ИНФОРМАЦИЯ
На форум соотечественников, организованный Министерством по национальной политике Республики Дагестан в сентябре 2017 года, впервые в нашу республику из Ирака приехал потомок дагестанских эмигрантов Али Мухаммад Хусейн Ал-Дагестани со своей дочерью Майсалрим. В беседах, проходивших в кулуарах форума, он увлеченно рассказывал об истории и современном положении дагестанской диаспоры в Ираке, о ее известных в стране и регионе общественно-политических деятелях и военачальниках. В целом следует отметить, что тематика северокавказской диаспоры в Ираке в отечественной историографии исследована и освещена слабо, имеются лишь отдельные отрывочные публикации по локальным диаспорам и их известным представителям. В частности, в свое время советский и российский дипломат и исследователь северокавказской диаспоры Багавудин Расулович Алиев, кандидат исторических наук, многие годы проработавший в посольствах СССР и РФ в Сирии, Ливии, Саудовской Аравии и в настоящее время являющийся Генеральным консулом России в Джидде (Королевство Саудовская Аравия), написал ряд публикаций, которые в последующем вошли в его научный труд [1, с. 209216].
Али Мухаммад Хусейн Ал-Дагестани является редактором журнала «Тадамун» («Солидарность»), освещающего проблематику дагестанской и чеченской диаспор в Ираке. Перед отъездом из Дагестана Али Мухаммад обещал подготовить и прислать статью о дагестанской диаспоре на базе имеющихся в распоряжении редакции материалов. И вот недавно от него в мой адрес поступил обещанный материал, который в переводе на русский язык, любезно исполненном выходцем из дагестанских мухаджиров в Сирии
Дагестанцы в Ираке
Али Мухаммад Хусейн ал-Дагестани
журналист, общественный деятель
Али Дагестани, публикуется ниже (в моей редакции).
Амирхан Магомеддадаев, к.и.н.
В результате принудительного великого переселения, которому подверглись народы Северного Кавказа (так называемое «Великое Переселение», которое продолжалось с 1859 г. до 1864 г. в Турцию, а затем и в те страны, которые были под протекторатом Османской империи - А. М.), на долю Ирака приходились, в основном, выходцы из дагестанских, чеченских и черкесских (адыгских) семей, которые расселились в целом в городах и пригородах Киркука, Дияла, Багдада, Мосула, Анбара (Ал-Фаллуджа). Переселение в Ирак до 1859 г. происходило добровольно из Северного и Южного Дагестана через Азербайджан и Иран. В последующие годы переселение стало принудительным или вынужденным. Переселенцы обосновались в городах Дахук, Ардебиль и Сулеймания. Большинство принудительных переселенцев в Ирак являлись выходцами из семей военных или участников сражений на Кавказе. Они эмигрировали в Османскую империю по религиозным мотивам и предпочли остаться в Ираке, не покинув его даже после распада Османского государства.
По многим обстоятельствам на протяжении десятков лет прошлого века в Ираке в условиях отсутствия какого-либо организационного центра чеченцам, дагестанцам и черкесам (адыгам) было трудно организовать точную перепись мухаджиров, определить фактическую их численность и места расселения в Ираке.
Неимоверное желание этих людей, их стремление и убеждение найти способ самоорганизации и объединения, познания своей повседневной жизни, налаживания обучения и просвещения, определения своего социального положения и т. д. подтолкнуло их в 2004
г. на создание благотворительного общества «Ат-Тадамун» («Солидарность»), куда вошли чеченцы, дагестанцы и черкесы Ирака. Центральный офис организации расположился в г. Киркуке - административном центре одноименной губернии. Этому способствовало то, что большинство представителей северокавказских народов проживало в этой губернии, и город Киркук находился по середине населенных пунктов расселения выходцев с Северного Кавказа. Несмотря на то, что до создания «Солидарности» государственных органов Ирака не заботила жизнь иммигрантов, отдельные известные представители диаспоры предпринимали посильные попытки объединить выходцев с Северного Кавказа, просветить их познаниями о родине предков. В частности, в провинции Ал-Фаллуджа губернии Ал-Анбар благодаря обществу «Солидарность» кавказцы знакомились друг с другом, сплачивались, вступали в общество с самого начала его образования. Численность и география расселения северокавказцев Из исторических сведений известно, что район Фишхабур являлся местом перехода чеченцев, которые составляют около 75 % всех северокавказских переселенцев в Ираке. Далее они прошли через Мосул до центрального региона Ирака. Часть из них поначалу обосновалась в Каляке на левом берегу реки Тигр напротив города Тикрит, затем расселились в остальных районах. Некоторые из них переехали в Багдад и обосновались в районе Ал-Чачан [3, с. 20]. Что касается численности иммигрантов с Северного Кавказа в Ираке, то имеющиеся данные разнятся и, как уже было сказано выше, в настоящее время отсутствуют точные статистические данные. Приблизительно их численность может составлять около 