Научная статья на тему 'Дальневосточная театральная аудитория: социально-демографический и культурный портрет'

Дальневосточная театральная аудитория: социально-демографический и культурный портрет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / ТЕАТРАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ОПРОС / РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осипова Эрика Викторовна

В 2001-2002 гг. автором статьи был проведён опрос 1696 зрителей в 16 дальневосточных театрах (преимущественно драматических1). Данные проведённого соцопроса подтверждают гипотезу о том, что масштабы потребления театрального искусства в значительной мере зависят от степени развития личности, от сформированности культурно-образовательного потенциала человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальневосточная театральная аудитория: социально-демографический и культурный портрет»

УДК 327.7

Осипова Э.В. Osipova Eh.V.

Дальневосточная театральная аудитория: социально-демографический и культурный портрет

Far-Eastern Theater Audience: Social, Demographic, and Cultural Profile

В 2001-2002 гг. автором статьи был проведён опрос 1696 зрителей в 16 дальневосточных театрах (преимущественно драматических1). Данные проведённого соцопроса подтверждают гипотезу о том, что масштабы потребления театрального искусства в значительной мере зависят от степени развития личности, от сформированности культурно-образовательного потенциала человека.

Ключевые слова : театр, театральная аудитория, социальная структура, опрос, российский Дальний Восток, культурная жизнь России

In 2001-2002 the author of the article polled 1696 spectators in 16 theatres of Far-Eastern Russia (mostly drama troupes2). The data obtained from the survey have substantiated the hypothesis that the demand for theatrical arts is very much proportional to the complexity of individual's personality, one's cultural and educational level.

Key words : theater, theater audience, the social structure, the survey, the Russian Far East, the cultural life of Russia

Аудитория театра, имея сложную, многомерную структуру, дифференцируется несколькими группами характеристик: (социально-демографическими, характеристиками отношения к театральному искусству и др.).

Если взять за основу классификацию зрителей по частоте посещений театра в течение года, предпринятую учёным Г.Г. Дадамяном [1, с. 86-96], («театрал» - свыше 12 раз; «постоянный зритель» - 9-12 раз; «активный зритель» — 4-8 раз; «пассивный зритель» — 2-3 раза; «случайный зритель» - 1 раз и реже), то оказывается, что среднестатистический дальневосточный зритель варьирует на грани активного и пассивного посещения театра, так как по данным соцопроса среднему количеству просмотренных спектаклей из годовой афиши на одного опрошенного соответствует частота посещений драматического театра равная 3-4 раз-

ОСИПОВА Эрика Викторовна, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (г. Владивосток). E-mail: eossipova@ yandex.ru

1 Опрашивалась так называемая актуализированная аудитория театра, т.е. зрители, пришедшие на спектакль.

2 The survey covered the so called actualized theatrical audience, i.e. people who specifically came to watch a play.

ам. В целом, по степени зрительской активности театральная аудитория распределилась следующим образом: «активные» — 32%; «пассивные» -18%; «случайные» - 16 %; «премьерные» - 9%. Таким образом, наблюдается прямо-пропорциональное соотношение активности и массовости: наиболее многочисленную группу представляет категория самых активных зрителей, неактивные зрители составили самую малочисленную группу.

Более того, опрос выявил среди анкетируемых достаточное количество любителей театрального искусства, превзошедших по числу посещений даже тех, кого принято считать настоящими «театралами» в зрительской иерархии (по классификации Г. Дадамяна).

Дифференциация публики чаще всего осуществляется по признаку социально-демографической принадлежности. Границы этой дифференциации сегодня весьма подвижны и достаточно размыты, что вынуждает усомниться в целесообразности абсолютного следования традиционным схемам изложения. В то же время невозможно отказаться от них вовсе, и поэтому в исследовании публики театра мы исходили из приоритетных зрительских ориентаций с учётом некоторых её социально-демографических характеристик.

