Political Elite Studies | https://doi.org/10.46539/elit.v5i3.214
Cooperation between the Political Elites of Russia and Belarus on Issues of National Security
(a) Adil Sh. Tilegenov, (b) Alsu A. Kassamedionova
(a) Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia. Email: mariv.00[at]inbox.ru ORCID 0009-0007-3679-7946
(b) Moscow State University, Moscow, Russia. Email: alsu_kas2002[at]mail.ru
Abstract
The article is devoted to the study of cooperation between the political elites of Russia and Belarus in the field of national security, which is a key aspect of their bilateral relations. The historical prerequisites of this interaction are considered, starting with the collapse of the Soviet Union and the establishment of the Union State, which laid the foundation for strengthening the military-political partnership between the two countries. The article analyzes the strategic priorities of Russia and Belarus aimed at protecting sovereignty, territorial integrity and joint defense, as well as countering external threats such as NATO expansion and Western sanctions pressure.
The main areas of cooperation include joint military exercises, coordination of actions within the framework of the CSTO, the development of a unified air defense system and countering cyber threats. At the same time, the article highlights the key problems and challenges facing cooperation: political differences, economic dependence of Belarus on Russia, external pressure and the need to adapt to new international realities.
Prospects for further development include deepening military and information cooperation, intensifying integration processes and strengthening positions in the international arena. It is noted that the effective solution of these tasks requires flexibility and the ability to compromise, which will strengthen the union and ensure the security of both countries in the long term.
Keywords
Political elites; national security; cooperation; political elites of Russia; political elites of Belarus; cybersecurity; military cooperation; strategic priorities; security; NATO; CSTO.
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Сотрудничество политических элит России и Беларуси по вопросам обеспечения национальной безопасности
(а) Тулегенов Адиль Шамильевич, (b) Кассамединова Алсу Амантаевна
(a) Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия Email: mariv.00[at]inbox.ru ORCID 0009-0007-3679-7946
(b) Московский Государственный Университет, Москва, Россия Email: alsu_kas2002[at]atmail.ru
Аннотация
Статья посвящена исследованию сотрудничества политических элит России и Беларуси в области обеспечения национальной безопасности, что является ключевым аспектом их двусторонних отношений. Рассматриваются исторические предпосылки этого взаимодействия, начиная с распада Советского Союза и создания Союзного государства, что заложило основу для укрепления военно-политического партнерства двух стран. В статье анализируются стратегические приоритеты России и Беларуси, направленные на защиту суверенитета, территориальной целостности и совместную оборону, а также противодействие внешним угрозам, таким как расширение НАТО и санкционное давление Запада.
Основные направления сотрудничества включают совместные военные учения, координацию действий в рамках ОДКБ, развитие единой системы ПВО и противодействие киберугрозам. В то же время, статья выделяет ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед сотрудничеством: политические разногласия, экономическая зависимость Беларуси от России, внешнее давление и необходимость адаптации к новым международным реалиям.
Перспективы дальнейшего развития включают углубление военного и информационного сотрудничества, активизацию интеграционных процессов и укрепление позиций на международной арене. Отмечается, что эффективное решение этих задач требует гибкости и способности к компромиссам, что позволит укрепить союз и обеспечить безопасность обеих стран в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова
Политические элиты; национальная безопасность; сотрудничество; политические элиты России; политические элиты Беларуси; кибербезопасность; военное сотрудничество; стратегические приоритеты; безопасность; НАТО; ОДКБ.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Сотрудничество политических элит России и Беларуси в вопросах национальной безопасности является важным элементом их двусторонних отношений, особенно в условиях нарастающих глобальных вызовов и региональных угроз. Обе страны, тесно связанные историческими, политическими и экономическими узами, с конца 1990-х годов активно развивают интеграционные проекты, направленные на укрепление безопасности и стабильности в регионе. Союзное государство, сформированное на основе соглашений между Россией и Беларусью, представляет собой уникальный формат взаимодействия, включающий военное, экономическое и информационное партнерство.
Национальная безопасность двух стран рассматривается как неделимая сфера, в которой важное значение имеет координация усилий для обеспечения общего стратегического курса. В условиях обострения международной обстановки, расширения НАТО на восток и введения экономических санкций против России и Беларуси, вопрос совместной безопасности становится еще более актуальным. Политические элиты обеих стран, несмотря на внутренние различия и внешние давления, сохраняют приверженность укреплению союзнических отношений, что отражается в совместных военных учениях, оборонных инициативах и координации в сфере информационной безопасности.
