Научная статья на тему 'CВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ'

CВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИАДА «РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велиева С.В., Велиев А.Р., Григорьев О.И.

Анализ существующих литературных источников по проблеме исследования позволил предположить существование связи между типом родительского отношения и спецификой актуализации психических состояний дошкольников. Это определило направление настоящего исследования. Констатирующий эксперимент включал три этапа. Для выявления феноменологии отношений в родительско-детской диаде использовались известные опросники родительского отношения (ОРО, PARY) и родительское сочинение. На втором этапе определялись особенности психических состояний старших дошкольников при помощи проективных методик «Паровозик», «Кинотеатр», «Звезды и волны». Применение коэффициента корреляции Пирсона на третьем этапе позволило установить умеренные и слабые связи между типом родительских отношений и равновесными и неравновесными психическими состояниями старших дошкольников. «Принятие» и «кооперация» оказываются наиболее целесообразными и экологичными вариантами родительского отношения к детям, обеспечивающие актуализацию равновесных и положительных неравновесных состояний, оптимального уровня психической активности, формирование социально желательных и гармоничных черт личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Велиева С.В., Велиев А.Р., Григорьев О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE TYPE OF PARENTAL RELATIONSHIP AND THE MENTAL STATES OF PRESCHOOLERS

The analysis of the existing literature sources on the problem of research allowed us to suggest the existence of a connection between the type of parental attitude and the specifics of the actualization of mental states of preschoolers. This determined the direction of the present study. The ascertaining experiment included three stages. To identify the phenomenology of relations in the parent-child dyad, the well-known questionnaires of parental relations (PRQ, PARY) and the parent essay were used. At the second stage, the features of the mental states of older preschoolers were determined using the projective techniques "Steam Train", "Cinema", "Stars and Waves". The use of the Pearson correlation coefficient at the third stage allowed us to establish moderate and weak connections between the type of parental relationships and the equilibrium and non-equilibrium mental states of older preschoolers. "Acceptance" and "cooperation" turn out to be the most appropriate and environmentally friendly variants of parental attitude towards children, ensuring the actualization of equilibrium and positive non-equilibrium states, the optimal level of mental activity, the formation of socially desirable and harmonious personality traits.

Текст научной работы на тему «CВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.2: 159.923.2

Cвязь типа родительского отношения и психических состояний дошкольников

The relationship between the type of parental relationship and the mental states of preschoolers

Велиева С.В., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, stlena 70@mail.ru

Велиев А.Р., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, kimtouo@gmail.com

Григорьев О.И., Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Risaga@mail.ru

Velieva S., Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovleva, stlena70@mail.ru Veliev A., Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovleva, kimtouo@gmail.com Grigoriev O., Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovleva, Risaga@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.034

Ключевые слова: тип родительского отношения, дошкольники, психическое состояние, диада «родитель-ребенок».

Keywords: type of parent relationship, preschoolers, mental state, parent-child dyad.

Аннотация. Анализ существующих литературных источников по проблеме исследования позволил предположить существование связи между типом родительского отношения и спецификой актуализации психических состояний дошкольников. Это определило направление настоящего исследования. Констатирующий эксперимент включал три этапа. Для выявления феноменологии отношений в родительско-детской диаде использовались известные опросники родительского отношения (ОРО, PARY) и родительское сочинение. На втором этапе определялись особенности психических состояний старших дошкольников при помощи проективных методик «Паровозик», «Кинотеатр», «Звезды и волны». Применение коэффициента корреляции Пирсона на третьем этапе позволило установить умеренные и слабые связи между типом родительских отношений и равновесными и неравновесными психическими состояниями старших дошкольников. «Принятие» и «кооперация» оказываются наиболее целесообразными и экологичными вариантами родительского отношения к детям, обеспечивающие актуализацию равновесных и положительных неравновесных состояний, оптимального уровня психической активности, формирование социально желательных и гармоничных черт личности.