В частности, трудно не согласиться с тем, что возраст и образование — факторы, наиболее существенно влияющие на зрительские предпочтения и установки. Из многочисленных исследований аудитории театра известно, что отношение человека к театру, выражающееся в его посещении или непосещении, самым существенным образом связано с возрастом человека. Как выяснилось, посетители дальневосточных театров представляют все возрастные группы. По возрасту респонденты распределились следующим порядком: 15-20 лет - 23%; 21-30 лет - 23%; 31-40 лет - 21%; 41-50 - 17%; 51-60 лет - 11%; старше 60 лет - 5%.

По наблюдению отечественных социологов театра, влияние возраста на отношение к сценическому искусству имеет следующую закономерность: на этапе завершения первичной социализации (т.е. между 17-ю и 20-ю годами) человек не только приобщается к театру, но и посещает его более активно. К 20-25 годам большинство приобщившихся начинает постепенно отходить от театра, в то время как незначительное меньшинство (примерно 5-6%) укрепляет с ним связи. Отход от театра массы зрителей в возрасте 25-30 лет, по мнению исследователей, в значительной степени определяется факторами, связанными с семейным положением. В нашем исследовании обозначенная тенденция не подтвердилась: наиболее высокая зрительская активность отмечается как в самом молодом возрасте (15-20 лет), так и в более зрелом (20-30 лет). На обе возрастные категории приходится по 23% от общего числа респондентов. Смеем предположить, что у современной молодёжи возраст создания семьи и обзаведения потомством несколько отодвинулся, что косвенно подтверждается в исследованиях дальневосточных демографов [6].

Итак, в исследовании молодёжи в целом выявился высокий уровень потребностей в сценическом искусстве и в реальном художественном потреблении, что внушает оптимизм.

Театр, обращённый к различным слоям населения, предполагает восприятие и понимание спектаклей максимально широкими кругами людей, но с увеличением возраста понижается зрительская активность, о чём свидетельствует представленная статистика возрастного распределения зрителей по степени их участия в театральной жизни региона. Пенсионеров в проведённом опросе оказалось всего 4 %, но именно их принято считать носителями качественно отличающихся художественных ориентаций. При этом активными театральными зрителями считают себя 51% участвовавших в опросе пенсионеров, и именно театру, из

Таблица 1. Жанровые предпочтения зрителей всех возрастов, в %

Что предпочитают? 15-20 лет 21-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51- 60 лет старше 60 лет

Серьёзную психологическую драму 31 38 36 43 38 43

Лёгкую лирическую комедию 52 55 64 68 59 44

Пьесу, зеркально отражающую жизнь российского общества («на злобу дня») 29 31 21 26 26 21

Музыкальный лёгкий спектакль-представление в жанре мюзикла, шоу... 28 33 39 35 28 17

Оперу 5 9 6 9 13 14

Оперетту 19 26 34 34 34 32

Балет 13 19 12 13 13 14

всех предложенных на выбор зрелищных искусств, анкетируемые отдали своё предпочтение, причём с явным преимуществом.

Пенсионер разительно изменился, живёт ныне куда более богатой внутренней жизнью, как, впрочем, и вообще люди старшего поколения. Эстетические идеалы, вкусы и ориентации, художественные потребности этой зрительской категории заметно отличаются от общего зрительского мнения по вопросам видения роли театрального искусства в духовном развитии общества, в том числе и в жанровых предпочтениях. Проиллюстрируем это с помощью таблицы жанровых предпочтений зрителей всех возрастов (см. табл. 1).

Следующей по представительству после молодёжи выступает значительная часть респондентов двух возрастных категорий: 31-40 лет (21%) и 41-50 лет (17%). Зрительский массив мы разделили по таким показателям, как социальное положение и образование, гипотетически прогнозируя зависимость активности в сфере потребления культурных благ от этих признаков. Именно структурный анализ состава публики дальневосточных театров позволяет проследить различия в её отношении к театру.

Не вызывает сомнения тот факт, что роль театра в структуре досуга населения повышается с ростом образования. Из числа людей с высшим образованием постоянными посетителями являются — 36%, из имеющих среднее и среднее специальное — 28%. Причём лица с высоким уровнем образования из предложенного списка зрелищных искусств предпочли именно театр, таковых оказалось 53%.

