Научная статья на тему 'Cправедливое признание иностранного образования: тенденции, перспективы'

Cправедливое признание иностранного образования: тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИЗНАНИЕ ИНОСТРАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛИССАБОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ЕРЕВАНСКОЕ КОММЮНИКЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / FOREIGN EDUCATION RECOGNITION / INTERNATIONAL COOPERATION / BOLOGNA PROCESS / LISBON CONVENTION / EREVAN COMMUNIQUé / NATIONAL INFORMATION CENTRE / MIGRATION PROCESSES / ACADEMIC ГMOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова Вера Игоревна

В статье рассматриваются основные подходы к признанию иностранного образования с точки зрения обновленного законодательства на примере деятельности ФГБУ «Главэкспертцентр». Автор указывает на динамику увеличения академической миграции и подчеркивает взаимосвязь миграционных процессов и государственной политики в сфере признания иностранного образования. Особо отмечен рост международного сотрудничества в области образования за последние годы. Приведены приоритетные направления развития ФГБУ «Главэкспертцентр» и Национального информационного центра по вопросам признания иностранного образования согласно нормативным документам Российской Федерации и международным актам, принятым в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fair recognition of foreign education: trends, prospects

The article considers the main approaches to foreign education recognition according to the updated legislation in terms of the activity of FGBU “Glavexpertcentr”. The author points out the dynamic of increasing academic migration and emphasizes the interconnection between migration processes and the state policy in the sphere of foreign education recognition. The increase of international cooperation in the sphere of education in recent years is highlighted. Priority development areas of FGBU “Glavexpertcentr” and the National Information Centre for foreign education recognition are given according to the regulations of the Russian Federation and international acts, adopted in the global education area.

Текст научной работы на тему «Cправедливое признание иностранного образования: тенденции, перспективы»

The State Counsellor, 2016

УДК 37

В.И.Скоробогатова

Cправедливое признание иностранного образования: тенденции, перспективы

В статье рассматриваются основные подходы к признанию иностранного образования с точки зрения обновленного законодательства на примере деятельности ФГБУ «Главэкспертцентр». Автор указывает на динамику увеличения академической миграции и подчеркивает взаимосвязь миграционных процессов и государственной политики в сфере признания иностранного образования.

Особо отмечен рост международного сотрудничества в области образования за последние годы. Приведены приоритетные направления развития ФГБу «Главэкспертцентр» и Национального информационного центра по вопросам признания иностранного образования согласно нормативным документам Российской Федерации и международным актам, принятым в мировом образовательном пространстве.

Ключевые слова: признание иностранного образования, международное сотрудничество, Болонский процесс, Лиссабонская конвенция, Ереванское коммюнике, Национальный информационный центр, миграционные процессы, академическая мобильность

V.I.Skorobogatova

Fair recognition of foreign education:

trends, prospects

The article considers the main approaches to foreign education recognition according to the updated legislation in terms of the activity of FGBU Glavexpertcentr".

The author points out the dynamic of increasing academic migration and emphasizes the interconnection between migration processes ana the state policy in the sphere of foreign education recognition.

The increase ofinternational cooperation in the sphere of education in recent years is highlighted. Priority development areas of FGBU "Glavexpertcentr" and the National Information Centre for foreign education recognition are given according to the regulations of the Russian Federation and international acts, adopted in the global education area.

Key words: foreign education recognition, international cooperation, Bologna process, Lisbon Convention, Erevan communiqué, National Information Centre, migration processes, academic mobility

лобализация, связанная с интенсивным перемещением людей, безусловно, способствует развитию социальных связей и углублению взаимозависимости между странами [1, С.24-28. ].

В этой связи существенно возрастает роль признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Признание национального образования в другой стране дает возможность человеку получить доступ к своей профессии на рынке труда, а также дает возможность получить образование на новом уровне за пределами своей страны.

Прошедшие два года после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании), определившего новые существенные подходы к признанию иностранного образования в Российской Федерации,

были содержательными и динамичными как для образовательных организаций, так и для экспертов в области признания иностранного образования [2, с.127-136].

Впервые за историю существования института президентства в Российской Федерации в своем Послании от 12 декабря 2013 года Президент Путин В.В. обратил внимание на важность экспорта образовательных услуг, создания условий для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств СНГ. «Это очень серьёзный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире», - отметил Владимир Владимирович, добавив, что «в ближайшее время нужно обеспечить взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами Содружества...» [3].

