Научная статья на тему 'Дальневосточные таможенники обсудили с бизнес-сообществом проблемы таможенного дела'

Дальневосточные таможенники обсудили с бизнес-сообществом проблемы таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальневосточные таможенники обсудили с бизнес-сообществом проблемы таможенного дела»

Дальневосточные таможенники обсудили с бизнес-сообществом проблемы таможенного дела

Во Владивостоке состоялось очередное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении под председательством начальника ДВТУ С.В. Пашко.

В заседании приняли участие руководители Дальневосточного таможенного управления, Владивостокской, Находкинской, Сахалинской и Хабаровской таможен, Владивостокского филиала Российской таможенной академии, а также представители деловых кругов — крупные участники внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона (таможенные перевозчики и таможенные представители, лесные и рыбопромышленные компании), представители морских портов, Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока и Ассоциации добытчиков минтая, Торгово-промышленной палаты, и др.

Открывая заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ, С.В. Пашко сообщил, что важнейшими событиями уходящего 2012 г., наряду с укреплением Таможенного союза и продолжающимися интеграционными процессами России, Белоруссии и Казахстана, стали вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и проведение во Владивостоке саммита АТЭС-2012.

ДВТУ успешно справилось как с начальным этапом по организации и созданию необходимых условий для совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, предназначенных для строительства объектов саммита АТЭС, так и с задачами непосредственно в период проведения саммита АТЭС.

Кроме краткого обзора итогов заседаний Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза, Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, на Консультативном совете были рассмотрены следующие вопросы.

Развитие технологии предварительного информирования в Дальневосточном регионе на автомобильном и морском транспорте. Как известно, с 17 июня 2012 г. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.

Технология предварительного информирования на автомобильном транспорте в Дальневосточном регионе динамично развивается с начала ее внедрения в марте 2011 г. Во 2 квартале 2012 г. доля сообщений о прибытии, оформленных с использованием предварительной информации, составила

около 98%. В целом, переход к обязательному предварительному информированию прошел без существенных проблем.

В ближайших планах таможенной службы, с учетом положительного опыта с автомобильным транспортом, информатизация процессов, связанных с прибытием товаров морским транспортом, поскольку около 90% товаров перемещаются в Дальневосточном регионе через морские порты.

В основу создаваемой технологии предварительного информирования на морском транспорте положен результат эксперимента, проводимого сначала в Находкинской, а затем и другими таможнями Дальневосточного региона, при котором обмен информацией всех участников логистического процесса осуществлялся с помощью коммерческих порталов, самым известным из которых является портал Fill-Bill.

Реализация данной технологии позволит осуществить тиражирование ее на все грузовые морские/речные порты, интегрировать последующие этапы совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров и обеспечит централизацию осуществления документального контроля и анализа информации, представленной и использованной при прибытии товаров морским транспортом.

Уплата утилизационного сбора (в том числе кто признается плательщиком утилизационного сбора в соответствии с законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора, а также возврата уплаченных сумм (утверждены постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»).

Таможенными органами ДВТУ при реализации функций по исполнению вышеуказанного постановления был выявлен ряд проблем, связанных с его применением, которые условно можно разделить на две категории:

— требующие решения на федеральном уровне путем внесения дополнений (изменений) в действующие нормативные акты в части разъяснения применяемых понятий и терминов, приведения к единообразию норм, закрепленных в постановлениях Правительства РФ;

— проблемы технологического и технического характера, которые решаются непосредственно в таможенном органе либо с участием ДВТУ, ФТС России (неэффективная работа программных и технических средств, запросы дополнительных документов, длительное прохождение платежных документов, и т. д.).

Постановление Правительства РФ об утилизационном сборе применяется в совокупности с рядом нормативных актов. Сопоставление положений этих документов и практика исчисления и уплаты утилизационного сбора позволяет говорить о наличии ряда несоответствий, возникающих при их трактовке применительно к постановлению Правительства РФ об утилизационном сборе.

В связи с возникающими вопросами ДВТУ направило обращение в ФТС России с изложением проблем и предложениями о внесении изменений в нормативные акты и направления в подчиненные таможенные органы разъяснений о порядке применения постановления Правительства РФ об утилизационном сборе.

Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ в ДФО.