Результаты исследования позволяют считать гуманитарную и творческую интеллигенцию одной из основных групп театральных зрителей, они показывают прочность связей людей с высшим образованием и сценического искусства. Удельный вес в общей структуре публики этой подгруппы составил 14% (с учётом сельской интеллигенции). Именно на этот зрительский контингент всегда рассчитывают театры.

Успешность театра, по мнению режиссёра Приморского академического драматического театра им. М. Горького Е.С. Звеняцкого, «кроется не только в профессионализме тех, кто дарит это удивительное искусство, но и тех, кто его принимает» [3]. Своим постоянным кругом поклонников худрук театра полагает «прежде всего, людей искусства -художников, музыкантов, интеллигенцию и старшее поколение театралов, которые посещали спектакли на протяжении последних 30-35 лет». И резонно разделяет публику на «временную, сиюминутную и публику,

Таблица 2. Представительство зрителей по профессиональному признаку, в %

Гуманитарная и творческая интеллигенция: % Бизнес, сфера обслуживания: % Работники производства: %

а) Работники искусства, сферы культуры, библиотекари, журналисты 13 а) Работники офисов, бухгалтеры, менеджеры 9 а) Инженеры, технологи, конструкторы, программисты 8

б) Научные сотрудники, преподаватели ВУЗов 5 б) Юристы, нотариусы 2 б) Рабочие высшей квалификации 2

в) Учителя, воспитатели 11 в) Работники торговли, общественного питания 3 в) Рабочие низкой квалификации 1

г) Медработники, врачи 6 г) Частные предприниматели 5

Работники сельской местности: % Учащаяся молодёжь: % Другие группы: %

а) Гуманитарная и творческая интеллигенция (учитель, клубный работник, библиотекарь) 1 а) Школьники 11 а) Военнослужащие 3

б) Бизнес, сфера обслуживания 1 б) Учащиеся системы профтехобразования 1 б) Пенсионеры 4

в) Работники аграрного производства (шофёр, тракторист, механик, доярка и др.) 1 в) Студенты вузов, техникумов 13 в) Домохозяйки 2

г) Безработные 1

принадлежащую театру». Для режиссёра, по его собственному признанию, настали счастливые времена, когда исчезли обязательные посещения театра, и теперь он ждал только тех, «кто испытывает в этом потребность», считая театр «раритетом и достоянием тех людей, кто его любит и понимает» [3].

Важная роль интеллигенции в обществе всегда обуславливалась её творческой, интеллектуальной функцией, тем, что интеллигенция чаще других занимает позицию критика, не дающего застояться театру, и побуждает его к совершенствованию. Тем не менее, выявленные в ходе исследования жанровые предпочтения гуманитарной и творческой интеллигенции позволяют усомниться в однозначности занимаемых ею позиций: за серьёзную психологическую пьесу проголосовали 44%. Это, действительно, высокий процент. Но за лёгкую лирическую комедию проголосовало ещё больше: 58%. За пьесу, зеркально отражающую жизнь российского общества («на злобу дня») — 23%; за музыкальный спектакль - представление в жанре мюзикла, шоу... - 36%; за оперу -10%; за оперетту - 33%; за балет - 17%.

Полагаем, что выявленные результаты опроса свидетельствуют в пользу духовного раскрепощения последних лет, снятия существовавших в стране разного рода запретов на свободу слова и мысли. Наши предположения согласуются с обобщающими результатами комплексного исследования личностной структуры российского общества, пред-

принятого учёными Государственного института искусствознания в середине 1990-х гг., которые пришли к выводам о том, что личностные характеристики российской интеллигенции во многом изменились [12, с. 116-122]. В частности, исследователи отказали гуманитарной интеллигенции в позиции флагмана личностного развития. Тем не менее, наиболее представительным социальным слоем среди различных профессиональных групп в совокупной театральной аудитории региона трудоспособного возраста, как уже отмечалось выше, по-прежнему остаётся гуманитарная и творческая интеллигенция (см. табл. 2).

Важно заметить: при всей близости характеристик интеллигенции, проживающей в различных городах региона, ощутимы заметные различия внутри этого социального слоя, между разными его подгруппами

— «технарями» (инженерами, научными работниками технического профиля и т.д.), «естественниками» (медиками) и «гуманитариями» (педагогами, журналистами, юристами, научными работниками гуманитарного плана и др.).