Цель данной статьи - проанализировать ключевые аспекты сотрудничества политических элит России и Беларуси в области национальной безопасности, выявить основные направления взаимодействия, а также рассмотреть проблемы и перспективы развития двустороннего партнерства в современных условиях.
Исторические корни сотрудничества
Исторические корни сотрудничества России и Беларуси уходят в эпоху распада Советского Союза, когда обе страны оказались перед необходимостью пересмотра своих внешнеполитических и оборонных стратегий. С 1991 года, несмотря на обретение независимости, Россия и Беларусь сохраняли тесные связи, основанные на общей истории, культурных и экономических связях, а также геополитической взаимозависимости.
Первым важным этапом в формировании институциональных основ двустороннего сотрудничества стало подписание в 1996 году Договора об образовании Сообщества России и Беларуси. Это соглашение заложило основу для политической интеграции двух стран и задало тон для дальнейшего углубления сотрудничества в вопросах безопасности. Уже в 1997 году был заключен Договор о Союзе России и Беларуси, который предусматривал более
тесную координацию внешней и оборонной политики, включая вопросы коллективной обороны.
Ключевым моментом в развитии интеграции стало подписание в 1999 году Договора о создании Союзного государства. Этот документ не только укрепил политические и экономические связи, но и поставил вопросы национальной безопасности в центр двустороннего взаимодействия. Одной из важнейших целей Союзного государства стало создание общей системы обороны, которая включала координацию военных стратегий, проведение совместных учений и формирование единых систем противовоздушной обороны [Климентьев, 2019].
После 2000 года, на фоне изменений в мировой политической обстановке и усиления внешних угроз, сотрудничество России и Беларуси в сфере безопасности стало приобретать более конкретные формы. В частности, политические элиты двух стран начали координировать действия по противодействию расширению НАТО на восток, активно развивать военные союзы в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также формировать совместные системы стратегической обороны, включая ПВО и ракетные комплексы [Грызлов, 2024].
В 2021 году была завершена работа по принятию белорусско-российского пакета интеграционных документов, что стало важным шагом в укреплении интеграции между двумя странами. 4 ноября 2021 года был подписан Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6, который утвердил Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы и 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции. В 2025 году планируется принятие новой концепции безопасности Союзного государства, которая будет включать положения о совместном противодействии политике США, недружественных государств НАТО и Европейского союза, а также о деструктивной деятельности НАТО на пространстве СНГ.
Существенное влияние на формирование двустороннего сотрудничества в области безопасности оказали также кризисы на Украине и в Сирии, а также ужесточение санкционной политики Запада в отношении России и Беларуси. В этих условиях политические элиты двух стран начали искать новые механизмы для обеспечения внутренней стабильности и сдерживания внешних угроз.
Таким образом, историческое развитие сотрудничества между Россией и Беларусью по вопросам национальной безопасности можно охарактеризовать как поступательное, проходящее через этапы постепенной интеграции, начиная от политических соглашений и заканчивая практическими шагами в оборонной сфере.
Стратегические приоритеты России и Беларуси в сфере безопасности
Стратегические приоритеты России и Беларуси в сфере национальной безопасности формируются на основе как общих интересов двух стран, так и внешних факторов, таких как региональные конфликты, расширение НАТО и экономические санкции. Взаимодействие двух стран в этой области опирается на совместные угрозы и вызовы, требующие координации усилий для обеспечения стабильности и обороноспособности как в национальном, так и в региональном масштабе.
Один из ключевых стратегических приоритетов для России и Беларуси -это защита суверенитета и территориальной целостности обеих стран. Политические элиты России и Беларуси рассматривают это как основу для всех других аспектов национальной безопасности. В условиях внешнего давления и международных санкций страны стремятся к усилению военной мощи и созданию системы коллективной обороны. Для России этот приоритет также включает сдерживание потенциальных угроз со стороны НАТО и предотвращение расширения военного блока в Восточной Европе. Беларусь, в свою очередь, видит в России своего главного союзника, который может гарантировать защиту ее суверенитета в условиях внешних рисков, включая экономические и политические вызовы.