Abstract. The analysis of the existing literature sources on the problem ofresearch allowed us to suggest the existence of a connection between the type ofparental attitude and the specifics of the actualization ofmental states ofpreschoolers. This determined the direction of the present study. The ascertaining experiment included three stages. To identify the phenomenology of relations in the parent-child dyad, the well-known questionnaires ofparental relations (PRQ, PARY) and the parent essay were used. At the second stage, the features of the mental states of older preschoolers were determined using the projective techniques "Steam Train", "Cinema", "Stars and Waves". The use of the Pearson correlation coefficient at the third stage allowed us to establish moderate and weak connections between the type of parental relationships and the equilibrium and non-equilibrium mental states of older preschoolers. "Acceptance" and "cooperation " turn out to be the most appropriate and environmentally friendly variants of parental attitude towards children, ensuring the actualization of equilibrium and positive non-equilibrium states, the optimal level of mental activity, the formation of socially desirable and harmonious personality traits.

Введение. Сфера отношений между деликатной и важной для осмысления факторов,

родителями и детьми является чрезвычайно обуславливающих становление личности ребенка,

определения направлений, средств и методов организации воспитательной, развивающей и коррекционной практики. В любой авторитетной психологической или педагогической теории можно обнаружить исследования, посвященные тому или иному аспекту проблематики, что указывает на ее очевидную значимость.

Семейная атмосфера, содержание внутрисемейного общения и деятельности, стили воспитания, характер структурных компонентов родительского отношения, диацных связей между супругами, сиблингами, родителями и детьми, оказываются для ребенка уникальным источником психического, социально-личностного развития, моделирования собственной манеры поведения в социуме. Становление индивидуального восприятия и отношения к миру и с миром, к людям и к самому себе, развитие важных социально-личностных компетенций происходит в семье через неосознанное усвоение установок от родителей, тех взрослых, которые входят в круг значимых для ребенка лиц. Формирование и укоренение положительной установки мировосприятия возможно в условиях благоприятного психологического климата, при гармоничных детско-родительских отношениях.

Формализация процесса общения в семье между детьми и родителями, между супругами, дефицит интимно-личностных контактов приводят к ситуации отчуждения и росту негативных психических состояний, что ведет в дальнейшем к дезадаптации, созданию риска развития девиантных форм поведения. Фиксация на определенных негативных состояниях приводит к формированию и закреплению отрицательных качеств личности, негативного стиля мышления ребенка.

Обзор состояния проблемы. Детско-родительские отношения в настоящем исследовании рассматриваются как комплекс разнообразных взаимных чувств, особенностей восприятия, понимания, отношения, стереотипов поведения, практикуемых в семейной системе в диаде «родитель-ребенок».

На современном этапе определяются разнообразные модели родительской коммуникации и стили поведения с ребенком. О.Б. Мартынюк и К.Д. Сикачёва [7] на основе анализа различных исследований выделили гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания. К гармоничным стилям отнесены квазиавтономный, демократический, сотруднический,

рефлексивный, авторитетный, партнерский, помогающий. При таких стилях воспитания удается обеспечить согласованное развитие всех сторон личности. Остальные типы

взаимодействия и стили воспитания (например, отвержение, потворствующая и доминирующая гиперпротекция, жестокое обращение и другие) отнесены к ошибочным, инвалидизирующим типам воспитания.

В зарубежных исследованиях предлагаются классификации типов и стилей детско-родительского взаимодействия, определяющие перспективы линий развития, характер будущих отношений и профессиональных выборов личности в обществе. В модели S. Maximo, H.S. Tayaban, G.B. Cacdac, M.J.A. Cacanindin [13], учитывающей Эго-состояния родителя, раскрываются четыре стиля родительско-детского взаимодействия: пассивный (чувственность, растерянность, спонтанность, автономность), настойчивый (диалог, сотрудничество, толерантность, последовательность), агрессивный (критика, контроль, приказы, ограничения) и любящий (забота, безопасность, жертвенность, тактичность). В соответствии со степенью эмоциональной близости и контроля поведения