Как видим, неплохо посещают спектакли представители бизнеса и сферы обслуживания; представительство инженерно-технической интеллигенции можно считать средней; практически равное присутствие зафиксировано среди военнослужащих и домохозяек, и наименьший удельный вес в общей структуре публики имеют рабочие (причём, рабочие высшей квалификации чаще бывают в театре).

Современный пролетариат теряет свои былые позиции в социальном пространстве России по причине социально-психологической и социально-экономической неоднозначности. Некоторые социологи склонны считать, что в современном российском обществе рабочего класса как такового не существует, и полагают, что истинными представителями обозначенного социального страта являются опытные рабочие старшего возраста со средним образованием [5, с. 54-62]. В нашем опросе большинство анкетируемых рабочих оказались в молодом (21-30 лет

— 32%) и среднем (31-40 лет — 25%) возрасте, со средним специальным образованием (53%) и незначительным перевесом мужчин (58%).

Наряду со зрителями, постоянно проживающими в городах, располагающими театром (театрами), в опрос попал небольшой % приезжих из районных центров и сельских жителей (с незначительным перевесом представителей аграрного бизнеса и сферы обслуживания). Гости города

— сельская гуманитарная и творческая интеллигенция в своих досуго-вых предпочтениях театр уравняла с просмотром фильмов в кинотеатре (по 28%), второе место занял просмотр телесериалов по ТВ (22%). Предприниматели и работники сферы обслуживания села наиболее предпочтительным избрали для себя поход в кинотеатр (32%), театр и просмотр кино по ТВ оказались на втором почётном месте (по 24% голосов). Рабочие аграрного сектора больше всего голосов отдали за просмотр фильмов по ТВ в домашних условиях (47%), чуть меньше проголосовали за поход в кинотеатр (40%), и только на третьем месте в списке предпочитаемых видов зрелищ эта зрительская категория выбрала театр (33%).

Структура всех рассматриваемых групп населения изменилась за полтора десятилетия мало, перемены незначительны, хотя и любопытны. По этой причине, помимо выявления некоторых черт духовного облика основных социальных сил сегодняшней российской провинции, представлялось интересным получить хотя бы самые общие сведения о предпринимателях, претендующих на всё большую роль в политике, экономике и культуре.

В научной и научно-популярной литературе предпринимателям посвящено немало внимания и диапазон оценок их крайний: от возмущения захватывающими власть циничными дельцами, до восторгов по

поводу нарождения нового класса «спасителей России». Объективные же характеристики, включающие сведения об условиях и факторах формирования современного дальневосточного предпринимательства, включающие его культуру, представлены в научных трудах региональных исследователей [7]. В этих работах объясняются и причины пренебрежительного отношения населения к предпринимателям, «позволяющим себе получать прибыль недобросовестной конкуренцией или путём обмана потребителей» [8, с. 236], и позиции самих бизнесменов, полагающих коммерческую удачу только в сопряжённости с «наглостью» и «беспринципностью» [8, с. 246].

Каково же отношение их к искусству? В числе опрашиваемой театральной аудитории предприниматели составили 5%, что само по себе немало. По утверждению исследователей, в малый и средний бизнес в регионе приходили в основном молодые люди в возрасте от 25 до 38 лет, из них 85 % имели высшее и незаконченное высшее образование [8, с. 248]. В числе театральной аудитории предприниматели с высшим образованием составили 45%, с неоконченным высшим — 24%.

Сравнительно крупные бизнесмены 2000-х гг. вышли из партийно-комсомольской номенклатуры, «красных директоров» и дельцов криминальной среды. Другая категория предпринимателей, составившая так называемое малое предпринимательство, — это сравнительно молодые люди в возрасте 30-40 лет: физики, математики, инженеры, покинувшие научно-исследовательские институты, вузы, государственные предприятия. Многие из них имели учёные степени, однако малая зарплата, нестабильность рабочего места в условиях разрушения промышленности, образования, отечественной науки заставляли их стать предпринимателями.

По верному замечанию исследователей, их предпринимательская культура напрямую зависела от социальной среды, из которой выходили бизнесмены [8, с. 234]. Вероятно, это обстоятельство сыграло определяющую роль и в формировании духовности этого социального слоя.