государственный СоВет-ник, 2016

Поэтому в своей работе ФГБУ «Главэк-спертцентр» при работе с иностранными документами в свете обновленного законодательства опирался на следующие подходы:

• признание образования заявителя, что означает сопоставление всей совокупности знаний заявителя с точки зрения наличия у него возможности освоить программу последующего цикла/уровня на основе предшествующего образования, а не выявление близости/различий перечней дисциплин (содержания) сравниваемых образовательных программ;

• подтверждение значимости образования означает определение уровня образования в признанном государством учебном заведении;

• определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации;

• прозрачность, понятность и доступность процедуры;

• максимальная информационная поддержка образовательных организаций, экспертов по признанию Национальным информационным центром;

• регулярное проведение семинаров (ве-бинаров) для экспертов в области признания, ответственных секретарей приемных комиссий и др.

При этом необходимо подчеркнуть, что приоритетные направления ФГБУ «Главэк-спертцентр» и Национального информационного центра обозначены в нормативных документах Российской Федерации и международных решениях. Это:

• совершенствование государственной услуги по признанию иностранного образования и (или) квалификации;

• максимальное внедрение в международную деятельность образовательных организаций инструментов Болонского

процесса, таких как Национальная рамка квалификаций, Европейское приложение к диплому, Переработанных Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ, Пересмотренного Руководства пользователей ECTS;

• дальнейшая имплементация принципов Лиссабонской конвенции, положений Европейского руководства в сфере признания иностранных документов в практическую деятельность по вопросам признания;

• облегчение доступа на рынок образовательных услуг Российской Федерации иностранных студентов,

• использование гибких, доступных и прозрачных механизмов в процедуре признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также установление ответственности образовательных организаций, осуществляющих признание иностранного образования и (или) квалификации.

Вопросы признания иностранного образования и (или) квалификации тесно связаны с миграционными процессами, государственной политикой в области миграции. Несмотря на неоднозначное отношение к миграционным процессам в российском обществе, следует признать тот факт, что роль миграции в формировании социально-экономического и демографического потенциала России в нынешнем столетии очень велика. Более того, можно сказать, что благодаря отдельным миграционным потокам (например, учебной или образовательной миграции, миграции высококвалифицированных специалистов) Россия пополняет свой человеческий капитал, что будет способствовать экономическому развитию государства в ближайшей перспективе. Динамика заявлений для признания иностранного образования отражает официальную статистику миграционных процессов в России, которая представлена в таблице [4].

Таблица

Динамика миграции в Российскую Федерацию

2000 2005 2010 2012 2013 2014

Прибыло в РФ (всего): 359330 177230 191656 417681 482241 578511

в т.ч. из стран СНГ 326561 163101 171940 363955 422738 517480

в т.ч. из дальнего Зарубежья 32769 14129 19716 53726 59503 61031

Пятерка стран-лидеров - поставщиков мигрантов в 2014 году:

- из стран СНГ представлена Узбекистаном (130906 чел.), Украиной (115524), Казахстаном (59096), Таджикистаном (59096) и Армении (54636);

- из стран дальнего Зарубежья состоит из Китая (10561 чел.), Грузии (7716), Корейской НДР (6308), Вьетнама (3853), Германии

(3727). Аналогичные тенденции увеличения притока студентов в Россию мы наблюдаем и в образовательной миграции. Динамика количества иностранных студентов за последние 10 лет демонстрирует интерес к российскому образованию, чему способствуют и политические решения Правительства Российской Федерации об увеличении квоты бюджетных мест.

Рис. 1. Количество иностранных граждан, обучавшихся в России в 2005-2015 гг.

Как видно из диаграммы, в 2014-2015 учебном году количество иностранных студентов увеличилось на 14,1% и достигло 186 606 человек, количество иностранных абитуриентов выросла на 9,8 % (до 59 300 человек), из них каждый пятый (11 090) поступили по государственной квоте.

Еще одним ярким примером возрастающего международного сотрудничества в области образования стало проведение 9 октября 2015 года в городе Сиань (Китайская Народная Республика) шестнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, на котором были достигнуты договоренности об увеличении обменов учащимися, и о намерениях к 2020 году общими усилиями довести объем двусторонней академической мобильности до 100 тысяч человек.

В этой связи приоритетными задачами Гла-вэкспертцентра и Национального информаци-

онного центра являются повышение качества государственной услуги по признанию иностранного образования и (или) квалификации в связи с увеличением количества заявителей, их потребности в консультационных услугах, выработка алгоритма работы с беженцами, лицами, получившими разрешение на временное проживание, соотечественниками.

Так, количество поданных заявлений за последние 3 года составило более 34 тысяч. Практически поровну заявители нуждаются в академическом или профессиональном признании.

Главэкспертцентром в ближайшее время планируется значительно усовершенствовать предоставление государственной услуги по признанию через:

• Реализацию инструментария для экспресс-оценки иностранного образования;

СоВетНиК, 2016

Количество поданных заявлений за период 2013-2015 г. (Веего-34 113)

ВО(МЧ) 11Ы1

COtJTHt 1J5B7

СПО [2ЗД 9iW

■ (О • СПО - »0

Рис. 2. Количество поданных заявлений за период 2013-2015 гг.