E.S. Schaefer, R.Q. Bell [16] различают такие стили как партнерство и симбиоз, авторитарность и отвержение, попустительство и принятие. А. Rое [15] выделяет типы родительского отношения с опорой на разную степень эмоционального и поведенческого фактора: тревожная центрация на ребенке, помогающее отношение, отвержение, безразличие, сверхтребовательность, устойчивость. По мысли авторов каждый из этих стилей имеют негативные и позитивные последствия для социально-коммуникативной и личностной сферы, социализации ребенка.

Влияние типа родительского отношения, установки, стиля и тактики, семейных ролей на характер развития личности ребенка раскрывается в исследованиях А.Р. Вагаповой [1], А.Я. Варги [2], ТВ. Вензы [3], А.И. Иванцовой [5], Т.Н. Князевой [5], А.Ю. Маркеловой [1], И.М. Марковской [6], Г.Б. Черевач [9], Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкис [10] и др.

Установлено значительное влияние типов семейного воспитания на уровень самооценки (J.M. Ganiban, T.C. Eley, P. Lichtenstein, Y.A. McAdams, J. Narusyte, J.M. Neiderhiser, D. Reiss,

F.V. Rijsdijk, E. Spotts [14]), тревожности (Van Der CO. Bruggen, S.M. Bögels, G. Jan J.M. Stams [11]) и стрессоустойчивости ребенка (P.A. Gribble, A. Raoof, EL. Cowen, M. Wannon, W.C. Work, P.A. Wyman [12]), на становление стиля межличностных (Т.В. Завгородняя [4]) и будущих семейных отношений (Л.А. Николаева [8]), на степень и качество привязанности, мотивации к достижениям, готовности к эмоциональной близости (S. Maximo, H.S. Tayaban, G.B. Cacdac,

M.J.A. Cacanindin [13]). Поскольку обнаружено значительное влияние детско-родительски отношений на разные сферы жизнедеятельности, познавательных, эмоционально-личностных и поведенческих особенностей ребенка, становится очевидным необходимость проанализировать их влияние на актуализацию психических состояний как важных индикаторов благополучия или искажения психического развития.

Методика исследования. В исследовании участвовали 85 родителей (70 матерей и 15 отцов) и 85 детей 5 - 7 лет (с письменного согласия родителей). Экспериментальная часть исследования включала три этапа.

Первый этап состоял в выявлении феноменологии отношений, характера реакций, установок, стиля в родительско-детской диаде. С этой целью использовались опросники ES. Schaefer, R.Q. Bell [16] в адаптации Т.В. Нещерет (PARY) и А.Я. Варги, В В. Столина (ОРО) и «Родительское сочинение» в модификации А.А. Шведовской.

Второй этап включал определение типа и характера психических состояний старших дошкольников при помощи проективных методик «Паровозик», «Кинотеатр» С.В. Велиевой, «Звезды и волны» Ursula Ave-Lallemant.

На третьем этапе устанавливались связи между особенностями детско-родительских отношений и психическими состояниями дошкольников с применением коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты. С помощью расшифровки и анализа сводных данных опросников (ОРО, РАRY) и родительских сочинений установлено, что у преобладающего большинства респондентов превалируют позитивные характеристики детско-родительских отношений, что свидетельствует о гармоничном типе воспитания. Дети чувствуют себя любимыми, в общении преобладает оптимальный эмоциональный контакт, принятие, центрация на интересах детей.

94,1% родителей выявляют принятие, выраженное позитивное эмоциональное отношение к детям, симпатизируют им, одобряют их интересы и планы. В родительском отношении проявляется сочувствие, доверие, стремление помочь, удовлетворить естественные потребности ребенка, наблюдается высокая оценка их способностей. Образ ребенка включает значимые положительные характеристики личности, социально-коммуникативных компетенций, волевой и аффективной сферы. Родители отмечают достаточную автономность, произвольность поведения, успехи в учебной и продуктивной деятельности, прекрасные внешние

данные своего ребенка. В воспитании упор делают на поощрениях, отказываются от наказаний, поскольку считают их нецелесообразными мерами.