Ушедшая в бизнес интеллигенция не стала жертвовать полноценностью досуга, что не преминуло отразиться и на отношении к театральному искусству: 55% из числа опрошенных дальневосточных предпринимателей отнесли театр к самым предпочитаемым видам досуга (этот показатель абсолютно совпал с мнением зрителей из числа городской интеллигенции), причём 41% опрошенных бизнесменов посещали театр один раз в три месяца и чаще, т.е. являлись активными зрителями. Более того, значительная часть этой зрительской категории (69%) согласилась с тем, что театральное искусство духовно воспитывает общество.

В своих жанровых предпочтениях предприниматели также практически не отличались от театралов из числа гуманитарной и творческой интеллигенции.

Таким образом, можно предположить, что личностный тип предпринимателей с высшим образованием на момент исследования мало отличался от духовной элиты городской интеллигенции.

Специфика формирования отношения к театру у мужчин и женщин, выявленная нами в ходе анализа, может быть описана следующим образом: уровень приобщённости к театру у женщин, примерно в два с половиной раза выше, чем у мужчин (в абсолютном выражении это выглядит следующим образом: 1211 к 485). Однако обозначенная тендерная асимметрия театральной аудитории совершенно не умаляет роли зрителя-мужчины. Так как мужчины, приобщённые к театру, лишь немного уступают в своей активности женщинам — активными зрителями считают себя 28% мужчин и 33% женщин. Выходит, что среднее число посещений, приходящихся на мужчину, как правило, не ниже 80-85%

среднего количества спектаклей, просмотренных посещающей театр женщиной.

По наблюдениям социологов театра, «у мужчин возраст влияет на изменение их отношения к театру заметно меньше: в своей приобщённости мужчины более стабильны — они труднее вовлекаются в реальную аудиторию театра, но попав в неё, закрепляются там прочнее» [2, с. 38]. Исследование дальневосточной аудитории подтвердило данное утверждение. По результатам нашего опроса мужчины активно начинают посещать спектакли уже в возрасте от 15-20 лет, причём они присутствуют в театральных залах практически на равных с женской аудиторией (22% и 23% соответственно). Анкет же, заполненных мужчинами в возрасте от 20 до 40 лет, оказалось даже больше: в возрастной категории 21-30 лет это соотношение выглядело как 28% к 21%, в 31-40 лет уже как 24% к 19% (!). Однако, после 40 лет присутствие мужчин в числе театральной аудитории региона резко спадает: 14% (41-50 лет)^9% (51-60 лет)^3% (старше 60 лет).

Чаще других среди посетителей театра оказывались мужчины-производственники (инженеры, конструкторы, технологи и т.д.) с высшим образованием.

Чем руководствуется зритель, когда выбирает тот или иной театр, спектакль? Фамилия режиссёра в провинции не играет столь важной роли, как в столичных театрах. В периферийных театрах штатные режиссёры чаще ставят сами, к тому же имена приглашённых со стороны постановщиков зрителям не всегда известны, чтобы на них специально идти. Так, почему же житель современного города, предлагающего огромный выбор развлечений, приобретает театральный билет? Существует большое число возможных мотиваций: привитая с детства потребность в эстетическом удовольствии; желание отвлечься и развлечься; потребность произвести впечатление; следование требованиям моды и престижа; стремление к небанальным событиям; увидеть любимого актёра; поиск дополнительной эмоциональной «пищи» и т.д.

Социологи и социальные психологи не случайно отводят большую роль ритуалу театрального посещения, который начинается с момента формирования мотивов посещения театра, выбора спектакля, ожиданий, осуществления предпринятых намерений. Мотивы выбора, предпочтения и интересы зрителей в исследовании считаем весьма важным и содержательным показателем приобщённости к театру. Во взаимоотношениях театра и публики определяющую роль играет отношение к театру как к средству эмоционального воздействия, перед этим мотивом отступает потребность в чисто познавательных его сторонах. Сам К.С. Станиславский признавал, что театр является не только средством познания жизни, но и средством эстетического наслаждения и разумного развлечения [4].

