Научная статья на тему 'Cовременные тенденции развития жилищного строительного рынка'

Cовременные тенденции развития жилищного строительного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / URBAN POLICIES / СТРОЙКОМПЛЕКС / BUILDING COMPLEX / АФФИЛИРОВАННОСТЬ / AFFILIATION / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELFREGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова Елена Александровна

Статья посвящена современным тенденциям и проблемам развития жилищного строительного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Trends of Development on Housing Construction Market

The article is devoted to the recent trends and problems of development of the housing construction market.

Текст научной работы на тему «Cовременные тенденции развития жилищного строительного рынка»

Цветова Елена Александровна

аспирантка факультета экономики и производственного менеджмента, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства TsvetkovaElena777@rambler.ru

^временные тенденции развития жилищного

строительного рынка

_Аннотация

Статья посвящена современным тенденциям и проблемам развития жилищного строительного рынка.

Ключевые слова: строительство, градостроительная политика, строй-комплекс, аффилированность, саморегулирование

В условиях финансового кризиса 2008 года и его последствий для строительной отрасли в России отмечается экономический передел рынка, заключающийся в исчезновении неэффективных государственных и муниципальных организаций и изменении оставшимися организациями своих тактических планов в части сокращения расходов и объемов продаж. По данным Росстата (1), объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2007 году составил 3293,3 млрд рублей или 118,2% к уровню 2006 года, в 2008 году он составил 4528,1 млрд руб. или 112,8% к уровню 2007 г., то есть темп роста замедлился в связи с кризисом. В 2009 году объем строительного производства снизился до 86,8% от уровня 2008 года. Комплекс градостроительной политики

и строительства города Москвы занимается формированием архитектурного облика столицы, разработкой и реализацией градостроительных программ в рамках Генерального плана г Москвы до 2025 года (2).

Изменения в форме собственности строительных организаций и защита прав потребителей строительных услуг

Основным направлением градостроительной политики Правительства Москвы является гармоничное развитие города, создание в столице условий для комфортного проживания людей. (3) Однако градостроительная политика города далека от поставленных целей.

С конца 2010 года в целях совершенствования реализации государственной политики в области градостроитель-

ссийское предпринимательство, № 4 (202) / февраль 2012

ства, исключения дублирования функций органов исполнительной власти г Москвы в сфере градостроительной деятельности и оптимизации системы управления в сфере градостроительной политики и строительства г. Москвы началось реформирование подразделений Стройкомплекса, что предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 02.12.2010 № 1046-ПП «О совершенствовании системы управления в сфере градостроительной политики и строительства города Москвы».

Стройкомплекс Москвы включает: Управление координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, Департамент строительства Москвы, Департамент градостроительной политики Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектура), Комитет государственного строительного надзора (Мосгосстройнадзор), Департамент земельных ресурсов, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства, Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.

Одним из основных участников инвестиционно-строительной деятельности являются инвесторы. В Москве их более 120. Около 70% рынка занимают следующие компании (4): 1) СУ № 155; 2) Мосфундаментстрой-6; 3) ДСК-1; 4) Дон-Строй; 5) Тема; 6) Интеко; 7) Главмосстрой; 8) Мос-пром стройматериалы. В доперестроечное время (до 1985 г) практически все строительные организации являлись государственными. По состоянию на 2010 год, в результате

перестройки и проведенных реформ строительных организаций с государственной формой собственности, по данным Росстата (1), осталось менее 3%. Это очень остро поставило вопрос о защите прав потребителей на рынке строительных услуг

Отсутствие контроля за изыскательскими, проектировочными и строительными работами

Повышению эффективности строительного бизнеса мешает его непрозрачность и коррумпированность. Немаловажное значение имеет фактор аффилирования1 при определении неоправданно завышенной продажной цены московского жилья. Деятельность субъектов инвестиционно-строительного процесса регламентируют более 100 документов. Несмотря на обилие регламентирующих строительную деятельность документов, в настоящее время отсутствуют единые стандарты строительства. Во времена СССР основными элементами регулирования строительства были партийная и уголовная ответственность. Очевидно, что при переходе к рынку значение двух главных элементов советской системы регулирования было, по понятным причинам, резко снижено. А новых рычагов так и не появилось. Продекларированная Гражданским кодексом РФ система гражданско-правовой, то есть материальной ответственности, так и не заработала. Контроль со стороны государства оказался неэффективным. Результатом отсутствия механизма кон-

1 Аффилированные лица - юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц. - Прим. ред.

строительство

троля за изыскательскими, проектировочными и собственно строительными работами стало постепенное снижение качества строительства при стабильном росте цен на недвижимость. Нормальной практикой стало сочетание в одном лице функций проектировщика и строительной организации, запрещенное в СССР. Со всех сторон это очевидный конфликт интересов. Распространенной практикой стало создание нового генерального подрядчика на каждый объект строительства с последующей его ликвидацией. Таким образом, сразу после сдачи объекта в эксплуатацию исчезало и единственное лицо, ответственное за качество строительных работ. То есть появились генеральные подрядчики - «однодневки». Значительная часть изыскательских работ велась по старым картам и документам, без реальных исследований на месте. Массовыми стали нарушения технологий производства конструкционных строительных материалов. А это, в свою очередь, приводило к резкому снижению надежности конструкций. Попыткой замены государственного регулирования, борьбы с корруп-

цией и повышения качества строительной продукции стало введение в строительстве саморегулирования, которое, однако, не оправдывает возложенных на него надежд (5) и нуждается в реформировании,

Литература

1, Росстат РФ (Электронный ресурс), -Режим доступа: http://www,gks,ru,

2, Генплан Москвы до 2025 года (Электронный ресурс), - Режим доступа: http//www/gpinfo,mka,mos,ru,

3, Правительство Москвы (Электронный ресурс), - Режим доступа: http:// www/mos,ru,

4, Барканов А,С, Проблемы обеспечения устойчивого функционирования и стратегического развития предприятий строительной отрасли, Дис,,, докт, экон,наук: 08,00,05, - М,, 2008,

5, Иванов В,А, Саморегулирование в строительстве // Управление инвестиционно-строительным и жилищно-коммунальным комплексами: международный сб,научных трудов / Под ред, Чулкова В,О, - М,: МГАКХиС, 2010,

Elena A. Tsvetkova

Postgraduate Student, Faculty of Economics and Production Management, Moscow State Academy of Communal Services and Construction

Contemporary Trends of Development on Housing Construction Market

_Abstract

The article is devoted to the recent trends and problems of development of the housing construction market.

Keywords: construction, urban policies, building complex, affiliation, self-regulation

российское предпринимательство, № 4 (202) / февраль 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.