Lasswell H.D. 1976. Power and Personality. Norton: The Norton Library.
Miller G.A. 1956. The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information. — Psychological Review, No 63. P. 81-97.
УДК: 303.832.
ЕФИМОВА Сабина Рафаилевна -
ассистент кафедры конфликтологии философского факультета Казанского федерального университета.
420008, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
sabimys@gmail.com
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (на примере Республики Татарстан)
CONSTRUCTING THE ETHNIC CONFLICTS IN THE YOUTH SPHERE BY MASS MEDIA (on the example of the Republic of Tatarstan)
В данной статье рассматривается миграционная политика Татарстана. Проанализированы характерные особенности влияния СМИ на сознание молодежи, конструирование образа «мы» и «они». Автором был проведен контент-анализ онлайн-прессы с целью выявления уровня освещенности молодежного этнического конфликта. На основе проведенного исследования автором были выявлены особенности освещения онлайн-прессой молодежных конфликтов этнического характера.
Ключевые слова: миграция, этнос, СМИ, нация, идентичность, формирование этнической идентичности, противопоставление «мы» и «они»
This article discusses the migration policy in the Republic of Tatarstan. Characteristics of the mass media i mpact on youth's consciousness and on construction of the «us» and «them» image are analyzed. The author carried out content-analysis of online-media with a task of identifying the level of coverage of youth ethnic conflict. On the basis of the research the author revealed the features of coverage of youth’s ethnic conflicts by online-press.
Keywords: migration, ethnos, media, nation, identity, formation of ethnic identity, contrast of «us» and «them»
Республика Татарстан как субъект Российской Федерации характеризуется экономической стабильностью и разнообразием этносов, объединенных в одном регионе.
В настоящее время Республика Татарстан — это еще и регион со значительным числом мигрантов из республик Закавказья и Средней Азии. В связи с этим особую значимость приобретает толерантное отношение к приезжим, мирное сосуществование разных
языков, религий, традиций, а также менталитета, характера и стандартов поведения при сохранении своих этнических особенностей.
Формирование этнической идентичности происходит под воздействием различных факторов, таких как язык, идеология, средства массовой информации, историческая память и противопоставление другим этническим группам.
По мнению многих ученых, процесс формирования и поддержания этни-
ческой идентичности невозможен вне дихотомии «мы» — «они». Формируемый этнос в процессе подобного противопоставления наделяется положительными чертами, в то время как «другой» этнос
— нейтральными или негативными. Выгодное позиционирование положительных черт на фоне нейтральности или негативизма «других» этносов создает предпосылки для формирования и поддержания в дальнейшем этнической идентичности.
Процесс формирования этнической идентичности как противопоставление «мы» и «они» может иметь две формы: для первой формы характерно противопоставление «мы» и «другие», для второй — «мы» и «чужие», где «чужие» являются максимально негативизиро-ванной частью других этнических групп. «Другие» просто отличаются от формируемого этноса, «они» — не такие как «мы». Но «чужие» — это «наши враги», они создают проблемы для «нас». Поэтому для процесса формирования и поддержания этнической идентичности доминирующих этносов путем противопоставления «чужим» этническим группам характерен целый ряд негативных социальных явлений, таких как бытовой расизм в отношении «чужих» этносов, этническая дискриминация и социальное исключение [Сафин 2007: 79].
С одной стороны, противопоставление «мы» и «они» имеет положительный характер в формировании этнической принадлежности, а с другой — негативный характер противопоставления, поддерживаемый в средствах массовой информации.
Недоверие россиян к мигрантам подпитывается рядом социальных мифов, укоренившихся в публичном и, прежде всего, массмедийном дискурсе: «об этнической преступности», о мигрантах как источнике санитарноэпидемиологической угрозы, о приезжих (особенно мусульманах) как потенциальных террористах и экстремистах, об их вовлеченности в наркотрафик и наркобизнес, о неготовности мигрантов интегрироваться в принимающее сообщество и склонности замыкаться в этнических анклавах [Низамова 2013: 31].
Таким образом, взаимодействие между представителями различных
этнических сообществ ведется с помощью специфических методов: стереотипизации, использования определенных метафорических приемов, приписывания скрытых намерений другим.