Ориентация на зрелищность и отдых замечена и нашим современником, известным отечественным театроведом А. Смелянским, который самой распространённой функцией современного театра считает утешительную, «когда в театр идут просто за радостью, за утешением, за успокоением, за тем, чтобы «стряхнуть» с себя улицу, минувший день... Есть времена, когда театр помогает тем, что обличает и разоблачает. Есть времена, когда театр просто лечит искалеченное общество. Утешительные функции театра чрезвычайно существенны.» [9, с. 4].

Таким образом, театр способствует удовлетворению множественных потребностей. Развлекательная функция реализуется через ряд моментов, включающих праздничность обстановки, возможность встречи с друзьями, а также специфические зрелищные эффекты — музыку, декорации, цветовое решение спектакля и т.д. Это как раз те яркие со-

ставляющие сценического действа, которые в наиболее полной мере присутствуют в лёгкой лирической комедии и музыкальном спектакле, предпочитаемых основной массой зрителей регионального театра (56% и 32% соответственно).

В исследовании отношение зрителей к сценическому искусству дифференцируется на основе их личностного выбора. При этом мы отказались от всякого рода попыток выстраивать социально-психологическую типологию театральной публики, по причине отсутствия необходимых академических знаний, это и не входило в наши интересы.

Известно, что существует теснейшая связь духовного и социального развития человека с его отношением к искусству. Как показывают исследования, чем более развиты в личностном плане люди, тем заметно чаще встречаются среди них интересующиеся искусством, больше посещающие учреждения искусства, в том числе и театр. Вместе с тем, чем выше уровень развитии людей, тем активнее воздействует общение с искусством на формирование духовного мира личности, тем больше удаётся человеку почерпнуть для себя в общении с ним [12, с. 214].

Итак, мы выяснили, что у каждого слоя, каждой обозначенной подгруппы населения различны установки на театр. Любопытно заметить, что существуют зрители, которые, с одной стороны, ведут себя как представители рафинированной группы, с другой стороны, таковыми не являются. В большей степени это феномен фестивальной публики и премьер-ных спектаклей. Если таких зрителей много на конкретном спектакле, то это говорит о том, что в глазах общественного мнения представление превратилось в знаковое культурное событие. Многие режиссёры жаждут видеть эту публику. Для данной зрительской категории характерна мотивация престижа, это, так называемая, городская тусовка. Премьер-ные зрители, которые в общей совокупности респондентов составили 9%, являются своеобразными индикаторами раскрутки спектакля, золотым багажом театра. Кстати заметить, самый большой процент среди этой зрительской категории составили представители бизнеса — 20%.

Повторимся: наше исследование ограничивается социально-демографическим уровнем анализа, мы не выходим на личностные аспекты, то есть на изучение функции театрального искусства в духовном мире личности в целом, хотя в нём и затрагивается аспект осознания роли театра в духовном развитии респондента. Эта функция реализуется через трансляцию ценностей, норм духовного творчества. Театр участвует в выработке знаний, и представлений о мире и о человеке, происходит расширение горизонта личности, включение его в иную среду через переживание чужих судеб. Важнейший источник познания реальной жизни — собственный социальный опыт человека, но театр помогает расширить эти границы. И с этим мнением согласились более 72% всей массы респондентов. Среди мотивов посещения театра стремление к развлечению назвали 27%. Опыт данного исследования позволяет констатировать наличие некоторой общей закономерности, которая одинаково проявляется как в аудитории отдельного театра, так и в совокупности театров в регионе. Её суть заключается в достаточно простой формуле: чем выше избирательность зрителей, тем меньшей долей представлена данная аудитория в общем зрительском потоке.

Таким образом, в иерархии функций театра развлечение выступает не только параллельно с воспитательными задачами, но и играет весьма важную роль в процессе приобщения населения к культуре. В этой самой роли находил главный смысл театра великий режиссёр Г.А. Товстоногов, утверждавший, что «зритель приходит в театр исключительно с целью развлечься. Но этот же зритель первый перестанет ходить в театр, который его только развлекает. Зритель не ходит и в тот театр, который

только развлекает. Зритель не ходит и в тот театр, который только учит. Зритель идёт в театр, чтобы его увлекли, чтобы его повели за собой. И в этом смысле развлечение не грех, если понимать это слово как владение театром всеми своими чудесами, как умение подчинить всю свою мощь образному выражению главной мысли, идеи. Театр никогда не сможет неким «волевым» решением отменить свою развлекательную функцию — это было бы для него равносильно самоубийству. Но, увы, театр может оказаться побеждённым в этом сражении публикой, решившись только развлекать и развлекать зрителя, изгоняя со сцены всякую серьёзную мысль» [11].