Военное сотрудничество России и Беларуси, направленное на обеспечение общей безопасности, играет важную роль в союзнических отношениях двух стран. В рамках Союзного государства и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) страны координируют свои военные стратегии, проводят совместные учения, направленные на отработку взаимодействия в случае агрессии со стороны третьих стран, и создают общие системы противовоздушной и противоракетной обороны. Одним из центральных направлений сотрудничества является развитие единого оборонного пространства. Например, интеграция систем ПВО, совместные военные учения, такие как "Запад", которые проходят регулярно, направлены на проверку боеготовности и слаженность действий вооруженных сил двух стран. Это является важным элементом стратегического планирования и подготовки к возможным внешним угрозам [Заитов, 2021, с. 335-343].
Для обеих стран серьезным вызовом является усиление НАТО в Восточной Европе. Стратегический приоритет России заключается в предотвращении дальнейшего расширения военного блока на постсоветское пространство и укреплении своей оборонной зоны влияния. Беларусь в этой ситуации действует как буферная зона между Россией и НАТО, что делает ее ключевым партнером Москвы в противодействии западным военным угрозам. Совместная работа по обеспечению безопасности границ, разведке и обмену информацией о потенциальных угрозах также является важной частью двусторонних отношений. Россия и Беларусь регулярно поднимают вопросы о
необходимости сдерживания военных провокаций на своих границах, особенно в контексте участия стран НАТО в военных учениях вблизи белорусской границы.
Информационная безопасность и киберугрозы также стали важным элементом стратегического партнерства России и Беларуси. В условиях глобального развития информационных технологий и усиления кибератак страны работают над созданием совместных механизмов защиты информационного пространства и противодействия информационным войнам. Киберугрозы рассматриваются как часть гибридных войн, которые могут дестабилизировать внутреннюю ситуацию в обеих странах. В ответ на эти вызовы Россия и Беларусь укрепляют сотрудничество в области защиты критической информационной инфраструктуры, проводят совместные учения по кибербезопасности и развивают собственные системы защиты данных.
Экономическая безопасность тесно связана с вопросами политической и военной стабильности. В условиях международных санкций, введенных в отношении обеих стран, Россия и Беларусь активно ищут пути для экономической интеграции, чтобы минимизировать негативное воздействие внешних ограничений. Политические элиты рассматривают это как важный приоритет для обеспечения стабильного функционирования государственных институтов и защиты ключевых секторов экономики. Россия выступает главным экономическим партнером Беларуси, оказывая ей поддержку в условиях санкционного давления. Взаимодействие включает создание единых энергетических рынков, совместные проекты в сфере промышленности и инфраструктуры, что позволяет укреплять экономическую устойчивость двух стран и снижать их зависимость от западных рынков [Акимов, 2022, с. 169-171].
Таким образом, стратегические приоритеты России и Беларуси в сфере национальной безопасности охватывают широкий спектр направлений, начиная с защиты суверенитета и заканчивая совместными действиями по противодействию внешним угрозам и санкциям. Этот комплексный подход позволяет политическим элитам двух стран поддерживать стабильные союзнические отношения и обеспечивать защиту от глобальных и региональных вызовов.
Роль политических элит России и Беларуси в области обеспечения национальной безопасности
Политические элиты России и Беларуси играют ключевую роль в формировании и реализации стратегий обеспечения национальной безопасности. Их влияние проявляется в нескольких аспектах.
1. Определение стратегических приоритетов. Политические лидеры обеих стран формируют основные направления внешней и внутренней политики, определяя приоритеты в сфере безопасности. Они устанавливают рамки для военного сотрудничества, защиты суверенитета и формирования
коллективной обороны, что особенно актуально в условиях глобальных и региональных угроз [Харичкин, 1999, с. 50-55].
2. Институциональная структура. Политические элиты отвечают за создание и поддержку институтов, способствующих сотрудничеству в области безопасности, таких как Союзное государство и ОДКБ. Эти структуры обеспечивают юридическую и организационную базу для совместных военных учений, обмена информацией и координации действий. Так, 29 января 2024 года президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали декрет об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы.
3. Координация и взаимодействие. Политические элиты России и Беларуси активно координируют свои действия на международной арене. Они работают над созданием единого фронта против внешних угроз, включая санкции и военное давление со стороны НАТО. Совместные позиции на международных форумах позволяют эффективно защищать интересы обеих стран. Государственный секретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович сообщил, что новая концепция безопасности Союзного государства и договор о гарантиях безопасности России и Белоруссии будут приняты в 2025 году. «Проект Концепции содержит современные приоритетные направления обеспечения безопасности Союзного государства. В частности, закреплено положение о совместном противодействии политике США, недружественных государств НАТО и Европейского союза в целях достижения стратегических целей Союзного государства по взаимовыгодному и равноправному международному сотрудничеству, что в то же время сохраняет возможность для прагматичного взаимодействия с отдельными государствами, несмотря на их блоковый статус», - сказал Александр Вольфович.