Поведением человека можно управлять, формируя в его сознании соответствующие образы, представления, поддерживая одни, затеняя другие. Естественно, для воздействия и манипуляций сознанием важны те образы-представления, которые не нейтральны в социальном плане, а содержат выраженную социально-психологическую установку, «предписывающую определенное, чаще всего негативное отношение к явлению, которое они отражают. С помощью метода стереотипизации в сознание людей внедряются мифы и иллюзии, насаждаются предрассудки
— фальшивое представление об этнических группах» [Гакаев 2003: 8].
На нынешнем этапе развития российской государственности тенденции национал-сепаратизма практически не наблюдаются, чего нельзя сказать о проявлениях ксенофобии и интолерантного отношения к представителям некоренных этнических групп, постоянно или временно проживающих на территории РФ. Не является исключением в данном отношении и Республика Татарстан.
Одна из проблем молодых людей на сегодняшний день — это отсутствие «интернационального воспитания». Если это было характерно для жителей бывшего СССР, где разные этносы и культуры мирно сосуществовали на одной территории, то сейчас воспитание толерантности в молодежной среде абсолютно отсутствует.
В Казани среди местных жителей отрицательно относится к мигрантам каждый четвертый. 28% опрошенных не задумывались о своем отношении к приезжим, а в вопросе о преимуществах от появления новых людей в родном городе затруднились определить свою позицию 15% опрошенных. Есть основания полагать, что при определенных условиях, связанных с воздействием социальных институтов, этот значительный слой общества может пополнить группу непримиримых. Лишь 11% местного населения республики готовы помочь переселенцам [Габдрахманова 2008: 2].
Мигранты, которые имеют легальный статус, имеют право претендовать на те же рабочие места, что и местные жители. Зачастую это является одной из причин появления противоречий и напряженности на рынке труда, что также отрицательно сказывается на отношениях между молодежью и мигрантами.
Явное несоответствие между действительной оперативной обстановкой в республике и уверенностью значительной части местных жителей в крими-ногенности приезжих свидетельствует о деструктивной роли массмедиа и отдельных официальных лиц, а также «экспертов» общероссийского уровня. Эпизоды преступлений, совершенных мигрантами, подаются и тиражируются в СМИ в рамках дискурса «этнической преступности», отличающегося выраженной предвзятостью и служащего эскалации ксенофобии в России. Кроме того, за определениями, применяемыми в отношении приезжих, — «мигрант», «гастарбайтер» и т.п. — закрепились устойчивые коннотации «нелегальности» и принадлежности к теневому сектору экономики в силу типичной для ФМС и массмедиа лексики (незаконная трудовая деятельность, составление административного протокола, выдворение из страны, вывоз денежных средств и др.). Действительно, из-за существования незаконной миграции, а также применения мигрантами неофициальных способов решения жизненных проблем и трудовых споров (теневые практики, взятки, коррупционные механизмы и др.) такие представления не беспочвенны, однако они должны оцениваться адекватно, системно и всесторонне [Сагитова 2013: 420-421].
Различие в социально-экономическом положении, этнокультурные различия, специфика менталитетов, стиля жизни определяют отношение к приезжим.
СМИ Татарстана чаще всего поддерживают установку, направленную на поддержание образа Татарстана как поликультурного и поликонфессио-нального сообщества.
Однако в сети Интернет дело обстоит иным образом. Интернет — наиболее распространенное место общения молодых людей, где они узнают новости, слушают музыку, отправляют видео/картинки, обмениваются мнениями.
СМИ не только отражают происходящие в стране процессы, но и влияют на формирование мировоззрения молодежи, на их ценности и поведение.
Молодежь среди других возрастных групп была всегда более терпимой (в силу более высокой образованности, чем предшествующие поколения в этом же возрасте). Но сегодня сформировались другие группы молодежи, для которых характерны насильственные действия по отношению «к другим». Это учащиеся ПТУ, рабочая молодежь, школьники, проживающие в малых, кризисных городах. Отмечается рост этнической агрессивности студентов [Степин 2010: 17-18]. Сами студенты все чаще ощущают на себе интолерантные установки в связи с национальной принадлежностью. Так, в Татарстане с отрицательным отношением к людям по признаку национальности сталкивалась половина учащейся молодежи и лишь 29% предпринимателей и 17% рабочих, инженерно-технических работников [Габдрахманова 2008: 73-74].