Часть респондентов сочли, что региональные театры вовсе не могут иметь столь высокого предназначения по причине своей провинциальности, поэтому отдали предпочтение исключительно столичным театрам. Зрительница же из Якутска написала, что её «устраивает всё, потому что наш театр (им. П. Ойунского — О.Э) не уступает столичным». Аналогичное мнение высказала женщина, частный предприниматель, приезжающая ежемесячно из Елизово в Камчатский областной театр драмы и комедии: «Нравится всё, и актёры, и их игра». У каждого коллектива есть настоящие фанаты, готовые поддержать любимый театр в самых трудных ситуациях.

Таким образом, аудитория отдельных театров не является случайной, её формирование подчиняется определённым закономерностям театральной среды и взаимодействия театра с публикой. Большинство режиссёров соглашаются, что у театра обязательно должны быть свои зрители, пристально следящие за его судьбой, что невозможно создание истинно творческого коллектива без контакта и взаимопонимания с аудиторией.

Важную роль в жизни театра играют местные факторы. Если в культурном пространстве Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска или Магадана удельный вес областного драматического театра велик ещё и потому, что эти театры просто не имеют постоянных «конкурентов» (кукольные театры не в счёт), то в совершенно ином режиме живут краевые драматические театры Владивостока и Хабаровска, где присутствует достаточно широкий жанровый «набор»1.

Социологи полагают, что каждый театр своей деятельностью существенно меняет отношение к себе различных социальных, социально-культурных и социально-демографических групп, и, следовательно, активно формирует свою аудиторию [10].

Общение зрителя и театра в современных условиях определяется такой духовно-практической деятельностью, в которой реализуется целый комплекс духовных потребностей человека, и прежде всего, потребность в искусстве. Нет ничего такого, что указывало бы на утрату интереса публики к репертуарному театру. Другое дело, что не все спектакли репертуарных театров пользуются одинаковым спросом. Ритуал посещения театра для провинциальной публики сохраняет значимость социального акта, приобщённости к общественному мнению. Он по-прежнему предполагает праздничность. Практически во всех театрах Дальнего Востока внутренний интерьер поддерживается в торжественном состоянии, функционируют музеи с интересными выставочными экспозициями. Красочные и содержательные программки к спектаклям, буклеты, вступительные слова перед премьерой... уважение, которое проявляется во всём: от нарядного внешнего вида и праздничного настроения, до поведения — доброжелательного (финальные аплодисменты стоя).

1 Ещё более полновесно жанрово представлен театр Якутии, где есть Театр оперы и балета, два драматических: Русский и Национальный, кукольный, Театр смеха и Театр танца, цирк и концертные залы.

Театр как социокультурный институт предполагает общение. В процессе социализации через воздействие системы художественных образов зрители осваивают хранящиеся в культуре программы. Состав общества и социальных групп постоянно обновляется, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения.

Результаты социологических исследований не дают основания для однозначных выводов по причине отсутствия объективных критериев в социологических опросах публики. Результаты любого опроса — это лишь усреднённая оценка субъективных представлений зрителей. Хотя пищу для размышлений такая информация, безусловно, даёт. Результаты исследования связей «дальневосточный зритель — театр» в условиях социальных и культурных сдвигов начала 2000-х гг. может послужить отправной точкой к выявлению произошедших изменений (социально-демографических параметров, репертуарных ориентаций и т.д.) в перспективе.

Литература

1. Дадамян Г.Г. Размер зрительской аудитории театра // Экономика и организация театра. Л.: Искусство, 1979. Вып. 5. С. 86-96.

2. Кесельман Л.Социальные факторы формирования театральной аудитории // Театр и город. М.: ВНИИ, 1986. С. 64-69.