• Предоставление доступа работодателям и образовательным организациям к реестру свидетельств;

• Реализацию на сайте учреждения механизма on-line оплаты государственной пошлины;

• Создание реестра образовательных организаций высшего образования РФ на английском языке, в том числе, с информацией о лицензировании и аккредитации.

На действующем портале Национального информационного центра работают интерактивные формы взаимодействия через форум, личный кабинет и конференции.

Национальный информационный центр активно участвует в международной деятельности европейской сети национальных информационных центров ЕНИК-НАРИК, взаимодействует со своими коллегами, оперативно реагирует на изменения в обществе и геополитические вызовы.

В 2014 году Россия возобновила свое активное участие в Болонском процессе и представительство в его рабочих органах. Делегация Российской Федерации во главе с министром образования и науки Ливановым Д.В. принимала участие в Конференции министров 14-15 мая в Ереване и, подписав Коммюнике, взяла на себя определенные обязательства. Большая часть пунктов Коммюнике так или иначе связана с процессами признания иностранного образования или квалификаций, так как взаимное признание образования - интегральный фактор, характеризующий и доверие к системе образования, и к гарантиям качества,

критерий реального функционирования единого образовательного пространства.

Например, в Коммюнике ереванской встречи [5] включены следующие пункты:

• включить короткий цикл квалификаций во всеобъемлющую рамку квалификаций для Европейского пространства высшего образования (QF-EHEA);

• обеспечить справедливый доступ к государственной службе держателям степеней первого цикла и стимулировать работодателей к адекватному использованию всех квалификаций высшего образования, в том числе, первого цикла;

• обновить национальное законодательство на предмет полного соответствия Лиссабонской конвенции о признании и представить соответствующие отчеты Секретариату Болонского процесса в конце 2016 года, а также обратиться с просьбой к Комитету Конвенции о подготовке в сотрудничестве с европейской сетью национальных информационных центров (ENIC-NARIC Network) анализа отчетов к концу 2017 года, с учетом мониторинга Конвенции, осуществляемого Комитетом Конвенции;

• устранить препятствия для признания предшествующего обучения в целях обеспечения доступа к программам высшего образования и содействия присуждению квалификаций на основе ранее полученного обучения, а также поощрять высшие учебные заведения в совершенствовании подходов в области признания ранее полученного обу-

чения;

• пересмотреть национальные рамки квалификаций так, чтобы маршруты обучения в пределах рамки обеспечивали адекватное признание предшествующего обучения;

• предоставить возможность нашим высшим учебным заведениям использовать подходящее агентство, зарегистрированное в Европейском регистре оценки качества (ЕQAR), для внешнего процесса проверки качества, уважая национальные требования для принятия решения по результатам обеспечения качества;

• гарантировать, что другие квалификации из стран ЕПВО будут автоматически признаваться на том же самом уровне, который соответствует национальным квалификациям.

Важными составляющими на пути к автоматическому признанию должны стать максимальная прозрачность наших институтов, доверие к системе обеспечения качества образования, доступ к объемному блоку инфор-

мации: об апостилях, подтверждающих подлинность документа, о выданных дипломах и аттестатах, о лицензированных и аккредитованных образовательных организациях. Национальный информационный центр в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти, коллегами из европейской сети национальных информационных центров ЕНИК-НАРИК, партнерами- образовательными организациями решают эти задачи в рабочем режиме.

Необходимо отметить, что процесс признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации отражает тенденции миграционного взаимодействия между Россией и другими государствами, служит одним из индикаторов успешной адаптации на российском рынке труда иностранных специалистов. Система признания иностранного образования - важная составляющая не только мобильности учащихся, но и инструмент, способствующий повышению эффективности образовательных организаций, а также фактор создания благоприятной репутации страны для экспорта образовательных услуг.

1.

2.

3.

4.

5.

литература

Скоробогатова В.И. Система признания иностранного образования в Российской Федерации в контексте миграционных процессов. Информационно-аналитический журнал «Высшая школа Казахстана», №2 4 (2014)-103 с.

Скоробогатова В.И. О реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Ежегодник российского образовательного законодательства Том 9, 2014.

http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 (Дата посещения 25.01.2016 г.).

http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Дата посещения 1.02.2016 г.).

http://www.ehea.info/news-details.aspx?ArticleId=386 (Дата посещения 1.02.2016 г.)

Информация об авторе: Скоробогатова Вера Игоревна

(Россия, Москва) Кандидат юридических наук, доцент, директор ФГБНУ «Главэкспертцентр» Эл. почта: [email protected]

Information about the author: Skorobogatova Vera Igorevna

(Russia, Moscow) PhD in Legal Sciences, Associate Professor, Director of FSBI "Glavekspertcentr" E-mail: [email protected]

Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.