УДК 378.1
Маренцева Елена Сергеевна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены определения сущности самореализации, представлены критерии уровня развития функции самореализации, содержание и направления педагогической поддержки.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, самореализация, студент.
Все исследователи проблем социальнопедагогической поддержки подчеркивают значимость этого вида педагогической деятельности для подросткового и юношеского возраста, объясняя это возрастными особенностями, связанными с уменьшением воспитательного воздействия взрослых (педагогов и родителей), потребностью жизненного и профессионального самоопределения, эффективность которого зависит от личностного опыта, приобретаемого в процессе самореализации. Характерной особенностью студенческого возраста является стремление самореализоваться среди сверстников, в студенческой среде.
Самореализация трактуется нами как осуществление студентом себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие им своих возможностей посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими участниками образовательного процесса: предъявление и обогащение личностных и профессиональных смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра личностных и профессиональных потребностей, раскрытие и усиление ветвления способностей (в том числе педагогических), укрепление эмоциональной устойчивости, усиление свободы индивидуального развития и раскрытия своего творческого потенциала творчества.
Исходя из работ Л.А. Коростылевой, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, А.В. Петровского, В.Э. Чуд-новского и др. и с учетом возрастных особенностей студентов были выделены критерии, с помощью которых можно оценивать успешность педагогической поддержки самореализации студентов в образовательном пространстве вуза. Критерием уровня развития функции самореализации личности для нас служила степень сформи-рованнности ее ведущих компонентов: мотивационно-оценочного, эмоционально-волевого и деятельностно-практического. Представляя
структуру функции самореализации личности через единство выше обозначенных компонентов, мы оцениваем степень ее развития по следующим критериям:
- развитость эмоционально-волевой сферы личности студента;
- развитость мотивационно-смысловой и ценностной сферы студента;
- деятельностно-практическая включенность студента в образовательный процесс [1, с. 14].
В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:
- поддержка того, что актуально присутствует у учащегося, что потенциально находится в зоне его ближайшего развития;
- построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
- обнаружение собственных проблем и придание им (через взаимодействие со взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.
Система средств педагогической поддержки предполагает выделение следующих педагогических условий:
- целостность (используемые средства должны представлять целостную систему);
- систематичность (отобранные средства и методы должны применяться систематически, т.к. эпизодическое использование не дает необходимого эффекта);
- целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач);
- диагностичность (проведение диагностики личностных изменений учащегося);
- диалогичность (общение в образовательном процессе строится на основе эмпатии, сопереживания другому, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях);
366
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Маренцева Е.С., 2010
- контекстность (образовательный процесс должен строиться с учетом контекста обучения и будущей профессиональной деятельности);
- вариативность (подбор системы средств с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся);
- динамичность (чередование в пределах изучения одной темы различных типов и методов организации диалогического взаимодействия).
Содержание педагогической поддержки обусловлено целями субъектов совместной деятельности: студента, педагога, образовательного учреждения. Содержание педагогической поддержки зависит от познавательных, творческих потребностей студента, от целей, которые они стремятся достичь в процессе получения высшего образования. Цели и потребности студентов являются главными для определения содержания форм и методов педагогической поддержки Эффективность самореализации студентов в процессе получения высшего образования зависит от системы педагогической поддержки, созданной в вузе. Системный характер педагогической поддержки проявляется в том, что частичная реализация отдельных мер (управление деятельностью педагога, студента) не обеспечивает качественного результата - самореализации студента. Анализ исследования различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме показывает, что педагогическая поддержка рассматривается как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, личности ребенка в процессе образования; принцип действия в педагогическом процессе, ориентированный на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоциональноволевом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.
Основным направлением педагогической поддержки является помощь (педагога, психолога, родителей) в личностном развитии учащего-
ся, направленная на актуализацию собственных внутренних сил и резервов самореализации. О.С. Г азман в качестве предмета педагогической поддержки рассматривал процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), способствующий сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении [3, с. 18].
Серьёзным остается вопрос о том, что следует поддерживать в формирующейся личности. Содержание педагогической поддержки рассматривается шире, чем просто работа с проблемой человека [2, с. 6].
Таким образом, педагогическая поддержка рассматривается как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, личности ребенка в процессе образования; принцип действия в педагогическом процессе, ориентированный на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Бобылева А.С. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2006.
2. Бурыкина Н.М. Социально-педагогическая поддержка учащихся с особыми проблемами в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 23 с.
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.
4. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. - Калининград: Калининградский ун-т, 1995. - 94 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
367