Цветова Елена Александровна
аспирантка факультета экономики и производственного менеджмента, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства TsvetkovaElena777@rambler.ru
^временные тенденции развития жилищного
строительного рынка
_Аннотация
Статья посвящена современным тенденциям и проблемам развития жилищного строительного рынка.
Ключевые слова: строительство, градостроительная политика, строй-комплекс, аффилированность, саморегулирование
В условиях финансового кризиса 2008 года и его последствий для строительной отрасли в России отмечается экономический передел рынка, заключающийся в исчезновении неэффективных государственных и муниципальных организаций и изменении оставшимися организациями своих тактических планов в части сокращения расходов и объемов продаж. По данным Росстата (1), объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2007 году составил 3293,3 млрд рублей или 118,2% к уровню 2006 года, в 2008 году он составил 4528,1 млрд руб. или 112,8% к уровню 2007 г., то есть темп роста замедлился в связи с кризисом. В 2009 году объем строительного производства снизился до 86,8% от уровня 2008 года. Комплекс градостроительной политики
и строительства города Москвы занимается формированием архитектурного облика столицы, разработкой и реализацией градостроительных программ в рамках Генерального плана г Москвы до 2025 года (2).
Изменения в форме собственности строительных организаций и защита прав потребителей строительных услуг
Основным направлением градостроительной политики Правительства Москвы является гармоничное развитие города, создание в столице условий для комфортного проживания людей. (3) Однако градостроительная политика города далека от поставленных целей.
С конца 2010 года в целях совершенствования реализации государственной политики в области градостроитель-
ссийское предпринимательство, № 4 (202) / февраль 2012
ства, исключения дублирования функций органов исполнительной власти г Москвы в сфере градостроительной деятельности и оптимизации системы управления в сфере градостроительной политики и строительства г. Москвы началось реформирование подразделений Стройкомплекса, что предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 02.12.2010 № 1046-ПП «О совершенствовании системы управления в сфере градостроительной политики и строительства города Москвы».
Стройкомплекс Москвы включает: Управление координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, Департамент строительства Москвы, Департамент градостроительной политики Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы (Москомархитектура), Комитет государственного строительного надзора (Мосгосстройнадзор), Департамент земельных ресурсов, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства, Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов.
Одним из основных участников инвестиционно-строительной деятельности являются инвесторы. В Москве их более 120. Около 70% рынка занимают следующие компании (4): 1) СУ № 155; 2) Мосфундаментстрой-6; 3) ДСК-1; 4) Дон-Строй; 5) Тема; 6) Интеко; 7) Главмосстрой; 8) Мос-пром стройматериалы. В доперестроечное время (до 1985 г) практически все строительные организации являлись государственными. По состоянию на 2010 год, в результате
перестройки и проведенных реформ строительных организаций с государственной формой собственности, по данным Росстата (1), осталось менее 3%. Это очень остро поставило вопрос о защите прав потребителей на рынке строительных услуг
Отсутствие контроля за изыскательскими, проектировочными и строительными работами
Повышению эффективности строительного бизнеса мешает его непрозрачность и коррумпированность. Немаловажное значение имеет фактор аффилирования1 при определении неоправданно завышенной продажной цены московского жилья. Деятельность субъектов инвестиционно-строительного процесса регламентируют более 100 документов. Несмотря на обилие регламентирующих строительную деятельность документов, в настоящее время отсутствуют единые стандарты строительства. Во времена СССР основными элементами регулирования строительства были партийная и уголовная ответственность. Очевидно, что при переходе к рынку значение двух главных элементов советской системы регулирования было, по понятным причинам, резко снижено. А новых рычагов так и не появилось. Продекларированная Гражданским кодексом РФ система гражданско-правовой, то есть материальной ответственности, так и не заработала. Контроль со стороны государства оказался неэффективным. Результатом отсутствия механизма кон-
1 Аффилированные лица - юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц. - Прим. ред.
строительство
троля за изыскательскими, проектировочными и собственно строительными работами стало постепенное снижение качества строительства при стабильном росте цен на недвижимость. Нормальной практикой стало сочетание в одном лице функций проектировщика и строительной организации, запрещенное в СССР. Со всех сторон это очевидный конфликт интересов. Распространенной практикой стало создание нового генерального подрядчика на каждый объект строительства с последующей его ликвидацией. Таким образом, сразу после сдачи объекта в эксплуатацию исчезало и единственное лицо, ответственное за качество строительных работ. То есть появились генеральные подрядчики - «однодневки». Значительная часть изыскательских работ велась по старым картам и документам, без реальных исследований на месте. Массовыми стали нарушения технологий производства конструкционных строительных материалов. А это, в свою очередь, приводило к резкому снижению надежности конструкций. Попыткой замены государственного регулирования, борьбы с корруп-
цией и повышения качества строительной продукции стало введение в строительстве саморегулирования, которое, однако, не оправдывает возложенных на него надежд (5) и нуждается в реформировании,
Литература
1, Росстат РФ (Электронный ресурс), -Режим доступа: http://www,gks,ru,
2, Генплан Москвы до 2025 года (Электронный ресурс), - Режим доступа: http//www/gpinfo,mka,mos,ru,
3, Правительство Москвы (Электронный ресурс), - Режим доступа: http:// www/mos,ru,
4, Барканов А,С, Проблемы обеспечения устойчивого функционирования и стратегического развития предприятий строительной отрасли, Дис,,, докт, экон,наук: 08,00,05, - М,, 2008,
5, Иванов В,А, Саморегулирование в строительстве // Управление инвестиционно-строительным и жилищно-коммунальным комплексами: международный сб,научных трудов / Под ред, Чулкова В,О, - М,: МГАКХиС, 2010,
Elena A. Tsvetkova
Postgraduate Student, Faculty of Economics and Production Management, Moscow State Academy of Communal Services and Construction
Contemporary Trends of Development on Housing Construction Market
_Abstract
The article is devoted to the recent trends and problems of development of the housing construction market.
Keywords: construction, urban policies, building complex, affiliation, self-regulation
российское предпринимательство, № 4 (202) / февраль 2012