Это говорит о том, что среди молодежи есть враждебность по отношению к приезжим, а также существует конфликт в его латентной стадии. Однако в некоторых районах Татарстана это конфликт перерастает в активную вражду, требующую вмешательства правоохранительных органов.
С целью выявления характера взаимодействия молодежи с мигрантами мы обратились к анализу содержания материалов онлайн-прессы.
Нами было проанализировано интернет-пространство различных новостных сайтов, онлайн-газеты, такие как Интертат, Татаринформ, Татпресса, Молодежь Татарстана, Вести Татарстана, Вечерняя Казань, KZN, Татарам.ру за 2012-2013 гг.
Первое освещение молодежных межэтнических столкновений, происшедших в Нурлате, которые впоследствии стали основой конфликта, разворачивающегося между молодежью и мигрантами - выходцами из Средней Азии, состоялось 06.05.2013 г. в газете Интертат.ру под заголовком: «Или мы, или нас». В ней говорилось, что «в Нурлатском районе татары выгнали таджиков из села», и прилагалась подготовленные молодежью видеоматериалы,
зафиксировавшие возмущение местного населения.
В августе 2013 г. в онлайн-газете Интертат.ру появилась статья об этническом конфликте в Нурлате с заголовком: «За что бьется молодежь в Нурлате». И что довольно интересно, в телевизионных СМИ об этом конфликте не было никакой информации. Далее, в августе 2013 г. появляется статья с еще одним заголовком: «Нурлатский конфликт: 33 плюс 3». В ней описывается сам конфликт и число задержанных: 33 человека — местное население, молодежь, а 3 — выходцы с Кавказа.
Это был единственный молодежный межэтнический конфликт, который был освещен в электронных СМИ и вызвал резонанс среди молодежи.
Таким образом, можно сказать, что в средствах массовой информации Татарстана освещение межэтнических конфликтов в молодежной среде практически отсутствует. Это, прежде всего, связано с миграционной политикой Татарстана, которая с 1990-х гг. была направлена на удовлетворение интересов и потребностей всех жителей поли-культурной и поликонфессиональной республики.
Данный конфликт, происшедший в Нурлате, имеет под собой экономическую подоплеку, т.к. мигранты зачастую претендуют на те же рабочие места, что и местное население. Молодежь явля-
ется ячейкой в социуме, претендующей на рабочее место, а нехватка рабочих мест вызывает высокую конкуренцию в этой среде.
В массмедийном дискурсе поддерживается образ «другого», в котором в социальном взаимодействии содержатся негативно оцениваемые метафорические коннотации, конструируются нехарактерные мотивы поведения, в связи с чем в обществе повышается уровень напряженности по отношению к мигрантам, возникает чувство недоверия, напряжения и опасения. В таком контексте «другой» может оцениваться и как «чужой», несущий с собой некие подразумеваемые угрозы.
Молодежь является той социальной группой, которая в большей степени открыто выражает свои потребности, эмоции и чувства, поэтому она является «маяком» социума. СМИ, конструируя образ «другого», имеет наибольшее влияние на молодежь, которая в силу своих особенностей готова вступить в открытое противостояние с представителями других этнических общностей.
Однако в ответ на любое освещение событий в СМИ следует заняться выработкой путей преодоления негативных устойчивых мифов и стереотипов, что позволит сформировать объективное мнение в обществе, и в первую очередь по проблеме межэтнических конфликтов.
Литература
Гакаев З.Ж. 2003. Этнические стереотипы в прессе: на примере освещения конфликта в Чечне: дис. ... к.и.н. — М., 221 с.
Габдрахманова Г.Ф. 2008. Мы — они (отношение к мигрантам в Республике Татарстан). — Социологические исследования, № 2. С. 66-75.
Низамова Л.Р. 2013. Миграционная ситуация в республике и ее восприятие местным населением: региональная специфика в общенациональном контексте. — Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане. Казань: Казанский ун-т. С. 268-275.
Сагитова Л. 2013. Адаптация мигрантов в Татарстане и специфика их взаимодействия с властями. — Милиция и этнические мигранты: практики взаимодействия. Казань: Казанский ун-т. С. 420-421.
Сафин Р. Р. 2007. Межэтнические отношения в Республике Татарстан: автореф. дис. ...к.соц.н. — Казань, 215 с.
Степин В.С. 2010. Этничность. — Новая философская энциклопедия. М. Доступ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (проверено 11.09.13).