У 70,6% регистрируется отказ от воспитательных санкций как малоэффективных способов воспитания, склонность к излишней опеке, симбиотическому слиянию, навязыванию внешней помощи, ограждение ребенка от решения посильных для него проблемных задач. Родители, выстраивающие симбиотические отношения, чрезвычайно вмешиваются в мир своего ребенка, стремятся к некритическому удовлетворению любых их потребностей. Интересы родителей ограничиваются заботой о ребенке, его безопасностью, кормлением, воспитанием и развитием, а образ ребенка описывается в исключительно превосходной форме, включает характеристики здоровья, питания, физических качеств. Родитель подчеркивает тесный эмоциональный контакт с ребенком, близость и совместное времяпрепровождение, смешение интересов, желаний и потребностей, самостоятельность исключается.

35,3% респондентов, предпочитающие в отношениях кооперацию, альянс и равноправие, заинтересованы в увлечениях и планах ребенка. Считают неудачи случайными, авансируют благополучный результат, поддерживают любые начинания ребенка, стремятся к развитию его социальной активности, ценностей и нравственных качеств, творчества и свободы выражения, партнерских отношений. Родители отмечают у детей развитые навыки сотрудничества, осознают перспективы их развития, выделяют достоинства, оправдывают ошибки и непослушание, подчеркивают социально одобряемые качества. В образе ребенка превалируют описания эмоционально-личностных, социально-коммуникативных и деятельностных компетенций, подчеркивается самостоятельность, креативность, активность в социуме, успехи в среде сверстников; высоко оценивают самостоятельное поведение и инициативные действия детей.

Вместе с тем в выборке регистрируется авторитарная гиперсоциализация, склонность к доминированию и повышенному контролю (65,9%), замещение желаний и деятельности ребенка своими, подавление воли, предъявление огромного числа требований послушания и дисциплины, ограничивающих свободу и независимость ребенка, преувеличение последствий нарушения запретов, проявление раздражительности и негативных эмоций. Образ ребенка отражает амбивалентное отношение,

складывается из оценки его коммуникаций, поведения и степени повиновения и непослушания в разных жизненных ситуациях.

У 23,5% родителей ребенок воспринимается как инфантильный, несостоятельный,

нуждающийся в мелочном контроле, подсказках и пошаговом сопровождении. Родитель предлагает своему ребенку проверенные маршруты, готовые рецепты и способы действия, требуя их точного выполнения. Ребенок воспринимается как неудачник, неспособный к проявлениям самостоятельности и активности (познавательной, социальной и пр.), с трудностями в организации своей деятельности и общения, как склонный уступать, проигрывать, теряться и сдаваться при встрече даже с минимальными препятствиями.

11,8% респондентов считают детей обузой, пренебрегают их потребностями, интересами и желаниями. Равные отношения считают недопустимыми в отношениях с детьми. Родители отвергают ребенка, выстраивают излишнюю дистанцию (эмоциональную, тактильную и т.д.), проявляют одновременно отстраненность, обособленность и чрезвычайную строгость, жесткость. Образ ребенка отличается отрицательными характеристиками,

подчеркиваются негативные проявления, акцентируются неудачи и ошибки.

Изучение сводных диагностических показателей позволило выявить у дошкольников позитивные (56,5%) и отрицательные психические состояния низкой (36,5%) и средней (7,1%) степени. У большинства детей обнаружены отрицательные неравновесные состояния повышенной психической активности: высокое напряжение, гиперактивность, возбужденность (68,2%) и положительные неравновесные состояния повышенной психической активности (бодрость, жизнерадостность, энергичность), усиленная вегетативная реакция (64,7%). Равновесные состояния оптимальной психической активности (уравновешенность,

сосредоточенность, спокойствие, синтония) зарегистрированы у 30% дошкольников. Отрицательные неравновесные состояния пониженной психической активности (истощение, грусть, апатия, подавленность, утомление и пр.) отмечены у 5,3% детей. Положительные неравновесные состояния пониженной психической активности выявлены не были.