4. Управление внутренними вызовами. Политические элиты играют важную роль в реагировании на внутренние угрозы, такие как терроризм и организованная преступность. Они инициируют законодательные изменения и принимают меры для повышения безопасности, обеспечивая правопорядок и стабильность. Сергей Лавров отметил, что Союзное государство имеет устойчивое развитие. По его словам, 28 союзных программ, принятых по поручению президентов, закреплены законодательно в решении парламентов и Российской Федерации, и Республики Беларусь. Министр иностранных дел России заявил, что эти данные показывают конкретное углубление «интеграционных процессов и максимальное повышение эффективности экономики и социальной сферы».
5. Формирование общественного мнения. Элиты также влияют на общественное восприятие вопросов безопасности, проводя информационные кампании и формируя общественное мнение о внешних угрозах. Это позволяет мобилизовать поддержку населения для укрепления обороны и безопасности. Так, министр иностранных дел Беларуси сказал, что в рамках Союзного
государства на белорусской территории размещено ядерное оружие. «Об этом знают все наши соседи, которые наращивают свои военные мускулы на границе Беларуси, но никак не делают шаг вперед, потому что ядерное вооружение - это раздражитель, который может удержать любую здоровенную дубину», - заявил Максим Рыженков.
Таким образом, политические элиты России и Беларуси являются основными акторами в обеспечении национальной безопасности, активно формируя стратегию, координируя действия и адаптируясь к меняющимся условиям как внутри стран, так и на международной арене [Шумовская, Карташов, 2019, с. 167-174].
Проблемы и вызовы в сотрудничестве
Сотрудничество России и Беларуси в области национальной безопасности сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые могут негативно повлиять на стабильность их союзнических отношений.
Несмотря на тесные связи, между политическими элитами обеих стран иногда возникают разногласия по вопросам внутренней и внешней политики. Это может касаться различных подходов к экономическим реформам, международным отношениям и внутренним кризисам [Сипаро, 2023, с. 7-13].
Беларусь во многом зависит от России в экономическом плане, что создает неравенство в отношениях. Это может приводить к напряженности, особенно когда речь идет о ценах на энергоносители и о других экономических вопросах, что в свою очередь влияет на стабильность сотрудничества в сфере безопасности.
Ужесточение санкционной политики Запада против России и Беларуси создает дополнительные сложности в сотрудничестве. Оба государства вынуждены искать пути для адаптации к новым условиям, что может усложнить координацию действий.
Совместная борьба с киберугрозами и информационными войнами требует высокой степени координации и доверия между странами. Разные подходы к вопросам кибербезопасности могут привести к недостаточной эффективности совместных усилий.
Политические элиты обеих стран сталкиваются с внутренними вызовами, такими как протестные движения и общественные недовольства. Это может отвлекать внимание от вопросов безопасности и препятствовать эффективному сотрудничеству.
Несмотря на общие цели, у России и Беларуси могут быть разные взгляды на тактики и стратегии в области безопасности, что может затруднять совместное планирование и реализацию оборонительных мероприятий [Морохов, 2024].
Эти проблемы и вызовы требуют от политических элит обеих стран гибкости и способности к компромиссам, чтобы сохранить и развить сотрудничество в области национальной безопасности.
Перспективы развития сотрудничества в области безопасности
Сотрудничество России и Беларуси в области безопасности имеет значительный потенциал для дальнейшего развития, особенно в условиях меняющейся международной обстановки. Рассмотрим ключевые перспективы.
С учетом растущих угроз военное сотрудничество может стать более структурированным. Ожидается увеличение числа совместных учений, создание новых совместных военных подразделений и расширение сферы взаимодействия, включая новые технологии и системы вооружений.
Поскольку киберугрозы становятся все более актуальными, Россия и Беларусь могут развивать совместные программы в области кибербезопасности. Создание единой системы защиты информационных ресурсов и обмен опытом в этой сфере могут значительно повысить безопасность обеих стран.
Углубление экономической интеграции через создание общих рынков и совместные инвестиционные проекты может укрепить устойчивость двух стран перед внешними вызовами. Это поможет обеспечить стабильность и уменьшить зависимость от западных рынков.
Политические элиты союзного государства России и Беларусии могут активнее участвовать в международных организациях, таких как ОДКБ и СНГ, чтобы вырабатывать общие подходы к безопасности и влиять на международную повестку. Это может укрепить их позиции на международной арене.
