УДК 94(479)
ДАГЕСТАН И ШИРВАН В КОНТЕКСТЕ КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА СЕФЕВИДОВ И ТУРЦИИ В XVI веке
© 2009 г. Ш.А. Магарамов
Институт истории, археологии и этнографии Institute of History, Archeology and Ethnography
Дагестанского научного центра РАН, of Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Science,
ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, 367000 M. Yaragskiy St., 75, Makhachkala, 367000
Раскрывается роль Дагестана и Ширвана в кавказской политике Сефевидского государства и Османской империи в XVI в., между которыми шло острое соперничество за господство в регионе. Показывается укрепление политических отношений между народами Дагестана и населением Ширвана в условиях борьбы против иранской агрессии и турецких завоевателей.
Ключевые слова: Дагестан, Ширван, кавказская политика Ирана и Турции, борьба за независимость, ирано-турецкое соперничество, антииранское восстание.
In this clause we show the role of Dagestan and Shirvan in the Caucasian policy of Sedevid 's state and Osman 's empire in XVI c., between which there was a sharp rivalry for domination in region. The strengthening of the political attitudes between the peoples of Dagestan and Shirvan's population in the conditions of struggle against the Iranian aggression and Turkish conquerors is shown.
Keywords: Dagestan, Shirvan, Caucasian policy of Iran and Turkey, struggle for the independence, Iran-Turkish rivalry, ant Iranian revolt.
Кавказ всегда являлся стратегически важным регионом, к военно-политическому и стратегическому присутствию в котором стремились великие державы. В связи с этим в настоящей статье предпринята попытка показать роль Дагестана и Ширвана в кавказской политике Сефевидского государства и Турции в XVI в., что является малоизученной проблемой отечественного кавказоведения.
Ширван в то время считался одним из мощных и экономически развитых государств на территории Азербайджана, непосредственно граничивший с Дагестаном. Народы Дагестана и население Ширвана в процессе длительного исторического развития поддерживали между собой тесные отношения, решая свои экономические проблемы общими усилиями, заимствуя друг у друга достижения в области культуры, совместно выступая против многократных нашествий иноземных завоевателей.
В начале XVI в. Дагестану и Ширвану пришлось бороться против вступивших на их территорию сефевид-ских войск во главе с шахом Исмаилом I (1487-1524), основателем сефевидской династии и государства Сефе-видов. Шах Исмаил I известен как правитель, завоевав-
ший за 14 лет своего правления 14 провинций [1, с. 377]. Меры, принятые им для расширения сферы своей агрессии, вызвали широкое недовольство в Дагестане и Шир-ване. Ширваншахи, получив поддержку и помощь со стороны дагестанских владетелей, неоднократно выступали против Сефевидов.
Тем не менее движимый чувством мести за своего отца и деда, уничтоженных ширваншахами и дагестанцами, Исмаил I в 1500 г. предпринял поход в Ширван, закончившийся разгромом ширванцев и гибелью шир-ваншаха Фаррух Йасара. Уцелевшая часть ширванцев заперлась в труднодоступной крепости Гюлистан и продолжала сопротивление. В 1501 г. Сефевиды, преодолев стойкость крепости Баку, овладели городом. Но Гюлистан оказался «крепким орешком», и шах Исмаил I, сняв безуспешную осаду крепости, двинулся против Альвен-да Ак-Коюнлу [2, с. 51]. В результате этого похода, хотя Ширван и был обескровлен, он сумел сохранить свою независимость.
Воспользовавшись уходом Сефевидов из Ширвана, его правитель Шейх-шах, бежавший в Гилян от шаха Исмаила I, вернулся в Ширван и, заняв трон ширван-ский, перестал выплачивать дань Исмаилу I.