Корреляционный анализ с применением коэффициента Пирсона позволил обнаружить заметную, умеренную и слабую прямую и обратную связь родительского отношения и психических состояний детей следующего характера, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Коэффициенты корреляции между показателями типа отношения родителей и психическими состояниями дошкольников (коэффициент корреляции Пирсона)

Психические состояния Принятие Кооперация Инфантилизация Авторитарная гиперсоциализация Симбиоз Отвержение

Оптимальные равновесные ,49 ,48 -,21 -,58 ,21 -,21

Положительные неравновесные повышенного уровня психической активности ,58 ,31 -,12 -,21 ,49 -,21

Отрицательные неравновесные повышенного уровня психической активности -,12 -,11 ,18 ,61 ,49 ,49

Отрицательные неравновесные пониженной психической активности -,23 -,13 ,61 ,58 ,49 ,61

При типах отношений «кооперация», «симбиоз» и «принятие» у ребенка чаще актуализируются положительные неравновесные состояния повышенного уровня психической активности (Гух=,31; Гух=,49; Гух=,58 соответственно).

Чем выше уровень показателей по типам «кооперация» и «принятие», тем чаще

регистрируются оптимальные равновесные (гух=,48 и Гух=,49) состояния. Ингибиторами для равновесных и положительных неравновесных состояний повышенного уровня психической активности выступает строгий контроль (Гух=-,21 и Гух=-,58), отвержение (гух=-,21) и тип отношений «инфантилизация» (гух=-,21 и Гух=-,12).

Отрицательные неравновесные состояния

повышенного уровня психической активности связаны с типами отношений «авторитарная гиперсоциализация» (гух=,61), «симбиоз» и «отвержение» (по гух=,49).

Чем выше инфантилизация и отвержение (по Гух=,61), сверхконтроль (%=,58) и симбиоз (гух=,49), тем сильнее и чаще актуализируются отрицательные неравновесные состояния пониженной психической активности.

Заключение. Оценка силы корреляции по шкале Чеддок указывает на существующую среднюю и слабую положительную связь между типами родительского отношения:

- «принятие», «кооперация» и оптимальными равновесными состояниями;

- «принятие», «симбиоз», «кооперация» и положительными неравновесными состояниями повышенного уровня психической активности;

- «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз», «отвержение» и отрицательными неравновесными состояниями повышенного уровня психической активности;

- «инфантилизация», «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз» и

отрицательными неравновесными состояниями пониженной психической активности.

Установлено, что типы отношений «инфантилизация», «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз» связаны с отрицательными неравновесными состояниями повышенного и пониженного уровня психической активности, которые, в свою очередь, запускают агрессивные и оппозиционные реакции, форсируют развитие тревожности, сенситивности, беспомощности и мнительности у детей. Эти данные уточняют значение типов родительского отношения для актуализации равновесных и неравновесных положительных и отрицательных психических состояний детей.

Полученные сведения о связи родительского отношения и психических состояний дадут основание практикующим психологам прогнозировать вероятное развитие личностных качеств ребенка в соответствии с типом детско-родительского отношения, послужат ядром для разработки и проведения системы специальных мероприятий по преодолению нежелательных явлений.

Литература:

1. Баталова А.Р., Маркелова А.Ю. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2018. - Т. 7. - №2 2.

- С. 170-175.

2. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - 2-е изд., стереотип. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.

3. Венза Т.В. Развитие личности ребенка в контексте детско-родительских отношений / Т.В. Венза // Вестник ЮУрГГПУ. - 2015. - №№ 3. - С. 39-48.

4. Завгородняя Т.В. Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования / Т.В. Завгородняя // Вестник ЮУрГГПУ.