Одним из основных направлений реализации Концепции является совершенствование структуры и оптимизация штатной численности таможенных органов. В этой связи ДВТУ на постоянной основе анализируется деятельность таможенных органов Дальневосточного региона, в результате чего были приняты решения о реорганизации ряда таможен и таможенных постов. В 2012 г. реорганизована Амурская таможня путем присоединения к Хабаровской таможне и ликвидирован Белогорский таможенный пост Благовещенской таможни. Кроме того, 26 декабря 2012 г. Чукотская и Якутская таможни реорганизуются путем присоединения соответственно к Магаданской и Благовещенской таможням.

Приоритетным направлением реализации Концепции в 2011-2012 гг. также явилось развитие и совершенствование приграничной таможенно-ло-гистической инфраструктуры с целью оптимизации совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. Проводимые ДВТУ мероприятия по созданию ТЛТ и реорганизации подчиненных таможенных органов позволили приблизить долю товаров, ввезенных на территорию России через автомобильные (смешанные) пункты пропуска и оформленных в приграничных таможенных органах, к установленному значению — 95%.

В настоящее время в Дальневосточном регионе функционируют 5 ТЛТ. Вместе с тем работы по дальнейшему обустройству и развитию ТЛТ продолжаются.

На территории Приморского края все автомобильные пункты пропуска охвачены ТЛТ либо складами временного хранения, позиционируемыми в качестве ТЛТ. Следовательно, работа по созданию сети ТЛТ в Приморском крае находится в завершающей стадии.

Перспективным направлением, но, к сожалению, мало зависящим от таможенных органов, является создание ТЛТ, включенных в «долгосрочный» перечень, вблизи планируемых к строительству мостовых переходов через р. Амур (на о. Большой Уссурийский Хабаровского края; в с. Нижнеленинское Еврейской автономной области; в с. Каникурган Амурской области). Ранее называемые администрациями субъектов ДФО сроки завершения строительства мостовых переходов (2013-2014 гг.), по всей вероятности, будут

пересмотрены, с учетом того, что строительство начато только на о. Большой Уссурийский.

Подводя итог, можно сказать, что развитие таможенно-логистической инфраструктуры, внедрение перспективных таможенных технологий и в целом реализация Концепции в Дальневосточном таможенном управлении находятся на должном уровне и обеспечивают своевременное декларирование перемещаемых через границу товаров.

Особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении водных биоресурсов. В последние три года ФТС России совместно с Федеральным агентством по рыболовству была проделана большая работа: приведены в соответствие нормативные акты, оптимизированы многие процедуры.

Действующий порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении водных биологических ресурсов в целом позволяет таможенным органам эффективно и в установленные сроки реализовы-вать поставленные перед ними задачи. В то же время, несмотря на максимальную прозрачность таможенных процедур, продолжают оставаться вопросы, требующие их дальнейшей проработки. При этом положительный эффект может дать только обоюдное стремление как таможенных органов, так и предприятий рыбной отрасли решить существующие проблемы.

Наиболее значимый результат совместных усилий таможенных органов и рыбацкого бизнес-сообщества — отмена таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском водных биоресурсов при ввозе на территорию России, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров, при ввозе на территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции». ДВТУ активно проводило работу в этом направлении в течение ряда лет.

Порядок таможенного декларирования водных биоресурсов, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза из 200-мильной зоны Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, логически связан с определением статуса указанной категории товаров. В настоящее время данный вопрос продолжает оставаться на повестке дня.

ДВТУ направлен в ФТС России проект обращения в адрес Правительства РФ по вопросу внесения изменений в Таможенный кодекс Таможенного Союза, в части признания для таможенных целей водных биоресурсов, добытых (выловленных) российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации (континентальном шельфе РФ) и ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, товарами Таможенного союза. Позиция ДВТУ поддержана ФТС России, однако до сих пор не закреплена изданием нормативного правового акта.

Кроме того, из статуса водных биоресурсов как товаров Таможенного союза следует еще один важный вопрос — отмена таможенного декларирования указанных товаров.

В настоящее время ФТС России подготовлен проект приказа «Об особенностях совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза». Вступление в силу вышеуказанного приказа должно отменить таможенное декларирование водных биоресурсов, доставляемых в морские порты в Российской Федерации, при подтверждении статуса товаров Таможенного союза, что в значительной степени облегчит жизнь добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, максимально оптимизирует таможенные процедуры в отношении водных биоресурсов.

Вместе с тем, отмена таможенного декларирования в отношении водных биоресурсов, добытых (выловленных) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и/или на континентальном шельфе Российской Федерации российскими судами, не влечет за собой отмену таможенного контроля в отношении указанных товаров, а с учетом развития системы предварительного информирования указанный контроль будет практически незаметен.