3. Клименко О. Театр — это достояние тех людей, кто его любит // Золотой Рог. Владивосток, 1997. 19 сент.

4. Константин Станиславский. Записные книжки. М.: ВАГРИУС, 2001. 206 с.

5. Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации // Социальные исследования. 2008. № 12. С. 9-11.

6. Мотрич Е.Л. Население Дальнего Востока.- Владивосток-Хабаровск: ДВО РАН, 2006. 224 с.

7. МоисееваЛ.А. Государственная политикаразвитияпредпринимательства на Дальнем Востоке России (1985 - 2000 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2002. 411 с.; Её же. История формирования предпринимательства как инновационной системы хозяйствования (1985 — 2000 гг.). Владивосток: Дальнаука, 2003. 455 с.; Моисеева Л.А., Ващук А.С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России. Конец ХХ-начало XXI века. Владивосток: ДВО РАН, 2006. 347 с.

8. Моисеева Л.А., Ващук А.С. История предпринимательства на Дальнем Востоке России. Конец ХХ-начало XXI века. Владивосток: ДВО РАН, 2006. 347 с.

9. Смелянский А. Театр для выживания и выживание театра // Театральная жизнь. 1996. № 6. С. 12-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Театр и город. Сб. статей. М.: ВНИИ искусствознания, 1986. 159 с.

11. Товстоногов Г.А. Лицо и зеркало // Литературная газета. 1986. 6 сент.

12. Художественная жизнь современного общества. Т. 2. Аудитория искусства в России вчера и сегодня. С.-Пб.: ГИИ, 1997. 212 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Dadamyan G.G. Razmer zritel'skoj auditorii teatra // EHkonomika i organizatsiya teatra. L.: Iskusstvo, 1979. Vyp. 5. S. 86-96.

2. Kesel'man L.Sotsial'nye faktory formirovaniya teatral'noj auditorii // Teatr i gorod. M.: VNII, 1986. S. 64-69.

3. Klimenko O. Teatr — ehto dostoyanie tekh lyudej, kto ego lyubit // Zolotoj Rog. Vladivostok, 1997. 19 sent.

4. Konstantin Stanislavskij. Zapisnye knizhki. M.: VAGRIUS, 2001. 206 s.

5. Maksimov B.I. Sostoyanie i dinamika sotsial'nogo polozheniya rabochikh v usloviyakh transformatsii // Sotsial'nye issledovaniya. 2008. № 12. S. 9-11.

6. Motrich E.L. Naselenie Dal'nego Vostoka.- Vladivostok-KHabarovsk: DVO RAN, 2006. 224 s.

7. Moiseeva L.A. Gosudarstvennaya politika razvitiya predprinimatel'stva na Dal'nem Vostoke Rossii (1985 - 2000 gg.). Vladivostok: Dal'nauka, 2002. 411 s.; Eyo zhe. Istoriya formirovaniya predprinimatel'stva kak innovatsionnoj sistemy khozyajstvovaniya (1985 - 2000 gg.). Vladivostok: Dal'nauka, 2003. 455 s.; Moiseeva L.A., Vashhuk A.S. Istoriya predprinimatel'stva na Dal'nem Vostoke Rossii. Konets XX-nachalo XXI veka. Vladivostok: DVO RAN, 2006. 347 s.

8. Moiseeva L.A., Vashhuk A.S. Istoriya predprinimatel'stva na Dal'nem Vostoke Rossii. Konets XX-nachalo XXI veka. Vladivostok: DVO RAN, 2006. 347 s.

9. Smelyanskij A. Teatr dlya vyzhivaniya i vyzhivanie teatra // Teatral'naya zhizn'. 1996. № 6. S. 12-16.

10. Teatr i gorod. Sb. statej. M.: VNII iskusstvoznaniya, 1986. 159 s.

11. Tovstonogov G.A. Litso i zerkalo // Literaturnaya gazeta. 1986. 6 sent.

12. KHudozhestvennaya zhizn' sovremennogo obshhestva. T. 2. Auditoriya iskusstva v Rossii vchera i segodnya. S.-Pb.: GII, 1997. 212 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.