10 тыс. человек. Но в будущем мы будем руководствоваться данными «Солидарности», которая планирует проводить более точные подсчеты семей переселенцев во всех губерниях Ирака после достижения мира и покоя в стране. Важно обратить внимание на патриотический дух в сердцах наших людей, на их стремление создать духовный щит, объединяющий сотни семей, разбросанных по губерниям Ирака, особенно в столице страны Багдаде, в котором насчитывается около 500 семей чеченцев, дагестанцев и черкесов. Большинство мужчин из этих этносов являются военачальниками, чиновниками, инженерами, врачами, журналистами, руководителями различных учреждений. Зачастую они проживают далеко друг от друга и между собой не знакомы. Так выглядит примерная статистика численности представителей северокавказских этносов в Ираке:
Город Количество семей
Багдад 500 семей (смешанно)
Дияла 250 семей (большинство чеченцы)
Киркук 190 семей (большинство дагестанцы и чеченцы)
Эрбиль 10 семей (дагестанцы)
Сулеймания 630 семей (большинство чеченцы)
Мосул 150 семей (большинство дагестанцы)
Наджаф 50 семей (большинство дагестанцы)
Эл-Кут 20 семей (большинство дагестанцы)
Басра 20 семей
Эн-Насырия 10 семей
Ал-Амара 5 семей
Дахук 3 семьи
Хилла 20 семей
Эд -Дивания 12 семей
Анбар 20 семей (большинство черкесы - убыхи)
Всего 1890 семей. Если предположить, что каждая семья [2, с. 22] состоит из 5 человек или чуть больше, то общее число составит приблизительно 10 тыс. человек. Обычаи. Традиции. Язык Как и ранее, в селениях северокавказцев в Ираке во всех сферах общественной и религиозной жизни, несмотря на иноязычное окружение, практикуются свои традиции, особенно те, которые не противоречат ценно-
стям местного населения. Тем не менее, чеченцы, дагестанцы и черкесы (адыги) во внешнем виде, в мыслях и убеждениях переняли многое у местного населения и фактически стали, как арабы. Они приняли также их язык (арабский). Таким же образом обстоят дела и тех, кто расселен среди курдских или туркменских племен: кавказцы в этих местах по своему внешнему виду, языку и поступкам ассимилировались с курдами и туркменами. Более того, они приняли их идеологическое и религиозное воззрение. Однако, несмотря на долгие годы, в течение которых они растворились среди этих инокультурных обществ, передав им свои культурные и общественные ценности, тем не менее все это не смогло стереть или искоренить их кавказский дух и идентичность: они в определенной мере придерживаются кавказских традиций и ценностей.
Таким образом сохранился «Закон Адыга-Хабза», который требует соблюдения дедовских и отцовских духовных ценностей: кавказские традиции внедрились и живут в генах кавказцев, где бы они ни находились. Так, в свадебных обрядах, при рождении и в других событийных мероприятиях кавказские традиции заявляют о себе подобно тому, как чеченская, дагестанская и черкесская кухни полны кавказских блюд и яств, которые кавказские женщины готовят искусно, такие как: халтамеш, кальмеш, курзенеш, мучалобис, шипши-паста, халва и др.
Что касается языка, то, к сожалению, его развитие подорвано ограниченным числом стариков. В некоторых кавказских семьях находят удовольствие разговаривать на
1. Алиев Б. Р. Северокавказская диаспора. История и современность (вторая половина Х1Х-ХХ вв.). Махачкала, 2001. 294 с.
2. Ал-Шишан (чеченцы) в Ал-Сулеймании (интервью с Хаджи Саид Рахим Хали Ал-Чачани) // Ежемесячный журнал «Солидарность». № 5-6. 2005.
своем национальном кавказском языке или диалекте, которые по-прежнему живы в их памяти, особенно когда приходят в гости соплеменники и начинают общаться на языке предков. Число таких людей сокращается изо дня в день. Отсутствие же у будущих поколений возможности изучать родной язык приведет к его полной потере, если общество «Солидарность» не поставит перед собой на будущее задачу изучения северокавказских языков, несмотря на имеющиеся трудности и проблемы.
Предложения
Открытие курсов изучения родных языков, поиск возможностей для приема сыновей и дочерей соотечественников на учебу в вузы северокавказских республик, налаживание контактов и активизация делегационного обмена между общественными организациями и правительственными кругами этих республик и многие другие инициативы и почины способствовали бы расширению базы говорящих на родных языках - языках своих доблестных предков. Это способствовало бы и укреплению, и углублению национально-патриотического духа подрастающих поколений соотечественников. Действительно, братские общественные организации на этнической родине и объединения соотечественников в соседних арабских странах могли бы протянуть руку помощи и поддержки нам в этих и других жизненно важных вопросах. Организация «Солидарность» и была учреждена десятки лет назад именно для спасения семей диаспоры от растворения и ассимиляции в иноязычной среде.
3. Штабной генерал-лейтенант в отставке Мухаммад Абд Ал-Кадер Абд Ал-Рахман Ал-Даге-стани // Ежемесячный журнал «Солидарность». № 2. 2006.
Примечания