Эти обстоятельства послужили причиной повторного похода Исмаила I в Ширван и Дагестан зимой 1509 г., о котором в работе А.А. Рахмани обстоятельно рассказывает Искендер Мюнши. Соорудив мост на плотах в проходе Джавада, сообщает он, кизылбаши форсировали Куру и вступили в Ширван. Шейх-шах, избегая столкновения с превосходящими силами Ис-маила I, укрылся в крепости Бигурд [3]. Отправив часть войск в Шемаху, Исмаил I двинулся к Баку. Коменданты Баку и Шабрана, «проявив покорность, сдали ключи от ворот кизылбашскому государю». Исключением явились правители Дербента Яр Ахмед и Ага Мухаммед-бек, которые, полагаясь на высоту и прочность крепостных стен, не только не прибыли к шаху, но даже не прислали традиционных подарков. Тогда кизылбаши двинулись к Дербенту и осадили его. В течение пяти дней под стены крепости было проведено 12 подкопов. Видя обреченность своего положения, защитники города сложили оружие [2, с. 67]. Правителем Ширвана был назначен Лала-бек, а Дербента - Мансур-бек.
В другом источнике, говоря о шейхе Хайдаре, отце Исмаила I, Хасан-бек Румлу сообщает, что шах Исмаил I «повелел, чтобы всех тех, кто в битве с солтаном Хейдаром окажется принявшим участие на стороне (его врагов), умертвили...». Далее он пишет, что «Аб-дул-бек Деде по приказу шаха Исмаила I отправился с войском в Ширван», где произвел опрос жителей Та-басарана с целью выявления среди них виновных в гибели отца. По этому делу «много людей было убито» [2, с. 66].
Табасаранцы вместе с другими народами Дагестана полтора месяца оказывали упорное сопротивление Сефевидам. Но шах Исмаил I захватил Табасаран и жестоко расправился с мирным населением. Об этом местная хроника сообщает: «.Затем его войска (Исмаила I) сражались против селений Табасарана отряд за отрядом, день за днем и (наконец) победил жителей этих селений и пребывал он в областях (прилегающих) Баб ал-Абвабу (Дербент) около десяти дней или месяца» [4, с. 146]. Тогда же он приказал останки шейха Хайдара, отца своего, перенести из Табасарана в Ардебиль.
Несмотря на завоевание Ширвана и Южного Дагестана кизылбашами, антисефевидские настроения здесь очень сильно возросли. И стоило в 1514 г. султану Турции Селиму I (1470 - 1520) на Чалдыранской равнине разгромить войско шаха Исмаила I, отступившего в глубь страны, как ширванцы, дербентцы, табасаранцы и др., выступив против Сефевидов, перестали платить подати в шахскую казну и расправились со сторонниками Сефевидов.
Однако вскоре шаху Исмаилу I удалось выйти из трудного положения и совершить очередной поход в Ширван и Дагестан. С целью избежать разорения Ширвана, Шейх-шах в 1518 г., окончательно признав свое поражение, прибыл ко двору шаха Исмаила I, а вскоре выдал за него свою дочь. Затем его сын Хали-луллах II женился на дочери шаха Исмаила I. Это означало совершенно иную линию политической ориентации, чем прежде. И оказалось, что в семье шир-
ваншаха не все с ней согласны. Историографы того времени сообщают, что двое из сыновей Шейх-шаха -Музаффар и Султан Фаррух-Мирза (родные братья будущего правителя Ширвана Халилуллаха II) ушли в «страну шамхала» [5, с. 269], т.е. в Дагестан.
Что касается Дагестана, то в 1519 г. шах Исмаил I вновь овладел Дербентом и расправился со своими противниками, непокорными жителями города и прилегавших к Дербенту аулов. Правителем Дербента он назначил своего зятя Музаффар-султана [1, с. 378].
После смерти Исмаила I в 1524 г. шахом был провозглашен его сын Тахмас (1524-1576). Он растерял многие из приобретений отца. В 1533 г. турецкий султан Сулейман I (1524-1566) возобновил войну против Сефевидов, захватил значительную часть Азербайджана. Воспользовавшись военными успехами турок, дербентская знать, недовольная гнетом Сефевидов, отказалась подчиняться наместникам шаха в Дербенте. Но вскоре, добившись укрепления своей власти, шах Тахмас сумел оттеснить турецкие войска с захваченной территории и послал в Дербент огромную армию, которая жестоко расправилась с населением [6].
