровня Мегино-Кан-галасского и Усть-Алданского районов, он организовывал пришкольные участки, школьные музеи. Г. В. Данилов был почитателем научной, краеведческой и познавательной литературы, собрал богатую домашнюю библиотеку и коллекцию старинных фотографий. Эту коллекцию он передал в Республиканский краеведческий музей им. Ем. Ярославского, которая используется как ценный фотоархив при изучении истории Якутии. Другой его заслугой является то, что
Мария Платоновна Винокурова,
методист по научно-методической работе, педагог дополнительного образования Мюрюнской станции юных натуралистов Усть-Алданского улуса
Георгий Васильевич Данилов
(1911 - 1988 гг.) -заслуженный учитель ЯАССР
Г. В. Данилов во время похода с юннатами Усть-Алданского района (1955 г.)
еще в юности он записал со слов известного олонхосу-та Д. М. Говорова олонхо «Эрбахтэй Бэргэн», рукопись которого хранится в архиве Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.
Экспертами в секциях Даниловских чтений выступают ученые Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммо-сова, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства, специалисты улусных управлений сельского хозяйства и образования, педагоги Мюрюнской юннатской станции, методисты улусного музея и учителя биологии.
В чтениях 2011 г., в которых участвовали ученики 9 школ Усть-Алданского улуса, было представлено около 70 докладов по четырем секциям: «Сельское хозяйство», «Экология. Отходы в доходы», «Краеведение», «Науки о Земле». Участники подразделялись на две группы: младшая - с 1 по 6 классы и старшая - с 7 по 11 классы.
В чтениях, состоявшихся в 2012 г., из 9 школ улуса с докладами выступили 105 учащихся. Наряду с работой секций, были организованы просмотр видеороликов и фотовыставка школьников и их наставников. Примечательно то, что учителя своими фотоработами высокого идейного и исполнительского
мастерства показали детям наглядный пример видения уникальных явлений окружающего мира и обратили внимание на проблемы, создаваемые людьми в отношении природы.
В 2013 г. число школ-участников Даниловских чтений расширилось до 18. С докладами выступили 116 учащихся. Следует отметить активное участие в чтениях учеников Мюрюнской средней школы № 1, воспитанников Мюрюнской станции юннатов, Батагайской, Тулунинской и Бэйдингинской агропрофилированных
Даниловские чтения в Мюрюнской СОШ № 1 Усть-Алданского улуса в 2013 г. Занятие ведет профессор СВФУ П. А. Гоголева
. ■ "Г'1
Научная смена
Юные участники Даниловских чтений (Усть-Алданский улус, 2013 г.)
школ. В чтениях также постоянно участвуют учащиеся Тюляхской, Тандинской, Дюпсинской и Найахинской общеобразовательных школ.
В заключение чтений традиционно подводятся итоги, и отличившиеся юные исследователи поощряются. Примечательно то, что с каждым годом улучшается качество докладов. У юных исследователей появляется уверенность в себе, они более свободно представляют материал, повышается их способность правильно излагать свои результаты и доказывать перед экспертами их новизну и практическую значимость. Огромное значение имеет методическая подготовленность школьников педагогами и наставниками. От последних во многом зависит актуальность выбранных тем, правильность анализа школьниками выполненных наблюдений. Эксперты вносят поправки методического характера, обсуждают совместно с педагогами направление дальнейших исследований школьников по выбранной теме.
Воспитание детей в духе бережного отношения к природе, привитие им чувства меры в использовании ее ресурсов приносят первые результаты. Так, ученица 9 класса Чаранской СОШ Ч. Бахсырова (воспитанница Мюрюнской станции юннатов, педагог М. П. Винокурова)
с докладом «Состояние ценопопуляций и биохимический состав пижмы обыкновенной ресурсного резервата Приалданский и аласа Мюрю» стала лауреатом Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского в Москве, а ученица МСОШ № 2 Ю. Олесова (педагог МСЮН Т. Г Черноградская) с докладом «Сравнительная оценка сортовых особенностей картофеля в условиях Усть-Алданского района Якутии» удостоена диплома 1 степени Московской сельскохозяйственной академии. Первый положительный опыт окрыляет детей. Растет и эффективность работы с юными исследователями учителей-наставников. Так, учительница начальных классов Тулунинской СОШ Р. С. Семенова на республиканской конференции «Отходы в доходы» заняла первое место, а учитель биологии Мюрюнской юношеской гимназии А. А. Винокуров в фотоконкурсе «Палитра природы» в рамках 7 республиканской акции в 2013 г., который был объявлен в РФ годом охраны окружающей среды, занял второе место в номинации «Удивительное рядом». Педагог МСЮН М. П. Винокурова в этом же конкурсе с работой «Кормите птиц» стала дипломантом 3 степени. Обучая учеников, педагоги учатся сами.
о(вътютгж
Сироты войны -на переднем рубеже
Тимофеев, П. А. Мы - студенты пятидесятых
ев ; [фотоснимки П. Р. Дарбасова и автора]. - Якутск : 2013. - 279 с.
повесть / П. А. Тимофе-Издательский дом СВФУ,
В повести рассказывается о том, как выпускник сельской школы для претворения в жизнь завещания покойной матери стать образованным человеком и полезным для общества гражданином страны, едет учиться в столицу республики г. Якутск. Студенты пятидесятых годов были не только свидетелями, но и активными участниками создания основ материально-технической, учебно-методической и научно-производственной базы открытого на основе Педагогического института Якутского государственного университета. Об этом вы узнаете из предлагаемой вашему вниманию повести «Мы — студенты пятидесятых».
Книга предназначена для широкого круга читателей.