В условиях нестабильности в соседних регионах Россия и Беларусь могут разработать совместные инициативы по обеспечению безопасности на своих границах. Это может включать усиление пограничной охраны, совместные антитеррористические операции и обмен разведывательной информацией.
Совместная работа по созданию стратегических резервов и механизмов реагирования на внешние угрозы может повысить устойчивость обеих стран к внешнему давлению, включая экономические санкции и политические манипуляции [Волкова, 2015].
Таким образом, перспективы развития сотрудничества в области безопасности между Россией и Беларусью являются многообещающими и могут привести к укреплению не только двусторонних отношений, но и стабильности в регионе в целом.
Выводы
Сотрудничество России и Беларуси в области национальной безопасности представляет собой важный аспект их союзнических отношений, имеющий глубокие исторические корни и актуальность в условиях современных вызовов. Политические элиты обеих стран активно работают над укреплением совместных оборонительных инициатив, развивая военное сотрудничество, информационную безопасность и экономическую интеграцию. Тем не менее, на пути к более глубокому взаимодействию стоят ряд проблем, включая политические разногласия, экономическую зависимость и внешнее давление.
Перспективы развития сотрудничества в этой области остаются многообещающими. Углубление военного взаимодействия, создание общих систем киберзащиты и активное участие в международных структурах могут стать основой для более эффективного реагирования на угрозы безопасности. Важно, чтобы обе страны продолжали искать пути для преодоления существующих вызовов и усиливали свои союзнические связи, что позволит не только сохранить стабильность внутри стран, но и способствовать миру и безопасности в регионе. Таким образом, сотрудничество в сфере национальной безопасности остается ключевым элементом для обеспечения будущего союзного государства России и Беларусии.
Список литературы
Акимов Г. А. Стратегия национальной безопасности РФ в свете современных угроз // Молодой ученый. 2022. № 13 (408). С. 169-171.
Белоруссия и Россия планируют подписать договор о гарантиях безопасности. URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21981127 (дата обращения: 12.09.2024)
Волкова Т.А. Влияние политических элит на национальную безопасность // Евразийский Союз Ученых. 2015. №4-12 (13).
Грызлов Б. Вместе боролись и побеждали. URL: https://rg.ru/2024/07/01/vmeste-borolis-i-pobezhdali.html (дата обращения: 30.07.2024).
Заитов Ф.Р. Проблемы развития Союзного государства Беларуси и России // Сборник материалов Международной молодёжной научной школы-конференции. Новосибирск: Институт истории СО РАН; Новосибирский государственный университет; АНО «Свободные науки», 2021. С. 335-343.
Иванцов А.В. Основные этапы и предпосылки постсоветской интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь // Современная Европа. 2018. №5 (84). С. 90-97
Климентьев М. История интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. URL: https://tass.ru/info/6890804 (дата обращения: 02.08.2024)
Конкин В.С. Национальная безопасность современной России // Вестник СГЮА. 2012. №6 (89). С. 60-63.
Лавров заявил об активном развитии Союзного государства России и Белоруссии. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/06/25/23320531.shtml7updated (дата
обращения: 15.09.2024)
Морохов Д. Взаимодействие России и Беларуси в контексте внутренней безопасности Союзного государства. URL: https: //roscongress.org/materials/vzaimodeystvie-rossii-i-belarusi-v-kontekste-vnutrenney-bezopasnosti-soyuznogo-gosudarstva/ (дата обращения: 04.08.2024)
Новую концепцию безопасности Союзного государства примут в 2025 году. URL: https://ria.ru/ 20240909/bezopasnost-1971502026.html (дата обращения: 09.09.2024)
Пирогов А.И., Растимешина Т.В. Союзное государство России и Беларуси: кризис или крушение надежд? // ЭСГИ. 2021. №1 (29). С. 126-131.
Путин и Лукашенко подписали план развития Союзного государства до 2026 года. URL: https:// ria.ru/20240129/dekret-1924196592.html (дата обращения: 02.09.2024)
Сессия ПМЭФ-2023 «Союзное государство: стратегия взаимодействия России и Беларуси». URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2023-soyuznoe-gosudarstvo-strategiya-vzaimodeystviya-rossii-i-belarusi/discussion/ (дата обращения: 01.08.2024)
Сипаро К.А. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Республики Беларусь // РППЭ. 2023. №2 (148). С. 7-13. DOI: 10.26726/1812-7096-2023-2-7-13
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02 июля 2021 г. URL: https:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948/ (дата обращения: 20.08.2024)
Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. Дис. ... док. филос. наук. М., 1999. 360 с.