Смерть ширваншаха Халилуллаха I и отсутствие у него прямых наследников вызвали волнения и беспорядки в Ширване. Воспользовавшись этой ситуацией, шах Тахмас решил окончательно лишить Ширван признаков самостоятельного государства. С этой целью в 1538 г. он снарядил 20-тысячное войско под командованием своего брата Алкас-Мирзы. Огнем и мечем Сефевиды прошли через Ширван и уничтожили власть ширваншахов. Для управления Ширваном был назначен беглербег (наместник) Алкас-Мирза. Очевидно в то же время, «чтобы более еще обезопасить это место со стороны горцев, привез из Лагид-жана (что в Гиляне) 900 семейств» [7, с. 65] и поселил их в сел. Мискинджи в Южном Дагестане.
Усиление гнета шахской власти вызвало недовольство в Ширване и Дагестане. Ширваншахи, получив поддержку со стороны дагестанских правителей, выступили в 1547 г. против шаха. Алкас-Мирза решил объявить себя независимым государем. Свергнув персидского наместника в Дербенте, он и дагестанские владетели направили свои войска против шаха Тахма-са. Однако это выступление не увенчалось успехом, поскольку оно не нашло поддержки у наиболее могущественных владетелей Дагестана [8]. Потерпев поражение, Алкас-Мирза отступил в лезгинское селение Хиналуг. Оттуда он ушел в Крым, а позднее - в Турцию, спасаясь от преследования Сефевидов [9].
Тем не менее Ширван и Дагестан не покорились захватчикам. Еще долгое время после бегства Алкас -Мирзы его приверженцы оказывали сопротивление шахским войскам в крепости Гюлистан и Дербенте [2, с. 85]. Они ждали благоприятного случая для возвращения в родные места. Во главе их стал отпрыск дома кайтагских уцмиев Бурхан-Мирза, долгое время живший в Кайтаге. В 1548 г. он с отрядом сподвижников выступил из Кайтага в Ширван. Несколько месяцев спустя, когда основные кизылбашские силы были отвлечены вторжением турок в Южный Азербайджан,
Бурхан-Мирза овладел Шемахой и изгнал оттуда ки-зылбашей [10, с. 117].
В Ширван был направлен один из лучших военачальников Абдулла-хан Устаджлу, человек жестокий и «свирепого вида». К моменту его прибытия в Шир-ван Бурхан-Мирза умер, но его сторонники продолжали борьбу, в рядах которых были как ширванцы, так и дагестанцы.
В это время Ширван и Дагестан, терзаемые с юга кизылбашами, с севера подверглись нашествию турок и их союзников - крымских татар. Турция учитывала торгово-экономическую и стратегическую важность территории Восточного Кавказа. При этом особый упор она делала на овладение Ширваном с его шелковым районом мирового значения и Дагестаном, особенно Дербентом. Дербент являлся важным торгово-экономическим центром и перевалочной базой на трассе Волжско-Каспийского мирового торгового пути, по которому из Ирана и Закавказья в Восточную Европу шло большое количество шелка-сырца и шелковых тканей.
В 1554 г. турецкий султан Сулейман предпринял очередной поход в Азербайджан. Одновременно с ним выступил из Крыма Касим-Мирза, потомок шир-ваншахов, укрывавшийся в Турции. По велению султана к нему присоединились войска уцмия Кайтага и Кумуха [2, с. 94]. Как только Касим-Мирза вступил в пределы Ширвана, ширванцы, покинув беглербега Аб-дулла-хана, примкнули к Касим-Мирзе. Последний во главе восставших ширванцев, дагестанцев и османских воинов был атакован кизылбашами Абдулла-хана [5, с. 277]. Обе стороны бились с ожесточением, в ходе которого полторы тысячи воинов Касим-Мирзы были убиты. Уцелевшая часть ширванцев отступила в Табасаран.
В 1555 г. был подписан мир между Турцией и Се-февидским государством, по условиям которого Дагестан и Ширван были признаны сферой влияния Сефе-видов. Однако ни одному из них ирано-турецкий договор мира не принес. По-прежнему Дагестан и Шир-ван оставались мятежными.
