Научная статья на тему 'Д. С. Лихачев и Ю. П. Спегальский'

Д. С. Лихачев и Ю. П. Спегальский Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
165
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Д. С. Лихачев и Ю. П. Спегальский»

М. А. Кузьменко

Д. С. Лихачев и Ю. П. Спегальский

Открытая в декабре 2006 г. в Мемориальном музее-квартире Ю. П. Спегальского к 100-летию академика Д. С. Лихачева выставка “Д. С. Лихачев и Псков” в силу разных обстоятельств оказалась большинству псковичей почти неизвестной, что побуждает предложить читателям наиболее интересные ее материалы. В данном случае представляется работа Д. С. Л иха ч ева 1972 г. - отзы в о ста тье Ю . П. Спегальского “История развития древне-псковской архитектуры и самобытные черты творчества псковских зод чих” (93 стр.).1

Отзыв машинописный, напечатанный на личном бланке Д. С. Лихачева, сотрудника Пушкинского Дома, с автографом академика, его домашним адресом и телефоном, хранится наряду с 21 письмом Д. С. Лихачева к О. К. Аршакуни в музее Ю. П. Спегальского.

В архиве Института истории материальной культуры РАН находится автограф статьи Ю. П. Спегальского с таким же названием, но с примеча нием О. К. Аршакуни: Ср. “Сокровища древней архитектуры”. Примечание позволяет с уверенностью сказать, что второе название статья полу чила при публикации в сборниках “Достопримечательности Псковской области”, выпущенных четырьмя изданиями Лениздатом - в 1973,1977, 1981 и 1907 г г.

Указанный отзыв Д. С. Лихачева может быть с полным правом отнесен и к главе “Становление и развитие псковской школы зодчества (Само бытные черты творчества псковских каменщиков по постройкам XIV-XVII вв.)”, вошедшей в книгу Ю. П. Спегальского “Каменное зодчество Пскова” (Л., «Стройиздат”.1976), тем более, что решение об издании этой книги было принято редакционным советом “Стройиздата” в 1972 г., как раз в год написания Д.С.Лихачевым “Отзыва”.

В архиве ИИМК РАН хранятся также отзыв Д. С. Лихачева на “блокад ную серию” рисунков Ю. П. Спегальского “По Пскову

Кузьменко Мария Александровна - зав. Мемориальным музеем-квартирой Ю. П. Спегальского в г. Пскове

XVII века”, письмо академика Ю. П. Спе-гальскому из Калинина от 2 ноября 1968 г. и шесть писем к О. К. Аршакуни 1973 и 1976 гг. В материалах О. К. Аршакуни, хранящихся в архиве музея-квартиры Ю. П. Спегальского, имеется выписка из письма Д. С. Лихачева: “Дорогой Юрий Павлович! Спасибо Вам за вес точку. Конечно, в Псков Вы переехали не на пироги: Но это нужно. Это кровное наше дело: сохранить Псков и Новгород. Но будьте терпеливы. Капля долбит камень. Не срывайтесь, не обижайтесь на глупцов, а разъясняйте им. Не давайте им понять, что они глупцы. Это поможет делу. Любящий Вас Д. Лихачев”.2

В настоящей публикации мы помещаем автограф Д. С. Лихачева - письмо к О. К. Аршакуни,3 которое, по ее словам, после смерти Ю. П. Спегаль ского определило ее дальнейшую жизнь: “Это был голос

истинного учас тия, именно те необходимые тогда для меня слова, которые давали возможность жить дальше... Я познала значение этой глубокой мудрости и нашла высокую цель жизни. Я нашла ее в стремлении продлить духов ную жизнь любимого человека, чтобы был слышен его живой голос, чтобы продолжали жить мысли и чувства в его трудах, которые должны увидеть свет. Чтобы умные, добрые люди услышали в них биение его живого сердца”.4

Видимо, в дальнейшем, когда будет разобран фонд Д. С. Лихачева в Пушкинском Доме, имеет смысл поискать там письма О. К. Аршакуни. Эта переписка представляет несомненную ценность.

В данной же публикации нам важно разобраться, почему Д. С. Лихачев способствовал выходу в свет трудов Ю. П. Спегальского. Причина, как нам кажется, одна - любовь Д. С. Лихачева к Пскову и псковичам, кото рые самоотверженно служили городу. Кроме Ю. П. Спегальского в этом ряду были Л. А. Творогов, Е. А. Май-мин, Б. С. Скобельцын, В. И. Охотникова,

материалы которых и были представлены на указанной выставке.