Нынешние реалии таковы, что фактический таможенный контроль, проводимый в отношении водных биоресурсов, необходим и является эффективной мерой противодействия недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности. При этом взвешенный подход к применению форм таможенного контроля позволит своевременно актуализировать профили риска.

Оптимизация таможенных процедур в отношении водных биоресурсов как при экспорте, так и при ввозе достигается путем широкого применения перспективных таможенных технологий: электронного декларирования посредством использования международной ассоциации сетей Интернет, предварительного информирования, применения технологии удаленного выпуска.

Формирование Единых перечней (списков) товаров, подлежащих ветеринарному, санитарному карантинному, карантинному фитосанитарному контролю на таможенной границе Таможенного союза, а также продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.

В связи с озабоченностью потребителей, добросовестных производителей и участников внешнеэкономической деятельности наличием на рынке большого количества фальсифицированной продукции и контрафактных товаров, а также избыточностью административного давления на законопослушный бизнес ФТС России в 2012 г. необходимо, в числе прочего, оптимизировать

контрольные процедуры; не допустить ослабления функций, касающихся обеспечения безопасности, при реализации приоритетных национальных программ и проектов.

Действующая система формирования списков подконтрольных товаров требует пересмотра, в том числе путем дополнения ее субъектно-ориентиро-ванным подходом, что позволит максимально сократить случаи обязательного представления таможенным органам разрешительных документов и сместить проведение таможенного контроля для импортеров и ввозимых ими товаров низкой категории риска нарушения таможенного законодательства на этап после их выпуска.

Такое направление работы выделено в качестве одного из основных в части мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования в России и закреплено распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») "Совершенствование таможенного администрирования"».

Для реализации указанных задач уже проведен ряд мероприятий.

В дальнейшем предлагается:

— обеспечить применение списков подконтрольных товаров исключительно при совершении таможенных операций с учетом системы управления рисками;

— обеспечивать соблюдение запретов и ограничений, установленных в рамках Таможенного союза, при перемещении товаров, не включенных в списки подконтрольных товаров, путем применения мер по минимизации рисков, предусмотренных исключительно общероссийскими профилями рисков.

Рассмотрев этот вопрос, Консультативный совет решил рекомендовать участникам внешнеэкономической деятельности предоставить предложения по обсуждаемому вопросу, а ДВТУ подготовить и направить обобщенные предложения в ФТС России.

Внедрение системы «единого разрешительного документа», подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, и разработке Единого административного регламента по реализации государственной функции (услуги) по выдаче единого разрешительного документа.

В настоящее время часть сведений, содержащихся в разрешительных документах, при их применении в таможенных целях является излишней, а порядок их формирования и заполнения не способствует их интеграции в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенных органов. С целью оптимизации, вместо нескольких десятков различных по форме, содержанию, конечному предназначению документов ФТС России предложила Агентству стратегических инициатив рассмотреть вопрос

о разработке и введении в действие единого разрешительного документа (ЕРД), содержащего сведения, необходимые для совершения таможенных операций, и заполненного по форме, позволяющей интегрировать его в ЕАИС таможенных органов.

В соответствии с предложениями ФТС России ЕРД должен представляться в таможенные органы исключительно в виде электронного документа, удостоверяющего подтверждение соответствия различных характеристик и показателей товаров установленным обязательным мерам и требованиям.

Это направление работы также выделено в качестве одного из основных в части мероприятий по совершенствованию таможенного администрирования в России и закреплено распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») "Совершенствование таможенного администрирования"», однако его реализация возложена не на ФТС России, а на Минэкономразвития России со сроком исполнения — январь 2013 года.

В связи с этим ФТС России занимается выработкой согласованных с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по вопросу необходимости разработки единого административного регламента по выдаче единого разрешительного документа, подтверждающего соблюдение ограничений.

Рассмотрев этот вопрос, Консультативный совет решил рекомендовать участникам внешнеэкономической деятельности предоставить предложения по обсуждаемому вопросу, а ДВТУ — подготовить и направить обобщенные предложения в ФТС России.

Меры по противодействию и профилактике коррупции, принимаемые в таможенных органах ДВТУ. Была заслушана информация по статистике нарушений служебной и трудовой дисциплины, итогам работы службы по противодействию коррупции ДВТУ в 2012 г.

В завершении заседания был утвержден план работы Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ на 2013 год.

Полина Стецуренко, начальник отделения по связям с общественностью ДВТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.