Когда в 1578 г. турки начали масштабное наступление на Кавказе, группа знатных ширванских эмигрантов в Стамбуле напомнила султану об Абубекр-Мирзе, сыне Бурхан-Мирзы, «проживавшегося в Чер-кесии и Дагестане» [11, с. 118]. Вскоре этот «потомок ширваншахов династии Дербенди» пройдя в составе крымских войск в Дагестан, оказался на границе Ширвана, где к нему примкнули дагестанцы и ширванцы [12, с. 34]. Дело в том, что еще до наступления турок Абубекр-Мирза укрывался в Дагестане и просил «местных старейшин и вождей» оказать помощь ширванцам, когда они восстанут. С теми же целями он ездил к черкесам. Его ширванские сторонники накануне турецкого наступления посетили султана Му-рада и согласовали свои действия с планами турок. «Население Ширвана, - пишет Г.-Э. Алкадари, - будучи обижено различного рода притеснениями и угнетением со стороны Сефевидского государства, решило сбросить с этой провинции сефевидскую ки-
зылбашскую власть и поставить ее под защиту высокой Оттоманской державы» [12, с. 34].
Господством Сефевидов были недовольны и народы Дагестана, которые обращались за помощью к Турции. Так, А. Гасанов пишет, что «симпатии масс к Турции за время борьбы с Персией, когда в течение 28 лет (1578 -1606) Дагестан был союзником Турции, стратегической базой для турецко-крымских сил, возросли» [13]. А.П. Новосельцев также отмечает, что «ширванцы и жители Южного Дагестана просили помощи у турок в борьбе с кизылбашами ...» [10, с. 119].
Таким образом, кизылбашские насилия и погромы привели к тому, что местное население предпочло ориентацию на Турцию. Зная это, турецкие войска во главе с Мустафой Леле-пашой через Карабах прошли в Шир-ван [4, с. 143]. Параллельно с севера через Дагестан в Ширван на помощь турецким войскам двинулся отряд крымского хана Магомед-Гирея в сопровождении Абу-бекр-Мирзы. Последний собрал вокруг себя «2 - 3 тыс. человек из племени лезгин и караберк» [2, с. 148] - остатков бывшей ширванской армии.
С приходом турок и татар народы Дагестана и Ширвана восстали против кизылбашей и вынудили шахского наместника Ширвана Арас-хана покинуть Закавказье [10, с. 119]. На его место правителем Шир-вана был назначен Абубекр-Мирза.
Однако, как показали дальнейшие события, надежды ширванцев и дагестанцев на турецкую помощь оказались неоправданными. «Ширванцы и дагестанцы, ранее в своей борьбе с кизылбашами просившие помощи у турок, теперь познали на опыте все ужасы османской системы управления», - отмечает А.П. Новосельцев [10, с. 121]. На присоединенных по договору с Ираном в 1590 г. землях турки установили тягчайший режим. Они не предоставили Ширвану обещанную независимость, а стали вводить здесь обычное турецкое управление и обращались с Ширваном и Дагестаном как с завоеванными странами.
Литература
1. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 1. История Дагестана с древнейших времен до XX в. М., 2004.
2. Эфендиев О.А. Азербайджанское государство Се-февидов. Баку, 1981.
3. Рахмани А.А. «Тарих-и алам арай-и Аббаси» как исторический источник по истории Азербайджана. Баку, 1960. С. 36.
4. Шихсаидов А.Р. Новые данные по средневековой истории Дагестана // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Т. 9. Махачкала, 1961.
5. Ашурбейли С.Б. Государство Ширваншахов (VI -XVI вв.). Баку, 1983.
6. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Махачкала, 2002. С. 223.
7. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.
8. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1957. С. 90.
9. Бакиханов А.-К.А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991. С. 99.
10. Новосельцев А.П. Освободительная борьба народов Закавказья в XVI - XVII вв. // Вопросы истории. 1969. № 4.
Поступила в редакцию
11. Умаханов М.-С.К. Взаимосвязи феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII в. Махачкала, 1973.
12. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала, 1994.
13. Гасанов А. Древняя и новая история Дагестана // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 18. Л. 92.
24 ноября 2008 г