- 2018. - № 1. - С. 204-214.

5. Князева Т.Н., Иванцова А.И. Специфика восприятия детско-родительских отношений детьми и родителями в полных и неполных семьях / Т.Н. Князева, А.И. Иванцова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №2 59-3. - С. 396400.

6. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.

7. Мартынюк О.Б., Сикачёва К.Д. Классификации стилей семейного воспитания и их характеристика / О.Б. Мартынюк, К.Д. Сикачёва //

Современные научные исследования и разработки. -2018. - № 3(20). - С. 362-367.

8. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л.А. Николаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 2. - С. 187-193.

9. Черевач Г.Б. Влияние детско-родительских отношений на развитие ценностно-потребностной сферы личности дошкольника: дисс. ... канд. психол. наук / Г.Б. Черевач. - Томск, 2006. - 188 с.

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

11. Bruggen Van Der CO., Stams G.Jan J.M. & Bogels S.M. The relation between child and parent anxiety and parental control: a meta-analytic review / Van Der C.O. Bruggen, G. Jan J.M. Stams, S.M. Bogels // Child Psychology and Psychiatry. - 2008. - Volume 49. - Issue 12. - PP. 1257-1269. - https://doi.org/10.1111/j. 1469-7610.2008.01898.x

12. Gribble P.A., Cowen E.L., Wyman P.A., Work W.C., Wannon M. & Raoof A. Parent and child Views of parent-child relationships qualities and resilient outcomes among urban children / P.A. Gribble, E.L. Cowen, P.A. Wyman, W.C. Work, M. Wannon, A. Raoof // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 1993. - Volume 34. - Issue 4. - PP. 507-519. - https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1993 .tb01032.x.

13. Maximo S., Tayaban H.S., Cacdac G.B., Cacanindin M.J.A. Parents, communication styles and their

influence on adolescents- attachment, intimacy and achievement motivation / S. Maximo, H.S. Tayaban, G.B. Cacdac, M.J.A. Cacanindin // International Journal of Behavioral Sciences. - 2011. - Volume 6. - № 1. - PP. 6074.

14. McAdams Y.A., Rijsdijk F.V., Narusyte J., Ganiban J.M., Reiss D., Spotts E., Neiderhiser J.M., Lichtenstein P. & Eley T.C. Associations between the parent-child relationship and adolescent self-worth: A genetically informed study of twin parents and their adolescent children / Y.A. McAdams, F.V. Rijsdijk, J.

1. Vagapova A.R., Markelova A.Yu. Features of the parental position in families of different types / A.R. Vagapova, A. Yu. Markelova // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education. Developmental psychology. - 2018. - T. 7. - № 2. - S. 170175.

2. Varga A.Ya. Introduction to systemic family psychotherapy / A.Ya. Varga. - 2nd ed., Stereotype. - M.: Kogito-Center, 2012. - 182 p.

3. Venza T.V. The development of a child's personality in the context of parent-child relations / T.V. Venza // Bulletin of the South Ural State Pedagogical University. -2015. - № 3. - S. 39-48.

4. Zavgorodnyaya T.V. Influence of parent-child relations on the peculiarities of interaction of older preschool children with peers: results of empirical research / T.V. Zavgorodnyaya // Bulletin of the South Ural State Pedagogical University. - 2018. - № 1. - P. 204-214.

5. Knyazeva T.N., Ivantsova A.I. Specificity of the perception of child-parent relations by children and parents in complete and incomplete families / T.N. Knyazeva, A.I. Ivantsova // Problems of modern pedagogical education. -2018. - № 59-3. - S. 396-400.

6. Markovskaya I.M. Psychology of parent-child relations: monograph / I.M. Markovskaya. - Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2007. - 91 p.

7. Martynyuk O.B., Sikacheva K.D. Classifications of styles of family education and their characteristics / O.B. Martynyuk, K. D. Sikacheva // Modern scientific research and development. - 2018. - № 3(20). - S. 362-367.