Шимов В. Позитивные тенденции или нерешенные проблемы: что преобладает в Союзном государстве. URL: https: //www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/20231208-pozitivnye-tendentsii-ili-nereshennye-problemy-chto-preobladaet-v-soyuznom-gosudarstve/ (дата обращения: 02.08.2024)
Шумовская Н.Е., Карташов М.В. Политические элиты России и Белоруссии в современном контексте союзного государства // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. №4 (61). С. 167-174.
References
Akimov G. A. The strategy of national security of the Russian Federation in the light of modern threats // Young Scientist. 2022. No. 13 (408). pp. 169-171. (in Russian).
Belarus and Russia plan to sign an agreement on security guarantees. URL: https://tass.ru/mezh-dunarodnaya-panorama/21981127 (date of application: 09/12/2024) (in Russian).
Gryzlov B. Fought and won together. URL: https://rg.ru/2024/07/01/vmeste-borolis-i-pobezhdal-i.html (date of application: 30.07.2024). (in Russian).
Ivantsov A.V. The main stages and prerequisites of the post-Soviet integration of the Russian Federation and the Republic of Belarus // Modern Europe. 2018. No.5 (84). pp. 90-97. (in Russian).
Kharichkin I.K. The political elite and its role in ensuring Russia's national security. ...doc. Philos. M., 1999. 360 p. (in Russian).
Klimentyev M. The history of integration of Russia and Belarus within the framework of the Union State. URL: https://tass.ru/info/6890804 (date of application: 08/02/2024). (in Russian).
Konkin V.S. National security of modern Russia // Bulletin of the SSYA. 2012. No.6 (89). pp. 60-63. (in Russian).
Lavrov announced the active development of the Union State of Russia and Belarus. URL: https: // www.gazeta.ru/politics/news/2024/06/25/23320531.shtml7updated (date of application: 09/15/2024) (in Russian).
Morokhov D. Interaction between Russia and Belarus in the context of the internal security of the Union State. URL: https://roscongress.org/materials/vzaimodeystvie-rossii-i-belarusi-v-kontekste-vnutrenney-bezopasnosti-soyuznogo-gosudarstva / (date of request: 08/04/2024). (in Russian).
Pirogov A.I., Rastimeshina TV. The Union State of Russia and Belarus: crisis or collapse of hopes? // ESGI. 2021. No.1 (29). pp. 126-131. (in Russian).
Putin and Lukashenko signed a plan for the development of the Union State until 2026. URL: https: // ria.ru/20240129/dekret-1924196592.html (date of application: 02.09.2024) (in Russian).
Shimov V. Positive trends or unresolved problems: what prevails in the Union State. URL: https:// www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/20231208-pozitivnye-tendentsii-ili-neresh-ennye-problemy-chto-preobladaet-v-soyuznom-gosudarstve / (date of request: 08/02/2024). (in Russian).
Shumovskaya N.E., Kartashov M.V. Political elites of Russia and Belarus in the modern context of the Union state // The Caspian region: politics, economics, culture. 2019. No.4 (61). pp. 167-174. (in Russian).
Siparo K.A. Problems and prospects of economic cooperation between Russia and the Republic of Belarus // RPE. 2023. No.2 (148). pp. 7-13. DOI: 10.26726/1812-7096-2023-2-7-13 (in Russian).
SPIEF-2023 session "The Union State: a strategy for cooperation between Russia and Belarus". URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2023-soyuznoe-gosudarstvo-strategiya-vzaimod-eystviya-rossii-i-belarusi/discussion/ (date of access: 08/01/2024). (in Russian).
The National Security Strategy of the Russian Federation dated July 02, 2021 URL: https:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948 / (date of access: 08/20/2024). (in Russian).
The new security concept of the Union State will be adopted in 2025. URL: https://ria.ru/ 20240909/bezopasnost-1971502026.html (date of application: 09.09.2024) (in Russian).
Volkova T.A. The influence of political elites on national security // Eurasian Union of Scientists. 2015. No.4-12 (13). (in Russian).
Zaitov F.R. Problems of the development of the Union State of Belarus and Russia // Collection of materials of the International Youth Scientific School-conference. Novosibirsk: Institute of History SB RAS; Novosibirsk State University; ANO "Free Sciences", 2021. pp. 335-343. (in Russian).