Интересен такой факт: 20 июня 1942 г. газета “Ленинградская правда” сообщала о том, что сотрудники Института литературы АН СССР (Пушкинск ого Дома) зимой продолжали работать над “Историей русской литературы” в 10 томах и подготовили 2-й том, для которого “научный сотрудник Д. С. Лихачев написал ряд фундаментальных разделов”, извест но, что этот том был издан только в 1945 г. , а в блокадном Ленингра де Д. С. Лихачев написал главы о литературе Пскова ХШ-Х]У вв., вто рой половины XV первой половины XVI вв. и второй половины XVI в. А в книге В. Н. Баскакова “Пушкинский Дом. 1905-19301980. Исторический очерк” (Л.,1980) читаем о том же 1942 г.: “По заданию Политуправле ния Ленинградского военного округа Д. С. Лихачев пишет статьи о куль турных ценностях Новгорода и Пскова, а совместно с М. А. Тихановой (археологом. - М.К.) готовит брошюру о героической обороне древнерус ских городов, которая в 1942 г. издается в Ленинграде десятитысячным тиражом....”

Глава “Псков великий” для этой книги была написана Д. С. Лихаче вым. На указанной выставке была представлена эта книга, принадлежа щая Н. Ф. Левину, им на форзаце сделана пометка : “ Нина Петр.Осипова в древлехранилище рассказывала, со слов Лихачева, как в блокадном Л-де он писал эту книгу (не мог встать, брал лишь книги со стола) и как ее печатали в Л-де на ужасной бумаге в холодной типографии голодные печатники. Почти весь тираж пошел в окопы бойцам”.5

А что же делал в это время Ю. П. Спе-гальский? Он, как архитектор, работавший в 1930-е гг. на памятниках без лесов, был включен в специальную бригаду, которая должна была маскировать, обмерять и устранять повреждения на высотных памятниках Ленинграда. О героичес кой работе этой бригады написано много, все высотники получили за самоотверженный труд правительственные награды, в том числе и Ю. П. Спегальский.

“На огромной высоте ослабевшие люди стояли на шатких опорах-досках, подвешенных на веревках, и специально сшитыми из мешковины чехлами укрывали купол Николы Морского, шпиль главного здания Адми ралтейства, купол Инженерного замка,

шпиль колокольни Иоанна Предтечи и главки на Петропавловском соборе...

Уходят последние силы, все труднее принимать участие в верхолаз ных работах. Многие товарищи-верхолазы совсем ослабели. И вот Спегальский, облачившись в верхолазное снаряжение, один совершает опасный подъем на купол церкви Екатерины (на Васильевском острове) с целью устранить повреждения от прямого попадания вражеского снаряда. Не от высоты, а от недоедания кружится голова... Юрий Павлович спус тится вниз, ослабев, упадет в снег... Спегальский от истощения почти не мог ходить... В те страшные дни борения между жизнью и смертью он создает серию рисунков о Пскове XVII века... Красками писать было невозможно - в нетопленой комнате вода быстро превращалась в лед. Он рисовал цветными карандашами...”.6 Ю. П. Спегальский рисовал Псков, о героизме которого в это же время писал Д. С. Лихачев.

В мае 1944 г. рисунки Ю. П. Спегальского были выставлены в Ленин градском Доме архитекторов. Собравшимся - ученым, архитекторам, художникам Ю. П. Спегальский сказал, что после освобождения Пскова он сразу же едет восстанавливать родной город. Так и произошло.

Д. С. Лихачев, скорее всего, в 1944 г. не видел рисунков Ю. П. Спе гальского, но, познакомившись с ними позже, все сделал для того, чтобы они увидели свет в 1974 г. с его “Предисловием”. Псковичи знают этот замечательный альбом Ю. П. Спегальского, а “Предисловие” Д. С. Лихачева разошлось по всем статьям пишущих о Ю. П. Спегальском.

При работе над выставкой для нас большой радостью было обнару жение статьи Д. С. Лихачева “Псков’”, написанной, видимо, в 1944 г., а опубликованной в журнале “Звезда” в 1945 г. (№ 10-11). Более ярко о значимости города Пскова в истории Отечества, его культуре, нам кажется, никто не сказал до сих пор. Поскольку абсолютному большинству псковичей она неизвестна, приведем из нее несколько выдержек:

“Древний Псков - город-крепость, Псковская земля - страна-кре пость. Всей своей тысячелетней историей Псков служил защите Русской земли от натиска с Запада,

и своим внутренним устройством, и своим географическим положением на пересечении важнейших путей, и самим характером своей культуры Псков был подчинен этой единой цели. Он весь в этом. В этом его существо... Военный оплот Руси, Псков был и оплотом ее культуры. В архитек туре, в живописи, в литературе, в летописании, в самой политической мысли основной доминирующей силой Пскова было стремление к утвержде нию национальных традиций. Вся история Пскова - и политическая, и культурная - представляет собой изумительный пример национальной стойкости...»7