8. Nikolaeva L.A. Child-parent relations as a factor in the development of a child. Nikolaeva // Bulletin of the Saratov University. New series. Series: Acmeology of Education. Developmental psychology. - 2013. - № 2. - S. 187-193.

9. Cherevach G.B. Influence of parent-child relations on the development of the value-needs sphere of the personality of a preschooler: diss. ... Cand. psychol. sciences / G.B. Cherevach. - Tomsk, 2006. - 188 p.

Narusyte, J.M. Ganiban, D. Reiss, E. Spotts, J.M. Neiderhiser, P. Lichtenstein, T.C. Eley // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2017. - Volume 58. -PP. 46-54. - https://doi.org/10.1111/jcpp.12600

15. Roe A. Early determinants of vocational choice / A. Roe // Journal of Counseling Psychology. - 1957. -Volume 4. - Pp. 212-217.

16. Schaefer E.S. and Bell R.Q. Developing of a parental attitude research instrument / E.S. Schaefer, R.Q. Bell // Child development. - 1958. - Volume 29. - № 3. -Pp. 339-361.

10. Eidemiller EG, Yustitskis V.V. Psychology and psychotherapy of the family / E.G. Eidemiller, V.V. Justickis. - SPb.: Peter, 2008. - 672 p.

11. Brüggen Van Der C.O., Stams G. Jan J.M. & Bögels S.M. The relation between child and parent anxiety and parental control: a meta-analytic review / Van Der C.O. Brüggen, G. Jan J.M. Stams, S.M. Bögels // Child Psychology and Psychiatry. - 2008. - Volume 49. - Issue 12. - PP. 1257-1269. - https://doi.org/10.1111/j. 1469-7610.2008.01898.x

12. Gribble P.A., Cowen E.L., Wyman P.A., Work W.C., Wannon M. & Raoof A. Parent and child Views of parent-child relationships qualities and resilient outcomes among urban children / P.A. Gribble, E.L. Cowen, P.A. Wyman, W.C. Work, M. Wannon, A. Raoof // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 1993. - Volume 34. -Issue 4. - Pp. 507-519. - https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1993 .tb01032.x.

13. Maximo S., Tayaban H.S., Cacdac G.B., Cacanindin M.J.A. Parents, communication styles and their influence on adolescents, attachment, intimacy and achievement motivation / S. Maximo, H.S. Tayaban, G.B. Cacdac, M.J.A. Cacanindin // International Journal of Behavioral Sciences. -2011. - Volume 6. - No. 1. - Pp. 60-74.

14. McAdams Y.A., Rijsdijk F.V., Narusyte J., Ganiban J.M., Reiss D., Spotts E., Neiderhiser J.M., Lichtenstein P. & Eley T.C. Associations between the parent-child relationship and adolescent self-worth: A genetically informed study of twin parents and their adolescent children / Y.A. McAdams, F.V. Rijsdijk, J. Narusyte, J.M. Ganiban, D. Reiss, E. Spotts, J.M. Neiderhiser, P. Lichtenstein, T.C. Eley // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2017. - Volume 58. - Pp. 46-54. - https://doi.org/10.1111/jcpp. 12600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Roe A. Early determinants of vocational choice / A. Roe // Journal of Counseling Psychology. - 1957. - Volume 4. - Pp. 212-217.

16. Schaefer E.S. and Bell R.Q. Developing of a parental attitude research instrument / E.S. Schaefer, R.Q. Bell // Child development. - 1958. - Volume 29. - No. 3. -Pp. 339-361.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах

Велиева Светлана Витальевна (г. Чебоксары, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: stlena70@mail.ru

Велиев Артем Рафикович (г. Чебоксары, Россия), старший преподаватель кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, e-mail: kimtouo@gmail.com

Григорьев Олег Игоревич (г. Чебоксары, Россия), аспирант кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, преподаватель Свято-Троицкий мужской монастырь г. Чебоксары, e-mail: Risaga@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.