Нет возможности привести тексты Д. С. Лихачева о псковском летопи сании, иконописи, книжности, богослужебных памятниках, но нельзя отказаться от удивительно точной характеристики псковской архитек туры, что особенно дорого было для Ю. П .Спегальского: “Тот же харак тер исключительного демократизма, простоты, домашности, интимности, обыденной хозяйственной предусмотрительности носит и псковская архи тектура. Сравнительно небольшие здания псковичей выстроены из мягких псковских известняков, не допускавших сложной обработки. Художественная выразительность псковской архитектуры достигается самыми простыми средствами... По псковская архитектура вовсе не примитивна. Псковские архитекторы были тонкими знатоками того, что сейчас называется “технологией материалов”.

Разве не о том же писал позже Ю. П. Спегальский, характеризуя псковскую архитектуру?!

Статья Д. С. Лихачева настолько притягательна, что трудно отка заться от ее цитирования. Покоряет обоснованность оценки города, любви к нему ученого. Вот почему Ю. П. Спе-

гальский, пскович, своей любовью, преданностью городу так привлекал Д. С.Лихачева, вот почему он так ратовал за появление его трудов в печати. Так, книга “Псков. Художественные памятники” (М.-Л. Искусство. 1963) была издана благодаря прекрасному отзыву о рукописи Ю. П. Спегальского Д. С. Лиха чева. По словам О. К. Aршaкyни, “он был ее крестным отцом”.8

Судя по письмам Д. С. Лихачева к О. К. Aршaкyни, ученый ценил Ю. П. Спегальского во всех сферах его деятельности. Он, несомненно, видел его восхождение на купол Исаакия в 1956 г. и на шпиль Петропавловского собора. Но Д. С. Лихачев знал и о стремлении Ю. П. Спегальского вернуться в Псков. Не случайно 21 мая 1957 г. он писал основателю Древлехранилища Псковского музея Л. A. Творогову: “Вы - молодец - боритесь за Псков. М.б., напишете Спегальскому и вовлечете его тоже в борьбу за сохранение

9

культурных ценностей .

После смерти Ю. П. Спегальского Д. С. Лихачев был первым помощником О. К. Aр-шакуни в ее борьбе за сохранение и пропаганду творческого наследия Ю. П. Спегальского. Он вошел в комиссию но творческому наследию Спегальского, бывал у О. К. Aршaкyни дома, осмотрел его вещи при кладного искусства, радовался подаренным ему Ольгой Константиновной литографиям и фотографиям Спегальского, призывал все это хранить для будущего музея Ю. П. Спегальского. Вот почему выставка “Д. С. Лиха чев и Псков” для музея Ю. П. Спегальского не была случайностью. На ней были представлены труды Д . С. Лихачева из библиотеки Спегальского, вышедшие при жизни архитектора. Псков связал этих двух замечательных людей крепкой нитью.

Примечания

1. ПГИХМЗ, № 16547/1181.

2. ПГИХМЗ, № 16547/1164/4.

3. ПГИХМЗ, № 16547/1181.

4. Аршакуни О.К. Предчувствие. Воспоминания о Юрии Павловиче Спегальском. Л., 1987. С. 196.

5. ТихановаМ.А., Лихачев Д.С. Оборона древнерусских городов. Л., 1942.

6. Булкин В.А., Овсянников О.В. Ученый, зодчий, каменщик. Л., 1983.

7. Лихачев Д.С. Псков // Звезда. 1945. № 10-11. Сс. 201-204.

8. Аршакуни О.К. Указ. соч. С. 159.

9. ПГИХМЗ, № 12937/1809

Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ

Институт русской литературы (Пушкинский Дом)

Академии наук СССР

Ленинград, наб.

Макарова, д 4

ОТЗЫВ

о статье Ю. П. СПЕГАЛЬСКОГО “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕПСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ И САМОБЫТНЫЕ ЧЕР ТЫ ТВОРЧЕСТВА ПСКОВСКИХ ЗОДЧИХ”.

93 страницы.

Покойный Ю. П. Спегальский посвятил всю свою жизнь изучению псковских архитектурных памятников. Он был исследователем исто рии псковской архитектуры, работал по реставрации псковских па мятников и был талантливым художником, запечатлевшим в своих жи вописных и графических произведениях древний Псков.

Как исследователя псковской архитектуры Ю. П. Спегальского отличало не только глубокое знание истории древнерусской архи тектуры, но и серьезная эрудиция в области истории древнерусской культуры, быта, прикладного искусства, письменности. Совершенно бесспорно, что из всех историков древнепсковской архитектуры Ю. П. Спегальский был наиболее осведомленным в быте и культуре древ него Пскова. Этим я не хочу обидеть других историков псковской архитектуры: я считаю, что это сочетание историка архитектуры и историка быта и культуры очень трудно достижимо и поэтому нельзя его требовать от специалистов. Ю. П. Спегальский был в- этом отношении явлением исключительным. Насколько это сочетание важно, - показывает, в частности, и статья Ю. П. Спегальского “История развития древнепсковской архитектуры и самобытные черты творчества псковских зодчих”. В этой статье Ю. П. Спегальский указывает бы товое назначение каждого сохранившегося и реконструируемого поме щения, каждой лестницы, каждой двери. Реконструкция архитектурного памятника соединяется с реконструкцией быта его обитателей. Благодаря этому его архитектурные реконструкции приобретают осо бую убедительность. Такой подход к истории древней архитектуры мог бы быть назван «функциональным» по аналогии с функциональным подходом к исследованию фольклора проф. П. Г. Богатырева.1

Ю. П. Спегальский на мой взгляд разносторонне и вполне убеди тельно доказал в своих работах, что псковские купеческие и бояр ские палаты имели над каменными нижними этажами деревянные верхние помещения. Этот вывод Ю. П. Спегальского очень важен и останется за ним как одно из самых важных достижений советского изучения истории псковской архитектуры.

Статья Ю. П. Спегальского “История развития древнепсковской архитектуры и самобытные черты творчества псковских зодчих” пред ставляет собой в известном отношении итоги его многолетних иссле дований и должна быть непременно напечатана. Она стройна по компо зиции, написана сжато, хорошим языком и обильна интересными выво дами.

Академик Д. С. Лихачев

1. Богатырев П.Г. (1893-1971) - фольклорист, этнограф, переводчик. Опубликовал свыше 150 работ, посвященных народному театру, поэтике и семиотике.

Z-ОШ -pt fyo ґС^(-4л#С( $Л4*-Є-бсе*£ c/^ou^-9^, bdtU,

Cg~z<~<bz_

C&af иі^Л

^nzyw

К£ЫЩ(*- Я^чґ^Ш.

/1^упЦклА4

vf ~6LS? /м /ЇАМШҐЧуГС .

/іґи h.\а^и^-е^&4-4 p fi* 7^^) t' (LtAJLg <^€$ї

%. 9ушл<*0, /^-^<f)-t)^Jl^^cryx & £-гУр АЛА-е/и^б-? j~-o^yUY^t phUy ^ 'yd JlO-^rCj ,

/0, Л*&. *u? ^laJ^JT

O^IA / ^St> /СЯ ^-e~/lye j. іл4 л-4у~у, Sb

і^лЛаХ^і f ОілЛ^л^ґ^ l, -&^o^KJp —

Jmjz

/OL

HJ>

/сезаме.

Slrypti^ *4 • ’ fyo

f&Qr&s a fa №* Л; e c^u £ -oL*n p^a^c /yUf }0 fy^CtyS^/ a: ^45 OU^jf* ^ (Of pp Дї$-Сx<%-£f

ҐІ^-иаЛг /^hfu , ъ -ДьС/-^Ыс^ <Хи $Соа~ґ^

If J&M, &к Xf£* - S^~JySA^y -h A^-^yy Cf^ify^

>

^-4?^

Ты, &K4* утз &-к 0 S^-^ay

p*J, Y* /^SU 1^3 Ъ Xf&f Цпн^юрс ^

/C^j2^40 . *<# /TS^p^AS-Qr-f f

(y^^Y~ X $ C^fU? М^у^^Л^-і-соНІУХ <T>t *<S ^-Pj^Cy

fU-Q^ui*^S\, ^ •?1Ы*-Лф/(4/ s&ctcfe

/&bsU zfl? f&f, ^ /%, #р£Л<Х^^$ИЗ

M^) '^£$7 H У~кЛ-яуъ-^ /К^д ■' *4&^/q

f$L< ^y^u d9^f/ st^u^fe Z2,

/3* - %\1 -yd xyrvtt, **^ Л&ґОи?

fl&wj rLfybt **S*~M9 /^ЯЛ< XsUbc^pg/ r c^U^r j.

4h$c А* ЛА^а^У &

•^y ~Ъ**А£

?/

ШЩ%г

Асчс-в -;фй &эяд1 (ty

%

*

4

.ч *. нршом ■ а . Л1В\ча

О В О Р о II д ДРЕВНЕ-РусСК ИХ ГОРОДОВ

Титульный лист книги

Д. С. Лихачев в Пскове. 70-е гг. Фото публикуется впервые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.